docgid.ru

Библейская традиция мужества. Духовное мужество

Жизненный путь Великой княжны Ольги Николаевны Романовой был недолгим - Она оставила этот мир в 23 года. Но все знавшие Её отмечали необычное духовное устроение, стремительное взросление, силу воли, духовное мужество внешне хрупкой русской девушки. Её жизнь достойна тщательного изучения, особенно теми, кто только открывает для себя мир, - современными старшеклассниками. Работая в рамках проекта «Наша новая школа», в течение нескольких последних лет на примере жизни Царских Детей мы раскрываем перед учениками тему стремления человека к миру горнему.

В чём заключается духовное мужество человека? Святой апостол Павел говорит о стойкости в сфере духовной жизни христианина: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13). Святитель Григорий Богослов пишет: «Мужество есть твёрдость в опасностях».

Что было основанием для формирования духовного мужества Ольги Николаевны Романовой? Уже в ранние годы была заметна окружающим особенность Её души - чувствительность к фальши. Даже в семилетнем возрасте маленькая Ольга, столкнувшись с незначительной ложью товарища по играм, могла заплакать от потрясения, и это нетерпимое отношение к неправде, стремление к жизни по совести сохранилось в Великой Княжне до конца Её дней. «Характерными чертами у неё были сильная воля и неподкупная честность...» (А. Танеева).

Душа Ольги Николаевны с раннего детства стремилась ввысь. Дневниковые записи, письма Великой Княжны свидетельствуют о глубокой любви к храму и постоянном размышлении о вере и Церкви, точной нравственной оценке событий в России.

Она умела брать на себя чужую боль, рано повзрослела, разделяя страдания своих Родителей, горячо любимого брата. Как утешить плачущего? В русской традиции есть мудрое правило: плакать вместе с ним. Этим бесценным свойством, ярко выраженным даром утешения и обладала Ольга Николаевна. Несчастья отца Великая Княжна принимала близко к сердцу, могла беседовать с Ним о важных, тревожащих душу родителя событиях, в период боевых действий писала ему в Ставку подробные письма...

Тяжелейшее испытание, выпавшее на долю Царской Семьи - государственный переворот со всеми вытекающими отсюда последствиями, отречение Государя - во всей полноте проявило в Ольге Николаевне Романовой заложенное в Ней настоящее смирение - основу духовного мужества. «Ужас революции повлиял на нее гораздо больше, чем на других. Она полностью изменилась, исчезла Ее жизнерадостность" (Софи Бугсгевден). По воспоминаниям о состоянии Ольги Николаевны в этот период возникает впечатление, что она в свои совсем юные годы сразу смогла осознать, что последует за свершившимся святотатством, что ожидает Царскую Семью и какова будет цена покаяния. Только глубоко смиренному уму даётся такое видение. Ольга Николаевна долго была больна, но письма Её полны надежды: «Столько отвратительного слышишь, жутко даже, но всё же я твёрдо верю, что Господь поможет...». Постоянное памятование о Боге живёт в душе Великой Княжны, молитва укрепляет, даёт силы: «Сегодня совсем тихо. Слышу звон в Екатерининском соборе; иногда так хочется зайти к Знаменью...»

В течение гнетущих последних месяцев жизни перед юной Ольгой Николаевной, как и перед другими Царскими Детьми, раскроются все ужасы плена. Но ничто: ни издевательства охраны, ни болезни, ни предательство окружения Семьи, ни вечная тревога, ни постоянная угроза агрессии не могли сломить Её горячей любви к Христу. Ольга Николаевна шла наперекор тому, что предлагали Ей страшные обстоятельства: по-доброму обращалась с преступной охраной, была сдержанна во всём, не теряла чувства юмора, продолжала занятия с младшими сёстрами и Царевичем. В книге Ольги Николаевны, найденной после смерти - нарисованные и вырезанные из бумаги изображения церкви Спаса Преображения в Новгороде. Кому из художественно одарённых Царских Детей принадлежат они? Положила листочки в книгу боголюбивая старшая сестра...

Свидетельства очевидцев последних месяцев жизни Царской Семьи говорят о необычайном смирении Пленников. Духовник Царской Семьи отец Афанасий в своём дневнике отмечал, что, по мере возрастания страданий Мучеников, возрастали Их терпение и молитва. Известные стихи С. Бехтеева «Пошли нам, Господи, терпенье», переписанные рукой Великой Княжны, говорят о Евангельском отношении к врагам и силе духа. Борясь со злом любовью Христовой, Великая Княжна побеждала смерть; она прожила в единстве с Богом всю свою короткую жизнь и ни в чём Ему не изменила ни в дни «народного гоненья», ни под моральными пытками палачей.

Ольга Николаевна Романова осознавала, что гибнет в битве за Православную Россию. Она умирала, как святая, подобно первым русским святым, страстотерпцам Борису и Глебу, не оказывая внешнего сопротивления, но прощая и любя, т. е. сопротивляясь внутренне, прося благословения Божия и покоя. Духовное мужество Великой Княжны заключается в смиренном приятии воли Божией.

Великая Княжна в свои совсем юные годы умирала за Россию, молясь о будущем страны. Смерть была выбрана Её отцом, и выбор был совершенно свободным. Любовь к Богу для просвещённого светом Христовой Истины нашего последнего русского Царя была дороже, чем земная власть. Смерть была воспринята Им и всеми Членами Семьи как жертва, как необходимость, а не как зло, потому что Царская Семья измеряла происходящее духовным, вечным измерением. Осознать суть этой прекрасной жизни и трагической смерти ещё предстоит... «Никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, никакая самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа» (протоиерей Александр Шаргунов).

Ольга Николаевна Романова проявила мужество веры, которое даётся только человеку праведному. «Не зло победит зло, а только любовь», - утверждал Её Царственный отец на краю могилы, прося не мстить за Него, полностью отдав себя в Божьи руки. Эти слова были переписаны рукой Его дочери. Ольга Николаевна Романова была достойной дочерью Государя, сумевшего в непроглядную ночь России увидеть свет, данный свыше.

Подвиг Царской Семьи вызывает горячий отклик в душах современных школьников, отрезвляет, напоминает о Вечном. Ангелы жили на земле - это очень хорошо понимают наши ученики. Детское чистое сердце безошибочно чувствует Правду Царских Мучеников, их восхищает высокий уровень нравственного развития Царских Детей, мужество и патриотизм. В своих сочинениях современные школьники отмечают, что самое сильное впечатление производят на них письма Царских Детей из заключения. Ученики обращают внимание на преодоление Царскими Детьми угнетённого состояния, видимо, это укрепляет ребят в каких-то сокровенных мыслях: ни для кого не секрет, насколько неустойчива нервная система современных детей. Подростки восхищаются тем, что Царские Дети не просили о сохранении земной жизни, а молились о спасении души. Когда мы готовим композицию о Подвиге Царской Семьи (состав участников менялся уже несколько раз в течение 5 лет), ученики борются за право выразительно читать последние письма Царских Дочерей. Прослушав взволнованный рассказ участников композиции, слушатели - ученики и учителя - встают в знак почтения и скорби, уважения к подвигу во имя веры. Многие не могут сдержать слёз.

Из книги Эдвина Коула «Сильные мужчины в тяжелые времена.»

То, во что вы верите, в конечном счете, определяет ваше поведение, характер и всю судьбу.

У ОДНОГО МОЕГО ДРУГА, Лэрри Керичака был дедушка, в чем-то похожий на библейского пророка Даниила. Позвольте объяснить, что я имею в виду. Даниил был целеустремленным, решительным и твердым в духе. Он был уверен в том, что ничто не может удержать или отвлечь его от служения Богу Иегове. Постоянство Даниила в ежедневной молитве и посвящении себя Богу определяло все его решения. Вера в Бога служила фундаментом для его жизни.

Когда беспринципные и завистливые люди задумали подорвать влияние Даниила на царя, они начали искать слабые места в его жизни. Не найдя ни одного недостатка, они решили в качестве слабости использовать сильную сторону Даниила, запретив с помощью гражданского закона его ежедневные молитвы Богу, которые он открыто совершал три раза в день. Используя лживую лесть, они предложили царю издать закон, чтобы все поклонялись только царю Дарию как богу и чтобы всякий, кто будет поклоняться иному богу, был бы наказан. Они знали из жизни Даниила, что он никогда не отречется от своей веры, чтобы поклоняться какому-либо иному богу, кроме Иеговы.

Когда Даниил ослушался нового указа царя, ему пришлось провести ночь во рву вместе с голодными львами. Даниил отказался преклониться перед гражданским указом, который противоречил уставу праведности. Его гражданское непослушание не было результатом бунта против царя, оно было результатом твердого решения исполнять волю Божью независимо от последствий для себя. Вопреки указу, направленному на уничтожение его жизни, Даниил остался непреклонным. Под угрозой смерти он продолжал молиться. Сейчас всем известно, что пасти львов были заграждены, Даниил был спасен, а его зложелателей постигла участь, которую они готовили Даниилу. Божье возмездие исполнилось сразу.

Даниил был смелым мужчиной. Он имел твердую веру, «положив в сердце своем не оскверняться» (Дан. 1:8). Его сердце было цельным в своей решимости. В цельности есть сила. «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего», — обращается Давид к Богу (Пс. 85:11). Утвержденное сердце дает великую силу для выполнения миссии.

Так вот, возвратимся к моему другу Лэрри. Его дедушка, Николай, жил в России, Он был человеком глубоких убеждений, приобретенных в результате изучения Слова Божьего и послушания. Его отношения с Христом были основаны на богатом личном опыте духовного преображения. Чудо его спасения наполняло его сердце любовью к Иисусу Христу и жгучим желанием делиться своим знанием о Христе, с каждым, кого он встречал на пути.

Во время Первой мировой войны его призвали солдатом в русскую армию. Командир роты приходил в ярость, когда Николой открыто свидетельствовал об Иисусе солдатам.. Ему было мало беседовать с людьми один на один, он проповедовал целым группам солдат, не обращая внимания на запрещающие приказы. В конце концов, снедаемый ненавистью к молодому солдату-верующему командир привязал Николая к дереву, поставил напротив него пушку и сказал, что разнесет его на куски, если он не пообещает прекратить проповедовать Христа.

Увидев пушку, непоколебимый, исполненный Духа христианин сказал без малейшего страха в голосе: «Стреляй! Я не остановлюсь!»

Командир не выстрелил, но отправил Николая в тюрьму на четыре года. По освобождении дедушка эмигрировал в Канаду. Там он продолжал работать и проповедовать. Переходя из деревни в город, проповедуя в домах, холлах и везде, где только было можно, он евангелизировал своих соотечественников-эмигрантов и коренных жителей своей новой родины.

Спустя много лет, уже после Второй мировой войны, русский командир, который когда-то угрожал ему смертью, тоже эмигрировал в Канаду. Однажды, когда Николай проповедовал в небольшом селении во время своего очередного путешествия по городам и деревням, случилось так, что он должен был выступать в помещении, которое было совсем рядом с домом, где проживал старый командир. Местный друг командира пригласил его на собрание. По-прежнему настроенный против Евангелия, командир из вежливости согласился пойти со своим другом, не подозревая о возможной встрече с Николаем.

Он осторожно вошел в переполненное помещение и начал наблюдать за людьми, как они пели и рукоплескали. Затем вперед вышел человек, и командира отбросило назад. Когда этот человек начал говорить, командир узнал в нем солдата, который ни под какими угрозами не переставал проповедовать еще много лет назад. Пораженный тем, что их пути снова пересеклись так далеко от родины, и устыженный тем, что однажды произошло, командир напугал собравшийся народ тем, что в слезах упал на колени. Вскоре двое мужчин уже обнимали друг друга как братья во Христе.

Безграничная настойчивость была характерным качеством Николая и Даниила.

Настойчивость и убежденность — сильнее преследований.

Великий философ Аристотель учил, что тяжелые предметы падают на землю быстрее, чем легкие. Поскольку он был одним из величайших мыслителей всех времен, люди поверили ему. Через два тысячелетия после смерти Аристотеля Галилеи собрал ученых профессоров у основания Пизанской башни. Он забрался на самый верх и одновременно сбросил два груза: один — весом в десять фунтов, а другой — весом в один фунт. К всеобщему изумлению оба груза приземлились одновременно. Однако сила веры в традиционную мудрость была настолько велика, что профессора отказались поверить в то, что они увидели. Не признав эксперимент Галилея, они остались убежденными в правоте Аристотеля. Сила их веры в то, чему они были научены, не позволила им признать свое заблуждение. Вместо того чтобы принять истину, они упорно продолжали верить, ошибочному учению.

Убеждения человека несут в себе огромный потенциал добра или зла в его жизни. То, как мы верим в Бога, заключает в себе потенциал вечной жизни или смерти.

Многих людей неправильно научили, поэтому они неправильно верят, и при этом они так твердо стоят на своем, что предпочитают оставаться в заблуждении, чем признать это и измениться. Но бывают времена, когда изменение жизненно необходимо.

Моряки часто рассказывают историю о капитане корабля, который однажды ночью увидел свет, похожий на прожектор другого корабля, державшего курс прямо на него. Он приказал дать сигнал этому кораблю: «Измените свой курс на десять градусов к югу».
Назад пришел ответ: «Измените свой курс на десять градусов к северу».
Капитан корабля ответил: «Я капитан. Измените курс к югу».
На что был ответ: «Я моряк первого класса. Измените курс к северу».
Это привело капитана в ярость, и он снова послал сигнал: «Я сказал, измените свой курс к югу. Я — на боевом корабле!»
Назад пришел ответ: «А я сказал, измените свой курс к северу. Я — на маяке!»

Если кто-то высказывает ошибочное мнение, и пятьдесят тысяч человек его повторяют, оно не перестает быть ошибочным. Звучит глупо, но люди каждый день верят лжи в отношении Христа. Они верят в эволюцию, теорию, которая так и не была доказана, и при этом отказываются верить в доказанное христианство.

Человек не может жить без веры. Каждый во что-нибудь да верит. Тем не менее, основная проблема веры в положительное заключается в том, что мы живем в отрицательном мире, обреченном на гибель. Земля содрогается, деревья и звезды падают, здания рушатся, смерчи разрушают, ураганы опустошают, приливы уничтожают, а люди обманывают и крадут.

Чтобы начать верить в положительное, мы должны отделить себя от негативных вещей этого мира. В исследованиях и отчетах людей, достигших финансового успеха, я заметил следующие наиболее часто упоминаемые факторы, которым они приписывают свой успех:

1) навыки общения;
2) умственные способности;
3) целостность;
4) опыт;
5) положительный настрой.

Чтобы мы могли верить в положительное, нам необходимо отвернуться от негативного. Мы должны научиться не просто верить, а верить правильно.

То, во что вы верите, формирует вашу жизнь. Поскольку это важно для принятия вами решений, вера является основой вашего поведения, характера и судьбы. Неправильное поведение основано на неправильной вере. Преступники верят, что они останутся безнаказанными; заключенные верят, что кто-то посадил их в тюрьму; наркоманы верят, что наркотики доставляют им удовольствие; а гомосексуалисты верят, что они созданы такими.

Безумцы, говорит Писание, утверждают, что Бога нет. Это безумие — верить, что нет Бога, и нет отчета за наши действия. Мы все, так или иначе, даем отчет за свои действия. Сексуально распущенные люди отвечают болезнями, разводами, абортами и прочими наказаниями; мошенники, жулики и другие подобные им отвечают по закону и, более того, получают возмездие.

Практический атеизм — это не размахивать руками, крича: «Бога нет!», это жить так, как будто Его нет.

Сравните жизнь таких безумцев с жизнью Даниила, человека, который с ранней юности был посвящен вере в Бога Иегову, уповал на Писание и полагался на молитву.

Вера Даниила в Бога и его образ жизни по вере стали основой его возвышения на вторую высшую по значимости должность в стране. Праведность человека побуждает Бога благословить его и милость Бога сопровождает такого человека всю его жизнь.

То, во что вы верите, определяет ваши отношения — не только с другими, но, прежде всего, с самим собой. То, как вы видите себя, отражается на ваших отношениях с другими. То, во что вы верите, обладает силой привлекать или отталкивать. Если вы верите, что Бог осуждает, обвиняет и исполняет Свои прихоти, это оттолкнет вас от веры в Него и Писание. Но если вы верите в то, что говорит о Нем Библия, — любящий Отец, чудесный Спаситель и милосердный Господь — ваше притяжение к Нему будет безграничным.

Вера — это просто продолжение доверия, поскольку «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Подобно ей и страх есть продолжение доверия, т. е. веры в осуществление невидимого. Итак, вера и страх имеют одно и то же определение, только вера притягивает положительное, а страх — отрицательное.

В Москве началась российско-греческая мемориальная акция, цель которой - познакомить россиян с подвигом греческих новомучеников. В рамках этой акции 22 января со Святой Горы Афон прибыла икона святых новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX веков. Акция проводится как часть XX международных Рождественских образовательных чтений.

В международном аэропорту «Домодедово» икону встретили представители Издательства Московской Патриархии, Посольства Греции в РФ, российской греческой общественности. Особое настроение торжествам встречи создало участие в них молодых людей и девушек в понтийских национальных одеждах из хора Московского общества греков, которые встретили святой образ, а затем несли у иконы почетный караул все время пребывания святыни в зале официальных делегаций аэропорта.

Икона была специально написана на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, ее сопровождали геронта Симеон - представитель святогорского монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон, монах Иосиф (Урядко) из монастыря Пантократор. C прибытием иконы в Москве начались мероприятия российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения» (Святая Гора Афон - Москва). Финальным аккордом этой акции станет концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи», который пройдет 25 января в зале Церковных Соборов храма Христа-Спасителя во время закрытия Рождественских образовательных чтений.

Я рад с новой миссией посетить землю Святой Руси, - сказал монах Симеон (М aнакос) , сопровождающий икону, - и хотя я приезжаю в Россию уже в пятый раз, для меня это всегда особая честь, ведь на этой земле живут близкие нам люди. Мы чувствуем тепло ваших сердец и испытываем к русским собратьям по вере такие же братские искренние чувства. Организаторы акции «От Рождества до Воскресения» взяли на себя важную миссию - рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников, и это очень достойная цель, потому что святые явили нам пример великой христианской веры.

По приглашению наших друзей в России мы привезли сегодня икону Новомучеников Эллады, Малой Азии и Понта, написанную потомственным иконописцем Иваном Мастеропуло, отец которого великий художник Николай Мастеропуло жил в России и был большим другом монастыря Дионисиат. Икону мы планируем передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу вместе с аудиокнигами рассказов о тайных христианах и новых мучениках греческих и будем просить помощи Его Святейшества в том, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви. После падения Константинополя погибли, защищая свою веру, многие ромеи. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. И их подвиг аналогичен подвигам российских мучеников и исповедников советского периода, когда многие тысячи, явив великое подвижничество, отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие, и мы в нем живем и молимся.

Прекрасные аудиокниги о греческих мучениках и исповедниках созданы на русском языке, и мы немного завидуем в этом нашим русским братьям. Их сделал наш русский друг греческого происхождения и большой художник Константин Харалампидис при участии известных русских артистов. Как видите, у нас много общего. Возможно, то дело, что привело нас в этот раз в Россию, и не очень значительное международное событие, не «новый этап отношений Греции с Россией» - такая формулировка звучала в вопросах ваших журналистов, - но отношения между православными народами России и Греции были, есть и будут всегда, и мы понимаем, что время от времени эти отношения надо обновлять. Греческая пословица гласит: «Глаза, которые не видят часто кого-то, когда-нибудь не узна ют его». Поэтому даже близким встречаться обязательно надо.

Радостно, что в ближайшие дни нас ожидает духовное общение с нашими русскими собратьями, и мы желаем, чтобы эта российско-греческо-кипрская акция, которую мы начинаем в России, прошла с успехом. В том числе и духовный концерт в храме Христа Спасителя 25 января. Об этом молятся многие из святогорских братий.

Константин Харалампидис, организатор акции, автор идеи и руководитель проекта «Исповедники Православия после гибели империи», приветствуя гостей встречи святыни, сказал:

Слава Богу, что кардинально ничего не изменилось за века: предательство по-прежнему пока предательство, а мужество и подвиг способны оценить и наши современники. Именно к ним мы обращаемся по завету старца Паисия Святогорца, который много раз сравнивал мужество прежних времен, решимость святых и слабые безвольные жизни большинства людей сегодня.

Вдохнуть духовное мужество, вернуть народу достоинство и решимость, вновь духовно приблизить современных греков к великим эллинам и ромеям, а русских - к идеалам народа Святой Руси способен только Бог. От нас нужно одно - искреннее стремление и воля. Воля - как раз то, чего нам так не хватает сегодня, но в избытке было у святых - новомучеников и исповедников всего греческого мира. Мы обращаемся в нашем проекте к памяти всех святых новомучеников и исповедников - и Константинополя, и Афона, и Эллады, и Кипра, Малой Азии и Понта. Они духовные наследники великой империи и доказали это своей жизнью.

Сегодня, чтобы прикоснуться к великой Византии, мы идем на Афон, потому что это последний живой уголок Империи. Но Империя как духовное понятие жива сегодня именно в православной вере. История, которую мы хотим рассказать нашим современникам, - это урок того, что самые великие империи падают, когда ее народ в массе своей отказывается от высоких христианских идеалов, а крах империи означает время глубочайших страданий абсолютно для всех. Но святые, благодаря тому, что имели веру, волю и решимость, пошли на небо, а те, кто не имел этой силы, оказался на пути падения и гибели.

В мероприятиях акции в Москве, кроме делегации Святой Горы Афон, примут участие представители епископата и духовенства Вселенского Патриархата, Элладской и Кипрской Православных Церквей, общественности России, Греции, Кипра, дипломатического корпуса стран православной традиции.

Организаторы акции «От Рождества до Воскресения» - студия «Константинополь», Издательство Московской Патриархии при поддержке Священного Кинота Святой Горы Афон, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Посольства Греческой Республики в РФ, Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

Му́жество - 1) черта характера, обеспечивающая способность встречать опасности, беды, жизненные трудности без (чрезмерного) страха и утраты самообладания; отвага, бесстрашие, храбрость; 2) присутствие духа во время опасности или беды; 3) христианская , обнаруживаемая в способности, готовности и решимости верующего встречать скорби, беды, опасности, трудности, не теряя стойкости духа, с упованием на .

Мужество есть устойчивость в правде. Мужество – действие Духа Божия в человеке, дающего человеку силы противостоять искушениям, творить правду и отстаивать её. Мужество – это любовь к Богу и ближнему, любовь настолько сильная, что затмевает страх перед опасностью и даже смертью.

Христианское мужество основано на надежде и уповании на Бога, любви к Богу и ближним, на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу.

Христианское мужество принципиально отлично от фанатизма, безрассудства, упрямства, бесчувственности и напускного равнодушия. Критерием этого отличия является источник мужества ( Божия и любовь) и цель – правда.

Перед жестокими ордами Сеннахирима Езекия спокойно проводил свои военные приготовления и поддерживал морально своих людей. «И сказал: будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним… с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии» ().

Сравним: «Когда двери дома… были заперты из опасения от Иудеев» () и «Видя смелость Петра и Иоанна…» () . Те же ученики в течение короткого времени встретились с теми же иудеями. Откуда же взялось это новое мужество? Ответ гласит: «Они были все преисполнены Духа Святого».

Всякое ли мужество согласуется с добродетелью?

Мужество, как свойство характера, издревле воспевалось писателями, поэтами, летописцам. Искреннего восхищения нередко удостаивались мужественные воины, путешественники, мореплаватели, первооткрыватели, борцы за правду и справедливость. В этом понимании мужество, как правило, ассоциировалось с храбростью, отвагой, дерзновением, и даже с готовностью к самопожертвованию ради высокой цели.

Однако далеко не всегда, то, что определяется, как мужество, действительно достойно восхищения. Можно сказать, что мужество мужеству - рознь.

Достаточно часто за мужество принимается бравада, бесшабашный кураж. Положим, история знает примеры бравады военачальников, результатом которой становилась бессмысленная гибель бойцов. В современном мире среди примеров проявления напускного «мужества» можно выделить, скажем, катание на крышах лифтов и электропоездов, лихое вождение с мыслимыми и немыслимыми нарушениями правил дорожного движения, фотографирование на кромках крыш небоскребов, на стрелах высотных кранов и пр. Помимо того, что люди, демонстрирующие таким образом своё «мужество», подвергают неоправданному риску свою собственную жизнь, они подталкивают к этому других.

В христианском сознании мужество, как добродетель, всегда сопоставимо с благими мотивами, намерениями и целями, с желанием угодить Богу, с упованием на Божественный Промысл. Примеры христианского мужества являли многочисленные христианские исповедники, мученики, защитники веры, гонимые праведники и вообще все святые.

У Троицы окрылённые
архимандрит

Убеждаю вас ободриться
(
)

Апостол Павел среди других узников плыл в Италию. Неожиданно поднялась сильная буря и обрушилась на корабль… Небо потемнело, ветер обратился в ураган, волны бешено били в борт судна, бросая его, как щепку. В корабле открылась течь… Четырнадцать суток, не видя ни солнца, ни звезд, носились, отдавшись волнам. Каждую минуту все ожидали смерти, не ели, не пили. На корабле было 276 душ.

Один только человек – святой апостол Павел – был вполне спокоен: он твердо верил Богу, Который обещал спасти его и плывших с ним. Мужественно возвысив голос, Апостол сказал: «Мужи и братия, я убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет… Так сказал мне Ангел в эту ночь….» Действительно, с наступлением дня все увидели залив с отлогим берегом. То был остров Мелит. Никто не погиб – все спаслись.

Друзья мои, нужно быть мужественными, решительными. Ничего славного нельзя сделать без мужества. Легко делать только худое. А разве не мужество увенчало святых мучеников вечной славой? А пустынники, подвижники, столпники?..

Все великие ученые достигали открытий настойчивостью, мужеством. «Каким образом Вы открыли закон всемирного тяготения?» – спросили однажды Ньютона. «Неотступностью, постоянно думая о нем»,- отвечал он. А Архимед и другие ученые?..

Мужество нужно, чтобы усиленно работать, учиться, подвизаться, встать пораньше на молитву (на братский молебен), потерпеть с любовью посты, длинные богослужения, найти пути примирения с обиженным другом… Особенно когда спасение так трудно дается, какое надо мужество, чтобы до конца все перенести!..

Мужество нужно и чтобы безропотно терпеть страдания. Мало мы пожили, но уже и нас страдания коснулись своим огненным крылом. Ведь страдания, под разными видами (например, болезни, горе, нужды, тревоги, унижения), занимают огромное место в нашей жизни. «В мире скорбни будете» (), - сказал Господь. «Претерпевый же до конца, той спасен будет» (). И как мужественно простые люди умеют переносить страдания!

В 1871 г. шла война. У сестры милосердия Агриппины были ранены обе ноги. Ей было всего 20 лет. «Сестра, вам необходимо ампутировать ногу»,- сказал ей профессор. «Исполняйте»,- тихо ответила она. «Сестра моя, вам нужно ампутировать и другую ногу». – «Если есть на то воля Божия, доктор, исполняйте». После операции, придя в чувство, она тихо молилась: «Господи, не допусти меня возгордиться моими страданиями». Вскоре она тихо угасла навсегда.

…Госпиталь полон раненых. Предстояло много еще операций. Наркоз на исходе. У маленького ростом и слабого на вид солдата раздроблена рука. «Доктор, вы дадите что-нибудь, чтобы меня усыпить, не правда ли?».. – «О Боже, да у нас наркоз на исходе, есть совсем слабые братья…» – «Доктор, делайте мне так , я вынесу, а им сделайте полегче». И он выдержал страшную операцию, не испустив ни одного стона…

Мужество требуется и для того, чтобы говорить правду. Говорить правду – это основа всех добродетелей. Это достоинство каждого человека, христианина. Честность, правдивость – украшение верующего человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» (). Посмотрите на человека, любящего правду: он открыт, ясен, благороден; добрые, чистые глаза. Он внушает доверие… А на другого посмотрите: он хитрит, лицемерит, в поведении отпечаток низкого человекоугодия… Он не может прямо смотреть вам в глаза…

А какое мужество нужно для того, чтобы устоять против искушений! Чтобы в самой трудной обстановке вести себя и говорить так, как подобает христианину, любящему своего Господа!

Дело было холодной зимой. Воспитанник 3-го класса семинарии оказался среди неверующих товарищей. Они потащили его в ресторан на берегу Волги. Усадили… «Пей с нами, дружок, в попы записался… Ты не хочешь – пережиток ты, такой отсталый, эгоист….» В эту минуту с улицы послышался вдруг душераздирающий крик… Семинарист вскочил и мигом исчез за дверью… Вскоре, еле переводя дыхание, он вылезал из ледяной воды… Кровь текла по лицу: острая льдина ударила его по голове… На руках он держал мокрую полузамерзшую трехлетнюю девочку… Мужество!

Что нужно для того, чтобы иметь мужество? Корень мужества – искреннее желание делать людям добро. И в этом надо закалить волю.

Если вы наметили себе высокую цель – быть верными Господу,- стремитесь быть мужественными. Для этого надо возлюбить Бога, людей, укрепить в добре свою волю и просить помощи у Бога – и вы будете мужественны.

Царство Небесное дается людям мужественным, энергичным, стойким, преданным до конца Господу. Спаситель говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ().

Пастырь добрый душу свою полагает за овцы. Только с этим прекрасным качеством – мужеством – вы сумеете выполнить свой христианский долг. Сумеете хорошо трудиться, нетрепетно говорить правду, найдете силы перенести жгучие страдания – окажетесь победителем в любых огненных искушениях и своим мужеством, самоотвержением дадите прекрасный пример своим собратьям верующим и даже в инакомыслящих вызовете законный восторг и уважение.

Мужество – сила…

Важную роль в воспитании коллективизма в действиях наших армейских хоккеистов играет и стимулирование за игру на партнера, за заботу о товарище.

Мы отказались от негласного соревнования хоккеистов, похожего на соперничество отдельных игроков. Оно у нас заменено соревнованием звеньев. Звено, играющее наиболее удачно, коллективно, по-настоящему современно, мы стараемся выделить, отметить как лучшее, достойное подражания.

Одним из самых интересных стимулов для хоккеистов ЦСКА является получение рекомендации в сборные команды страны.

Несколько лет назад мы ввели у себя правило или, может быть, традицию, не знаю, как это и назвать, включать спортсмена в сборную СССР только после одобрения его кандидатуры всем коллективом. На общем собрании хоккеисты довольно энергично обсуждают каждого кандидата в сборную. И тут уж берегись себялюбец или карьерист!

Кстати, история, включения в сборную Советского Союза Анатолия Ионова, то обстоятельство; что при обсуждении кандидатур на поездку в Тампере предпочтение (при прочих равных достоинствах) было отдано самому скромному и доброму товарищу, тому, кто чаще других бывал в игре как будто бы незаметен, заставит, видимо, задуматься тех спортсменов, кто рвется в сборные города или области, республики или страны, забывая о друзьях, о своих партнерах.

Коллективизм в хоккее – это, конечно, не только игра в одно касание, игра на партнера, не только забота о товарище в ходе жаркого хоккейного поединка. Коллективизм в хоккее – это и отношения между спортсменами за пределами хоккейной площадки. Это ответственность каждого человека перед коллективом, перед командой за самого себя. За свою учебу в школе или в институте. За свои успехи в труде, в военной службе. За свои дела, за свои поступки.

Хочу пояснить эту мысль на примерах. Принимая сборную страны, мы вместе с Аркадием Ивановичем Чернышевым изложили кандидатам свои требования. Перечисляя их, мы говорили о тех больших самоограничениях, без точного и строгого исполнения которых немыслимо достичь высот мастерства в современном спорте. Готовы ли спортсмены их принять? Мы просили сразу, не подумав, не отвечать. Требования серьезные, и хоккеисты должны были это понять. На раздумья дали три дня, и когда ребята, кандидаты в сборную команду, обещали отдать все свои силы предстоящей борьбе за мировое первенство, обещали отказаться от того, что может хоть сколько-нибудь помешать их подготовке, то это прозвучало как обет, как клятва.

Предсезонный сбор в тот год проходил на юге, в Алуште. Соблазнов было много. И далеко не все кандидаты в сборную сумели сдержать свое слово. Были случаи нарушения режима дня, уклонения от тренировок и даже ссоры между отдельными игроками. И когда осенью решался окончательный вопрос укомплектования сборной, мы приложили все усилия, чтобы в ее состав не попали те, кто не очень-то уважительно относился к спортивному режиму, к установленным с общего согласия порядкам, ну и, конечно, не были допущены в команду люди с тяжелым характером.

Кстати сказать, с каждым годом все большую и большую роль при отборе кандидатов в сборную играет психологический фактор – ведь победы добивается только дружный, сплоченный коллектив, а игроки, даже большие мастера, но обидчивые, угрюмые, способные затеять ссору, приносят команде не столько пользу, сколько вред. И тут, мне кажется, важно учитывать любые мелочи. И всегда очень требовательно относиться к спортсменам – ко всем независимо от их мастерства и звания.

Глубокой осенью 1962 года, готовясь к первенству мира, мы совершали турне по Канаде. Команда наша, выступающая в значительно обновленном и омоложенном составе, играла успешно: в десяти встречах мы добились девяти побед.

Но вот стало известно, что три наших нападающих – Александр Альметов, Константин Локтев и Виктор Якушев, нарушая обет, данный торжественно коллективу, тайком курят.

Собрание команды было бурным. Все трое клятвенно заверяли, что никогда никаких срывов спортивного режима они не допустят. Что нужно было делать – простить нарушителей или наказать их?

Считаю, что решение тогда было принято правильное: Альметова и Якушева оставили в команде условно, до первого замечания. А капитана команды Локтева из сборной вывели. Ведь он был капитаном! И, поймите правильно, отчислили не за курение. А за обман коллектива. За нарушение клятвы. За то, что, будучи капитаном, служил плохим примером для молодых игроков.

И в этом решении я вижу проявление подлинного коллективизма. Сурового, требовательного. Но прямого, честного! Легче, конечно, было простить уважаемого человека и сильного спортсмена… Легче, но… способствовало бы это укреплению команды? Думаю, нет.

А почему оставили в команде Альметова и Якушева? Может быть, побоялись, что потеряем целую плеяду талантливых мастеров? Нет, не поэтому. Ведь наказание прежде всего преследует цели воспитания человека, и мы верили, что Александр и Виктор поймут, какое доверие оказывают им товарищи, оставляя их в коллективе.

Советские хоккеисты стали в том сезоне чемпионами мира, хотя в команде не играл один из лучших нападающих страны – Локтев.

Хочу отметить, что спустя некоторое время Константин вернулся в сборную. Своей игрой, своим отношением к товарищам, строгим исполнением всех требований коллектива он честно заслужил это право. А в сезоне 1966 года он был признан лучшим нападающим мира. Наказание не убило его, а помогло ему выровняться, повзрослеть. И это еще раз подтвердило справедливость нашего решения.

Хочу рассказать еще об одном случае неуважения к коллективу и реакции команды на него.

Может быть, поклонники ЦСКА заметили, что во всех последних играх сезона 1965 года в составе армейской команды не выступал вратарь Виктор Толмачев.

Раскрою секрет. По решению всего коллектива Виктор был удален из команды на полтора месяца.

На тренировке Толкачев не выполнил распоряжения тренера Бориса Павловича Кулагина и, разговаривая с ним в присутствии всего коллектива, бросил такую фразу: «Я – основной вратарь… Уйду, еще пожалеете…»

Это обидело ребят, и они сказали Виктору, что и играть-то с ним больше не хотят. Они предложили отчислить Виктора из команды. И только после того, как Толмачев, поняв, видно, что ведет себя нечестно, не по-товарищески, попросил у всех прощения, было решено ограничиться удалением Толмачева на полтора месяца до конца сезона.

Измена коллективизму, неуважение к коллективу всегда бывают наказаны…

Такова логика нашей жизни. И потому в нашем хоккее торжествуют принципы спортивного коллективизма. Такого, подчеркиваю, коллективизма, который вовсе не исключает, а, напротив, предполагает свободный и полный расцвет талантов.

ЧТО ЕСТЬ МУЖЕСТВО?

«Духовная» крепость

Овладев шайбой, наши соперники сразу бросились в атаку. Они хотели с первых минут встречи навязать армейцам свою волю, свой ритм игры, стать хозяевами положения.

Оборона ЦСКА приведена в боевую готовность. Все понимают, как важно сдержать этот первый порыв соперника. Первая атака отбита. Но нападающие противника снова выскакивают на удобную позицию, и тугая литая шайба с огромной скоростью летит в ворота. Я знаю, как хочется увернуться, укрыться от этого маленького снаряда, но, закрывая собой ворота, защитник армейцев бросается вперед и принимает шайбу на грудь. Свисток судьи останавливает игру. Защитник поднимается, и я перехватываю его едва уловимый взгляд в нашу сторону…

Мне грустно и обидно. Этот здоровый и сильный парень просит отметку за свое мужество, беспокоится, что мы вдруг не заметим его бросок под шайбу…

В «Толковом словаре» Даля сказано: «Мужество – стойкость а беде, духовная крепость, доблесть; храбрость, отвага, спокойная смелость в бою и опасностях; терпение и постоянство».

В этом, подробном, раскрытии понятия «мужества» я всегда выделяю для себя два последних определения – терпение и постоянство.

Загрузка...