docgid.ru

«Использование современных воспитательных технологий в процессе воспитательной работы. Воспитательная шоу-технология - организация воспитательной работы - сидоров сергей владимирович Что не является особенностью шоу технологий

Джавадова Светлана Васильевна,

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» им. Г.А. Смолякова

ШОУ – ТЕХНОЛОГИЯ

SHOW – TECHNOLOGY, is one of methods in the development of the creative potential of schoolchildren

В период внедрения ФГОС второго поколения мы задаёмся вопросами: Каким должен быть современный учитель, классный руководитель? Носителем каких ценностей и целевых установок он призван стать? Что следует менять в содержании работы?

В своей работе мы активно используем различные современные технологии (они представлены на слайде):

Однако, наш мир динамично и стремительно меняется. И, чтобы адаптироваться в нем, каждый человек тоже должен уметь меняться. Мы определили для себя, что необходимо с раннего возраста активизировать творческий потенциал каждого ребенка, развивать его творческие способности в художественной деятельности. Для работы в этом направлении, а также для достижения поставленных целей чаще всего использую в своей практике шоу – технологию, которая наиболее эффективна для развития творческих способностей детей.

Шоу-технологии , используемые в воспитательной работе, основаны на принципах(читаю)

Подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Деление участников на выступающих (“сцену”) и зрителей (“зал”);

Соревновательность на сцене;

Все три особенности - обязательные признаки .

К этим признакам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), КТД –коллективная творческая деятельность (нет «зала-сцены»; «сценарий», план действий разрабатывает не отдельные организаторы, а все участники дела.) Всё, выше перечисленное не может относиться к игровым действиям типа шоу.

При подготовке каждого мероприятия мы ставим перед собой цели:

для «зала» - опыт эмоционального реагирования в культурных формах;

для активных участников («сцена») - опыт индивидуальной и совместной публичной соревновательности.

Структура каждого разработанного нами мероприятия состоит из трех блоков: подго товка - реализация - анализ итогов .

Во время подготовки планирование осуществляется педагогом, активом ребят. (на основе идей, предложений актива ребят, традиций школы, страны);

«Массы» (будущие участники) к пла нированию, выдвижению идей по организации шоу не привлекаются, но в творческой подготовке шоу, праздника, по заданиям организа торов-проектировщиков могут в той или иной мере участвовать.

Подготовка к мероприятию включает в себя:

- сбор участников: объяснение задач, выбор формы шоу, на строй на участие; формирование команд, групп; домашнее задание.

- разработка программы ведения и образа ведущего, репетиция ведения.

- расположение мест; места для гостей, уча стников, жюри.

- критерии оценивания, варианты оценивания (жюри или зал).

- оформление сцены, зала, место жюри, вход в зал.

Во время мероприятия происходит эмоциональное заражение - передача,

изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном взаимо восприятии. Соревновательность имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Другой человек является источником узнавания и оценивания.

Так к примеру для учеников средней возрастной категории было проведено («Шоу домашних любимцев»(Тема: «Meet Оur Рets!»)

Цель: развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи.

Продукт: презентация, выставка работ.

Ход проекта

Группы делились на зрителей, экспертов и на хозяев домашних животных (у каждого из них было фото или презентация о своих домашних питомцах). Эксперты заранее должны были приготовить 5-7 вопросов, которые они могли задать на выставке.

Учащиеся учились описывать своего любимого питомца на публике(опора – текст в учебнике), отвечать на вопросы экспертов. составляли свои презентации или работы в письменном виде, используя образец и словари, учатся задавать вопросы . Во время проведения шоу каждый эксперт должен был задавать вопросы двум хозяевам об их домашних питомцах. Затем все эксперты обсуждали услышанное и выбирали самого лучшего. После чего они составляли краткий отзыв на английском языке, и кто-то один говорил об этом всему классу. Учитель оказывал необходимую помощь учащимся на каждом этапе. Затем учащиеся организуют выставку работ о своих питомцах.

Со старшими учащимися На основе пройденной темы было проведено шоу “ Musik in Our Life” проводится беседа с учащимися о том, какие стили музыки они знают, какую роль музыка играет в их жизни . Ведущий приглашает всех на шоу “ Musik in Our Life”. Говорит, что на съёмку этой передачи приглашены различные известные люди: Мадонна, Пласидо Доминго, Лара Фабиан, Дима Билан, Александр Градский т.д. Они расскажут о своих достижениях в музыке о том, как они стали такими известными певцами и композиторами.

2. Объединение учащихся в группы.

Гуппа «Сцена» вместе с учителем составляют общий план и поэтапную программу: обдумывают список приглашённых гостей, решают, кто будет брать интервью. Группа «зрители» также составляет вопросы для звёзд эстрады.

3. Работа в группе.

Подборка информации о музыке, которая необходима для дачи интервью звёздам и которая поможет корреспондентам задать необходимые вопросы. Также определяется область обсуждения, т.е. стили музыки, которые распределяются между участниками. Учащиеся делают наброски оформления, рабочие варианты выступлений, обсуждают вопросы по теме.

Возможные вопросы к участникам шоу:

    What role does Musik play in your life?

    Why, according to your opinion, do many people go in for Musik ?

    How long are you in Musik ?

    If you were a child, would you like to change anything in your life?

    What Musik can you call: a) the most beautiful, b) the most dangerous, c) the most useful for health, d) the most interesting to listen to.

4. Проведение шоу.

5. Рефлексия

В своей работе на уроках и во внеурочной деятельности мы часто то применяем шоу - технологию или элементы шоу технологии.

Слайд На основе данной технологии были разработаны и проведены и ряд других мероприятий: «Гинесс шоу», «Кулинарный поединок», «Музыкальный ринг» и др.

Цель любого мероприятия-найти и раскрыть искру, которая, я уверенна, есть у каждого учащегося. Помочь ему развить свои способности, и показать их не только самому ученику, но и позволить педагогам иначе взглянуть на учащегося. (Данная технология подходит для всех возрастных групп)

Шоу–технология эффективна для развития творческого потенциала школьников в художественной деятельности . Использование данной педагогической технологии позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием. Ведь образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, воспитание, развитие личности, ее социализация.

Данная статья рассказывает о личном опыте применения шоу-технологий в воспитательной работе. Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение шоу-технологий в образовательном и воспитательном процессах

Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества.

Василий Александрович

Сухомлинский

Современные школьные шоу-технологии – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого школьного учреждения.

Организация праздников, соревнований, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, позволяет использовать индивидуальный подход к учащимся, создает комфортные условия для раскрытия тех или иных качеств личности каждого ребенка, содействуют физическому и психическому развитию.

Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому педагогическому коллективу школы следует создать для этого необходимую обстановку.

1. Основные принципы и направления досуговой деятельности учащихся

Развлечения как один из видов культурно-досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Школьные мероприятия должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность.

Т в орчество – важнейший вид культурно-досуговой деятельности ребенка. Чем культурнее человек, тем более разнообразен его досуг. Для того чтобы в период посещения школы у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития школьника. Такими условиями являются:

  • личностно ориентированное взаимодействие детей и взрослых
  • эмоционально- положительное отношение между сверстниками
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и на его основе выстраивание методики общения и воспитания, раскрытие и развитие творческих способностей
  • добровольное участие всех членов образовательного сообщества (детей, родителей, педагогов).

Кроме этого педагогу нужно уметь:

  • не мешать ребенку творить
  • быть рядом с ним в этом процессе
  • принять и понять его позицию
  • довериться ребенку в минуты творческого поиска, т. к. он (ребенок) сам чувствует и знает, что ему нужно
  • самому быть творцом
  • бережно относиться к результатам детского творческого труда.

Если в коллективной творческой деятельности перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения, педагог направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Досуговая деятельность фокусирует все виды культуры человека: эстетическую, нравственную, познавательную, игровую, этическую и т. д. Именно деятельность в свободное время воспитывает ребенка, способствует развитию памяти, формирует духовный мир, мораль. Дети учатся правильному отношению друг к другу и старшему поколению. У них развивается эстетическое чувство к прекрасному, умение ценить материальные и духовные ценности, а также умение ими пользоваться.

2. Технологии организации школьных мероприятий

Практически все школьные мероприятия это яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.

Все массовые мероприятия, проводимые в школе, можно условно поделить на четыре группы:

  • Тематические (календарные): театрализованные, познавательные: КВН, викторины и т.д.; музыкально-литературные: вечера, концерты.
  • Спортивные : соревнования по различным видам спорта, аттракционы, подвижные игры, эстафеты;

Эффективному проведению мероприятия способствуют:

  • объединение всех его составных частей вокруг главной цели
  • отбор художественного материала
  • выбор эмоционально-выразительных средств
  • подбор исполнителей
  • коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Подготовка и проведение общешкольных мероприятий служат нравственному воспитанию детей:

Они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма;

Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства;

Участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения.

Разучивая песни, стихи, танцы , дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни школ.

Спортивное соревнование - это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания. Спортивные соревнования – это всегда яркое, эмоциональное зрелище. Школьные соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности учащихся, которая предусмотрена в школьной программе. Особенно велико значение школьных спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитуемые учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих товарищей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, мобилизовывать деятельность других в интересах команды. Под руководством учителя ФК укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды, школы и т.д. Действенным фактором школьные соревнования являются и для зрителя (не участвующих учащихся), которых привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

3. Сущность и структура школьных мероприятий

В основе каждого мероприятия лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности.
Любое школьное мероприятие несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок смог принять в нем посильное участие.

Работа над сценарием. Сценарий детского праздника (торжества, мероприятия) – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов:

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия. В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

  • экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);
  • завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
  • развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;
  • кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
  • развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию

  • строгая логичность построения и развития темы;
  • законченность каждого эпизода;
  • органическая связь эпизодов;
  • нарастание действия в его движении к кульминации.

При организации мероприятия спортивно-массового характера в первую очередь составляется положение о проведении . В нем указывается:

1. Название соревнований.

2. Сроки.

3. Место проведения.

4. Задачи данного соревнования.

5. Программа и порядок проведения по дням.

6. Состав участников.

7. Система зачета (определения победителей)





Особенности: Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»). Соревнование на сцене. Заготовленный организаторами сценарий. -Технология. Предметы проектирования: Задания «сцене». Работа с «залом». Способ оценивания. Сценарий для ведущего. Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Их задачи: Разработка или поиск сценария шоу. Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление). - Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы). 3 части действа: Запуск. Задания-конкурсы. Финал. 3 основных психологических механизма шоу: Эмоциональное заражение. Соревновательность. Импровизации. Подготовка шоу.


Игры – шоу «Счастливый случай», «Идём по следу», «Крестики- нолики», КВН по мифам древней Греции и т. д. Игры - тренинги Посидите на стуле так, как сидит президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых. Импровизируйте. Шоу - технологии


«Волшебный стул» «Наблюдатель» Наблюдательность, зрительная память, оперативность развивается благодаря следующей игре-тренингу: за 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву «С»: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше. Шоу - технологии

Е.С Воронова
СОШ №7 «Русская классическая школа» г. Рязани

Педагогическое ток-шоу

как инновационная образовательная технология

Бурное развитие современных медийных технологий может быть плодотворно использовано в образовательной деятельности как в аспекте содержания, так и формы проведения учебных занятий.

Интеграция медийных и образовательных технологий - перспективная проблема современной педагогической теории и практики. В данной статье представлен опыт своеобразной «медиапедагогики», который может служить эффективным механизмом подготовки студентов-педагогов к профессиональной деятельности, активизации их познавательных интересов в сфере освоения ценностей педагогической профессии.
Как известно, дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Однако сейчас, в век развития информационных технологий, педагог имеет возможность усовершенствовать этот метод и сделать его более интересным и значимым для учеников. Для этого мы предлагаем превратить дискуссию в увлекательное педагогическое ток-шоу с использованием медийных, образовательных и игровых технологий. При этом важно, чтобы будущие педагоги сумели освоить такую интерактивную форму проведения занятий еще в период обучения в вузе.

Технология ток-шоу имеет, на наш взгляд, ряд достоинств и недостатков. Достоинства заключаются в том, что во время ток-шоу обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и хорошо знакомой им форме, а сама аудитория делится на группы, придерживающиеся различных точек зрения. В ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Основной недостаток ток-шоу заключается в технологической сложности осуществления проекта (необходимо наличие компьютера и проектора, создание презентации и раздаточных материалов).

Ток-шоу, как своеобразный «жанр» медиапедагогики, отличается необычайной тематической и функциональной широтой. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников ток-шоу (герои, эксперты, зрители и т. д.). Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные и уточняющие, заостряющие проблему вопросы, что помогает активизировать всех участников, он же комментирует некоторые ответы, а в конце занятия обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро сориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место «разгоряченного» участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

Задача ток-шоу - активизировать восприятие содержания с помощью формы диспута, острых вопросов, “столкновения” позиций. Для этого весь коллектив (например, школьный класс или студенческая группа) необходимо разделить на несколько групп: гости («герои») ток-шоу, эксперты и зрители (критерии для распределения могут варьироваться). Ведущий (учитель, преподаватель) заблаговременно объявляет правила ток-шоу, его тему и задания для каждой группы. Тематика может быть разной: от обсуждения общественно значимых, нравственно-этических социально-политических тем, до более узких, внутришкольных.

Сам ведущий также должен подготовить необходимое оборудование и антураж для проведения ток-шоу: раздаточные материалы, презентацию, фотографии, отрывки из кинофильмов и т. д.

Основная задача ведущего во время проведения ток-шоу - соблюдение дисциплины и поддержание этических норм ведущейся полемики и конструктивного диалога, поскольку ситуация может обостриться и дойти до открытой конфронтации оппонентов. Поэтому перед началом ток-шоу полезно еще раз напомнить о правилах поведения на его участников.

Ученики могут выполнять разные роли. Кто-то может рассказывать вымышленную историю по проблеме и обсуждать ее с экспертами и зрителями, кто-то может подготовить небольшое выступление с сообщением «зрителям»и презентацией. Обязательно нужно давать возможность задавать вопросы, чтобы дискуссия не затухала.

Гости обсуждают какую-либо проблему, высказывая согласие или несогласие друг с другом. Эксперты оценивают их ответы и дополняют их. А зрители и ведущий могут задавать и тем, и другим дополнительные вопросы, чтобы глубже понять суть проблемы и прийти в итоге к общезначимым выводам.

По окончании ток-шоу необходимо провести рефлексию и дать возможность каждому из участников ответить на вопрос о том, что конкретно понравилось им в такой форме проведения урока (занятия), какие они увидели минусы и хотели ли бы они повторять этот опыт в дальнейшем.

Рассмотрим более подробно применение этой инновационной образовательной технологии на примере педагогического ток-шоу «Своя позиция», которое было проведено нами как форма подведения итогов по модулю «Педагогические технологии».

В импровизированном зале присутствовали четыре команды, с которыми мы и вели дискуссию. Ведущий поприветствовал команды и вкратце напомнил им о правилах данного ток-шоу:

1) Ведущий напомнил, что нарушать цивилизованные нормы ведения дискуссии запрещено. Главное - уважать мнение каждого.
2) Ведущий покажет несколько отрывков из кинофильмов, которые участники ранее просмотрели, а команде, которая выбирала этот фильм в качестве своего основного объекта обсуждения - было предложено выступить первой. Ред выступающими была поставлена задача - рассмотреть суть проблемной педагогической ситуации, наметить возможные пути и способы ее решения и мотивировать выбор собственной позиции. Остальные команды-участники ток-шоу получили возможность по очереди высказываться о том, согласны ли они с позицией выступившей команды (и почему) или нет (и почему). Свою позицию необходимо было обосновать.

3) После окончания обсуждения фильма будет проведена рефлексия. Ведущий попросил участников поднять карточки, лежащие на столах каждой группы. Красная - конфликт не разрешен, синяя - финал остался открытым, зеленая - конфликт эффективно разрешен.

Потом были показаны отрывки из фильмов «Доживем до понедельника», «Вам и не снилось!», «Республика ШКиД» и «Спартак и Калашников». После каждого из них разгоралась оживленная дискуссия, участники ток-шоу жарко доказывали свою позицию и голосовали.
Когда ток-шоу подошло к концу, студенты признали, что такая форма проведения занятий им очень понравилась и они хотели бы практиковать ее и в дальнейшем, так как им, как будущим педагогам, она может послужить незаменимым инструментом реализации интерактивных технологий в педагогической практике.
Таким образом, можно сказать, что ток-шоу - это инновационная образовательная технология, которая формирует общекультурные и профессиональные компетенции, помогает как начинающим, так и опытным педагогам разнообразить учебный процесс, овладеть новыми активными методами обучения, игровыми, проблемно-дискуссионными и информационно-коммуникативными технологиями.

Список использованной литературы

    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

    Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.

    Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии., 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2004. - 336 с.

    Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. - М., 2003.

    Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? //Журналист. - М.: 1998.
    № 11.

А). ШОУ- ТЕХНОЛОГИИ (различные игровые мероприятия типа «Зов джунглей», «Звёздный час», КВН, и пр.). Что общего у всех подобных дел-мероприятий?

Три обязательных признака (общие особенности): 1)-деление участников на: выступающих («сцена») и зрителей («зал»); 2)-соревновательность на сцене; 3)-заготовленный организаторами сценарий (т.е., к шоу-технологиям не относятся: концерт (нет соревновательности); новогодний «огонёк» (нет деления на «зал» и «сцену»); КТД (нет «зала-сцены» и заготовленного сценария); - всё это не может относиться к игровым действиям типа шоу).

ЦЕЛИ (они же- результаты): - для «зала»- опыт эмоционального реагирования в культурных формах; - для «сцены»- опыт индивидуальной и коллективной публичной соревновательности

ЭФФЕКТЫ (непланируемые результаты): Они зависят от особенностей участников «зала» и «сцены»; от ведущих; от обстановки и пр. Например, кто-то откроет в себе по ходу шоу сценические, юмористические, организаторские, или ещё какие-то способности. И это- важное педагогическое следствие; прогнозировать его можно, но специально и жёстко планировать в качестве цели – вряд ли возможно.

Общая структура (схема) шоу включает три блока:

*подготовка, *реализация, *анализ итогов.

1.Подготовка: -решение принимается педагогом(ами)-организатором или активом на основе идей и предложений взрослых и ребят; -планирование, проектирование осуществляется ими же. Т.е., «массы»- будущие участники- к планированию (разработке) не допускаются. Но могут привлекаться организаторами к творческой подготовке какого-то отдельного момента шоу.

2.Реализация: т.е. проведение шоу- базируется на использовании соревновательности, импровизации, игры; создании общей эмоциональной атмосферы. А также- оценивании и подведении итогов.

3.Анализ итогов. Проводится на уровне его организаторов (педагогов и актива). Рядовые участники в анализ не включаются.

Собственно технология:

Исходное условие: наличие организатора(ов). Варианты: *один педагог, *группа педагогов, *педагог с группой ребят, *группа педагогов с группой ребят. Задачи группы организаторов: - *разработка или поиск сценария шоу; - *подготовка шоу по позициям: «сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление, другие мелочи; - *распределение ответственности (ключевые- две: режиссёрская и техническая).

Подготовка.

1. «Сцена»:учесть -*принцип отбора участников (добровольность, представительство от классов, особые категории: спортсмены, музыканты, и др.); - *сбор участников: объяснение задач, формы шоу; настрой на участие; формирование команд (если надо); домашнее задание (если надо); - *помощь (текущая) в подготовке участникам или командам.

2. Ведущий(ие): *решение о ведущем, *разработка программы и образа ведущего, *репетиция ведения (на сцене с режиссёром).

3. «Зал»: учесть- - *решение о способе формирования «зала» (по билетам, квотам, табличкам, свободно), - *структура «зала» (как рассадить: младшие, старшие, гости, учителя, жюри, болельщики разных команд), -* настрой «зала» (обращение к зрителям: в плакатах оформления зала, в билетах-памятках и пр.; введение специальных правил для зала: что позволено, что приветствуется; символика участия), -* роль «зала» в шоу, задания, участие.

4. Оценивание:учесть -* что и как оценивается (критерии), -*кто и когда (жюри, зал, ведущий…), - *техника оценивания (бланки, карточки, таблицы, жетоны…), - *способы, формы предъявления оценок, - *награждение.

5. Оформление: - что: сцена, зал, место жюри, вход в зал… - зачем: создать настроение на шоу, - как и кто.

6. Другие мелочи.

Основные механизмы успешности шоу: *эмоциональное заражение, *соревновательность, *импровизация.

Эмоциональное заражение усиливают: - особенности внешности, поведения, речи ведущих,- важна акустика, аппаратура, расположение мест, - ведущие должны быть хорошо видны и слышны, - использование «секретов заражения»: музыка и свет, оформление, рассадка; общие символы: эмблемы, флаги, элементы одежды.

Соревновательность: закладывается в условиях участия. Стимулируется специальным табло, вручением знаков, реакцией зрителей, и пр.

Импровизация (когда на сцене надо что-то доделать, додумать)- создаёт интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

Игровые сюжеты шоу создают больше возможности выразить себя, проявить (когда «невсерьёз»- меньше ответственности, меньше страха).

Реализация. Содержит 3 части: *запуск, *основная часть, *финал.

Задачи запуска: создать настрой, обозначить цель на эмоциональном уровне, представить всех, заявить правила.

Основная часть: задания, конкурсы, взаимодействие команд, участие зала. Оценивание: жюри, зал, верховный судья. Участники должны быть хорошо видны зрителям. Участники должны знать правила поведения на сцене. Стремиться строить шоу по законам сценического действа: *завязка, *развитие, *конфликт, *кульминация, *развязка.

Финал : кроме итогов и награждения, нужно: а)- смягчить соревновательность, т.е «объединить сцену»; б)- «объединить сцену и зал»- общая песня, хоровод, и пр.

Результаты. Анализ. (хлопки, баллы, цветопись, зрительские сюрпризы, и пр. С организаторами - анализ итогов с точки зрения решения задач и реализации задуманного.

Б). Технология тренингов общения.

На вопрос о возможности организации педагогом различных тренингов существуют различные (полярные!) мнения. Поляков С.Д. считает, что: «Тренинги общения являются средством педагогической работы в той мере, в какой они НЕ претендуют на специальные психотерапевтические цели, т.е. на лечение и коррекцию психологических дефектов личности».

Другими словами: «Тренинги общения- есть форма педагогической работы, имеющая цель: создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения (опыта обращения, взаимоузнавания, взаимопонимания, поведения в различных ситуациях, и пр.)». В этой формулировке – ориентация не на личностные изменения, а на получение определённого социального опыта.

Цель: позитивный опыт общения. Возможные эффекты- изменение отношений с педагогом, друг с другом…

Структура группового тренинга общения:

1. Разминк. 2. Упражнения. 3. Итоговая рефлексия.

При этом, особое значение имеют: *форма расположения участников; и- *позиция ведущего (тренера).

Расположение участников – КРУГ. Круг отражает важные психологические механизмы, действующие в тренинге: -* круг создаёт возможности равенства всех участников (в т.ч.и с педагогом), -* круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение, -* круг объединяет, - *круг даёт педагогу возможность более легко отследить всё происходящее.

Позиция ведущего- «на равных»: - расположение в общем кругу, - подчинение общим правилам тренинга, - отсутствие права на итоговые суждения.

1. Разминка.

Включает ряд психо-физических действий, движений, которые помогают уменьшить зажатость, расположить друг к другу, а также - создать атмосферу открытости, внимания, видения и слышания друг друга.

2. Основные упражнения.

Их подбор связан с целью тренинга, т.е. с тем опытом, который нужно сформировать. Есть ряд правил для любого тренинга, которые нужно обговаривать в самом начале: -* правило участия: участвуют все- иногда все одновременно, иногда- в парах, иногда- по очереди, но участвуют все! -* правило «здесь и теперь»- говорят о том, что происходит на занятии, об отношении, эмоциях, чувствах и пр., используя «Я-сообщение». -* правило обратной связи- каждый имеет право получить оценку своих действий, мнение о себе, попросив об этом кого-то. Без просьбы оценка не даётся.

3. Рефлексия.

Сначала ведущий просит вспомнить, назвать всё, что было на занятии. Затем предлагает высказаться, сделав «Я-сообщение»: «Я понял, что…», «Я почувствовал…», «Я думаю, что…». При этом действует магическое слово-правило: «Пропускаю».

Количество суждений, соответствующих цели тренинга, и есть его диагностическая, технологическая мера.

СРС : 1) познакомьтесь с другими технологиями воспитания (Поляков С.Д.).

2)Подготовьте по 2-3 примера по каждой из технологий для проигрывания (подробного объяснения)на семинаре.

В). Технологии воспитывающих ситуаций.

Ситуации творчества. Творчество- непреходящая ценность. Оно работает на будущее. Творчество есть высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. С точки зрения психологии, нет различия между творческой деятельностью учёного (создающего новый для общества продукт) и творческой деятельностью учащегося (делающего открытие для себя). Таким образом, можно выделить объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество характеризуется его конечным результатом (научным открытием, созданием художественного произведения, решением новой задачи). С субъективной точки зрения творчество характеризуется самим процессом творчества, значимым для человека (даже если его продукт не обладает необходимой новизной).

Караковский В.А. выделяет два пути развития творческой личности: 1)- не мешать развиваться творческим потенциям детей, дать свободу для проявления их креативности; 2)- учить творчеству так же, как учим мы нравственности, т.е СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ, где необходимо действовать не по заученным правилам и стереотипам, а творчески. .

Ситуацию можно считать творческой, если какие-то её характеристики: -*снижают или снимают психологические барьеры на пути креативного поведения личности; -*уменьшают значимость внешней оценки; -*убирают страх показать себя не таким, каким привыкли считать окружающие; *снижают гиперответственность.

Основным признаком творческих ситуаций является их установка на действия по-новому, не так как раньше, не так как у всех.

Выделяют 4 типа творческих ситуаций: 1)-ситуации соревнования, 2)-ситуации заботы, 3)-игровые ситуации, 4)-исследовательские ситуации.

Ситуация соревнования является одним из способов побуждения активности школьников, а ситуация конкуренции усиливает вероятность творческих проявлений у детей. Различные групповые конкурсы (КВНы, Брейн-Ринги и др.) часто содержат задания, требующие импровизации, действия «здесь и сейчас». В таких ситуациях некогда подумать: «а каков я в глазах других», с одной стороны. А с другой,- каждый выступает как представитель группы, команды, а значит, именно на неё сдвигается часть ответственности за выступление. Таким образом, первый тип ситуаций творчества,- индивидуальные и групповые соревнования «лицом к лицу», в той или иной мере требующие импровизационного поведения.

Однако, педагогу нужно помнить, что соревнования в детской среде- вещь обоюдоострая: с одной стороны стимулирует активность, возбуждает, даёт выплеснуть эмоции, объединяет, а с другой- при неверной педагогической инструментовке,- может рассорить ребят, пробудить агрессию и другие низменные инстинкты, сформировать нечестные установки («победа любой ценой») и пр. Поэтому, организуя соревнования, педагогу нужно помнить: ради чего оно проводится. Из морально-этических соображений, нельзя соревноваться: в добрых поступках, в заботе о людях, в честности и дружбе, в количестве проведённых мероприятий, в следопытском поиске, в учёбе. Соревноваться можно лишь в конкретных сравнимых видах деятельности : в спорте, труде, в туристических и военно-прикладных навыках, в техническом и художественном творчестве, в различных играх,- т.е. там, где результаты можно сравнить. В других видах деятельности возможны лишь элементы соревнований. Подведение итогов соревнования должно быть своевременным, объективным, гласным. И независимо от мест и призов, всё равно побеждать должна дружба.

Ситуация заботы - второй тип творческих ситуаций. Она становится таковой, если несёт для ребёнка смысл деятельности ради блага другого человека. Такая ситуация сложнее ситуации соревнования, и сложность- как внести в сознание детей смысл заботы как действия ради блага других, как сделать это для них ценностью.

Игровая ситуация - третий тип творческих ситуаций. Игра- есть модель творчества, предшествующая конкретной творческой деятельности. Но игра может быть и самой творческой деятельностью (напр.театральная игра). Двуплановость игры (в реальности и «понарошку») даёт свободу творческим проявлениям, сдвигая ответственность с себя как с реального лица, на свою роль; а также снимая страх показаться «не таким» перед другими.

Исследовательская ситуация , когда какая-либо познавательная задача не может быть решена по алгоритму, может превращаться в творческую. Но это происходит лишь тогда, когда ведущим мотивом оказывается интерес к процессу исследования , к процессу познавательного поиска, а оценка и результат уходят на второй план.

Итак, к ситуациям творчества относятся ситуации *соревновательности, *заботы, *игры, *исследования.

СРС: более подробно познакомьтесь с материалами о ситуациях творчества- см. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения/ Под ред. Караковского В.А. и др.-М.: 1999, С.186-192.

Подготовьте к «проигрыванию» на занятии примеры всех 4х видов ситуаций творчества (по командам).Прокомментируйте технологию их организации.

Исследователи считают, что чем больше в школе используется творческих ситуаций, тем больше возможностей косвенного управления воспитательной системой, имеющей целью развитие творческой индивидуальности школьников, тем более доброжелательной и комфортной становится школьная атмосфера. Но возникает закономерный вопрос: Возможно ли стимулирование творчества школьников нетворческим учителем, а точнее- учителем с низким творческим потенциалом? Копосова М.В. даёт на него положительный ответ, отталкиваясь от характеристик «со-творческого» поведения учителя. Вот они: 1)- обеспечение доброжелательной атмосферы общения; 2)- «заражение» интересом, азартом, интригой; 3)- отказ от категорических оценок; 4)- поддержка оригинальных идей; 5)- поддержка индивидуального, нестандартного стиля самовыражения учащихся. Все эти характеристики, кроме может быть последней, вполне доступны и нетворческому учителю, ЕСЛИ он ориентирован на принятие, поддержку проявлений индивидуального и коллективного творчества.

А возможно ли обучение творчеству? Педагогическая и социокультурная практика подтверждает: да, творческие способности можно развивать, творчеству можно учить. Творческое начало в человеке имеет как минимум 2 составляющие: 1)- творческую мотивацию («разрешение себе творить»), 2)- творческие умения.

Основные средства развития творческой мотивации: - творческие ситуации, - творческое поведение лидеров ситуаций, - традиции творческого поведения в группе, коллективе, - доброжелательно-стимулирующая атмосфера.

Основные средства развития творческих умений: -* развитие воображения и мышления, желательно- нестандартного, -* «погружение» в различные ситуации творчества, -* творческая атмосфера и доброжелательность, вера в успех, авансирование доверия.

Пример технологии развития воображения и мышления,- т.н. ТРИЗ-педагогика (ТРИЗ- это теория решения изобретательских задач) – см. работы Альтшуллера Г.С. (Альтов- псевдоним), Викентьева И.Л., Гина А.А. и др. Например: Гин А.А. Приёмы педагогической техники.- М.:2006.

СРС: докажите, что это действительно так, самостоятельно найдя материал по названным технологиям.

Ситуации выбора: выбора деятельности, общения, позиции, социальной роли.

Ситуации выбора являются одним из механизмов «воспитания в свободе». О.Газман ввёл даже понятие «свободоспособность человека»,- т.е. способность самостоятельно строить свою судьбу, реализовывать свои планы, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Он же считал, что на смену педагогике необходимости должна прийти педагогика свободы целью которой является «выращивание» индивидуальности каждого ребёнка через самопознание и самостроительство.

Свободу же ребёнка С.И.Гессен назвал даже не целью воспитания, а его заданием. То есть вопрос, как смоделировать такое воспитание (взаимодействие, деятельность, отношения, общение, «дух школы», … что-то ещё?), что бы оно, воспитание, воспитывало свободоспособного человека,- этот вопрос становится в школе ведущим. Ответ на него крайне сложен. Для его решения Караковский В.А. предлагает создавать в школьной практике такие ситуации, проживая которые, ребёнок: -* в большей степени осознавал бы себя, свои сущностные характеристики, -* рефлексировал бы свои отношения и деятельность, -* учился бы делать нравственный выбор, -* учился бы самостоятельно принимать решения и их реализовывать, - то есть, ситуации, которые помогали бы (не мешали) выстраивать личностный процесс достижения свободы.

Понимая, что любой внешний контроль даёт власть над любой ситуацией, и что чем больше наблюдения за ребёнком, тем меньше у него свободы, педагоги-новаторы считают, что в жизни ребёнка (как и любого человека) обязательно должно быть некое пространство, где он становится «ненаблюдаемым», куда не проникает ничей взор, где он прислушивается к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, решать, делать.

Самыми распространёнными из разряда «ненаблюдаемых» являются ситуации выбора , в первую очередь,- наедине с собой. Они же являются своеобразным механизмом «воспитания в свободе».

Среди ситуаций выбора исследователи выделяют: 1)- ситуации выбора деятельности (учебной, внеклассной, и пр.), 2)- ситуации выбора общения (деловое-межличностное, одно-разновозрастное). 3)- ситуации выбора позиции, 4)- ситуации выбора социальной роли (лидер, орган-ор, исполнитель).

Ситуации выбора деятельности хорошо иллюстрируются технологией коллективной творческой деятельности: шесть стадий КТД позволят «проиграть» алгоритм коллективного выбора предстоящей деятельности. Можно также использовать схему сбора коллективного планирования, или выбора на уроке способов решения задачи или доказательства гипотезы.

Ситуации выбора общения. Для педагога необходимо хорошо представлять стили и модели общения, обладать педагогическим тактом и уметь выстраивать логику основных этапов общения. Что касается детей, то для них наиболее эффективными являются специальные упражнения /тренинги на развитие навыков эмпатии, общения, взаимодействия.

Ситуации выбора позиции. Их можно проиллюстрировать игрой-дискуссией «Калоши счастья», или «Да-Нет-Не знаю», а также- решением т.н. дилемм Кольберга. Американский педагог Л.Кольберг считал, что необходимо формировать «моральное сознание» личности через инициирование и обсуждение с детьми разнообразных ситуаций (реальных и вымышленных), требующих личного нравственного выбора и решения. Он считал, что моральное сознание личности, понимание того, что надо сделать, а от чего следует отказаться,- понимание этого является важнейшим фактором активности личности, позволяющим не идти на компромисс со своей совестью, не подчиняться требованиям извне, если человек сомневается в их правильности.

(Примеры дилемм: Гребенюк О.С. Научно-методическое обеспечение курса общей педагогики.- Калининград, 1997, С. 71-76.

Ситуации выбора социальной роли. Это игровые ситуации, в которых ставится групповая задача, и в процессе её решения естественным путём выделяются лидеры и исполнители.

СРС: Подготовьте к «проигрыванию» на занятии примеры всех 4х видов ситуаций выбора (по командам).Прокомментируйте технологию их организации.

(См. также: Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике.-В-д.: Перемена, 2006. С.186-198, -о ситуациях выбора.)

Ситуации успеха: сущность, алгоритм создания, позиция педагога.

Известно, что ведущим фактором развития личности является его собственная деятельность. Не менее важен получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. И именно успех является позитивным стимулом дальнейшего продвижения ребёнка в том или ином направлении. Неудачник дома или в школе- это потенциальный неудачник на работе, в семье, в жизни… «Если ребёнку удастся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни…» (Глассер У. Школа без неудачников.- М.: 1991. С.18). Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому педагогу необходимо специально создавать для школьников ситуации успеха.

Ситуация успеха- это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Общий технологический алгоритм ситуации успеха : *создание атмосферы доброжелательности, *снятие страха перед предстоящей деятельностью, *авансирование успешного результата, *внесение мотивации в предстоящую деятельность, *скрытое инструктирование о способах и формах деятельности, *выделение персональной исключительности, *выражение педагогического внушения, *оценка детали.

Создание атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.

Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка- не пытка.

Авансирование успешного результата . Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…». Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.

Внесение мотивации в предстоящую деятельность . Т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на Другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других. «Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха: *в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих, *в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости, *после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.

«Скрытое инструктирование» о способах и формах деятельности. Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…», «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…». Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».

Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».

Педагогическое внушение. Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».

Оценка детали. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».

СРС: Познакомьтесь в пособием: Питюков В.Ю Основы педагогической технологии.- М.:1997, С.115-127.Обратите внимание на создание ситуации неуспеха: в чём её педагогический смысл? Разработайте модель для предстоящей практики «Создаю ситуацию успеха».

Загрузка...