docgid.ru

Когда рождество стало 7 января. Путешествия

8 выбрали

Сегодня в России отмечается Рождество Христово , в то время как во многих других странах его уже благополучно отпраздновали две недели назад. А в каких еще странах Рождество празднуют 7 января? Об этом мы узнаем из нашего путешествия.

Принято считать, что 25 декабря празднуется католическое Рождество, а 7 января – православное. Но это не совсем так, во многих православных странах этот праздник отмечается 25 декабря, например, в Румынии, Болгарии и Греции. Дата зависит от того, каким календарем пользуется церковь. Если церковь не перешла на григорианский календарь с юлианского, она отмечает Рождество 25 декабря "по старому стилю". В современном летоисчислении это соответствует 7 января. Такая ситуация сложилось в Сербской, Иерусалимской, Грузинской и Русской церквях а также на Афоне.

Сербия

Давайте заглянем на Рождество в Сербию. Православные сербы отмечают этот праздник в соответствии с древними традициями.

В сочельник, 6 января, они заготавливают или покупают рождественский букетик, который называется "бaдняк". Он состоит из веточек дуба с сохранившимися с осени желтыми листьями и пучка соломы. После богослужений прихожане разводят костры около церквей, и каждый сжигает свой бадняк. Они вспоминают вифлеемских пастухов, которые развели костер, чтобы согреть новорожденного Иисуса в пещере . Считается, что вместе с дубовым хворостом в огне исчезают проблемы, болезни и горести. А чем больше искорок дает рождественский букетик, тем больше счастья ждет его хозяина в новом году.

На рождественский ужин мужчины готовят поросенка на вертеле, а женщины пекут пироги. Готовятся специальные рождественские булки из квасного теста. Для мужчин они делаются в виде шариков, для женщин – в виде плетениц.


Израиль

Конечно, интересно было бы отметить Рождество Христово, так сказать, в непосредственной близости от места событий, на Святой земле . Впрочем, проще и безопасней посетить Израиль виртуально.

Хотя Иерусалимская церковь празднует Рождество 7 января, положение обязывает отметить его со всеми христианами. Так что праздничные мероприятия начинаются в Вифлееме уже в середине декабря. Там можно посетить Базилику Рождества Христова и темную пещеру – место рождения Иисуса. В рождественскую полночь в ней проводится торжественная служба.

Грузия

В грузинских церквях, как и в России, в ночь с 6 на 7 января проводится торжественное богослужение. После него по всей стране проходят грандиозные праздничные шествия с песнопениями "Алило".

Главная цель крестного хода – благотворительность. Участники, как библейские волхвы, несут с собой дары. После шествия эти подарки отдадут в детские приюты.

Прихожане приносят домой свечи из храма и ставят их на подоконник. Эти огоньки означают, что в доме всегда рады принять Богородицу. Ведь в ту ночь, когда она родила Иисуса в Вифлееме, для них не нашлось даже мест в гостиницах.

Интересная ситуация с датой праздника в Армении – там отмечают Рождество не 25 декабря и не 7 января, а 6 января . Это праздник Богоявления, когда к младенцу Иисусу пришли волхвы. Кажущаяся оригинальность, на самом деле, связана с древней традицией. Изначально Рождество не отмечалось отдельно, оно праздновалось одновременно с Крещением, и этот день назывался днем Богоявления.

А как вы будете отмечать Рождество?

Приближается православное Рождество, которое все мы отмечаем 7 января, несмотря на то, что закон о двойном праздновании Рождества - 25 декабря и 7 января уже вступил в силу на Украине.

Православные и католики отмечают этот святой праздник по-своему, согласно традициям, сформировавшимся веками.

Но мы предлагаем нашим читателям совершить небольшое путешествие и посмотреть, как отмечают Рождество Христово в разных уголках мира.

Откуда разница в датах?

Православное и католическое Рождество не имеют отличий по существу. Различаются лишь даты проведения и внешняя форма.

Католическая церковь и протестантские направления христианства празднуют Рождество 25 декабря по современному Григорианскому календарю. А вот православная церковь празднует Рождество по Юлианскому календарю (по старому стилю) 7 января.

В обеих религиях отмечают Сочельник – вечер накануне рождественской ночи (Иисус родился именно ночью – отсюда другая легенда про Вифлеемскую звезду). Название в русском языке происходит от слова сочиво – пшеничные зерна, смоченного соком ягод или медом — блюдо, которое готовится на этот светлый праздник.

Вам будет интересно:

Православное Рождество

Рождество на Руси празднуют с Х века. Вечер с 6 на 7 января назывался Сочельник. Ему предшествовал строгий пост, начинавшийся 28 ноября. В эти дни нельзя есть мясного до тех пор, пока 6 января на небе не появится первая звезда, которая символизирует рождение Иисуса Христа.

В этот день наши предки ставили 12 постных блюд, основной едой этого праздника была кутья. В дом приглашали родных и близких, пели рождественские колядки. Также люди переодевались в различные костюмы (сказочных персонажей), ходили по домам, пели «щедривки» и получали за это вознаграждение в виде сладостей.

Также в православной церкви проходит ночное Рождественское богослужение (с 6 на 7 января), в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия.

Католическое Рождество

По традиции никто не должен остаться без подарка – ни родственник, ни добрый знакомый. Вот что поистине интересно так это то, что у католиков главный фигурант праздника не Иисус Христос, а Святой Николай или Санта Клаус. В их обязанности входит одаривать всех подарками.

Однако есть одно но… Зарубежные «дарители» не приходят к детям с мешком подарков, как наш Дед Мороз. Подарки он прячет в носки, которые по традиции висят над камином. При этом доброго дедушку никто не видит, так как делает он это в ночное время суток, когда все спят.

Главное рождественское блюдо католиков — гусь с яблоками или запеченная индейка. Варианты в зависимости от стран самые разные: гусь, индейка, утка, кролик, оленина, молочный поросенок и даже колбаса или треска, как в Португалии.


Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января.

На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.


В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому.

Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю.

Развитие иконографии Рождества Христова

Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.


Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. А начиная с VI столетия уже сформировалась та иконография Рождества Христова, которая останется до XXI века.

Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.


Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова


На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество – это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.

Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.


Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу".


Рождество Христово на полотнах старых мастеров

Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.


Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.



Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.


Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где
на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.


Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.



Один из главных праздников всего христианского мира отмечается в десятках стран, но не в один и тот же день

Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь – 6 января. 7 января Рождество помимо Русской православной церкви отмечают православные из Иерусалима, Грузии, Сербии, Польши, а также Украинская грекокатолическая церковь и старообрядцы..

Опаздывающий календарь

Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю. Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным.

Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. Глядя на все это, Папа Римский Григорий XIII решил: пора что-то менять.

В 1582 году Европа перешла на григорианский календарь. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная – юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.

Россия держалась до последнего. Вплоть до 1917 года наша страна жила по юлианскому календарю, и поэтому Рождество мы отмечали тогда же, когда и остальной христианский мир – 25 декабря. После революции Россия перешла на «прогрессивный» календарь. К тому времени разрыв между календарями достиг уже 13 дней.

Русская православная церковь переходить на григорианский календарь отказалась, несмотря на сильнейшее давление со стороны светского мира. И дело было уже далеко не в астрономии. В православии считается, что григорианский календарь коверкает последовательность событий, описанных в Библии, из-за чего Пасха празднуется не тогда, когда нужно. Поэтому православная церковь продолжила жить и определять даты праздников по юлианскому календарю. И Рождество в России, перешедшей на новый календарь, стали отмечать на 13 дней позже, чем в большей части христианского мира, – 25 декабря по старому стилю, но 7 января по новому стилю.

История раскола

Несмотря на разницу почти в две недели, и католики, и православные отмечают, по сути, один и тот же праздник, и верят, если не вдаваться в детали, практически в одно и то же. Но в христианском мире нет единства, и нет его уже очень и очень давно.

Официально датой раскола христианской церкви на Католическую с центром в Риме и Православную с центром в Константинополе принято считать 1054 год. Но корни этого события уходят еще глубже.

Самым большим религиозным спором между представителями двух противоборствующих сторон является различие в учении о Святой Троице. Западные церковные отцы считают, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Восточные – что только от Отца. При этом каждый, конечно же считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается.


Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии. Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали.

Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представителя двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется.

Разница в традициях

Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.


Помимо разного подхода к учению о Святой Троице католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. Католическая церковь считает, что зачатие Девы Марии было непорочным, православные так не думают. У католиков есть Чистилище, у православных его нет.

В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго. Католикам разводы запрещены, православные допускают их при определенных обстоятельствах.

За века раскола разные подходы к тому, как креститься, молиться, сидеть или стоять в храме, причащаться, в чем ходить в церковь и так далее и тому подобное, лишь еще больше укрепились. Поэтому сейчас, хоть церкви и сделали шаг в сторону примирения, идея единого христианского мира мало кому кажется реальной.

Кстати : Католики не придерживаются такого строгого поста перед Рождеством, как православные. Католическое Рождество больше похоже на Новый год в России – вся семья наряжает ель, собирается за праздничным столом и дарит друг другу подарки. Главное рождественское блюдо у многих католиков – индейка или гусь, запеченные целиком.


Почему Рождество празднуют 7 января (25 декабря) Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)? Ведь ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Иисус Христос родился именно в этот день.

Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. В то время римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники.

Один из главных праздников тогдашние солнцепоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Рождество — день рождения сына Божиего у Девы Марии — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. Согласно copyright-by-праздник ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы—волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14 000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января — страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах в рождественскую ночь повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поет славословия хор.
История Рождества

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме, и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю.

В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется Рождественский кондак "Дева днесь...", написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным веселием

Всех с наступающим Рождеством

Загрузка...