docgid.ru

Основные типы политических режимов. Политический режим: виды и их особенности

Видов политических режимов существует много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Существен-ное влияние на вид политического режима оказывают историчес-кие традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся под-час вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами.

На вид политического режима может оказать воздействие и международная обста-новка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государ-ствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократи-чески-монархические, аристократические, олигархические ре-жимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена фе-одализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-фео-дальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещен-ного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапар-тистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и мари-онеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фун-даменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режи-мов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разно-видностям: демократическому и антидемократическому полити-ческим режимам.

Демократический режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу-ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

Механизм государства не только главное, но и опре-деляющее звено политической системы. Он обеспечива-ет функционирование всех сфер общественной жизни. Механизм государства может оказывать как положитель-ное, так и отрицательное воздействие на процессы, про-исходящие в обществе.

Современное государст-во — скорее механизм согласования неизбежно различных по-требностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, чем «аппарат насилия одного класса над другим».

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят государственные органы управ-ления, обладающие властными полномочиями, государ-ственные учреждения, не обладающие властными полно-мочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения).

Элементом (ячейкой) механизма государственной власти явля-ется человек (личность) — субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяют-ся, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства мас-совой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти.

Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закреп-ленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается вы-сокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.

Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значи-тельные концепции относительно понятия «механизм государства».

Первая из них — это концепция широкого и узкого толкования меха-низма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го-сударственной власти, а в широком — как политическую систему общества.

Вторая концепция — традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.

Третья концепция — расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами):

- Чиновничий аппарат - как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

- Единство и Соподчиненность структурных элементов . С оставляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело-го, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст-венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а ниже-стоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоя-щих. Взаимоотношения между государственными органа-ми могут строиться как на началах координации (меж-ду Федеральным Собранием - парламентом РФ и законо-дательными органами субъектов РФ), так и на началах субординации (органы прокуратуры).

Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу сами по себе являются показателем кризиса политической власти, который периодически испытывают государства.

- Особые властные полномочия . Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

- Наличие аппарата принуждения . Обязательно наличие организационных и материальных ору-дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно-сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа-рат судебных исполнителей; система исполнения наказа-ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

- Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла-стью» или «публичной властью».

Теория разделения властей

Механизм (аппарат) современного правового государ-ства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судеб-ную власти.

Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, че-рез систему сдержек и противовесов. (Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. М. 1997. С. 139).

Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджи-нии — в 1776 г., Массачусетса — в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш. Монтескье.

Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ. Он в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, ис-полнительную и союзную. Законодательная власть при-надлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отноше-ния. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Джон Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возник-нуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим об-разом.»

Шарль Монтескье (1689-1775 гг.) - французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении вла-стей») обосновал идею, что для обеспечения политиче-ской свободы необходимо разделение властей на зако-нодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной вла-сти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Таким образом, главное требование принципа разде-ления властей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупот-ребления властью со стороны какой либо социальной груп-пы или отдельного лица, необходимо разделить государ-ственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятель-ной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществ-лять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществля-ющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы ликвиди-ровать возможность борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть осуществляют глава госу-дарства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), пра-вительство, различные министерства и другие централь-ные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инс-пекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения зако-нов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им орга-нов государственного управления и других органов ис-полнительной власти, обеспечивают исполнение Консти-туции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ-ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак-тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «админист-рация» («administrare» — «служить для»; «ministrare» — глагол, производный от «ministris» — «слуга», формы родительного па-дежа от основы «minus» — «минус»). Корень «минус» свиде-тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада-чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Существенные признаки исполнительной власти — это ее уни-версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не-прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Дру-гой признак означает, что исполнительная власть, также в от-личие от законодательной и судебной, имеет другое содержа-ние, поскольку опирается на людские, материальные, финан-совые и иные ресурсы, использует инструмент служебных про-движений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государст-венной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Судебная власть - это система независимых госу-дарственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды об-щей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи незави-симы и подчиняются только конституции и закону. Зако-нодательство в правовом государстве, как правило, пре-дусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

В системе органов государственной власти суд зани-мает особое место. Это особое место определяется са-мими задачами суда, его назначением, а также принципа-ми организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и оп-ределяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (ме-тодах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин , держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.

Суд выполняет специфическую (принадлежащую толь-ко ему) государственную функцию - осуществление пра-восудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к право-нарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполне-ние норм права, причем присущими только ему специфи-ческими средствами и методами.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Судебная власть - независимая ветвь государствен-ной власти, осуществляемая путем гласного, состязатель-ного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме раз-деления властей состоит в сдерживании двух других вла-стей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судеб-ного контроля.

Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимо-действуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Государственные органы законодательной, исполни-тельной и судебной ветвей власти обеспечивают выпол-нение функций государства, что требует четкого их взаи-модействия, поскольку у каждой из властей главной и конечной целью деятельности являются интересы чело-века, гражданина. Без четкой взаимосвязи добиться этой цели невозможно.

Для судебной власти правоограничивающие средства определяются в Конституции, процессуальном законода-тельстве, его гарантиях и принципах (презумпция неви-новности, право на защиту, равенство граждан перед за-коном и судом и др.)

Применительно к законодательной власти исполь-зуется довольно жесткая юридическая процедура законо-дательного процесса, регламентирующая ее деятельность от законодательной инициативы до подписания и вступ-ления в силу того или иного законодательного акта. В системе сдерживающих факторов важную роль может иг-рать президент, подписывающий законы и имеющий право применения отлагательного вето при поспешных ре-шениях законодательной власти.

Деятельность Конститу-ционного Суда также можно рассматривать в качестве сдерживающей, так как он обязан отменять все неконсти-туционные акты. Исполнительная власть (правительство) ограничивает-ся пределами ведомственного нормотворчества, запрета-ми на принятие актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом.

Принцип разделения властей не абсолютен, государствен-но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций вшироком смысле, от конкретной социально-экономи-ческой и политической ситуации.

Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организа-ционно-правовые черты:

Единая суверенная власть принадлежит народу;

Отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти — законодательной, исполни тельной и судебной;

Независимость трех ветвей государственной власти и ре-ализующих ее государственных органов относительна;

Система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.

Основы и признаки правового государства

По мере развития человеческой цивилизации государство постепенно превра-щается из примитивного "варварского" принудительно-репрессивного образования в демо-кратическую и гуманную организацию политической власти, основанную на верховенстве права.

При этом право играет главенствующую роль лишь в том случае, когда оно является мерой свободы отдельного человека и всех членов общества, когда оно предстает воплощением нравственных, духовных и гуманных начал его государственной организации.

Развитая правовая система государства еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. В тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, однако многие законы противоречили праву. Уголовно-наказуемыми признава-лись административные и дисциплинарные проступки (прогул или опоздание на работу влекли за собой применение мер уголовной ответственности), а также деяния, в силу своей малозначительности лишь формально несущие признаки преступления (хищение одного-двух килограммов зерна - несколько лет лагерей).

В законах попирались справедливые и объективные правовые категории и принципы (например, осуществление правосудия только судом), общепризнанные моральные нормы (дети не отвечают за преступления своих родителей). Законодатель-ством СССР предусматривалась уголовная ответственность "членов семей изменников Роди-ны", для которых создавались спецлагеря, например, печально известный АЛЖИР (Акмоли-нский лагерь жен изменников Родины).

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Представление о правовом государстве ассоцииру-ется с двумя основополагающими принципами: законодательный порядок в государстве и защищенность гражданина. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права. Как отмечал Л. Дюги , государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву.

Государство, поставленное под контроль права, — это и есть правовое государство, всеохва-тывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона означает, что ни один государственный орган, партийная или общественная организация, предприятие или должностное лицо, ни один гражданин не освобождаются от обязанностей подчи-няться закону, соблюдать и исполнять его. Это означает также, что все другие правовые акты, принимаемые различ-ными государственными органами, должны основываться на законе, не противоречить ему. В этом смысл высшей юри-дической силы закона в иерархии правовых актов.

Основы правового государства

Принципиально важными предпосылками и условиями создания и упрочения правового государства являются следующие элементы, составляющие фундамент правового государства.

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т.д.

Социальная основа правового государства предполагает: наличие граж-данского общества, свободных граждан, равных перед зако-ном, с широкими социальными правами. Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека и их гарантированность.

Нравственную основу правового государства образуют об-щечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, ра-венства перед законом и свободы личности, ее чести и достоинства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его
суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального разви-тия личности.

Итак, правовым может быть признано такое государство, функционирование которого основано на праве и основным на-правлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принципы правового государства

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Одна-ко, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями.

Современные подходы к пониманию правового госу-дарства можно свести к следующим основным принци-пам:

1. Демократизация общества;

2. Верховенство закона;

3. Правовая защищенность человека;

4. Разделение властей и установление правовых основ государственного строи-тельства.

Эти и другие принципы являются основополагающими идеями, определяющими модель правового государства.

Основу модели правового государст-ва составляет совокупность нескольких положений:

Признание человека высшей ценностью и целью госу-дарства, а не средством решения тех или иных государст-венных проблем;

Реальность и приоритет прав и свобод личности во взаимоотноше-ниях с государством, обеспечение свободного развития личности: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека»;

Демократизм законотворчества, обеспечивающий закрепление в праве воли большинства с учетом интере-сов меньшинства;

Верховенство и прямое действие конституции и закона во всех сферах общественной жизни. «Закон строг, но это закон»;

Внешний и внутренний суверенитет государства;

Соответствие внутреннего законодательства общепри-знанным принципам и нормам международного права (либо прямое действие международных норм);

Народ, его суверенная воля - единственный источ-ник государственной власти;

Сосредоточение всех государственно-властных полно-мочий в системе государственных институтов, созданных на основе всеобщих, равных и прямых выборов всего населения;

Взаимная ответственность государства и личности;

Связанность государства правом, его статус как субъек-та права и равенство в этом качестве с другими субъектами, в первую очередь с гражданином;

Разделение властей в организации государственного управления;

Наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора общества за деятельностью органов государственной власти всех уровней и за осуществлением законов;

Недопущение монополизма в политике и экономике;

Единство прав и обязанностей граждан;

Наличие развитого гражданского общества.

Правовым государством может быть признана только такая организация полити-ческой власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает социальную и правовую за-щищенность своих граждан.

Признаки правового государства

С развитием государственно-правовых институтов, их теорети-ческим осмыслением, главным, сущностным вопросом правово-го государства становится проблема взаимоотношений власти и личности. Решение этого вопроса приводит к появлению идеи народного суверенитета, которая, по сути, и является главным признаком правового государства.

Суверенитет народа составляет основу и источник госу-дарственного суверенитета. Государственный суверенитет оз-начает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства.

Суверенитет народа означает, что только народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Эту очень смелую для своего времени мысль выдвинул известный ученый средневековья Марсилий Падуанский . Автор «Защитника мира» считал, что сувереном в государстве является народ-законода-тель. Это было совершенно новое гуманистическое понимание человека — созидателя и творца своей собственной судьбы.

Эта концепция была воспринята Ж.-Ж. Руссо и получила свое дальнейшее развитие. Руссоистская трактовка суверенитета ос-новывается на том, что государство (республика) является ре-зультатом общественного договора. Суверенную власть следу-ет понимать как выражение общественного интереса. В госу-дарстве каждый человек приобретает гражданскую свободу в обмен на свою собственную независимость. У Руссо «общая воля» неизбежно приобретает правовой характер и укладывает-ся в рамки естественного права.

С суверенитетом связан и такой признак правового государства, как господство закона (права). Деятельность государства как юридически организованного общественного целого необходимо должна осуществляться лишь в правовых формах и согласно с правом.

В правовом государстве ни один государственный орган, долж-ностное лицо или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

В правовом государстве предметом судебного разбирательства может стать не только юридический спор, но и сам закон. Для этого в государстве существует Конституцион-ный суд.

Взаимная ответственность государства и личности

Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях: "Все что не запрещено индивиду, ему дозволено " "Все, что не дозволено власти, ей запрещено ".

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол:

Юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей;

Политическая ответственность правительства перед органами государственной власти;

Политическая ответственность депутатов перед своими избирателями и т.д.

На тех же правовых основаниях должна строиться ответственность личности перед государством.

Разделение властей

Одним из важных признаков демократического государства является разделениевластей. Разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возмож-ность злоупотребления властью.

Основателем концепции разделе-ния властей считают французского просветителя Ш.-Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк , еще ранее Полибий , на начале разделения властей было основано государственное ус-тройство Римской республики.

Один из вариантов концепции разделения властей предполагает создание так называемой «системы сдержек и противовесов», когда каждая из властей имеет множество возможностей взаимного контроля и ограничения друг друга. "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга", - утверждал выдающийся французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье . Речь идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаи-мное ограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Такой государст-венно-властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной влас-ти — законодательной, что характерно, например, для Англии.

По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная — организовывать их выпол-нение, а судебная — решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В отличие от унитарного государства, в федеративном наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъек-тами.

Наряду с тремя традиционными ветвями государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) следует иметь в виду функционирование учредительной власти; власти общественного мнения (прессы); контрольной власти; матери-альной власти, ассоциируемой с такими институтами государства, как армия, полиция, тюрьма и т.п.

Реальное обеспечение прав и свобод личности и их гарантированность

Этот признак правового государства является конституционным принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ 1993 года: "Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Государство обязано не только соблюдать права и свободы человека, но и создавать условия для их реального воплощения.

Права человека — это суть правового государства, важнейший фактор в раз-витии общества в целом. Знаменитый софист Протагор (481-811 гг. до н. э.) вывел чрезвычайно важную для последую-щих эпох формулу: «Мера всех вещей — человек». Со време-нем пришло понимание того, что лучшей гарантией прав челове-ка может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности, облеченные в форму прав.

В первой трети XIX в. крупнейшим теоретиком правового государства называли немецкого философа И. Канта (1724-1804 гг.). Его отличает моральное обосно-вание права. Право по Канту не только формальное условие внешней свободы, но и форма его бытия. Порож-денные разумом правила поведения Кант называет императи-вом. Одна из редакций категорического императива выглядит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».

В континентальной Европе доминирует немецкая конструкция правового государства, базирующаяся на рационалистической традиции. Она делает упор на философию Канта, и в особеннос-ти Гегеля . Последний понимал эволюцию человечества как по-следовательное развитие свободы через преодоление произ-вола. Юриспруденции многих стран, свойственно интерпретировать право, государство, свободу как некие нераз-рывные и в какой-то степени тождественные категории.

К числу иных важных признаков правового государства можно отнести:

Наличие развитого гражданского общества;

Создание институтов политической демократии, препятствующих сосре-доточению власти в руках одного лица или органа;

Верховен-ство и правовое действие конституционного закона, установле-ние в законе и проведение на деле суверенности государствен-ной власти;

Возвышение суда как одного из средств обеспече-ния правовой государственности;

Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти и др.

1. Виды политических режимов:

· Тоталитаризм.

· Авторитаризм.

· Демократия.

Они отличаются друг от друга по степени жёсткости и ширине контроля правительства по отношению к обществу. Тоталитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует в жёсткой форме все сферы жизни общества – политическую, экономическую, культурную и семейную. Во всех этих сферах существует произвол и злоупотребления властей, которые могут нарушать закон. Авторитаризм – это политический режим, при котором правитель контролирует лишь некоторые сферы общества – политическую и отчасти экономическую или культурную, в этих сферах возможен некоторый произвол властей. Демократия – это политический режим, при котором правитель в рамках норм конституции может контролировать только политическую сферу, т.е. произвол правителя невозможен в принципе .

Тоталитаризм и демократия находятся на противоположных полюсах по оси «произвол властей – политическая свобода». Авторитаризм находится посередине этой оси. Американские социологи Фридрих и Бжезинский выделили шесть типичных особенностей тоталитарных государств:

· Широкое использование идеологии . Идеология называет цель, одобряемые образцы поведения, характеризует врагов в искажённой форме.

· Однопартийная система, которую возглавляет диктатор или коллективное руководство. Единственная партия проникает во все сферы жизни общества, от неё исходит власть, престиж и деньги.

· Государственный террор , использование пыток и допросов против врагов правителя.

· Контроль над средствами массовой информации . Оппозиционеры вынуждены уйти в подполье. Массам предлагается лишь официальная точка зрения и поощряется поведение, угодное режиму.

· Контроль запасов оружия , который предотвращает возможность вооружённого сопротивления режиму.

· Контроль над экономикой с помощью государственных планов.

Н. Смелзер называет следующие черты представительной демократии :

· Индивидуализм . Равенство всех людей перед законом.

· Конституционная форма правления . Права человека. Разделение властей с целью исключить тиранию и произвол властей.

· Выборы правителей и законодателей , срок полномочий которых ограничен.

· Лояльная оппозиция , которая имеет право критиковать правительство.

2. Примеры политических режимов.

Примеры тоталитарных режимов:

· Коммунистический режим Ленина и Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае и в других странах «социалистического лагеря». Сегодня сохранились два подобных режима – режим Р. Кастро Рус на Кубе и режим Ким Чен Ира в Северной Корее, которые держат своё население на грани голода. Режим Северной Кореи пытается выжить и угрожать другим странам с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия.

· Фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии. Националистический режим императора Хирохито в Японии. Эти режимы были разгромлены в результате второй мировой войны.

· Исламско-фундаменталистский режим талибов в Афганистане, режим имама Хомейни в Иране. Этот режим сохранился до сегодняшнего дня и пытается угрожать миру с помощью создания ядерного оружия и ракет дальнего радиуса действия. Режим талибов был разгромлен в результате военной операции, проведённой США.

Примеры авторитарных режимов : режим генерала Пиночета в Чили, генерала Франко в Испании, Франсуа Дювалье на острове Гаити, Каддафи в Ливии. Любой выборный президент, который стремится править третий срок и более, фактически рискует стать авторитарным правителем, Примерами подобных правителей на постсоветском пространстве являются Лукашенко в Белоруссии, ныне покойный Ниязов в Туркменистане, Каримов в Узбекистане, Назарбаев в Казахстане. Путин отказался баллотироваться на третий срок. Он не захотел отменять статьи конституции о запрете баллотироваться на пост президента на третий срок. Он провёл некоторые политические реформы, которые позволили навести порядок в стране.

3. Биография Алексиса де Токвиля.

Годы его жизни Алексиса: 1805-1859 гг. Его родители были аристократами, которых якобинцы бросили в парижскую тюрьму, От гильотины их спасло свержение якобинской диктатуры и арест тирана Робеспьера. Алексис изучал право, а затем работал судьёй-аудитором в Версале. Он получил задание от министра – изучить тюремную систему в США и 10 месяцев путешествовал по этой стране. Затем он ушёл в отставку и написал книгу «Демократия в Америке». В 1949 году он в течение 5 месяцев был министром иностранных дел Франции. Незадолго до смерти он опубликовал книгу «Старый режим и революция».

4. Токвиль о преимуществах демократии перед диктатурой.

Диктатура – это сильная власть, которая часто означает тиранию . По сравнению с диктатурой демократия даёт благополучие и достаток гражданам вместо могущества и славы для нации, мирные навыки вместо героизма, благополучное общество вместо блестящего. По нашему мнению, великих потрясений в России 20 в. было слишком много, сегодня для России требуется благополучие и спокойное развитие, чтобы восстановить силы, поднять численность населения.

При демократии не существует сословных и номенклатурных привилегий, Токвиль развивал теорию Монтескье о разделении властей. Токвиль провозгласил начало великой демократической революции. Образец демократических институтов он увидел в США. Свобода – это отсутствие произвола властей. Демократия – это власть на основе закона . Современная промышленность и торговля принципиально не могут породить аристократию, ибо фортуна в этих областях – это вещь непостоянная, к тому же между предпринимателем и наёмным рабочим нет патриархальных отношений.

5. Причины, превратившие США в либеральную демократию:

· Огромная территория страны.

· Отсутствие внешних врагов.

Кстати, у России всегда было много внешних врагов – кочевники (половцы, печенеги, монголы), Золотая Орда, Литва, Польша, Швеция, Османская империя, наполеоновская Франция, Британская империя, Германская империя, Японская империя, США, поэтому так трудно приживается демократия на российской почве. Россия шагала по трупам этих великих империй. Территория, на которой возникли США, до этого момента была почти не заселена, если не считать малочисленное индейское население, которое к тому же было уничтожено или вымерло в ходе завоевания территории. Но у России всегда была огромная территория, населенная завоёванными и добровольно присоединившимися народами, эти обстоятельства тоже мешали установлению демократии в России. Для концентрации всех сил на борьбу с внешним врагом и подавления сопротивления завоёванных народов нужно было иметь диктаторскую власть внутри страны.

В США был изобретён принцип федерализма , который позволил сочетать преимущества больших и малых государств – силу и свободу. Внутри федеративного государства не должно быть внутренних таможен. Американские партии не имеют непреодолимых идеологических разногласий, а предпочитают спокойное, прагматичное обсуждение задач, встающих перед обществом. Свобода прессы лучше цензурного гнёта. Россия сегодня тоже является федеративным государством. 6.Нравы и верования.

Американцы соединяют религиозный дух с духом политической свободы. Необходимо внедрять в сознание людей моральную и религиозную дисциплину. Это выгоднее, чем запугивать их жестокими карами. Если античная демократия была основана на добродетели, то американская демократия – на стремлении к обогащению. Токвиль предвидел ужасные конфликты между белыми и чёрными гражданами в Америке. Американцы истребляли индейцев, соблюдая формально все законы человечности.

7.Французская и русская революции.

Эти революции напоминают религиозную смуту, ибо предполагалось спасти всё человечество. По мнению Р. Арона, русская революция является крушением политических учреждений в ходе экономической модернизации сверхбыстрыми темпами. Французская и русская революции делались по научным рецептам, но учёные иногда могут ошибаться, они склонны отрицать пользу религии и здравого смысла. Приходится сожалеть, что французские революционеры искоренили аристократию, а не подчинили её власти закона. Тем самым был уничтожен интеллектуальный генофонд нации.

Токвиль пытался построить теоретический образец демократии. Если в демократическом обществе появляются деспоты, то они стремятся развязать войну, чтобы укрепить свою власть и одновременно угодить генералам. Политические режимы рушатся тогда, когда никто не хочет за них сражаться, когда к правителям начинают относиться с презрением, это презрение парализует даже тех, кто заинтересован в самозащите. Эти слова были сказаны о французском короле Луи Филиппе и революции 1848 г.

Вопросы для размышления.

1.Что хуже для общества, тоталитаризм или авторитаризм, авторитаризм или демократия?

2.Назвать идеологические цели, которые обещали построить коммунисты и фашисты.

3. Какие режимы в России рухнули из-за презрения граждан к правителю?

4. Приведите примеры других тоталитарных и авторитарных режимов, не указанных в тексте параграфа.

Политический режим представляет собой совокупность всех норм политической жизни страны, а также методов и форм осуществления власти в ней. В сегодняшних социальных науках этот термин является достаточно расплывчатым и не имеет четко

очерченных границ. Так, согласно некоторым подходам к определению, политический режим может предельно тесно совпадать с понятием политической системы, а иногда даже означать то же самое. Часть исследователей видят государственный режим практическим способом осуществления заявленной политической системы. Это означает, что при одной и той же системе политический режим может меняться. Может не соответствовать, например, институциональная база власти практическому участию народа, а также соблюдению гражданских прав в стране. Другие же ученые фактически отождествляют эти два понятия. Классификация политических режимов, как и систем, предполагает сегодня три основных и ряд второстепенных категорий.

Демократия

Высшим носителем власти в государстве признается народ. Все законодательные и исполнительные правительственные органы избираются путем прямого или косвенного голосования на основе народных симпатий и устремлений. В дальнейшем, после избрания, правительство становится выразителем воли избирателей в своей внутренней и международной деятельности. Современные политические режимы, как правило, предполагают именно такое организационное начало. Характерными чертами демократии являются: всенародное избрание правительственных структур, разделение ветвей власти, закрепленные законом права и обязанности - гражданские и общечеловеческие, политический плюрализм, существование множества партий, представляющих разные категории населения.

Такой политический режим является следствием захвата полной власти в государстве одной особой или группой лиц. И покорением их воле всех ветвей власти. В такой ситуации отказа основных правовых механизмов частым явлением становится нарушение гражданских и человеческих прав, преследование инакомыслящих и просто опасных для власти личностей. Вместе с тем, авторитарная власть часто возникает в кризисные периоды для государства. Такой режим позволяет отбросить рутину и бюрократию, присущую демократии, и принять срочные меры, необходимые для

спасения государства. Часто такая власть держится на харизме одного лидера и прекращает свое существование с его смертью.

Тоталитаризм

Предполагает контроль власти над всеми аспектами общественной и экономической жизни в стране. Такая власть обычно стремится контролировать все интересы и сферы жизни своих граждан: государственные контролируемые телевидение, радио и печать, создание обязательных для всех общественных организаций - детских и взрослых. С одной стороны, это определяет тотальное доминирование единой государственной философии, с другой - решает множество проблем с воспитанием детей и граждан.

Вопросы о формах и волновали еще древних греков. История за это время накопила огромный материал для выделения разных форм и типов политических режимов. Об их особенностях, классификационных признаках и вариантах и пойдет речь в статье.

Форма государственного правления

Государственная власть необходима обществу для успешного функционирования. Социум не способен к самоорганизации, поэтому всегда кому-либо делегирует власть и функции управления. Еще древние философы обнаружили, что формы правления могут быть: властью одного, властью немногих или властью многих или большинства. Каждой форме присущи различные варианты. Форма правления, форма режим - это звенья одной цепи. Из формы правления вытекают особенности политического и административного управления в стране, которые, в свою очередь, могут реализоваться в различном политическом режиме. Форма правления - это способ организации системы государственной власти. Она определяет характер и особенности протекания политического процесса в стране. Первые традиционные формы правления - монархия и республика. При этом каждая из них позволяет устанавливать различные режимы правления. Это деспотический, аристократический, абсолютистский, авторитарный, военно-бюрократический, тоталитарный, фашистский и многие другие. Государственный режим зависит от влияния многих факторов, в первую очередь от того, кому принадлежит власть. Роль личности в государственном устройстве чрезвычайно высока.

Понятие политического режима

Впервые о существовании политического режима начал размышлять Платон. Он в соответствии со своими идеалистическими представлениями предполагал, что есть идеальное государственное устройство, где управление осуществляют философы-мудрецы. Все остальные режимы отличаются по степени приближенности и удаленности от этой модели. В самом широком смысле политический или государственный режим - это распределение реальной власти и влияния в обществе. Это способ существования и функционирования политической системы, который делает страну уникальной и отличной от других государств. На формирование политического режима влияют многочисленные элементы политической системы: нормы, отношения, культура, институты. Более узкое понимание подразумевает, что режим правления - это конкретный способ осуществления государственной власти.

Формы правления, политические режимы обусловлены культурой и традициями страны, историческими условиями существования государства. Принято считать, что в каждой стране устанавливается своя форма правления, однако у них есть общие, универсальные черты, которые и позволяют создать их классификацию.

Принципы классификации политических режимов

Классифицировать политические режимы принято с учетом следующих критериев:

  • степень и формы участия народа в осуществлении управления страной и в формировании политической власти;
  • место негосударственных структур в управлении страной;
  • степень гарантированности прав и свобод личности;
  • наличие оппозиции в стране и отношение власти к ней;
  • ситуация со свободой слова в стране, положение СМИ, степень прозрачности действий политических структур;
  • методы властвования;
  • положение в стране силовых структур, их права и ограничения;
  • степень политической активности населения страны.

Виды режимов

В истории накоплен большой опыт управления странами, сегодня можно насчитать не менее 150 разновидностей политических режимов. Античная классификация Аристотеля предлагает выделять виды режимов по двум критериям: по признаку принадлежности власти и по признаку способов использования власти. Эти признаки позволяли ему говорить о таких типах политических режимов, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания.

Такая система типологии политических режимов сегодня значительно усложнилась и по самым разным критериям можно выделять различные их виды. Самой простой классификацией является разделение всех разновидностей на демократические и недемократические, а уже внутри выявляются разнообразные разновидности. Попытка учесть большее количество существующих режимов привела к их делению на основные и дополнительные. К первым относятся деспотический, тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Ко вторым можно отнести тиранический, фашистский. Более поздние типологии также включают такие промежуточные виды, как военно-бюрократический, султанистский, анархический, а также несколько видов авторитаризма: корпоративный, дототалитарный, постколониальный.

Более сложная классификация предлагает также к уже названным видам добавить следующие: диктатура, меритократия, клептократия, охлократия, плутократия, феодализм, тимократия, военная диктатура, посттоталитаризм. Наверняка можно выделить и еще какие-то виды, так как каждое государство подстраивает существующие модели режимов под свои особенности и условия.

Государственное устройство и режим правления

Любые режимы правления в конкретных государствах не могут существовать в чистом виде. Традиционно выделяют три вида государственного устройства: федерацию, унитарное государство и конфедерацию. Чаще всего встречаются унитарные государства, в которых вся территория страны подчиняется единой системе государственного управления, одной конституции и централизованному управлению всеми административными единицами. При этом унитарные государства могут иметь демократический режим правления или авторитарный. Но в них гораздо проще устанавливать и авторитарные, и даже тоталитарные модели управления. Но каждый раз это будет своеобразная трактовка режима.

Например, Япония и Великобритания - примеры унитарного государства, управляемого высшим представителем монархической семьи. Но каждое государство в разной степени реализует формы представительной демократии. Также в унитарных государствах может устанавливаться особый режим управления отдельными территориями. Федерация объединяет под единым началом несколько единиц с относительной самостоятельностью. Конфедерация же объединяет суверенные административные субъекты, которые делегируют органам общего правления лишь часть функций государственной власти. При этом федерация более предрасположена к демократическим режимам, так как в ее правлении всегда должно объединиться несколько человек. В конфедерациях нет такой четкой закономерности, и внутренние режимы в субъектах могут быть различными.

Понятие и истоки тоталитаризма

Традиционно исследователи выделяют тоталитарный, демократический и как основные разновидности способов реализации политической власти в государстве. Тоталитаризм является крайней формой Историки говорят, что тоталитаризм как жесткий вариант диктатуры возникает в 20 веке, хотя есть точки зрения, что тогда просто был придуман термин, а такие политические режимы правления существовали и ранее.

Исследователи говорят, что тоталитаризм базируется на средствах массовой информации, которые становятся главным инструментом распространения идеологии. Под тоталитаризмом понимают абсолютный контроль и регламентацию государством всех сторон жизни, каждого отдельного жителя страны путем прямого вооруженного насилия. Исторически появление этого режима связывают со временем правления в Италии в 20-х годах 20 века, также яркими примерами реализации данной формы правления считают гитлеровскую Германию и сталинский Советский Союз. Изучению тоталитаризма посвящено известное исследование З. Бжезинского, который пишет, что такие режимы можно распознать по следующим признакам:

  • в стране господствует официальная идеология, которую разделяет большинство граждан, противники идеологии подвергаются жестким преследованиям вплоть до физического уничтожения;
  • в государстве устанавливается жесткий контроль за действиями и мыслями граждан, полицейский надзор призван выискивать «врагов народа» для последующей показательной расправы над ними в целях устрашения населения;
  • главный принцип в таких странах: разрешено только то, что признано официальной властью, все остальное - запрещено;
  • есть ограничение в свободе получения информации, существует жесткий контроль за распространением информации, СМИ подвергаются жесткому цензурированию, о свободе слова и речи быть не может;
  • бюрократия во всех сферах управления жизнью общества;
  • однопартийность: в странах с таким режимом может быть только правящая партия, все остальные подвергаются преследованию;
  • милитаризация страны, в ней постоянно наращивается военная мощь, формируется образ внешнего врага, от которого нужно обороняться;
  • террор и репрессии как инструменты нагнетания страха;
  • экономикой.

Как ни удивительно, но тоталитаризм может строиться на основе демократии или на основе авторитаризма. Второй случай более частотен, примером тотальной демократии может выступать Советский Союз времен позднего сталинизма, когда в систему тотальной слежки и репрессий было вовлечено большое количество жителей страны.

Черты авторитарного режима

Описывая режимы правления государства, следует остановиться на более подробной характеристике основных их разновидностей. Тоталитарный, демократический и авторитарный режимы - это три ведущих варианта. Авторитаризм занимает промежуточное место между тоталитарной и демократической системой правления. Авторитаризм является недемократическим режимом, под которым понимается сосредоточение безграничной власти в руках одного или нескольких людей. Основное отличие от тоталитаризма заключается в отсутствии сильного военного давления на жителей страны.

  • устанавливается монополия на государственную власть, которая не может перейти другим людям или группировкам ни в каком случае, кроме переворота;
  • запрет или сильные ограничения на существование оппозиции;
  • жесткая централизация вертикали власти;
  • делегирование властных полномочий по принципам родства или кооптации;
  • укрепление силовых органов для удержания власти;
  • изоляция населения от возможности участвовать в процессе управления страной.

Военная бюрократия

Группа военных режимов является вариантом авторитарных и тоталитарных моделей. Военно-бюрократический режим - это однопартийный режим с ярким лидером, власть которого обеспечивается военными силами. Чаще всего принято говорить о коммунистических разновидностях таких режимов. Основными признаками военной бюрократии являются:

  • доминирующая роль военных и силовых структур в обеспечении исполнения решений правительства;
  • наличие особой системы контроля над жизнью общества;
  • насилие и террор как основные инструменты подчинения и мотивации населения;
  • законодательный хаос и произвол;
  • официально провозглашенная господствующая идеология при полном отсутствии оппозиции.

Тирания и деспотизм

Древней разновидностью тоталитаризма является деспотическая власть. Такой режим существовал, например, в Древнем Египте. Власть в этом случае принадлежит одному лицу, которое получило ее по праву наследования. Деспот обладает исключительной властью и может никак не соотносить свои действия с законами и нормами страны. Все всплески несогласия с его политикой жестко караются, вплоть до применения жестоких показательных казней и истязаний. Тиранические режимы правления отличаются тем, что власть к одному человеку приходит в результате военного переворота. При этом управленческие характеристики тирана близки к поведению деспота. Власть тиранов также известна издавна, так, историки описывают несколько таких примеров еще в Древней Греции.

Черты демократического режима

Самыми распространенными политическими режимами в мире являются различные вариации демократии. Форма правления демократического режима многообразна, но в целом ей свойственны следующие признаки:

  • народ является главным источником высшей власти, он главный суверен в государстве;
  • у народа есть возможности продемонстрировать свое волеизъявление на свободных выборах, выборность власти - важнейший признак демократии;
  • права гражданина - абсолютный приоритет власти, любой человек или меньшинство гарантированно имеют доступ к власти;
  • равенство граждан перед законом и в управлении государством;
  • свобода слова и плюрализм мнений;
  • запрет на любые формы насилия над человеком;
  • обязательное наличие оппозиции правящей партии;
  • разделение властей, каждая ветвь имеет суверенность и подчиняется исключительно народу.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении государством, существуют две формы демократии: прямая и представительная. Формы представительной демократии сегодня являются наиболее распространенными. В этом случае народ по принятию решений своим представителям в разных властных органах.

Либерализм как политический режим

Особой разновидностью демократии является либеральный режим. Идеи либерализма появляются еще в античные времена, как политический режим он впервые был провозглашен в конце 18 века в Конституции США и Декларации о правах человека во Франции. Главным признаком либерализма является абсолютная ценность человека. Любой либеральный режим базируется на трех китах: индивидуализм, собственность и свобода. Признаками либерального политического режима являются:

  • законодательное закрепление прав человека на охрану его индивидуальности и прав на частную собственность;
  • разделение ветвей власти;
  • гласность и свобода слова;
  • существование оппозиционных партий;
  • нестабильность политической сферы страны, участие масс в политической жизни общества;
  • отсутствие монополии на власть, существование законного механизма смены власти;
  • свобода экономики от всяческого контроля и вмешательства со стороны государства.

Теперь вы знаете основную информацию про режимы правления.

В современном мире происходит интенсивный процесс перехода тоталитарных и авторитарных режимов в демократические режимы. Сегодня ясно, что этот переход будет продолжительном. Независимая международная организация в 1992 г. провела исследование 186 стран и пришла к выводу, что с точки зрения уважения прав человека и политических свобод (важнейших критериев демократии, которые признаются на Западе), только 75 стран являются “свободными”, 73 – “частично свободными” и 38 – “несвободными”.

Понятие «политический режим»

Политический режим – это способ реализации власти, совокупность средств и методов, с помощью которых она осуществляется. В зависимости от степени обеспеченности прав и свобод граждан политические режимы делятся на демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные).

Демократический политический режим

Демократический режим - это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. При демократии не только осуществляется политическая власть большинства, но и соблюдаются права меньшинства. Основными чертами демократического режима являются:

  • Легитимный режим , который основывается на принципе конституционализма. Согласно этому принципу конституция – основной закон государства – обладает высшей юридической силой по отношению ко всем иным правовым нормам. Принципы демократии и основные права и свободы человека фиксируются в конституции и не могут быть отменены обычным путем. Если необходимо принять новый текст конституции, то он выносится на всенародное обсуждение (референдум) и считается принятым в случае его поддержки более чем половиной граждан, имеющих право голоса. Для того, чтобы этот принцип осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора.
  • Плюралистическая структура политической власти, которая находит воплощение в парламентаризме, выборности и сменяемости органов власти, а также их ответственности перед обществом. Под парламентаризмом понимается система государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в системе государственных органов, и только он имеет право принимать законы. Правительство лишь разрабатывает законопроекты и может вносить их на утверждение парламента. Парламент также обладает правом контролировать деятельность правительства.
  • Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
  • Политический плюрализм . Это означает, что жизнь в демократическом обществе строится на основе конкуренции и взаимовлияния различных политических сил, действующих в рамках закона. Признаками политического плюрализма выступают: наличие многопартийной системы, в рамках которой каждая политическая партия равноправна и не имеет законодательно закрепленных преимуществ перед оппонентами, признание прав политической оппозиции на свободное выражение своих взглядов и убеждений через средства массовой информации.
  • Признание и гарантированность прав и свобод каждого члена общества . Гарантом конституционного и иного закрепления и осуществления на практике этих прав и свобод выступает институт конституционного надзора, который не может игнорировать общественное мнение и интересы широких слоев населения. Этот принцип должен соблюдаться неукоснительно, так как демократия, как и любая власть, заключает в себе определенную опасность для отдельной личности, подчинив ее воле большинства или принося ее интересы в жертву государству. Такая власть может перерасти в свою противоположность - тоталитаризм, в абсолютную власть большинства над меньшинством, коллектива над личностью. Поэтому демократия должна быть также ограничена законом, который защищает от власти права и свободы личности.

Авторитарный режим

Основу авторитарного режима составляет сильная личная власть – монархия, диктатура. Для него характерна чрезмерная централизация власти в руках правящей элиты или личности, частичное или полное запрещение оппозиции, требование безусловного уважения к власти. Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая активно вмешивается в политический процесс. Для данного режима характерна:

  • Монистическая структура политической власти, в центре которой находится господство определенной личности или группы людей. Власть сосредоточивается в руках главы государства, которому подчинено правительство. У этого режима нет механизма преемственности власти, которая передается бюрократическим путем, нередко используя при этом вооруженные силы или насилие.
  • Авторитарная власть не допускает в сфере политики никакой конкуренции, однако не вмешивается в те сферы общественной жизни, которые не связаны непосредственно с политикой: относительно самостоятельными могут оставаться экономика, семья, культура.
  • Важнейшей чертой режима является массовое отчуждение народа от власти. Политические права и свободы граждан и общественно-политических организаций сужены, оппозиция запрещена. Политическое поведение граждан и политических организаций строго регламентировано. Правящие силы, их партии и примыкающие к ним организации – военные и полувоенные – срастаются с государственным аппаратом. Выборность органов государства ограничена. Парламент превращается в послушное государству орудие, а иногда и ликвидируется.
  • Политическая структура режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а выборы при этом нередко носят показной характер.

В условиях олигархического режима формально допускается многопартийность, однако фактически действуют только партии господствующего класса. Выборность парламента сохраняется, но разного вида ограничения приводят к тому, что избранными в него могут быть только представители правящей элиты. В принципе признается даже разделение властей, но фактически основная роль в политической жизни принадлежит не законодательной, а исполнительной власти. Армия активно вмешивается в жизнь общества.

Конституционно-авторитарный режим отличается тем, что в самой конституции могут содержаться нормы, запрещающие существование всех политических партий, кроме правящей. Иногда для других партий устанавливаются ограничения, сводящие их деятельность к нулю. Парламент формируется на корпоративной основе, значительная часть его членов назначается, а не избирается, безраздельно господствует исполнительная власть и президент.

Авторитаризм несет в себе возможность эволюции как в сторону тоталитаризма, так и демократизма. Почему возможен переход к демократии? При этом режиме сохраняется известная автономность гражданского общества, некоторые его сферы остаются свободными от тотальной регламентации. Стабилизация экономического и социального развития снижает поляризацию в обществе, способствует формированию центра политических сил, который создает предпосылки для перехода от авторитарной власти к демократическим структурам.

Тоталитарный режим

Тоталитарный режим основывается на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. Тоталитарный режим формально допускает граждан в политический процесс, в реальности же они оказываются полностью от него отчужденными. На каждом уровне управления страной власть сосредотачивается в одном центре (в руках отдельного человека или группы людей). Вся жизнедеятельность общества оказывается регламентированной, любая ее несанкционированная форма исключается. Для тоталитарного режима характерны:

  • Монистическая структура власти, сосредоточение власти в руках одного человека или группы людей и отстранение народа от власти.
  • Отсутствие гражданского общества и правового государства. Они не могут существовать, так как абсолютная и всеохватывающая власть вождя, партии, государства лишает гражданское общество самостоятельности. Повседневная жизнь людей настолько регулируется государством, что порою принимает уродливые формы: от невозможности без санкции властей выехать за границу до вступления в брак.
  • Отсутствие разделения властей, хотя формально оно может быть закреплено в конституции.
  • Наличие единственной массовой партии, которую возглавляет сам политической лидер государства. Срастание правящей партии с государством.
  • Экономика подчинена политике, строго централизована. Развиваются только те отрасли, которые способствуют укреплению режима. Отдельные виды экономической деятельности запрещены. Режим мотивирует это тем, что они могут нанести вред экономике и неприемлемы с точки зрения идеологии данного общества.
  • Господство единой идеологии. Идеология тоталитаризма абсолютно нетерпима к инакомыслию, которому создаются всевозможные преграды: запрещение издания оппозиционной литературы, высказывания “крамольных” мыслей, критических суждений в СМИ и на телевидении и так далее.

Тоталитарным режимом отрицаются все ценности традиционного общества. Эта идеология рассчитана на массы, а не на элитные группы . Даже наука поглощается идеологией, особенно это относится к социально-гуманитарным наукам. Приоритетное развитие получают те направления наук, в которых заинтересованы властные структуры. Социальной базой тоталитаризма выступают обнищавшие слои города и деревни, а также люди разного социального происхождения, которые в результате экономических и военных потрясений потеряли свое положение в обществе.

В современном мире существуют определенные условия, способствующие возникновению тоталитаризма :

  1. Демократическое общество предоставляет право всем оппозиционным партиям и другим политическим силам участвовать в политическом процессе. В условиях политической нестабильности в странах со слабыми демократическими традициями и правосознанием возбужденные массы могут привести сторонников тоталитаризма к власти.
  2. Наличие технических средств и развитых коммуникаций (радио, телевидение, телефон, пресса) позволяет государству жестче контролировать политические процессы и влиять на сознание людей.
  3. Высокая степень концентрации производства и всей экономической жизни позволяет власти вести точный учет и планировать развитие хозяйства до мелочей. Наличие этих условий сужает проявления гражданского общества. Личность теряет способность выступать как самостоятельный гражданин, наделенный правами и подчиняется власти.

Под воздействием внутренних социально-экономических сдвигов происходит развитие полтических режимов . Тоталитарные режимы распадаются и преобразуются в авторитарные и демократические. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов.

Загрузка...