docgid.ru

Традиции и обычаи параскева пятница. О чем молятся святой Параскеве Пятнице

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.

Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры.

До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, святая Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти святой Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название святой Параскевы Льняницею. Кроме того, святой Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою святой Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу святой Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Святая Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п. Наконец, святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, - как замечает далее Стоглав, - “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.

В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, “водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы”. На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 - 98 крестьяне Товренской обл. “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги”.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в. считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь святой Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом святой Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.

Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.

В церковном календаре 10 ноября - дата памяти святой великомученицы Параскевы. Это один из самых значимых праздников в православии, когда можно попросить святую о семейном счастье и благополучии в жизни.

Ежегодно 10 ноября православной церковью отмечается светлый праздник — день памяти Параскевы Пятницы. В народе великомученицу еще называют Бабьей Заступницей, Хранительницей очага и Покровительницей семейного счастья. Это не случайно, ведь помощь святой в первую очередь получают девушки, желающие удачно выйти замуж , женщины, переживающие разногласия в семье, а также те, кто мечтает о рождении здорового малыша.

В этот день все верующие люди возносят молитвы Параскеве, почитают ее светлую память, вспоминают историю ее жизни, соблюдают все церковные традиции. Лишь при условии правильного проведения празднества можно ожидать помощи святой. Она помогает тем, кто помнит о ней, о ее праведной жизни и благих деяниях.

История жизни Параскевы Пятницы

В третьем веке, во время правления Римского императора Диоклетина, в богатой по тем временам семье родилась Параскева Пятница. Долгие годы супруги мечтали о ребенке. Они проповедовали христианство и неустанно молились Богу о скором зачатии и даровании им дитя. С большим упорством они читали молитвы именно в пятницу, поскольку этот день недели считался днем страданий и мучений Христа. Их мольбы были услышаны: Господь подарил им дочку, которую они окрестили Параскевой. В переводе с греческого языка это имя означает «Пятница».

Девушка с малых лет отличалась добрым нравом, смирением и набожностью. Живя в вере, юная Параскева не заостряла никакого внимания на молодых людях, их ухаживаниях и сватовстве, говоря, что уже отдала свое сердце, душу и тело Господу. От родителей ей досталось огромное наследство, от которого она также отказалась, раздав все на нужды бедных.

Параскева Пятница жила в очень неспокойное время, когда у власти находились язычники. Ее праведная жизнь и покорность Господу, а не правителю Диоклетину, послужили причиной того, что святую подвергли истязаниям и страшной смерти. Однако после своей казни она сумела завоевать еще большую любовь людей. До последнего вздоха мученица читала благодарственные молитвы Богу , показывая, как слово и молитва способны творить чудеса. В современном мире икона святой считается оберегом, охраняющим семейное счастье и благополучие, а молитвы к ней способны излечить даже самые мучительные болезни души и тела.

О чем молиться Параскеве Пятнице

Икону святой мученицы можно встретить практически в каждом доме. Православные христиане уверены, что в образе Параскевы Пятницы заложена сила и могущество Свыше. Ее икона считается одним из самых сильных и мощных оберегов, защищающих дом и семью от различного рода несчастий. В день памяти, 10 ноября, люди приносят в церковь свой урожай и лен, чтобы освятить их. Плоды оставляют до следующего года. Это считается добрым знаком, привлекающим счастье , благополучие и плодородие. Льном же покрывают икону Параскевы, а также используют его в создании оберега.

Прежде всего Параскева Пятница считается заступницей женского счастья. Сама она отдала свою жизнь и сердце на волю Сына Божьего. Поэтому и для каждой девушки желает только лучшего и помогает найти достойного мужа. Есть огромное количество молитв Параскеве Пятнице, которые читают женщины, мечтающие о замужестве и счастливой семейной жизни. Священнослужители говорят, что если читать молитвы с верой и открытым сердцем, то Параскева услышит ваши просьбы и дарует все, о чем вы просите.

Молитва Параскеве Пятнице в день ее памяти

«О приближенная к Христу великомученица Параскева, услышь молитвы наши. Ты веры христианской хранительница, заповедей Господних исполнительница и молитвенница ревностная. К Тебе мы возносим молитвы свои и просим Тебя, непокорная воле дьявольской, разбуди в нас любовь ко Христу. Силой молитв Твоих мы просим избавить мысли наши от сомнений и страхов, тело наше от болезней. Посели в сердце благодать и покорность. Премудрая и Всехвальная Параскева, прими молитвы наши, не отвернись от них в минуты тяжелые и приумножь крепость духа, а немощь убери. Помоги победить дьявола внутри. Спаси души наши и направь их по пути благополучия, прямиком к счастью сладкому. Моли Господа, как мы молим Тебя, о святая заступница. Воспевать хвалу Тебе не устанем во веки веков. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Традиции в день Параскевы Пятницы

Прикоснувшись к истокам народной истории, можно что-то перенять от предков и продолжить чествование святой так, как это было раньше. Считалось, что тех, кто чтит светлую память Параскевы, великомученица вознаграждает своей помощью и заступничеством, а тех, кто предает ее жизнь забвению, — наказывает. Именно поэтому каждый верующий должен знать, что нужно и что нельзя делать 10 ноября.

Что нужно делать:

  • посетить храм Божий и отстоять там службу, посвященную Параскеве Пятнице;
  • прочитать молитвы к Параскеве Пятнице;
  • освятить кусочек льна, которым следует покрыть икону Параскевы Пятницы;
  • рядом с источником святой воды поставить образ святой, чтобы он смог вобрать в себя всю целительную силу;
  • освятить в церкви букетик целебных трав, чтобы дома сделать отвар от хвори, которая мучает больного;
  • сделать мощный талисман, спасающий от любых болезней . Для этого нужно переписать текст молитвы к святой на листок и завернуть его в лен. Такой оберег прикладывается к больному месту.

Что нельзя делать:

  • забывать о пятидневном посте, который проводится накануне праздника;
  • заниматься домашними делами и рукоделием;
  • обсуждать чужую жизнь, сплетничать и наговаривать на других;
  • стричься, расчесывать волосы и мыть голову;
  • купать детей;
  • давать деньги в долг . Особенно это касается беременных женщин. В древности считалось, что таким образом будущие мамы отдают судьбу своего ребенка в чужие руки.

Конечно, не у каждого человека есть возможность посетить церковь в день памяти Параскевы Пятницы. Но это не значит, что нужно отрекаться от праздника и его традиций. Даже благодарственные молитвы к Богу и святой великомученице помогут вам почтить ее память, приблизиться к Господу и встать на путь духовного роста. Не бойтесь просить о своем счастье и делать для этого все возможное. Будьте счастливы, успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Параскева Пятница, великомученица (III в.). Родители мученицы особенно чтили день недели, посвященный воспоминанию страстей Господних, - пятницу: чтили постом, молитвой и милостыней. За это Бог послал им в этот самый день недели дочь, которую они и назвали Пятницей, или по-гречески - Параскевой. Рано лишившись отца и матери, она приняла обет девства и стала заботиться о распространении христианской веры между своими согражданами-язычниками. Приведенная за это под суд к начальнику области, посланному в Иконию для истребления христиан, святая Параскева, еще совсем юная дева, “женскую слабость отвергши”, дерзновенно отразила прельщения и угрозы мучителя, заставлявшего ее принести жертву идолам. Тогда святую исповедницу повесили на дереве и стали терзать ее тело железными гвоздями, жечь факелами и наконец отрубили голову.

Большим почитанием пользуется Параскева Пятница у простого народа. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Даже сейчас еще ставят икону Параскевы при источниках, над ключами и колодцами. Русские иконописцы изображают Параскеву суровой подвижницей высокого роста, с лучезарным венцом на голове, а в руках она держит свиток с Символом веры.

До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, святая Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года. Иконы святой Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом. Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях. Во многих губерниях нашего отечества в день памяти святой Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу. В связи с этим обычаем находится и самое название святой Параскевы Льняницею. Кроме того, святой Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти. По верованию наших предков, святая угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощь от дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях. В честь святой Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней. Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою святой Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа. Цветы, травы и другие привески к образу святой Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье. В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями. Святая Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову. “Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п. Наконец, святой Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки. В древности на городских торжищах ставилась икона святой Параскевы Пятницы как покровительницы торговли. Иногда святая Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде. В Стоглаве говорится, что “по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются святая Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”. Женщины эти, - как замечает далее Стоглав, - “и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”. Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день святой Параскевы за большой грех.

В Малороссии крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Пятница, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни. Здесь в старину даже соблюдался особенный обряд, который обыкновенно совершался в честь святой Пятницы. Духовный Регламент замечает, что в Малороссии, в полку Стародубском, “водят женку простоволосу, под именем Пятницы; а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ и дары с упованием некия пользы”. На Руси в честь святой Параскевы наблюдались особые 12 пятниц, которые назывались обыкновенно временными, именно: 1-я пятница - в первую неделю Великого Поста, 2-я - пред Благовещением, 3-я - на Вербной неделе, 4-я - пред Вознесением, 5-я - пред Троицыным днем, 6-я - пред Рождеством Иоанна Предтечи, 7-я - пред Ильею Пророком, 8-я - пред Успением, 9-я - пред архангелом Михаилом, 10-я - пред Кузьмою-Демьяном, 11-я - пред Рождеством Христовым, 12-я - пред Богоявлением.

Наши предки называли эти двенадцать пятниц именными оттого, что каждая из них носила название, например пятница Благовещенская, пятница Успенская и т.п.; ко всякой из них приурочивалось нашими предками какое-либо событие из ветхозаветной истории, как, например, о 1-й пятнице было сказано, что “в первый пяток месяца мартия Адам преступил заповедь Божию, и изгнан бысть из рая” и т.п. Каждой из пятниц приписывалась какая-либо особенная благодать, так, например: “Кто будет поститься первую из этих пятниц, тот будет избавлен от внезапныя смерти”. Кроме того, в былое время также уважались так называемые обетные Пятницы, в которые наши предки с целью отвратить какое-либо бедствие зарекались работать, и т.п. Этих пятниц обыкновенно насчитывали девять: 1-я - Обжорная (на 3-й неделе Великого поста), 2-я - Страстная, 3-я - Спасовая, 4-я - Временная, 5-я - Разгульная, 6-я - Молебная, 7-я - Кающаяся, 8-я - Праздничная и 9-я - Девятая пятница. Какое значение придавали наши предки обетным пятницам, особенно, например, во время засухи, неурожая, падежа скота, появления червей, можно видеть из свидетельства наших древних памятников. Так, известно, что с целью празднования обетных пятниц в XVI в. писались заповедные записки; например, в 1590 - 98 крестьяне Товренской обл. “сговорились промеж собою и учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу ни толчи, не молотити, ни камения жещи, а кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги”.

Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX в., считались очень важны; в Малороссии, например, крестьяне держались того убеждения, что во всякую пятницу грешно работать и есть скоромное. Наконец, в честь святой Параскевы Пятницы в древнее время на перекрестках дорог ставили особенного рода столбы с изображениями святой Пятницы, которые и назывались ее именем. Памятники эти по своему значению были похожи на придорожные часовни или кресты и считались у наших предков священными и таинственными местами. Возле них древнерусский люд обыкновенно праздновал счастливую встречу с другом, отцом, сыном; тут же происходили последние расставания с отъезжающим в далекий путь; у этих же, наконец, пятниц девицы вымаливали себе хороших и добрых женихов.

Народные представления о Параскеве Пятнице совершенно очевидно являлись результатом смешения древних языческих культов главного женского божества Мокоши, возможно и некоторых других, с почитанием великой христианской святой. При этом святой Параскеве стали приписывать свойства и качества ранее почитаемой Мокоши. Черты грозного и благодетельного языческого божества накладывались на образ смиренной священномученицы.

Против этих суеверных представлений не могла не выступить Православная Церковь. В Стоглаве все древнерусские суеверия относительно пятницы назывались “богомерзкими, прельщениями бесовскими”. Патриарх Константинопольский в одной из своих окружных грамот 1589 к литовским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем. Самое сказание об известных 12 пятницах исстари относилось у нас к апокрифическим сказаниям. Что касается происхождения древненародного верования в Параскеву Пятницу как покровительницу торговли, то оно легко могло получить свое начало оттого, что в старину день пятницы служил торговым днем для сельских хозяев. Торговые пятницы особенно крепко держались в западной и отчасти южной России; можно думать, что в этом случае немалое влияние имело и то обстоятельство, что день этот служил кануном субботы, когда торг не производился по причине празднования евреями шабаша. Этих шабашей особенно опасались крестьяне северо-западной Руси и потому по пятницам закупали себе все, что нужно для хозяйства и в доме. Наконец, что касается так называемых пятниц-часовен, которые ставились в старину на Руси в честь Параскевы Пятницы, можно предположить, что они явились взамен некоторых дохристианских памятников. Именно в древнее время у нас на распутиях ставились столбы, чурбаны, истесанные болваны, мимо которых, как водилось, ни конный не проезжал, ни пеший не проходил без какой-либо жертвы. С введением христианства обычай ставить эти чурбаны, естественно, не мог оставаться долее, и потому наши предки старались заменить их подходящими сюда часовнями и столбами, в которых и ставилось изображение Параскевы Пятницы, покровительницы полей и плодородия.

Х ристианство и язычество - две стороны древнерусского праздника.

Особое благоговение православных перед великомученицей Параскевой Пятницей, женской заступницей, во многом продолжает традицию поклонения богине языческого культа Макоши. Слиянию двух образов в народном сознании послужили общие функции - и Макошь, и Параскева благоприятствовали браку и родам.

Святая Параскева Пятница

Известно, что родилась Параскева Пятница в III веке в состоятельной семье сенатора в Иконии - столице древней Лакаонии, в Малой Азии. Ее глубоко верующие родители из дней Страстной седмицы особо свято почитали Великую пятницу - день крестных страданий Иисуса Христа. Поэтому и дочь, родившуюся в пятничный день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого значит «пятница». Воспитанная в благочестивой семье, Параскева с юных лет дала обет безбрачия и приняла решение посвятить свою жизнь Богу и просвещению язычников.

Во время борьбы императора Диоклетиана с проповедниками христианской веры Параскеву схватили по указанию городского правителя Аэтия. Глава Лакаонии, сраженный красотой девушки, даже хотел жениться на ней, но прежде потребовал у нее принести жертву языческому идолу. За отказ отречься от православной веры по приказу Аэтия Параскеву долго и мучительно истязали, а затем бросили в темницу. По преданию, Господь исцелил возносившую молитвы Параскеву. Но это не остановило ее гонителей. Они стали поджигать девушку факелами, а затем отсекли ей голову. После захоронения тела православные начали поклоняться ее мощам и заметили, что больные люди стали чудесным образом исцеляться.

Языческая богиня Макошь

В крестьянских верованиях Русского Севера Параскеву соотносят с полуязыческой богиней - пряхой Макошью. Образ Параскевы Пятницы заслонил культ почитания архаической Макоши, народ приписал и ей влияние на плодородие и браки.

С памятью о великомученице по сей день связывают множество обрядов и обычаев. В Древней Руси даже храмы и придорожные часовни называли именем Пятница. В народе святую именовали Параскевой Пятницей, Пятиной или Петкой. Иконописцы изображали подвижницу высокого роста со строгим выражением лица. Иконы праведной мученицы, увенчанной лучезарным венком, почитали и украшали лентами и монистами. Сельские труженицы приносили к ее лику цветы и душистые травы, считая, что именно Параскева заботится о засеянных ими полях и о сохранении скота от падежа. В ее памятный день в храмы несли плоды для освящения, а затем хранили их весь год как священные предметы.

«Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники».
Сам комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны - об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Владимир Чичеров, литературовед, исследователь русского традиционного фольклора

Святой чудотворный источник и купальня близ села Короцко. Валдайский район, Новгородская область. Фотография: Н. Коржов / фотобанк «Лори»

В долине Темпи находится святой источник Параскевы Римской, в котором, по преданию, была обнаружена чудодейственная икона Параскевы (она размещена в храме рядом с источником). Фотография: В. Волохонский / фотобанк «Лори»

«Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День 10 ноября (28 октября по старому стилю - церковная дата святой Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь: обе они чрезвычайно внимательны к этим женским делам».

Борис Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси

Находясь в домашних божницах, святыня выступает хранительницей семейного очага и благополучия. Православные верующие называют Параскеву целительницей телесных и душевных заболеваний, а также молятся ей о здравии детей.

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение.
За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

Параскева Пятница почитается на Руси, как помощница в женских заботах, хранительница семейного благополучия и счастья. В старину иконы Святой можно было встретить в каждом доме, которые хранили покой, благополучие и счастье домашних.

Более того Святая Параскева Пятница считалась бабьей Святой, покровительницей женщин, брака, семейного счастья. Девушке молились ей об удачном замужестве, замужние в трудные переломные моменты в семье, о беременности, при бесплодии, а так же перед родами.

В день 10 ноября - День Святой Праскевы Пятницы - хранительницы семейного счастья русские люди повторяли обряд .

Девушки молились о желанном замужестве: "Матушка Пятница Параскева, покрой меня скорее..." - чтобы выйти замуж по любви и поскорее...

Вечером, когда заканчивались посиделки, девушки ходили с огарком свечи и подслушивали под чужими окнами.

Пятница, как и среда, считалась днем строгого поста и воздержания. Но, например, в среду разрешалось делать все, а вот в пятницу - нельзя было прясть, а разрешалось только шить. Объяснялось это тем, что Спаситель в этот день претерпел оплевание, а на пряжу приходиться поплевывать, когда занимаешься ее скручиванием.
Пятница связывалась и с муками Христа, и с воздержанием Параскевы.

Как я уже говорила, до н. XX в. иконы св. Параскевы были почти в каждом русском доме. По общему древнерусскому верованию, Св. Параскева признаваема была покровительницею полей и скота, и потому в былое время во многих местах в день памяти ее наши предки сообща участвовали в божественной службе и приносили в церковь для освящения разного рода плоды; приношения эти потом хранились в домах как свящ. предметы до наступающего года.

Иконы Св. Параскевы, находившиеся в церквах, древнерусский народ чествовал особенным образом.

Крестьяне убирали их разными лентами, цветами, монистками и душистыми травами и носили в таком виде в крестных ходах и других важнейших церемониях.

Во многих губерниях нашего отечества в день памяти Св. Параскевы крестьяне носили в церковь оттрепанную первину льна, которая обыкновенно посвящалась этой угоднице, и потом привешивали к ее образу.

В связи с этим обычаем находится и самое название Св. Параскевы Льняницею.

Кроме того, Св. Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от Коровьей Смерти.

По верованию наших предков, св. угодница эта считалась также целительницею и разных человеческих недугов, в особенности ее призывали на помощьот дьявольского наваждения, в лихорадках, зубной, головной и других болезнях.

В честь Св. Параскевы составлены были особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от разного рода болезней.

Молитвы эти нередко привязывались к голове в чаянии исцеления от головной боли и т.д.

Страждущие от наваждения нечистой силы считали за непременное правило ставить пред иконою св. Параскевы Пятницы свечи в надежде получить свободу от нечистого духа.

Цветы, травы и другие привески к образу св. Параскевы Пятницы также почитались у русских людей одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись с году на год как весьма важное целебное снадобье.

В случаях какой-либо болезни русские варили его в воде и этим отваром поили одержимых разными болезнями.

Св. Параскева Пятница считалась также покровительницею брака, и в этом случае ее ставили в близком отношении к Покрову.

" Матушка Пятница-Параскева! - молились в старину девицы, - покрой меня поскорее”, т.е. пошли скорее жениха, и т.п.

Наконец, Св. Параскеве русские приписывали покровительство над торговлей, и от ее имени известны у нас исстари так называемые пятницкие торги и ярмарки.

В древности на городских торжищах ставилась икона Св. Параскевы Пятницы как покровительницы торговли.

Иногда Св. Параскева представлялась нашим предкам в грозном виде.
В Стоглаве говорится, что "по погостам и по селам лживые пророки мужики, и женки, и девки, и старыя бабы, нагия и босыя, волосы отрастив и распустив, трясутся и убиваются, и говорят, что им являются св. Пятница и Настасия и велят им, чтобы они заповедали христианам каноны засвечивати”.

- "и заповедывают христианам в среду и пятницу ручнаго дела не делати, и не прясть, и платья не мыть, и каменья не разжигати, и иные заповедают богомерзкие дела делать, противныя Божественному Писанию”.

Во многих местах нашего отечества вплоть до XIX в. по пятницам женщины не пряли, не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы. Крестьяне не пахали, не боронили, почитая эти работы в день св. Параскевы за большой грех.

Молитва первая

О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя славы, Христа Спасителя и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоею в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: "Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!" Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его Человеколюбца и о нас с предстоящих и молящихся ти, да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешание возлюбленному нашему отечеству, да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианам да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели: да очистит нас грешных от всякий скверны и порока, да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасения твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречистое и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Загрузка...