docgid.ru

Вопрос: Могут ли быть допустимы вообще человеческие жертвоприношения в христианстве? Допустимы ли они в наши дни? Жертвы и жертвоприношения

жертвоприношение, жертвоприношение тарковский
Жертвоприноше́ние - форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Жертвоприношение - очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т. п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

С. А. Токарев считал, что в различные эпохи «служители культов требовали от верующих всё более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи «вкладов», пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее - церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви».

  • 1 Разновидности
  • 2 Жертвоприношение в иудаизме
  • 3 Жертвоприношение в христианстве
    • 3.1 Евхаристия - бескровное жертвоприношение
  • 4 Жертвоприношение в исламе
    • 4.1 Удхия
    • 4.2 Акика
    • 4.3 Назр курбан
  • 5 Жертвоприношение в индуизме
  • 6 других религиях
  • 7 Интересные факты
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Разновидности

Снятие шкуры жертвенных животных во время праздника

В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения - от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире.

Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление фетишей, умилостивительное и искупительное жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).

Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в России).

В Древнем Риме при жертвоприношениях прислуживали мальчики и девочки - камиллы.

Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения - символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились во всех современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и тому подобное

Известна также такая форма жертвоприношения, как ритуальное лишение девственности.

Жертвоприношение в иудаизме

Основная статья: Жертвоприношения в иудаизме

Жертвоприношение в христианстве

Основная статья: Евхаристия

В христианстве, в отличие от иудаизма, жертвоприношение является центральным элементом не только культа, но и всего учения: добровольное самопожертвование Иисуса Христа выступает в качестве искупительной жертвы за грехи всех людей всего мира. преобразованной форме евхаристии (вкушения тела и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, являясь основой христианского богослужения.

В Армянской апостольской церкви сохраняется обряд так называемого матаха, в традиционном виде включающего в себя закалывание животного - ягнёнка, бычка, голубя или петуха. Матах противопоставляется ветхозаветному кровному жертвоприношению, так как Богу в рамках матаха приносится в дар не непосредственно жизнь и кровь животного, а акт сотворения милости бедным, пожертвование в виде мяса дарственного животного.

Евхаристия - бескровное жертвоприношение

Учением о Евхаристии (греч. благодарение) как жертве отличаются Католическая и Православная церкви от протестантов. Согласно учению последних, жертва за весь мир принесена однажды и навсегда самим Иисусом Христом, в его крестной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна (Евр. 10:14). По учению же Католической и Православной церквей, однажды и навсегда принесённая за род человеческий Иисусом жертва не исключает многократного и необходимого личного соединения каждого христианина с Жертвой евхаристической, то есть совершения благодарственной жертвы, повторяющей в обрядах Голгофскую жертву Христа, и являющейся её повторением. При этом, по учению Церкви, в таинстве Евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы.

Названием бескровной жертвы Евхаристия противопоставляется жертвоприношениям животных, главным образом, в иудаизме (см. Жертвоприношения в иудаизме).

Отношение к ритуальному убийству животных и птиц принципиально отличает христианство от до-христианских и многих пост-христианских реконструированных религий и вносит существенные разногласия в отношения современных людей.

Жертвоприношение в исламе

Основная статья: Курбан

В исламе жертвоприношение называется Курба́н (араб. قربان‎‎). Оно является одним из важных обрядов поклонения. Наиболее известным жертвоприношением является удхия - жертвоприношение в праздник Курбан-байрам, акика - жертвоприношение случаю рождения ребёнка и назр Курбан - жертвоприношение в качестве обета.

Удхия

Удхия (араб. أضحية - жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца) - обряд жертвоприношения, совершаемый во время празднования Курбан-байрама (араб. Ид аль-адха). Жертвой могут быть копытные животные: верблюды, коровы, овцы и другие животные, употребление в пищу которых не запрещено. Удхия является необязательным, но желательным деянием (сунной) для мусульман. Одному человеку дозволено принести в жертву одну овцу, а семерым - верблюда или корову. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части. Одну часть оставляют для пищи, вторую раздают в качестве милостыни, а третью - в качестве дара. При заклании животного его кладут головой в направлении Мекки (кибла) и произносят слова «Бисмиллях» или «Аллаху Акбар», а затем перерезается горло.

Акика

Акика (араб. عقيقة - перерезание) - жертвоприношение одного или двух баранов в знак благодарности Богу за рождение ребёнка. Акикой также называется животное, которое приносится в жертву при появлении на свет ребёнка. Арабы часто называют акикой волосы новорожденного. доисламской Аравии арабы язычники совершали акику только в случае рождения мальчиков, и лишь с приходом ислама этот обычай изменился. За мальчика полагается два барана, каждый из которого должен отвечать условиям жертвенного животного (удхия). За девочку в жертву приносится один баран. Обычно заклание животного происходит на седьмой день после рождения ребёнка. том случае, если не получается сделать это вовремя, мусульмане режут животное в любое другое время, как можно быстрее.

Назр курбан

Назр курбан (араб. نذر قربان - обетованная жертва) - жертвоприношение, которое человек добровольно делает для себя обязательным (ваджибом). Если мусульманин связывает Назр курбан с каким-либо условием и, например, говорит: «Если выздоровеет больной, и я принесу жертву во Имя Аллаха», то после выздоровления больного сделать жертвоприношение становится для него обязательным. Если же мусульманин не связывает жертвоприношение с какими-либо условиями, то он волен сделать это жертвоприношение в любое время. Мясо жертвенного животного (назр) нельзя есть тому, кто принес его в жертву. Также это мясо нельзя есть его близким родственникам (жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам). Кроме того, мясо жертвенного животного нельзя давать тем, кто имеет достаток.

Жертвоприношение в индуизме

Основная статья: Яджна

В других религиях

У айнов имеется обряд жертвоприношения медведя, чтобы отправить того в мир духов для превращения в камуя (духа предков).

Древнегреческого философа Диогена сердило, что люди при жертвоприношении молят богов о здоровье, а на пиру после жертвоприношения объедаются во вред себе.

См. также

  • Вотивные предметы
  • Искупительная жертва
  • Харакири
  • Жертвоприношение (фильм)

Примечания

  1. 1 2 3 Токарев С. А." - статья из Большой советской энциклопедии
  2. «Каждая Литургия есть новое Боговоплощение и новое повторение Голгофы».Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Архивировано из первоисточника 30 ноября 2012.
  3. Злостная рецидивистка. Архивировано из первоисточника 30 ноября 2012. . Бриджит Бардо в пятый раз оштрафовали за неполиткорректные высказывания.
  4. А. Али-заде, 2007, Акика
  5. iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/ps/ps13/7.pdf с. 73

Литература

  • Жертвоприношение // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - СПб., 1906-1913.
  • Зеленин Д. К. Строительная жертва // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. - М., 2004. - С. 145-175.
  • Каждан А. П. Религия и атеизм в древнем мире. - М., 1957.
  • Кассирер Эрнст Жертвоприношение // Кассирер Э. Философия символических форм. 3-х тт. - М.; СПб., 2002. - Т. 2. - С. 230-242.
  • Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. - М., 1964.
  • Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М., 1964.
  • Фрэзер Дж., Золотая ветвь, пер. с англ., в. 1-4, М., 1928
  • Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. - Л., 1936.
  • Али-заде, А. А. Удхия // Исламский энциклопедический словарь. - М. : Ансар, 2007. - 400 с. - (Золотой фонд исламской мысли). - 3000 экз. - ISBN 5-98443-025-8.

Ссылки

  • Пятикнижие Моисеево (Тора). Книга Левит. Духовный смысл жертв
  • Викинги и человеческие жертвоприношения. Архивировано из первоисточника 30 ноября 2012.

жертвоприношение, жертвоприношение (фильм 1986), жертвоприношение авраама, жертвоприношение айзека, жертвоприношение алисы, жертвоприношение библия, жертвоприношение в елада, жертвоприношение исаака, жертвоприношение смотреть, жертвоприношение тарковский

Жертвоприношение Информацию О

Мой приятель Серёга работал у нас на станции в путейской бригаде. И ходил точно так же, как и остальные работяги, в грязном оранжевом жилете, вечно засаленном машинной отработкой или перепачканный вонючим кузбаслаком.

Правда, в отличие от других, Серёга никогда не раздражался и не заводил разговоров про зарплату, а ещё он был верующим. Мой товарищ не просто заходил по обычаю в церковь свечку поставить, а и как-то по-детски искренне.

Источник: OrthPhoto.net

Мне всегда интересно, почему человек начинает верить, тем более, если это мужчина. Сегодня вижу мужчину на службе, особенно молодого, и понимаю, что пришёл он не просто так. Представляю, какую огромную мыслительную работу проделал, чтобы, в конце концов, решиться стать христианином. Для нас обычен именно такой путь к Богу – через разум, это женщина принимает решение сердцем, чутьём, интуицией. Мужчина – головой. Спросите верующего человека, почему он пришёл в храм, представитель сильного пола, скорее всего, пустится в пространные рассуждения, а женщина просто пожмёт плечами.

Я не говорю, что путеец Серёга не способен на сложный мыслительный процесс – ещё как способен! – но чтобы иметь такую живую веру как у него, мало одной только работы мысли, нужен ещё и опыт живой встречи.

Уже потом, после того, как мы с ним подружились, мой товарищ рассказал, что ещё в шестилетнем возрасте он однажды услышал голос. Просто голос, сам по себе, без всякого рядом присутствующего человека. Скорее всего, голос звучал у него в голове. Ребёнку бы испугаться, но он не испугался, а вступил с ним в диалог, и этот диалог продолжался у них несколько десятилетий, до той поры пока Серёга ни пришёл в храм. Кому принадлежал этот голос? Возможно , который и привёл мальчика к вере, а может, искусителю, вынужденному замолчать, потому что человек пришёл к вере. Попробуй тут разберись.

Можно предположить, что ребёнок внезапно заболел, и эти беседы списать на какую-нибудь форму шизофрении, но только голос часто рассказывал мальчику, что ждёт его в будущем, показывал людей, которые потом сыграют в его жизни важную роль. Малыш даже выпросил у хозяина голоса, чтобы тот помог ему выиграть автомобиль в денежно – вещевую лотерею. И тот согласился. Поэтому Серёга знал заранее, в какой день и в каком году ему следует придти в нужное отделение связи, чтобы купить билет, который принесёт ему главный выигрыш.

А однажды, будучи подростком лет двенадцати, он неожиданно услышал:

– Хочешь увидеть свою будущую жену? Странный вопрос, кто же этого не хочет?

“Помню свою первую реакцию:

– За что, Господи?” – рассказывал он.

Мальчик, сам не понимая почему, именно так обращался к голосу.

– Мы же такие бедные, несчастные. Живём вшестером в одной комнате. Я так надеялся, что хоть жена у меня будет богатенькой, и хоть немножко красивой. А эта, Ты посмотри на неё, Господи, она такая же бедная, как и мы. Ручки, ножки тоненькие, словно ниточки, рыжая, вся в канапушках. Не надо мне такой жены, Господи, дай кого получше!

“Правда, вскоре я напрочь забыл об этой встрече и ту рыжую девчонку в прохудившихся сандаликах. Наш городок совсем маленький, и я, будучи предупреждённым, наверняка бы сделал всё, только бы наши пути в дальнейшем не пересекались. Но тогда не случилось бы того, что должно было произойти. Как-то уже накануне нашей свадьбы мне в руки случайно попал семейный альбом моей . Помню, сижу, листаю, и вдруг меня, словно ошпарило, вот же она та маленькая девочка из моего детства в канапушках и порванных сандаликах. Я всё вспомнил и ту нашу с ней встречу, и тогдашний разговор с голосом”.

– Серёжа, а в церковь ты как пришёл? Расскажи.

– Ты понимаешь, это произошло так быстро и необъяснимо чудесным образом, что я даже ни с кем об этом не делюсь. Боюсь, ты мне, просто не поверишь, – а потом предложил:

– Знаешь, если это тебе действительно интересно, то в ближайшие выходные мы с женой будем рады видеть тебя у нас дома, Надежда сама всё и расскажет.

Так впервые я оказался в их городе. Зашёл в большой, тогда ещё восстанавливающийся храм, там и познакомил меня Сергей с его Надеждой. Пишу и представляю себе её смеющиеся голубые глаза на лице, густо усеянном веснушками. А после службы мы вместе отправились к ним домой. И уже за обеденным столом я услышал удивительную историю.

– Серёжу я знала задолго до замужества. Он тогда уже был взрослым, а на меня, малявку, внимания не обращал. Всюду они появлялись вдвоём со своим братом Костиком. Оба невысокие, но крепко сбитые спортивные ребята, несколько лет занимались боксом, Серёжка, тот вообще мастер спорта. У них на двоих был один мотоцикл. Любили они подъехать к открытой танцплощадке, и как бы невзначай затеять с кем-нибудь ссору. Вставали спиной к спине и дрались, невзирая на число противников. Потом Серёжа ушел в , за ним Костя. После службы ребята посерьёзнели, остепенились. Тогда мы и познакомились, а вскоре Сергей сделал мне предложение. Он мне нравился, смелый надёжный парень, без вредных привычек. Одно смущало: мне всегда казалось, что мой жених, как бы это сказать, человек несколько жёсткий. А уж когда мы поженились, поняла, что Серёжа не просто жёсткий, а жестокий.

Не помню, что бы он меня когда-нибудь пожалел, проявил внимание, или просто приласкал. Даже когда беременная была, детей носила, даже тогда. Родилось двое деток, а он и с ними так же, по-солдатски, орёт на них, руку поднимает. Я уже не знала, что и делать. Стала в постели от него отворачиваться, так он с вьетнамками связался. Их тогда много из самого Вьетнама к нам на ткацкую фабрику прислали. И главное, одних только девушек, без парней. Вот и были они доступные, а нашим мужикам всё в диковинку. Мой Серёжа стал к ним ходить. Утром домой заявится, и давай рассказывать, с кем он мне . Спокойно так, даже, вот на столечко, – показала мне пальчиками, – не смущаясь. Ладно, если бы пил, можно было бы всё на водку списать, так он же спортсмен, абсолютный трезвенник.

Вспоминаю то время, как мне было тяжело, родители уже умерли, и поплакаться ни к кому не пойдёшь. Тогда я впервые попала в нашу церковь. Она ещё только – только начала восстанавливаться, но службы уже шли. Познакомилась с прихожанами, а потом и с батюшкой. Научили они меня молиться, Евангелие читать, детей на приводила, только Серёжа мой всё крутил пальцем у виска, мол, совсем я уже рехнулась. А мне хорошо, может, только там и было.

Время шло, а дома совсем житья не стало. Он не скандалил, нет, просто иногда молча зажмёт меня в каком-нибудь в углу и смотрит испытующим взглядом, и, наконец, однажды ударил головой мне в лицо. А когда ударил, то, всё. Поняла я дальше так жить невозможно. На что уж у нас соседи народ незаметный, так и те мне в один голос советуют:

– Надежда, бросай его и уходи, убьёт тебя этот злыдень.

Источник: OrthPhoto.net

– Сама боюсь, а куда идти, ещё и с детьми? Да и человек-то он был ну, не совсем уж плохой, ведь не пил, и для детей старался. Однажды прихожу в церковь на вечернюю службу, стою и чувствую, всё, не могу я так больше. Не знаю как оказалась у иконы Пресвятой, стала на колени и молюсь. Слёзы льются, а я не замечаю, только кричу Ей безмолвным криком: “ , дорогая, помоги, сил больше нет! Столько времени молюсь о своём Сергее, а он только хуже становится. Забери меня, Матушка, я человек верующий и знаю, у Тебя там хорошо, мне туда хочется, где любят. И ещё, чтобы Серёженька мой стал добрым, он же неплохой человек, Матушка, помилуй его. Я согласна умереть, только пускай он изменится. Жизнь за жизнь, Матушка!”

Всё это время, пока Надежда рассказывала мне их историю, Сергей сидел молча, обхватив голову руками. А потом продолжил:

– И ты понимаешь, я вдруг почувствовал, что-то со мной происходит. Будто взял меня кто-то, словно кусок теста, в свои большие ладони, и давай месить. Чувствую, другим становлюсь, слышать стал то, что раньше не слышал, запахи новые появились, и главное, вот здесь, – показывает глазами на сердце, – будто плотину подмывает. Я же ничего тогда не знал о её просьбе к Пресвятой Богородице, что условилась она за меня свою жизнь отдать.

Вечером иду домой, прохожу мимо церкви, и чего-то вдруг подумалось, зайду, свечку, может, поставлю. В храме покойно, молящихся совсем немного, тихо поют на клиросе. Взял свечу, решаю к какой иконе подойти, и взгляд упал на образ Пресвятой, тот самый, возле которого всегда молилась моя Надюша. Подошёл, перекрестился и думаю, что бы такое сказать, ведь возле иконы как-то принято молиться. И тут-то плотину окончательно прорвало. Не знаю, как это можно описать только в одну секунду увидел себя таким, какой есть на самом деле. Я ведь до этого считал себя неплохим человеком, а увидел и ужаснулся. Сколько же я горя приношу, и самое главное, своей семье. Стою у иконы глотаю слёзы, и ничего не могу с собою поделать, хорошо, что темно было, и никто меня не видел. Домой прихожу, встречает меня моя половинка, в глазах привычный страх, что наору сейчас или ударю. Упал перед ней на колени, словно перед иконой, и снова заплакал, а она мою голову к себе прижимает и тоже плачет, так мы с ней и стояли.

– Утром, – продолжает Надежда, – я пошла в церковь. Подошла к Пресвятой, благодарю Её и говорю: “Я согласна, Матушка, как условились, жизнь – за жизнь”. Смотрю на лик, а глаза у Неё улыбаются, никогда такими я их больше не видела. Не приняла Она мою жертву, а помочь помогла. С тех пор Серёжа совершенно изменился, это же другой человек. У него радость в глазах появилась, молиться стал, в храм ходит. Батюшке теперь в алтаре помогает. Удивительная история.

Порою жизнь так человека закрутит, в такое положение поставит, что слетает с него всякая наносная шелуха, обнажая подлинное человеческое. И всё в одночасье становится на свои места. Это как во время атаки, поднялся солдат, пошёл на пули и победил. Или не нашёл в себе мужества встать во весь рост предал близких своих и умер от подлости и страха.

С Верой, смуглой симпатичной женщиной лет сорока, мы раньше уже были знакомы, когда в субботу вечером увидел её стоящей ко мне в очереди на исповедь. Я знал, что она работала отделочницей в строительной фирме, только прежде никогда не замечал, что у неё такие большие глаза, большие и блестящие. И только когда она подошла к аналою, стало понятно, что этот блеск от непрерывно набухающих слёз.

– Верочка, что случилось?

И женщина, уже не имея сил сдержаться, заплакала в голос:

– Батюшка, у меня всё очень плохо, очень. Велено в понедельник немедля ложиться на операцию, а надежды на выздоровление почти нет.

– Ты только не отчаивайся, раз врачи от тебя не отказываются, значит, надежда ещё есть. Положись на волю Божию и молись. Раньше когда-нибудь была на ? Нет? Тогда давай поговорим о заповедях, а завтра ты приедешь на причастие и после службы я сразу же тебя пособорую.

А потом почему-то спросил:

– Вы с мужем венчаны? Нет? Тогда я вас обязательно обвенчаю. Когда? А вот как выздоровеешь, так и обвенчаю. И не смотри на меня так, если я обещаю, значит делаю.

Зачем я ей это сказал? Наверное, просто чтобы, приободрить.

Потом она приезжала уже после операции, ей предстояло пройти длительный курс химиотерапии. Я видел, что Вера ухватилась за причастие, словно за спасительную соломинку. В течение короткого срока реабилитации она успела раза три подойти к чаше. Исповедовалась, причащалась и потом долго ещё продолжала стоять возле образа целителя Пантелеимона.

Спустя ещё какое-то время, недели может через две, подхожу к храму и вижу, сидит женщина на лавочке. И прошёл бы мимо, но та меня окликнула, и только после этого, приглядевшись, я с трудом узнал в ней Веру. Судя по внешним чертам, это была она, но только очень измученная и внезапно постаревшая лет на двадцать, в платочке, прикрывавшим совершенно лысую голову.

Я помог ей подняться, и мы пошли в храм. И уже там, пытаясь улыбнуться, она сказала:

– Батюшка, видимо ты ошибся тогда, пообещав обвенчать нас с мужем. Не выдержу я лечения, лучше уж сразу умереть. Мне всё равно, и нет никакого страха. Я верю в Бога, и знаю, Он там меня встретит, я готова к этой встрече.

Только одно меня тревожит, мой муж. Представляешь, что он сказал? «Если ты умрёшь, я тоже уйду. Дети выросли, обойдутся и без нас». Думала, просто пугает, мужики народ капризный, а на днях у него сердце так прихватило, пришлось скорую вызывать. Кардиолог его смотрел, говорит, дело очень серьёзное, и жить ему с таким сердцем осталось месяца три. А он, словно, и рад. Что же делать, батюшка, как детей одних оставлять?

– Ты можешь попросить его приехать ко мне?

– Да он постоянно со мной приезжает, он же таксист. Я в храм иду, а он никак. Сидит в машине один. Не созрел, говорит, а я знаю, сидит там и места себе не находит. Уж лучше бы вовсе не ездил.

– А если я сам к нему подойду?

– Нет, лучше не надо, а то напугается, вообще замкнётся.

Разговариваем с Верой, а я всё думаю, что же делать, как им помочь? Как заставить её надеяться, поверить в ? И вспоминаю моего давнего приятеля Серёгу и его Надежду, однажды в момент отчаяния, решившую в обмен на спасение мужа предложить Небу собственную жизнь.

– Вера, я знаю, что нужно делать. Жертва нужна, понимаешь, подвиг. Да, тебе очень тяжело, не хочется жить, вообще ничего не хочется, умереть бы и только. Но если умрёшь ты, умрёт и он. Жизнь за жизнь, Верочка. Значит, делаем так, служим молебен святителю Луке Крымскому, мы как раз собираемся в его честь строить у нас в посёлке большую часовню. И ты обещаешь, что будешь бороться за свою жизнь, чего бы тебе этого не стоило, пройдёшь через все муки, а в обмен будем просить Господа сохранить жизнь твоему мужу. Согласна?

Я видел, как ей было тяжело решиться. Ведь это же очень трудно, смирившись с мыслью о смерти, и приняв решение прекратить лечение, вновь возвращаться в больницу и проходить оставшиеся семь курсов химеотерапии. Ещё семь раз умирать и возвращаться к жизни, без всякой гарантии, что действительно встанешь и вернёшься к обычной человеческой жизни, к той самой, которую, будучи здоровыми, так часто не ценишь. Но это был единственный шанс спасти мужа и не оставить детей одних, и она согласилась. Мы помолились, я причастил её запасными дарами и проводил на выход. Уже у самой двери она обернулась ко мне:

– Как ты думаешь, а, может, нам сейчас обвенчаться, пока ещё не поздно? Думаю, мне удастся его уговорить.

Конечно, я венчал людей и перед самой их смертью, но ей почему-то отказал.

– Вот выздоровеешь, и обвенчаю.

Весь год я ежедневно поминал её на молитве, да и не только я один. Наши прихожане, зная историю Веры, радовались её очень редким, но таким знаменательным для всех нас приездам в церковь, переживали за них с мужем и тоже молились.

Иногда она шла сама, порой её кто-то сопровождал. Всякий раз Вера брала из храма святую воду, дома пила и с её помощью приходила в себя после очередного приёма лекарств. Ей было очень тяжело, но она не сдавалась и всегда помнила наш уговор: жизнь за жизнь. И ещё, возвращаясь в те дни, я не помню, чтобы женщина плакала или как-то себя жалела. Когда, наконец, был завершён курс химеотерапии, приезжать она стала реже. Только однажды заехала попросить у меня «церковного вина» и я на радостях отдал ей бутылку массандровского кагора, берёг его на какой-то праздник.

Я не заговаривал с ней о муже, понимал, если ему будет хуже, то мы об этом узнаем первыми. Просто продолжал молиться о них обоих, даже когда Вера практически исчезла из поля зрения и прекратила приходить в храм. По опыту уже знаешь, если человек перестаёт на тебя выходить, значит, ему стало лучше, и нет причин для беспокойства.

Прошло ещё сколько-то времени, и, наконец, она объявилась.

– Батюшка, уже два года, как я дала обещание. Помнишь, тогда, жизнь за жизнь? Так вот, вчера ездили в областную больницу, меня сняли с учёта как онкобольную.

– Это прекрасное известие. А как твой муж?

В ответ она снова улыбается:

– Сейчас у него не подтверждается ни один прежний диагноз. Сердце как будто ему всего двадцать. Но тот знакомый кардиолог, сказал, если бы я умерла, его бы сердце остановилась. Такая вот между нами непонятная взаимосвязь.

Слушал я Веру и не переставал удивляться. Вот две истории, казалось бы с абсолютно разными сюжетами. В одной из них человек соглашается умереть ради спасения мужа, в другой, наоборот, – соглашается жить. А итог один и тот же, люди приходят к Богу, спасая не только тело, но и душу.

– Ты снова одна, где твой таксист? Он что, всё ещё «дозревает»?

Вера уже смеётся:

– Батюшка, мой «Фома неверующий» начал молиться, правда, при мне ещё немного смущается, говорит, что научился этому, когда сидел и ждал меня возле храма. Сначала просто сидел и горевал, а потом от безвыходности попробовал обо мне молиться. Кстати, вот и он, – она повернулась в его сторону. Мужчина тут же подошёл к нам.

– Батюшка, – продолжила Вера, – во-первых, мы приехали узнать, как обстоят дела со строительством часовни святителю Луке?

– Стены уже стоят, на следующий год планируем отделывать.

– Шпатлёвка и покраска за мной.

– Договорились.

– А, во-вторых, хочу напомнить ещё об одном нашем уговоре. Я выздоровела, и своё обещание исполнила, теперь очередь за тобой.

Сперва я не сообразил, чего она от меня хочет, но Вера продолжила:

– У нас скоро серебряная свадьба, и мы хотим, наконец, повенчаться. Она смотрела на мужа, а тот на неё. И я убедился, что от радости тоже плачут, даже самые сильные люди, и вовсе не факт, что только женщины.

В издательстве «Никея» вышла первая книга священника Александра Дьяченко «Плачущий Ангел».

Христианство - это ветвь иудаизма . Первыми христианами были евреи, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеи. В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному», «дочерней религии », призванной нести народам мира базовые элементы иудаизма. Руководство МП старается подчеркивать культурно-религиозную общность с иудеями.

Многие элементы христианства заимствованы из иудаизма :
- Церковный ритуал (т.е. собирание верующих для молитвы, чтения Писания и проповеди) заимствован из синагогального богослужения ;
- Некоторые христианские молитвы, это переработка еврейских оригиналов, например «Отче наш» (ср. Каддиш);
- Молитвенные формулы имеют еврейское происхождение: аминь (Амен), аллилуйя (Галилуйа), осанна (Хоша’на);
- Некоторые христианские обряды преобразованы из еврейских, например таинство крещения (ср. обрезание и микве);
- Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, только называют ее Ветхим Заветом ; дополнив Новым Заветом, составили Библию ;
- Яхве (YHWH, Иегова) - имя Бога Билбии. Поскольку употреблять имя Бога запрещено, то в иудаизме принято название Хашем (рус. Имя), а в христианстве - Господь (господин).

Жертвоприношение в иудаизме и христианстве

Кровавые жертвоприношения в иудаизме и христианстве обязательны. Еще Адам за сотворение себя и всего мира, принес первого сотворенного быка в качестве благодарственной жертвы Богу.
Вплоть до разрушения Второго Храма жертвоприношение являлось основной формой еврейского священнослужения.

* «Жертвоприношение Исаака», картина итальянского художника Караваджо (1571-1610).


В иудаизме существует 5 видов жертвоприношений :
- жертва всесожжения,
- хлебное приношение,
- жертва благодарности,
- жертва за грех,
- жертва повинности.

Из всех видов жертвоприношений только хлебное приношение является безкровным, оно рассматривается как дополнение к жертве всесожжения. В жертву приносили не только животных, но и людей . Дата последнего жертвоприношения зафиксирована в Талмуде - 70 год н.э.

До восстановления Третьего Храма ритуал храмовой службы заменили иными формами служения Богу - молитва, изучение Торы и строгое следование ее ритуальным и этническим предписаниям.

В христианстве жертвоприношение является центральным элементом , это основа всего церковного культа (вкушение плоти и крови Христовых - евхаристия). Некоторые ученые связывают евхаристию с древними обрядами ритуально-магического каннибализма.
Из-за сходства евхаристии с каннибализмом ранние христиане подвергались гонениям, пока не сожгли, «съели» всех инакомыслящих.

Кровавые жертвоприношения в Ветхом Завете (Числа, глава 31):
25: И сказал Господь Моисею, говоря:
26: сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священник и начальники племен общества;
28: и от воинов, ходивших на войну, возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;
29: возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в возношение Господу;
37: и дань Господу из мелкого скота шестьсот семьдесят пять;
38: крупного скота тридцать шесть тысяч, и дань из них Господу семьдесят два;
39: ослов тридцать тысяч пятьсот, и дань из них Господу шестьдесят один;
40: людей шестнадцать тысяч, и дань из них Господу тридцать две души.

С первых веков христианства стала зарождаться «Святая инквизиция»... какая математика была у этих изуверов одному YHWH известно.

« Ваш отец - диавол ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (Ин 8:44)

Центральная идея иудаизма и христианства

Центральная идея иудаизма - богоизбранность иудейского народа и обещание бога отдать детям Израиля весь мир и другие народы с их имуществом во владение.
Центральная идея христианства - страстотерпие, начиная с отказа от радостей этого Мира и заканчивая принесением себя в жертву за грехи и ошибки других. В обмен на обещание райской жизни после смерти.

Если соотнести центральную идею христианства с центральной идеей иудаизма, то оказывается, что она подчинена идее построения всемирного царства Израиля: иудеи обязаны стяжать себе достояние всех прочих, в том числе и христиан, а христиане облегчать иудеям их «миссию», отказавшись от радостей Мира, подыскав подходящую «Голгофу» и самоотверженно взойдя на нее.
Короче: одни жертвуют собой, а другие в это время подгребают под себя их имущество… Такое соотношение центральных идей обеих религий не случайно. На их основе перековывались национальные характеры народов христианского и иудейского миров.

* Христианство основано на лунном культе, оно по определению не может нести людям ничего хорошего. Христиане рассматриваются лишь как источник

Жертвоприноше́ние - форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путём принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Жертвоприношение - очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез, с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т. п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Хадж 2017 год. Жертвоприношение и раздача мяса нуждающимся в бедных кварталах Мекки

Субтитры

Разновидности

В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения - от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире .

Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление фетишей , умилостивительное и искупительное жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое снятие табу , наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).

Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия , Карфаген), религиозное самоубийство (Индия , Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии , скопцы в России).

Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество , религиозный аскетизм , посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения - символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились во всех современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и тому подобное .

Жертвоприношение в иудаизме

Жертвоприношение в христианстве

В христианстве, в отличие от иудаизма, жертвоприношение является центральным элементом не только культа, но и всего учения: добровольное самопожертвование Иисуса Христа выступает в качестве искупительной жертвы за грехи всех людей всего мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения тела и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, являясь основой христианского богослужения.

Жертвоприношение в исламе

В исламе жертвоприношение называется Курба́н (араб. قربان ‎). Оно является одним из важных обрядов поклонения. Наиболее известным жертвоприношением является удхия - жертвоприношение в праздник Курбан-байрам , акика - жертвоприношение случаю рождения ребёнка и назр Курбан - жертвоприношение в качестве обета .

Удхия

Удхия (араб. أضحية - жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца ) - обряд жертвоприношения, совершаемый во время празднования Курбан-байрама (араб. Ид аль-адха). Жертвой могут быть копытные животные: верблюды, коровы, овцы и другие животные, употребление в пищу которых не запрещено . Удхия является необязательным, но желательным деянием (сунной) для мусульман. Одному человеку дозволено принести в жертву одну овцу, а семерым - верблюда или корову. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части. Одну часть оставляют для пищи, вторую раздают в качестве милостыни, а третью - в качестве дара. При заклании животного его кладут головой в направлении Мекки (кибла) и произносят слова «Бисмиллях» или «Аллаху Акбар», а затем перерезается горло.

Акика

Акика (араб. عقيقة - перерезание ) - жертвоприношение одного или двух баранов в знак благодарности Богу за рождение ребёнка. Акикой также называется животное, которое приносится в жертву при появлении на свет ребёнка. Арабы часто называют акикой волосы новорожденного. В доисламской Аравии арабы язычники совершали акику только в случае рождения мальчиков, и лишь с приходом ислама этот обычай изменился . За мальчика полагается два барана, каждый из которого должен отвечать условиям жертвенного животного (удхия). За девочку в жертву приносится один баран. Обычно заклание животного происходит на седьмой день после рождения ребёнка. В том случае, если не получается сделать это вовремя, мусульмане режут животное в любое другое время, как можно быстрее.

Назр курбан

Назр курбан (араб. نذر قربان - обетованная жертва ) - жертвоприношение, которое человек добровольно делает для себя обязательным (ваджибом). Если мусульманин связывает Назр курбан с каким-либо условием и, например, говорит: «Если выздоровеет больной, и я принесу жертву во Имя Аллаха», то после выздоровления больного сделать жертвоприношение становится для него обязательным. Если же мусульманин не связывает жертвоприношение с какими-либо условиями, то он волен сделать это жертвоприношение в любое время. Мясо жертвенного животного (назр) нельзя есть тому, кто принес его в жертву. Также это мясо нельзя есть его близким родственникам (жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам). Кроме того, мясо жертвенного животного нельзя давать тем, кто имеет достаток.

Жертвоприношение в индуизме

В других религиях

У айнов имеется обряд жертвоприношения медведя , чтобы отправить того в мир духов для превращения в камуя (духа предков).

Жертвоприношение представляет собой религиозный акт принесения дара Богу или какому-нибудь иному могущественному духовному существу с целью установить, поддержать или восстановить должные отношения между тем, кто приносит жертву, и Божеством. Для этого необходимо от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать. Причиной принесения жертвы может быть:

1. желание восславить Бога и воздать благодарение за Его благословение или 2. [чаще] желание получить прощение, отпущение совершенных грехов или очиститься от нечистоты, или 3. искупление своей находящийся под угрозой жизни ценой жизни соответствующего жертвенного животного. Эти цели могут взаимодополнять друг друга. В ветхозаветные времена иудеи приносили в жертву Богу животных в соответствии с Законом, который Господь дал Моисею. Эта традиция свято соблюдалась и во времена земной жизни Спасителя. Согласно новозаветному учению Иисус положил конец этой практике, доведя ее до абсолюта собственной смертью, хотя жертвоприношения в Иерусалимском храме и продолжались вплоть до его разрушения в 70

г. по Р. Х. В Новом Завете можно вычленить три широких толкования слова «жертва», на которых мы и остановимся в соответствующих разделах данной статьи. Свой анализ мы построили по следующему плану:

Ветхозаветная предыстория Употребление в Новом Завете

1. Принесение в жертву животных и другие жертвы

а. Жертва, приносить жертву

б. Приношение

2. Искупительная жертва Христова

3. Жертвы, приносимые Богу христианами.

Ветхозаветная предыстория Жертвоприношения, до сих пор существующие у представителей некоторых культур, на протяжении всей истории человечества были широко распространенной практикой. В Библии она первый раз упоминается в связи с жертвами Каина и Авеля (Быт 4:3-4). Ной принес жертвы после завершения потопа (Быт 8:20). Авраам также по разным поводам совершал жертвоприношения, равно как и все патриархи вместе с народом Израильским. Позднее Бог дал Моисею Закон, который повелел исполнять своему народу. В этом Законе Он детально объяснил, какие именно жертвы должны приносить Ему сыны Израиля. Этот данный Богом через Моисея и принятый Израилем свод законов стал основой Завета (см. статью ЗАВЕТ), который выделил израильтян из других народов и позволил им считать себя народом, посвященным Богу. Тем самым, поскольку, как и все остальные люди, сыны Израилевы не были свободны от греха, Бог повелел им приносить жертвы, с помощью которых они должны были: подтверждать свою верность завету (24:1-8) (29:36-37; 8:11-15, 23-30) получать прощение за нарушение заповедей Божиих и завета, заключенного Им со Своим народом. В книге Левит описывается пять видов жертв: Правила для народа; Правила для священников;

1. Жертва всесожжения, приносившаяся два раза в день за весь народ и за отдельных людей 1:1-17; 6:8-13

2. Жертва бескровная хлебные зерна или колосья, а также мука с елеем и ладаном и хлебные печения приносились в жертву во время всесожжения (за весь народ) или отдельно, как жертва греха (за отдельных людей) 2:1-16; 6:14-23

3. Жертва спасения или мира, дополнительная по отношению к жертве греха или к жертве всесожжения

4. Жертва греха приносилась, когда кто-то хотел очиститься от греха или нечистоты, а также во время религиозных праздников (за весь народ) 4:1-5, 13; 6:24-30

5. Жертва вины приносилась только отдельными лицами и только за определенные грехи 5:14-19; 7:1-10

Все виды жертвоприношений, за исключением бескровной жертвы, подразумевали умерщвление животного и использование его крови. Помимо ежедневного принесения жертв за весь народ, к жертвеннику целый день стекался неиссякаемый поток верующих, желавших принести жертву за свои грехи или совершить другие добровольные жертвоприношения. В дни праздников общих жертвоприношений было больше, а один раз в году, в День очищения, первосвященник, как бы своды воедино все принесенные за год жертвы, входил в Святое Святых и кропил находящуюся там святыню кровью жертвенных во очищение от грехов его самого, священников и всего народа.

Пасхальная жертва Установление Пасхальной жертвы восходит к истории исхода народа Израилева из Египта. Эта жертва не имеет никакого отношения к очищению или искуплению грехов. Это -свидетельство принадлежности к народу Божию и благодарение за избавление от смерти. Во время исхода из Египта Бог повелел, чтобы глава каждой семьи заколол ягненка мужского пола и его кровью окропил двери своего дома. Ягненку должен был быть год от роду и в нем не должно было быть ни одного изъяна. Когда ночью Ангел Господень пришел свершить Божий приговор, он, видя кровь ягненка на дверях, проходил мимо таких домов. В тех же домах, где не было такого закона, Ангел умерщвлял первенцев людей и животных. Это событие ежегодно вспоминается иудеями во время праздника Пасхи, поэтому каждая семья приносит в жертву ягненка. Таким образом, это — жертва благодарения за избавление от смерти. Дело в том, что по Закону все первенцы принадлежат Богу.

Поэтому Он заповедал людям выкупать своих первых сыновей деньгами (Чис 18:15-16). Что же касается первенцев всех животных, то их либо положено было умерщвлять, либо выкупать их жизнь ценой жизни какого-нибудь другого животного. Смерть Иисуса Христа совпала с праздником Пасхи, проводящемся ежегодно в воспоминание первой искупительной жертвы. Вот почему в Новом Завете Он именуется Пасхальным Агнцем, принесенным в совершенную жертву, искупившую всех и сделавшую ненужными дальнейшие обычные жертвоприношения. Это был Первенец, умерший для того, чтобы все остальные были сопричислены сынам Божиим и стали свободны. Некоторые подробности, касающиеся процедуры жертвоприношений ветхозаветного Израиля:

(1) Когда в жертву приносились животные, то все их жирные части сжигались на жертвеннике всесожжения. Это относилось и к тем видам жертвоприношений, которые предполагали, что другие части тела умерщвленного животного используются иначе. См. Лев 3:17; Еф 5:2; Флп 4:18.

(2) Правило, гласившее, что «вся кровь принадлежит Господу», означало, что прежде чем сжечь или употребить в пищу тушу умерщвленного жертвенного животного, нужно дать вытечь из него всей крови и собрать ее (Лев 7:26-27). (После того как животных прекратили приносить в жертву, это правило распространилось на обычный бой скота.) Этой кровью совершалось ритуальное кропление жертвенников, а остаток выливался за жертвенником всесожжения.

Лев 17:1-12 «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает. Потому … не одна душа из вас не должна есть крови [т. е. мяса, в котором еще остается кровь]..». Ритуальное использование крови для очищения от греха проходит лейтмотивом через весь Новый Завет.

(3) В основании Жертвы всесожжения, Жертвы греха, Жертвы вины (а также, возможно, и других жертв), равно как и искупительной жертвы Спасителя лежит идея очищения. Наказанием за грех служит смерть, но Бог по милосердию Своему позволил грешнику вместо своей собственной отдавать во искупление жизнь соответствующего животного. Во время жертвоприношения грех человека переходил на жертвенное животное и, таким образом, он очищался его смертью. Нарушенная грехом связь между человеком и Богом восстанавливалась. См. статью ПРИМИРЕНИЕ.

(4) Всякую Бескровную жертву (а, возможно, и другие жертвы) полагалось посыпать солью (Лев 2:13). В данном случае соль символизировала постоянство. Соль добавлялась к жертве во свидетельство того, что Завет, заключенный между Богом и Его народом, пребудет во веки, поэтому сыны Израилевы должны всю жизнь хранить себя в чистоте. См. также Чис 18:19; 2 Пар 13:5.

(5) Бескровные жертвы не должны были содержать закваски (дрожжей) и меда (за исключением одной из составных частей Жертвы мира). Это правило свято соблюдалось, особенно в Праздники Опресноков и Пасхи, когда женщины следили, чтобы в доме не было никаких дрожжей. Все упоминания о закваске в Новом Завете (за исключением двух) — метафоричны, они подразумевают то зло, которое человек должен устранить из своей жизни. (Правда, дрожжи и мед могли тем не менее приноситься в жертву, как «первые плоды» во время ежегодного принесения в жертву Богу первого сбора от всякого урожая в признание того факта, что это Он даровал людям эти плоды).

(6) Закон требовал строгого исполнения всех предписаний, касающихся жертвоприношений, но одного этого было недостаточно. Необходимы были вера и подчинение себя Богу как со стороны всего народа, так и со стороны отдельных людей. Бог предупреждал людей, что Он не примет их жертвы, если сердца их будут удалены от Него. В таком случае наказание за их грехи не переходит на жертвенное животное и они должны будут сами понести его.

(7) Жертвы приносились не только для того, чтобы избавиться от грехов, но и для того, чтобы воздать Богу благодарение или очиститься от какой-либо нечистоты. См. статьи ЧИСТЫЙ и НЕЧИСТЫЙ. В частности, к таким жертвам относилась и Жертва мира. Это был способ испросить у Господа помощи или возблагодарить Его за помощь, воздать Ему хвалу или просто выразить свою преданность Ему и добрую волю.

(8) В случае совершения греха против какого-нибудь человека нужно было сначала искупить свою вину перед ним и только после этого, примирившись с ним, принести жертву Богу (6:1-7). Иными словами, жертва приносилась только за случайно совершенные грехи (невольные), грехи по неведению или под влиянием обстоятельств. «Если же кто… сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа:

истребится душа та из народа своего… грех ея на ней» (Чис 15:30-31). В Книге Чисел (15:32-36)

приводится пример такого человека, согрешающего «дерзкою рукою». Он собирал дрова в день субботы, грубо нарушая заповедь Господню, и за это был побит камнями.

Употребление в Новом Завете

1.Принесение в жертву животных и другие жертвы

В Новом Завете жертвоприношение обозначается, главным образом, словами «жертва» (греч. jus’ia, тюс’иа, глаг. j’uw, т’юо), «приношение» (греч. prosfor’a, просфор’а, глаг. prosf’erw, прос-ф’е-ро), «дар» (греч. d’wron, д’орон) и «кровь» (греч. a» ima, ‘айма). Глагол «приносить» часто употребляется в сочетании с существительными «жертва» и «дар». Когда речь идет о ветхозаветной системе жертвоприношений, эти термины иногда обозначают какие-то определенные виды жертв, но чаще они употребляются в более общем значении. Это особенно относится к термину «жертва», которым может обозначаться как вся система жертвоприношений, так и практически любые (за исключением некоторых, имеющих определенное название) жертвы, равно и жертвы, приносимые в определенных случаях, и те, которые священникам и обычным людям позволялось употреблять в пищу. Из контекста не всегда очевидно, какая именно жертва имеется в виду. Апостол Павел в послании к Евреям (Евр 10:5-8), цитируя Пс 39:6-8 пытается дифференцировать жертвоприношения. Более подробный анализ этого отрывка см. в комментариях на послание апостола Павла к Евреям F.F.Bruce (1964), стр.223.

Евр 10:5-6 «Поэтому Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал мне. Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе». Существуют, конечно, и специальные термины, обозначающие все пять видов жертвоприношений, описанных в книге Левит 1-8.

См. раздел, посвященный ветхозаветной предыстории (с. 81-82): «Жертвы» (греч. тюс’иа) — это Жертвы мира «Приношения» (греч. просфор’а) — это Бескровные жертвы «Жертвы всесожжения» (греч.

олок’автома) «Жертвы греха» (греч. пери амарт’иас), по-видимому, объединяют и жертвы греха, и жертвы вины. Во всех остальных случаях, где апостол Павел в Послании к Евреям упоминает жертвоприношения, из контекста ясно следует, что он подразумевает жертвы греха.

а. Жертва, приносить жертву (греч. тюс’иа, т’юо)

Акт жертвоприношения подразумевает, что человек отдает что-то, принадлежащее ему, с целью восстановления правильного порядка вещей или исправления своих отношений с какой-то духовной силой. Помимо языческих жертвоприношений, в Новом Завете упоминаются только жертвы, приносившиеся Богу иудеями. Как мы уже отмечали, слово «жертва» употребимо по отношению к любому виду жертвоприношений, смысл его в каждом конкретном случае зависит от контекста. Оно может означать: Всю систему жертвоприношений, а также любой вид жертвы, если из контекста не ясно, какой именно из них имеется в виду.

Мф 9:13, 12:7 «(цитата из Ос 6:6)… милости хочу, а не жертвы..». Это пример гиперболы, обеспечивающей смысловое ударение. Фактически Бог все-таки требует жертвы, но не принимает ее от людей, не оказывающих милость бедным и убогим. Он отвергает те жертвоприношения, которые предлагают Ему люди и требует (через пророков), чтобы прежде чем приближаться к Нему, они исправили перед Ним свои жизни.

Евр 11:4 «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его..». Обратите внимание: Каин принес бескровную жертву, а Авель принес в жертву животное. Если в целевом языке слово, адекватное термину «жертва», непременно подразумевает жертвоприношение животного, то в данном случае следует подыскать какой-нибудь более общий оборот. См. также: Мк 14:12 (также Лк 22:7) в связи с Пасхальным агнцем. Некоторые или все виды жертвоприношений, подразумевающих умерщвление животных:

Лк 2:24 «И чтобы принести в жертву, по предписанному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных». Эти жертвы включались в жертву всесожжения и в жертву греха. См. Лев 12:8.

Лк 13:1 «… пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их».

Деян 7:42 «(цитируя Амос 5:25-27) … приносили ли вы Мне заклания (греч. сфагион) и жертвы?.».

GNB … закалывали и приносили в жертву животных..». Жертвы, приносимые с целью получения прощения после совершения греха Евр 5:1 «Ибо всякий первосвященник, из людей избираемый, для людей поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи». См. также: Евр 5:3; 7:27; 8:3; 9:9; 10:1, 11, 26. См. комментарий относительно Евр 10:18 в разделе (б) ниже. Другие жертвы, помимо жертв всесожжения:

Мк 12:33 «… любить… есть больше всех всесожжений и жертв [т. е. любых видов жертвоприношений]». Те части жертвенных животных, которые священникам и простым людям разрешалось употреблять в пищу:

1 Кор 10:18 … те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?»

Языческие жертвоприношения

Деян 7:41 «И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу..». См. также: Деян 14:13, 18; 1 Кор 10:20, 28 («идоложертвенное» — греч. иер’отютос).

Варианты перевода терминов «жертва» и «приносить жертву»: Там, где местная традиция практикует жертвоприношения духам или идолам, иногда при переводе библейских текстов, упоминающих о принесении жертвы Богу, можно использовать термины, заимствованные из рецепторного языка.

Возможно следует пояснить, что имеется в виду «жертва Богу», чтобы не возникало ощущения, что речь идет о жертвоприношении идолу или духу. Использование таких терминов может способствовать лучшему пониманию читателями библейской концепции жертвоприношения, только при этом необходимо убедиться, что в местной традиции нет каких-либо отличительных черт, несовместимых с иудейскими обычаями.

б. Приношение (греч. просфора, просферо)

Помимо специфического случая использования этого термина в Евр 10:5-8 (см. анализ в начале раздела 1), существительное «приношение трижды встречается в Новом Завете в значении «жертва».

Деян 21:26 … должно быть принесено за каждого из них приношение».

Деян 24:17 «… чтобы доставить милостыню народу моему и приношения». NIV … чтобы дать людям моим дары для нищих и принести жертвы». GNB … я отправился туда, чтобы доставить людям моим немного денег и принести жертвы». В обоих этих стихах слово «приношение» подразумевает тот самый Закон, о котором говорится в Чис 6:13-17, согласно которому требовалось приносить животных в жертвы всесожжения, жертвы греха и жертвы мира, а также приносить жертвы возлияния, бескровные жертвы и вольные жертвы. Поэтому в данном контексте лучше перевести слово «приношение» каким-нибудь общим выражением, например «приносить/давать дары Богу» или «отдавать Богу должное (по Закону)».

Евр 10:18 «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них». Это заявление общего порядка, которое можно развернуть следующим образом: «больше нет никакой необходимости приносить Богу какие бы то ни было жертвы, чтобы получить прощение за наш (и) грех (и)». Многие переводчики употребляют здесь слово «жертва», поскольку жертва греха подразумевает именно жертвоприношение животного. Глагол «приносить» (как правило, греч. просф’еро, дважды: анаф’еро, один раз: ан’аго, и один раз: д’идоми) почти всегда встречается в сочетании с существительными «жертва/ы» или «дар/ы».

Евр 5:1 … приносить дары и жертвы за грехи». См. также: Мф 5:23-24; 8:4 (также Мк 1:44; Лк 5:14); Лк 2:24; Деян 7:41-42; 21:26; Евр 5:3; 7:27; 8:3-4; 9:7-9; 10:1-2, 11; 11:4, 17; Иак 2:21 (Исаак).

Варианты перевода глагола «приносить»: возлагать (на жертвенник) давать. См. также разбор значений слова «дар» ниже.

в. Дар (греч. д’орон)

Понятие «дар» имеет более широкий смысл, чем «жертва» и «приношение». В Новом Завете оно зачастую подразумевает все, что дается, а не обязательно «жертвы» или «приношения» Богу. Однако в определенном контексте «дары» означают именно жертвы или приношения. В большинстве подобных случаев это слово можно перевести общим понятием, означающим в целевом языке `подарок’, `подношение’. В Евр 5:1, 8:3 и 9:9 говорится о «принесении даров и жертв» (в Евр 5:1 добавлено «за грехи» — пояснение, относящееся, по всей вероятности, и к дарам и к жертвам). Возможно, это вовсе не означает, что имеются в виду два принципиально разных понятия: дары — с одной стороны и жертвы — с другой. Скорее всего «дары и жертвы» в данном случае — идиома, относящаяся ко всем видам жертвоприношений. Можно привести следующие аргументы в поддержку этой точки зрения: В Евр 9:9 говорится, что «дары и жертвы» могут сделать совершенной совесть приносящего их человека. То же самое утверждается в Евр 10:1, хотя там речь идет только о жертвах. В Евр 11:4 отмечается, что Авель принес Богу лучшую жертву, чем Каин и получил свидетельство, что Бог принял его дары. В Мф 8:4 Иисус говорит: «принеси (греч. просф’еро) дар (греч. дорон), какой повелел Моисей», подразумевая жертвоприношение, о котором говорится в Лев 14:2-32 — две птицы и два ягненка мужского пола как жертва вины. См. также: Мф 5:24; 8:4; 15:5; 23:18-19 (см. также Мк 7:11; Евр 11:4).

г. Кровь (греч. ‘айма)

Кровью принесенного в жертву животного во свидетельство того, что во искупление грехов отдана жизнь, священник кропил священные предметы, храм или народ, тем самым очищая их. Таким образом, кровь символизировала жизнь животного, отданную человеком, чтобы получить от Бога прощение и примириться с Ним, являясь искупительной жертвой. В Новом Завете упоминание о крови в связи с жертвой можно подразделить на три основные группы. Ссылки на Закон, предписывающий дать крови принесенного в жертву животного полностью вытечь. Согласно ветхозаветным правилам животное закалывали ножом, вонзая его таким образом, чтобы кровь быстрее вытекала, и евреям было строжайшим образом запрещено есть мясо, в котором еще оставалась кровь.

Деян 15:20 … написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови [т. е. от употребления в пищу мяса, из которого не вытекала кровь]». См. также статью R.Omanson (1990), упоминающуюся в конце данной статьи. См. также: Деян 15:29; 21:25.

Евр 9:7 … во вторую — однажды в год [входит] один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».

Евр 9:22 «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови (греч.

айматекхюс’иа) не бывает прощения». См. также: Евр 9:12-13, 18-21, 25; 10:4; 11:28; 13:11.

Упоминания о крови Христовой: Анализ случаев упоминания о крови Христовой и особенно о Его искупительной смерти см. в разделе 2, ниже.

2. Искупительная Жертва Христова

а. «Жертва» или «приношение» в значении: «жертвенная смерть Христа»

В целом слова, которыми обозначается искупительная смерть Спасителя, те же, что используются по отношению к жертвоприношению животных (они рассматриваются в разделе 1) с добавлением слова «агнец» или «овца» (греч. ‘амнос, ‘амнион, пр’обатон) или «пасхальный агнец» или «пасха» (греч. п’асха). Новый Завет представляет Иисуса Христа как Первосвященника, входящего в Святое Святых с кровью жертвы, принесенной за народ, т. е. как священника, приносящего жертву и одновременно как саму жертву или жертвенного агнца, приведенного на заклание. См. статью СВЯЩЕННИК. Как священник Евр 9:12 … не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровию, однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление». Это, конечно, метафора. Смерть Христа сравнивается со входом первосвященника во Святое Святых в День очищения. Безусловно, никто не утверждает, что Иисус Христос вошел в помещение Святилища с чашей полной Его собственной крови. Он Сам предстал перед Отцом Своим Небесным как жертва, принесенная за всех людей. И Отец принял это искупительное жертвоприношение за весь мир. Как жертва Еф 5:2 «… как Христос… предал Себя за нас в приношение (греч. парад’идоми) и жертву (греч. просфора) Богу».

Евр 9:23 «Итак образы небесного должны были очищаться этими, самое же небесное лучшими этих жертвами». Вероятно, множественное число «лучшими… жертвами» использовано по отношению к жертве Христовой не потому, что этих жертв было много, а просто для согласования с множественным числом местоимения «этими», стоящего перед данным выражением. См. также: 1 Кор 5:7; Евр 7:27; 9:14, 25-26, 28; 10:10, 12, 14. Искупительная смерть Христова часто обозначается словом «кровь». Как уже отмечалось в разделе 1б, в ветхозаветных жертвах кровь символизировала жизнь, отданную во время принесения в жертву животного. Чтобы очистить людей или предметы, их кропили жертвенной кровью. Таким образом кровь Христа, символизирующая Его жизнь, отданная во искупление всех людей, они могли получить прощение.

б. Кровь в контексте крестной смерти Спасителя

Деян 20:28 «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. [Варианты: Кровию Сына Своего или: Своею Кровию]».

Рим 3:25 «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде». См. статью ПРИМИРЕНИЕ, в разделе Б.

1 Петр 1:19 «[искупил]… драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца». См. также: Ин 6:53-56; Рим 5:9; 1 Кор 10:16; 11:27; Еф 1:7; 2:13; Кол 1:20; Евр 9:12, 14; 10:19; 13:12; 1 Петр 1:3; 1 Ин 1:7; 5:6, 8; Откр 1:5; 5:9; 7:14; 12:11; 19:13. Упоминание о «крови завета»: в ветхозаветные времена договор между двумя людьми или группами людей скреплялся (иными словами, «приводился в силу», «ратифицировался») кровью жертвенного животного.

Мф 26:28 «Ибо сие — Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая на прощение грехов». т. е. это — Моя кровь, приводящая в силу новый завет. Я готов пролить (отдать) Свою Кровь, чтобы простились грехи многих людей.

Евр 9:18 «Почему и первый завет был утвержден не без крови». См. также: Мк 14:24; Лк 22:20; 1 Кор 11:25; Евр 9:20; 10:29; 12:24; 13:20. Более подробный анализ см. в статье ЗАВЕТ.

Варианты перевода слова «жертва» в смысле «Жертва Христова»: Здесь вполне подходят варианты перевода этого термина, приведенные в конце раздела 1. Новозаветное учение о значении и действенности спасения во многом строится на сравнении с ветхозаветными жертвами, которые совершались в соответствии с предписаниями, данными Богом Моисею. Поэтому метафорические сравнения с ветхозаветной системой жертвоприношений необходимо сохранить, попутно поясняя смысл этих сравнений. Так например, в 1 Кор 5:7 «… ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» можно перевести: «поскольку за нас отдана жизнь; Христос стал нашим пасхальным Агнцем (или: занял место пасхального Агнца, дав закласть Себя за нас)». (У иудеев во искупление их грехов закалывался пасхальный агнец; за нас же Сам Христос принес Себя в жертву.) Варианты перевода слова «кровь» в контексте искупительной Жертвы Христовой: В тех местах, где слово «кровь» не является ключом ко всему контексту, некоторые переводчики пользуются выражением «смерть Христова» вместо «крови Христовой». Это позволяет подчеркнуть, что на самом деле речь идет не столько о Крови, циркулировавшей в Его Теле во время земной жизни, сколько именно о Его смерти. Однако в этом случае ускользает очень важный смысловой оттенок, а именно: что эта смерть была Искупительной Жертвой. Поэтому к выражению «смерть Христова» стали добавлять слово «жертвенная». Постарайтесь все же по возможности передать при переводе это упоминание Крови (и жертвенности). Особенно это важно для представителей тех культурных ареалов, где жертвоприношения до сих пор практикуются.

Здесь вполне возможно наполнить термин «Кровь» именно тем содержанием, которое заложено в нем в оригинальном тексте.

Варианты перевода слова «агнец» в контексте Жертвы Христовой: Ссылки на Христа как на пасхального Агнца (Откр 5:6; 7:14; 12:11; 13:8) представляют при переводе трудности двоякого рода:

Пасхальному агнцу должно быть не больше года. Это не должен быть новорожденный ягненок, так что прежде всего нужно заранее исключить все слова, которые передают именно этот смысл. Один из комментаторов Откровения Иоанна Богослова утверждает, что Тому, Кто должен сконцентрировать в Себе силу, мудрость и могущество, более приличествует слово «Овен». Такая логика вполне уместна там, где в рецепторном языке нет специального термина для обозначения молодого барашка или такой термин есть, но ассоциируется со слабостью и нежностью, как например, слово «ягненок». Во-вторых, выражение «Агнец Божий» (Ин.1:29,36) можно интерпретировать по-разному: как «посланный Богом» и как «принадлежащий Богу». Правда, первый вариант кажется более предпочтительным, поскольку он одинаково хорошо увязывается, во-первых, с другими новозаветными учениями и, во-вторых, с иудейской традицией, изложенной в Быт 22:8, где описывается жертвоприношение Авраама.

3. Жертвы, приносимые Богу христианами

Принесение иудеями в жертву животных сопровождалось «духовной жертвой» веры, молитвы и благодарения Богу. Помимо прочего, они напоминали каждому верующему, что каждая жертва, с помощью которой его жизнь искупается жизнью жертвенного животного, посвящает его самого Богу, и он обязан провести оставшиеся ему дни и годы в служении Ему. Смерть Христова сделала ненужными жертвы животных. «Он.., принесши одну жертву за грехи, навсегда восшел одесную Бога» (Евр 10:12).

Поэтому верующие в Него не имеют нужды приносить в жертву животных. Они должны приносить Богу духовные жертвы. Это и «свои тела» (Рим 12:1-2), и дары служителям Божиим (Флп 4:18), и молитва ко Господу (Евр 13:15), и благотворение, и общение (Евр 13:16).

Рим 12:1 … представьте тела ваши в жертву, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». т. е. …посвятите себя Богу, подобно приносимой Ему жертве и живите новой жизнью, которую Он дарует. Вы должны полностью посвятить/отдать себя Ему, и этим вы угодите Богу. Вот то служение, которое вам нужно принести Ему, если вы действительно поняли Его благовествование. В греческом оригинале в этом стихе использовано слово logik’os, логик’ос («разумный»), производное от l’ogos, л’огос, которое может означать и `слово’, и `сообщение’, и `причину’, и `разум’. NEB в данном случае переводит логикос как «служение, достойное разумных существ», — как «акт служения разумом».

Последний вариант хорошо сочетается с дальнейшим призывом к обновлению ума и познанию воли Божией.

Рим 15:16 «Быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы это приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу».

1 Петр 2:5 «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». т. е. вы сами, получив от Иисуса Христа жизнь, также должны уподобиться тем камням, из которых Бог строит дом, где обитает Его Дух.

Вы — те люди, которых Он выделил из числа прочих и предназначил быть Его священством, чтобы вы приносили Ему те жертвы, которым учит вас Его Дух (или: которые происходят от Его Духа, обитающего в вас). Вот та жертва, которая благоприятна Богу, если вы приносите ее через Иисуса Христа.

Варианты перевода выражения «христианские жертвоприношения»: Каждый раз переводить его нужно, сообразуясь с контекстом. Поскольку тема жертвоприношения одна из важнейших в Священном Писании, старайтесь, по возможности, сохранять термин «жертва» и элемент сравнения с жертвой ветхозаветной.

Другие слова и выражения для сравнения: «соделываться жертвой» (греч. sp’endw, сп’ендо в пассиве)

Этот оборот, использованный в переносном смысле, дважды встречается у апостола Павла. С его помощью он ссылается на собственную ожидаемую им мученическую смерть. Так он подчеркивает, что расценивает свою смерть как неотъемлемую часть принесения жизни в жертву служения Богу.

Флп 2:17 «Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам». т. е. Возможно мне придется пролить собственную кровь (или: кровь моя прольется и я умру насильственной смертью). Но если это и случится, это будет равноценно тому, что вы отдаете свои жизни на служение Богу, как приносимые Ему жертвы. Так что смерть моя будет лишь добровольным добавлением к приносимой жертве. Но и это заставляет меня радоваться…

2 Тим 4:6 «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало». т. е. что до меня, то моя жизнь подошла к концу. Приближается день, когда мне предстоит пролить свою кровь/принять насильственную смерть. Да будет она жертвою, приносимой Богу. Жертвы возлияния приносились дважды в день вместе с жертвами всесожжения. См. Исх 29:38-41; Чис 15:1-12; 28:7, 24. Таким образом, апостол Павел уподобляет свою жизнь жертве возлияния, вино которой уже полилось.

«осолиться» (греч. «al’izw, ал’изо)

Мк 9:49 «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится». Вторую часть фразы многие ученые считают просто поясняющей цитатой из Лев 2:13. Толкование этого стиха представляет определенную трудность. Наиболее вероятным кажется следующий вариант: В предшествующих стихах (Мк 9:43-48) Иисус Христос в образных выражениях советует решительно отсекать искушения и избегать греха. Слово «ибо» (греч. g’ar, гар) в начале 49 стиха указывает на то, что в этом стихе содержится объяснение, почему необходимо действовать столь решительно. Для этого Иисус, подобно ветхозаветным пророкам, обращается к образному языку. Огонь здесь символизирует очистительное действие Божие, устраняющее из жизни учеников все дурное (см. Малах 3:2-4). В ветхозаветные времена к жертве добавляли соль, символизировавшую постоянство служения Богу (см. раздел «Ветхозаветная предыстория», открывающий данную статью). Согласно такой интерпретации, смысл этого стиха заключается в следующем: поскольку ученик живет в присутствии Божием, как живая жертва, он должен позволить очистительному Божию огню совершить с его жизнью то, что соль совершала с ветхозаветными жертвоприношениями. Правда, возможно и иное: «осолиться» можно интерпретировать просто как метафору, образное выражение, означающее совершенствование человеческой личности, а добавление соли к жертвоприношению в таком случае просто не нужно.

Тогда данная фраза означает: каждый должен дать огню Божию сделать из него истинного ученика Христова.

Sacrifice, IBD, Volume 3, pages 1358-1368.

Bruce, F.F. … Hebrews… 1964.

Edersheim, A. «The Temple: Its Ministry and Services». Reprinted Grand Rapids. Eerdmans.

Morris Z. The Atonement: Its Meaning and Significance. Leicester, England, and Downers Grove, IL: Inter-Varsity Press, 1983 (Chapter 2: Sacrifice).

Omanson R. L. How does it all fit together? Thoughts on tranlating Acts 1:15-22 and 15:19-21 TBT. Vol. 41 (4), October 1990.

Wenham G. J. The Book of Leviticus. Grand Rapids: Eerdmans, 1979. ????? Осталось уточнить название работы Bruce и авторов статей в IBD.

Загрузка...