docgid.ru

Астрологи, алхимики, оккультисты Средневековья и эпохи Ренессанса. Парацельс

Сегодня трудно себе представить, как справлялись древние врачи без современных приборов и лекарств. А ведь они успешно из-лечивали людей от многих болезней. О Парацельсе уже при жизни ходили легенды. Ученые до сих пор спорят, кем он был на самом деле: великим врачом, удачливым шарлатаном или... пришельцем с другой планеты, владевшим секретом загадочного «философского камня»?Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм родился 10 ноября 1493 году в Швейцарии, в маленькой деревеньке Мария-Айнзидельн, в двух часах ходьбы от Цюриха, в семье врача и надзирательницы богадельни Бенедиктинского монастыря. Ничто не предвещало, что этот ребенок прославит род Гогенгеймов, но между тем именно он вошел в историю медицины под именем великого доктора Парацельса (Paracelsus в переводе с латинского означает «превосходящий Цельса»). Выбрать себе такой псевдоним в Средние века было очень рискованно, ведь авторитет одного из основоположников медицины - Авла Корнелия Цельса - был незыблемым в научных кругах. Но только не для Филиппа, который еще в 22 года получил степень доктора медицины в университете Феррары в Италии и первое, что сделал на своей лекции перед студентами, - сжег произведения Гиппократа, Галена и Авиценны, приговаривая, что «даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники».

Конечно, коллеги-врачи его не любили. Одни открыто завидовали его таланту, другие говорили, что он водится с самим дьяволом, что тот помог ему найти «философский камень» - вещество, которому в Средневековье приписывали способность превращать простые металлы в золото и служить унивеосальным лекарством. (К примеру, его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - «золотого напитка», мог вылечить любую болезнь и подарить бессмертие). По другой версии, он действительно всю жизнь безуспешно искал мифический философский камень, но совсем с другой целью: чтобы вылечить от безумия девушку из своей родной деревни, которую страстно любил. Так или иначе, но женат Парацельс за свою жизнь не был ни разу... Он обогатил медицину новыми знаниями на сто лет вперед. Путешествуя по миру, Парацельс записывал секреты искусства врачевания разных народов, причем перенимал опыт не только у врачей, но и у цирюльников, знахарей, повитух. Современная гомеопатия считает его одним из своих первых предшественников: он впервые стал применять в качестве лекарства медь, ртуть, мышьяк и другие химические элементы. Парацельсу принадлежит знаменитая фраза: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». А придуманная им настойка опия в течение нескольких сотен лет считалась самым лучшим обезболивающим средством.

Парацельс был первым, кто доказал, что сумасшествие - это заболевание, а не одержимость дьяволом. Так были заложены основы будущей психиатрии. Также он возродил способ искусственно

¬го дыхания «рот в рот», описанный ещё в античной литературе, но усовершенствовал его, использовав для проведения искусственной вентиляции легких каминные мехи и специальный носоглоточный воздуховод.

Еще задолго до появления генной инженерии и искусственного зачатия, Парацельс говорил о возможности появления «человека из пробирки». Некоторые историки считают, что именно он послужил Гёте прототипом для создания образа Фауста.

За свою жизнь Парацельс был обласкан вниманием многих вельмож, но из-за своего свободолюбивого характера долго ужиться не мог ни с кем. Так, он лечил татарского хана, а после сопровождал его сына в Константинополь. В Италии служил главным военным хирургом в имперской армии. Долгое время был личным лекарем короля Фердинанда. Но, несмотря на близость к сильным мира сего, он редко удостаивался простой людской благодарности. Например, в городе Штерцинге Парацельс остановил эпидемию чумы, применяя свои способы лечения. Но потом его изгнали оттуда, обвинив в том, что он...колдун и сам же и заразил город чумой.

Увы, бесконечные скитания серьезно подорвали здоровье Великого Лекаря. В 48 лет после непродолжительной болезни он скончался, но обстоятельства его смерти историкам до сих пор доподлинно неизвестны. Если верить архивариусу Зальцбургского госпиталя, имущество Парацельса после смерти состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими реактивами и серебряного кубка, который он завещал монастырю в Швейцарии, где жила его мать. (Кубок и сегодня хранится в этом монастыре. Считается, что металл, из которого он сделан, создал сам Парацельс).

Похоронили Парацельса на кладбище св. Себастьяна. На надгробии высечены слова: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября сменил жизнь на смерть».

Однако в Швейцарии существует красивая легенда, что дух Парацельса еще при его жизни стал свободен от тела, а значит, и в настоящее время обитает где-то в горах вместе с другими адептами одного секретного ордена. Последователи учения Парацельса верят, что он и в наше время продолжает оказывать влияние на лучшие умы человечества, спасая мир от вселенской катастрофы. Кто знает, кто знает...

(настоящее имя Теофраст Филипп Ауреол Бомбаст фон Гогенгейм) (1493 – 1541)
Девиз его гласил: "Не будь другим, если не можешь быть собой". Едва ли мы разыщем в анналах истории личность, способную сравниться с Парацельсом – врачом, астрологом, антропософом, теологом, мистиком и магом.

В момент, когда наука начинала разделяться на множество отраслей, когда внутри христианской веры вспыхнуло противоборство враждующих догм, когда земля вот-вот должна была лишиться гордого звания центра вселенной, – короче говоря, в эпоху, когда рушилась старая единая картина мира, – Парацельс достиг невозможного: он связал теоретическое знание, практику и веру воедино.

В погоне за этим магическим идеалом граф фон Гогенгейм продемонстрировал свою укорененность в традициях уходящего Средневековья – эпохи, когда подобное объединение всех областей человеческой мысли все еще было допустимо. Но этой тяге к прошлому Парацельс смело противопоставил новаторский эмпиризм. Предав публичному сожжению труды Галена и указав этим символическим жестом на полную беспомощность своих коллег-врачей, он дал понять, что его собственный мир будет объединен совсем иными средствами, нежели те, что предлагает традиция. Парацельс желал постичь истинную природу вещей путем настоящих научных исследованиями, а не штудируя древние пыльные тома.

Парацельс и его вклад в развитие фармации кратко изложенный в этой статье.

Парацельс вклад в медицину

Полное имя Парацельса звучит следующим образом — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс. О нем ходили легенды, будто врачеватель умел выращивать жемчуг и драгоценные камни, делать эликсир молодости и золото, путешествовать на летающем коне по воздуху. Сам себя он называл «святым доктором». Но судить об этом сложно, поэтому давайте остановимся на его достижениях в медицине.

Парацельс был первым врачом, который использовал в медицине минералы и химические вещества . Он был поклонником алхимии и считал, что болезнь и здоровье в организме зависит от гармонии природы и человека. Также придерживался мнения, что в теле человека имеются остатки ископаемых, поэтому некоторые недуги могут вылечить химические средства.

Парацельс развивал герметичную идею, в которой макромир вселенной имеется в каждом человеке и называется микрокосмом. Врачеватель создал теорию микрокосм-макрокосм, основанную на взаимодействии космоса и человека. Он считал, что все болезни вызваны ядами, которые попали на Землю из звезд. Но не обязательно они являются негативными, все зависит от дозы его влияния на тело человека. Излечить такие недуги можно путем принятия того же звездного яда, вместившегося в минералах, травах и химических комбинациях. Такие взгляды Парацельса противоречили церкви.

Его главная работа «Die große Wundarzney» заложила фундамент к будущему развитию антисептики. Хотя исторически и не доказано, что Парацельс первым применил опиум в качестве обезболивающего препарата, но предполагается, что он был одним из первых. Врачеватель применял опиум для лечения ран солдат.

Самым недооцененным его достижением в медицине является систематическое изучение целебных свойств минеральных альпийских источников и минералов. Парацельс считал, что алхимия нужна не только для того, чтобы изготовлять серебро и золото, а и для изучения силы лекарств. Врачеватели того времени были уверены в следующем: все недуги вызваны дисбалансом 4 гуморов — мокроты, крови, желтой желчи и черной желчи. Чтобы достичь равновесия гуморов, необходимо проводить кровопускание и придерживаться конкретной диеты, очищающей желудок организма от разложившихся соков. А Парацельс утверждал следующее – болезни вызваны внешними агентами, которые нападают на организм. Выступал против кровопускания, так как данный процесс разрушает гармонию в системе, к тому же кровь не очиститься, если уменьшить ее количество. Данными взглядами он враждебно настраивал против себя ведущих врачевателей.

Парацельс также опровергнул господствующую теорию о том, что инфекция является естественной частью заживления ран. Врач выступал за защиту и чистоту ран, регулирование рациона. Ему приписывают обоснования наследственного характера сифилиса. В своей брошюре он описал клинику сифилиса и методику его лечения дозами ртути.

Кроме того, Парацельса называют отцом токсикологии. В своем труде «Доза делает яд» врачеватель считал такие вещества хоть и токсичными, но в малых дозах безвредными. И наоборот, безвредные токсичные вещества могут стать смертельными, если их потреблять в чрезмерных дозах.

Также Парацельс внес вклад в и психотерапию – он впервые научно описал бессознательные процессы, как источник заболеваний у взрослых и детей. Инструментом психотерапии выступала все та же алхимия. Еще одно важное открытие врача – водородный газ, побочный продукт от воздействия кислот на металлы.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Парацельс в медицину.

Врач, философ, естествоиспытатель, алхимик и маг Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, наиболее известный как Парацельс, подвергая критике прежние устои, сделал существенный толчок в развитии медицины. Имя Парацельс он взял от великого древнеримского врача Цельса (I век до н.э.), прибавив греческую приставку «пара» , что значит - «подобный» . Хотя Парацельса и при жизни называли «лютером медицины» , тем не менее, это не спасало его от преследований и гонений «сильных мира сего», препятствующих в публикации его робот.

Парацельс появился на свет зимой 1493 года. Его корни происходят из старинного, некогда богатого дворянского рода. Его отец, врач по образованию, стал для него первым учителем. Как припоминал сам Парацельс, отец выучил его грамоте, основам врачевания и алхимии.

В то время, когда Парацельс был студентом, химию в качестве отдельной дисциплины не преподавали. Она шла теоретическим дополнением к курсу по философии, в котором затрагивались лишь предположения о возникновении и исчезновении веществ. Серьезно занимались химией только аптекари и алхимики, и их было не мало. Алхимики проводили опыты по «трасмутации» металлов, раскрывали новые методы изготовления различных веществ, а также продолжали развитие натурфилософских учений таких известных философов, как Аристотель, Эмпедокл, Демокрит и других.

В 22 года по окончанию университета Парацельсу присвоили степень доктора медицины. Но, он не нашел удовлетворения в полученных знаниях. Видя, как часто врачи оказываются не способными помочь больному, Парацельс, критикуя их работу, мало изменившуюся со времен античности, принял решение улучшить медицину, внести в нее новое понимание болезней и способы лечения пациентов.

Молодой врач много путешествовал, собирая свои медицинские знания в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа, Испании, Италии, Венгрии, Англии, Польши, Литвы и других стран. Он тщательно искал, узнавал и запоминал все секреты врачевательного ремесла не только практикующих медиков, но и знахарок, исцеляющих раненых; приобретал у цирюльников (занимавшихся малой хирургией), цыган и даже палачей целебные рецепты, которые не знали университетские ученые. Только после этого, он и стал настоящим лекарем.

Парацельса учил великий маг и алхимик Соломон Трисмозин, посвященный в Учение Гермеса и знавший технологию трансмутации металлов. Также Парацельса учил один из известнейших его современников - адепт магии, алхимии и астрологии, настоятель монастыря Святого Иакова Иоганн Тритемий Шпангеймский, выступавший в защиту «натуральной магии».

Начиная с 1517 года, Парацельс много путешествовал, работал лекарем в военных кампаниях. В 1527 году при помощи известного на то время книгоиздателя Иоганна Фробена, устроился работать врачом в швейцарском городе Базеле. В университете города он стал читать курс медицины на немецком языке, что стало вызовом сложившейся университетской традиции, согласно которой преподаватель был обязан читать лекции только на латыни. В итоге произошел конфликт с городскими властями, и Парацельсу пришлось переехать во Францию.

И вот, наконец, в городе Кольмаре о Парацельсе начали говорить как о талантливом враче. Он излечивал таких пациентов, от которых отказывались другие врачи, считавшие их безнадежно больными. Тогда он уже мог вылечить от таких болезней, как проказа, холера, рак и др. По делам его росла слава. Но, несмотря на все достижения, его независимость, дерзкие высказывания о других врачах старой системы, нежелание слепо преклоняться перед авторитетами вызывали недовольство со стороны; помимо того, он еще практиковал алхимию, постигал плоды работ магов и мистиков Востока. Такая деятельность не понравилась местным католикам, следившим за тем, чтобы никто не выступал с соображениями, идущими наперекор установившимся представлениям. Парацельс попал в такое положение, при котором с ним могли расправиться, обвинив его в ереси. И ему пришлось вновь сменить место работы и уехать из страны.

В 1529 году Парацельс переехал в Германию, где заслужил славу врача, бесплатно лечившего безнадежно больных, не получивших помощи от других лекарей. На тот момент искусный врач написал немало книг. Он был человеком необычайной работоспособности. Есть упоминая о том, как он не раз сидел за своим письменным столом, работая по нескольку дней напролет, не зная отдыха и сна. В Нюрнберге Парацельс издал сразу 4 свои книги. Но, после этого магистрат города внезапно поставил запрет на публикацию каких-либо его работ. Последнее произошло не без усердной помощи докторов и профессоров медицинского факультета, возмущенных его новаторством.

Свои новые идеи Парацельс пустил на создание химической теории функционирования живого организма. Согласно ей функции организма являются химическим процессом. Когда этот процесс протекает хорошо, т.е. пребывает в равновесии - человек здравствует, в противном случае нарушенный химический процесс становится причиной любой болезни. Поэтому наиболее полезными в лечении будут только те снадобья, что изготовлены химическим способом. Он, таким образом, стремился сблизить химию с медициной.

Парацельс искал философский камень не для того, чтобы превращать неблагородные металлы в золото, но чтобы готовить исцеляющие снадобья. Кроме того он внес новое понимание о дозе лекарства: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Другими словами, вопрос вреда вещества зависит не от его потребления как такового, а от принятого его количества, превышающего допустимую норму. Также Парацельс говорил, что не существует ни одного универсального лекарства от всех болезней, т.е. каждую болезнь нужно лечить специфическими средствами.

Когда Парацельс узнал, что в одном итальянском городке разошлась эпидемия чумы, он направился работать именно туда. Работая с больными, он исследовал причины чумы, искал рецепты и готовил лекарства. В итоге, он нашел метод, схожий с вакцинацией, благодаря которому помог остановить распространение чумы.

Однако, даже после победы над эпидемией Парацельсу пришлось опять странствовать, меняя одно пристанище на другое: даже там, где ему не препятствовали власти, протестовало католическое духовенство. Но он не отчаялся, и в Ульме, а затем в Аугсбурге опубликовали его произведение «Большая хирургия» (2 тома, 1536). После этого Парацельсу улыбнулась удача. Его, наконец, признали как о выдающегося медика, начали принимать в лучших домах, его услугами стали пользоваться богатые вельможи. И после он уже лечил королевского маршала Богемии - Иоганна фон Лейпника. А в Вене его почтил вниманием сам король Фердинанд.

Город Зальцбург стал последним его местом жительства. Здесь он зажил спокойно, не опасаясь ни нападок, ни гонений занялся врачебной практикой и написанием книг. По одной версии Парацельс умер от настигшей его смертельной болезни осенью 1541 года. Другая версия указывает на то, что его убили по заказу своих врагов - завистливых аптекарей и врачей.

Говорят, что в 1830 году, когда над Зальцбургом нависла угроза чумы, люди пошли к надгробию Парацельса молить его отвести беду. И он помог - эпидемия не вошла в город.

Парацельс был убежден, что нет ничего не подвластного человеческому разуму. Он говорил:

В мироздании все едино, все находится в тесной связи: человек и мир, человек и Бог. Человек выступает не только частью великого целого, но и сам является «микрокосмом», малым миром, заключившим в себя свойства и природу всех вещей; более того, человек является «квинтэссенцией», т.е. - пятой, истинной сущностью мира. Бог создал человека, словно в грандиозной алхимической лаборатории, подобно гомункулусу из «вытяжки» целого мира. Человек подобен своему Творцу, поэтому нет никаких запретных знаний, человек не просто может - он обязан исследовать и познавать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами.

За много лет до появления генной инженерии, искусственного оплодотворения и клонирования, Парацельс заявил о том, что можно сделать «человека из пробирки» или гомункулуса. Именно он первым описал создание «алхимического человечка». Об этом он подробно написал в своем трактате «О природе вещей»:

Его можно воспитывать и обучать, как любого другого ребенка, до тех пор, пока он не подрастет и не сможет сам о себе позаботиться.

Он добавил новаторства в описание лекарственных средств; также стал использовать химические лекарства, выделил и применил растительные лекарства в виде эликсиров, настоек и экстрактов. В течение нескольких веков настойка из опия, которую изобрел Парацельс, применялась в качестве обезболивающего препарата. Также он создал учение «сигнатуру» - учение о знаках природы, согласно которому, подобие внешнего вида растений и органов человека может излечить, к примеру, сердечные заболевания (растения с листьями серцевидной формы лечит сердце). Природа в понимании Парацельса указывает человеку, каким образом применять ее дары.

Парацельс в видении гомеопатов сегодняшнего времени является одним из основателей гомеопатии. Парацельс первым понял и применил принцип подобия, который лежит в основе гомеопатии. Его разработки в психиатрии доказали, что сумасшествие это не одержимость дьяволом, а заболевание.

Несомненно, Парацельс являлся и великим магом и врачом своего времени. Он оказал большое влияние на европейскую философию и медицину, сформировав мировоззренческие взгляды многих ученых.

Парацельс (Paracelsus) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (1493-1541), врач и естествоиспытатель, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Писал и преподавал не на латинском, а на немецком языке.

ПАРАЦЕЛЬС, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541) - медик и алхимик. Швейцарец по происхождению. Скитался почти по всей Европе в качестве практикующего врача, общаясь с народом, изучая целебные источники, травы и минералы. Свои сочинения П. писал не по-латыни, а на колоритном немецком языке. Историческое значение работ П. заключалось в сближении медицины и химии, в тенденции преодоления алхимии изнутри. Сам П. ввел в практику ряд химических медикаментов.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 307-308.

Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493- 1541) - врач и естествоиспытатель эпохи Возрождения, родом из Швейцарии. По Парацельсу, мир, основанный на созданной богом первоматерии, представляет собой саморазвивающуюся целостность. Человек (микрокосм) как часть природы (макрокосма) в принципе способен познавать ее. Парацельс одним из первых провозгласил идею об опытном знании как основании всякого научного познания. Веря в силу разума, Парацельс призывал врачей и ученых изучать не «священные книги», а саму природу, резко критиковал средневековые авторитеты, схоластику , религию. Связанный господствовавшими в то время антинаучными концепциями, Парацельс в объяснении мира оставался на позициях антропоцентризма и панпсихизма, полагал, что все в мире проникнуто таинственным «археем» (духом). Стремясь превратить медицину и химию в науку, он в то же время верил в силу алхимии и магии.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 332-333.

Он же Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм

Парацельс (лат. Paracelsus - "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя - Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493-1541) - швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еще при жизни "Лютером в медицине". Одно из наиболее полных и систематизированных изложений так называемой "оккультной пневматологии" (направления мистической философии, ориентированной на постижение природы духовных субстанций) было осуществлено именно П. Основные сочинения: "Оккультная философия", "Толкование 30 магических фигур" и др. Неоднократно подвергался преследованиям по мировоззренческим причинам. П. - автор понимания природы как живого целого, пронизанного "звездной душой" ("астральными телами", делающими возможным мистическое оперирование объектами природы посредством тайного инструментария посвященных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Общим термином "элементы" П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же "стихийные сущности" (elemental essenses) П. именовал их незримые духовные составляющие.

В той же степени, как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых особей, в такой же мере духовный ее аналог (образованный разреженными компонентами зримого мира) заполнен сонмами "эфирных" "природных духов" ("стихий"), включающих в себя "гномов, ундин, сильфов и саламандр". Все они непостижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. Стихийные духи, по П., - это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п., и, следовательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов - быстротой движений. Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синтезирующей достижения физики, химии, физиологии вкупе с опорой на ценности и установки теологии и философии. ("...Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению...") П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными "герметической терапии" того времени: вызыванием духов; "вибрацией" - цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма. П. - автор динамически-функциональной трактовки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., - результат процесса самооткровения. Потенциал человека - обусловливается характером его взаимоотношений с природой - творением Божьего промысла: "...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги - это разные земли. И если таковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти листы". Ученый имеет право на поиск истины во всех землях и среди всех людей.

Человек ("микрокосмос") - обладает божественной душой - источником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры - астральные тела, как правило, мертвых людей. Стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, вампиры отнимают у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., "здоровый и чистый человек не может быть одержим ими... они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение. Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...". Лечение больного, таким образом, должно осуществляться, по П., в единстве трех уровней - телесного, душевного и духовного.

А.А. Грицанов

Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.

Парацельс Теофраст

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс, родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.

Уже в годы учения Парацельс заинтересовался химией. В то время в университетах химия как отдельная специальность не преподавалась. Теоретические представления о химических явлениях рассматривались в курсе философии. Экспериментальной работой в области химии занимались аптекари и алхимики.

В 1515 году Теофраст получил во Флоренции степень доктора медицины.

По его словам, он слушал лекции медицинских светил в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа и Монпелье, побывал в Италии и Испании. Был в Лиссабоне, потом отправился в Англию, переменил курс на Литву, попал в Польшу, Венгрию, Валахию, Хорватию. И повсюду выспрашивал и запоминал секреты искусства врачевания. Не только у докторов, но и у цирюльников, банщиков, знахарок. Затем Парацельс практиковал, опробывая все то, что узнал во время своих поисков. Служил некоторое время лекарем в армии датского короля Христиана, участвовал в его походах, работал фельдшером в нидерландском войске. Армейская практика дала ему богатейший материал.

1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.

Философские взгляды Парацельса, изложенные им во многих трудах, сводились к следующему: между природой и человеком должна существовать гармония. Необходимым условием создания разумного общественного строя являются совместный труд людей и их равноправное участие в пользовании материальными благами. В 1528 году Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство.

В Кольмаре ему удавалось поднимать на ноги больных, которых другие врачи считали безнадежными. Популярность его росла. Однако его независимое поведение, резкие суждения о собратьях по цеху пришлись по нраву далеко не всем. К тому же Парацельс занимался алхимией, усердно изучал труды восточных магов и мистиков. Стали распространяться слухи о том, что Парацельс вступил в сношения с дьяволом. В любую минуту Парацельсу могли предъявить обвинение в ереси и учинить над ним расправу.

В Нюрнберге ему удалось издать четыре книги. Но затем последовало решение городского магистрата о запрещении дальнейшего печатания его произведений. Причиной тому было требование профессоров медицинского факультета Лейпцигского университета, возмутившихся сочинениями Парацельса.

Узнав, что в Штерцинге эпидемия чумы, Парацельс идет в этот город. Но когда кончилась эпидемия, Парацельс оказался не нужен и в Штерцинге. Он вынужден был опять бродить по дорогам, меняя город за городом.

В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд "Большая хирургия". И эта книга сделала то, чего много лет добивался Парацельс. Она заставила заговорить о нем как о выдающемся медике.

Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, успешно применяя ртутные препараты для лечения распространенного в то время сифилиса.

После выхода книги положение доктора Парацельса переменилось. Его принимают в лучших домах, к нему обращаются знатные вельможи.

Последнее его пристанище - Зальцбург. Здесь он занимается врачебной практикой. 24 сентября 1541 года Парацельс скончался.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Медицинский алхимик

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевдоним, означающий – выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины 1 в. до н. э), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц – 24 сентября 1541, Зальцбург) – врач и философ, медицинский алхимик, или иатрохимик (от греч. ἰατρός – врач), изучал медицину в Германии, Италии и Франции. С 1526 хирург в Страсбурге, профессор медицины в Базеле, был вынужден покинуть Базель два года спустя и долгое время странствовать. С Парацельса берет свое начало немецкая натурфилософия. Учение Парацельса укоренено в платоновско-пифагорейской традиции и в герметизме. Это прежде всего понимание природы как живого целого, с невидимой «звездной душой» (астральным телом), являющейся синонимом мировой души (spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого к аристотелевскому эфиру и квинтэссенции в алхимической традиции. В силу параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса человек, владеющий «арканами» (тайными средствами), способен магически воздействовать на природу. Самопознание конгениально природознанию, помогая усмирить силы природы и подчинить их человеку. Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души. Но главное в его деятельности – медико-алхимические (иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания – восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем – верховным жизненным духом. Врач – одновременно целитель и тела, и души, и духа.

Человек, согласно Парацельсу, так же, как и металлы, сложен из серы, ртути и соли. Под воздействием медико-лекарственной практики алхимическая триада видоизменяется в «пятерицу»: Парацельс говорит о пяти основных субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: сере, ртути, соли, флегме и мертвой голове. Флегма и мертвая голова – субстанции грубые, пониженной духовности. Отсюда иное определение алхимии, как искусства отделения чистого от нечистого путем растворения смесей. Парацельс смешивает, не разделяя, Аристотелевы элементы-стихии с элементами-качествами, прибавляя к ним и пятую сущность – квинтэссенцию, определяющую здоровые вещества (= тела). Изготовление целительных «арканумов» специфических лекарственных веществ, соотнесенных с частями тела, – основной технологический пафос его химии, при этом планетно-зодиакальные флюиды одухотворяют вещественный мир «арканумов». В связи с этим разрабатывается идея «симпатического сродства» веществ; конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела с помощью химических средств. Как иатрохимик, Парацельс разрабатывает «химическую» теорию функций живого организма – в противовес Галену, лечившему растительными соками. Квинтэссенция предстоит у Парацельса как чудодейственное средство, извлеченное из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Трансмутация металлов отодвинута у него на второй план.

В дальнейшем влияние идей Парацельса прослеживается у натурфилософов 17–18 вв. (Я.Б. ван Гельмонта, О.Тахения и др.), Я.Бёме, немецких романтиков (Шеллинг, Новалис).

В.Л. Рабинович

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 200.

Парацельс (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гоген-гейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,- 24.9.1541, Зальцбург), философ, естествоиспытатель, врач. Учение Парацельса можно охарактеризовать как своеобразный теософский натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и герметизма. В центре его - понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой душой (Gestirn - «звёздная душа», так называемое астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное с каким-либо определенным пространством, способное воздействовать на любое другое астральное тело, т. е. магическое начало души). Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей как всеобщий деятель в природе, сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см. Квинтэссенция), а также неоплатоническим понятием пространства - посредника между умом (кусом) и материей. Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по Парацельсу, возможность магического воздействия человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души - путь к постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии, это магическое созидание образа как реального тела нашей мысли, которая понимается Парацельсом именно как практически-волевое устремление души (в этом он предвосхищает немецкий идеализм конца 18- 19 веков).

Основные элементы, составляющие у Парацельса космическое тело,- земля, вода, воздух и небо; кроме них, Парацельс признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль - не как эмпирические вещества, а как особый способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis), обеспечивающий изменчивость всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию души; соль даёт телам прочность, это основа телесности.

Поскольку вся природа у Парацельса населена духами и демонами, то задача медицины - восстанавливать нарушенный вторжением чуждого духа порядок, который в здоровом состоянии обеспечивается археем - верховным жизненным духом всякого существа; таким образом, врач должен лечить и тело, и душу, и дух больного.

Парацельс оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533-1588), врача, химика и натурфилософа Я. В. Гельмонта (старшего) (1579-1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614-1699), вероятно, повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Некоторые мотивы учения Парацельса были развиты немецким романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни (Клагес).

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Sämtliche Werke, Bd 1-14, Munch.- В., 1922-36; Sämt-Ae Werke, Bd 1-4, Jena, 1926-32.

Литература: Проскуряков В.,П., M., 1935; Л евен В. Г., Проблема материи у Теофраста П., «ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus, В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; V o g t Α., Th. Paracelsus als Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K., Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie 1932-1960, Wiesbaden, 1960.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Ученые с мировым именем (биографический указатель).

Сочинения:

The hermetic and alchemical writings, v. 1. Hermetic chemistry. L., 1894, в рус. пер: Об оккультной философии. – В кн.: Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13–19 вв. М., 1999, с. 130–167.

Литература:

Проскуряков В. Парацельс. М., 1935;

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. М., 1994;

Spunda F. Das Weltbild des Paracelsus. Wien, 1941.

Загрузка...