docgid.ru

Конспекты занятий по развитию речи с использованием приемов мнемотехники и схем-моделей. Занятие «Красная шапочка» для ясельной группы Красная шапочка 2 младшая группа

Интегрированное занятие по социально-коммуникативному и художественно-эстетическому развитию во 2 младшей группе «В гости с Красной Шапочкой»

Цель : выявить уровень сформированности знаний, умений, навыков у детей о диких животных, овощах и фруктах, по технике рисования.
Задачи: закреплять и уточнять знания и представления детей о диких животных, овощах и фруктах; выявить навыки работы с кистью и красками; развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление; воспитывать аккуратность в работе с красками, вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации.
Материалы к занятию: елочки и деревья (4-5шт.), игрушки диких животных, макеты овощей и фруктов. Краски-гуашь, баночки, кисти, заготовки фартуков, образцы фартуков, угощение.

Ход занятия.

В группу входит «Красная шапочка»
Красная шапочка: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
Дети: Да.
Красная шапочка : Меня в гости пригласила моя бабушка, она очень ждет меня и волнуется. Мне надо торопиться, только как же я найду дорогу к ее дому? Ребята, вы поможете мне?
Дети: Да.
(Красная шапочка и дети подходят к столу, где стоят деревья)
Красная шапочка: Ребята, смотрите, это же лес. А в лесу живут разные животные. Дети, животные, которые живут в лесу, называются дикими. А теперь мы с вами должны отгадать кто же живет в лесу?
Загадки:
1. Лежала между елками подушечка с иголками. Тихонечко лежала, потом вдруг убежала (еж).
2. Косолапый и большой, спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мед, ну-ка кто же назовет? (медведь).
3. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык (заяц).
4. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый - краса! А зовут ее...(лиса).
5. Все время по лесу он рыщет, он в кустах кого-то ищет. Он из кустов зубами щелк, кто скажите это...(волк).
6. Рыжий маленький зверек, по деревьям прыг да скок. Он живет не на земле, а на дереве в дупле (белка).
Красная шапочка: Молодцы ребятки, отгадали все загадки, а теперь мы с вами поиграем.
Физ минутка.


Ветер дует нам в лицо (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо (поднять руки и покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише (присесть)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх)
Красная шапочка: Дети нам пора спешить.
(на столе стоят игрушки-зайцы)


Красная шапочка : Ребята, посмотрите какие грустные зайчата. Что-то случилось. Оказывается, мама их попросила принести фрукты и овощи на ужин. Они заигрались и все перепутали. И просят нас помочь, разделить овощи и фрукты. Поможем зайчатам?
Дети: Да.
Красная шапочка: Возьмите по одному предмету. В корзинку серому зайцу положите овощи, белому – фрукты. (Дети выполняют задание).Молодцы. Ребята вы помогли зайчатам и они хотят с вами поиграть.
Физ минутка.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот-так, вот-так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапки погреть
Вот-так, вот-так.
Надо лапки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Вот-так, вот-так,
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то испугал,
Зайка прыг и убежал.
Красная шапочка: Поиграли зайчики с нами и в лес убежали. А мы уже и подошли к домику, где живет моя бабушка (стоит домик или вывешивается на доске)
(Детей встречает бабушка)


Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои дорогие внучата! Кто вам встретился в лесу? (дети отвечают)
Красная шапочка: Ребята, давайте сделаем бабушке в подарочек фартучек полосатый. А то бабушкин фартучек совсем старенький стал.
(Дети садятся за столы, где все приготовлено для рисования)
Бабушка: Посмотрите, у меня фартучек некрасивый, без узоров. Чтобы он стал нарядным, ярким мы его будем украшать. (показать образцы)


Далее предлагается детям украсить фартучки. Дети выбирают цвет красок и начинают рисовать.
В конце занятия все фартучки выкладываем перед бабушкой на стол. Бабушка хвалит детей.

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим

и развитию речи

«Рассказывание сказки «Красная шапочка» с использованием мнемотаблицы»

Цель:

    развивать у детей навыки и умения работать с мнемотаблицей;

    развивать способности представлять себя на месте героев сказки и

умение находить разные способы выхода из проблемных ситуаций;

    закрепить знания сказки «Красная шапочка»;

    воспитывать умение внимательно слушать сверстников и выражать свое

отношение к поступкам героев, аргументировать свои суждения;

    развивать связную речь, грамотно строить предложения.

Предварительная работа : Чтение сказки Шарля Перро «Красная шапочка», рассматривание иллюстраций и беседа по ним, обыгрывание отдельных сценок, игра «Из какой сказки», заучивание стихотворения Ю.Морица «Песенка про сказку»

Материал : Книга Ш.Перро «Красная шапочка», мнемотаблица, шапочки волка и красной шапочки.

Ход занятия :

Ребята! Сегодня мы с вами вспомним одну знакомую вам сказку и перескажем ее. А поможет нам в этом вот эта красочная таблица.

Как вы думаете, какая сказка спряталась в таблице? («Красная шапочка»)

Докажите, что это сказка «Красная шапочка» (Девочка в красной шапочке, волк, длинная и короткая дорожка, бабушка, лес и т.д.)

Мы видим знакомых вам героев. Кого? (волка, девочку, бабушку)

Знакомые нам предметы. Какие предметы? (дом, лес, дорожки, ружье)

А эти все персонажи только в «Красной шапочке».

Давайте посмотрим и назовем, что нарисовано в каждой клеточке таблицы. (Дети называют)

Итак, начинаем рассказывать сказку, используя таблицу.

Начать сказку можно так: «Жила в деревне девочка…»

(Примерный рассказ:

«Жила в деревне девочка. Ее звали Красная шапочка. Понесла она пирожок бабушке. Идет она лесом, а навстречу ей волк. Узнал волк, где живет бабушка, и побежал по короткой дорожке. Красная шапочка пошла по длинной дорожке. Шла она не спеша, собирая цветы. Пришла она в дом к бабушке. Волк проглотил бабушку и Красную шапочку. Мимо дома шли дровосеки. Они убили волка и спасли бабушку и Красную шапочку.»)

Опираясь на символы, рассказывают три ребенка.

Наводящие вопросы:

Как звали девочку?

Кого встретила Красная шапочка?

По какой дорожке побежал волк?

Кто спас бабушку и Красную шапочку?

Физ. минутка .

Сказка по лесу идет маршируют на месте

Сказку за руку ведет руки в стороны

Из реки выходит сказка присели, руками изображают волны

Из машины имитируют езду на машине

Из ворот поднимаются на носки, рукам изображают полукруг

Сказка умница и прелесть наклоняются, разводят руки

С нами рядышком живет руки прижимают к груди

(Показываю иллюстрацию)

Посмотрите на эту картинку.

Какой эпизод сказки здесь изображен? (Встреча Красной шапочки и волка)

Ребята! Представьте, что мы вошли в эту сказку и стали ее героями.

(Предлагаю Карине и Глебу показать сценку встречи Красной шапочки и волка. Дети одевают шапочки и обыгрывают эту сценку)

Ребята! Красная шапочка все-все рассказала волку. Что же нам делать? Как помочь бабушке? (ответы детей:1 ) Можно позвонить бабушке по телефону; 2) Послать телеграмму и т.д.)

Да, можно послать бабушке телеграмму. А что же мы напишем в телеграмме? (выслушиваю детей: «Бабушка, будь осторожна. Идет волк»)

А кому из героев сказки вы бы написали письмо? (Маме Красной Шапочки)

И что же мы ей напишем? (Нельзя ребенка одного отпускать в лес, ребенок может пораниться в лесу, его могут напугать дикие звери и т.д.)

Ребята! Я очень рада, что вы так переживаете за героев сказки. Так какое открытие мы сделали сегодня? (ответы детей : нельзя детям ходить в лес одним; всегда нужно другим прийти на помощь в трудной ситуации.)

В любой сказке добро побеждает зло. Вот за это мы и любим сказки, что в них все хорошо кончается.

Ребенок читает стихотворение.

И за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой

Обожаемые сказки

Слаще ягоды любой

В сказке солнышко горит

Справедливость в ней царит

Сказка умница и прелесть

Ей повсюду путь открыт.

Гусейнова Маина Керемалиевна
МАДОУ ДС №41 "Росинка" г. Нижневартовск
Воспитатель

Конспект
открытого интегрированного занятия
в младшей группе
«Как мы Красной Шапочке помогали».

Программное содержание: уточнять знания детей о диких животных, об овощах и фруктах; научить детей рисовать длинные прямые линии; закрепить навыки работы с кистью и красками; развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление; развивать познавательную активность детей; воспитывать желание помогать сказочным персонажам, сопереживать в трудной ситуации.

Материалы и оборудование: фигурки Красной Шапочки, ее Бабушки и Волка для настольного театра; нарисованные домики, 5-6 елочек,2 зайчика (белый и серый); картинки с изображением овощей и фруктов; краски гуашевые, баночки, кисти, заготовки фартуков образцы фруктов, угощение.

Ход образовательной деятельности

Педагог (обращает внимание детей на фигурки настольного театра). Вы узнали героев этой сказки?

Дети . Красная Шапочка, Бабушка, Волк.

Педагог. Сегодня Красная Шапочка идет в гости к своей Бабушке. Она идет через дремучий лес, в котором бродит злой Волк. Чтобы с Красной Шапочкой не случилось беды, будем ей помогать?

Дети . Будем.

Педагог. Красная Шапочка живет в домике за лесом. (Вывешивает на магнитную доску изображение домика и елочек.)

Вот подошла Красная Шапочка к лесу. А в лесу живут разные животные. Кто знает, какие?

Дети перечисляют: медведь, волк, лиса, заяц, еж.

Как этих животных называют, если они живут в лесу? (Лесные, дикие. )

А тут навстречу Красной Шапочке идет Волк: «Ага, попалась! Ну ладно, на первый раз отпущу тебя, если отгадаешь мои загадки. А не отгадаешь - я тебя съем!»

Педагог. Ребята, поможем Красной Шапочке?

Вот какие загадки ей Волк загадал:

Зимой лапу кто сосёт?

Очень сильно любит мёд.

Может сильно зареветь…

Как назвать его? … (Медведь).

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт. (Белочка).

Кто же осенью холодной

Ходит очень голодный?

Из куста зубами щёлк,

Это зубастый, серый… (Волк).

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой? (Заяц).

Не боится даже волка

Эта маленькая кроха.

У него есть острые иголки-

Защитят его надолго. (Еж)

Волк . Ишь, какие! Помогли-таки Красной Шапочке, отгадали загадки! Ну так и быть, отпускаю ее к Бабушке.

Педагог. Идет Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей два зайчонка мешок несут.

На магнитную доску вывешиваются изображения двух зайчиков (серого и белого)

Зайчики. Девочка, помоги нам! Мы очень проголодались и хотим кушать. У нас в мешке овощи и фрукты. А мы не знаем, что это такое? Серому зайчику можно кушать только овощи, а белому - только фрукты. Помоги нам разделить фрукты и овощи.

Красная Шапочка. Хорошо, зайчишки, помогу. А если не справлюсь - нам ребята помогут.

(По очереди достают из мешка картинки с изображением фруктов и овощей и размещают их на магнитной доске: овощи под серым зайчиком; фрукты - под белым).

Зайчишки. Спасибо, ребята! Спасибо, Красная Шапочка! Вы нам очень помогли. А давайте теперь вместе поиграем.

Речь с движениями «Делаем зарядку!»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек

В барабан он громко бьет.

В чехарду играть зовет.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем в присядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Педагог. Поиграли зайчики с нами и в лес убежали.

Бабушка. Здравствуйте, ребятки! Спасибо, что помогли моей внученьке!

Педагог. Ребята, а давайте Бабушке фартучек полосатый подарим. А то Бабушкин фартук совсем старенький стал. (Дети рассаживаются за столы, на которых все приготовлено для рисования.)

Бабушка. Посмотрите, у меня фартучек некрасивый, без узоров. Чтобы он стал ярким мы его будем украшать полосками.

Педагог берет заготовку фартука, прикрепляет ее на доску, показывает приемы рисования (как держать кисть, как окунать в краску, убирать лишнюю краску о края баночки, класть кисточку всем ворсом на лист бумаги и вести слева - направо, не отрывая руки; перед тем как набрать краску другого цвета - кисточку хорошо промыть.)

По окончание рисования все фартучки выкладываются на стол, Бабушка хвалить детей и угощает их пирожками.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2 «БЕРЕЗКА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП)
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
И МЕТОДИКИ Д. КЮИЗЕНЕРА
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«ИГРА­ПУТЕШЕСТВИЕ
ПО СКАЗКЕ Ш. ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Бибик
Маргарита Борисовна,
воспитатель высшей
квалификационной категории

Тема: Игра­путешествие по сказке Ш. Перро «Красная шапочка».
Цели деятельности педагога:
Познавательное развитие: Закрепить знание эталонов цвета и их названия.
Закрепить умение выделять цвет и величину как особые свойства предметов.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по
величине и цвету. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «широкий»,
«узкий». Закрепить количественные представления один – два – много. Учить
детей действовать последовательно. Развивать воображение, логическое
мышление, произвольное внимание, умение действовать по словесному
указанию воспитателя. Воспитывать интерес детей к учебно­игровой
деятельности.
Речевое развитие: Расширять и активизировать словарный запас детей.
Употреблять в речи названия цветов предметов, а также слова широкий,
узкий, длиннее, короче, один, два, много.
Развивать активную речь.
Поддерживать интерес к сказкам, воспитывать умение следить за развитием
игрового действия, сопереживать героям знакомых сказок.
Социально­коммуникативное развитие: Поддерживать положительное
эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок.
Побуждать детей проявлять активность во время проведения дидактических
игр. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками.
Воспитывать трудолюбие, организованность, доброжелательность, желание
оказывать помощь.
Художественно­эстетическое
Совершенствовать
конструктивные умения. Развивать творческие способности к моделированию
и конструированию. Воспитывать эстетические чувства в процессе работы с
дидактическим материалом.
Физическое развитие: Формировать правильную осанку. Развивать мелкую
моторику рук.
Методы и приемы:
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: указание, объяснение, повторение, словесная инструкция,
индивидуальная помощь в решении дидактических задач.
Форма: игра, упражнение.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно­исследовательская,
коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие художественной
литературы и фольклора.
Планируемые результаты ­ целевые ориентиры дошкольного
образования: проявляет интерес к участию в совместных развивающих
дидактических играх, участвует в разговорах во время рассматривания
развитие:

игровых материалов, отвечает на вопросы педагога, проявляет положительное
эмоциональное настроение во время выполнения заданий.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: Красная Шапочка, Волк (игрушки
кукольного театра), домик, елочки, полоска голубой ткани.
Раздаточный материал: наборы палочек Кюизенера, игровые поля.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке.
А в какую сказку мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Маленькая девочка
По лесу идет.
Бабушке в корзинке
Пирожки несет.
За кустами прячется
Очень страшный зверь.
Кто же эта девочка?
Отвечай теперь!
(Красная Шапочка)
Путешествие это будет необычное, мы будем рассказывать сказку и
выкладывать ее нашими волшебными палочками. Согласны? (Ответ детей).
Итак.… Жила­была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти, а
бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка красную
шапочку, которая до того была ей к лицу, что все с тех пор так и прозвали
девочку Красной Шапочкой. (Воспитатель достает из домика Красную
Шапочку – игрушку кукольного театра. Красная Шапочка здоровается с
детьми и приглашает их в сказку). Однажды напекла мать пирожков и
говорит Красной Шапочке: «Сходи, проведай бабушку и отнеси ей пирожок и
горшочек с маслом». Собралась Красная Шапочка и пошла навестить
бабушку, которая жила в другой деревне. А путь ее лежал через лес….
Давайте сделаем для Красной Шапочки лес из наших волшебных палочек.
Дети выкладывают елочки палочками Кюизенера.
Воспитатель вместе с Красной Шапочкой проходит вокруг столов,
Игра «Елочки».
проверяет правильность выполнения задания.
 Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.
 Какого цвета самые длинные веточки?
 А какого цвета короткие веточки?
 Сколько самых коротких веточек?
 Сколько ты выложил елочек?
Воспитатель.
Молодцы, ребята, у всех получились замечательные

елочки. Сколько всего елочек? (Много). Правильно, много. У нас получился
густой лес. В нем много елочек. Уберите палочки в коробки и слушайте
сказку дальше….
Идет Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей – Серый Волк.
(Воспитатель достает из­за елочек Волка – игрушку). «Куда ты идешь,
Красная Шапочка?» – спросил Серый Волк. «Я иду к бабушке и несу ей
пирожок и горшочек масла», – ответила Красная Шапочка. «А далеко ли
живет твоя бабушка?» – спросил Серый Волк. «Довольно далеко, – ответила
Красная Шапочка. – Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с
края». «Я тоже хочу проведать твою бабушку, – сказал Серый Волк. – Я по
этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас придет
раньше». Сказал это Волк и побежал что было духу по самой короткой
дороге….
Игра «Короткая и длинная дорожки».
Воспитатель. Давайте выложим дорожку для Волка. Какую дорожку мы
выложим для Волка? (Ответ детей). Возьмите розовые палочки и выложите
из них короткую дорожку. А теперь возьмите желтые палочки и выложите из
них дорожку для Красной Шапочки. Какую дорожку мы выложим для
Красной Шапочки? (Ответ детей).
Дети выполняют задание. Воспитатель вместе с персонажами сказки
проходит вокруг столов, проверяет правильность выполнения задания.
 Какого цвета дорожка длиннее?
 Чья дорожка короче?
Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Уберите палочки
в коробки. Сказка продолжается….
Побежал Волк по короткой дорожке и скрылся в лесу. (Воспитатель
убирает игрушку Волка за елочки.) А Красная Шапочка пошла по длинной
дорожке.
И тут на ее пути оказалась широкая река. Как же через нее перейти?
(Предположения детей). Правильно, надо построить мост. У нас есть
волшебные палочки. Давайте построим мост, чтобы Красная Шапочка могла
перейти через реку. Мост мы построим широкий. Возьмите оранжевые
палочки и подойдите к реке.
Игра «Широкий мостик».
На ковре лежит «река» (полоска голубой ткани). Дети по очереди
подходят к «реке» и выкладывают мостик из оранжевых палочек,
прикладывая их друг к другу длинной стороной.
 Из палочек какого цвета мы построили мостик? (из оранжевых).
 Сколько оранжевых палочек потребовалось нам для моста? (много).
 Какой мы построили мост? (широкий).

Воспитатель. Садитесь на свои места. Молодцы, ребята, построили для
Красной Шапочки широкий мост. А для Волка никто мост не построил, и он
не смог перейти через реку и попасть к домику бабушки. А Красная Шапочка
перешла через реку по широкому оранжевому мостику, и захотелось ей
принести в подарок для бабушки красивый букет цветов. Давайте сделаем из
наших волшебных палочек красивые цветы для Красной Шапочки и ее
бабушки.
Дети выкладывают цветы, используя палочки разного цвета (розовые,
Игра «Красивый цветок».
голубые, красные, желтые).
 Какого цвета цветок? (Ответы нескольких детей).
Воспитатель. Какая красивая цветочная полянка у нас получилась.
Нарвала Красная Шапочка цветов и побежала быстро к домику бабушки. Вот
и сказочке конец, а кто слушал – молодец! А еще вы молодцы, потому что
показывали эту сказку вместе со мной: выложили красивый лес, построили
дорожки для Волка и для Красной Шапочки, помогли Красной Шапочке
перейти через речку и собрать букет для ее бабушки.

Рассказывание сказки «Рукавичка» (2 младшая группа)

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • называть отличительные признаки диких животных (волк, заяц), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

Развивающие задачи:

  • умение соотносить знаковые символы с образами. Воспитательныезадачи:
  • воспитывать доброе отношение к животным, проявлять за­боту о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей - пожалеть, утешить, подарить. Приучать детей к вы­полнению элементарных правил культуры поведения. Наглядныйматериал: мнемотаблицы к сказкам «Рукавич­ка», «Волк», «Заяц»; игрушка-собачка, бумажные силуэты ру­кавичек (по количеству детей), магнитофонные записи (лай собаки; Свиридов «Тройка»; Зубков «Лирическая»).

Предварительная работа:

  • чтение сказки «Рукавичка»;
  • рассматривание и обсуждение символов диких (волк, заяц) и домашних животных (коза, корова) по мнемотаблице «Рукавичка»;
  • показ педагогом сказки «Теремок» (пальчиковый театр);
  • показ сказки «Рукавичка» по коллажу;
  • пение песен про животных;
  • чтение стихов про животных и о зиме;
  • наблюдения в природе;
  • дидактические игры «Кто в домике живет», «Кто что ест» и «Кто как кричит».

Ход занятия

Дети стоят полукругом. Звучит магнитофонная запись - музыка Свиридова «Тройка».

Педагог. Ребятки, я вам прочитаю стихотворение, а вы узнаете, о каком времени года в нем говорится.

Вот зима, кругом бело, Много снегу намело. Утром Ваня санки взял, По дорожке побежал.

Дети. В этом стихотворении говорится о зиме. Педагог. А как вы догадались? Дети. Потому что кругом бело, намело снегу... Педагог. Правильно, это время года - зима. Но что я слышу: как будто кто-то лает?

Звучит магнитофонная запись - лай собаки, появляется иг- рушка-собака Филя.

Педагог. Здравствуй, Филя, очень рады тебя видеть у нас в гостях! Давайте его погладим, Филю мы не боимся, и он нас тоже не боится.

Филя. Здравствуйте, ребятки! На улице холодно, зима - у меня замерзли лапки. Можно у вас погреться? Дети. Можно!

Педагог. Филя, а пока ты греешься, ребятки тебе рас­скажут зимнюю сказку, которая называется «Рукавичка». Филя, садись рядом со мной. Дети садятся настульчики.

Педагог. Давайте вспомним, кто живет в домике-рукавичке?

Дети. В домике живут мышка, кабан, зайчик...

Педагог. А кто расскажет про зайчика, какой он?

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».

Филя. Молодец, Андрюша, зайчик живет в лесу, любит кушать морковку и капусту. А кто еще живет в домике-рука­вичке?

Дети. В рукавичке живет волк.

Филя. Иди, Наташа, расскажи про волка.

Рассказывание по мнемотаблице «Волк».

Педагог. Ребятки, как вы думаете: волк, лиса, заяц, мышка, кабан - это дикие или домашние животные?

Дети. Это дикие животные, потому что они живут в лесу.

Педагог. Правильно, дикие животные живут в лесу. Ре­бята, а какими словами можно начать сказку?

Дети. Жили-были, однажды, это было зимой.

Педагог. А закончить?

Дети. Вот и сказка вся, кто слушал - молодец; или: вам сказка, а мне крынка масла.

Звучит музыка Зубкова «Лирическая».

Педагог. А сейчас слушай, Филя, нашу зимнюю сказку.

Филя. Геля, иди расскажи сказку «Рукавичка».

Филя. Молодец, Геля, правильно рассказала сказку, ни­чего не забыла. Только мне холодно, я еще не согрелся.

Педагог. Давай, Филя, поиграем.

Филя располагается в своем домике (например, на стуле). Дети вместе с педагогом идут к нему со словами:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим: что же будет?

Дети подходят к псу, который позволяет себя погладить и приласкать. Неожиданно пес лает - дети убегают от него, а он догоняет их.

Филя. Вот я и согрелся, стало мне жарко! Садитесь на стульчики, ребятки, и расскажите сказку еще раз. Это сказка про меня, это я нашел деду рукавичку.

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Рукавичка».

Филя. Да, жалко зверей, остались они без домика-рука­вички.

Педагог. И мне жалко зверей, Филя. Давайте, ребя­та, подарим собачке и его друзьям-зверям наши краси­вые рукавички. Тогда у каждого будет свой домик-рукавичка.

Дети выбирают «рукавички», разложенные на столе, и дарят собачке Филе.

Филя. Спасибо, ребятки, какие красивые рукавички! Побегу в лес быстрее и отдам их зверям. До свидания!

Педагог и дети. До свидания, Филя!

Рассказ по мнемотаблице «Рукавичка»

Ехал дед по дороге и потерял рукавичку. Холодно в лесу, и решили звери поселиться в рукавичке, как в домике. Первая прибежала мышка, за ней зайчик с лисой, да волк с кабаном. Но увидел дед, что потерял варежку, и вернулся за ней, собачка ее нашла. А звери испугались и убежали из домика-рукавички в разные стороны.

Волк

Волк живет в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детены­шей выкармливает молочком. Он хищник, у него острые зубы.

Заяц

Заяц - это не домашнее животное, а дикое. Он живет в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом - серой. На голове два длинных уха. У зайца малень­кий хвостик. Мама-зайчиха своих детенышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

Составление рассказа «О зиме» (2 младшая группа)

Обучающие задачи:

✓ учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий;

  • развивать словарный запас - подбирать слова, обознача­ющие действие (глаголы);
  • закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление;
  • формировать умение соотносить знаковые символы с об­разами.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять за­боту о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, утешить;

Наглядныйматериал, мнемотаблица «Зима», игрушка-котенок, снежинка, вырезанная из белой бумаги. Предварительнаяработа:

  • рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зима»;
  • пение песен про кошечку и про зиму;
  • чтение стихов, потешек, рассказов, сказок про кошечку, про зиму;
  • дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто что ест», «Кто в домике живет».

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Педагог. Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте - про кого она?

Усатенькая, мохнатенькая, На лапках цап-царапки, Молоко пьет,

«Мяу-мяу» поет.

Дети. Это загадка про кошку.

Педагог вносит в группу мягкую игрушку-котенка.

Педагог. К нам пришел в гости котенок, его зовут Пушок.

Сегодня я расскажу (или прочитаю) вам историю, которая приключилась с маленьким котенком. Проснулся как-то утром Пушок, глаза открыл, потянулся. В комнате было тепло и уютно. Как всегда, полакал из блюдечка молока. Поиграл с фантиком, привязанным на веревку. И решил пойти погулять на улицу. Таня открыла ему дверь, но только котенок сделал несколько шагов вперед, как его лапки провалились во что-то мягкое, хо­лодное и белое. Испугался Пушок. Такого он еще никогда не ви­дел. Скорее отбежал он от дверей и спрятался под кровать.

Ребята, чего же так испугался котенок? Что он в первый раз увидел на улице?

Дети. Он увидел снег.

Педагог. Чтобы Пушок не боялся снега, давайте все вместе расскажем ему про него. Какой бывает снег?

Дети. Снег бывает белый, холодный, пушистый...

Педагог. А из чего состоит снег?

Дети. Снег состоит из снежинок.

Педагог. Посмотри, Пушок, это снежинка.

Педагог показывает вырезанную из бумаги снежинку. Дальше воспитатель будет говорить и за Пушка.

Педагог. Ребята, расскажите Пушку, какая снежинка?

Дети. Снежинка легкая, воздушная, резная, ажурная, белая, красивая.

Педагог. А что снежинки умеют делать?

Дети. Снежинки умеют летать, кружиться, падать, таять.

Педагог. А когда много снега падает с неба, как это называется?

Дети. Это называется снегопад.

Педагог. Сколько снега намело - не пройти! Давайте с вами представим, что мы в валенках идем по глубокому снегу. (Дети имитируют движения.) Возьмите с собой Пушка, мы покажем ему, что ничего страшного в сугробах нет.

Дети играют в «Идем по глубокому снегу»: идут с трудом, лепят снежки, бросают снежки друг в друга, едут на лыжах.

Педагог. Молодцы, все дошли. А теперь отряхните снег с пальто, валенок, шапки. С Пушка стряхнем тоже. Не бойся, Пушок, снега. Если снежинки прилипнут к твоей шубке, то в комнате они растают. И снег бывает только зимой. Ребятки, кто хочет рассказать Пушку о зиме, какая она? В этом нам поможет наша помощница - таблица.

Пушок. Спасибо, ребятки, я не боюсь снега и зимы. Буду каждый день ходить гулять на улицу. Расскажите еще раз про зиму, я хочу запомнить и рассказать своим друзьям, какая хорошая зима.

Рассказывание по мнемотаблице «Зима».

Пушок. Спасибо.

Педагог. Ребята, наш Пушок такой маленький, ему надо к снегу привыкнуть, давайте возьмем его сегодня с собой на прогулку.

Рассказ по мнемотаблице «Зима»

Зимой часто идет снег. Дети любят из снега лепить снего­виков и кататься на лыжах.

Составление рассказа «Осень» (средняя группа)

Обучающие задачи:

  • упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
  • развивать словарный запас - называть отличительные признаки осени и диких животных (заяц, волк), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ об осени.

Развивающие задачи:

  • продолжать развивать психические процессы: память, вни­мание, наглядно-действенное мышление;
  • формировать умение соотносить знаковые символы с об­разом.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброе отношение к природе, проявлять за­боту о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость де­тей - пожалеть, утешить, подарить;
  • приучать детей к выполнению элементарных правил куль­туры поведения.

Наглядныйматериал: мнемотаблицы «Заяц», «Волк» (см. стр. ООО), «Осень»; игрушка-заяц и шапочка-маска волка для него, морковка-контейнер с угощением для ребят, свеча, маг­нитофонные записи (плач зайки; П. И. Чайковский «Октябрь»),

Предварительнаяработа:

  • экскурсии и наблюдения в природе;
  • рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Осень», «Волк», «Заяц»;
  • показ сказок «Теремок», «Колобок» по коллажу;
  • работа с тактильными дощечками;
  • пение песен про животных;
  • чтение стихов, потешек, рассказов и сказок про животных;
  • дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет», «Кто что ест».

Ход занятия

Дети входят в группу. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Педагог. Ребята, какое чувство вызывает у вас эта му­зыка? Какая это музыка?

Дети. Эта музыка спокойная, грустная, печальная, тре­вожная.

Педагог. Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Звучит магнитофонная запись - плач зайки.

Но что я слышу: как будто кто-то плачет?

Появляется игрушка-зайчик с морковкой. Дальше педагог будет говорить и за зайчика Степашку.

Педагог. Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. Давайте его погладим. Зайку мы не боимся, и он нас тоже не боится.

Ребятки гладят зайку рукой.

Педагог. А почему ты плачешь?

Степашка. Здравствуйте, ребятки. Я вас не боюсь, вы хорошие, добрые, животных не обижаете. А плачу я, потому что за мной гнался волк. Я собирал на своем огороде овощи, а волк, наверное, хотел отнять у меня морковку. Что же я от­несу своим зайчатам?

Педагог. Не плачь, зайка! Давайте, ребятки, сядем на стульчики и успокоим зайку. Как мы назовем зайку ласково?

Дети. Зайчик, заинька, зайчонок, заюшка, зайчишка.

Степашка. Спасибо, ребятки, какие вы добрые!

Педагог. Ребятки, давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Заяц».

Степашка. Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку (плачет), а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи (плачет).

Педагог. А сейчас узнаешь - ребятки тебе расскажут все про волка. В этом нам опять поможет помощница-табли­ца. Кто хочет рассказать про волка?

Рассказывание детьми по мнемотаблице «Волк».

Степашка. Спасибо, ребятки, значит, ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь я тоже знаю все про волка и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «Волк и зайцы».

Покружились, покружились -

В зайчиков превратились

Степашка «надевает» шапочку-маску волка, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.

«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «волк» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от него.

Степашка.

Покружились, покружились -

И в ребяток превратились

Дети садятся на свои места.

Степашка. На улице холодно, я не люблю осень. А вы, ребятки, любите осень?

Дети. Не очень любим.

Педагог. А почему вы не любите осень?

Дети. Осенью бывает холодно, идет дождь, во дворе лужи.

Педагог. Но наши ребятки в лужу не пойдут.

Степашка. А почему?

Педагог. Степашка, как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдет, умный лужу обойдет»?

Степашка. Я умный, я бегаю по лужам - так здорово! Попробуйте, ребятки!

Педагог. Что ты, что ты, нельзя бегать по лужам!

Зайка. А почему? А вот я бегаю. Расскажите, почему нельзя бегать по лужам.

Дети. Можно промочить ноги и заболеть.

Педагог. Вот почему нельзя, Степашка, ходить и бегать по лужам.

Степашка. Да, сейчас я тоже лужи буду обходить. А ко­му нравится осень и почему? (Ответы детей.) Теперь я знаю, что в осени бывает что-то хорошее и что-то плохое.

Педагог. Ребятки, а какими словами можно начать рас­сказ про осень?

Осень

Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Подул сильный холодный ветер и сорвал с ветки листочек. Он поле­тел. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.

Звучит тихая, спокойная музыка. Педагог вносит в группу свечу, ставит на стол.

Педагог. Пламя свечи - это символ тепла, любви и добра, и вот я вам передаю тепло, любовь, добро. Посмотрите на пламя свечи.

Пауза.

Педагог. Сейчас ручки положим на коленки и попытаем­ся вспомнить, чем мы сегодня занимались. Все дети внимательно

Дети. Наступила осень, пришла осень. Педагог. А какими словами можно закончить рассказ? Дети. Я люблю осень, потому что... Педагог. А сейчас давайте нашему зайчику расскажем все, что мы знаем про осень. В этом нам поможет наша по­мощница-таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Осень».

слушали музыку. Придумали ласковые слова зайчику. Кра­сивые рассказы про зайца и про волка придумали Наташа и Ксюша. Дружно играли в игру «Зайцы и волк». Придумывали начало и конец рассказа Геля и Вика.

Вы чудесно отдохнули, а сейчас занятие закончилось. У Степашки есть для вас угощение!

Загрузка...