Многообразие покрытосеменных растений 6. Строение и многообразие покрытосеменных растений. Из этой главы вы узнаете
Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]
Шрифт:
100% +
В. В. Пасечник
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
Как работать с учебником
Дорогие друзья!
В этом году вы продолжите знакомиться с биологией – наукой, изучающей живую природу. У вас в руках учебник, который станет вашим путеводителем в многообразном и удивительном мире живых организмов. Вы узнаете об особенностях строения, процессах жизнедеятельности, многообразии и классификации покрытосеменных растений, а также об их роли в природе и жизни человека.
Текст учебника разделён на главы и параграфы. Нужный раздел вы найдёте по оглавлению. Прочитайте название главы, вводный текст и информацию о том, что вы узнаете и чему научитесь. Это поможет вам понять, на какой материал нужно обратить особое внимание.
В начале каждого параграфа помещены вопросы, помогающие вам вспомнить то, что вы изучали ранее. Это позволит лучше понять и усвоить новый материал.
Термины и названия растений, которые нужно запомнить, напечатаны курсивом.
Внимательно рассмотрите и изучите иллюстрации, прочитайте подписи к ним – это поможет вам лучше понять содержание текста.
В конце каждого параграфа на синем фоне помещены основные понятия, которые вам необходимо не только запомнить, но и уметь объяснить.
Проверить, насколько хорошо вы усвоили прочитанный материал, можно, ответив на вопросы в конце параграфа. После них даны задания, обязательные для всех. Это касается рубрики «Подумайте», которая поможет вам научиться анализировать изученный материал, и рубрики «Задания».
Необходимым условием успешного овладения биологическими знаниями является выполнение лабораторных работ. Лабораторные работы, как правило, выполняют на уроке, используя инструкции, задания и вопросы к ним.
Также в учебнике содержатся описания сезонных наблюдений в природе.
Полезные советы
1. Готовясь к выполнению домашнего задания, подумайте, что вам может понадобиться, кроме учебника.
2. Читая текст, соотносите его с иллюстрациями, которые есть в параграфе. Обращайте внимание на ключевые понятия и сведения, выделенные в тексте.
3. Подумайте, как изучаемый материал может пригодиться и быть использован в вашей жизни.
4. Делайте собственный конспект параграфа в тетради или на компьютере в виде текста или схемы. Конспект должен содержать основные мысли, термины и выводы.
5. Выполняя домашнее задание и готовя сообщение, используйте дополнительную литературу и ресурсы Интернета.
6. Помните, что успех работы полностью зависит от вашего желания, усидчивости, целеустремлённости и настойчивости.
Желаем вам успехов!
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Покрытосеменные, или Цветковые, – группа наиболее высокоорганизованных растений. Их органы подразделяются на вегетативные и репродуктивные.
Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» – растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег.
Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» – производить), органы связаны с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами.
Из этой главы вы узнаете
О внешнем и внутреннем строении органов цветкового растения, об их видоизменениях;
О зависимости особенностей строения цветкового растения от среды обитания;
О роли цветковых растений в природе и жизни человека.
Вы научитесь
Распознавать органы цветкового растения;
Устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания.
§ 1. Строение семян
1. Какие растения имеют семена?
2. Какова роль семян в жизни растений?
3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?
Жизнь цветкового растения начинается с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш – зачаток будущего растения. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани – эндосперме (от греческих слов «эндос» – внутри и «сперма» – семя). В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. Семядоли – это первые листья зародыша растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относят пшеницу, кукурузу, лук и другие растения.
У фасоли, гороха, яблони и многих других зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными.
Семена многих растений, например пшеницы, лука, ясеня, имеют маленький зародыш. Почти весь объём их семени занимает запасающая ткань – эндосперм. У других, как у яблони, миндаля, наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой. У тыквы, фасоли, стрелолиста, частухи зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.
(рис. 1). Выполните лабораторную работу, рассмотрев крупные семена фасоли.
Рис. 1. Строение семян двудольных растений
Строение семян двудольных растений
1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле (от греческих слов «микрос» – малый и «пиле» – ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.
4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.
5. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.
Строение семян однодольных растений (рис. 2). Семена однодольных растений имеют иное строение. Рассмотрим его на примере семян хлебных злаков (пшеница, рожь, кукуруза).
Рис. 2. Строение семян однодольных растений
Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.
Строение зерновки пшеницы
1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.
4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.
Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков.
У частухи созревшие семена не имеют эндосперма. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени.
Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.
ОДНОДОЛЬНЫЕ И ДВУДОЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. СЕМЯДОЛЯ. ЭНДОСПЕРМ. ЗАРОДЫШ. СЕМЕННАЯ КОЖУРА. СЕМЯНОЖКА. МИКРОПИЛЕ
Вопросы
1. Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?
2. Каково строение семени фасоли?
3. де находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?
4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?
5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?
6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
Подумайте
Почему семенные растения наиболее распространены в природе?
Задания
Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.
Памятка
Изучая строение органов растений или какое-либо явление природы, вы, сами того не подозревая, пользуетесь приёмом анализа, который является важным составным элементом мышления. Чтобы результаты вашей работы были более эффективными, познакомьтесь с правилами проведения анализа.
Анализ – это расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.
Инструктаж-памятка последовательности действий при проведении анализа:
1. Внимательно изучите объект в целом.
2. Разделите объект на составные части.
3. Изучите особенности каждой части.
4. Установите соподчинение (взаимосвязь) частей.
5. Постарайтесь выделить функции частей.
Знаете ли вы, что…
85 % видов цветковых растений имеют семена с эндоспермом (большим или маленьким), и лишь 15 % видов его не имеют.
Самыми крупными считаются семена сейшельской пальмы. Они достигают в длину почти 50 см и имеют массу более 10 кг.
§ 2. Виды корней и типы корневых систем
1. Какую роль играют корни в жизни растений?
2. Чем корни отличаются от ризоидов?
3. У всех ли растений имеются корни?
Функции корня. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
Виды корней. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые (рис. 3). При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.
Рис. 3. Виды корней
Рис. 4. Типы корневых систем
Типы корневых систем. Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую (рис. 4). Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свёкла и др. (рис. 5).
Обычно стержневая корневая система хороню видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни.
Рис. 5. Стержневые корневые системы различных двудольных растений
Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений – пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.
Для того чтобы научиться различать типы корневых систем, выполните лабораторную работу.
Стержневая и мочковатая корневые системы
1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие – мочковатыми.
3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие – двудольные.
6. Заполните таблицу «Строение корневых систем у разных растений».
Рис. 6. Окучивание томатов
ГЛАВНЫЙ, БОКОВЫЕ, ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ
Вопросы
1. Какие функции выполняет корень?
2. Какой корень называют главным, а какие – придаточными и боковыми?
3. Какую корневую систему называют стержневой, а какую – мочковатой?
Подумайте
При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т. е. присыпают землёй нижнюю часть стебля (рис. 6). Зачем это делают?
Задания
1. У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4–5 листьями. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.
2. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.
3. Прорастите семена редиса, гороха или фасоли и зерновки пшеницы. Они потребуются вам на следующем уроке.
Знаете ли вы, что…
У пшеницы масса корней более чем в 100 раз превышает массу надземных частей растения. Корни яблони проникают в почву на глубину 3–4 м, а в стороны от ствола расходятся на 15 м.
§ 3. Зоны (участки) корня
1. Что такое ткань?
2. Какие виды растительных тканей вы знаете?
Корневой чехлик. Зоны деления и растяжения. Посмотрите на свет корни проростков (фасоли, пшеницы или редиса). Вы увидите, что их кончики немного темнее и плотнее, чем остальные участки корня. Это объясняется тем, что кончик корня покрыт, как напёрстком, корневым чехликом (рис. 7).
Корневой чехлик образован клетками покровной ткани. Клетки корневого чехлика защищают верхушку корня от повреждений твёрдыми частицами почвы. Эти клетки недолговечны, они постепенно отмирают и слущиваются, а взамен отмерших постоянно образуются новые.
Корневой чехлик защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками. Это образовательная ткань. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому этот участок называют зоной деления.
Рис. 7. Строение и зоны молодого корня
Выше расположена зона растяжения (зона роста). Здесь клетки вытягиваются, в результате чего корень растёт в длину (рис. 8).
Корневые волоски. Зона всасывания. Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков (рис. 9). У некоторых растений корневые волоски можно увидеть и без микроскопа. У многих растений они напоминают лёгкий пушок, покрывающий часть корня.
Корневой волосок – относительно длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в нём находятся цитоплазма, ядро, бесцветные пластиды и вакуоль с клеточным соком.
Рис. 8. Верхушечный рост корня
Рис. 9. Корневые волоски проростка
Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней, а затем отмирают. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня.
Таким образом, в более старой части зоны корня корневые волоски постоянно отмирают, а в молодой образуются вновь. Поэтому зона всасывания, как и другие зоны, постоянно перемещается и всегда находится вблизи кончика корня.
Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня. Поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания.
Корневой чехлик и корневые волоски
1. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
2. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочтите в учебнике, какое они имеют строение и значение.
3. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком учебника, зарисуйте и сделайте надписи.
4. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
5. Сделайте вывод.
При пересадке растений молодые участки корня, несущие корневые волоски, можно легко повредить. Поэтому рассаду овощных и декоративных растений рекомендуется выращивать в специальных торфоперегнойных горшочках. В этом случае корни при пересадке не повреждаются и рассада быстро приживается.
Зона проведения. Выше зоны всасывания, т. е. ещё дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этого участка корня вода с растворёнными минеральными веществами перемещается к стеблю. Здесь уже нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань. На этом участке корень ветвится. В состав проводящих тканей этой зоны корня входят сосуды. По ним вода и растворённые в ней вещества из корня поступают в стебель и листья. В проводящих тканях находятся также клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.
Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Её составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.
КОРНЕВОЙ ЧЕХЛИК. КОРНЕВОЙ ВОЛОСОК. ЗОНЫ КОРНЯ: ДЕЛЕНИЯ, РАСТЯЖЕНИЯ, ВСАСЫВАНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ
Вопросы
1. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?
2. Каково значение корневого чехлика?
3. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?
4. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?
5. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?
6. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?
7. Где расположена зона проведения корня? Почему её так называют?
8. Что такое ткань?
9. Какие ткани различают в корнях растений?
Рис. 10. Развитие корневой системы растений
Подумайте
Зная строение корня, может ли человек влиять на формирование корневой системы? Если да, то каким образом?
Задания
1. Пикировка – это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Какое влияние она оказывает на развитие корневой системы растений (рис. 10)?
Задания для любознательных
1. Осторожно выньте из почвы проросток пшеницы и рассмотрите его. Какая зона корня покрыта приставшей почвой? Объясните почему.
2. Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Результаты опыта обсудите с другими учащимися.
Знаете ли вы, что…
На 1 мм 2 зоны всасывания корня кукурузы находится около 700 корневых волосков.
У одного растения ржи корневая система состоит из 14 млн мелких корней. Если вытянуть все эти корни в одну линию, они займут 600 км (примерное расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга). На этих корнях насчитали 15 млрд корневых волосков. Их общая длина составляет 10 тыс. км (расстояние от Риги до Владивостока). Если вы хотите убедиться в этом, то вырастите растение ржи в большом деревянном ящике. Ко времени колошения раскройте стенки ящика и осторожно отмойте корни от земли. А теперь считайте. Убедились?
§ 4. Условия произрастания и видоизменения корней
1. Какие виды корней вам известны?
2. Какие функции выполняет корень?
Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают (рис. 11). Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых – всего 50 см, но там они гуще.
Из-за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности, а сами растения низкорослые. Например, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У ежовника безлистного корни уходят в почву на 15 м (рис. 12).
В процессе приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.
Редис, турнепс, свёкла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах (рис. 13). В образовании корнеплодов принимает участие как главный корень, так и нижние участки стебля.
Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней у таких растений, как георгина, чистяк (рис. 14).
У плюща развиваются придаточные корни-прицепки. Ими растение прикрепляется к опоре, например к вертикальной стене или стволу дерева, и благодаря этому растёт вверх, вынося листья к свету.
Рис. 11. Глубина проникновения в почву корней растений
У растений, живущих, как орхидеи, на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз (см. рис. 14). Такие корни поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях.
Дыхательные корни образуются у ивы ломкой и некоторых других растений, которые поселяются на топких берегах рек (рис. 15). Эти корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается в корни, находящиеся глубже, в условиях недостатка кислорода.
Вопросы
1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
2. С чем связаны видоизменения корней?
3. Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?
4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
5. Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?
Подумайте
1. С чем связано видоизменение корней у растений?
2. Почему на корнях водных растений отсутствуют корневые волоски?
Фенологические наблюдения
Весной посейте на грядке морковь, свёклу или репу. Через неделю после появления всходов, а затем раз в неделю осторожно вынимайте их по одному из почвы и зарисовывайте. Сделайте альбом из этих рисунков и по ним проследите развитие корнеплодов. Осенью подготовьте сообщение о результатах своих наблюдений и обсудите их с учащимися в классе.
Знаете ли вы, что…
Из корнеплодов сахарной свёклы получают сахар.
У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля почти на 2 м, а у репчатого лука – на 60–70 см. Основная масса корней у большинства растений разрастается на глубине 15–18 см от поверхности почвы. Корни моркови примерно в 7 раз длиннее надземной части растения.
Выберите подходящее издание решебника
- Рабочая тетрадь по Биологии 6 класс Многообразие покрытосеменных растений Пасечник 2008
- Рабочая тетрадь по Биологии 6 класс "Биология. Бактерии, грибы, растения" Пасечник 2011
- Рабочая тетрадь по Биологии 6 класс Бактерии грибы растения Пасечник Снисаренко 2013
- Рабочая тетрадь по Биологии 6 класс Живой организм. Тетрадь-тренажёр Сухорукова Кучменко Дмитриева 2015
- Рабочая тетрадь по Биологии 6 класс Тетрадь-тренажер Сухорукова Кучменко Дмитриева 2015
- Рабочая тетрадь по Биологии 6 класс Преображенская Пасечник 2015
Готовые задания
Как и многие другие предметы, биология в средней школе начинается с повторения материала прошедшего года, небольшого обзора всех глав, а также закрепление знаний. Чтобы ребенку не поставили двойку за проверочный срез, скачайте решебник по биологии для шестого класса Пасечника. Онлайн решебник имеет весомое преимущество - вы можете открыть его в любое время на телефоне, компьютере или планшете. Вы можете ему пересказывать параграфы, а он будет слушать и запоминать.
Гдз по биологии позволяет правильно организовать работу
Благодаря такому пособию автора Пасечник, учитель сможет выявить, кто плохо справился с начальным тестом по прошлогодней программе и поработать с ним, чтобы в дальнейшем вместо двойки была пятерка. После повторений пройденного материала школьник знакомится с огромным количеством новых тем и тут без решебника не обойтись. Чтобы получить хорошую оценку по биологии, недостаточно проявлять фантазию и высказывать свое мнение, как это можно на уроках литературы или истории. В этом случае необходимо давать четкий ответ, а самое страшное - отвечать новыми терминами, без которых невозможно правильно составить предложение.
При помощи решебника ученик может узнать новые слова, названия и классификацию видов. Вопросы в учебниках и готовые ответы в решебниках - вот, что пригодится шестикласснику. Не нужно искать тему в интернете или ходить в библиотеки, достаточно иметь перед собой гдз по биологии автора Пасечник. Должным образом подготовившись к самостоятельной работе, ученик будет чувствовать себя уверенно и получит высокую оценку.
Пособие по биологии состоит из решений упражнений рабочей тетради к учебнику Пасечника. Оно содержит теорию и практические задания. Решебник помогает школьнику не только сэкономить время на подготовку домашней работы, но и сориентироваться в формулах задач, чтобы в дальнейшем грамотно ответить, а это крайне актуально в традиционной форме ответа на экзаменах.
Сборник гдз имеет ответы на упражнения программы и состоит из:
- определения названий растений по предложенным картинкам;
- написания формул растений;
- заполнения таблиц;
- краткой характеристики особенностей растений.
Перечисленные упражнения встречаются в экзаменационных тестах, поэтому решебник к рабочей тетради по биологии является полезным пособием для старшеклассников, которые готовятся к поступлению в университеты, связанные с изучением биологии.
Скачать готовое задание по биологии можно на сайте
Там вы найдете оригинальные онлайн-версии решебников, которые позволяют быстро разобраться в номерах заданий. Чтобы перейти к необходимому ответу просто нажмите на номер. Вы сможете перелистывать пособие, не скачивая предварительно его на компьютер. Также его можно слушать онлайн.
В решебнике школьник найдет огромное количество упражнений, заданий, кроссвордов, головоломок. Он будет разгадывать их и многое узнает об окружающей среде. Чтобы сделать некоторые задания нужно воспользоваться учебником по биологии или помощью учителя. Изучая биологию, школьникам нужно проделать ряд лабораторных и практических работ дома и в школе. Результаты нужно записывать в тетрадь.
Применение рабочих тетрадей по биологии позволяет правильно организовать учебное время и работу школьника. Задания в пособии специально составлены так, чтобы обеспечить активную и продуктивную работу дома и на учебе.
Материал содержит тестовые задания в двух вариантах, варианты ответов, критерии оценивания ответов, проверяемые результаты, шкалу перевода баллов в традиционные оценки, к учебнику В.В. Пасечника, "Дрофа" - ВЕРТИКАЛЬ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проверочная работа 1
ТЕМА | ВАРИАНТ |
1. Зародыш семени фасоли состоит из
2. Эндосперм - это
а) запасающая ткань, содержащая питательные вещества
Б) внутренний слой кожуры
В) первый лист зародыша
Г) конус нарастания зародыша
3. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется
А) главным б) боковым в) придаточным г) мочковатым
4. Корневые клубни образуются из
А) главного корня б) боковых корней
В) из главного и придаточного корня
Г) из боковых или придаточных корней
5. Участок стебля, на котором развиваются листья, называют
А) узлом б) междоузлием в) побегом г) конусом нарастания
6. Устьица существует для
А) защиты растения б) осуществления водообмена
В) газообмена и испарения воды г) теплообмена
7. Наибольшее количество хлоропластов в листе содержится в
А) кожице б) устьицах
В) клетках столбчатой ткани г) клетках губчатой ткани
8. К покровным тканям относятся
А) пробка и луб б) кожица и луб
В) пробка и кожица г) кора и камбий
9. Растения, у которых мужские и женские цветки находятся на одной особи, называются
А) однополыми б) обоеполыми в) однодомными г) двудомными
10. Плод пшеницы - это
А) зерновка б) костянка
В) семянка г) орех
11. Видоизменениями корней являются
А) корневые клубни б) придаточные корни-прицепки
в) столоны г) луковицы д) усики е) корнеплоды
12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено разрезанное вдоль семя фасоли. Определите и подпишите названия частей семени, указанных цифрами.
1)_______
2)_______
3)_______
4)_______
5)______
13.
Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено устьице с окружающими его клетками кожицы (А - вид сверху; Б - в разрезе).
1)_______ 2)_______ 3)_______ 4)_______ 5)______
14. Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют.
ЧАСТИ РАСТЕНИЙ А) Ситовидные трубки Б) Пробка В) Устьице Г) Сердцевина Д) Сосуды Е) Клубни Ж) Корнеплоды З) Чечевички | ФУНКЦИИ 1) Защитная 2) Транспортная (проводящая) З) Запасающая 4) Газообмена |
||
Покрытосеменные, или Цветковые, относятся к высшим растениям. Эта самая молодая и многочисленная группа царства растений является наиболее высокоорганизованной в растительном мире. Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям существования. Они растут за полярным кругом и в тропиках, в воде и в безводных пустынях, образуют леса и ковром разнотравья покрывают степи.
Среди покрытосеменных есть деревья, кустарники и травы; однолетние, двулетние и многолетние растения. Есть покрытосеменные растения, которые живут всего несколько месяцев, например мокрица. Другие, например дубы, могут жить сотни лет. Некоторые покрытосеменные имеют гигантские размеры. Так, эвкалипты и секвойи достигают в высоту более
100 м. А есть совсем крошечные растеньица, например ряска, размеры которой всего 1-2 мм.
Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.
Строение вегетативных органов у разных цветковых растений очень разнообразно. Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Корневая система может быть стержневой или мочковатой. Корни закрепляют растения в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.
Побег состоит из стебля и листьев. Форма и строение стеблей и листьев у цветковых растений тоже очень разнообразны. Есть растения с прямостоячими, вьющимися, лазающими и лежащими стеблями. Листья могут быть очень больших размеров и совсем мелкие, простые и сложные. В листьях протекает процесс фотосинтеза, обеспечивающий растение органическими веществами.
Клубень, корневище и луковица являются видоизмененными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.
Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные (листоватые) и генеративные (цветочные) почки.
Цветок - видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами. Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных - одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.
Человек широко использует покрытосеменные растения в своей жизни. Практически все сельскохозяйственные растения, выращиваемые человеком, относятся к покрытосеменным растениям. Они обеспечивают человека продуктами питания, сырьём для различных отраслей промышленности, используются в медицине.
15. Прочитайте текст, озаглавьте его и составьте план.
Ответ:
Предварительный просмотр:
ТЕМА | ВАРИАНТ |
Строение и многообразие покрытосеменных растений |
1. Зародыш семени пшеницы состоит из
А) зародышевого корешка, стебелька, почечки
б) зародышевого корешка, стебелька, почечки, эндосперма
в) семядоли, эндосперма, почечки
Г) семядоли, зародышевого корешка, стебелька, почечки
2. Семядоля - это
А) стебель зародыша б) корень зародыша
В) лист зародыша г) почечка зародыша
З. Питательные вещества семени пшеницы находятся в
а) корешке б) семядоле в) эндосперме г) семенной кожуре
4. В образовании корнеплодов участвуют
а) листья и основания стебля б) боковые корни
В) придаточные корни г) главный корень и нижние участки стебля
5. Корни, отрастающие от стебля, называют
А) боковыми б) стержневыми
в) придаточными г) главными
6. Корневой волосок отличается от клетки кожицы лука
А) большей поверхностью и более тонкой оболочкой
Б) большей поверхностью и более толстой оболочкой
В) меньшей поверхностью и более толстой оболочкой
Г) ничем не отличается
7. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называется
А) основанием побега б) пазухой листа
В) междоузлием г) пазушной почкой
8. По ситовидным трубкам перемещаются
а) растворы органических веществ б) растворы неорганических веществ
В) кислород и углекислый газ г) вода и кислород
9. Стебель деревьев растёт в толщину за счёт деления клеток
А) луба б) камбия
В) древесины г) сердцевины
10. Соплодие развивается у
А) инжира в) банана
Б) апельсина г) винограда
В вопросе 11 выберите три правильных ответа из шести предложенных.
11. Эндосперм есть в семенах
А) лука б) пшеницы в) ясеня
Г) фасоли д) тыквы е) частухи
12. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображена разрезанная зерновка пшеницы. Определите и подпишите названия её частей, указанных цифрами.
13. Рассмотрите рисунок, на котором схематически изображено внутреннее строение листа, Определите и подпишите названия частей, обозначенных цифрами.
14.Установите соответствие между частями растений и функциями, которые они выполняют
ЧАСТИ РАСТЕНИЙ А) Ситовидные трубки Б) Кожица В) Устьице Г) Сердцевина Д) Сосуды стебля Е) Чечевички Ж) Корнеплоды | ФУНКЦИИ 1) Запасающая 2) Транспортная (проводящая) З) Газообмена 4) Защитная |
||
Задание 15 выполняется с использованием приведённого ниже текста.
У большинства растений стебли прямостоячие, они растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань, они могут быть одревесневшими (берёза, яблоня) или травянистыми (подсолнечник, кукуруза). Но есть растения, которые, не будучи в состоянии свободно держаться в воздухе, для того чтобы вынести к свету листья и цветы, вынуждены искать вертикальную опору. Такие растения с вьющимися или лазающими стеблями называют лианами. Лиана - одна из жизненных форм растений.
В зависимости от способа прикрепления побегов к опорам эти растения подразделяются на несколько групп, среди которых наиболее известны вьющиеся и лазающие лианы. У вьющихся лиан побеги подобно спирали обвиваются вокруг опоры, У одних лазающих лиан побеги прикрепляются к опорам с помощью усиков, как, например, у винограда, у других, как, например, у плюща, побеги к опоре прикрепляются особыми видоизменёнными корнями-прицепками, отрастающими от стеблей.
Лианы могут быть однолетними и многолетними, вечнозелёными и листопадными. В тропиках мощные древовидные побеги лиан могут достигать десятков и даже сотен метров в длину. Многие древовидные лианы имеют тонкие, гибкие и очень прочные побеги. Среди многолетних лиан встречаются растения с травянистыми стеблями, например хмель. У него осенью травянистые побеги отмирают, а весной вырастают новые, достигающие за лето б-8 м длины.
Большая часть лиан (около 80%) произрастает в тропических районах. В тропических лесах они, обвиваясь вокруг стволов деревьев, цепляясь за них усиками, присосками, перекидывая свои ветви с дерева на дерево, образуют иногда непроходимые чащи. В умеренном климате лианы встречаются значительно реже.
В России встречаются достаточно часто такие лианы, как плющ, актинидия, лимонник, хмель, и многие другие.
Есть среди лиан и растения-эмигранты, например эхиноцистис дольчатый, или бешеный огурец. Он получил своё название из-за особенностей своих плодов и характерного способа размножения. Плоды этой однолетней травянистой лианы несъедобны и по внешнему виду отдалённо напоминают огурец, покрытый мягкими шипами. Созревшие плоды с семенами разрываются и осуществляют резкий выброс семян, которые разлетаются на достаточно большое расстояние. Родиной эхиноцистиса является Северная Америка, но сейчас он встречается нередко и в средней полосе России.
В тропических странах лианы используются при постройке жилищ, для изготовления мебели, прочных канатов и верёвок, плетения корзин. Жители тропических лесов нередко используют лианы при постройке висячих мостов через бурные реки. Иногда для этой цели приспосабливают растущие лианы. Получаются «живые мосты», построенные без единого гвоздя и служащие людям надёжно десятки лет.
Хмель выращивают как сельскохозяйственную культуру. Основное применение хмель находит в медицине и пищевой промышленности. Шишки хмеля являются сырьём для пивоварения. Стебли пригодны для изготовления низких сортов бумаги, а также грубой пряжи, пригодной для мешковины и верёвок. В некоторых странах молодые побеги хмеля используют в пищу.
15. Прочитайте текст, озаглавьте его, составьте план текста.
Ответ:
Предварительный просмотр:
Лист ответов
Проверочная работа №1
Вариант 1
Задания 1-10
Задание | ||||||||||
Ответ |
Задание 11
Заполните в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам
Задание 12
Задание 13
Подпишите названия структур, указанных цифрами.
Задание 14
Задание 15
Лист ответов
Проверочная работа №1
Вариант 2
Ученика(-цы)___________________________________6 класса______________
Задания 1-10 .Выбрать один правильный ответ
Задание | ||||||||||
Ответ |
Задание 11
Заполните в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам
Задание 12
Запишите в таблицу название частей семени, указанных цифрами.
Задание 13
Подпишите названия структур, указанных цифрами.
Задание 14
Установите соответствие между частями растения и функциями, которые они выполняют
Задание 15
Ответ____________________________________
Предварительный просмотр:
Критерии оценивания и ответы.
Тема: Введение
Вариант 1
Задания 1-10 : за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ – 0 баллов.
Задание | ||||||||||
Ответ |
Задание 11 : за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: а, б, е.
Задание 12
Ответ: 1-стебелек, 2-почечка, 3-корешок, 4-семядоля, 5-семенная кожура
Задание 13: за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: 1-хлоропласт, 2-клетки кожицы, 3-устьичная щель, 4-замыкающие клетки, 5-межклетники
Задание 14: за полный правильный ответ ставится 4 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: 1-Б; 2-А,Д; 3-Г,Е,Ж; 4-В,З.
Задание 15 : за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный или неточный ответ баллы ставятся на усмотрение учителя; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ:
1) Многообразие покрытосеменных
2) Строение покрытосеменных
З) Использование покрытосеменных растений человеком
План, составленный учеником, может быть более детальным;
Покрытосеменные, или Цветковые растения
1) Среда обитания покрытосеменных
2) Многообразие покрытосеменных
З) Строение вегетативных органов
4) Строение генеративных органов
5) Использование покрытосеменных растений человеком
Вариант 2
Задания 1-10: за правильный ответ на каждое задание ставится 1 балл; за отсутствующий или неверный ответ- 0 баллов.
Задания | ||||||||||
Ответы |
Задание 11: за полный правильный ответ ставится 1,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: а, б, в.
Задание 12 : за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Ответ: 1-эндосперм, 2-семядоля, 3-почечка, 4-стебелек, 5-корешок.
Задание 13: за полный правильный ответ ставится 2,5 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ - 0баллов.
Ответ: 1- кожица, 2-клетки столбчатой ткани, 3-клетки губчатой ткани, 4-устьице, 5-проводящий пучок
Задание 14: за полный правильный ответ ставится 4 балла; за неполный - по 0,5 балла за правильный ответ; за отсутствующий или неверный ответ- 0 баллов.
Ответ: 1-Г,Ж; 2-А,Д; 3-В,Е; 4-Б.
Задание 15: за полный правильный ответ ставится 3 балла; за неполный или неточный ответ баллы ставятся на усмотрение учителя; за отсутствующий или неверный ответ - 0 баллов.
Лианы
1) Лиана - одна из жизненных форм растений
2) Способы прикрепления лиан к опоре
З) Многообразие лиан
4) Использование лиан человеком
Предварительный просмотр:
Проверяемые результаты
Проверочная работа 1
Тема: Строение и многообразие покрытосеменных
Вариант 1
№ задания | Проверяемые результаты |
|
Предметные | Метапредметные |
|
Характеризовать роль эндосперма | ||
Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
||
Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия |
||
Выделять главное, существенные признаки понятий. |
||
Выделять главное, существенные признаки понятий. Строить логическое рассуждение и делать выводы |
||
Характеризовать особенности строения листа | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|
Характеризовать особенности строения стебля | понятий. |
|
Выделять главное, существенные признаки понятий. |
||
Характеризовать особенности строения цветка | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|
Характеризовать видоизменение корней | Строить логическое рассуждение и делать выводы |
|
Характеризовать особенности строения семени | ||
Характеризовать особенности строения листа | Выделять главное, существенные признаки понятий. Соотносить строение натурального объекта с его схематическим рисунком |
|
Выделять главное, существенные признаки понятий. Классифицировать информацию по заданным признакам.Строить логическое рассуждение и устанавливать взаимосвязи |
||
Анализ биологического текста | Работать с текстовой информацией. Выделять смысловые компоненты текста. Составлять план текста |
Вариант 2
№ задания | Проверяемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять главное, существенные признаки понятий, обобщать понятия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать роль частей зародыша | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать видоизменение корней | Выделять главное, существенные признаки понятий. Сравнивать биологические объекты на основе известных характерных свойств |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения корней | Выделять главное, существенные признаки понятий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения корней | Выделять главное, существенные признаки биологических понятий. Сравнивать биологические объекты на основе известных характерных свойств |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения стебля | Выделять главное, существенные признаки понятий |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выделять существенные признаки биологических объектов. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения стебля в связи с выполняемыми функциями | Выделять существенные признаки понятий. Сравнивать объекты на основе известных характерных свойств |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности образования плодов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять существенные признаки биологических объектов. Сравнивать экологические факторы на основе известных особенностях строения. Строить логическое рассуждение и делать выводы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения семени | Выделять главное, существенные признаки понятий. Соотносить строение натурального объекта с его схематическим рисунком |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеризовать особенности строения листа | Выделять главное, существенные признаки понятий. Соотносить строение натурального объекта с его схематическим рисунком |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Устанавливать взаимосвязи между частями растения и их функциями | Выделять главное, существенные признаки понятий. Классифицировать информацию по заданным признакам. Строить логическое рассуждение и устанавливать взаимосвязи «5» - 80-100% максимального количества баллов; «4» - 60-80% «3»-40-60%; «2»-менее40% 1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа 2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа 3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа Скачать:Предварительный просмотр:Согласовано: Утверждаю «____»________2017 г. «____»________2017 г. Подпись:_____/________/ Директор:________/Ю.В. Фадеева/ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 250 Кировского района Санкт-Петербурга Рабочая программа По предмету: Биология Количество часов: 34 Класс: 6а,6б Методическое пособие: В.В. Пасечник Биология. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2014 Учитель: Артюнина Ирина Петровна Санкт – Петербург 2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основании Федерального государственного стандарта основного общего образования, основной Образовательной программы ГБОУ СОШ №250 Кировского района Санкт-Петербурга, учебного плана на 2017-2018 учебный год ГБОУ СОШ №250 г. Санкт-Петербурга, примерной программы по учебному предмету биология. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Задачи обучения биологиив 6 классе:
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: 1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. М.:Дрофа 2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.:Дрофа 3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Пасечника В.В. «Биологи. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс». М.:Дрофа ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАКурс биологии в 6 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» в 5 классе. Он направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях покрытосеменных растений, их многообразии и эволюции, а также воздействии человека и его деятельности на растительный мир. Материал курса биологии в 6 классе разделён на четыре главы. Глава 1 «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Глава 2 «Жизнь растений» Глава 3 «Классификация растений» Глава 4 «Природные сообщества» Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕКурс «Биология» в основной школе изучается с 5 по 9 классы. В соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ №250 г. Санкт-Петербурга курс «Биология» в 6 классе изучается 1 час в неделю. При нормативной продолжительности учебного года 34 недели на прохождение программного материала отводится 34 часа в год. Учебно – тематический план
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСАИзучение курса «Биология» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД). Личностные результаты обучения :
Метапредметные результаты обучения: Познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
Регулятивные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
Коммуникативные УУД - формирование и развитие навыков и умений:
Предметные результаты обучения: В познавательной сфере:
В ценностно-ориентационной сфере:
В сфере трудовой деятельности:
В сфере физической деятельности:
В эстетической сфере:
реализуемое с помощью учебника«Биология. Многообразие покрытосеменныхрастений. 6 класс» (34 ч, 1 ч в неделю) Раздел 1. Строение и многообразиепокрытосеменных растений (14 ч) Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов. Раздел 2. Жизнь растений (10 ч) Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений;испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. (6 ч) Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. (3 ч) Темы проектной и исследовательской деятельности 1. Устройство цветочных часов и оценка возможности ихсоздания на пришкольном участке; реализация проекта. 2. Изучение аквариумных растений с точки зрения учёного-систематика. 3. Изучение и практическое применение вегетативногоразмножения на примере комнатных растений, кустарниковна школьном или садовом участке. 4. Истории происхождения и переселения некоторых современных культурных растений. 5. Кто такие насекомоядные растения? Где можно ихвстретить? Только ли насекомых могут съесть растения?Растения ли они? 6. Составление плана размещения в классной комнате(в любом другом помещении или на конкретной площадке) растений с учётом их принадлежности к определённойэкологической группе. 7. Влияние густоты посева на рост и развитие растений. 8. Лекарственные растения, произрастающие в нашейместности. Создание лекарственного огорода. 9. Ядовитые растения вокруг нас. Известные в историифакты отравлений ядовитыми растениями. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯРезультаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные. Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметок). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практических работ.
Отметка "5"
ставится в случае: Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Оценка самостоятельных письменных работ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАССЛ.Р. – лабораторная работа С.Р. – самостоятельная работа
|