docgid.ru

Подробности крушения лайнера “Costa Concordia”. Самая дорогостоящая операция в истории: Подъем лайнера Коста Конкордия

Лайнер Costa Concordia, входивший в десятку крупнейших круизных судов в мире, потерпел крушение 13 января 2012 года. И вот на днях у берегов итальянского острова Джильо успешно прошла уникальная операция по подъему 300-метрового затонувшего гиганта весом 114 тысяч тонн.

Окончательная ликвидация последствий крушения будет состоять из 10 этапов и потребует несколько лет.

Сначала расскажем вам о том, как произошло крушение круизного лайнера Costa Concordia.

Подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение в январе 2012 года около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии. (Фото AP Photo | Giuseppe Modesti):

По словам капитана, круизный лайнер напоролся на скалы, которые были не указаны на навигационной карте. 32 человек погибли, двое считаются пропавшими без вести.

Люди в ожидании эвакуации с тонущего корабля, 14 января 2012. Кого-то из них сейчас нет в живых. (Фото AP Photo | Courtesy a tourist aboard the ship):

Позже лайнер Costa Concordia почти полностью погрузился в Средиземное море. 24 января 2012 года. (Фото AP Photo | Italian Navy GOS):

Итальянский «Титаник» - затонувший в Италии круизный лайнер Costa Concordia - неприятности преследовали еще с момента его спуска на воду в 2005 году, когда по старинной морской традиции о борт корабля должны были разбить бутылку. Но бутылка не разбилась. В 2008 году круизный лайнер Costa Concordia стоимостью 450 млн евро врезался в пирс у берега итальянского Неаполя.

Прокуратура утверждала, что именно действия капитана с соответствующим именем Франческо Скеттино привели к крушению судна, а также обвиняет его в том, что он бежал с корабля задолго до окончания эвакуации, бросив своих пассажиров. (Фото Reuters | Enzo Russo | ANSA):

Давайте сравним «Титаник» и «Коста Конкордия» по техническим характеристикам:

1. Водоизмещение: 52 310 тонн | 51 387 тонн
2. Длина: 269.1 м | 290.2 м
3. Ширина: 28.2 м | 35.5 м
4. Скорость: 24 узла | 19.6 узлов
5. Вместимость: 2 556 пассажиров + 908 экипаж | 3 700 пассажиров + 1100 экипаж.

Спасатели у судна, 19 января 2012. Чтобы попасть в некоторые отсеки, приходилось устанавливать на корпус судна взрывные заряды, которые проделывали нужные отверстия. (Фото Gregorio Borgia | Reuters):

Кстати, среди морских катастроф, произошедших в мирное время, по числу жертв «Титаник» занимает третье место - 1 513 человек. Лидерство остается за паромом «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. Тогда в столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 000 человек.

Стулья, извлеченные с лайнера Costa Concordia, (Фото AP Photo | Pier Paolo Cito):

На Costa Concordia было 1 500 кают, крупнейший в мире веллнесс центр на море, четыре бассейна, пять спа-салонов, пять ресторанов, 13 баров, кинотеатр, дискотека и интернет-кафе. Заглянем внутрь затонувшего круизного лайнера, 19 января 2013. (Фото Reuters | Centro subacquei dei Carabinieri):

По словам пассажиров, когда корабль уже получил пробоину, экипаж, одетый в спасательные жилеты, уговаривал пассажиров вернуться в каюты, уверяя, что ничего страшного не происходит. Царила паника.

Аквалангисты осматривают внутреннюю часть затонувшего лайнера Costa Concordia, 24 января 2012. (Фото AP Photo | Italian Navy):

Вот в таком виде круизный лайнер Costa Concordia остался у берегов области Тоскана в Италии, 11 февраля 2012. (Фото Reuters | Giampiero Sposito):

В этой катастрофе погибло 32 человека, еще двоих не нашли. Их имена выбиты на мемориальной доске. Италия, 13 января 2013. (Фото AP Photo | Gregorio Borgia):

К откачке дизельного топлива из баков судна специалисты смогли приступить только спустя месяц: и из-за поиска людей, и из-за погодных условий. И хотя масштабной экологической катастрофы избежать удалось, ущерб заповедной территории Италии все же был нанесен. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

Полная ликвидация последствий крушения будет состоять из 10 этапов и потребует несколько лет. (Фото AP Photo | Pier Paolo Cito):

Как поднимали круизный лайнер Costa Concordia

Следующим этапом ликвидации последствий крушения стал подъем круизного лайнера Costa Concordia.

Вид около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии, 16 сентября 2013. (Фото Reuters | Tony Gentile):

Вот на месте крушения круизного лайнера Costa Concordia завершаются работы по монтажу оборудования перед приведением судна в вертикальное положение. Эта операция по-настоящему уникальна. Ранее инженерам никогда не приходилось работать с такими большими судами.

Целью данной операции было снять судно с камней, поднять и поставить вертикально с помощью подводной платформы и кранов. Контейнеры по боками (ниже на фотографии) позволят всей конструкции оставаться в надводном положении. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

Крупнейшая и самая дорогая морская спасательная операция в истории стоит около 250 миллионов евро, а ущерб для владельцев составил 1.5 миллиарда евро. Италия, 26 августа 2013. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

Главная опасность этой операции заключалась в том, что при осуществлении первых маневров корпус судна, имеющий серьезные повреждения, мог разломиться. (Фото AP Photo | Gregorio Borgia):

После подъема затонувшего спасателей больше всего интересуют ресторан и палуба по правому борту - скорее всего, там попробуют найти тела двух без вести пропавших - официанта Кевина Ребелло и пассажирки Марии Грации Трекарики.

Уникальная операция по подъему затонувшего судна у берегов итальянского острова Джильо заняла менее суток - 19 часов. Судно удалось успешно поставить на киль.

Целью операции было добиться нулевого крена, и эта цель достигнута. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

600 дней на боку на рифах оказались для круизного лайнера Costa Concordia смертельными, корпус безнадежно деформирован, но зато теперь на нем нет недоступных зон. 19 сентября 2013. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

Costa Concordia в вертикальном положении, 17 сентября 2013. Искореженный бок судна. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

У берегов острова Джильо судно, закрепленное на платформе, которое поможет пережить ему сезон зимних штормов, простоит как минимум до конца следующей весны. Затем Costa Concordia будет отбуксировано в один из ближайших портов для дальнейшей утилизации. (Фото Vicenzo Pinto | AFP | Getty Images):

Правому борту был нанесен серьезный ущерб. 17 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

Поднятое со дня судно Costa Concordia, 17 сентября 2013. На фотографии виден искореженный правый бок. Смотрите также: (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

Итальянский круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение после удара о риф у острова Джильо 13 января 2012 года, в результате чего погибли 32 пассажира и члена экипажа. Спустя 613 дней после катастрофы начались работы по подъему судна. Комплексная спасательная операция «parbuckling» стала самой крупной и самой дорогой в истории: ее стоимость составила 800 млн долларов, а на подготовку ушли долгие месяцы. Фактически операция заняла 19 часов, а после ее завершения лайнер принял вертикальное положение под радостные крики собравшейся на побережье толпы.

(Всего 38 фото)

Спонсор поста: Итальянские сумки : Наш магазин открыт с 10 до 22-х часов ежедневно. Убедитесь сами в качестве и красоте наших товаров!

1. Вид на Коста Конкордия, после того как судно село на мель и завалилось на бок возле побережья Изола-дель-Джильо, 14 января 2012 года.

Лайнер Costa Concordia затонул 13 января прошлого года у итальянского острова Джильо. Судно, на борту которого находилось несколько тысяч человек, наскочило на риф из-за того, что капитан корабля Франческо Скеттино решил подойти ближе к берегу, чтобы поприветствовать своего знакомого.

Во время крушения лайнера погибли 30 человек, ещё двое числятся пропавшими без вести. Более 4 тысяч человек было эвакуировано, среди них есть пострадавшие.

Costa Concordia стала самым большим в истории пассажирским судном, потерпевшим крушение.

Итальянская пресса опубликовала записи черных ящиков затонувшего круизного судна Costa Concordia, которые ранее считались не существовавшими по причине якобы отключенных в момент рейса самописцев. Переговоры служат убедительным доказательством вины в произошедшем капитана лайнера Франческо Скеттино и свидетельствуют о том, что после столкновения с рифом среди членов экипажа царила самая настоящая паника.

Данные самописцев показали, что Скеттино снял судно с автопилота и взял управление под свой контроль в 21:39, то есть за шесть минут до столкновения, которое произошло в 21:45.

В 09:56 капитан позвонил дежурному офицеру службы спасения и признал свою вину: «Я облажался. Слушай, я умираю. Не говори мне ничего». Спустя еще несколько минут он перезвонил этому же офицеру, но уже попробовал переложить ответственность на младшего офицера: «Это все Паломбо. Он говорил мне: «Плыви давай поближе, поближе». Ну я и проплыл поближе, задев кормой риф. А я ведь лишь хотел его порадовать, это просто катастрофа».

Далее капитан фактически перестал принимать участие в управлении кораблем, затянув время начала эвакуации пассажиров. В результате она началась, когда судно уже сильно заполнилось водой, а приказы отдавались во время эвакуации не Скеттино,а его коллегами.

7. Капитан круизного лайнера Франческо Скеттино садится в полицейский автомобиль в Гроссето, Италия, 14 января 2012 года. Скеттино был арестован по обвинению в непредумышленном убийстве.

По утверждению стороны обвинения, капитан Скеттино подвел круизный лайнер Costa Concordia слишком близко к побережью острова Джильо и посадил судно на скалу. В случае признания капитана виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения. Сам Франческо Скеттино отвергает предъявленные ему обвинения, утверждая, что скала, на которую напоролся лайнер, отсутствовала на морских картах. Защита капитана в ходе слушаний в очередной раз предложила суду сделку о признании вины, в рамках которой Скетттино согласится на трехлетний тюремный срок, если суд постановит, что он лишь частично виновен в трагедии. По прогнозам, судьба капитана вряд ли решится до октября.

8. Спасатели работают возле круизного судна Коста Конкордия, лежащего на боку у побережья тосканского острова Джильо.

9. Спасатели работают на месте крушения лайнера Коста Конкордия.

По многочисленным свидетельствам, подтверждённым видеозаписями, экипаж Costa Concordia просто провалил спасательную операцию. Капитан Скеттино, по информации «Вестей», вместо начала эвакуации и подачи сигнала бедствия, спустя 15 минут после столкновения объявил, что у судна просто небольшие проблемы с генератором. Спустя полчаса пассажиры уже стояли около шлюпок, пока ещё зачехлённых, а капитан вновь сообщил о неприятностях с генератором. Лишь ближе к 11 часам, когда крен достиг 30 градусов, раздались семь коротких и один длинный гудок, означавших, что пассажирам надо покинуть судно. Началась паника, давка. Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. С терпящим бедствие кораблём связалась сама береговая охрана. Лишь тогда, глубокой ночью, началась настоящая спасательная операция. Тех, кто не попал в шлюпку (четыре так и не успели спустить на воду, очевидно, из-за слишком большого крена), снимали при помощи вертолётов, когда они цеплялись за поручни лёгшего на борт лайнера. Некоторые вплавь добрались до берега, который был совсем близко.

10. Перевозка мебели, извлеченной с затонувшего лайнера.

Большинство пассажиров были доставлены на сам остров Джильо. Жители острова оказывали помощь потерпевшим крушение, приносили им еду, питьё, тёплые вещи, разместили их в местной церкви, школе и прочих зданиях.

14-15 января на лайнере были обнаружены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи, и один итальянец - член экипажа.

11. Водолаз осматривает корпус судна.

12. Водолазы внутри лайнера Коста Конкордия.

На борту поднятого с рифов круизного лайнера Costa Concordia нашли ценности, общая стоимость которых составляет более €10 миллионов. Деньги и украшения, которые пассажиры тонущего лайнера в спешке не успели забрать с собой, хранились в банке и ювелирных бутиках, расположенных на борту корабля, а также в ячейках в пассажирских каютах.

13. Обломки лайнера под водой.

14. Водолаз осматривает судно.

15. Водолазы работают внутри лайнера.

На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII-XIX веков, в частности работы Кацусики Хокусая. На лайнере также были богемское стекло XIX века и другие предметы антиквариата, украшавшие интерьер, украшения из ювелирных магазинов лайнера и многочисленные ценности, которые были оставлены пассажирами, покидавшими судно. В связи с этим высказывались опасения, что эти ценности могут стать добычей «охотников за сокровищами»

16. Внутри лайнера Коста Конкордия.

17. Подготовка к операции по удалению полмиллиона галлонов топлива из лайнера Коста Конкордия, 28 января 2012 года.

16 января из судна начала вытекать маслянистая жидкость. Это пока было не горючее, как утверждали сотрудники итальянского Министерства окружающей среды, но, если бы судно соскользнуло со скал и разломилось, то две тысячи триста тонн топлива могли бы попасть в море. Поэтому провели откачку топлива.

18. Коста Конкордия у побережья Джильо.

19. Родственники жертв кораблекрушения касаются мемориальной доски с именами 32 погибших спустя год после катастрофы на тосканском острове Изола-дель-Джильо, Италия, 13 января 2013 года.

21. Специалисты собирают разлитое топливо возле лайнера Коста Конкордия, 25 января 2012 года.

22. Рабочие при помощи массивных стальных резервуаров пытаются вернуть лайнер Коста Конкордия в вертикальное положение, 11 января 2013 года.

Инженерам ранее никогда не приходилось перемещать столь крупное судно, затонувшее так близко к берегу. Costa Concordia весит более 114 тыс. тонн, а в длину судно сравнимо с тремя футбольными полями.

23. Сварщики работают на лайнере Коста Конкордия, 15 июля 2013 года. Корпус лайнера был сжат на 3 метра под собственным весом.

Если бы лайнер все-таки перевернулся, то последствия для окружающей среды были бы катастрофичными. Риф в заповедной зоне у острова Джильо был бы разрушен, а само судно ушло бы глубоко под воду.

26. Сотрудники американской компании Titan и итальянской фирмы Micoperi ведут работы на лайнере Коста Конкордия, 15 сентября 2013 года. Спасательная операция «parbuckling» предназначена для подъема лайнера при помощи серии кабелей и гидравлических машин.

К середине 2013 г. лайнер всё ещё лежал на борту у берега, привлекая множество туристов. Велись работы по подготовке его к подъёму: с береговой стороны водолазы возводят платформу, на противоположный борт были подвешены объёмные квадратные цистерны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить судно на киль.30. Начало заключительного этапа операции по подъему лайнера Коста Конкордия, 16 сентября 2013 года.33. 16 сентября 2013 года в 9:00 началась операция по поднятию судна. На фото сделанном в этот день: Лайнер Коста Конкордия находится в вертикальном состоянии впервые с января 2012 года.36. Правый борт Коста Конкордия, 17 сентября 2013 года.

37. Лайнер Коста Конкордия находится в вертикальном положении после спасательной операции, 17 сентября 2013 года.

19-часовая операция по подъему судна закончилась. Судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 м.

38. Лайнер Коста Конкордия после масштабной операции вернулся в вертикальное положение под аплодисменты и радостные крики местных жителей, 17 сентября 2013 года.

В вертикальном положении Concordia останется перед островом Джильо как минимум до весны, когда судно отбуксируют в один из ближайших портов. Подъем судна обошелся в 600 млн. долларов США.

Лайнеру «Коста Конкордия» («Costa Concordia») принадлежит печальный рекорд: это самое большое пассажирское судно из всех когда-либо погибших в результате кораблекрушения. Мы уже рассказывали про самую большую в истории семимачтовую шхуну «Томас Лоусон» () и про мистическое предсказание её судьбы.

Шхуна погибла в пятницу 13-го числа, а один из романов, написанный миллионером Томасом Лоусоном, имя которого она носила, назывался «Пятница, тринадцатое число» («Friday the Thirteenth»). Так вот, «Коста Конкордия» тоже погибла в пятницу и тоже 13-го числа!

Круизный лайнер «Коста Конкордия» был построен на итальянской верфи Fincantieri в Сестри Поненте (пригород Гену и) в 2006 году по заказу компании Costa Crociere . На тот момент в мировом рейтинге это было 10-е по величине пассажирское судно и крупнейшее у компании Costa . «Коста Конкордия» стала головным судном в серии из шести единиц.

«Коста Конкордия» имела 13 палуб; наибольшая длина судна составляла 290,2 м, ширина — 35,5 м, осадка — 8,2м, валовая вместимость — 114 147 брт. Комбинированная дизель-электрическая силовая установка включала 6 дизель-генераторов общей мощностью 102 780 л.с. и два электродвигателя мощностью по 21 МВт. Максимальная скорость равнялась 23 узлам, эксплуатационная – 19,6 узла.

В полутора тысячах комфортабельных кают разных классов (площадью от 16,7 до 44,8 кв.м) могли разместиться 3780 пассажиров. Все каюты были оснащены телевизором, телефоном, кондиционером, ванной комнатой и туалетом. Кроме того, имелись 14 лифтов, 4 бассейна, 5 ресторанов, 13 баров, театр, двухуровневый фитнес-центр , казино, симулятор «Формулы-1 ». Собственный экипаж судна насчитывал 1100 человек.

В свой первый рейс «Коста Конкордия» отправилось 14 июля 2006 года и в течение нескольких лет эксплуатировалось на круизных линиях в Западном Средиземноморье. Вечером 13 января 2012 года судно вышло из порта Чивиттавеккья направилось в Савону. Это был обычный круиз «7 ночей зимнего Средиземного моря». Примерно в 21:30 в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, лайнер задевает левым бортом каменный риф и получает подводную пробоину длиной 53 м (с 52-го шпангоута до 125-го). Пять отсеков, с третьего по восьмой, быстро заполняются водой, главные двигатели останавливаются. «Коста Конкордия» успевает пройти по инерции чуть более километра и разворачивается носом к гавани Джильо. Затем под действием ветра она дрейфует и примерно в 10 часов вечера садится на мель в непосредственной близости от берега. Судно, рассчитанное на сохранение плавучести лишь при затоплении двух отсеков, начинает тонуть с креном на правый борт.

Катастрофа лайнера казалась необъяснимой. Всеобщее недоумение можно понять: «Коста Конкордия» ходила мимо острова Джильо раз в неделю, то есть 52 раза в год, и каким образом она ухитрилась налететь на каменный риф? Почему лайнер отклонился от своего курса на 3-4 мили ?

Впоследствии капитан круизного судна Франческо Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к острову Джильо и поприветствовать проживавшего там бывшего капитана «Коста Конкордии», своего хорошего приятеля. Он это делал уже неоднократно в предыдущих рейсах, но в ту злополучную пятницу замешкался с поворотом, и лайнер пропорол борт о камни. Суд признал эту версию наиболее вероятной, хотя Скеттино позже менял свои показания. В частности, он утверждал, что его вынудил изменить курс менеджер компании Carnival, но это заявление не подтверждалось фактами.

На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. В числе пассажиров были 108 россиян, 45 граждан Украины, 7 граждан Молдовы, 3 — Казахстана и 3 — Беларуси. Кроме того, трое наших соотечественников являлись членами экипажа лайнера.

Операция по спасению людей была организована из рук вон плохо. Вместо немедленного начала эвакуации пассажиров капитан лайнера молчал 15 минут, а потом объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором. И только почти через час после аварии, когда судно накренилось на 30 градусов, прозвучал сигнал аварийной тревоги. Посадка людей в шлюпки сопровождалась паникой и давкой. Лишь близость берега позволила избежать огромного количества жертв.

Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Береговая охрана узнала о крушении лайнера с опозданием и подключилась к эвакуации людей лишь глубокой ночью. Активная фаза спасательной операции продолжалась до утра. Некоторых пассажиров переправляли на берег вертолётами.

Пассажиров, оказавшихся на острове Джильо, разместили в местной церкви, школе и других помещениях, где было хоть немного свободной площади. Местные жители как могли помогали потерпевшим крушение, приносили им еду, одеяла, тёплые вещи. Тем временем спасатели не прекращали работы, пытаясь найти людей внутри судна, в том числе в подводной части в образовавшихся воздушных мешках. Их старания оказались не безуспешными: 14-15 января были найдены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи и один итальянец - член экипажа лайнера.

Жертвами катастрофы стали 32 человека. Поиск тел продолжался долго — останки самого последнего пропавшего были обнаружены лишь в ноябре 2013 года. 1 февраля 2014 года скорбный список пополнился ещё одним человеком — во время работ по подъёму судна в результате несчастного случая погиб водолаз.

«Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на месте крушения и превратилась в туристическую достопримечательность. На остров Джильо устремился поток туристов. В ближайшем городке Сан-Стефано, расположенном на материке, туроператоры делали бизнес – продавали билеты на экскурсии к месту трагедии. Однако жителей острова корпус корабля, ставший могилой, не радовал. К тому же они опасались, что из танков лайнера начнут вытекать топливо и нечистоты. Поэтому они пригрозили компании Costa Crociere судом, если полузатонувший корабль не будет своевременно убран.

На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII-XIX веков, в частности, работы Кацусики Хокусая . На «Коста Конкордии» также имелось богемское стекло XIX века, предметы антиквариата, украшения из ювелирных магазинов лайнера, ценности и деньги, оставленные пассажирами в каютах. Поэтому силы Береговой охраны и карабинеры охраняли судно от посягательств мародёров. Тем не менее, итальянские СМИ ещё в марте 2012 года сообщили о хищении корабельного колокола .

Работы по откачке из танков 2300 т топлива, масла и нечистот завершились 24 марта 2012 года. Через месяц было объявлено, что тендер на работы по подъёму и эвакуации судна выиграла американская компания Titan Salvage . Первоначально предполагалось, что операция займёт от семи до десяти месяцев. На деле получилось заметно больше, так как потребовался большой объём подготовительных работ. Под днищем судна была построена подводная платформа, на левом борту смонтировали специальные понтоны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить лайнер на ровный киль.

19-часовая операция по выпрямлению и подъёму лайнера была осуществлена 16-17 сентября 2013 года. Судно было поставлено на ровный киль с помощью 36 стальных тросов и понтонов-противовесов. Затем к правому борту была подведена платформа с аналогичными понтонами. После осушения всех понтонов остов «Коста Конкордия» всплыл на поверхность.

Считается, что выполненные работы стали самыми дорогими за всю историю спасательных операций. Их стоимость составила около 250 млн евро.

«Коста Конкордия» оставалась у острова Джильо ещё 10 месяцев, и только в конце июля 2014 года её отбуксировали для утилизации на верфь в Сестри Поненте – туда, где судно было построено 8 лет назад. Предполагалось, что работы по разделке корпуса на металл займут 22 месяца и закончатся весной 2016 года.

Главным и фактически единственным виновником катастрофы суд признал капитана «Коста Конкордии» Франческо Скеттино. Его обвинили в халатности, непреднамеренном убийстве 32 человек и в том, что покинул свой корабль до эвакуации всех пассажиров. Однако Скеттино многие из предъявленных ему обвинений отрицал, проявляя чудеса изворотливости. В частности, он утверждал, что в гибели людей виноват не он, а неудовлетворительная система безопасности лайнера. Вину за столкновение с рифом он пытался переложить на рулевого-филиппинца, который якобы из-за плохого знания языка слишком медленно выполнял команды… Своё бегство в самом начале эвакуации он объяснял на суде следующим образом: «У меня даже не было спасательного жилета, потому что я отдал его одному из пассажиров. Я пытался достать жилет из спасательной шлюпки, где они обычно лежат. Корабль неожиданно накренился где-то на 60-70 градусов. Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок. Вот почему я оказался там».

Тесты на алкоголь и наркотики дали отрицательный результат, но Скеттино, по мнению знавших его людей, и в трезвом виде отличался недисциплинированностью и несвойственной его возрасту (51 год) бесшабашностью. Один из его сослуживцев сказал: «Он бы даже автобус вёл как «Феррари »!

12 февраля 2015 года суд города Гроссето признал Скеттино виновным и приговорил его к 16 годам тюрьмы.

Общий ущерб от гибели «Коста Конкордии» для компании-судовладельца составил примерно 1,5 млрд евро. И это, разумеется, без учёта репутационных потерь.

На помещённых ниже фотографиях можно сравнить интерьеры лайнера – до катастрофы и после двухлетнего пребывания под водой:

Лайнер Costa Concordia, входивший в десятку крупнейших круизных судов в мире, потерпел крушение 13 января 2012 года. В сентябре 2013-го у берегов итальянского острова Джильо успешно прошла уникальная операция по подъему 300-метрового затонувшего гиганта весом 114 тысяч тонн.

Мы уже как то обсуждали с вами . А вот среду лайнер Costa Concordia начал свое последнее путешествие - судно отправилось в порт Генуи, где его демонтируют.

Как это было …

2. Подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение в 13 января 2012 года около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии. (Фото AP Photo | Giuseppe Modesti):

3. Стоп-кадр из видео, как пассажиры покидают тонущее судно, 14 января 2012. (Фото Reuters | Guardia Costiera):

4. По словам капитана, круизный лайнер напоролся на скалы, которые были не указаны на навигационной карте. 32 человек погибли, двое считаются пропавшими без вести. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

5. Позже лайнер почти полностью погрузился в Средиземное море. Аквалангист осматривает корпус затонувшего круизного судна Costa Concordia спустя шесть дней, 19 января 2012. (Фото Reuters | Centro subacquei dei Carabinieri):

6. Видны повреждения и следы от налета на риф. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

7. Под водой, внутри корабля полный хаос, 24 января 2012. (Фото AP Photo | Italian Navy GOS):

8. Итальянский «Титаник» - затонувший в Италии круизный лайнер Costa Concordia - неприятности преследовали еще с момента его спуска на воду в 2005 году, когда по старинной морской традиции о борт корабля должны были разбить бутылку. Но бутылка не разбилась. В 2008 году круизный лайнер Costa Concordia стоимостью 450 млн евро врезался в пирс у берега итальянского Неаполя. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

9. 2013 год. На месте крушения круизного лайнера Costa Concordia идут работы по монтажу оборудования перед приведением судна в вертикальное положение. Эта операция по-настоящему уникальна. Ранее инженерам никогда не приходилось работать с такими большими судами. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

10. Целью данной операции было снять судно с камней, поднять и поставить вертикально с помощью подводной платформы и кранов. Контейнеры по боками (ниже на фотографии) позволили всей конструкции оставаться в надводном положении, 15 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

11. Крупнейшая и самая дорогая морская спасательная операция в истории стоит около 250 миллионов евро, а ущерб для владельцев составил 1.5 миллиарда евро. Уникальная операция по подъему затонувшего судна у берегов итальянского острова Джильо заняла менее суток - 19 часов. Судно удалось успешно поставить на киль, 17 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

12. Следующий этап операции начался в июле 2014-го. В среду лайнер Costa Concordia начал свое последнее путешествие - судно отправилось в порт Генуи, где его демонтируют, 22 июля 2014. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

Интересный факт: «Титаник» затонул в ночь с 13 на 14 апреля 1912 года, а Costa Concordia - в ночь с 13 на 14 января 2012, т.е. между этими крушениями почти ровно 100 лет разницы.

Интересно сравнить «Титаник» и «Коста Конкордия» по заявленным характеристикам:

1. Водоизмещение: 52 310 тонн | 51 387 тонн
2. Длина: 269.1 м | 290.2 м
3. Ширина: 28.2 м | 35.5 м
4. Скорость: 24 узла | 19.6 узлов
5. Вместимость: 2 556 пассажиров + 908 экипаж | 3 700 пассажиров + 1100 экипаж.

13. Поврежденная часть круизного лайнера Costa Concordia, 13 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

14. Заглянем внутрь . Снимок сделан 27 февраля 2014. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

15. На Costa Concordia было 1 500 кают, крупнейший в мире веллнесс центр на море, четыре бассейна, пять спа-салонов, пять ресторанов, 13 баров, кинотеатр, дискотека и интернет-кафе. (Фото Reuters/Carabinieri Police):

16. Среди морских катастроф, произошедших в мирное время, по числу жертв «Титаник» занимает третье место - 1 513 человек. Лидерство остается за паромом «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. Тогда в столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 000 человек.

17. Внутри лайнера время остановилось. Чьи-то чемоданы. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

18. По словам пассажиров, когда корабль уже получил пробоину, экипаж, одетый в спасательные жилеты, уговаривал пассажиров вернуться в каюты, уверяя, что ничего страшного не происходит. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

19. За пять дней Costa Concordia придется преодолеть на буксире примерно 370 километров, двигаться судно будет со скоростью 2 узла, 14 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

20. Идут подготовительные работы перед последним путешествием лайнера Costa Concordia, 14 июля 2014. (Фото Vincenzo Pinto | AFP | Getty Images):

25. (Фото AP Photo | Gregorio Borgia):

27. Это последнее путешествие лайнера Costa Concordia. В Генуе пройдет сложная операция по демонтажу, ее разделят на четыре фазы, она продлится 22 месяца. (Фото AP Photo | Courtesy of the Italian Civil Protection Department):

Давайте еще вспомним несколько кораблей с интересной историей: вот например , а вот история , а так же узнать тайну . А вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Все мы помним, как вскоре после Нового года у побережья Италии потерпел крушение роскошный плавучий отель. Для сотен его пассажиров веселый отпуск превратился в кошмар, а самая современная техника оказалась бессильной перед пресловутым человеческим фактором.

В пятницу 13 января нынешнего года в 21:15 на капитанский мостик круизного судна Costa Concordia зашел Антонелло Тьеволи, служивший на корабле метрдотелем. Через широкие иллюминаторы Тьеволи мог видеть, как к судну приближаются мерцающие огоньки его малой родины — острова Гильо.

Капитан Франческо Скеттино знал, что на острове живет сестра Тьеволи, и потому пригласил его на мостик, когда судно проходило мимо этих берегов. 13 ярко освещенных палуб Costa Concordia могли затмить любой источник света на Гильо, а число людей на борту (4200) вчетверо превосходило все население острова.

Капитан отклонился от установленного планом курса — плавучая махина длиной 286 м в этот момент была на четыре мили ближе к острову, чем следовало. Сведущие люди говорили потом, что на лайнерах компании Costa это было особой традицией — приветствовать популярного у экипажей отставного капитана Марио Паломбо, в то время как судно проходило мимо его дома на острове Гильо. Корабль, сбавивший было ход, пока Скеттино сидел за ужином, теперь разогнался до 16 узлов. На расстоянии меньше мили от берега такая скорость граничит с большим риском.


На иллюстрации: А. Франческо Скеттино увел корабль минимум на 4 мили от заданного курса, чтобы поприветствовать коллегу на берегу. Такое капитан проделывал и раньше. Скорость судна при этом достигла 16 узлов — для маневров вблизи берега это слишком много. В. Левым бортом судно цепляет за скалу в 300 метрах от берега острова Гильо. Это случилось на скорости 15 узлов, и в итоге борт судна оказался вспорот на длину 48 м. С. Вода заливает судно, и главная силовая установка выходит из строя. Резервные мощности капитан задействует для того, чтобы, включив носовые подруливающие устройства, выбросить Costa Concordia на мель. Из-за малой осадки корабль получает большой крен. D. Почти через 45 минут после удара о скалу офицер на капитанском мостике кричит: «Капитан, пассажиры самовольно забираются в спасательные шлюпки!» Вскоре после этого Скеттино отдает команду начать эвакуацию. Крен Costa Concordia так велик, что некоторые из спасательных шлюпок оказались недоступны. Спуск на воду остальных тоже превращается в очень непростую задачу. «Наша шлюпка долго висела и колотилась о борт лайнера, — говорит пассажирка Нэнси Лофаро. — Люди в шлюпке непрерывно кричали». Приведенную внизу фотографию спасательной шлюпки Нэнси сделала с помощью своего сотового телефона. Выйдя на мелководье, судно легло на борт. Последний пассажир покинул Costa Concordia примерно в 3 часа утра.

В распечатке маршрута можно было прочесть о том, что судно пройдет неподалеку от острова, но мало кто из 3200 пассажиров смотрел в это время на море. Всего за два часа до этого Costa Concordia вышла из порта Чивитавеккья, морских ворот Рима, и пассажиры только начали осваиваться в новой курортной обстановке. Прежде чем отправиться на назначенное на 21:30 выступление иллюзиониста Мартина-Волшебника, жительница Миннесоты Ронда Розентол зашла в свою каюту. Она выглянула в иллюминатор и заметила на море белые барашки. «Волны вздымались довольно высоко, а чуть поодаль можно было разглядеть какие-то огоньки, — вспоминает Розентол. — Тогда мне показалось, что либо мы идем как-то уж очень быстро, либо берег совсем рядом».

Капитан Скеттино связался с Паломбо и узнал, что его друг и учитель в данный момент пребывает на материке в своей зимней квартире. Но обратного пути уже не было — судно мчалось прямо на скалистый берег.


В этот день пассажиры Costa Concordia взошли на борт, чтобы совершить увеселительную прогулку вдоль западного побережья Италии. Развлечение превратилось в трагедию, когда судно зацепилось за скалу (ее фрагмент так и остался внутри пробоины).

21:40 отклонение от курса

Современные круизные суда оборудованы навигационными системами на основе GPS, которые постоянно отслеживают положение лайнера и выводят данные на экран. Если система обнаруживает какое-либо отклонение от заданного маршрута, она включает сигнал тревоги. «Вполне возможно, что для совершения незапланированного маневра Скеттино на время отключил аварийную сигнализацию, — говорит Тед Томпсон, бывший капитан береговой охраны США, а ныне старший вице-президент по техническим и юридическим вопросам в Международной ассоциации круизных линий. — Вырубив автоматику, он мог управлять судном в ручном режиме, полагаясь на собственные глаза».

На мостике имелось и другое оборудование, которое должно было предупредить экипаж, если, конечно, он обращал на эти сигналы внимание. «Все суда оснащены эхолотами, которые сообщают, сколько остается воды под килем, — говорит Джордж Борлас, корабельный инженер и эксперт в вопросах судоходства, — но в конце дня зачастую человеческий фактор оказывается сильнее техники».


Скеттино говорит, что корабль, по его представлениям, находился более чем в полумиле от берега. Это, конечно, слишком близко, если сверяться с инструкцией, но об опасности говорить было еще рано. Потом данные спутниковой навигации показали, что до берега осталось менее 300 м.

В 21:45 все на судне уже знали, что случилась какая-то неприятность: судно тряхануло, и пассажиры услышали громкий скрежещущий звук. Потом некоторые сравнивали пережитое с легким землетрясением.

Розентол смотрела выступление иллюзиониста, когда почувствовала, что «судно качнулось и будто бы дало задний ход». Она было подумала, что это спецэффект, предусмотренный сценарием, пока не увидела, что сцена пуста. «Я искала взглядом, куда мог деться фокусник, но он просто исчез». В этот момент судно столкнулось с большой скалой рифа Ле Сколе неподалеку от острова Гильо.


ТТХ корабля. Длина — 286 м // Высота — 53 м // Количество спальных мест для пассажиров — 3780 // Экипаж — 1100 человек // Двигатели — дизель-электрическая силовая установка на 42МВт // Винты — спаренные с постоянным шагом // Капитан — Франческо Скеттино. «Судно было обречено из-за полного и абсолютного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации» — капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии".

Через несколько секунд лампочки замигали и погасли. Розентол вместе с сестрой (сестра — офицер армии США, служащая в Афганистане и проводившая в круизе отпуск) отправились в свою каюту, собираясь поспать. По громкоговорящей связи всем сообщили, что возникли технические проблемы с генераторами, и пообещали быстро восстановить энергоснабжение.

Удар о скалу привел к тому, что вдоль левого борта образовалась пробоина длиной 48 м. Забортная вода хлынула внутрь корабля сквозь дыру длиной с олимпийский бассейн, заполняя собой три из семи отделенных друг от друга водонепроницаемыми переборками отсеков. Генераторы встали наглухо. Costa Concordia попала в серьезную беду.


На фото — капитан «Конкордии» Франческо Скеттино

Суда, построенные после 2010 года, при затоплении трех отсеков уже не опрокинулись бы, как это произошло с Costa Concordia. В 2008 году в Международной морской организации при ООН были разработаны новые стандарты строительства, требующие, чтобы судно сохраняло остойчивость при затоплении более двух отсеков. Costa Concordia, сданная в эксплуатацию в 2005 году, соответствовала лишь устаревшим стандартам безопасности 50-летней давности.

Через несколько минут после удара включилось мерцающее аварийное освещение. Судно, которое постепенно уносило от острова, начало крениться на левый борт. Однако члены экипажа продолжали твердить пассажирам, что ситуация находится под контролем.

21:49 Корабль без кормчего

Лет десять с лишним назад и в грузовом, и в пассажирском судоходстве были введены новые правила, нацеленные на более эффективные действия экипажа в чрезвычайной ситуации. Суть нововведений — в предварительном планировании всех необходимых действий, дабы в обстановке ЧП они проводились быстрее и более организованно. Такой регламент базировался на продуманной иерархии подчинения, которая распределяет ответственность в кризисной ситуации.


Как спасатели будут ставить на ровный киль легшее на борт судно водоизмещением 114500 тонн? Если владельцы желают его получить в целости и сохранности, то сначала судно необходимо залатать, а потом освободить от воды и горючего. «Сейчас, когда новое судно сдается в эксплуатацию, к нему прилагаются все чертежи в электронном виде, а также все расчеты остойчивости, — говорит президент Американской ассоциации по подъему затонувших судов Тим Бивер. — Располагая такой документацией, мы можем смоделировать подъем судна на компьютере». Затем размещенные на берегу и на плавкранах гидравлические лебедки, натягивая цепи (голубые и оранжевые линии), выправляют крен судна. При этом потравливаются страховочные тросы (показаны желтым), которые не позволят судну слишком сильно откачнуться в противоположную сторону.

Эта идея не выдержала испытания в ночном мраке пятницы 13-го. Если исходить из имеющихся отчетов и видеокадров, снятых на мостике сразу после столкновения, создастся впечатление, что капитан не управлял чьей-либо деятельностью и вообще не чувствовал себя командиром.

«Судно было обречено из-за полного отсутствия руководящей воли на каждом этапе развития ситуации», — говорит капитан Харри Болтон, директор морских программ и программ подготовки руководящих кадров в Калифорнийской морской академии.


В 90 милях к северу ночная вахта на посту итальянской береговой охраны в Ливорно получила первое предупреждение от полиции. Полицейским начали поступать тревожные звонки от граждан, чьи родственники в это время находились на борту лайнера. Смысл звонков сводился к тому, что на судне, находящемся неподалеку, возникли какие-то трудности. Капитан итальянской береговой охраны Грегорио Де Фалько позвонил на ходовой мостик Costa Concordia, где ему сообщили, что «все в порядке, просто есть технические проблемы». О гигантской пробоине в левом борту не было сказано ни слова.

Принимая в трюмы все больше и больше забортной воды, Costa Concordia стала приобретать опасный крен. Тарелки и столовые приборы падали со столов, сервировочные столики и прочая мебель съезжали по палубе к стенам. Из кают начали выходить пассажиры в пижамах и спасательных жилетах. Возникла толкучка, и воцарилась неразбериха. Как выяснилось, туристы не знали, где расположены спасательные шлюпки, к которым они приписаны. Такую информацию обычно сообщают на первых же учениях, которые полагается провести не позднее чем через 24 часа после отбытия в круиз. Однако шли самые первые часы плавания, и 696 пассажиров просто не знали, куда им двигаться.


Члены экипажа, оказавшись без руководства и необходимой информации, просили пассажиров оставаться на местах. «В этой ситуации команда пребывала в таком же неведении, как и пассажиры», — говорит Джон Конрад, капитан торгового судна и основатель посвященного морской практике сайта gCapitan.

22:15 катастрофа

При заглохших главных дизелях Costa Concordia дрейфовала еще около часа. Данные GPS показывают, что скорость лайнера упала почти до нуля. «Когда судно не имеет поступательной скорости, управлять им невозможно», — объясняет Харри Болтон. Правда, у Скеттино оставались еще дополнительные возможности. «На судне есть вспомогательные двигатели, обеспечивающие некоторый резерв мощности. Обычно их располагают на верхних палубах, чтобы обезопасить от возможного затопления», — говорит Болтон.

Примерно через 30 минут после удара капитан, судя по всему, попытался использовать этот резервный двигатель, чтобы пустить в ход носовые подруливающие устройства. Обычно их задействуют при причаливании, но Скеттино, скорее всего, решил использовать последнюю возможность, чтобы подогнать судно к берегу. Очень может быть, что именно этот маневр помог спасти человеческие жизни, однако он же привел к непредвиденным последствиям. «Капитан стремился довести Costa Concordia до мелководья, рассчитывая, что, выбросив судно на мель, он поставит его на ровный киль, — рассуждает Болтон, — однако в своих расчетах Скеттино ошибся».


Обживаясь в своей каюте, первым делом выясните, где там у вас спасательный жилет. Попробуйте его надеть и снять. Узнайте, где еще на судне хранятся спасжилеты. На случай, если вырубят освещение, запаситесь парой фонариков. Сами разберитесь, где висит шлюпка, к которой приписаны вы лично.

Нэнси и Марио Лофаро из Нью-Рошель, штат Нью-Йорк, испугавшись при виде накрененной палубы, побежали в свою каюту, чтобы прихватить одежду и спасательное снаряжение. Пока они бежали по коридорам, судно накренилось еще больше. «Мы услышали громкий шум, — говорит Нэнси, — и все вокруг начало падать на пол и разбиваться». В этот момент Costa Concordia налетела на прибрежную отмель и теперь была готова опрокинуться.

22:58 Промедление смерти подобно

Капитан отдал официальный приказ покинуть судно. Согласно уставу, от этого приказа до спуска на воду всех 26 спасательных шлюпок должно пройти не более 30 минут. Однако команда почему-то замешкалась, и спасательные работы пошли наперекосяк. К этому времени Costa Concordia имела крен более 20 градусов, так что некоторые из висящих по бортам шлюпок использовать было уже невозможно.

Розентол и ее сестра оказались в одной из шлюпок, которые были спущены на воду первыми. К пирсу острова Гильо они причалили в 23:14. Там к ним сразу кинулся спасатель-волонтер с просьбой отдать свои жилеты. С лайнера сообщали, что около 500 пассажиров катастрофа застала врасплох, и они не смогли забрать спасжилеты из своих кают.

Примерно в 23:30 Скеттино спустился в спасательную шлюпку (как говорит он сам, «упал в шлюпку»), и его повезли к берегу. За спиной он оставил свое судно и сотни пассажиров. Есть сообщения, что другие офицеры из команды «Конкордии» последовали его примеру, хотя были и такие, кто занимался доставкой пассажиров на берег.


Спасательные операции начинаются, как правило, с того, что пострадавшее судно освобождают от всех запасов горючего. Дело не только в том, что это топливо представляет собой экологическую угрозу, но и в том, что его вес будет мешать при подъеме судна.

Нэнси Лофаро вспоминает, как страшно было ждать в спасательной шлюпке, пока матросы мешкали с ее спуском. «Из-за предельного крена спускать шлюпки на воду было почти невозможно. Шлюпка все время колотилась о борт лайнера, — рассказывает она. — Сидящие внутри люди непрерывно кричали».

Скеттино посадил Costa Concordia на мель в таком месте, где глубина составляла примерно 13 м. Когда судно, наконец, завалилось на борт, десятки людей выпрыгнули или выпали в воду. Некоторые из них были в вечерних костюмах. Температура воды составляла около 14 °C. В такой воде конечности теряют подвижность за считанные минуты, а менее чем через час наступает смерть от переохлаждения.

00:42 Эпилог драмы

К этому моменту вертолеты итальянской береговой охраны засекли место крушения по передаваемым навигационной системой корабля координатам. Оказавшихся в воде искали с воздуха с помощью инфракрасных камер. Более 100 человек еще удерживались на палубах выше уровня воды — им пилоты вертолетов сбросили специальные ремни, чтобы можно было к чему-нибудь пристегнуться.


Офицер береговой охраны Де Фалько дозвонился до Скеттино по сотовому телефону. Пограничник потребовал, чтобы капитан вернулся к своим обязанностям, но получил отказ в самой категорической форме. «Возможно, ты и спас свою шкуру, но ты у меня за все заплатишь», — прокричал по телефону Де Фалько.

Список жертв при крушении Costa Concordia достиг 32 человек (включая двоих пропавших без вести). Скеттино обвиняется в непредумышленном убийстве, под следствие также попали его первый помощник, несколько членов экипажа и некоторые должностные лица компании Costa.

Анализируя действия экипажа Costa Concordia, трудно сразу формулировать рекомендации, которые позволили бы избежать подобного в будущем. Правда, один урок уже извлечен: учения со спасательными шлюпками на прогулочных лайнерах проводятся до, а не после отплытия в круиз.

Гибель «Титаника», сколько бы ни говорили о человеческих ошибках, повлекших за собой катастрофу, стала прежде всего предостережением от безоговорочной веры в технику. Случай с лайнером Costa Concordia заключает в себе иную мораль: не стоит слишком доверять тем ответственным лицам, которые полагают, будто ваша безопасность не требует от них никаких усилий.

Загрузка...