docgid.ru

Понятие девиантного поведения. Девиантное поведение: виды, причины и проявления

Подростковый период принято называть трудным. Люди часто используют понятие «трудный подросток». Молодые парни и девушки отличаются своим девиантным поведением, которого не скрывают. Каковы причины проявления всех признаков неконтролируемого поведения? Также рассмотрим формы, классификацию и профилактику такого поведения.

Подростковый возраст еще называют «переходным» (и не зря). Именно в этот период ребенок перестает безусловно слушаться родителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать собственные интересы. Родителям трудно перестроиться и принять тот факт, что их ребенок повзрослел. Теперь ему нужно не указывать, а договариваться, учитывая, что его собственные мысли и идеи могут быть абсурдными и далекими от реальности.

Девиантное поведение, которое проявляется у подростков, можно назвать попыткой ребенка отстоять свою позицию. Поскольку дети являются более искренними в своих проявлениях, то и их поведение является эмоциональным и ярким. Они пока только пробуют собственные силы в полной мере, которые раньше подавлялись запретами родителей. Теперь они хотят раскрыть крылья и полететь, как взрослые. Естественно, что поначалу у них все будет получаться плохо.

Девиантное поведение часто носит разрушительный характер, когда подростки начинают употреблять наркотики, прогуливать уроки, драться с другими детьми и даже нарушать закон. Это тоже является способом проявления себя. Чем меньше родители могут справиться с собственным ребенком, тем больше становится очевидной необходимость обращения к психологу..

Что такое девиантное поведение?

Что такое девиантное поведение? Под ним понимается совершение поступков, которые противоречат нормам морали, этики и общепринятых законов. Когда человек совершает поступок, противоречащий устоям и стандартам, его стараются пресечь различными способами, например, лечением, изоляцией, исправлением или наказанием.

Девиантное поведение не считается болезнью, поскольку человек в любой момент может прекратить совершать плохие поступки. У него есть множество определений:

  • Девиантное поведение – угроза для физического и социального выживания человека в обществе или коллективе. Социология подразумевает нарушение усвоения человеком социальных норм и нравственных ценностей.
  • Девиантное поведение в медицине носит форму отклонения в морально-нравственном поведении, когда человек поступает или говорит на фоне нервно-психической патологии, пограничного состояния и психического здоровья.
  • Девиантное поведение в психологии является отклонением от общепринятых и нравственных норм, когда человек наносит ущерб себе, окружающим, общественному благополучию.

Социальная норма, на которую ориентируются люди при оценке поступков подростков и окружающих, является сводом правил и устоев, что делать допустимо. Все, что выходит за данные рамки, называется девиантным. Соответственно, можно различить:

  1. Положительную девиацию, когда человек разрушает общественные устои ради созидания, творчества, прогресса социума.
  2. Негативную девиацию, когда совершаются дезорганизующие, дисфункциональные поступки, разрушающие.

Девиантное поведение часто проявляется тогда, когда социально допустимые цели не соответствуют реальным возможностям. Человек вынужден прибегать к аморальным, незаконным, плохим поступкам, чтобы достичь своей цели. Ярким примером может стать желание достичь богатства. Поскольку не всем людям предоставляется работа, которая бы высоко оплачивалась, многие идут на различные девиантные поступки:

  • Совершают преступные действия, например, воруют деньги.
  • Работают в сфере интимных услуг.
  • Связываются с криминальными лицами и пр.

Другой яркой формой девиантного поведения является протест, непринятие, неповиновение общественным устоям. Человек открыто и демонстративно борется с тем, что принято в обществе.

Девиантное поведение является результатом нежелания или неумения человека и его требованиям. В некоторых ситуациях его можно назвать попыткой отыскать новые способы достижения счастливой жизни, где свобода и желания человека реализовываются.

Девиантное поведение подростков

Говоря о плохом поведении, часто упоминается поведение подростков, которые ярко проявляют все формы девиации. Невозможно говорить о том, что девиантное поведение является следствием одной причины. У каждой группы подростков имеются свои мотивы, которые побудили их действовать в противовес общественным устоям.

Современное общество отличается своей меркантильностью. Единственной ценностью являются деньги. Подростки ищут способы легкого их получения, отмечая, что учеба и труд являются слишком трудоемкими и неблагодарными. Это обусловлено экономическим положением в стране, а также теми денежными проблемами, которые ребенок наблюдает в своей семье. Желания подростка намного сильнее общественных запретов, поэтому здесь пробуются любые способы достижения целей.

Подростковое поведение продиктовано желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от важных людей. Авторитетами в данном случае являются друзья или люди, с которых подросток берет пример. В редких случаях авторитетами являются родители. Подросток желает жить в свое удовольствие, вот почему он позволяет себе совершать поступки, которые могут быть одобрены в его кругу друзей. Данная тенденция начинает снижаться после 18 лет.

Ребенку еще трудно не поддаваться чужому влиянию. Его проявления являются самыми яркими и искренними. Часто он идет против общественных правил, чтобы привлечь к себе внимание. Девиантное поведение подростков бывает:

  • Делинквентным противоправным.
  • Антисоциальным.
  • Антидисциплинарным.
  • Аутоагрессивным: нанесение себе вреда, мысли о самоубийстве.

Девиантное поведение продиктовано тремя факторами:

  1. Социальное окружение.
  2. Условия воспитания.
  3. Физическое развитие.

Подростки начинают тщательно осматривать свою внешность. Девушки стремятся быть стройными и грудастыми, а парни – высокими и накачанными. Если кто-то выбивается из норм, ему приходится другими способами доказывать свою важность для социума. Одни подростки уходят в «подполье», их называют белыми воронами. Другие начинают через девиантное поведение показывать свое превосходство: драться, совершать противоправные поступки, курить, пить алкоголь и пр.

Проблемой формирования девиантного поведения психологи считают то, что физически человек созревает быстрее, чем психологически. Он замечает, что становится взрослым, что происходит в момент полового созревания. При этом на уровне психики он продолжает оставаться ребенком.

Эмоциональная неустойчивость, отсутствие развитых психологических качеств взрослого человека, но наличие взрослого тела, готового к размножению и подверженного гормональным влияниям, — все способствует совершению поступков, которые будут порицаться обществом и родителями.

Признаки девиантного поведения

По каким признакам можно распознать девиантное поведение?

  • Оно отличается от общепринятого.
  • Оно выражает дезадаптицию человека к общественным устоям.
  • Оно подвергается резкой и негативной оценке общества.
  • Оно несет ущерб либо себе, либо окружающим, либо социальному благополучию.
  • Оно приводит к постоянной смене друзей и конфликтам с людьми.
  • Оно приводит к неуспеваемости в школе, рассеянности внимания, неспособности довести дело до конца.
  • Оно развивает инфантильность. Человек не способен обеспечивать себя и отвечать за свою жизнь в целом.
  • Оно развивает страхи, фобии, депрессивные или нервные расстройства.
  • Оно провоцирует развитие низкой самооценки и комплексов.
  • Оно выражается в конфликтности и неспособности «держать удар». Частые уходы из дома.
  • Оно развивает многочисленные психологические защиты и импульсивное поведение.
  • Оно характеризуется психосоматическими болезнями.
  • Оно выражается агрессией и упрямством.
  • Оно выражается нетипичными и разрушительными интересами, наклонностями, хобби.

Положительным признаком девиантного поведения является проявление одаренности. Если социум не обеспечивает одаренного человека благоприятной средой, тогда у него развиваются нервные и психические расстройства, нарушение в физическом развитии, комплекс жертвы.

Яркими примерами девиантного поведения, направленного в ущерб себе, являются:

  1. Шрамирование или нанесение пирсинга, татуировок.
  2. Нанесение увечий.
  3. Уничтожение своего творчества.
  4. Нарушение питания.

Формы девиантного поведения

Следует понимать, что девиантное поведение не является статическим значением. Многое зависит от того общества, в котором подросток живет. Если в социуме приемлемым являются вымогательства или получение взяток, то на уровне общественном оно будет порицаться, но на уровне межличностном процветать. Типичными формами девиантного поведения являются:

  • Уголовная преступность.
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Азартные игры.
  • Проституция.
  • Самоубийство.
  • Психическое расстройство.

Р. Мертон выделяет 4 типа девиации:

  1. Инновация – достижение социальных целей не принятыми в обществе методами:
  • Финансовые пирамиды.
  • Проститутки.
  • Великие ученые.
  • Шантажисты.
  1. Ритуализм – отрицание общественных целей и чрезмерная абсурдность способов их достижения. Например, скрупулезные люди, которые по многу раз проверяют свою работу, забывая о конечной цели.
  2. Бунт – отрицание и целей, и способов их достижения, желание заменить их чем-нибудь новым. Это так называемые революционеры.
  3. Ретретизм – бегство от необходимости достигать целей. Например, бомжи, наркоманы, алкоголики.

Другими формами девиантного поведения подростков являются:

  • Гиперкинетическое расстройство – импульсивность, неспособность довести дело до конца, безрассудность, склонность к попаданию в несчастные случаи. Характеризуется отсутствием дистанции со взрослыми и низкой самооценкой.
  • Социализированное расстройство – построение плохих взаимоотношений с теми, у кого есть власть. Они проявляют агрессию в их отношении, при этом имеют подавленные качества: депрессия, потеря интересов, сильные страдания и пр.
  • Расстройство поведения, которое ограничивается семьей – агрессивное и антисоциальное поведение в отношениях с родственниками. Например, поджоги, воровство, жестокость.
  • Несоциализированное расстройство – недоверительное отношение абсолютно ко всем людям, желание отгородиться от них. , жестоким, драчливым, грубым. В редких случаях устанавливаются хорошие взаимоотношения, но в них отсутствует доверие.
  • Делинквентное нарушение – проявление поступков, которые нарушают правила или закон. Например, кражи, мошенничество, спекуляция.

Отдельно следует отметить половое девиантное поведение. Дети рано созревают, испытывая половое влечение. Те, кто достигает позднего полового развития, часто становятся объектами для издевательств. Могут раздевать догола, играть их половыми органами, требовать сношения с животными и т. д. Если со временем такое поведение не меняется, тогда оно превращается в привычку, которую отыгрывает человек уже во взрослом возрасте.

Причины девиантного поведения

Многие причины девиантного поведения кроются в семейных отношениях ребенка с родителями. Неполные семьи являются самыми распространенными факторами, которые формируют у подростков негативные качества. Когда одна мать (реже отец) занимается воспитанием ребенка, отыгрывается одна модель поведения. Ребенок не имеет разнообразия и целостной картины мира.

Не редкостью являются трудные подростки из полных семей. Здесь причины девиантного поведения кроются исключительно во взаимоотношениях родителей с детьми или между самими родителями. Внешне некоторые семьи могут выглядеть исключительно благополучными и счастливыми. Однако если в их семье вырастает ребенок, проявляющий девиантное поведение, тогда это указывает на то, что в отношениях между родственниками что-то не так.

Девиантное поведение может быть следствием плохого поведения самих родителей. Мама и папа сами проявляют антисоциальные повадки, поэтому ребенок за ними повторяет. Часто трудные подростки вырастают в конфликтных семьях, где родители и дети постоянно конфликтуют. Для них такое поведение уже становится нормальным.

Отдельное внимание следует уделить «алкогольной» семье. Если родители пьют или в семье есть хронический алкоголик, это будет негативно сказываться на развитии ребенка.

Девиантное поведение является зачастую результатом различных психологических проблем, которые развиваются в ребенке в результате воспитания или обстановки в семье:

  • Страхи.
  • Комплексы.
  • Недостаточный надзор.
  • Невыраженная агрессия.
  • Мечтательность и фантазерство.

Не следует исключать девиантное поведение, которое спровоцировано различными психическими расстройствами у самого ребенка либо у кого-то из его близких. В первом случае подросток может не до конца оценивать правильность собственного поведения. Во втором случае подросток испытывает некоторое давление извне, что заставляет его убегать от неприятностей.

Классификация девиантного поведения

Разные типы девиантного поведения разделены на 3 классификации:

  1. Криминогенный уровень – совершение уголовно-наказуемых поступков:
  • Наркомания.
  • Алкоголизм.
  • Преступность.
  • Самоубийство.
  1. Докриминогенный уровень – не представляют опасности для общества:
  • Мелкие проступки.
  • Употребление токсических, алкогольных, наркотических веществ.
  • Нарушение норм морали.
  • Уклонение от общественной деятельности.
  • Нарушение поведения в общественных местах.
  1. Преддевиантный синдром – факторы, развивающие устойчивое девиантное поведение:
  • Агрессивное поведение.
  • Аффективное поведение.
  • Антисоциальные формы поведения.
  • Негативное отношение к учебе.
  • Низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Психологи отмечают, что профилактика девиантного поведения намного лучше, чем необходимость лечить или устранять такие проявления подростков. Однако профилактику достаточно трудно провести, поскольку речь идет обо всем социальном устройстве.

Многое начинается с семьи. Если родители конфликтуют, ущемляют права и свободу ребенка, курят, пьют или употребляют наркотики, являются преступниками или совершают асоциальные поступки, то непременно у ребенка разовьются подобные проявления. Не стоит удивляться, что в неблагополучной семье растет трудный подросток. Чем сложнее ситуация в семье, тем труднее становится ребенок.

На уровне общественном существует множество проблем, которые не помогают отдельному индивиду вырасти социально адаптированным и психически здоровым. Активно процветает бродяжничество (нищета), алкоголизм и наркомания. В стране с упадническим экономическим уровнем просто невозможно обойтись без преступных действий. Сначала ребенок все это видит, потом сам доходит до мысли о том, чтобы попробовать такие формы поведения, которые в обществе порицаются, но помогают достичь душевного равновесия в условиях неблагополучной обстановки в стране.

Родители, воспитатели и учителя являются теми проводниками, которые должны развивать в ребенке положительные и нравственные качества. Однако не стоит забывать о том, что:

  1. Сами эти проводники являются людьми, которые могут обладать негативными качествами характера.
  2. Сами эти проводники могут формировать ситуации, из которых детям невозможно выйти благими поступками.

Следует понимать, что ребенок исходит из благого намерения сделать себе хорошо, сохранить свое здоровье и психическое равновесие. Если он пребывает в ситуации или обстановке, от которой следует убегать, тогда он будет искать различные способы достижения цели. Если только асоциальными и аморальными поступками ему удается сделать себя счастливым, тогда это станет его моделью поведения. А обстановка или ситуация зачастую формируется родителями, воспитателями и учителями в детском возрасте и обществом, страной – во взрослом.

Прогноз

Говорить о том, что можно воспитать здоровое общество не приходится, поскольку данный аспект затрагивает все уровни и сферы жизни людей. Прогноз становится неутешительным, поскольку ни один ребенок не сможет вырасти здоровым и благополучным. Даже если родители создадут идеальные условия для его проживания, не следует забывать о том, что социальный мир покажет другую сторону медали, и ребенок будет вынужден учиться вести себя по-другому, а не так, как дома.

Девиантное поведение нельзя назвать исключительно негативным явлением. Многое зависит от поступков, которые человек совершает, от целей, которые достигает, и мотивов, которыми руководствуется. Девиантное поведение – скорее чужое мнение на счет того, как себя ведет человек. Не сам человек оценивает свои поступки, а окружающие. Говорить о том, насколько его поступки неоправданны и плохи, абсурдно, поскольку все исходят исключительно из собственных интересов и пожеланий.

Игнорировать и оставлять без внимания девиантное поведение подростков также не следует. Итог может быть неприятным, поскольку девиантное поведение вскоре переходит в привычку, которая может жестко наказываться обществом. Ребенку следует помочь в исправлении собственного поведения. Если родители не могут сами справиться с проблемой, тогда следует воспользоваться услугами психолога.

Девиантное поведением называют прочно устоявшуюся форму поведения с явными признаками отклонения от общепринятых социальных норм. Способно причинить вред индивиду и окружающим. Часто сопровождается дезадаптацией в социуме.

Что можно считать отклоняющимся или девиантным поведением? То, что является ненормальным? Но что будет ненормальным? Сложность диагностирования усугубляется многосторонними взглядами на проблему норму и патологии в различных научных областях. В разных источниках встречаются термины «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение» или «расстройства поведения (девиации)». В данной статье будет использоваться в основном термин девиантное поведение. Все эти термины в России тождественны.

Проблема девиаций изучается психиатрами, психологами, философами, педагогами, социологами. Если употребление наркотиков, как форма девиации, вызывает психологическую зависимость, с этим будут работать психологи. Но у наркомана формируется и физическая зависимость, т.е. болезнь – наркомания, это уже сфера медицины.

Но тогда в чем же будет основная проблема наркомана? В психологической зависимости или надо бороться прежде всего с болезнью? Как можно избавить человека от физических страданий, не вникая в его особенности психики? Будет ли ясным механизм патогенеза при одностороннем подходе? Девиантное поведение – это не патология и не сугубо медицинский термин. Так ли уж ненормальны в смысле психического здоровья убийцы или маньяки, наркоманы или алкоголики? Или у них изначально психика с рождения была с «изьяном»? К сожалению, вопросов здесь намного больше, чем ответов.

Отклоняющееся поведение выражает психологический статус личности на оси «социализация-дезадаптация-изоляция» (Е.В. Змановская).

Попытки исследователей поиска чего-то ненормального в отклоняющемся поведении, с последующей рубрификацией в «нормальное» и «ненормальное» по тем или иным признакам, ведут по сути в никуда, они бесконечно спорны. Если учесть, что в разных науках эти понятия могут еще и противоречить друг другу при сравнении. Люди с девиациями могут быть психически здоровыми, а могут иметь серьезные патологии психики.

Что является причинами отклоняющегося поведения? Пока точно неизвестно, но обычно выделяются влияние социальной среды и личностные особенности индивида. Медицинские предпосылки рассматриваются в основном при наличии патологических изменений в психике. Существует несколько подходов в попытках классифицировать девиантное поведение. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся.

Девиантное поведение с точки зрения социологов – это социальное явление. В рамках социального подхода различают следующие девиации:

  • Стремление к совершению преступлений или правонарушений.
  • Чрезмерное употребление алкоголя или алкоголизм как таковой.
  • Зависимость от употребления психоактивных веществ, наркомания.
  • Стремление к совершению самоубийства.
  • Уходы из дома на длительный срок, бродяжничество.
  • Поведение, противоречащее нормам морали, нравственности и этики.
  • Занятия проституцией.
  • Хулиганство.
  • Приверженность к религиозным сектам, доходит до фанатизма.

Юристы считают отклоняющимся поведением все действия, за которые человека можно привлечь к ответственности перед законом. Исходя из степени потенциальной опасности для общества выделяют следующие формы отклоняющегося поведения:

  • Правонарушение – это неисполнение нравственных и правовых норм, требований законодательства о надлежащем поведении человека.
  • Проступки – это уклонение или прямой отказ от выполнения норм и правил, прописанных в различных нормативно-правовых актах (кроме УК РФ), не представляющих серьезной опасности для общества. В виде наказания за проступки предусмотрены меры дисциплинарного или общественного воздействия.
  • Преступления – это самая опасная форма, за действия, трактуемые как преступные, человека привлекают к уголовной ответственности.

В уголовной и гражданской сферах Российского законодательства представлены классификации девиантных форм поведения с точки зрения права. Если возвратиться к социальным аспектам рассмотрения проблемы, то прежде всего нуждается в рассмотрении понятие социальной дезадаптации , так как именно различные формы дезадаптации влекут за собой проявление девиаций.

Дезадаптация – проявление снижения способностей следовать требованиям общества с обязательным ощущением их как личностно значимых, а также невозможность выражать свою индивидуальность при текущих условиях социальной среды.

Социальная дезадаптация проявляется в снижении обучаемости, в постоянных или частых неудачах в семейной жизни, межличностных отношениях с окружающими, сексе, здоровье, частых разногласиях с законом.

В личностных проявлениях дезадаптации рассматривают:

  • Нигилистические взгляды на социальные требования, постоянная оппозиция и протест.
  • Отрицание своей вины даже при очевидных доказательствах, постоянные претензии к окружающим.
  • Постоянное эмоциональное напряжение.
  • Неумение контролировать свое состояние, продуктивно справляться с негативными эмоциями.
  • Низкие коммуникативные навыки.
  • Мыслительные и поведенческие реакции, неадекватные внешним проявлениям (когнитивные искажения реальности).

Очевидными признаками социальной адаптации у детей и подростков будут употребление наркотических средств, алкоголизация, проституция, бродяжничество, частые конфликты с законом, пиромания, сексуальные девиации, интернет зависимость, гемблинг (зависимость от азартных игр), суицидальные попытки, вступление в религиозные секты и т.д.

Медицинский подход

Медицинская классификация девиаций выстроена с обязательным учетом возраста и наличия психопатологических критериев. Поведенческие особенности рассматриваются с точки зрения клинических проявлений и диагностических критериев, соответствующих им.

Медики выделяют следующие поведенческие расстройства: зависимость от химических веществ, нарушения пищевого поведения (неконтролируемое обжорство, булимия, анорексия, депрессии после родов, употребление витаминов или стероидов в излишнем количестве, мании (поджоги, воровство, игры и т.д.), нарушения в сексуальной сфере неорганической природы (вуйаеризм, эксбеционизм, садизм, педофилия и т.д.).

Также группа поведенческих расстройств, свойственных именно подросткам:

  • Проявления агрессивного поведения (значительно превышающие обычное упрямство или несогласие с правилами) дома и в межличностных отношениях с близкими.
  • Несоциализированное расстройство. Такие подростки агрессивно ведут себя с другими детьми, не способны к коммуникции. Из-за этого не могут войти в социальные группы и выстроить нормальные отношения.
  • Социализированное расстройство поведения. Подростки выстраивают взаимоотношения в социальной группе, их в стиле поведения преобладает агрессия.

Также медицина выделяет смешанное расстройство поведения и эмоций (F92) – агрессивное и асоциальное поведение подростков при наличии у них депрессии, тревоги и других аффективных нарушениях. Психиатра в любом случае при диагностике ждут большие трудности, поэтому ему нужно заниматься своим делом – наблюдать и анализировать психические расстройства, аккуратнее использовать свои диагностические критерии при попытках параллельно проникать в смежные дисциплины.

Психологический подход

Е.В. Змановская предложила классификацию, основываясь на виде нарушаемой нормы и последующих отрицательных последствиях девиаций:

  1. Антисоциальное (деликветное) поведение. Сюда включается любая форма поведения (действия или бездействия) несет вред обществу в различной степени вплоть до привлечения к ответственности перед законом. У взрослых проявляется в противоправных и преступных действиях, влекущих за собой уголовную или гражданские виды ответственности. Такие подростки занимаются воровством, грабят, совершают акты вандализма, вступают в драки без особых причин, но дерутся жестоко, легко переступают через закон и нормы морали. Дети от 5 до 12 лет воруют, мучат или издеваются над животными, проявляют недетскую жесткость в отношениях со сверстниками и младшими детьми.
  2. Асоциальное поведение. Это постоянное целенаправленное несоблюдение общественных и морально-этических и нравственных норм, представляющих угрозу межличностным отношениям. Такие подростки и дети рано вступают в половые связи, часто меняют партнеров, занимаются проституцией, склонны и к другим нарушениям в сексуальной сфере (вуайеризм, совращение, эксбеционизм и др.).

Часто именно такие подростки оставляют неприличные надписи и рисунки на стенах, в лифтах. Делают шрамирование, татуировки, тематика определяется включенностью в разные субкультуры. Среди детей такое поведение чаще выражается в уходах из дома, постоянным стремлением ко лжи, злословию, нередки вымогательство, попрошайничество.

  1. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение. Выражается в поведении, отклоняющемся от норм медицины и психологии. Примерами служат различные виды зависимостей. Либо такие девианты ищут риска для своей жизни в различных видах деятельности – быстрой езде, экстремальных видах спорта и увлечениях.

Специфика аутодеструктивного поведения заключается во взаимосвязи формы поведения и групповых ценностях. Т.е. поведение подростка может быть продиктовано влиянием социальной группы, в которой он интегрирован. Проявляется в самопорезах, шрамировании, татуировании, патологическом обжорстве или отказе от пищи и стремлении похудеть, употреблении наркотических веществ, компьютерной зависимости. Иногда в суицидальном поведении. У детей как вариант проявляется в табакокурении или токсиокомании. Но аутодеструктивное поведение обычно не характерно для детей.

После рассмотрения различных подходов к рубрикации девиантного поведения можно увидеть много общего между медицинским и психологическими подходами. Но любая классификация является условной. В реальности часто все эти формы девиантного поведения сочетаются в различных вариациях или пересекаются. Поэтому каждый случай рассматривается индивидуально.

Классификация по структуре девиантного поведения

В.Д. Менделевич разделили девиации на индивидуальные и групповые . В первом случае имеются ввиду различные психопатии (расстройства личности) и другие формы поведения, классифицируемые как клинические формы, зависимость от внешних влияний при формировании девиаций отсутствует.

Но чаще мы сталкиваемся с групповыми девиациями. В основе возникновения лежит принцип давления группы и проявления лояльности и толерантности к такому виду отношений. Другими словами, в группе правила обычно молча принимаются всеми и выполняются. Также следует помнить, что подростки склонны к реакции группирования и стремлению соответствовать стандартам этой группы.

Девиации могут быть временными, постоянными, устойчивыми и неустойчивыми . Временные обычно непродолжительные и прекращаются, когда подросток выходит из группы. Постоянные продолжительны и мало зависят от внешних стимулов. В случае с устойчивой девиацией мы будем иметь дело с одной формой прочно устоявшегося вида отклоняющегося поведения. Основной чертой неустойчивой является частая смена девиаций и непродолжительность ее существования.

Можно встретиться со стихийной и спланированной девиацией , структурированной и неструктурированной . Стихийные возникают внезапно и под воздействием эмоций и внешних обстоятельств. Спланированные всегда имеют заранее продуманный план и четко очерчены. При подготовке к ним индивид испытывает удовольствие и эмоциональный подъем. При структурированной все роли заранее расписаны, кто и что делает. При неструктурированной иерархия во взаимоотношениях отсутствует, организация на низком уровне, связи слабые, действия непродуманные.

Различают еще экспансивные и неэкспансивные, альтруистические и эгоистические . При экспансивных девианты вторгаются в жизнь других людей, посягают на их свободу и права – сексуальные девиации, агрессия, аддикция отношений. При неэкспансивном индивид воздействует на себя (пищевые аддикции, спортивные). Эгоистические нацелены на получение удовольствия. Альтруистические направлены на других людей и самопожертвование. Иногда проявляются при некоторых видах суицидального поведения.

Креативность, как позитивная форма девиации

Человек не в состоянии постоянно соблюдать все нормы и правила. Гармоничное развитие личности предполагает активную деятельность, творческую направленность. По мнению В.А. Петровского если его «могут притягивать опасность, неопределенность успеха, неизведанное», то индивид сочетает в себе творческий потенциал, а его поведение можно назвать идеальным. Его действия считаются надситуативной активностью.

Прогресс в науке и культуре постоянно обязывает творческого индивида действовать за рамками клишированного поведения. Его стремления к новым впечатлениям и переживаниям называют поисковой активностью. Это не свойственно обычному рядовому человеку. Ему интересны скорее гарантии стабильности, безопасности. Ему не нужна новизна в чувствах. Он соблюдает все нормы и правила, тем и живет.

Девианты не могут жить в состоянии покоя и стабильности, им всегда нужна острота ощущений и что-то новое. Их поисковая активность в результате носит саморазрушающий характер. В нормальном творчестве удовольствие приносит сам процесс. Получение отрицательного результата говорит исследователю, что нужно искать другие пути. У девианта только одна цель – получение удовольствия от самого результата.

Основой креативности служит дивергентное мышление – способность решать задачи различными способами, постоянный поиск альтернативных решений. Креативное мышление удивительное гибкое. Там, где обычные люди находят одно или два решения, креативные найдут бесконечное множество. Они не привыкли довольствоваться одним решением. Могут легко переходить от одного аспекта проблемы к другому. Такие люди всегда предлагают оригинальные и неожиданные решения, всегда могут смотреть на проблему «под разными углами». Если девианта удается поставить «на путь истинный», то он нередко обнаруживает потенциал к высокому личностному росту и творческое начало.

Коротко о некоторых видах девиантного поведения

Деликвентное поведение. Это противоправное поведение, угрожающее безопасности обществу. Индивид, подверженный этому типу поведния будет деликвентом, а действия, совершаемые им деликтами. В сущности деликвентное поведение направлено против государственных норм и правил, выраженных в законодательных актах.

В психологии деликвентное поведение трактуется как любой противоправное действие, нарушающие общественные устои и порядок и вовсе не обязательно влечет за собой уголовную ответственность и не обязательно является преступлением. Почему одни люди легко соблюдают закон, а другие нет?

Также вспоминаются данные о половых различия при совершении преступления – женщины чаще убивают детей, воруют в магазинах, занимаются проституцией, мужчины чаще крадут, грабят, причиняют телесные повреждения, убивают, угоняют автомобили, совершают сексуальное насилие. Наличием психопатологий совершение противоправного действия или преступления вряд ли можно объяснить. Хотя, этот вопрос открыт для обсуждения.

Зависимое поведение (аддиктивное). Является серьезной социальной проблемой уже многие годы. Из-за него может быть утрачена полностью или частично работоспособность, ухудшается финансовое и социальное положение, проблемы в семье, личных отношениях, сексе, провоцирует совершение преступлений. Самыми часто встречающими объектами зависимости являются психоактивные вещества, в том числе алкоголь, пища, игры, секс, интернет, покупки, религия, религиозные секты.

Степень выраженности различная – иногда внешние признаки отсутствуют, порой возможны биологическая и психологическая зависимости, серьезные нарушения социальной адаптации или даже изоляции, а также признаки психопатологий. Все виды аддикций могут сочетаться друг с другом или переходить из одной формы в другую. Аддикция как процесс циклична.

Суицидальное поведение. Суицид – это самоубийство, т.е. осознанное лишение себя жизни. Является ли суицидальное поведение патологическим? Вряд ли. В наши дни этот вид поведения не рассматривается как признак психического заболевания. Обычно это поведение психически здорового человека. Разумеется, есть и другие точки зрения.

Суицидальное поведение – это действия человека, направленные на самоубийство или на представление самоубийства. В его структуре выделяют непосредственно суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, чувства, высказывания или намеки). Выделяют истинный суицид – когда человек целенаправленно лишает себя жизни, но этому предшествует депрессивные состояния, подавленное настроение. Окружающие часто даже не догадываются о происходящем. Демонстративный суицид – не связан с истинным желанием уйти из жизни, направлен на привлечение внимания к себе, смерть наступает только случайно. Скрытый суицид – занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих» точках, иная деятельность, связанная с постоянным риском для жизни. Суицидальное поведение больше распространено среди подростков и взрослых. У детей это проявляется редко.

Агрессия не является отдельной формой девиантного поведения. Но она тесно связывается с различными формами девиаций за счет деструктивности (разрушительности), которая в свою очередь является признаком девиантного поведения. И все формы девиантного поведения – деликвентного, зависимого или суицидального обязательно несут в себе агрессию, направленную либо на себя, либо на окружение.

Пример девиантного поведения:

Андрей Г., 21 год. С 10 лет воспитывается в детском доме. Отец умер в тюрьме, когда Андрею было 12 лет, был осужден за грабеж. Мать лишена родительских прав, ведет асоциальный образ жизни, страдает от алкоголизма. Андрей характеризуется как слабохарактерный и ведомый подросток. Легко поддается чужому влиянию, курит сигареты с 11 лет, сформировалась зависимость от табакокуреия через 4 года (по мнению наблюдающего психиатра). Алкоголь употребляет эпизодически. Неоднократно замечен в употреблении так называемого «спайса» и курения марихуаны. К воспитательным беседам относится спокойно, с насмешкой. Говорил откровенно не один раз, что хочет сесть в тюрьму, считая, что это поднимет его авторитет среди сверстников. В состоянии алкогольного опьянения совершил кражу велосипеда. Который впоследствии продал. Не проявлял никакого интереса к учебе, часто прогуливал школу. Легко ввязывается в драки с посторонними при малейшем затрагивании его интересов.

С трудом окончил 9 классов. В ПТУ был отправлен практически насильно. Физически развит хорошо, некоторое время увлекался паркуром, неоднократно показывал свои достижения перед другими воспитанниками детского дома, прыгал с крыши гаражи с попутным «сальто», постоянно стремился к риску, забирался на высокие ограждения или крыши и оттуда прыгал. У Андрея были неоднократные переломы.

Среди сверстников особенным уважением или авторитетом не пользовался, но они его и не отвергали. Покинув детский дом в 18 лет уже через полгода был осужден за распространение и продажу наркотических веществ. Через 1,5 года был выпущен на свободу. Но буквально еще через полгода осужден вновь, на этот раз за разбойное нападение в группе лиц. Никакого сожаления к сделанному не испытывает. Считает, что очередное заключение только добавит остроты жизни, как он признался, так как на свободе жить ему скучно. Интересы молодого человека заужены, ценность собственной жизни внешне отрицается. Профилактические меры, в том числе психотерапия, никакого положительного воздействия не оказали.

Здесь наблюдается зависимость от табакокурения, есть признаки деликвентного поведения. Интерес к жизни практически отсутствует, склонность к неоправданному риску жизнью и здоровьем. Необходима комплексная терапия.

Тесты на выявление различных форм девиантного поведения

Для выявления форм девиаций можно использовать тесты. Но следует осторожно относиться к их результатам. Они не являются очевидным диагностическим критерием. Скорее, только как способ подтвердить свои подозрения. Для выявления химической зависимости или алкогольной можно использовать тест RAFT. Тест на алкоголизм университета штата Мичиган (MAST), выявляет ранние стадии алкоголизма. Тест Фагерстрёма – определяет степень зависимости от никотина. Способы тестирования выбираются в зависимости возраста, пола и поведения.

Профилактика девиантного поведения

Она выстраивается на уровне социальной политики государства. Должна проводиться начиная с раннего детства во всех сферах организации профилактики – социальном, правовом, психологическом, педагогическом.

Формы психопрофилактической работы:

  • Воздействие на общество и социальную среду в целом. Объект работы – семья, класс (или иная социальная группа), отдельный индивид. Воздействие на формирование негативного мнения о девиантном поведении. Использование социальной рекламы как способа воздействия. Положительное влияние медийных средств информации, выбор грамотной политики средств массовой информации.
  • Информирование. Чтение специальной литературы, проведение лекций, бесед. Информация должна быть дифференцирована по полу, возрасту и иным характеристикам. Отказ от преобладания запугивающей информации.
  • Обучение навыкам успешной коммуникации через тренинги и коллективные занятия.
  • Организация замещающих вариантов деятельности девиантному поведению. Сюда включают воспитание устойчивых интересов к социально одобряемым формам деятельности. А также положительно влияющих на самооценку и развитие личности (спорт, искусство, познание).
  • Забота о своем здоровье, как стиль поведения и жизненная позиция. Человек должен осознавать значимость своего здоровья, нести за это ответственность и стремиться к гармонии с окружающим миром и самим собой.
  • Личностный рост. Это тренирует невосприимчивость к негативным воздействия и улучшает адаптационные возможности индивида.
  • Уменьшение негативных последствий от уже возникших девиаций, недопущение рецидива.

Разумеется, профилактика должна быть комплексной, последовательной, дифференцированной и своевременной.

В современном мире проблема девиантного поведения стоит особо остро. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный доступ к информации, развитие демократии, а также социальные явления часто становятся причиной негативных реакций в подростковой среде. Молодёжь бунтует против несправедливости, устоявшихся или навязанных моральных принципов. Часто этот протест перерастает в особо опасные формы, которые приносят вред не только юному «революционеру», но и всему обществу.

Отклонения от норм поведения

Границы дозволенного были давно очерчены человечеством в процессе его развития. Девиантное поведение, примеры которого можно наблюдать во всех слоях общества, - это отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Оно является нестандартным, не оправдывает ожиданий окружающего мира или группы людей. Понятно, что нет абсолютно идеального общества: часто его члены делают исключения из правил, обходят каноны, не выполняют поставленных задач. Но эта реакция не имеет агрессивного или разрушительного окраса, скорее, она наполнена элементами хитрости, лени, алчности и другими индивида. Такой человек если и наносит ущерб себе и другим людям, то он незначительный, легко исправимый.

Совсем другое дело - девиантное поведение. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что оно оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и человека, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности. Девиантное поведение имеет свою направленность:

  • Корыстные цели. Поступки, цель которых - получить материальную выгоду: кражи, грабежи, спекуляции, хищения, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия, направленные против индивида: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивная ориентация. Уход от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения можно классифицировать по ряду факторов: в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, право); мотивации (корыстные, агрессивные, пессимистические); исполнителя (индивид, группа людей, организация).

Разновидности девиантного поведения

Вредительство можно условно разделить на две больших группы нарушений. Каждая из них принципиально другая, так как в основе стоят диаметрально противоположные побудительные элементы:

1. Психическое расстройство, то есть наличие у подростка врождённой или приобретённой патологии. Проблема девиантного поведения чаще всего наблюдается у людей, страдающих шизофренией, астенией, имбецильностью, олигофренией и другими расстройствами сознания. К этой группе также можно отнести индивидов, обладающих акцентуированным характером, когда некоторые отклонения в поведении находятся ещё в пределах нормы, но уже почти граничат с патологией. Таким личностям также можно поставить определённый диагноз, но часто они не проходят нужного лечения, так как могут прожить полноценную жизнь, не обнаружив особенностей в своей психике.

2. Антисоциальное поведение. Люди, склонные к негативным действиям, психически являются абсолютно здоровыми. Бунт, совершаемый ими, имеет массу различных причин: от «просто нечего делать» и до попытки перевернуть все устои общества с ног на голову из-за несправедливости распределения в нём материальных благ. Если правонарушения, совершаемые этими людьми, не приносят большого вреда окружающему миру, то коррекция девиантного поведения происходит путём наказания в соответствии с нормами трудового или административного права. Полицейские часто назначают нарушителям исправительные работы или взимают с них штраф; на предприятии, в учреждении или офисе таким индивидам грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если же преступление квалифицируется как уголовное, то к нарушителю применяют более строгие наказания, например, арест или лишение свободы на тот или иной строк.

Какими бы ни были отправные точки девиантного поведения, его в любом случае необходимо пресекать, а к человеку, совершившему проступок, применять профилактические, лечебные или карательные меры.

Акцентуация

О ней следует поговорить детально, так как эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних в переходном возрасте. Акцентуация, как уже упоминалось, - это незначительное отклонение от нормы поведения. В этом случае у подростков ярко выражена одна черта характера, чаще всего негативная, которая становится проблемной в общении с окружающими. Например, он может в открытую хамить учителям и родителям, отказываться от выполнения домашних заданий, игнорировать просьбы взрослых о помощи и так далее. Причин тому может быть несколько: сложная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние полового созревания. Если к ним добавить неприятности личного характера или пережитые стрессы из-за проблем в семье, то мы получаем самого настоящего девианта, готового мстить всем и каждому.

Бывает, что протест у ребёнка проходит не в активной, а в пассивной форме. Эта поведенческая реакция называется депрессией, и её несовершеннолетние тщательно скрывают от взрослых. Она может развиться из-за мнимых физических недостатков, которые дети приписывают себе в Также у подростка может возникнуть так называемый когда он неоправданно берёт на себя ответственность за важные или трагические события. Это тоже девиантное поведение. Примеры назвать можно следующие: чувство вины после потери близкого человека, гибели домашнего животного или тяжёлой болезни лучшего друга.

Причины девиантного поведения

Частично мы их уже назвали. Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение подростка выходит за рамки приличия:

  1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь - на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.
  2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.
  3. Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Характеристика девиантного поведения ознаменована полным отсутствием у подростков сильных качеств или пребыванием их в «спящем» состоянии. Вместо самовоспитания они выбирают более лёгкую, но опасную дорогу, которая дарит им обманчивое забытьё в виде алкогольного или наркотического опьянения или мнимое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Типология

Виды поведения, идущего вразрез с нормальным укладом жизни, выделил и американский социолог Роберт Кинг Мертон, известный своими исследованиями проблемы. Его типология основана на представлениях девиации как разрыва между почитаемыми моральными ценностями и методами их достижения:

  1. Инновация. Люди принимают цели общества, понимают их, но отрицают нормальные способы достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие учёные).
  2. Ритуализм. Цели общества игнорируются, а способ их достижения принимает абсурдный характер. В качестве примера можно привести бюрократа, требующего детального заполнения сотни бланков документов. При этом он забывает о главном: зачем бумаги были подписаны.
  3. Ретритизм - бегство от действительности. Индивид отказывается от целей и от всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  4. Бунт. Отрицание моральных устоев, желание их переделать, заменить более совершенными и прогрессивными (революционер).

Виды поведения по Мертону демонстрируют нам, что не всегда девиация является негативной. Ведь в действиях революционера нет ничего плохого, он просто пытается создать лучшие условия для жизни. Что касается великого учёного, так он считается, наоборот, уважаемым и почитаемым человеком, имеющим небольшие странности или чудачества.

Алкоголизм и наркомания

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем остальные. Алкоголизм - неумеренное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, которое угрожает их физическому и психическому здоровью, вызывает патологическое привыкание, зависимость. Причин множество: генетическая склонность, врождённый синдром, индивидуальные свойства личности, неблагоприятное окружение, любопытство. Девиантное поведение, примеры которого демонстрируют пьющие алкоголь школьники, становится следствием низкого уровня развития, отсутствия востребованности в коллективе, неуверенности в себе. Чтобы выудить ребёнка из опасной компании и оперативно спасти его от негативного влияния алкоголя, необходимо найти пострадавшему увлекательное занятие, а также нормальных друзей, которые покажут пример самоутверждения при помощи других способов. Общество также придумало правовые меры, чтоб предупредить спаивание малолетних: запрет на продажу спиртного особам моложе 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Кроме того, приучение детей к употреблению алкоголя считается преступлением, что карается статьями административного и уголовного права.

Наркомания - ещё одно отклонение от нормы. Подразумевает систематическое употребление одурманивающих сознание веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток становится зависимым от таблеток, инъекций и порошков по причине безнадзорности со стороны общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние самовыражаются или утоляют любопытство. Пристрастие к ним часто побуждает подростка стать на криминальный путь, чтобы незаконно добывать деньги на приобретение зелья. Детей, попавших в такую кабалу, следует лечить в специальных учреждениях. Отказаться самостоятельно от наркотиков часто бывает невозможно.

Проституция и гомосексуализм

Девиантное поведение, примеры которого показывают девочки, оказывающие сексуальные услуги за вознаграждение или без оного, также не является редким явлением. Основная причина - желание заработать, улучшить материальное положение самостоятельно, если родители не способны обеспечить все капризы, продиктованные модой и пропагандируемой СМИ «красивой жизнью». Если к этому добавить невысокий уровень культуры подростка и его социальную распущенность, неблагополучие в семье и равнодушие взрослых, путь на панель становится для ребёнка своеобразным спасением, возможностью укрыться от трудностей и превратностей судьбы. Чтобы снизить уровень проституции среди малолетних до минимума, рекомендуется разрабатывать специальные программы полового воспитания, уравнивать повышать культуру населения.

Что касается гомосексуализма, то он в большинстве случаев является врождённой предрасположенностью. Обнаружив, что он не такой, как все, подросток впадает в депрессию, начинает принимать в большом количестве лекарства и спиртные напитки, страдает от неврозов и психических расстройств. Такому несовершеннолетнему нужна квалифицированная помощь специалиста. Если же в гомосексуализм он был втянут посредством обмана или по принуждению, то виновным особам грозит тюремное заключение. Кстати, сексуальные извращения - тоже девиантное поведение. Примеры из жизни показывают, что подростки начинают интересоваться садомазохизмом, групповой интимной близостью и другими неприродными вещами.

Суицид и правонарушения

Намерение лишить себя жизни или попытаться таким способом припугнуть окружающих - также особенности девиантного поведения. Самый опасный возраст для молодёжи - 16-19 лет: в это время обычно наступает разочарование в жизни из-за неудавшейся первой любви, невозможности найти работу или продолжить образование. Социальный статус, конфликты с обществом и стрессы также являются мощными толчками к самоубийству. Для людей, имеющих суицидальные наклонности, организовывают службы психологической помощи и телефоны доверия. Важна и профилактическая работа: воспитание ребёнка жизнерадостным оптимистом, демонстрация на собственном примере, что жизнь прекрасна, а чёрные полосы, которые встречаются практически у всех, вносят в неё только разнообразие и терпкую изюминку.

Правонарушения - форма которое направлено против граждан, общества, жизненного уклада. Мотивация у подростков разная: начиная от обыкновенного озорства и заканчивая немотивированной агрессией. Чтоб оградить растущее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки на соответствующую тематику. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушать закон - плохо, наносить ущерб или делать больно другим - недопустимо, а девиантное поведение наказуемо в любом случае.

Помощь

Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.

Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.

В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.

Профилактика девиантного поведения

Для этого специалистами были разработаны следующие меры:

1. Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции направлены на просвещение подростков и воспитание в них устойчивого отвращения к наркотикам, алкоголю и т. д.

2. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет рекламы табачных изделий и спиртных напитков.

3. Организация интересного и познавательного досуга молодёжи. Работа с детьми девиантного поведения требует разработки такого сценария времяпрепровождения, который бы соответствовал современным веяниям и модным тенденциям.

4. Забота о материальной обеспеченности детей.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, вероисповедания, уровня образования и других факторов. Главная задача - установить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы школьник обратится за помощью к матери или отцу, а не к сомнительной компании друзей.

Дружелюбные отношения в семье - залог того, что вы никогда не столкнётесь с девиантным поведением вашего сына или дочери. Заботиться о том, чтобы в будущем не возникли проблемы, нужно с самых малых лет. Уделяйте внимание вашему чаду: дарите ему любовь и нежность, не ругайтесь в его присутствии, говорите с малышом на разные темы, делитесь своими чувствами и эмоциями, слушайте наследника и прислушивайтесь к его мнению. Станьте для ребёнка верным, преданным и надёжным товарищем.

Все мы разные и по-разному ведём себя в обществе. Среди различных типов поведения выделяют девиантное.

Девианты отличаются от других - нестандартным мышлением и неклассическими путями достижения своих целей.

Асоциальное поведение, чаще всего имеет отрицательный окрас, хотя оно не является абсолютно негативным.

Понятие (определение) и виды

– это действия, которые отличаются от установленных стандартов и зачастую переходят границы закона, отклонения от общепринятых правил.

Понятие весьма абстрактное, оно отталкивается от стандартного поведения и рамок «нормальности», однако в каждом обществе таковые могут отличаться. Поэтому то, что считается девиантным поведением в одной группе людей, во второй называется нормой.

Причины такого поведения

Точные причины данного поведения еще досконально не изучены. Они рассматриваются с точки зрения социологии, психологии, педагогики, медицины и криминалистики, поэтому на сегодняшний день их обнаружена масса в любой из областей жизни. Весьма логично заявить, что для асоциального поведения существует целый комплекс причин.

Основные из них следующие:

  1. Несогласованность целей и средств, которые общество предлагает для их достижения.
  2. Маргинализация, обуславливающая снижение уровня ожиданий и потребностей социума.
  3. Социальные патологии, в частности психические заболевания, алкоголизм, наркомания, ухудшение генетического фонда населения.
  4. Психические причины, среди которых слабоумие, психопатия, дегенеративность, навязчивые страхи.
  5. Туманность мотивации, вроде наставления «делай как можно лучше» - других, не позволяющих адекватно вести себя в конкретной ситуации.
  6. Социальное неравенство.
  7. Войны, техногенные и природные катаклизмы, нарушающие психику людей.

Не менее важной причиной считается излюбленное обществом навязывание ярлыков.

Человек, который случайно попал в тюрьму, выйдя из неё априори будет девиантом, ведь нормально относиться к нему мало кто станет.

Факторы, определяющие его развитие

Факторами, определяющими развитие асоциального поведения, можно назвать аддикцию, то есть, стремление убежать от своего внутреннего дискомфорта, поменять своё измененное социально-психическое состояние, решить конфликт внутри себя любыми путями.

Именно этому чаще всего девиантами становятся люди, не обладающие возможностью сделать это легально. Общество давит их, не даёт самореализоваться, ставит ярлыки и всячески напоминает про низкий социальный уровень личности. В итоге последняя считает мир несправедливым, идёт на девиантные поступки, которые, по её мнению, мир заслуживает.

Некоторые девианты говорят, что для них это был единственный вариант, чтобы позволить себе жить, а не исключительно существовать.

Примеры девиантного поведения

Так как девиантным мы можем назвать любое поведение, выходящее за рамки нормальности, указанной в обществе, примеры могут быть любые.

Каннибализм – девиантное поведение почти во всём мире, но ученые до сих пор находят африканские племена людоедов, где каннибализм считается адекватным образом жизни.

В нашем обществе девиантами можно назвать всех, кто пытается сбежать от действительности, используя для этого любые средства, воздействующие на психику, будь то курение, алкоголизм, наркотики или странное поведение, граничащее с безумием.

Например - бунт, который утроили девушки несколько лет назад в Москве, ходя почти без одежды по городу – яркий пример подобного поведения.

Примеры такого поведения в обществе

Если говорить про общество и на более конкретных примерах, то девианты – это:

Девиантом можно родиться, а можно стать, точно так же, как от данного поведения можно избавиться, при желании.

Конфликтность в семейных отношениях

Семья – первый образец поведения, с которым сталкивается человек. Поэтому конфликты в семье, побои, насилие и оскорбления априори приводят к девиантному поведению. Личность «ломается» или наоборот – бунтует, требуя справедливости и уважительного к себе отношения. В конфликтных семьях у детей два пути – стать агрессивной личностью или спокойным маньяком. Девочки из таких семей с детства отдают своё тело всем желающим, чтобы взамен получить хотя бы долю любви.

Конфликтность в семье – одна из основных причин, побуждающих как детей, так и взрослых становится девиантами.

Формы девиантного поведения в организации

Существует несколько форм ненормального поведения в организации, которые были составлены социальными работниками и психологами:

Инновация – подчинение заданным целям, но совсем не средствам для их достижения. Например, вор может желать разбогатеть, как любой нормальный человек, но достигает данной цели неадекватным путём грабежа.

Ритуализм – цель кажется человеку недостижимой, но он продолжает следовать традициям. В этой форме сейчас живёт большинство граждан СНГ, ежедневно ходя на работу, но не получая наслаждения, продвижения по карьерной лестнице и чувствуя свою нереализованность.

Ретретизм – уход из обществами в следствии несогласия, как с целями, так и со средствами их достижения. Так ведут себя монахи, путешественники, пилигримы.

Мятеж, бунт – попытка создать и ввести свой социальный порядок, изменив цели и средства. Яркий пример – Эрнесто Че Гевара.

Нормальной считается форма подчинения, когда индивидуум подчиняется и цели, и средствам её достижения, указанными обществом.

Чем характеризуется человек – девиант?

Девиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Причины девиантного поведения детей и подростков

Данный термин применим к детям от 5 лет. Только тогда рассуждают о сформировавшейся личности.

Среди детей и подростков данное поведение встречается наиболее часто, так как эта социальная группа более уязвима.

К причинам, которые заставляют детей и подростков так себя вести, психологи и социальные работники относят:

  • наследственность;
  • ошибки воспитания;
  • конфликты в семье;
  • деформация характера;
  • психические заболевания;
  • психические и физиологические отклонения;
  • негативное влияние СМИ;
  • несоответствие требуемых в обществе действий индивидуальным потребностям ребенка.

Дети не хотят подстраиваться под окружающий мир, желают делать так, как нравится им, порой вредя себе или другим. Они не всегда осознают ответственность, но могут становиться на правильный путь под влиянием авторитетного взрослого.

Проблемы социального характера

Проблемы социального характера заставляют вести себя неадекватно в первую очередь детей и подростков, которые только знакомятся с тем, как устроено общество.

Чтобы девиантность не приобрела острые формы, нужно расширить доступ к легальным способам достижения успеха во всех сферах жизни, соблюдать социальное равенство, совершенствовать законодательство, стремиться к адекватному правосудию.

Именно отсутствие этого всего является социальной проблемой, которую нужно исправлять на государственном уровне.

Профилактика и работа с девиантными детьми

Первоначальная профилактика нацеливается в первую очередь на детский и подростковый возраст. В её рамках выявляются и корректируются условия и факторы, вызывающее асоциальное поведение.

Социологи забирают детей у неблагополучных родителей и отдают хорошим семьям с правильным примером поведения. Педагоги и психологи в школах проводят работы по улучшению поведения и мировоззрения учащихся, объясняют, как устроен мир, и что ожидает, если действовать деструктивно.

Работа с девиантными детьми весьма сложна и требует профессиональной подготовки. Поэтому так важно выпустить из учебных заведений опытные и разумные кадры, которые могут помочь изменить судьбы детей и подростков.

В заключение

Девиантное поведение почти всегда поддаётся корректировке при помощи профессионалов и собственного желания девианта. Однако в некоторых случаях оно имеет позитивную роль в обществе. Девиация как разрушает, так и строит общественную мораль и духовность. Она является неотъемлемым атрибутом здорового мира.

Не пропустите. . .

Поведение человека многогранно, довольно непредсказуемо, и с помощью таких наук, как психология и социология, ученые ищут способ построить связь между поступками и возможными факторами риска для комфортного обеспечения жизнедеятельности культурной среды государства. Известно, что именно поведение и мотивы могут сыграть ключевую роль в создании культурного и развивающегося общества. Одна из форм поступков вне общественной нормы человека — девиация.

Девиантное поведение представляет из себя действия, которые не подчиняются установленным в обществе рамкам, отклоняются от нормы, предписанными традициями или законами.

Виды

  1. Антисоциальный характер человека противоречит общепринятым правилам в государстве. Часто, такие поступки носят криминальный характер. Сюда включены грабежи, нанесение тяжкого вреда человеку или его личному имуществу.
  2. Асоциальное поведение. Люди, которые входят в эту группу, обычно подвергаются пренебрежению моральных и нравственных норм. Здесь говорится о проституции, образ жизни, который подразумевает проживание на улице, попрошайничество.
  3. Диссоциальный вид. Обычно характеризуется отклонением от нормальных для здорового индивидума медицинских и психических показателей. К примеру, склонность к суициду, не адекватное проявление агрессии, чрезмерно быстрая езда на автомобиле, прием наркотических средств, чрезмерное употребление крепких алкогольных напитков.

Причины появления отклонений

Любую причину нужно искать в детстве, так как именно детская и юношеская пора является формирующим звеном в психологии человека. Зачастую, на психику подрастающего индивида влияет:

  1. Биологический мотиватор, включает в себя генетическую предрасположенность. Это те качества, та наследственность, которую дал ребенку родитель. Исключить их довольно сложно, но возможно это сделать при помощи социального окружения.
  2. Социальная обстановка несет в себе информацию всех окружающих людей, которые влияли на формирование личности: семья, друзья, родственники, соседи.

При благополучной совокупности врожденных и приобретенных данных, личности не характерно девиантная манера, его развитие произошло успешно, и если он не свяжется с отрицательным слоем общества в будущем, его духовному развитию ничего не угрожает.

При нарушении хотя бы одного фактора, есть вероятность поддаться отрицательному воздействию окружающей среды. В этом случае личность начинает противопоставлять себя обществу. Это служит самовыражением личностных качеств, которые не были замечены ранее, своеобразным протестом устоям, которые не привили человеку.

Профилактика борьбы с девиантным поведением

В случае угрозы появления отклонений у личности, обусловленные врожденными обстоятельствами, важно создать атмосферу тепла и уюта вокруг ребенка. Беречь от негативных воздействий, прививать нормы и традиции, которые сложились в определенной группе лиц. Подходит для ситуации, в которой матерью и отцом являлись неблагополучные граждане, наркоманы или алкоголики, а ребенок передан в воспитанную семью.

Загрузка...