docgid.ru

Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве россии. Реферат: Роль и значение машиностроительного комплекса в структуре народного хозяйства России

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России.

Москва 2004

1. Сущность, структура и характерные особенности машиностроительной отрасли в России…………………………………………………………...4

1.1. Значение машиностроения в отраслевой структуре промышленности…………………………………………………………...4

1.2. Факторы отраслевой структуры, специализации и формы организации машиностроительного производства………………………8

1.3. Динамика пропорций и тенденции совершенствования отраслевой структуры…………………………………………………….19

2. Управление формами общественной организации и размещением предприятий……………………………………………………………….29

2.1. Сущность, формы и показатели концентрации производства…..29

2.2. Централизация, децентрализация и делегирование полномочий в управлении………………………………………………………………...33

2.3. Департаментизация и кооперация………………………………...39

2.4. Централизация и децентрализация………………………………..48

2.5. Дифференциация и интеграция……………………………………51

2.6. Экономическая эффективность концентрации производства в промышленности……………………………………………………….. 56

2.7. Оптимальные размеры предприятий и размещение отраслей промышленности………………………………………………………….62

2.8. Показатели эффективности размещения предприятий машиностроительной отрасли…………………………………………...71

3. Функционирование машиностроительной отрасли и ее субъектов в рыночной экономике…………………………………….………………..74

3.1. Классификация продукции машиностроительной отрасли…………………………………………………………………….74

3.2. Количественная оценка конкурентоспособности машиностроительной продукции………………………………………..82

3.3. Рыночная конъюнктура и конкурентоспособность продукции…90

4. Отрасль, фирма, предприятие в различных типах конкурентной среды……………………………………………………………………….92

4.1. Совершенная конкуренция………………………………………...92

4.2. Монополистическая конкуренция и эффективность фирмы……94

4.3. Поведение фирмы на олигополистическом рынке……………..103

4.4. Ценовая дискриминация…………………………………….……115

4.5. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта………………………………………………………………….121

4.6. Показатели монопольной власти…………………………...……128

5. Организационно – производственные основы выпуска продукции…132

5.1. Основные организационно – правовые формы предприятий….132

5.2. Производственная структура предприятий машиностроительной отрасли..………………………………………………………………….140

5.3. Структура и организация производственного цикла………..….146

5.4. Организация поточных и автоматизированных методов производства……………………………………………..………………152



6. Тенденции и перспективы развития машиностроительной отрасли...159

6.1. Научно-технические перспективы развития машиностроения..159

6.2. Планирование технического развития предприятий в отрасли..163

6.3. Инновационная и инвестиционная политика…………….……..167

6.4. Совершенствование системы оплаты труда как фактора социальной стабильности……………………………………………….174

6.5. Промышленная политика – инструмент перехода к экономическому росту…………………………………………………..179

Список использованных источников……………………………………...189

За последние годы в России проделана огромная работа по перестройке всей политической и экономической жизни, осу­ществлению радикальной реформы хозяйственного механизма. К сожалению, непродуманность осуществления этой реформы привела экономику страны к затяжному кризису. Этот кризис затянулся на долгих девять лет и лишь начиная с 1999 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. ВВП страны в 1999 г. вырос на 5,4 %, в 2000 г. - на 9, в 2001 г. - на 5, в 2002 г. - на 4,3 %, т.е. за четыре последних года ВВП увели­чился примерно на 1/4. Если к этому прибавить прирост около 6 % в 2003 г., то за 1999-2003 гг. ВВП страны должен возрасти примерно на 32 %. Но даже с учетом его роста к концу 2003 г. мы достигли лишь 70% уровня ВВП 1990 г.

Достигнутые в течение последних пяти лет успехи в экономическом развитии позволили отодвинуть нашу страну от края, на котором мы оказались в результате беспрецедентного для мир­ных лет российской истории падения производства в 90-е гг.

Машиностроение по праву считается ведущей отраслью про­мышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии - 50 % , в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Фран­ции - 38, в Великобритании - 36 %. Машиностроительный ком­плекс России производит лишь около 21 % промышленной про­дукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремон­тное производство, а также малую металлургию, является мате­риальной базой технического перевооружения. От него в реша­ющей степени зависит производительность общественного тру­да, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отрас­лей хозяйства. Главная задача машиностроения - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными маши­нами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рын­ке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поко­лений машин и механизмов, способных обеспечить многократ­ный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий про­изводственной разработки образцов до массового выпуска гото­вых изделий.

Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и ме­жотраслевого назначения; ускорение обновления основных про­изводственных фондов; повышение эффективности использова­ния действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей

Большинство задач, поставленных жизнью пе­ред этим стержневым, структурообразующим сектором эконо­мики, не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства боль­шинства видов станков, электромашин, электродвигателей, ав­томобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудо­вания для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. По оценкам Гос­комстата России, сокращение физических объемов машиностро­ительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43 %.

Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:

Отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государствен­ных дотаций;

Сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас за­метно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % из­делий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).

Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения.

В 1997-2002 гг. осуществлялось:

Расширение производства современного технологического обо­рудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатыва­ющих отраслей;

Совершенствование структуры выпуска автомобилей;

Развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;

Расширение ассортимента транспортных средств, строитель­но-дорожных машин, сельскохозяйственной техники;

Снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.

В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начало роста по целому ряду видов продукции.

Один из основных путей решения многих проблем машино­строения - это развитие внутреннего рынка машиностроитель­ной продукции. Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или оли­гополии, в основном сырьевой направленности, которые являют­ся одновременно и финансовыми монополистами в силу разви­того у них экспортного потенциала. Без их заказов машиностроение России не может развиваться нужными темпами.

Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:

Развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ре­сурсосберегающих, способствующих повышению конкурен­тоспособности машин и оборудования;

Приведение структуры производства в соответствие с требова­ниями рынков;

Формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансо­вую устойчивость и способных к саморазвитию;

Увеличение темпов обновления и ввода новых основных фон­дов на устойчиво работающих предприятиях;

Создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.

Ниже (таблица 1) представлены некоторые результаты ра­боты машиностроения и металлообработки.

Таблица 1.

Основные показатели работы машиностроения и металлообработки

Число действующих предприятий (на конец года), тыс. 5,3 47,7 57,8 56,6 54,7 51,8 45,4
Объем промышленной продукции, млрд. руб. (до 1998 г. - трлн, руб.)
Индекс промышленного производства, в про­центах к предыдущему году
Среднегодовая числен­ность промышленно-производственного пер­сонала, тыс. человек
Сальдированный фи­нансовый результат (прибыль минус убы­ток)*, млн. руб. (до 1998 г. - млрд. руб.) -10492
Уровень рентабельно­сти продукции*, процентов 21,2 10,3 18,4 14,1 14,5 12,7

* С 1995 г. - по данным бухгалтерской отчетности.

Значение машиностроения

Машиностроение одна из наиболее важных отраслей промышленности, которая имеет огромное значение не только для промышленности в целом, но и для экономики страны. К тому же машиностроение определяет уровень научно-технического прогресса так как обеспечивает оборудованием все отрасли промышленности. Так же машиностроение включает в себя не только производство техники, оборудования и предметов народного хозяйства, но и ремонт и обслуживание механизмов, металлообработку.

Роль машиностроения для страны:

  • Обеспечивает оборудованием все комплексы страны
  • От машиностроения зависит развитие всех отраслей экономик
  • Внедряются все достижения научно-технического прогресса
  • Обеспечивает обороноспособность страны
  • Самый крупный комплекс страны
  • 20% промышленного производства приходится на машиностроение
  • 1/3 занятых в промышленности
  • Более 50 тыс. машиностроительных предприятий

Если рассматривать более подробно, то все чем пользуется человек - это продукты машиностроения, столовые приборы, одежда, обувь, все это создано благодаря оборудованию и станкам используемых на производстве.

Без продукции машиностроения люди не могут существовать в целом, так как мы используем все что производится на заводах:

  1. Самолеты, вертолеты, танки, ракеты, автоматы и прочее вооружение
  2. Автобусы, трамваи, метро и другой транспорт передвижения
  3. Станки, экскаваторы, бульдозеры и прочая техника
  4. Телевидение, связь, мобильные телефоны
  5. Спутники, оборудование, а орбите и т.п.

Роль машиностроения в экономике

Машиностроение дает огромный толчок для развития других промышленных комплексов.

Динамика экономики напрямую зависит от внедрения в промышленность новых инновационных технологий. Постоянное развитие машиностроения запускает процесс развития станкостроения, которое обеспечивает рост производственного потенциала при выпуске конкурентоспособной продукции.

Станкостроительное машиностроение своего рода рычаг в большом механизме промышленности, который запускает процесс экономического развития. Поэтому инженеры и конструкторы особое внимание уделяют развитию именно данной отрасли.

Замечание 1

Машиностроение должно не только постоянно развиваться, но и быть эффективным. Поэтому для стратегического развития экономики страны, наиболее важным фактором является модернизация и поддержка машиностроения.

Совершенствование станкостроительной отрасли способствует сокращению затрат времени и труда, что положительно сказывается на себестоимости продукции.

Доля машиностроения в ВВП 10-12%. Транспорт и оборудование является основной продукцией машиностроения России. Многие отрасли напрямую зависят от импорта (роботостроение, станкостроение), но есть и те что покрывают потребности страны полностью (военная промышленность, автомобилестроение, вагоностроение).

Большая часть продукции машиностроения поставляется на внутренний рынок, тогда как на экспорт приходится всего 5%.

В 2015 году в силу вступил приказ о запрете импорта машиностроения для государственных и муниципальных нужд. Задачи с данными потребностями будут решать предприятия внутри стран.

Так же благоприятным условием для развития машиностроения безусловно служит наличие на территории страны необходимых природных ресурсов. Так же не маловажную роль играет наличие квалифицированных кадров и заинтересованность государства.

Использование машин увеличивает интеллектуальное и мышечное развитие населения, повышает производительность труда, улучшает качество, а также постепенно вытесняет ручной труд.

Роль машиностроения в народном хозяйстве

Народное хозяйство предоставляет промышленности сырье, в то время как от промышленности взамен получает машины, химическое оборудование и предметы потребления. Из этого следует что машиностроение создает для народного хозяйства орудия производства.

К тому же введение новых машин, механизмов и оборудования требует новых рабочих профессий, направленных на пользование современной техникой. Что приводит к интеллектуальному и профессиональному развитию страны.

Замечание 2

В настоявшее время нет ни одной отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы агрегаты, произведенные предприятиями машиностроения.

Благодаря машиностроению население может экономить время и получать эффективные товары, с помощью которых удовлетворяются различные потребности.

Транспортировка грузов напрямую зависит от развития транспортной отрасли, в свою очередь от транспортировки зависит стоимость товаров.

Так же машиностроение обеспечивает техникой, транспортом, железнодорожную отрасль (вагоны, рельсы, двигателя и т.п.), которая используется для транспортировки грузов на дальние расстояния, для перевозки населения.

Механические орудия, используемые людьми в общественных процессах, являются костной системой производства. Степень развития применяемого орудия отмеряют функционирование производственных сил человека. Не зря новая эпоха экономики называется машиностроительной эпохой.

Роль машиностроения в обороне страны

Не маловажное значение машиностроение имеет для оборонной системы страны, ее оснащением занимается военно-промышленный комплекс, который оснащает военные силы страны необходимой техникой и орудием.

Предприятия военного машиностроения отличатся довольно крупными размерами, градообразующие.

Уровень развития военного машиностроения играет решающую роль в обеспечении безопасности страны, и определяет техническое перевооружение главных сфер экономики. Так же не маловажная роль во внешнеполитической политике страны.

На долю военного машиностроения приходится более трети экспорта машин и оборудования.

Основная часть обороны страны оснащена такими видами машиностроительной продукции как, самолеты, ракета-промышленное оборудование.

Так же машиностроение играет большую роль для развития космической промышленности, обеспечивая ее совместно с научными центрами, новейшей и передовой продукцией.

Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности». Вначале мы дадим определение машиностроительного комплекса. Затем рассмотрим отраслевой состав этой подотрасли промышленности, обсудим ее значение для жизни страны. Также узнаем, в чем состоят технологические особенности машиностроения.

Тема: Общая характеристика хозяйства России

Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.

Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса

В состав машиностроения входят:

1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)

2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.

3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)

4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение

5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности

6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)

Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.

1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны

2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики

3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса

4. Оно обеспечивает обороноспособность страны

5. Это самый крупный комплекс в промышленности России

6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:

7. 20% промышленного производства,

8. 1\3 занятых в промышленности.

9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.

Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.

Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении

При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.

Специализация - производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная - производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная - производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая - производство полуфабрикатов, выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная - производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

- это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое , когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое , когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод - это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики - это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник - М.: Гардарики, 2000 - 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. - 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.-М.: Бол. Рос. энц., 1998.- 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. - М., 2002. - 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. - М., 2003. - 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы - составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова - М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. - М.: Интеллект-Центр, 2012.
  1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
  2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль машиностроения в развитии экономики Российской Федерации. Подотрасли общего, тяжелого и среднего машиностроения, выпускаемое оборудование. Производство металлических изделий и заготовок. Ведущие отрасли точного машиностроения, их продукция.

    презентация , добавлен 19.02.2013

    Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2013

    Значение машиностроения в экономике Украины. Современный уровень развития и характеристика размещения отрасли. Структура машиностроительного комплекса Украины. Основные проблемы, перспективы развития и территориальной организации машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2007

    Ведущая роль машиностроения в национальной и региональной экономике. Состояние машиностроения в Вологодской области, основные предприятия отрасли в области, перспективы развития. Задачи правительства Вологодской области в развитии машиностроения.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2010

    Отраслевая структура и характерные нюансы размещения машиностроения РФ, предпосылки развития. Транспортный комплекс: главные направления развития на перспективу. Фактор импортозамещения в машиностроении. Проблемы машиностроения и его тенденции в 2014 г.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2017

    Место машиностроения в едином народном хозяйстве России. Размещение отраслей комплекса. Факторы, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения и приборостроения. Развитие производства станков и кузнечно-прессового оборудования.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Отрасль машиностроения как один из самых главных элементов развития производительных сил. Основные угрозы для развития машиностроения на внутреннем и внешних рынках. Причины кризисного состояния машиностроения в Украине на примере отдельных производств.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Важная особенность красноярского машиностроения - высокий удельный вес оборонных производств. Радиопромышленность, производство средств наземной и космической связи. Характеристика отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

Загрузка...