docgid.ru

Тургенев собака тема. Стихотворения И.С. Тургенева "Собака", "Воробей", "Русский язык": анализ. Стихотворение в прозе Тургенева: список произведений. «Собака»: одна и та же жизнь жмется друг к другу

Насдвое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собакасидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.

И ятоже гляжу ей в глаза.

Онасловно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя непонимает - но я ее понимаю.

Японимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, чтомежду нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит исветится тот же трепетный огонек.

Смертьналетит, махнет на него своим холодным широким крылом…

Ктопотом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет!это не животное и не человек меняются взглядами…

Этодве пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И вкаждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливок другой.

Февраль, 1878.

Стилистическийанализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева

«Собака»

Данное произведение входит в цикл стихотворений впрозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ авторамаксимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философскиеразмышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности,рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтемапроизведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятойжизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляютсяслова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведенииможно выделить следующие микротемы: погода («надворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст являетсяпримером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. Вчастности, использование тропов. Тургеневолицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяетприлагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяетпо отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов».Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живогосущества с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистическиесредства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами вобразе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонекжизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена какотдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жметсяпугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу вглаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковыхглаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используетсякак стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь междучеловеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов»близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемыйдля усиления экспресии. Словосочетания «нет никакойразницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистическогосредства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицомсмерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько разповторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот жеогонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов такжеслужит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременнотождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное».По словарю Ожегова животное – это «такое живоесущество, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеипроизведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи.Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используетсяэпифора. «Это две пары одинаковыхглаз устремлены друг на друга. И каждойи этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо кдругой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являютсянарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своимхолодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Онатакже есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»

Синтаксис в данномпроизведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, онасама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усилениянапряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!»-подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательныйзнак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическоесредство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какойименно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так какиз всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтениитекста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образомТургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течениемыслей человека.

Тургенев прибегает к приемамзвукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливаетсявпечатление беззащитности жизни перед смертью.

Стилистический Анализ

Стихотворения в Прозе И.С.Тургенева

«Собака»

КонстантиноваИ.А.

В своих сочинениях Иван Сергеевич Тургенев обращался к различным жанрам лирики, эпоса и драматургии. Цикл под названием «Стихотворения в прозе» вобрал в себя одни из самых ярких и необычных его творений. Эти миниатюры были созданы в конце творческого пути автора. Они несут читателю жизненную мудрость художника слова, накопленную годами постоянного творчества и философского осмысления бытия.

«Собака» занимает одно из ключевых мест в цикле «Стихотворения в прозе». В небольшом тексте автор откровенно делится с читателем своими размышлениями о жизни и смерти. Тургенев с грустью говорит о том, что жизнь быстротечна, она мгновенно появляется и столь же стремительно исчезает со всеми нашими чувствами, мыслями и переживаниями.

Автор предельно кратко и емко показывает читателям, что у всех живых существ много общего. Грустные глаза человека и собаки так похожи. Жизнь пролетела, скоро финал... А сколько воспоминаний, сколько интересных периодов в ней было. И все это канет в пустоту. Очень страшно представить, что нашим исканиям, стремлениям, надеждам неизбежно придет конец. И в этой безнадежности человек ничем не отличается от собаки и любого живого существа. Все мы связаны между собой в круговороте времени и бытия.

Очень показательна буря, что разыгралась за окном. Она символизирует бурную жизнь, а также стихийность, непредсказуемость и абсолютную беззащитность перед ней всего живого. Эта буря одинаково страшна для человека и собаки.

Мысли и чувства автора переданы в произведении чрезвычайно ярко. Они звучат искренне, эмоционально и открыто, как могут звучать только стихотворные строки, пусть даже без рифм. Тургенев умел прикоснуться к тем струнам души человека, которые глубоко спрятаны под рутиной будней. Ни один читатель не может остаться равнодушным к этому произведению, написанному простыми словами, но затрагивающему тему вечной и неподвластной человеку силы.

Смерть забирает и уносит с собой радостные и грустные фрагменты жизни. И остается лишь один вопрос: а ведь правда, что все это было?

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Филологический анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Собака». Автор разработки: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №60 Авиастроительного района г.Казани Садртдинова Айсылу Шаймардановна

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Стихотворение в прозе – это стихи без рифмы и размера. Особенности жанра “стихотворение в прозе”: миниатюрность формы, краткость текста; богатое использование изобразительно-выразительных средств; эмоциональность повествования; ритмизированность, музыкальность прозы; лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

5 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ.

6 слайд

Описание слайда:

Цель урока: 1) обучать основам художественного мышления: вдумчиво читать, находить в текстах скрытые художественные детали, авторскую позицию, определить эстетическую ценность произведения; 2) выработать умения и навыки филологического анализа текста; 3) воспитать любовь и бережное отношение к жизни - величайшей ценности человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Тема жизни и смерти в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Собака». Филологический анализ. Эпиграф: Жизнь – величайшая ценность.

8 слайд

Описание слайда:

И.С.Тургенев: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое–нибудь из них, может быть, заронит тебе что–нибудь в душу».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Неистовый - необычайно сильный,буйный, безудержный. Буйный - непокорный, своенравный. Плеоназм - оборот речи, в котором без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям.

12 слайд

Описание слайда:

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… И конец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

13 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Какая основная тема стихотворения в прозе?

14 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Завязка? Тема жизни и смерти

15 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Кульминация? Завязка

16 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпитеты? Кульминация

17 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Метафоры? Эпитеты

18 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Анафора? Метафоры

19 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Эпифора? Анафора

20 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм? Эпифора

21 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Плеоназм Восклицательные предложения?

22 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Восклицательные предложения Риторический вопрос?

23 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. Риторический вопрос

24 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. многоточие

25 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. несколько раз повторяется «один и тот же»

26 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. тавтология

27 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака. звукопись

28 слайд

Описание слайда:

1. Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. 2. Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза. 3. И я тоже гляжу ей в глаза. 4. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю. 5.Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. 6. Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом… 7. И конец! 8. Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? 9. Нет! это не животное и не человек меняются взглядами… 10. Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. 11. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. Февраль, 1878. Собака.

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть», «жизнь», «огонек» (в значении «жизнь»), «конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет «неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая», «без слов». Другое олицетворение - чувство «живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет «трепетный».

Интересны также стилистические средства, используемые для создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким крылом». Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой» (метафора).

В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза», «она сама себя не понимает - но я ее понимаю», «две пары одинаковых глаз» и «в каждой из этих пар». Во втором случае повторение глагола «понимать» используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.

Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием, используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь).

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное». По словарю Ожегова животное – это «такое живое существо, в противопоставление человеку».

Для выражения основной идеи произведения используется также ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.»

Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом…» В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…»

Синтаксис в данном произведении используется для противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я ее понимаю». Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают в себе особую экспрессию.

«И конец!»- подчеркивается необратимость, безвыходность. «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами…» - восклицательный знак используется для усиления отрицания.

Кроме того, в тексте имеется еще одно синтаксическое средство экспрессивной лексики: риторический вопрос. «Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?». Данный вопрос не требует ответа, так как из всего произведения ясно, что ответ на него отрицателен. В общем при чтении текста создается впечатление отрывистости, некоторой хаотичности. Таким образом Тургенев при помощи синтаксических средств экспрессивной речи передает течение мыслей человека.

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: «жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Данное произведение входит в цикл стихотворений в прозе И. С.
Тургенева. Повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально
близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о
жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о
нем самом и его собаке. Субтема произведения – одиночество, размышления о
незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом
говорит выбор автором лексики: употребляются слова «смерть» , «жизнь» , «огонек»
(в значении «жизнь») , «конец» . В произведении можно выделить следующие
микротемы: погода («на дворе воет страшная, неистовая буря») , собака.
Данный текст является примером художественной литературы.
Показатель этого – особый отбор средств. В частности, использование тропов.
Тургенев олицетворяет бурю: «воет страшная, неистовая буря» . Описывая бурю, он
применяет прилагательное-эпитет «неистовая» . Также автор олицетворяет собаку и
применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: «немая» , «без
слов» . Другое олицетворение - чувство «живет» . Тургенев сравнивает жизнь живого
существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет
«трепетный» .
Интересны также стилистические средства, используемые для
создания образа смерти. Она предстает перед нами в образе огромной хищной
птицы, которая «налетит» , «махнет» (метафора) на огонек жизни «холодным широким
крылом» . Даже сама жизнь у Тургенева представлена как отдельное существо,
которое чувствует приближение смерти, и «одна жизнь жмется пугливо к другой»
(метафора) .
В тексте также присутствуют тавтологии: «гляжу в глаза» , «она
сама себя не понимает - но я ее понимаю» , «две пары одинаковых глаз» и «в
каждой из этих пар» . Во втором случае повторение глагола «понимать»
используется как стилистический прием, который подчеркивает некую незримую связь
между человеком и животным, которым не нужны слова, чтобы понять друг друга.
Также имеют место плеоназмы. Словосочетания «она немая» и «она
без слов» близки по смыслу, в данном случае это также стилистический прием,
используемый для усиления экспресии. Словосочетания «нет никакой разницы» и «мы
тожественны» также близки по смыслу и являются плеоназмами, используются в
качестве стилистического средства, чтобы подчеркнуть равноценность жизни
человека и собаки перед лицом смерти. Также для выявления данной тождественности в тексте несколько раз
повторяется словосочетание «один и тот же» (одно и то же чувство, один и тот же
огонек, одна и та же жизнь) .
Выбор автором слов также служит основной идее произведения.
Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки,
Тургенев ставит рядом слова «человек» и «животное» . По словарю Ожегова животное
– это «такое живое существо, в противопоставление человеку» .
Для выражения основной идеи произведения используется также
ряд синтаксических средств экспрессивной речи. Для усиления эмфатической
интонации в последнем предложении используется эпифора. «Это две пары
одинаковых глаз устремлены друг на друга. И каждой и этих пар, в животном и в
человеке, - одна и та же жизнь жмется пугливо к другой. »
Другим примером экспрессивного синтаксиса являются нарушения
замкнутости предложения. «Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким
крылом… » В данном месте имеет место незавершенность фразы. Она также есть в
предложении: «Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами… »
Синтаксис в данном произведении используется для
противопоставления: «Она немая, она без слов, она сама себя не понимает – но я
ее понимаю» . Восклицания используются для усиления напряженности, они заключают
в себе особую экспрессию.

Сейчас смотрят:

В годы назревания первой русской революции Куприн отдаётся работе над своим крупнейшим произведением – повестью «Поединок». Действие повести, вышедшей в свет в 1905 году, происходит в 90-е годы. Однако всё в ней дышало современностью. Произведение давало глубокое объяснение причин поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Более того, порождённый стремлением Куприна разоблачить пороки армейской среды, «Поединок» был ошеломляю

Передо мной репродукция картины К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень". Живописец умело передает нам весеннее, радостное настроение. Эта картина о красоте русской природы и снега. На первом плане снежок рыхлый, талый. Он впитал в себя все оттенки неба: розовые, голубые, зеленые. Слева стоит ветхая деревенская изба. В ожидании весны она нахлобучила снежную шапку набекрень. Эта шапка так и норовит упасть на дровяник. Оживляют картину курицы,

Весна - это то время года, которого все ждут, устав от зимы. Весну часто называют долгожданной. Первые признаки весны, бывает, проявляются еще зимой, в феврале: чуть посильнее посветит солнышко - и начинают таять сосульки, звенит веселая капель, напоминая о приближении весны. После этого еще могут ударить морозы, может пойти снег, но все понимают: весна вот-наступит, порадует своим теплом.Вот и пришла весна. Солнце начинает появляться н

Драма "Бесприданница", на мой взгляд, принадлежит к шедеврам русской драматургии. Островский показал здесь себя как непревзойденный художник, мастерски выписал характеры, каждый из которых типологичен и в то же время наделен индивидуальностью. Сюжет в принципе незамысловат. Его даже можно охарактеризовать как классический любовный треугольник, вершинами которого являются Лариса и два претендента на ее сердце - Паратов и Карандышев.

Замысел “Мертвых душ” возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, произнес голосом, полным тоски: “Боже, как грустна наша Россия!” В 1842 году поэма была опубликована несмотря на цензурный запрет, помог напечатать ее Белинский. Ее появление оказалось большим событием в русской общественной и литературной жизни. Герцен отметил, что “Мертвые души” потрясли всю Россию”.

В романе русского писателя Ивана Александровича Гончарова «Обломов» автор раскрывает читателям особый нравственно-психологический портрет дворянского общества девятнадцатого века, его взгляды и традиции, общественные отношения и нравы людей на примере главных героев – Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца, сравнивая их характеры. Обломов и Штольц – двойники или антиподы? Обломов и Штольц – полные противоположности. Дружа с

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Кто поэма стала народной. Хотя Некрасов и не окончил поэму, она все же производит впечатление целостного произведения. В ней соединены лучшие черты художественного мастерства

Поэма Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии. В поэме Некрасов показыва

САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК (1887-1964) Самуил Яковлевич Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже в семье рабочих. Отец, талантливый изобретатель, поддерживал в детях стремление к знаниям, интерес к миру, к людям.Раннее детство и школьные годы Самуил Маршак провёл в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил Маршаку любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из п

«Береги честь смолоду» (по роману Пушкина «Капитанская дочка») «Капитанская дочка» «Капитанская дочка» А.С. Пушкина - послание потомкам Автор - повествователь - герой в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор, рассказчик и герой в романе «Капитанская дочка» Анализ эпизода «Военный совет у Пугачева» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Анализ эпизода «Первая непринужденная беседа Петра Гринева с Емельяном Пугачев

Загрузка...