docgid.ru

Инвалиды в мировой художественной литературе. Материал (старшая группа) на тему: сказка о новогоднем чуде для ребенка инвалида

Маргарита Грубер на своей странице в Фейсбук поделилась подборкой книг, которые помогут просто и понятно рассказать ребенку об . Кто они, как им живется в нашем мире, и почему им так важна забота, понимание и принятие.

Долго не давала мне покоя мысль, что нашим детям сложно выхватить из жизни информацию о людях, которые не такие, как все. Особенные.

Как показывает практика, некоторые дети просто не знают, что на свете есть люди, которые не слышат, не видят, плохо двигаются, не выносят громких звуков… в общем, такие, о которых взрослые редко упоминают при детях.

Кто-то считает, что ребёнок ещё слишком маленький для такой информации, кто-то не может подобрать нужных слов.

Я тоже не мастак говорить, поэтому мне рассказать Тимону о людях, которые от него отличаются в этом плане, помогают книги. Проще зацепиться за какую-то фразу во время чтения, и развить её уже для обсуждения.

Так что я составила список из, кажущихся мне лично, важных книг об особенных детях. Старалась не выбирать «сказочные» сюжеты (вроде цветика-семицветика), чтоб никто не выздоравливал по мановению волшебной палочки. Разве что для самых маленьких, тут без выдуманной истории не обойтись, мне кажется.

Не упоминала истории о детях в больницах, по-моему, это другая важная тема. Книжки на разный возраст и разный характер. Мой личный выбор, так что прошу сомневающихся почитать и другие отзывы об этих книгах.

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Тиль Швайгер, Клаус Бумгарт. «Безухий заяц и Ушастый цыплёнок»

Не знаю, можно ли записать эту книгу в список об особенных? Разве что, для того чтоб показать малышам, что вообще есть те, кто может от нас отличаться внешне, но при этом быть самыми обычными внутри?.. Это история, как один "не такой, как все" подружился с другим "не таким, как все". Знаю, что это целая серия книжек, может в продолжении обычные звери и примут их в свою компанию? Тогда бы всё сложилось.

Марина Аромштам читает книжку на Папмамбук

Пер Густавссон, Матс Вэнблад. «Птенчик Короткие крылышки»

Тиму в детстве очень нравилась эта книжка. В основном, из-за изобретений товарища Лягушонка. Для меня же, эта малышовая история спорная, потому что маме пришлось делать выбор между двумя здоровыми детьми и одним больным. Это сложно. Для моего восприятия. Но она выбор сделала и сама по себе история закончилась хорошо. Но, наверняка, мамам в большой семье и с особенным ребёнком тоже приходится принимать много сложных решений.

Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон. «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка»

О том, как в одной семье вместо младенца родилась обезьянка, об их переживаниях и решениях. О книге подробнее .

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ ВИДИТ

Анна Анисимова. «Невидимый слон»

Мне книжка понравилась, для маленьких очень понятно и по-доброму объясняет, как живётся слепой девочке. Тут нет «плохих» персонажей. Все очень любящие и это есть хорошо. Девочка живёт в том же мире, что остальные, и все стараются (как-то естественно), чтоб её возможности не уменьшались из-за отсутствия зрения.

Джимми Лиао. Звучание цвета

О девочке, которая недавно ослепла. В свой день рождения она спускается в метро и отправляется в путешествие по своим «фантазиям». книге .

Джин Литтл. «Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?»

О девочке, которая плохо видит, которую все считают неловкой и неуклюжей, над которой смеются даже дома. А ей нужна любовь окружающих. Любовь мамы, в которой она не уверена.

И продолжение истории, о внезапно ослепшем брате Анны, которому она помогает вновь обрести себя.

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ СЛЫШИТ

Ирина Зартайская. «Я слышу»

История, рассказанная 10-летним мальчишкой, который встретил во дворе не слышащего мальчика. Я бы такую посоветовала для 1-2-классников. История маленькая. На форзаце - азбука глухих, и есть иллюстрации жестов часто употребляемых слов.

Дарья Вильке. Тысяча лет тишины. (из книги Грибной дождь для героя)

Такая важная история, про обычное лето обычной девочки, если не задумываться о её проблемах со слухом. А они уходят на дальний план, когда вокруг тебя понимающие друзья, родные и просто люди, не делающие из твоей «инаковости» проблему. И все школьные неприятности отступают, когда за летние каникулы героиня понимает, что каждый человек по своему «особенный».

О ТЕХ, КТО НЕ ГОВОРИТ

Моррис Глейцман «Болтушка»

Об 11-летней немой девочке, которая так любит «болтать» и о её странном папе, которого она очень стесняется. Отзывы .

О ТЕХ, У КОГО ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Шэрон Дрейпер. Привет, давай поговорим

Книга сложная и радостная одновременно. Про девочку 11 лет с ДЦП, которая только-только получила возможность рассказать миру, что же твориться у неё в голове и в душе (да здравствуют инженеры, программисты и другие конструкторы, которые сделали возможным такое общение с миром, с помощью машины).

И как сложно понять другим, что она человек, а не «овощ», что она может оказаться умнее их, что у неё тоже есть чувства.

Айвен Саутолл. «Пусть шарик летит»

О мальчике с ДЦП и о родителях, которые всего боятся, и не дают своему ребёнку хоть немного самостоятельности. О книге .

Ребекка Эллиотт. «Просто потому что»

Рассказ мальчика, чья сестра не умеет многого из-за ДЦП, но ему всё равно, потому что она - его лучший друг. О книге и о премии The Dolly Gray Children`s Literature Award.

О ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ ХОДИТЬ

Анне-Катрине Вестли. «Каос и Бьёрнар»

История о мальчике в инвалидной коляске и его друзьях. Отзывы:

Алан Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»

Повесть о неунывающем мальчишке, который вовсе даже «такой, как все», потому что верит в себя и не собирается сдаваться, не смотря на то, что не может ходить. Отзывы :

Ирина Ясина. «Человек с человеческими возможностями»

О мальчике Кирилле, после аварии оказавшемся в инвалидном кресле. Как и в других книгах серии, история перемежается документальными вставками. О книге :

О ТЕХ, У КОГО ЭПИЛЕПСИЯ

Давид Б. (Пьер-Франсуа Бошар). Священная болезнь. (комикс)

Это настоящий графический роман. О том, как жить в семье, где есть больной эпилепсией. Как сила родителей заставляет героя по другому посмотреть на свою семью. О книге.

О ТЕХ, У КОГО ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Ракель Джарамилло Паласио. Чудо

О мальчике Августе, который живёт "без лица". И принимает решение идти в обычную школу. О реакции окружающих, о родителях, о друзьях и недругах, и о чувствах самого Августа. Детский отзыв .

Иен Стракан. «Паренёк в пузыре»

Книга о мальчике, который не может жить за пределами специального "пузыря", потому что любой микроб убьёт его. Книга о подростковой любви. Книга о жизни и смерти, и о выборе. О книге .

О ТЕХ, У КОГО СИНДРОМ ДАУНА

Бирта Мюллер. «Планета Вилли»

Отличная книга, чтоб рассказать малышу, как живётся ребёнку с синдромом Дауна. Да, и не только малышу.

О книге (видео-рецензия)

Бетси Байерс. «Лебединое лето»

Книга о девочке, которая переживает нелёгкий подростковый период и о её младшем брате с синдромом Дауна. О важных вопросах, которые задаёшь себе в 14 лет, о самостоятельных поисках важного и значимого. О книге .

О ТЕХ, У КОГО АУТИЗМ ИЛИ РАССТРОЙСТВА АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Кэндзиро Хайтани. «Взгляд кролика»

Эта книга была написана в то время, Когда в Японии было примерно такое же отношение к детям с аутическими расстройствами, как у нас сейчас. Они странные, непонятно, как с ними общаться, как взаимодействовать.

И к мальчику из начальной школы, который ни на что, кроме мух не обращает внимания, дети относятся с неприязнью или безразличием. Пока не приходит новая учительница, которая верит, что ко всем можно найти свой подход. И именно мухи и помогают ей понять этого мальчика и помочь ему общаться с окружающим миром.

Синтия Лорэ. «Правила. Не снимай штаны в аквариуме»

О девочке-подростке, которая придумала "правила" для своего младшего брата-аутиста, что бы тому было легче ориентироваться в этом странном для него мире. И о её новом друге, с которым можно разговаривать только с помощью карточек-картинок. О любви, о понимании, о дружбе. О книге .

Андреас Штайнхёфель. «Рико, Оскар и тени темнее тёмного»

В этой книге целых два "странных" мальчика. И каждому из них нужен друг, которого они никак не могут найти, пока не встречают друг друга. У одного из них есть любящая, но очень занятая мама, а у другого, кажется, не сильно любящий папа.

А ещё это детективная история, которая не разрешилась бы без этих мальчиков. И есть продолжение, которое на русском не выходило.

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века»-2015

Гуманитарные науки (от 14 до 17 лет)

«Тема подростков – инвалидов

в произведениях художественной

литературы».

Болезненность" href="/text/category/boleznennostmz/" rel="bookmark">болезненно вслушивается в мир звуков. Чтобы показать, как воспринимает мир мальчик, автор находит эпитеты и олицетворения: звенящая капель, нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой, трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей.

Мальчику повезло. Благодаря тому, что несчастный родился в богатой семье и окружен любящими людьми, он получает возможность развить в себе талант, дарованный ему природой. Два человека приняли особое участие в судьбе ребенка: его мать и дядя Максим. Нежность и поэтичность матери, и мужество старого воина помогли Петру узнать мир. Роль дяди в воспитании племянника неоценима. Этот мужчина, в свое время известный забияка, уехал в Италию и примкнул к Гарибальди. Оттуда вернулся калекой, “правую ногу ему совсем отрезали, и поэтому он ходил на костыле, а левая рука была повреждена и годилась только на то, чтобы кое-как опираться на палку”. Он не мог оставаться равнодушным к судьбе племянника и не только потому, что судьбы их схожи: оба инвалида: один без ног, у другого - отсутствует зрение. Бывший гарибальдиец не дает сестре сделать из ребенка « тепличное растение». Максим постоянно добивался, чтобы племянник думал меньше о своем недостатке, а больше о страданиях других, чтобы научился чувствовать чужое горе. Но чем больше Петр становился личностью, тем больше ему казалось, что жизнь его никому не нужна. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями юношу не покидает мучительная мысль о том, что злоба и эгоизм - неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует нечто общее в своей судьбе с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей. Но есть и другое отношение к миру, к людям. Есть легенда о слепом бандуристе Юрке. Разобраться во всем поможет Петру дядя Максим. Юноша стал уверять, что ему лучше было бы, если бы он был нищим, потому что в заботах о пропитании и тепле ему некогда было бы думать о своем несчастье. И твердый, как сталь, дядя Максим предлагает Петру бросить все преимущества богатой жизни и по-настоящему испытать все тяготы, участь несчастных. «Я хотел, чтобы ты почувствовал чужое горе и перестал носиться со своим. Ты умеешь только кощунствовать со своею сытою завистью к чужому голоду!...» - бросает он племяннику. По совету дяди Петр уходит странствовать со слепыми. После долгого мытарства, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. Страдания, о которых молодой человек узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась:

« как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Юноше довелось испытать и другое счастье в жизни. Читателя охватывает удивительная радость, когда он узнает, что Петр и Эвелина сыграли свадьбу. В течение долгих месяцев Петр боялся, что родившийся ребенок будет слепым. Но слова доктора: «Зрачок сокращается. Ребенок видит, несомненно», - «будто прожгли в мозгу огненную дорогу».

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра, уверенного, сильного. Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства. Боюсь предположить, что было бы с подростком, если бы он родился в простой крестьянской семье?

Страшными периодами в истории нашего народа были революция 1917 года и Великая Отечественная война. Безусловно, что жили в это время дети-инвалиды, но, к сожалению, мне не удалось найти ни одного художественного произведения, рассказывающего о судьбе подростков. Видимо, факты из жизни таких детей просто-напросто утаивались или не доходили до массового читателя. Меня все чаще мучает вопрос, куда подевались со всех улиц больших и маленьких городов СССР в течение одного- двух лет после войны все инвалиды, «попрошайки», среди которых было много детей. Возможно, их вывезли за пределы городов, поселили в интернаты, специальные дома, чтобы не омрачать «светлый облик социализма»?

2. Произведено устройство пандуса и расширение дверных проемов во входной группе МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота».

3. Для престарелых и инвалидов в районе приобретен микроавтобус с устройством низкой посадки-высадки.

4. В МКУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота» на базе отделения дневного пребывания функционирует группа дневного пребывания для детей-инвалидов.

5.С целью формирования активной жизненной позиции людей с ограниченными возможностями была организована выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Мое творчество–мои возможности», приуроченная к Году равных возможностей.

6.Проведена праздничная игровая программа для детей с ограниченными возможностями «Большие возможности». На мероприятии присутствовали 26 человек.

7. В рамках Международного дня инвалидов 26 ноября 2011 года на базе ЦКиД была проведена праздничная программа «Передай добро по кругу» для детей с ограниченными возможностями здоровья. В торжественной части программы выступил Глава района, где от себя и от имени губернатора ЯНАО, обратился к детям с добрыми словами, затем были вручены подарки

8.В Центральной районной библиотеке для детей с ограниченными возможностями был организован час творчества «Пусть каждый смело нарисует всё то, что его интересует!» (к 110-летию Уолта Диснея).

IY. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Все это изменит отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого нужно не только говорить об инвалидах, их проблемах и достижениях, но и правдиво рассказывать о судьбе детей – инвалидов в произведениях художественной литературы, на страницах местных газет, по телевидению. Это необходимо, прежде всего, здоровому человеку цивилизованного общества, чтобы понять и принять Богом обделенного собрата, помочь ему в жизни и самому стать добрее. Такие произведения нужны и инвалидам, чтобы найти выход из непростых жизненных ситуаций. Такие произведения, я надеюсь, изменят наше общество в целом. В России инвалид, ведущий активную полноценную жизнь, пока, скорее, исключение, чем норма. Треть инвалидов не выходят из дома, большинство не имеют законченного среднего образования , не говоря уже о высшем. Причина не в отсутствии способностей и желания, а в отсутствии условий. Сегодня основной задачей нашего правительства является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Такое обучение позволит:

Избежать помещения детей в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье;

Обеспечить их постоянное общение со здоровыми детьми;

Способствует формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их и интеграции в общество.

Я больше чем уверена, что это даст положительный результат. Хочу рассказать об одном ученике нашей школы Васе С. Он инвалид с детства. Безбарьерная среда в образовательном учреждении обеспечила полноценную интеграцию подростка. Сегодня он не только успешно учится в 10 классе , но и работает в должности звукорежиссера. В будущем он мечтает открыть свою звукозаписывающую студию.

Хочется верить, что 119 тысяч детей с ограниченными возможностями найдут свое место в жизни.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Солнечное затмение», Москва, 2005год.

3. Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год, 221 стр.

4. »Дети подземелья», Москва, 2000 год.

Кондратюк Дарья

Целью сследования по литературе на тему "Проблема детей-инвалидов в мировой литературе" является раскрытие особенностей отражения проблемы детей-инвалидов в мировой художественной литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отдел народного образования Тулунского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская средняя общеобразовательная школа»

Введение

Глава 1. Дети инвалиды -одна из проблем современности.

Глава 2. Проблема детей инвалидов в мировой художественной литературе.

  1. Об авторах

2. Особенности отражения проблемы детей инвалидов в рассказах

Заключение

Использованная литература

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование темы

Проблема детей-инвалидов в наши дни, когда наша параолимпийская сборная одержала свою триумфальную победу, становится как никогда актуальной. Пример наших спортсменов очень ценен для подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Тему данной научно-практической работы определило и то, что проблема детей-инвалидов затрагивается в достаточно большом количестве произведений русских и зарубежных писателей.

Один из этапов исследовательской деятельности включал в себя анкетировани е. Респондентами стали педагоги, мои сверстники и их родители, всего 56 человек. На вопрос, считают ли они проблему детей-инвалидов актуальной для нашего времени «да» ответили 51 человек, «нет» - 5. Такие результаты анкетирования говорят сами за себя и подтверждают актуальность выбранной темы.

В своём небольшом исследовании я хочу показать, насколько эта тема волнует человечество. Кроме этого, для меня немаловажно знать, как относятся к проблеме детей-инвалидов мои сверстники.

Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ рассказов Т. Крюковой «Костя + Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение», А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи»» рассмотреть особенности отражения проблемы детей-инвалидов в мировой художественной литературе.

Краткая аннотация.

В своей работе я постаралась показать, насколько актуальна тема детей-инвалидов для современного человека. А анализ произведений Т. Крюковой «Костя + Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение», А. Маршалла «Я умею прыгать через лужи» помог мне выявить особенности решения этой проблемы в мировой литературе. Кроме этого, я выяснила отношение моих сверстников к проблеме детей-инвалидов. Опрос подтвердил мои размышления об актуальности данной темы для большей части живущих на земле людей.

Цели и задачи исследования

Цель:

Рассмотреть особенности отражения проблемы детей-инвалидов, исследовать отношение общественности к данной проблеме.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

  1. выполнить анализ произведений художественной литературы, в которых раскрывается проблема детей-инвалидов;

2) выяснить, почему так серьезно стоит проблема детей- инвалидов в обществе (опрос педагогов, психологов, знакомых);

3)выявить отношение к проблеме детей-инвалидов у учащихся МОУ «Икейская СОШ».

Этапы исследования.

1. Поиск и изучение материала, связанного с выбранной темой, с использованием фонда школьной библиотеки и сети Internet.

2. Проведение опроса социального педагога, психолога, школьников.

3. Обработка и систематизация материалов.

4. Формулирование выводов, оформление результатов исследования.

5. Подведение итогов и подготовка к выступлению на научно-практической конференции.

Методы исследования

  • Теоретические (анализ, систематизация, обобщение).
  • Социологические: опросный (анкетирование), неопросные (анализ документов, наблюдение).
  • Культурологические: количественный анализ.

Объект исследования – повести Т. Крюковой, А.Лиханова и А. Маршалла, а также статистические данные.

Предмет исследования – проблема детей-инвалидов в повестях Т. Крюковой, А.Лиханова и А. Маршалла.

Дети инвалиды - одна из проблем современности

Проблема инвалидности является актуальной проблемой, что аргументируется убедительными данными международной статистики, согласно которой число инвалидов во всех странах велико и четко прослеживается тенденция к его увеличению.

В наше время в России стоит острый вопрос, связанный с проблемами детей-инвалидов в современном социальном обществе. Проблема детей-инвалидов касается почти всех сторон нашего общества: от законодательных актов и социальных организаций, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Число детей-инвалидов с каждым годом становится все больше. Этому способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, нехватка финансирования, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), рост травматизма, детская заболеваемость, и т.д. К детям инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие нарушения роста и развития, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,трудовой деятельности и т.д.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек. И каждый год эта цифра увеличивается, лишь семь процентов детей рождается здоровыми.

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очень актуальна сейчас. Если в 1990 году на учете в органах социальной защиты состояла сто пятьдесят одна тысяча таких детей, сегодня же детей-инвалидов насчитывается около шестисот тысяч, две трети из которых – особые дети, имеющие психические и психоневрологические нарушения (детский церебральный паралич, аутизм, синдром Дауна, и другие). Ежегодно в России рождается пятьдесят тысяч инвалидов с детства. Тяжело быть инвалидом в возрасте 20 лет и выше, а еще тяжелее быть им с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает и учится очень многому, а инвалидность становится огромным барьером к постижению нового.

Дети-инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут все или почти все. Им просто нужно помочь, и желательно вовремя…

В проведенном нами социологическом опросе приняли участие педагоги, обучающиеся МОУ «Икейская СОШ» и их родители, всего 56 человек. Мы выяснили их мнение по следующим вопросам:

  1. Как вы относитесь к инвалидам?

Положительно (с состраданием) - 53 человека (94,6%).

Мне все равно - 3 человека (5,4%).

  1. Как вы относитесь к тому, что инвалиды занимаются спортом, участвуют в соревнованиях?

100% опрошенных ответили, что рады за них и гордятся их успехами.

  1. Должны лидети с ограниченными возможностями учиться со всеми здоровыми детьми?

Да – 46 человек (82%).

Нет - 7 человек (12,6%).

Не знаю - 3человека (5,4%).

Глава I. Проблема детей-инвалидов в мировой художественной литературе

  1. Об авторах

Тамара Крюкова

Литературные критики называют детскую писательницу Тамару КРЮКОВУ российской Астрид Линдгрен. Наверное, это потому, что она хорошо знает современных детей, часто встречается с ними, разделяет их заботы и тревоги. Умеет заставить задуматься над собственными недостатками.

Родилась 14 октября 1953 г. в городе Владикавказ. Закончила факультет иностранных языков Северо-Осетинскогогосударственного университета. После окончания университета работала переводчиком в Египте, некоторое время преподавала английский язык в Московском институте Геодезии, Картографии и Аэрофотосъемки.

Серьезно работать на писательском поприще начала в Египте. Там были написаны книги "Хрустальный ключ", "Дом вверх дном" и "Чудеса не понарошку". Началом литературной карьеры считает 1 апреля 1996 года - день, когда в трех разных издательствах одновременно вышли три книги.

"Сказки дремучего леса" были переведены и изданы на шести европейских языках. "Хрустальный ключ" удостоился издания по Брайлю в рамках Федеральной программы книгоиздания для слепых и слабовидящих детей.

Лауреат Международного фестиваля "Счастливые дети". Член Оргкомитета Международного молодежного проекта "Мы пишем Книгу Мира". Лауреат первой премии Международного общественного фонда "Русская культура" за возрождение литературы для подростков России. Лауреат первой премии конкурса на лучшую книгу о подростках, проводимого Издательским советом Русской православной церкви.

По произведениям Тамары Крюковой сняты два полнометражных художественных фильма: молодежная романтическая история по повести "Костя + Ника" и кинокомедия "Потапов, к доске!".
Фильм "Костя+Ника. Время лета" завоевал многочисленные награды, в том числе Гран-при XIV Международного кинофестиваля "Артек", X Всероссийского фестиваля "Орленок", VI Международного детского фестиваля искусств "Кинотаврик" и IV Международного фестиваля стран АТР "Pacific Meridian".

Ее книги переведены на иностранные языки. На Международном фестивале "БиблиОбраз" в программе "Открывая друг друга", цель которой познакомить читателей разных страх с современными авторами, пишущими для подростков, Тамара Крюкова представляет Россию.

В 2007 году Тамара Крюкова стала лауреатом IY всероссийского конкурса "Алые паруса", проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Книги Т. Крюковой с удовольствием читают взрослые и дети. Это тонкий, добрый и умный писатель. А те, кому посчастливилось познакомиться с Тамарой лично, сразу понимают, что этот человек, как лучшие герои её книжек, сострадателен, мудр, бескорыстен, открыт и готов спешить на помощь ближнему.

Альберт Лиханов

Альберт Анатольевич Лиханов - детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда. Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001)
Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Отец - Анатолий Николаевич, слесарь, был внуком полковника из обедневших дворян. Мама - Милица Алексеевна - медицинский лаборант. В 1958 году окончил Уральский государственный университет им. М.Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики.
1958-1961 гг. - литсотрудник газеты «Кировская правда», 1961-1964 гг. - главный редактор газеты «Комсомольское племя», 1964-1966 гг. - собственный корреспондент «Комсомольской правды» по Западной Сибири (Новосибирск), 1966-1968 гг. - инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ, 1968-1987 гг. - журнал ЦК ВЛКСМ «Смена»: ответственный секретарь (1968-1975), главный редактор (1975-1988), 1987-1991 гг. - Председатель Правления Советского детского фонда им. В.И.Ленина, с 1991 - Председатель Правления Российского детского фонда Председатель правления Российского Детского фонда - крупнейшей общественной благотворительной организации в нашей стране.
Писатель, общественный деятель. В 1986-1987 гг. вышло его собрание сочинений в 4-х томах. В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три - инсценированы.
Основные литературные произведения - повести "Чистые камушки", "Обман", "Лабиринт" (трилогия "Семейный обстоятельства"), "Благие намерения", "Голгофа", "Невинные тайны", "Высшая мера", "Паводок", "Никто", "Сломанная кукла". Роман в повестях "Русские мальчики" и роман "Мужская школа" составляют дилогию о военных действиях.
Награжден двумя медалями СССР, медалью К.Д.Ушинского, Н.К.Крупской, Л.Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени, грузинским "Орденом Чести", медалями Белоруссии и Армении.
Сфера научных интересов А.А.Лиханова - права ребенка, защита отечественного обездоленного детства. Основные публикации по данной "тематике: «Права ребенка», «Социальный портрет детства в России», «Охрана детей-сирот». Словарь-справочник «Детство», «Белая книга детства в России», «Недетские заботы Детского фонда», «Драматическая педагогика», «Письма в защиту детства», «Страна детства: диалоги», «Философия детства».

Алан Маршалл.

Алан Маршалл родился в 1902 году в семье бедного фермера в Австралии. Когда Алану было шесть лет, он заболел и после этого не мог работать. Когда мальчик учился ходить на костылях, он гулял много часов каждый день на полях. Он научился плавать и очень хорошо ездил верхом. Алан любил лошадей и собак, писатьрассказы.
Когда Алан Маршалл окончил школу, он захотел увидеть свою страну. Он путешествовал по Австралии и выучил очень многое из истории этой страны. В своих рассказах он писал о людях, которых встречал, и местах, которые он видел в своих путешествиях. Он написал много хороших рассказов о детях.

Во время второй мировой войны Алан Маршалл был военным корреспондентом. В течение многих лет Алан Маршалл был хорошим другом нашей страны, Советского Союза. В 1978 году Советский союз вручил ему орден Дружбы народов. Алан Маршалл умер в 1984 году. Люди из многих стран знают его книги и любят их.

2. Особенности отражения проблемы детей инвалидов в рассказах

Т.Крюковой « Костя+Ника», А. Лиханова «Солнечное затмение»,

А. Маршалла « Я умею прыгать через лужи».

Писатель Владимир Амлинский в своей повести "Жизнь Эрнста Шаталова" сказал: «Бедные здоровые люди, они не понимают, что весь покой и здоровье их условны, что одно мгновение, одна беда - и все перевернулось, и они сами уже вынуждены ждать помощи и просить о сострадании».

Конечно же, проблемы людей, мир которых перевернулся, не могли не найти отображения в произведениях мировой литературы.
Образ "особого ребенка" появился в мировой литературе давно, он встречается уже в произведениях графини де Сегюр, урожденной Ростопчиной (родилась 1 августа 1799, Санкт-Петербург, умерла 9 февраля 1874, Париж). Сегодня эти произведения наконец стали доступны и нашим читателям, ее "Бесенок, или Славный малый" - о любви милой слепой девочки и мальчишки-сироты; "Маленький Горбун" - название само говорит о заявленной теме. В зарубежной литературе эта проблематика активно начала осваиваться после второй мировой войны, но в отечественной литературе после 1917 г. дети с особыми потребностями исчезли со страниц книг, и вернулись только недавно.
Повесть Тамары Крюковой «Костя+Ника» - светлая, добрая, легкая, наивно-трогательная книга. Жизнь в маленьком дачной поселке, где каждый знает все обо всех, а тайна остается тайной лишь тогда, когда ты держишь ее при себе, да и то не всегда. Книга трогает своей наивностью и чистотой, оглядываясь вокруг себя, я с грустью понимаю, что не верю, что есть еще в мире такой вот Костя, который, возможно, спас свою Нику.
Костя - верный, добрый, преданный. Старается держать слово и отвечать за свои поступки. "Маленький принц" может им гордится, он оберегает ту, которую приручил. Способен на необдуманные, безбашенные поступки, будь то яблоки на березе, спонтанная поездка в лес на тачке для навоза или высаженное поздней ночью окно. С ним не заскучаешь. Он верил в Нику больше, чем она верила в себя, поэтому ему и удалось сотворить чудо, поставить девочку на ноги. Но самым важным фактором, несомненно, были внимание, дружба и любовь. Любовь подкралась к нему так незаметно, что он осознал ее лишь тогда, когда потерял.

Слезы катились по щекам. Беззвучные рыдания душили его, но он не думал о том, что его могут увидеть. Сейчас он существовал вне мира, вне людей. Он впервые со всей горечью осознал, что так и не успел сказать ей самые важные слова. Это была не жалость и не порыв "благородного целителя". Он любил ее.

Ника - девочка из золоченой клетки, которая не может не то что взлететь, а даже встать. Озлобленная, обиженная на весь мир, закрытая от него не только забором, но и стенами, которые сама же и взгромоздила вокруг себя. Лишь один человек смог за них проникнуть, потому что попросту не догадывался о их существовании. Мне нравилось наблюдать за метаморфозами девчонки, которые начали происходить с ней после появления в ее жизни кости. Правду ведь говорят, что любовь творит чудеса. А первая любовь, наверное, и вовсе самая чудодейственная.
Нисколько не жаль потраченного на книгу времени. Возможно, когда-нибудь прочту ее еще раз, уже со своим ребенком.

Книга о первой любви и о нормальных отношениях людей - сочувствии, взаимопонимании, дружбе, конфликтах и примирениях родителей и детей. Поэтому книга мне понравилась. Тем более в ней так свежо и радостно описывается природа, в общем-то довольно достоверно - особенности отдыха в деревне городских детей. Грустный образ Полины - сиделки как бы дает нам представление, в кого, хоть и по другим причинам, могла бы превратиться сама Ника, если бы не маленькое летнее чудо и первая любовь.
Финал впечатление, тем не менее, портит: соглашусь с другими рецензентами в том, что как-то все быстро и скомканно. То есть, ужас от того, что героиня, кажется, совершила непоправимое, испытываешь по полной, а вот радости, когда узнаешь, что произошло на самом деле, как-то недостаточно. Но, может быть, это сознательный такой прием - чтобы показать, как даже намерение такое накладывает отпечаток на жизнь задумавшего и его близких?

Очень добрая, светлая книга о любви и о том, что чудо - это не гром среди ясного неба, чудо рождается в душе человека, оно дело рук человеческих. И первый шаг стать "чудесным" человеком, "волшебником" - отказаться от прочно въевшихся в нашу повседневность равнодушия, черствости и безучастности. Главный герой Костя - хороший мальчик, как и многие в его годы. Подростки "ведут себя соответственно возрасту", как написано в аннотации к книге, не сволочи и не ангелы. И вот в привычный быт ворвалась девочка со сложным характером и судьбой, каждому нужно решить: как к ней отнестись? Да как проще всего - так, чтобы не тревожить себя. Пусть все останется как есть. Мы почти всегда так поступаем, стараемся не выделяться, это раз, и избавляем себя от лишних хлопот, это два. Ведь наши дела очень-очень важные! Нужно спешить, нестись по жизни, не замечая ничего вокруг и не останавливаясь.
А Костя замедлил шаг, присмотрелся, сначала нехотя стал совершать поступки, которые подсказывала совесть, хотя ему было ужасно в тягость. Не пожадничал на свое время, внимание, на прощение (Ника оказалась не подарок), чувства. А в итоге сотворил Чудо.
Самое главное, что такое чудо во власти каждого человека, нужно только справиться с эгоизмом.
"Не родись красивой, а родись счастливой"... Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители - красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет - это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей - инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!

«Родителей не выбирают»... А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца - местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит, очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!

Пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди - неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?
«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

Очень непростая повесть. Вот так читаешь - и думаешь порой, что автор перестарался, что такого не бывает, чтобы подростки - сколько им там лет? - были такими. Такими мудрыми, такими глубоко чувствующими, такими неюными. А с другой стороны, разве не было такого у многих в 14-15 лет - ощущения, что ты старше многих взрослых, ярких периодов понимания и осознания, всплесков глубоких чувств, проникновения в какие-то глубины. Подростков нечасто принимают всерьёз. Даже если кто-то потрудится ненадолго остановиться, прислушаться, вчувствоваться в то, что происходит с ними, всё равно во многом давит груз всякого наносного. Школьники должны ходить в школу и учиться, выполнять какие-то свои обязанности, приходить вовремя, делать уроки - и всё такое. Но всё это не может отменить взросления души.

Нет, конечно, есть много подростков, которые и правда, словно пустоголовые куклы порой, которым ни до чего нет дела, и даже собственные чувства они слышать не умеют, боятся их. Но есть и другие, которых сама жизнь заставляет острее всё прочувствовать, обдумывать, расти над собой - и над взрослыми тоже. Юная душа, еще не придавленная грузом всякой жизненной шелухи, может взлететь выше и увидеть дальше многих взрослых.

В автобиографической повести известного австралийского писателя Алана Маршалла "Я умею прыгать через лужи" раскрывается картина жизни Австралии начала XX века. Герой повести Алан - сын смелого объездчика диких лошадей. С раннего возраста Алан мечтает стать таким же, как отец, но после тяжелой болезни его ноги перестают служить ему. Это я ркий пример того, как может человек добиться того, чего он желает, если он умеет рассчитывать свои силы и находить пригодные способы и средства для достижения желаемых целей. Чем-то этот мальчик-подросток-юноша напомнил мне историю Алексея Маресьева, который, лишившись ступней обеих ног, сумел не только восстановить лётные навыки, но и освоить новый по тем временам самолёт-истребитель Ла 5 и успешно вести воздушные бои, сбивая вражеские мессершмитты и фокке-вульфы не только в составе группы, но и в личном противоборстве. Да-да, они очень похожи, эти два совершенно разных человека, принадлежащие двум совершенно разным народам и двум разным поколениям. Я долго, минут пять, думал над тем, почему у меня в голове всплыл образ Маресьева? И вот что я понял: они оба страстно и горячо любят жизнь. Но жизнь не саму по себе (как способ существования белковых тел ), а жизнь, наполненную смыслом и содержанием, жизнь, в которой они могли бы делать то, что им хочется и не быть зависимыми ни от кого - ни от людей, ни от обстоятельств. И Маресьев, и Алан стараются вести себя так, чтобы никому и в голову не пришло замечать их инвалидность - Алексей страстно учится танцевать, уступает в трамвае сидячее место раненым, и, будучи уже в полку, не афиширует своё особое состояние и не требует никаких поблажек и привилегий, оставляя за собой только одну привилегию - быть таким, как все, и так же как все громить врага силой своего оружия и своего мужества и доблести. Точно так же и Алан всячески пресекает все поползновения как сверстников, так и взрослых вести себя по отношению к нему как-то особенно, он смело участвует во всех мальчишеских забавах и развлечениях, начиная с рыбалки и заканчивая походами в горы и спусками на дно старого кратера, он дерётся со своими противниками на палках, не только оказывая достойное им сопротивление, но и побеждая их и физически и морально, он самостоятельно учится плавать, чего не умеют делать большинство жителей городка, он осваивает даже то, во что не верил его отец - верховую езду на пони!

Его родители - это особый пункт размышлений. Потому что таких заботливых и мудрых родителей поискать надо не только на австралийском континенте, но и у нас, в Евразии, и в обеих Америках. Да и не сразу ещё найдёшь. В книге об этом есть ключевой момент, когда отец говорит своей жене:

"Мы должны закалять его, Мэри. Пусть он учится принимать удары в лицо, как бы это ни было больно. А если ограждать его от них, то кончится тем, что его будут бить по затылку, да ещё как! Всё это очень невесело. Но что поделаешь? Сейчас мы должны уже думать не о ребёнке, а о мужчине и его будущем... Ведь ограждая его голову от ударов, мы можем разбить ему сердце. Так я думаю. Быть может, я ошибаюсь, но готов прозакладывать всё, что имею - мне кажется, я прав"

В этом коротком и совершенно ненаучном высказывании простого и не очень грамотного объездчика лошадей и заключена вся педагогическая мудрость, сформированная за тысячелетия существования человечества. Не оградить от опасностей и трудностей, а научить их преодолевать.

Особый интерес книги состоит и в описаниях австралийских колоритов начала 20 века. Простой и незамысловатый быт австралийских фермеров показан без прикрас и слюнтяйства, смерть здесь составляет такую же часть и правду жизни, как и бесхитростные описания природы или картинки жизни людей.

"Я умею прыгать через лужи" - автобиографическая повесть о детстве австралийского писателя, перенесшего полиомиелит. То, что это реальная история, не выдуманная, не сочиненная автором, делает ее лишь сильнее , не так ли?

Книга, несмотря на тематику, очень и очень светлая и позитивная. Ее невозможно читать и не улыбаться, она очень летняя, вся пропитана австралийским солнцем и любовью к жизни мальчишки по имени Алан. Очень приятно было сознавать насколько мудры родители Алана, ведь до того как он заболел, отец мечтал, чтобы сын продолжил его дело - стал объездчиком лошадей. Но после того как случилась беда, никакого отчаяния, никакой озлобленности. Отец и мать помогли сыну найти свое место в жизни, чувствовать себя уверенно, встать на ноги (во всех смыслах) и ни от кого не зависеть.

Вообще у книги есть очень правильный посыл: все происходит так, как ты это воспринимаешь для себя сам, если ты считаешь себя полноценным человеком, то и жизнь проживешь такую.
Алан, будто бы подстегиваемый болезнью, делает то же что и другие. Учится плавать, едет с работником в поездку, и даже смог научиться верховой езде на пони, а на это не рассчитывал даже его отец, что уж говорить об остальных.

Конечно, мир не без глупых людей, есть они и в этой книге. Но никакие их замечания или взгляды не смогли сломить дух и жизнестойкость Алана.

В детстве бездействующая, ставшая бесполезной нога не вызывает стыда; лишь когда научаешься распознавать взгляды людей, не умеющих скрывать свои чувства, появляется желание избегать их общества. И - странная вещь - такие откровенно презрительные взгляды исходят только от людей со слабым телом , всегда помнящих о собственной физической неполноценности. Сильные и здоровые люди не сторонятся калеки - его состояние слишком далеко от их собственного. Только те, кому грозит болезнь, содрогаются, видя ее у других.

История-автобиография. История о настоящем человеке - мальчике, который в шесть лет перенес полиомиелит и навсегда остался с парализованными ногами. Но не опустившем руки и в прямом, и в переносном смысле - для того, кому отказали ноги, руки становятся главным инструментом, славой и гордостью; не сдавшемся на милость судьбы и общества, несмотря на все их попытки пожалеть обделенного малыша. Люди потому и смотрят на калек с пугливой жалостливостью, что просто боятся сами оказаться на их месте, и тем самым лишь мешают этим людям. Ведь умение жить не зависит от того, можешь ли ты стоять на своих ногах: оно зависит от настроя самого человека, от его веры в свои силы и настойчивости в достижении целей - для того человеку и нужна поддержка окружающих, в которой общество зачастую отказывает калекам.

Осторожней!.. Не сделайте ему больно: он хромой!
Это восклицание матери заставило меня опомниться. Слово "хромой" в моем представлении могло относиться только к хромым лошадям, оно означало полную бесполезность. Лежа в канаве, я приподнялся на локте и посмотрел на мать с изумлением.
- Хромой, мама? - воскликнул я возмущенно. - Почему ты говоришь, что я хромой?..

Алан не считает себя хромым или калекой - ведь это означает беспомощность, бесполезность, бессмысленность существования. Просто ноги отказывают ему служить - ну так у него есть сильные руки, умеющие не только держать костыли и двигать рычаги коляски, но и удить рыбу, охотиться на кроликов и разводить костер. Алан ни в чем не желает уступать другим мальчишкам - ни в играх, ни в драках. Не желает он и подчиняться Другому мальчику - тому, который вечно нашептывает: "Зачем ввязываться в это дело? Посиди, отдохни, я ведь так устал..." Он не только ему не уступает, он его побеждает - мало кто из ребят умеет плавать? Что ж, он сумеет этому научиться, сколько бы времени это не заняло. Отец сказал, что он не сумеет ездить на лошади? Нет, он сможет, даже если для того, чтобы научиться этому, ему понадобится несколько лет. А как же костыли? "Кто думает о костылях!" Не нужно думать, как радоваться жизни - эта радость приходит с самой жизнью: "Хорошо быть счастливым, правда?"
И не нужно слушать тех взрослых, что с грустью и болью смотрят на мальчика с костылями. Они готовы оградить его от всех тягот жизни - но это значит отгородиться и от самой жизни, которая никогда не бывает абсолютно беззаботной и безопасной. Алану очень повезло с родителями - они во всем поддерживают сына, к месту дают мудрый совет, что особенно ценно, когда понимаешь, что больше всего им хочется взвыть в небо и спрятать родную кровинку от страшного мира. Отец Алана напомнил мне моего собственного папу - он тоже никогда не дает нам с братом сдаваться, что бы ни встало на нашем пути - внешние ли невзгоды или внутренняя лень.

Когда ты будешь смотреть на других, то в это время и сам ты старайся вместе с ними драться, и бегать, и состязаться, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Во всяком случае, я с этой минуты намерен о них забыть.

И все же без целеустремленности, силы воли, жизнерадостности самого Алана ничего бы не вышло. Даже совсем малышом, когда ему в больнице неправильно наложили гипс и его мучали страшные боли в ноге, он старался не выдать своих страданий, потому что ему не верили. И нужно иметь недюжинную храбрость и силу, чтобы суметь стать таким человеком, как Алан Маршалл:

Если храбростью этого парнишки подбить башмаки, им износа не будет.

И еще - эта книга адресована в первую очередь детям: и языком своим, и построением текста она всячески об этом напоминает. Но мне кажется, это оттого, что именно в детстве ты легко примеряешь на себя чужие роли, чувствуешь, как тяжело взбираться по круче, как трудно идти, когда скользит на гладких камнях костыль. Не ощущаешь это полностью, но и не отгораживаешься: только бы такое не произошло с моими родными. Поэтому сейчас я перед сном попробую забыть о том, что у меня есть ноги. Пусть мне хотя бы один раз приснится такая жизнь - я надолго запомню, что перед этим все мои неприятности - пыль.

Мудрая, трогательная, позитивная и жизнеутверждающая книга. О детстве ребенка-инвалида, который искренне не знает о своем несчастье, не верит что никогда не сможет ходить (это самое подкупающее и главное в книге). Он просто живет и преодолевает препятствия, встающие у него на пути, достигает целей: учится передвигаться, достигать дна кратера вулкана, плавать, ездить верхом… Чудесно и правильно, когда человек не озлобляется, не жалеет себя, а все свои силы направляет на достижение цели.

Алан видит мир позитивным, добрым и считает себя абсолютно полноценным, в отличие от взрослых, которые почему-то грустят и жалеют его. Таких он старается избегать. Ему больше нравятся люди, которые никак не реагируют на его костыли, коляску, «плохую» ногу. Доброта, наивность мальчика, умение дружить делают свое дело – у него много друзей, которые помогают всегда в трудную минуту, хотя Алан не нуждается в помощи и никогда не просит ее: сам спускается по крутому склону, залезает на лошадь и на дроги, изобретает различные способы компенсации своего физического недостатка.

Отец у мальчика – самый умный и мудрый человек на свете, которого никто не может «раскусить». Хотя он совсем не образован, но понимает сердцем многие вещи в жизни так, как не понял бы человек с научными степенями:

Именно благодаря отцу, Алан живет полноценной жизнью, ему не чужды все мальчишеские проказы и радости, он охотится, ловит рыбу, ездит по лесам и полям, и постепенно становится настоящим человеком – с открытым, добрым, сильным сердцем, который ничего не боится и способен все преодолеть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировая художественная литература еще раз подтверждает, что жизнь человека с отклонениями в физическом и психическом развитии очень нелегка, и нелегка жизнь его близких. Но как бы ни складывалась жизнь человека с особыми потребностями, ему, прежде всего, необходимы поддержка и понимание.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сайт в сети Internetwww.krugosvet.ru.

2. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронная версия 2013 года.

В. Г. Короленко Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая пример несломленной судьбы, поэтичная в деталях. В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Более всего помог Петру дядя Максим, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения. Это происходит в финальной сцене повести: Петр, уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.


М. Горький М. Горький Самое, пожалуй, замечательное из всех произведений цикла «По Руси» Максима Горького - рассказ «Страсти-мордасти». Он построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать. Герой рассказа мальчик Ленька – калека с лицом, «словно написанным тонкой кистью и поражающе неуместным в этой темной сырой яме». Он живет в подвале со своей опустившейся матерью. Развлекается тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, дает им смешные прозвища (паук Барабанщик, муха Чиновница, жук дядя Никодим и т.п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий. Умный и наблюдательный, он любит и жалеет свою мать и по-детски наивно учит ее жизни. И сколько нравственно чистого таится в этом мальчике! Это произведение - о неистребимости человеческого в человеке.


У. Фолкнер У. Фолкнер Роман "Шум и ярость" рассказывает об окончательном крахе Компсонов - одной из самых знатных и гордых семей американского Юга. В первой части романа "7 апреля 1928 года" представлен внутренний монолог умственно отсталого Бенджи Компсона, 33 лет, монолог, как будто не имеющий смысла. Мысли Бенджи путаются, прыгают, переносятся из настоящего в прошлое, потом опять в настоящее, мир отпечатывается в его сознании калейдоскопом неподвижных картин. Бенджи символизирует физическое и нравственное вымирание рода Компсонов. Но образ Бенджи несет еще философскую нагрузку: на его уровне существования времени как страшной и неразрешимой проблемы просто не существует, хотя Бенджи, кажется, вот-вот выплеснет накопившееся в душе страдание. Фолкнер мастерски изобразил редкостную эмоциональную достоверность этого героя.


С. Цвейг С. Цвейг Австрийский писатель Стефан Цвейг автор великолепных новелл и увлекательных жизнеописаний ярких исторических личностей. Особое место в его творческом наследии занимает роман «Нетерпение сердца», действие которого относится к кануну войны 1914 г. Лейтенант Гофмиллер стоит со своим полком в гарнизонном городке в Венгрии. Томясь от скуки, он с радостью принимает приглашение помещика Кекешфальва пожаловать к нему на сельский бал. Здесь он знакомится с Эдит - дочерью хозяина дома. Эта богатая девушка страдает жестоким недугом: она парализована. Неожиданное внимание молодого офицера производит необыкновенное впечатление на больную. Она страстно влюбляется в него, но любовь оборачивается для нее трагедией. О чем это произведение? О том, как трудно молодому человеку разобраться в своих чувствах, различить, где голос совести, а где страх перед «общественным мнением», где благородные порывы, а где низменные страсти. О том, что важнее для юноши: «быть» или «казаться». О том, как «благими намерениями дорога в ад выстлана». О том, как надо отвечать за свои поступки, слова, чувства. О том, как надо щадить чувства другого человека. О том, как трудно устоять в добре и пожертвовать своей мнимой свободой ради любви к ближнему.


Э. Базен Э. Базен Стойкость, стремление сохранить человеческое достоинство даже в самых трагических ситуациях характерны для главных персонажей французского писателя Эрве Базена. Показателен в этом отношении роман "Встань и иди". Героиня этого произведения Констанция Орглез во время войны тяжело пострадала от бомбежки, у девушки поврежден позвоночник. Исцеление практически невозможно, и все же Констанция старается не падать духом, сохранить волю и интерес к жизни. Ей удается собрать одноклассников своего погибшего брата и организовать ОВП – общество взаимопомощи. И хотя в результате из этого ничего не получилось, и жизнь Констанции оборвалась, трагическая развязка лишь усиливает чувство уважения к мужеству девушки. Есть в романе и любовная линия – тонкая, продуманная и красивая.


А. Маршалл А. Маршалл Австралийский писатель Алан Маршалл памятен нам как автор светлой, пропитанной солнечным светом и запахами земли, как теперь говорят, "позитивной" книги. Шести лет Маршалл заболел полиомиелитом, сделавшим его инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Автобиографическая повесть «Я умею прыгать через лужи», рассказывает о борьбе с недугом и победе над ним. Маршалл считал эту первую книгу трилогии (куда еще входят «Это трава» и «В сердце моем») своим лучшим произведением. Несмотря на воспоминания о болезни, это возвращение в радостный мир детства. Главное в повести борьба мальчика с обстоятельствами жизни. Маршалл рассказывает о том, как боролся ребенок, чтобы вопреки судьбе стать полноценным человеком, о том, что помогало ему в этой борьбе борьбе с «Другим Мальчиком» в себе, осторожным и беспомощным, стремящимся уговорить Алана смириться с печальной участью калеки. Вместо постоянно разворачивающейся пружины сюжета Маршалл выстраивает эпизоды, помещая в фокус моменты преодоления, они-то и составляют внутренний стержень повести.


Д. Киз Д. Киз «Цветы для Элджернона» не то произведение, о котором стоит говорить многословно. Во-первых, потому что о нем сказано даже слишком много. Во- вторых, вся насыщенность романа идеями, свойственными классике литературы, сочетается с их изящной прозрачностью. Книга написана в виде дневника. Его пишет умственно-отсталый главный герой Чарли Гордон. После удачной хирургической операции над мышью Элджерноном такая же операция по улучшению интеллекта была проведена Чарли. Очень быстро меняется содержание дневника, его хозяин начинает открывать себя и мир заново. К сожалению, разум Элджернона стал деградировать, и Чарли видит и понимает, что это ждет и его. Книгу стоит прочитать для того, чтобы впустить в себя свет человечности. Хоть конец и будет предсказуем, и надежда - последнее, что в нем можно увидеть, останутся безысходность и доброта, и что-то еще очень важное, чего нам всем не хватает. Не ум, не знание, а понимание. Не жалость, не сочувствие, а поддержка и человечность.


Р. Гальего Р. Гальего Именно так назвал Рубен Гонсалес Гальего изданный в 2002 году вариант своей книги, которая в журнальной обработке появилась под названием «Черным по белому», удостоенной в 2003 году литературной премии «Букер Открытая Россия» за лучший роман на русском языке. В этом автобиографическом произведении нашла свое отражение вся нелегкая судьба ребенка, которому уже в начале его жизни поставили диагноз ДЦП и которого обрекли на переселение из одного советского интерната в другой. Особенностью книги является прежде всего способность автора находить в суровой, страшной, жестокой жизненной реальности смешное, неповторимое и удивительное, а главное доброе. В этой книге почти нет натуралистических деталей. Нет борьбы за права инвалидов, нет публицистических вставок есть безжалостная, прежде всего к себе, исповедь человека, вынужденного быть героем. Как выразился сам Гальего в предисловии к русскому изданию: «Быть человеком трудно, очень трудно, но вполне возможно. Для этого не обязательно становиться на задние лапы. Совсем не обязательно. Я в это верю.


Л. Улицкая Л. Улицкая Смысл жизни родителя - вырастить здорового и благополучного ребенка. А если здоровья нет? Тогда остается только всеми силами противостоять судьбе. Героиня произведения Л. Улицкой по прозвищу «Бухара» - мать девочки с синдромом Дауна. Муж не выдержал этого и ушел. А вот маленькая хрупкая женщина поняла главное: жизнь ребенка является высшей ценностью. Больной ребенок как испытание свыше, и мать это испытание выдерживает. Недаром звучание рассказа Людмилы Улицкой напоминает торжествующий гимн - гимн материнской любви. Вот почему и в названии рассказа они вдвоем - мать и дочь. Милочка – так зовут девочку – вобрав в себя материнскую любовь стала улучшаться в развитии. А мать всеми способами готовит дочь к самостоятельной жизни. Когда-то Иоанн Златоуст сказал: "Добрая ласковая мать кротким обращением с ребенком не только вносит мир в его душу, но и делает для него малочувствительными всякого рода огорчения". А Улицкая добавляет: и делает его счастливым.


Д. Липскеров Д. Липскеров Творчество известного современного писателя Дмитрия Липскерова, автора семи романов, нескольких повестей и рассказов, а также более чем двадцати пьес, трудно отнести к какому-либо литературному направлению. Главная тема этого романа – история любви двух инвалидов, Анны и Евгения, в силу обстоятельств вступивших в переписку. Они рассказывают друг другу о невероятных событиях, проходящих с ними. Но что в их рассказах правда, а что вымысел, не знает никто. Даже сами герои. Это коктейль из выдуманных и реальных персонажей и событий. Это соединение фантазии и мистики, сюрреализма, эротики и романтики. Написан роман с юмором, с умелой стилизацией. А предугадать финал просто невозможно.


М. Хэддон М. Хэддон Марк Хэддон английский писатель, художник-иллюстратор и сценарист. «Загадочное ночное убийство собаки» вошел в лонг-лист премии Букера 2003 года, в том же году был удостоен престижной премии Уитбреда, а в 2004 году Литературного приза Содружества. Рассказчик и главный герой романа Кристофер Бун. Ему 15 лет, и он страдает аутизмом. Он знает математику и совсем не знает людей. Он не выносит прикосновений к себе, ненавидит желтый и коричневый цвета и никогда не ходит дальше, чем до конца улицы, на которой живет. Однако, обнаружив, что убита соседская собака, он затевает расследование и отправляется в путешествие, которое вскоре перевернет всю его жизнь. Автор приоткрывает окошко в мир иного мышления и на некоторое время заставляет читателя думать по-другому.




А. Вестли А. Вестли Герои книг Анне Вестли добры и внимательны друг к другу и всегда готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Дети и родители в них всегда понимают друг друга и, читая эти книги, родители неназойливо учатся быть хорошими папами и мамами. У маленького Каоса есть друг Бьёрнар, который с детства прикован к инвалидной коляске: врожденное ущемление спинного мозга. Но это обстоятельство нисколько не влияет на отношения ребят. С помощью их неуемной фантазии инвалидная коляска Бьёрнара превращается то в автомобиль или автобус, то в пароход или подводную лодку, а то и вовсе в космический корабль. И начинаются увлекательные путешествия. Со временем к их компании присоединяются маленький Пончик и подружка Олауг.


С. Кулидж С. Кулидж Сьюзан Кулидж - псевдоним известной американской писательницы Сары Чонси Булей (), чьи произведения неизменно занимают почетное место в любых сериях книг для детей и юношества, издаваемых как в англоязычных, так и во многих других странах. Особенное внимание читателей привлекла вышедшая в 1872 г. повесть Что Кейти делала. Написанная живым, веселым языком, с мягким юмором, очаровательная, смешная и трогательная история девочки, недугом прикованной к инвалидном креслу. За четыре долгих года Кейти научилась не только принимать свою болезнь, но и терпению, сдержанности, пониманию и любви. В последующие годы, откликнувшись на многочисленные просьбы читателей, Кулидж написала продолжение - повести Что Кейти делала в школе и Что Кейти делала потом.


Ф. Бернетт Ф. Бернетт Десятилетняя англичанка Мэри Леннокс, героиня повести известной английской писательницы Фрэнсис Бернетт (), выросла в Индии. Родители Мэри скоропостижно умирают и девочку отправляют в Англию к ее дяде, владельцу огромного поместья, который постоянно путешествует. И тут одинокую Мэри ждет находка ключа от запертого давным- давно сада и знакомство со своим кузеном, 10 – летним Колином Крэвеном, прикованным к постели. Колин не может ходить не из-за паралича, а просто потому, что мышцы его атрофированы долгим лежанием. Ему предоставлена полная возможность шантажировать своей болезнью весь дом. Но в заброшенном саду, где, как верят дети, обитает «волшебная сила», он делает несколько первых робких шагов. И вот к тайне сада прибавляется новая тайна - Колин начинает выздоравливать. Наконец наступает час торжества детей: Колин выходит навстречу отцу из «запертого» сада - выходит уверенной походкой «как любой мальчик в Йоркшире». Двойное прозрение лорда Крэвена: грех зарыть ключ от сада, грех забросить ребенка. Гармония восстановлена: сад обитаем, а ребенок здоров. Вот синтез книги, за которым проступает символический подтекст - утерянный и обретенный рай.


Э. Хилдик Э. Хилдик Изданная на русском языке в 1969 году издательством «Детская литература», повесть «Питер Брейн и его друзья», к сожалению, с тех пор не переиздавалась. А жаль! Это остроумная, невероятно жизнерадостная история, написанная англичанином Эдмундом Уоллесом Хилдиком (1925–2001), который сначала работал школьным учителем, а потом стал писать детские детективы и приключенческие истории. О чем эта книга? Завязка немудрена. У лондонских школьников начинаются весенние каникулы. По этому случаю в парке устраиваются различные конкурсы и состязания. Победителей ждут призы. Двенадцатилетний Питер после тяжелой болезни потерял возможность ходить. Но разве болезнь - помеха для участия в соревнованиях? Друзья мальчика далеки от мысли, что их отношение к Питеру должно теперь претерпеть какие-то изменения. Напротив, они придумывают план, в котором ему, как «мозговому центру», отводится ключевая роль. Вся книга - летопись побед и поражений ребят в борьбе за вожделенный приз. И какой мощный заряд целебного веселья на этих страницах! Книга учит правильно болеть, а это тоже умение. Хилдик учит и другому: как относиться к больному товарищу. Не жалеть, не выталкивать своей жалостью из жизни, а дружить как прежде.



Большинство читателей любит супергероев, но неуязвимых нет – у любого Ахиллеса есть пята, но чаще всего слабость оказывается атрибутом величия. Мы сделали подборку художественных произведений, где среди героев есть персонажи с инвалидностью, тяжелой болезнью или специальными потребностями – особенные люди.

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина

«Изумрудная рыбка» Николая Назаркина — книга о ребятах, которые тяжело, порой неизлечимо, больны. Большую часть своей жизни они проводят в больничной палате: уколы, капельницы, перевязки. Но и здесь бывают забавные приключения, выдумки и первые влюбленности.

Автор о больничной жизни знает не понаслышке – в детстве проводил в больнице по шесть месяцев в году, а став взрослым, работал во Всероссийском обществе гемофилии. Его рассказы помогут пережить невзгоды и детям, и их родителям. Кроме того, это просто качественная литература: сборник был сразу замечен критиками и получил награду Национальной детской литературной премии «Заветная мечта».

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эммануэля Шмитта

Главный герой повести десятилетний Оскар болен лейкемией. Он пишет письма… самому Богу, с юмором и детской непосредственностью рассказывая о забавных и грустных происшествиях больничной жизни. В его нехитрых рассказах — высокая философия бытия, смерти, страдания, к которой невозможно остаться равнодушным.

Эрик Шмитт, один из самых ярких современных европейских писателей, нобелевский лауреат. Он говорит о своей повести: «Я, к сожалению, проводил из этого мира многих людей, которых любил. Я сам серьезно болел и тогда понял, как человек беззащитен в эти важные минуты, когда он теряет силы, когда приближается смерть. Я поправился, но почувствовал, что в моей ситуации было просто… неприлично выздоравливать. И захотелось написать книгу, посвященную болезни, которая говорила бы о том, как надо болеть и как относиться к смерти. Я подумал, что ребенок, вероятно, будет самым показательным и самым всеобъемлющим персонажем».

«Радуга для друга» Михаила Самарского

Повесть о дружбе слепого мальчика и собаки-поводыря, которая подарила товарищу самую настоящую радугу. Эта книга была написана тринадцатилетним подростком Мишей Самарским, который впоследствии стал известным российским блогером, основателем благотворительного фонда «Живые сердца».

«Привет, давай поговорим» Дрейпер Шэрон

Американская писательница, школьная учительница и мама «особого» ребенка Дрейпер Шэрон написала историю о девочке с ДЦП, которая хочет доказать всем, чего она стоит. Девочка Мелоди не похожа на большинство людей — не говорит и не ходит, но у нее необыкновенная память. Мелоди умнее взрослых, которые пытаются поставить ей диагноз, и умнее своих одноклассников.

Написанная от первого лица повесть вызывает восхищение внутренней силой героини и сожаление о том, решением каких мелких, в сущности, проблем мы заняты большую часть времени.

«Самолёт по имени Серёжка» Владислава Крапивина

Рома Смородкин делает всё, что и его сверстники, и даже больше: он учится, помогает по дому, играет, мастерит и замечательно рисует. Но однажды мальчик падает на арматуру, повреждает спину и перестал ходить… Мама считает, что сыну лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия и естьколлектив и товарищи, с которыми он будет чувствовать себя равным среди равных. «Но я не хотел быть таким равным», — говорит мальчик. Рома всей душой стремится к чуду, которое смогло бы разорвать окружающую реальность и у него появляется друг, умеющий превращаться в самолет…

«Болтушка» Морриса Глейцмана

Австралийский писатель Моррис Глейцман написал прекрасную историю о том, как важно понимать и уважать того, кто не похож на тебя.

Девочке Ро 11 лет, и она считает себя ужасной болтушкой. Она и в самом деле болтает без умолку, но только… про себя. С самого рождения ее горло устроено немного по-другому, поэтому девочка не может разговаривать вслух. А еще у Ро необычный и замечательный папа, который не похож на других пап — он не носит строгих костюмов и любит петь ковбойские песни.

«Солнечное затмение» Альберта Лиханова

Пронзительная повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но за свою короткую жизнь узнали много бед и боли. Мальчик из неблагополучной семьи полюбил девочку-инвалида, в семье которой царит настоящая гармония и любовь. Смогут ли они дети понять и сохранить чувство, которое зарождается между ними? Писатель, журналист и председатель Российского детского фонда Альберт Лиханов словами своего героя утверждает: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»

«Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Кима Фукса Окесона и Эриксона Эва

Это удивительная история о том, как в самой обычной семье, у самых обычных мужчины и женщины родилась маленькая обезьянка. Родители страдали и старались скрыть ее ото всех. Однажды в зоопарке они увидели на руках у обезьяны самого обычного человеческого ребенка и даже захотели подменить одного малыша другим. Но неожиданно поняли, что им нужен только свой малыш, каким бы он ни был. И с той поры они перестали стесняться своей маленькой обезьянки и уже не скрывали ее от людей.

В книге много рисунков и ненавязчивый текст, рассказывающий, что и как происходит в «особо» семье, просто и проникновенно. Может ли быть счастливой семья особого ребенка? Да! Но для этого нужно полностью принять своё дитя и его диагноз.

«Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?» Джин Литтл

Анна — неловкий, неуклюжий ребенок, посмешище дома и в школе, потому что ни родители, ни учителя не догадываются о том, что она почти ничего не видит. И надо было переехать в другую страну, чтобы там нашелся и доктор, который понял, в чем дело, и специальный класс с замечательной учительницей и дружелюбными одноклассниками.

«Слышишь пение?» — вторая книга о подросшей Анне Зольтен. Она получила специальную премию Канадского совета по детской литературе. Девочка помогает внезапно ослепшему старшему брату Руди выплыть из бездны отчаяния и увидеть, что он может жить как человек, а не прозябать в своей инвалидности. В книге также поднимаются проблемы ксенофобии, ненависти к тем, кто говорит на другом языке, по-иному молится, носит необычную одежду…

«Я умею прыгать через лужи» Алана Маршалла

Алану Маршаллу — автору широко известной повести «Я умею прыгать через лужи» (первая часть автобиографической трилогии) — очень повезло с родителями. В раннем детстве он перенес полиомиелит и, как следствие, детский паралич: появились «плохая» нога, бесчувственная и мертвая, и «хорошая», на которую, стоя на костылях, можно опереться.

У него необыкновенные родители: не очень образованные, но с удивительным даром понимания, любовью к жизни и житейской мудростью. Только гениальный от природы родитель способен сказать своему «особому» ребёнку: «Мне повезло, что у меня такой сын уродился… Старайся вместе со всеми и драться, и бегать, и скакать верхом, и орать благим матом. А о ногах своих забудь. Я с этой минуты намерен о них забыть».

На примере собственной жизни автор определяет все необходимые условия для становления характера и нравственного формирования «особенного» человека. Единственно правильная политика окружающих, открытость и умение слушать главного героя позволили ему прожить долгую и интересную жизнь, стать отцом двух детей, знаменитым путешественником и писателем с мировой известностью.

«Цветы для Элджерона» Дэниела Киза

«Доктор Штраусс говорит что с севодняшниво дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица. Я незнаю зачем это нужно но он говорит это очинь важно для таво чтобы посмотреть использывать меня или нет. Я надеюсь они меня используют. Мисс Кинниен говорит может они сделают меня умным. Я хочу быть умным. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечево и на севодня я кончаю».

Тридцать лет роман Дэниела Киза считался фантастикой и читался как фантастика. Сейчас эта история воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени, как роман пронзительной психологической силы о человеке с особыми потребностями, прошедшем путь от отсталости до вершин интеллекта, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

«Принцы в изгнании» Марка Шрайбера

Повесть «Принцы в изгнании» Марка Шрайбера рассказывает о реабилитационном лагере для детей, больных раком. В 1991 году по этой книге был снят фильм, после чего повесть перевели на пять языков и издали в девяти странах. В этом лагере мало говорят о болезнях, больше - о жизни, увлечениях, любви, природе. Здесь соревнуются, плавают, катаются на велосипедах, спорят. Главный герой Райан ведет дневник, которому доверяет все свои переживания, плохое настроение и жалость к себе.

«Паренёк в пузыре» Иена Стракана

Эта книга получила две литературные премии и две специальные премии читательских симпатий, установленные самими подростками 11-14 лет. В центре повествования Адам — подросток с редкими нарушениями иммунной системы. Самая легкая инфекция для него смертельна, поэтому он должен жить в полиэтиленовой палатке в полной изоляции.

«Дэниэл молчит» Марти Леймбах

Роман «Дэниэл молчит» рассказывает о драме современной молодой женщины, готовой на все, лишь бы вылечить своего сына. Это роман об отваге и самопожертвовании, о женской сути и о природе любви.

У Мелани с мужем образцово-показательная семья. Но когда младшему сыну Дэниэлу ставят диагноз «аутизм», идиллия рушится точно карточный домик.

«Дом, в котором…» Мариам Петросян

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр.

Дом - это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная.

Загрузка...