docgid.ru

Не закрыто окно в сердце у грудничка. Открытое овальное окно у ребенка. Открытое овальное окно у детей и его симптомы

Как сказать ребенку…

Кто захочет говорить с ребенком о смерти? Наверняка вы ответите: никто. Нам, взрослым, хочется защитить ребенка от боли, а смерть близкого человека причиняет нам боль всегда. Мы хотим, чтобы наши дети радовались, смеялись, играли, учились. Мы хотим, чтобы они были счастливы. Хотя многие из нас могут легко и интересно рассказывать детям о тайнах и чудесах жизни, когда дело касается смерти, у нас исчезает желание говорить об этом. Или, может быть, вернее было бы сказать: исчезают слова?

НО СМЕРТЬ - это часть жизни, и дети неизбежно сталкиваются с ней. Для эмоционального благополучия ребенка необходимо, чтобы он понимал, что такое смерть, чтобы он оплакал близкого человека и мог продолжать жить. Это поможет ему вырасти эмоционально здоровым человеком, свободным от чувства вины, гнева и страха, избежать депрессии. Если мы можем помочь детям залечить глубочайшую эмоциональную рану - смерть близкого человека, - мы вооружим их важными навыками, которые потом послужат им на протяжении всей жизни.

Однако взрослые мало говорят с детьми о том, что случилось. Не по злому умыслу. Чаще всего они просто не знают - как. Вот об этом - о простых ответах на сложные вопросы, да и о многом другом - расскажет нам сегодня детский психолог, кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ:

«Как я скажу детям о смерти?»
НЕЖНО и с любовью, простыми, честными словами. Сядьте с детьми в тихом уголке, обнимите их и расскажите им правду.

Не бойтесь слов «умер» или «мертвый». Например, вы можете сказать: «Случилось что-то очень, очень печальное. Папа умер. Его больше не будет с нами, потому что его больше нет в живых. Мы его очень, очень любили, и мы знаем, что он тоже любил нас. Мы будем по нему очень, очень скучать».

В нескольких коротких фразах расскажите им, как умер близкий человек. Например: «Вы знаете, что в последнее время папа был очень, очень, очень, очень болен. И от этой болезни он умер». Или: «Папа попал в аварию. Его очень, очень, очень, очень сильно ранили. И эта авария привела к тому, что он умер». Многократно повторенное «очень» помогает детям отделить смерть близкого человека от того момента, когда он был «очень болен» или «очень сильно ранен».

Избегайте эвфемизмов, обозначающих смерть, таких как: «мы его потеряли», «он ушел от нас», «ушел в иной мир». Эти выражения питают страхи ребенка: он боится, что его покинут. Никогда не говорите, что близкий человек «уснул». Ребенок станет бояться засыпать.

«Дедушка умер? А как это?»
И ЭТО вам придется объяснить ребенку - простыми, честными словами: «Его тело больше не живет. Он больше не может ходить, дышать, кушать, спать, разговаривать, слышать и чувствовать».

«Что мне ответить, если дети спрашивают: «Почему?»

«ПОЧЕМУ мама умерла?», «Почему умер папа?», «Почему дедушка попал в аварию?», «Почему это случилось именно со мной?» - на эти вопросы трудно ответить. Можно признаться, что вы сами задаете себе те же вопросы. Потом объясните, что смерть - это часть жизни для всех живых существ на Земле. Она приходит к каждому. Есть вещи, которыми мы можем управлять, а есть такие, которыми не можем. Управлять смертью мы не можем.

Обязательно скажите детям, что в смерти никто не виноват - ни умерший близкий человек, ни Бог и уж, конечно, ни ребенок. Скажите очень четко: «Ты не виноват». Ничто из того, что ребенок сказал, сделал или подумал, не стало причиной смерти.

«Надо ли говорить о смерти в религиозных терминах?»
ЭТО решение каждая семья принимает самостоятельно. Вообще говоря, это зависит от того, насколько ваши дети религиозны. Если они выросли в религиозной среде, им легче будет понять религиозные объяснения.

Если же нет, это, наверное, не лучший момент для приобщения их к религии - такие объяснения их только запутают. В любом случае избегайте высказываний типа «Бог забрал папу» - они могут пробудить в ребенке страх.

«Следует ли брать детей на панихиду, похороны, поминки?»
ЭТО решение каждая семья также принимает самостоятельно. Как правило, детей старше шести лет следует брать на похороны, если они этого хотят. Когда ребенок участвует в этом ритуале вместе с семьей, он получает возможность выразить горе, обрести силы, получить поддержку со стороны других членов семьи, а также проститься с близким человеком. Он чувствует принадлежность к тем, кто продолжает жить, несмотря на утрату, и это дает ему ощущение комфорта и безопасности.

Позаботьтесь о том, чтобы заранее подготовить ребенка к тому, что произойдет и что он увидит и услышит. Объясните, что, возможно, многие будут плакать. Пусть дети задают вопросы. Если вы сами не чувствуете в себе силы отвечать на них, попросите сделать это кого-то из членов семьи или друзей.

Если ребенок не захочет пойти на похороны - не настаивайте. Более того, позаботьтесь, чтобы он не чувствовал себя из-за этого виноватым.

«На похоронах взрослые плачут, вокруг столько горя… Стоит ли детям смотреть на все это?»
ДЕТИ должны научиться способам выражения горя, и лучше всего они могут сделать это на примере взрослых, которые их любят. Если вы выглядите опечаленной, это означает, что они тоже могут не скрывать своих чувств. Конечно, если взрослый старается держаться героем и скрывает чувства, дети тоже научатся этому. Но это - нездоровая реакция на горе. Не бойтесь проявлять эмоции в присутствии детей.

«Когда можно разрешить детям играть?»
КАК только они сами захотят этого. Не препятствуйте им ни в коем случае! Горе у детей обычно проявляется скачками. Сегодня он может плакать и печалиться; завтра он может смеяться и качаться на качелях. Дети не могут горевать непрерывно, они нуждаются в передышке; она дает им возможность по-своему выразить владеющие ими чувства. Движение помогает им избавиться от тревожности и стресса.

«Что мне важнее всего сделать сейчас для детей?»
БУДЬТЕ рядом с ними, будьте с ними честными, любите их.

Как родители могут помочь ребенку, пережившему психологическую травму

Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.

Заботьтесь о них и утешайте их. Уделяйте им больше внимания, проводите с ними больше времени.

Позаботьтесь, чтобы они знали, куда вы уходите, когда вы вернетесь. Если вы уходите на несколько часов, время от времени звоните, чтобы сообщить, что с вами все в порядке.

Разрешите им говорить о печальном событии, когда им этого хочется.

Поощряйте их к тому, чтобы они дали вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции. Нормализуйте (разъясняйте) реакции, которые у них возникают или могут возникнуть в будущем.

Обозначайте словом - особенно с маленькими детьми - чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься» и т. п.

Поговорите с учителями - чтобы они правильно поняли изменения в поведении ребенка. Будьте терпеливы, если у ребенка появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.

Не предъявляйте к ребенку высоких требований.

Будьте терпеливы, если наблюдается регрессия в поведении ребенка (он грызет ногти, сосет палец и т. п.)

Если поступки ребенка или изменения в его поведении пугают вас, проконсультируйтесь со специалистом, но всегда подчеркивайте, что вы понимаете, что это результат того, что он пережил.

Разделяйте его стремление к безопасности, но будьте реалистами.

Помогите ему не делать обобщений. Напоминайте ему, если это необходимо, что «это (несчастный случай) случилось в прошлом, а мы живем сейчас, и ситуация изменилась».

Помогите ребенку часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни. Не торопите их, говоря: «Ну пора уже об этом забыть».

Помогите детям понять, что сейчас они сердятся, ведут себя агрессивно, не слушаются, уходят из дому или подвергают риску свою жизнь потому, что они пытаются убежать от боли, ужаса, страха. Но бегство приводит только к тому, что боль становится сильнее.

Если они испытывают чувство стыда или вины, подчеркните, что никто не учил их, как вести себя в этой ситуации, это случилось независимо от их выбора и они за это не отвечают.

Если возникают физические ситуации, вызывающие чувство стыда (дети плачут, мочатся в штанишки, их рвет и т. д.), успокойте ребенка и объясните ему, что в отличие от телегероев люди, испытавшие ужас, часто теряют контроль над собственным телом.

Если они говорят о мести, расспросите их о планах и выясните, каковы их реакции. Затем обсудите с ребенком, как можно не допустить того, чтобы месть руководила их жизнью, и как можно другими способами облегчить боль. Обратитесь за помощью к специалисту.

Если дети заявляют, что они больше ничего не боятся, «ничто меня не пугает!», - оберегайте их, поскольку они могут быть неосторожны в потенциально опасной ситуации с другими людьми, подвергающими их риску.
Понимают ли дети происходящее?
ЧАСТО говорят, что дети не понимают происходящего. Это неверно. Они понимают, что происходит, однако на разных возрастных этапах это происходит по-разному.

0–2 года - Утрата воспринимается только как временная разлука.

2–6 лет - Магическое мышление; вера во всесильность - возможность предотвратить событие или сделать так, чтобы оно свершилось.

6–12 лет - Конкретное мышление - ребенок все воспринимает буквально. Если ему говорят: «Мы потеряли твоего брата», - ребенок ответит: «Пойдемте его искать». Если говорят: «Папа умер во сне», - ребенок может бояться спать.

12 лет и старше - Реалистическое мышление, понимание окончательности смерти.

Родители - самые близкие ребенку люди, и они лучше всех могут помочь ему справиться с горем; но иногда бывает необходимо ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОМОЩЬЮ к детскому психологу. Это следует сделать в том случае, если ребенок:

Горько плачет в течение долгого времени;

У него случаются частые и продолжительные приступы гнева;

Происходят резкие изменения в поведении;

Заметно снижаются школьные успехи и оценки;

Надолго замыкается в себе;

Теряет интерес к друзьям и занятиям, которые он прежде любил;

Страдает от ночных кошмаров и плохо спит;

Часто жалуется на головные боли и другие недомогания;

Резко худеет;

Становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни;

Видит будущее в мрачном свете или вообще не проявляет интереса к этой теме.

Привет.
Я много думала, что сказать доче про нашу Ангелину, перебрала много вариантов в голове, и получается, что самое верное – это сказать все, как есть. Что бабуля умерла. Зачем, спросила доча. Она всегда говорит не «почему» а «зачем», хоть я ее и поправляю постоянно. Я сказала, что она стала старенькая, и очень долго и сильно болела, и больше не смогла жить. Поскольку бабуля уже с полгода вела лежачий образ жизни, после нового года у нее гемоглобин стал падать стремительно, и сил вставать не было совсем, ходила она по квартире раз -два в день, а основном до туалета, очень редко заходила к кому -нибудь в комнату, если только гости приезжали (ее вторая дочь – моя тетя с детьми, внуками), то доча уже привыкла, что бабуля сильно болеет. Мы всегда вместе за ней ухаживали, я кашку варю, доча относит в комнату, потом посуду на кухню приносит мыть; звала меня … А последнюю неделю бабуля уже с ней не разговаривала, ну практически ни с кем, и это тоже стало для дочи привычным. Поэтому ее не удивило, что бабуля лежит без движения – последнее время так и было. Она спросила, почему я плачу – я объяснила, что я прощаюсь с Ангелиной. Она сказала, я тоже хочу попрощаться. Мы вместе зашли, и она попрощалась, я ей подсказала слова.
Потом когда приезжали люди из ритуальных услуг, положили бабулю в гроб, доча спросила – это такая специальная кроватка? Мы с мамой сказали да, в этой кроватке ее увезут в другое место. Зачем? Потому что когда человек умирает, его всегда увозят.
Потом приехала моя тетя, доча ее позвала (доча очень ее любит, ходит за ней по пятам) к Ангелине у комнату – пойдем я тебе покажу Ангелину, какая она красивая, с цветочками – я так подробно рассказываю чтобы показать, что все событие не вызвало у нее такого чувства непоправимого горя, как например у меня, у нее в силу возраста еще нет возможности все чувствовать так, как мы все. Я думаю, что это к лучшему. Если бы она была старше и все понимала, это была бы сильнейшая душевная рана, а у ребенка нет столько сил справляться с ней, как у взрослых..
Когда мы уезжали на кладбище, она была дома с папой, спала, проснулась, где мама – муж сказал, что мы уехали отвозить Ангелину. Она спросила – почему меня не взяли? Ты спала.
Это было в 1 день.
А во второй заходит в пустую бабулину комнату – А где Ангелина? А мы же ее вчера увезли и проводили. Привезите обратно. Нет, доча, это невозможно. Зачем? Потому что когда человек умирает, он не может находиться в этом доме, его увозят в другое место. Без слез говорила, ответы удовлетворили. Она вообще не плакала по этому поводу, только меня по голове гладила и говорила – Мамочка, я с тобой, я тебя сильно -пресильно люблю, не плачь 23.10.2006 13:26:30,

Мы уже говорили о том, как рассказать ребенку о смерти, но одно дело, если это явление далеко, и касается пока только животных или чужих людей, а другое – если смерть пришла в семью и забрала кого-то из близких.

Если умер член семьи – как преподнести это ребенку?

Если кто-то из близких умрет, то разумно сообщить об этом как можно быстрее, а не ждать, пока ребенок спросит, почему он не видит так долго этого человека. Мягко скажите им, что человек, который умер, ушел в небеса и не вернется. Если в вашей семье произошла утрата, и вам тяжело говорить об этом, не сдерживайте эмоции, скажите, что вы грустите не потому что жалеете умершего, а потому что скучаете по нему. Объясните, что даже если умершего нет больше, он или она останется в ваших сердцах навсегда. Что он будет смотреть на вас с небес и помогать (если это не противоречит вашим убеждениям), что умерший продолжает жить в своих делах, что его душа жива, пока о нем помнят и т.д. Фотография на стене, письмо или видео может временно помочь облегчить боль ребенка.

Как бы вам не было сложно, поймите, что ребенку, возможно, еще тяжелее. Речь не о том, чтобы вы заперли свои эмоции – напротив, не скрывайте их, пусть ребенок видит, что можно плакать и горевать. Если он будет выражать свои чувства, будь то обида, гнев, злость – чтобы ни было – это один из этапов переживания, за которыми последует принятие и смирение.

Важно, чтобы, даже находясь в горе, вы смогли и себе, и, главное, ребенку, дать понять, что жизнь продолжается, и что в жизни еще много хорошего и радостного, несмотря ни на что.

Если у ребенка при этом возникла масса вопросов о смерти – ответьте максимально честно. В этом вам помогут наши советы в статье «Как рассказать ребенку о смерти».

Должны ли дети присутствовать на похоронах?

Многие психологи рекомендуют брать детей на похороны, потому что обряд может им помочь понять, что произошло, получить поддержку от своей семьи в виде утешительных слов, рассказов, которые помогут им вспомнить покойного. Дети должны иметь возможность наблюдать, горевать и свободно поплакать.

С другой стороны – его ожидает довольно мрачная картина. Поговорите с ребенком – расскажите, что из себя представляет похоронный обряд, подготовьте к тому, что все люди будут одеты в черное, все будут плакать. Расскажите, что их родной человек будет бездыханным лежать в гробу, что он будет выглядеть немного иначе, потому что внешность мертвого человека отличается от живого. Что его закопают в землю и покроют могилу цветами. Объясните, что каждый подойдет к умершему и попрощается с ним, и он тоже может так сделать, если захочет.

После того, как вы описали ребенку картину похорон – поинтересуйтесь, хочет ли он пойти, готов ли он. Если ребенок откажется – не обвиняйте его в черствости, ведь каждый по-своему переносит горе.

Как помочь детям преодолеть смерть близкого человека?

Иногда у детей развивается чувство вины и ответственность за случившуюся смерть. Дети могут вспомнить, что иногда плохо думали о человеке, или даже желали в сердцах ему смерти; могут обвинять себя в том, что недостаточно любили умершего, мало проводили с ним время. Объясните, что это неправда, что каждому свойственны плохие мысли, и они не могут убить. Скажите, что умерший всегда знал, как его любит этот ребенок, независимо от того, как часто он это говорил или как много времени они проводили вместе.

Некоторые дети требуют больше ласки и внимания. Не оставляйте их наедине со своим горем и попытайтесь больше времени проводить с ними. Спросите – может, ребенок хочет сходить на могилу и подарить родному человеку цветы; регулярные посещения кладбища иногда могут принести утешение. Часто и дети, и взрослые тяжело переносят утрату близких, но через 1-2 года их жизнь должна стабилизироваться и вернутся в обычное русло.

Обратитесь к специалисту, если ребенок слишком сильно потрясен

В некоторых крайних случаях состояние детей всерьез меняется: дети могут стать агрессивными, избегать общения, равнодушно ко всему относиться; вы можете заметить нарушение сна или долгое отсутствие аппетита.

Если такое состояние наблюдается продолжительное время, то ваш ребенок нуждается в квалифицированной помощи, чтобы суметь выражать нормальные эмоции, связанные с горем. В таком случае вам стоит обратиться к психотерапевту, который сумеет помочь.

Человек смертен – такова наша реальность… Но жизнь полна прекрасных событий, которые продолжаются не смотря ни на что. Мы желаем вам силы духа, чтобы преодолеть ваше горе и помочь ребенку расти в счастливой семье, чтобы ни случилось.

Потеря близких людей – огромная трагедия и испытанье для всех домочадцев, однако особое внимание всегда уделяется ребёнку. Если подобное трагическое событие маленький человечек переживает впервые, перед родными встаёт неисчислимое количество вопросов. Как сказать ребенку о смерти? Стоит ли вообще обсуждать с ним столь неоднозначную и, несомненно, страшную новость? Что рассказывать, какими словами и в какой момент? Проблема осложнена ещё и тем, что детское окружение само находится в угнетённом состоянии и расстроенных чувствах.

Понимание смерти ребёнком

Понимание смертности и ухода человека из жизни целиком и полностью зависит от возрастных рамок. Стоит рассмотреть этот вопрос поподробнее, поскольку именно детский возраст влияет на особенности и содержание беседы.

До двух-трёх лет ребёнок ещё не осознаёт, что такое смерть, и может заинтересоваться подобной темой, если только из его тесного мирка пропадёт один из родителей, особенно мать.

В возрастном промежутке от двух до семи лет мышление ребёнка имеет несколько магическое содержание, то есть малыш рассматривает произошедшее событие как следствие своего пожелания. Отсюда возникает ощущение вины, если до смерти человека ребёнок с ним ссорился или желал, чтобы «он пропал». Кроме того, ближе к семи годам дети начинают понимать, что в жизни случаются заболевания и аварии, что приводит к гибели людей. Особо впечатлительные ребятишки боятся отпускать родителей от себя.

У младших школьников формируется вполне конкретное мышление. Некоторый магизм может сохраняться, поэтому ребёнок, осознавая разницу между существованием и смертью, думает, что его родители и он сам сможет избежать закономерного конца. Любопытно, что в эти годы начинается персонификация гибели – ребятишки представляют её в виде старушки с косой, скелета и т.д.

Тинейджеры уже способны разделять взрослые взгляды на конец земного существования, считая его неизбежным процессом. Отвлечённое восприятие действительности помогает им принять мысль и о своей гибели. Многие подростки стараются избегать рисков, но некоторые продолжают считать, что смерть обратима. Отсюда – суицидальные склонности и любовь к рисковым поступкам.

Чем старше ребёнок, тем более похожи его реакции на переживания взрослых. Поначалу идёт неверие и стремление отрицать произошедшее, затем начинаются слёзы, злость, депрессивное настроение. И лишь потом происходит принятие случившегося.

Однако следует понимать, что эмоциональные механизмы в детском возрасте не столь совершенны. Вот почему многие ребятишки переживают всё в себе, что выражает в невротических реакциях, аутоагрессивных склонностях и тревожности.

Сказать или промолчать?

Большинство родителей, размышляя над подобным вопросом, предпочитают отмалчиваться и вообще стараются избегать объяснений, даже если ушёл из жизни самый близкий ребёнку человек. Объясняется такой выбор просто – желание поберечь детскую психику либо слишком юный возраст малыша («он ещё ничего не поймёт»).

Важно! За подобным решением, по мнение психологов, скрывается собственная боязнь матери либо отца обсуждать вопрос смерти, нежелание сталкиваться с непредсказуемым реагированием ребёнка и в целом вполне обоснованная растерянность.

Чаще всего детям говорят, что близкий родственник просто уехал в определённое место («далеко-далеко отсюда») и, вероятно, когда-нибудь сможет вернуться. Такое пояснение может показаться взрослому не таким травматическим для психики ребёнка, однако оно, как уверены психологи, крайне вредно для детей.

Получается, что дети продолжают надеяться на скорую встречу с исчезнувшим человеком. Совсем скоро малыш осознает, что пропавший попрощался со всеми домочадцами, кроме него. Помимо этого, если родители говорят, что у «беглеца» всё в порядке, ребёнок начинает думать, что тот попросту не хочет с ним общаться.

Дети теперь воспринимают исчезнувшего человека как предателя и обманщика, что разрушает его веру в прочные и надёжные отношения. А когда родственники всё же скажут правду, малыш перестанет доверять и им.

По мнению специалистов, ребёнку необходимо говорить правду о случившейся трагедии. Конечно, важно находиться в этот момент рядом и учитывать возраст маленького слушателя при подборе слов. Вероятно, малыш поймёт не всё, однако «отсроченный» шок принесёт ему больше вреда, чем негативная реакция здесь и сейчас.


Как детям объяснить смерть близких?

Чаще всего, разговаривая с ребёнком по поводу гибели родственника, домочадцы сознательно отказываются от слов «умерший», «умер», «смерть». Вместо них используются фразы «ушёл в другие миры», «уснул». Подобные высказывания считаются неверными, поскольку такая туманность мешает ребёнку понять, что случилось на самом деле.

Почему нельзя подменять понятия? Откровенность взрослого важна по следующим причинам:

1. Если использовать слово «заснул» вместо «умер», возможно возникновение фобий, которые будут связаны со сном. Проявляются они в кошмарных сновидениях, трудностях с засыпанием, боязнью засыпать в одиночестве.

2. Если смерть близкого случилась из-за болезни, необходимо обязательно рассказать, что медики делали всё, что могли, однако заболевание было слишком серьёзным. Важно упомянуть, что в большинстве случаев болеющие люди поправляются, иначе опять же возможно возникновение разнообразных фобий.

При обсуждении смерти можно предложить тот религиозный взгляд, которого вы придерживаетесь. Маленькому ребёнку часто говорят, что бабушка (мама, другой близкий человек) стала ангелом и теперь будет беречь его с небес, однако её нельзя обнять и почувствовать.

Однако не совершайте распространённую ошибку, делая из Бога ужасное существо («Боженька забрал бабушку», «На всё воля Божия», «На небесах ей лучше»). Ребёнок начнёт думать, что в ситуации повинны высшие силы. Кроме того, если «наверху лучше», то из-за чего тогда плачет мама? Или, вообще, зачем тогда нужна жизнь?

В обязательном порядке следует объяснить ребёнку, что родители разделяют всю его боль, ощущение одиночества и тревогу. Для этого и существует семья, чтобы поддерживать друг друга.

{reklama2}

Что нельзя делать?

В беседе с ребёнком важно избегать некоторых распространённых ошибок, которые касаются обсуждения смерти близкого человека. Конечно, в случае трагических событий тяжело сохранять ясность мыслей, однако всё же следует помнить о некоторых рекомендациях специалистов.

1. Не нужно избегать бесед об умершем человеке, напротив, необходимо удовлетворять интерес ребёнка, отвечая на его порой неожиданные вопросы. Так, маленький человечек вполне может спросить: «Что дедушка будет там кушать? А он не замёрзнет под землёй? Когда он оттуда выкопается?» В соответствии с возрастом следует объяснить, как меняется физиология умерших людей.

2. Не заставляйте ребёнка ощущать себя заброшенным и ненужным. Если мать всё время оплакивает умершего супруга, малыш начнёт считать, что «я ей не нужен». Также следует избегать фраз, что теперь жизнь закончена. Например: «Твой братик погиб, а, значит, наша семья теперь не будет счастлива, как прежде».

3. Не нужно давить на ребёнка, говоря, что бабушка бы не одобрила его поведения, поэтому ему необходимо кушать хлеб (хорошо учиться, вести себя правильно и пр.). Подобные слова лишь приводят к ощущению вины за свои «недостойные» поступки.

4. Как объяснить ребенку что такое смерть? Как мы уже отмечали, стоит отказаться от туманных объяснений типа: «Дед уехал в далёкое путешествие в удивительную страну, куда однажды попадают все люди», «Бабушка уснула и никогда не проснётся». Такие двусмысленности лишь приводят к страхам. Также следует осторожно подбирать слова, объясняя, что близкий человек умер из-за болезни.

5. Маме не следует говорить, что она-то уж точно никогда не умрёт. Лучше честно объяснить, что вы не собираетесь покидать этот мир скоро и станете жить до глубокой старости. Вполне допустимая фраза: «Все люди умирают, однако многие живут долго-долго. То же самое ждёт и меня».

6. Не следует осуждать малыша, что он горюет больше остальных. Да, другие уже успокоились, но ребёнок вправе переживать из-за смерти любимого дедушки. Свобода переживаний позволяет лучше отвлечься от утраты, как бы странно это ни звучало. Лучше поговорить с ребёнком по душам.

Кроме того, не нужно укорять ребятишек в том, что они веселятся и играют, хотя другие родственники до сих пор в трауре. Подобные укоры вызывают в ребёнке чувство вины, поэтому многие психологи советуют родителям отвлекать детей от воспоминаний и «разрешать» им проявлять весёлые эмоции.

Брать ли ребёнка на похороны?

Мнения по поводу подобного вопроса разделились. Некоторые психологи уверены, что тягостная атмосфера кладбища совершенно не подходит для маленьких ребятишек. Другие же учёные, особенно зарубежные, выступают за присутствие малышей на похоронах, считая, что прощание поможет сохранить тёплые чувства к умершему.

Ориентироваться в этом вопросе нужно лишь на индивидуальные особенности ребёнка. Если он чрезмерно впечатлительный, эмоционально нестабилен, лучше отказаться от посещения кладбищ. Пусть малыш простится с ушедшим родственником в домашней обстановке.

Через некоторое время можно будет посетить могилу, положив цветочки. Либо, если семья верующая, родители могут сводить ребёнка в церковь (другой храм) – поставить свечку.

Безусловно, следует понимать, что малыш может отреагировать совершенно непредсказуемо на известие о смерти родственника. Прежде всего, это зависит от возрастных особенностей ребёнка. Нельзя отмахиваться и от детской индивидуальности. Одни ребятишки горько плачут, другие – замыкаются в собственном «коконе» эмоций.

В некоторых случаях требуется помощь детского психотерапевта, которые смягчит переживания и переведёт их в более конструктивную форму. К специалистам обращаются в двух ситуациях: если малыш горюет долго и остро либо если он замыкается и не выказывает эмоций.

Как объяснить ребенку смерть близкого человека? Эта проблема действительно актуальна, поскольку трагедия может произойти в любой семье. Именно от поведения домочадцев будет зависеть, как болезненно переживёт малыш эту потерю. Необходимо не скрывать факт ухода родного человека, делиться своими эмоциями и принимать чувства ребёнка, отвечать на детские, порой неоднозначные, вопросы. И, конечно, важно понимать, что потребуется время, чтобы утихла боль и возникла привычка жить по-другому. Задача родителей – помочь преодолеть негативные эмоции и неизбежно возникающий страх смерти.

Открытое овальное окно в сердце у ребенка – диагноз, с которым сталкиваются новоиспечённые родители. Столь сложная и непонятная формулировка зачастую приводит в недоумение и сеет панику среди мам и пап. Насколько же на самом деле опасно это явление, и что оно из себя представляет? Для того, чтобы в этом разобраться, следует знать о механизме появления отверстия и параметрах возрастных норм его окончательного зарастания.

Просвет в предсердиях, который не закрылся: механизм возникновения, нормальные и патологически значимые размеры

Открытое овальное окно (далее – ООО) в сердце у детей представлено микроотверстием, обеспечивающим связь обоих предсердий (правого и левого). Возникает в главном органе кровообращения окно округлой формы в перинатальном периоде. Данная пройма необходима в период эмбриогенеза для перехода крови из полых вен по сердечным камерам, минуя ещё не функционирующий легочной путь.

В момент рождения лёгкие малыша расправляются от самого первого вдоха, и начинается полноценная работа не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой систем.

Важность этого соустья у новорождённого малыша отпадает, и оно уменьшается в размерах, а потом и зарастает вовсе. Сроки его закрытия у каждого отдельного ребёнка строго индивидуальны. Они могут варьировать от 2 недель до 5 лет . Заращение окна у ребёнка, недавно достигшего пятилетнего возраста также считается нормальным. У ⅓ маленьких пациентов с вышеупомянутым явлением может иметь место незаращение овального окна.

Важно знать: открытое овальное окно – это не сердечный порок. Патологическим состоянием функционально активное межпредсердное окно становится лишь в следующих случаях.

  1. Неравномерный рост самого органа и клапана, прикрывающего просвет, когда последний значительно отстаёт и не имеет возможности полноценного закрытия сообщения. В этом случае отмечается активное шунтирование кровяного потока и, как следствие, усиление режима работы сердечного аппарата, приводящего к недостаточности в системе кровообращения.
  2. Развитие недугов и физиологических ситуаций, увеличивающих кровяную нагрузку на одно из предсердий (правое). К таковым следует отнести:

Размеры щели в стенке предсердий у ребенка до 2 лет могут быть различны. Пределами возрастной нормы считаются размеры, входящие в промежуток 2-5 мм. Усреднённым можно считать значение в 4,5 мм. Однако имелись и случаи, когда сообщение превышало диаметр в 19 мм, что уже является значительным отклонением от нормы.

Когда можно заподозрить открытый дефект стенки

Яркой клинической картины со специфическими симптомами незакрытое межпредсердное пространство не имеет. То есть заподозрить такую аномалию можно при системных признаках:

Система организма Симптомы
Сердечно-сосудистая
  • Цианотичный кожный оттенок вокруг рта у грудничков во время напряжения: сильный плач, интенсивный кашель, колики, дефекация. В покое цианоз полностью пропадает.
  • Аускультативно можно выслушать сердечный шум (не всегда).
  • Быстрая утомляемость и низкая резистентность к физическим нагрузкам.
Дыхательная
  • Появление одышки при кормлении, после плача или кашля.
  • Частые болезни респираторного тракта.
Нервная
  • Головокружение и часто возникающие синкопе.
  • Отставание в развитии (физическом), несоответствие усреднённым возрастным нормам.

Проход между верхними камерами чаще всего диагностируется случайно. Открытое овальное окно в сердце у взрослого имеет другие симптомы, который обязывают проведение обширного диагностического поиска и дифференциальной диагностики с другими заболеваниями не только сердечно-сосудистой, но и бронхолегочной, а также нервной систем. Подробнее узнать про мы рекомендуем в этой статье.

Диагностические показатели ООО по УЗИ

Специалист, предполагающий наличие такого аномального явления, как открытое овальное окно у новорождённого или ребёнка старшего возраста, направляет пациента к кардиологу.

Кроме того, обязательными поисково-диагностическими методами являются : ЭКГ, ЭхоКГ (УЗИ сердца), иногда – рентгенография органов грудной клетки.

Ультразвуковое исследование позволяет определить:

  • диаметр прохода между предсердиями;
  • значение в объёмном соотношении проходящей сквозь щель крови;
  • поток и его направление;
  • иные отклонения в строении.

Явными диагностическими показателями открытого овального окна в сердце у грудничка являются:

  • отверстие в средней части межпредсердной перегородки;
  • диаметр аномального хода 2-5 мм;
  • тонкостенность предсердия в месте локализации аномалии;
  • клапан в левом предсердии.

Хорошим дополнением УЗИ считается доплерометрия, добавляющая информативности. Немаловажную роль в дифференциальной диагностике сердечных аномалий и пороков играет ЭхоКГ, выполненное через пищевод. Ангиокардиография – более современный и высокотехнологичный способ диагностики. Что такое церебральная ишемия и как такой диагноз грозит здоровью ребенка рассказывается в данной .

Про распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы у детей и подростков вы можете узнать из видео:

Ограничение физической активности или запрет на спорт

Дефект в перегородке между верхними камерами сердца в состоянии компенсации – это не патология, которая обязывает ограничить полностью физическую нагрузку.

Деткам с такой аномалией развития сердца запрещено обучаться спортивным дисциплинам, обязывающим задерживать дыхание и натуживаться.

Ведь эти факторы могут спровоцировать резкое увеличение нагрузки на сердце и появление осложнений. А потому к категорически запрещённым видам спорта необходимо отнести:

  • дайвинг;
  • плавание на глубине и ныряние;
  • тяжёлую атлетику;
  • гимнастику (атлетическую и спортивную).

Лечение: ненадобность или острая необходимость

Визуализация проникающего в сердце катетера с латкой

При отсутствии значимых симптомов и жалоб со стороны органов кровообращения и респираторного тракта в лечении незакрытого овального окна у ребёнка нет необходимости.

Обязательным должно стать регулярное посещение педиатра и кардиолога , а также контроль динамики по УЗИ.

В случае, когда человек предрасположен к тромбообразованию, необходимо назначение препаратов, обладающих антикоагулянтным действием (ВАРФАРИН). При их применении следует проводить регулярный контроль коагулограммы, МНО. При необходимости возможно назначение фармацевтических препаратов, стимулирующих укрепление миокардиальных структур (ЭЛЬКАР, ПАНАНГИН и др.)

Если же отверстие достигает непомерного диаметра, и есть место чрезмерной регургитации, всплывает вопрос об операции, суть которой состоит в закрытии окна путём катетеризации сердца.

Катетер вводится через бедренную артерию под рентгенологическим контролем. Дойдя до дефекта, устройство на конце катетера (окклюдер) раскрывается, полностью перекрывая просвет сообщения.

Имеет место и схожий метод, когда вместо окклюдера на дефект крепится специализированная саморазрушающаяся наклейка, которая регенерирует мышечные ткани 30 дней, а далее растворяется.

Показания к хирургическому лечению определяются не только тем, в какой мере зияющий участок затворяется клапаном, но и способности последнего компенсировать возникающие нагрузки.

К чему ведёт не закрытая щель в предсердиях

В том случае, если овальное окно не закрылось по мере взросления ребёнка, и при этом не доставляет дискомфорт, а также не имеет признаков сердечной недостаточности, то не следует беспокоиться.

Единственное, что требуется от родителей – это тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребёнка, общим самочувствием и визиты к кардиологу и врачу-педиатру с целью консультирования, проведение ЭхоКГс оценкой параметров имеющегося дефекта.

Выводы

Впервые услышанный диагноз «Открытое овальное окно в сердце» не должен приводить родителей в панику. Главной тактикой является выжидание и наблюдение. Многие люди живут полноценной жизнью с подобной аномалией, не имеют проблем со здоровьем, занимаются спортом и активны по жизни.

Лечение же необходимо в редких случаях , лишь тогда, когда дефект достигает значительных размеров и причиняет пациенту дискомфорт, имеются явные признаки сердечной недостаточности. А потому не закрытое межпредсердное отверстие – не приговор, а просто индивидуальная особенность организма.

Загрузка...