docgid.ru

Зачем человеку 2 полушария мозга. О двух полушариях мозга. Межполушарная асимметрия и эволюция человека

«Интуитивный дух - священный дар, рациональный дух - лишь верный слуга. Мы создали такое общество, которое хвалит слугу, позабыв про святой дар» .
Альберт Эйнштейн


Известно, что левое полушарие мозга отвечает за рациональность, аналитику, имеет склонность управлять личностью в целом. Язык этого полушария линеен, слова логически выстраиваются в цепочке на основе разумности и обоснованности.

Правое полушарие мозга - источник эмоций, интуиции, художественных зарисовок и творчества. Оно разрешает проблемы с помощью предчувствий и прогнозов, ищет аналогии в различных структурах, склонно реагировать спонтанно, непредсказуемо. Это полушарие предпочитает равенство, нежели власть.

Но проницательность - это просто своего рода творчество. Одна из самых увлекательных идей разделенных мозговых исследований заключалась в том, как левое полушарие участвовало в процессе создания историй, в то время как правое полушарие искало объяснений, было тем, что Газзанига называла «феномен интерпретатора». Например, в одном исследовании пациент должен был выполнить соответствующее совпадающее задание, используя свою левую руку, чтобы совместить лопату с изображением метели. Затем пациента спросили, почему он это сделал.

Но его левое полушарие не признавалось. Вместо этого он признался, что добрался до лопаты, чтобы очистить курятник. Этот миф имеет соблазнительную простоту. Это опровергает классический миф. Если научное доказательство противоречит мифу о левом полушарии как о логическом и правом полушарии как о креативном, то почему он остается в силе сегодня, поддерживаемый разными профессионалами? Одно из возможных объяснений заключается в том, что этот миф имеет соблазнительную простоту. Люди спрашивают себя, какой у меня мозг?

Все значительные достижения исходят из гармоничного взаимодействия этих двух полушарий и являются результатом духовного подъема. Решение проблемы возникает во время внезапного интуитивного прорыва (доминирование правого полушария), предшествовал которому разумный логический анализ данных (доминирование левого полушария).

Они могут искать информацию в Интернете и покупать приложения для улучшения своей слабой половины. Трудно бороться с этой системой убеждений, говоря, что функционирование нашего мозга на самом деле намного сложнее, но, как профессионалы в области психического здоровья, мы должны информировать и устранять миф как упрощенный, как то, как действительно работают наши мозги.

Электроэнцефалограммы использовались для измерения равновесия между двумя полушариями мозга до и после Нади Шоданы. Влияние всего 10 минут практики - ошеломляющее. Большее спокойствие и ясность ума, больше вдохновения и энергии: это те эффекты, которые обычно ощущают те, кто практикует Нади Шодану. Но можно ли их измерить с научной точки зрения?

В конце этого процесса левое аналитическое полушарие начинает анализировать и уравновешивать все озарения. Без правого полушария мозга не было бы полезных идей, без левого полушария - практического пояснения пользы таких идей.

Правое полушарие мозга специализируется на нашей безопасности, означающей защиту, а левое полушарие - на агрессии и новых испытаниях, означающих атаку. Оба полушария могут функционировать как в гармонии, так и в конфликте.

Электроэнцефалограмма и мозговые волны. Постоянный электрический ток проходит через мозг. Эти мозговые волны измеряются электроэнцефалограммой - с помощью электродов, размещенных на черепе. Существует четыре типа мозговых волн. В фазе глубокого сна они преобладают. Когда мы спим или когда мечтаем, тета-волны являются самыми настоящими.

Те, которые нас интересуют, - это. Они в основном находятся у людей в состоянии расслабления, закрыты глаза, но достаточно пробуждены, чтобы осознанно испытать. Когда они открывают глаза или отвлекаются чем-то другим, альфа-волны уменьшаются в пользу бета-волн, которые быстрее; их мозг активирован. Таким образом, количество альфа-волн в мозге отражает нашу степень сознательного расслабления. Когда преобладают бета-волны, мы находимся в привычном состоянии действия и рефлексии. В альфа-состоянии, с другой стороны, открытость и креативность больше, мозг больше контактирует с эмоциями и бессознательным.

Если допустить доминирование одного из полушарий, другое полушарие становится слабым и пассивным. В таких случаях, человек решает свои проблемы лишь половиной мозга.

Мозг человека построен таким образом, что работает как единое целое. Например, в момент выживания надо пользоваться обоими полушариями в зависимости от ситуации.

Научные исследования показали, что медитация увеличивает количество альфа-волн. Многие показатели показывают, что люди, которые медитируют, имеют больше альфа-волн, чем обычно. Два полушария мозга. Функционирование левого полушария мозга является вербальным, аналитическим и логичным, тогда как восприятие правого полушария является музыкальным, эмоциональным и пространственным. Левое полушарие мыслит словами и понятиями; закон мыслит в образах, ощущениях и восприятиях. В нормальном мозге баланс между левым полушарием и правым полушарием развивается спонтанно, в зависимости от того, что мы делаем.

Люди, которые способны думать и реализовывать идеи лишь по-научному и вовсе не знают о творческих подходах к жизни, живут только левополушарным мозгом.

Есть люди, которые подчеркивают лишь правое полушарие мозга и живут в своем нереальном мире личных ощущений и фантазий.

Есть люди, которые уравновешены в этом плане и интегрировали в себе реалии обоих полушарий. Они живут в рациональном и эмоциональном, способны познать мир как женским, так и мужским способом.

Когда кто-то читает, пишет и говорит, левый мозг более активен, чем правый. Но когда кто-то слушает музыку или фокусируется на визуальном восприятии в космосе, это наоборот. Наше творчество зависит от хорошего баланса и хорошего общения между двумя полушариями мозга.

И наоборот, если в левом полушарии больше альфа-волн, оно будет меньше. Вероятно, это связано с тем, что в нашей культуре основное внимание уделяется функциям левого полушария. С другой стороны, в условиях глубокой релаксации мы приближаемся к равновесию между двумя полушариями.

Эти знания существовали еще в древнем в Египте и Индии. Святая Геометрия подтверждает, что древних египетских мистиков обучали двум аспектам всего сущего, соответствующих левому и правому полушариям мозга.

Подчеркивалось, что в каждом жизненном событии присутствуют положительная и отрицательная мысль , в каждой жизненной ситуации - мужская и женская ориентация.

Женские, нерассудочные стороны ума получают доступ в область неизвестного. Мужские его части получают доступ в область известного. Область неизвестного в девять раз больше области известного.

Американский Ричард Дэвидсон подробно изучил этот предмет. Нади Шодана Альтернативное дыхание - классическое йогическое дыхательное упражнение. Это практикуется следующим образом: вдохновлять левую ноздрю, удерживать дыхание и выдыхать через правую ноздрю. Затем вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание и выдохните через левую ноздрю.

В книге «Йога, Тантра и медитация в повседневной жизни» Свами Джанакананды. Группа А состояла из учителей и студентов из Скандинавской школы йоги и медитации в Копенгагене, с опытной практикой Нади Шоданы. Мы исключили левых, их равновесие между двумя полушариями головного мозга может быть разным. Все участники завершили пять циклов Нади Шоданы, как описано выше. Это заняло у них 10-15 минут. Для выполнения измерений мы поместили четыре электрода в правой части головы, а четыре других слева; электроды удерживались резинкой.

Если человек обращает внимание на чувства (нерассудочные способы получения информации), то он может узнать в девять раз больше, чем если бы он руководствовался исключительно рассудком.

Преобразование области неизвестного в область известного дает рост. Для постижения области неизвестного требуется огромное количество энергии и силы. Она в девять раз превышает «объём» области известного.

Данные были автоматически сохранены на жесткий диск для последующего анализа. Результаты. Изменения произошли во всех участниках опытной группы, благодаря лучшему балансу. В временной зоне среднее отношение увеличилось с 1, 19 до 1. В пост-временной зоне оно уменьшилось с 1, 43 до 1. Эти изменения статистически значимы и не могут быть вызваны совпадениями.

В группе новичков показатели были оценены в сторону большего равновесия, но изменение было не таким значительным, как у опытных практиков. После тренировки он был больше, чем после практики, его значение уменьшилось. Таким образом, все люди этой группы оптимизировали отношения между двумя полушариями своего мозга. После Нади Шоданы все члены этой группы приблизились к среднему значению, что делает результат статистически значимым.

Область неизвестного по своему характеру женственная, поэтому жизнь вложила гораздо больше силы в Богиню. Во время патриархального правления имели место большие циклы космического нисхождения.

Во время циклов восхожде ния было матриархальное правление, поддерживаемое патриархальными порядками.

После 2000 года 14-триллионный цикл нисхождения сменился циклом космического восхождения. Долгая ночь, наконец, уступила рассвету. Наступило время правления Богини.

Поэтому результаты менее значительны. Они не могут быть вменены наугад. Обсуждение и заключение Несколько опытных участников обнаружили, что после Нади Шоданы наблюдалось увеличение не только их альфа-волн, но и их бета-волн. Это может показаться парадоксальным, поскольку такая активация мозга обычно приводит к уменьшению альфа-волн. Этот результат можно понять, становясь более активным, в то же время более спокойным и ясным в голове.

Необходимость и взаимодополнительность обеих стратегий мышления

Обычно, когда тета-волны увеличиваются, альфа-волны уменьшаются, и вы погружаетесь в сон. Однако во время йога-нидры тета-волны растут, но альфа-волны практически не падают. Вместо того, чтобы уснуть, вы не бодрствуете и не достигаете более глубокого уровня сознания.


Помимо трех названных блоков мозга, в качестве функционально самостоятельных отделов рассматриваются левое и правое полушария (рис. 1, 2, цв. вкл.), которые анатомически совпадают с делением мозга на «передний» и «задний».Функциональное предназначение и функциональная компетентность полушарий мозга имеет прямое отношение к проблеме мозговой организации ВПФ. Эта проблема составляет содержание одного из наиболее важных разделов современной науки о мозге, а именно теши межполушарной асимметрии мозга.
К настоящему времени укрепилось мнение, что полушария мозга у человека имеют различную функциональную специализацию. Отсюда и термин - асимметрия.
функциональная асимметрия - исключительно важный признак психики человека, отличающий его от других биовидов. Два полушария есть уже у лягушки, но в ее поведении они играют практически одинаковую роль. Полушарная асимметрия значима здесь только на уровне самых элементарных сенсорных процессов (например, у лягушки, как и у человека, левый глаз снабжается нервной энергией правым полушарием, а правый глаз - левым). У более высоко организованных животных имеются признаки полушарной асимметрии, но они носят характер зачатков. Так, обнаружено, что кошки, находящиеся в спокойном состоянии, при прыжке с высоты чаще приземляются так, что основной упор приходится на правые лапы (от левого полушария), а кошки, пребывающие в состоянии испуга, напротив, приземляются так, что ведущими оказываются левые лапы (от правого полушария).
В настоящее время различия в функциональной специализации полушарий мозга у человека является широко обсуждаемой темой. Принято говорить, что «каждое полушарие обладает собственной памятью и опытом познания, которые недоступны для воспроизведения другим полушарием (Р. Сперри), или «каждое полушарие обладает своим самосознанием» (М. Газзанига).
О двойственной природе мозга писал еще гениальный английский ученый X. Джексон. Выше уже был отмечен его вклад в учение о локализации ВПФ, получивший предельно ясное выражение в уже упоминавшейся выше крылатой фразе «локализовать поражение, разрушающее речь, и локализовать саму речь - это разные вещи». Не менее ценны его представления о полушариях мозга. X. Джексон был убежден, что «мозг является функционально двойным» при использовании слов, однако оба полушария не дублируют друг друга. Правому полушарию он приписывал способность автоматического использования слов, а левому - не только способность непроизвольного владения словами, но и произвольного. Кроме того, как считал X. Джексон, левая половина позволяет нам говорить, а правая - воспринимать Речь. Эту модель функционирования правого и левого полушарий мозга, выведенную на материале патологии речи, X. Джексон распространял на закономерности функционирования гемисфер мозга в целом.
Межполушарная асимметрия мозга изучается представителями разных специальностей - нейрофизиологами, нейропсихологами, психиатрами и пр. (Е.Д. Хомская, Д.А. Фарбер, Н.В. Дубровинская, В.Л. Деглин, Л.Я. Балонов, Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, Э.Г. Симерницкая, С. Спрингер, Г. Дейч, В.И. Голод, М. Газзанига, Д. Кимура (D. Kunura), М. Кинсборн (М. Kinsbourne) и др.).
Основными результатами этих мультидисциплинарных исследований являются следующие.
В раннем онтогенезе доминантным является правое полушарие мозга, которое постепенно «отдает бразды правления» левому, становящемуся у взрослого человека ведущим. Это означает, что оно отвечает за речевую и большую часть других ВПФ и контролирует правое. Правое в зрелом мозге играет субдоминантную роль.
Являясь древнее левого по филогенетическому возрасту, правое полушарие функционирует по принципу непосредственного чувственного и целостного отражения действительности. Для того, чтобы правое полушарие функционировало, оно должно соприкоснуться с действительностью непосредственно (чувственно). Такой способ деятельности обусловливает то, что содержанием этого полушария становятся целостные образы и символы (чувственные гештальты). Весьма важно, что они носят индивидуальный характер. На этом удивительном свойстве правого полушария, а именно, отражать мир индивидуально, зиждется, во-первых, личностное разнообразие людей, а во-вторых, вся творческая деятельность. Если бы разные поэты писали одинаковые стихотворения, художники рисовали бы одинаковые картины, музыканты сочиняли бы одинаковую музыку, а ученые открывали бы одни и те же законы природы, творческие акты не имели бы никакой цены. Существует мнение, что очертания картины возбуждения структур мозга (паттерны), которые создаются в нем, когда мы смотрим на какой-нибудь предмет, слушаем или осязаем что-либо, сугубо индивидуальны, двух одинаковых паттернов не может быть, так же, как не бывает двух одинаковых отпечатков пальцев
Поскольку принципом функционирования правого полушария является целостность, оно не способно к осуществлению операций анализа и синтеза. Более того, способ его деятельности характеризуется неполнотой осознания. Ряд авторов, например, В.Л. Деглин, Н.Н. Николаенко, понимают целостность работы правого полушария как непрерывность (континуальность), что подчеркивает исходно нерасчлененно-гештальтный характер правополушарного механизма мышления.
Левое полушарие, напротив, функционирует по принципу абстрагирования от чувственных стимулов. Оно является кодово-языковым в широком смысле слова. Знаки, обрабатываемые левым полушарием, характеризуются той или иной долей абстрактности. Абстрактные, отвлеченные знаки носят название неиконических, в отличие от правополушарных - иконических. К таковым относятся, например, буква, цифра, геометрические фигуры, различные математические, геометрические, алгебраические знаки и т.п.
Основной способ деятельности левого полушария - линейность, дискретность, осознанность, тенденция к созданию схем, классификаций, понятий, суждений, т.е. логических универсалий. У всех людей принцип деятельности левого полушария одинаков, однако количественные характеристики существенно разнятся. Одни из них с трудом овладевают школьным курсом математики, другие на основании математических расчетов открывают новые законы природы.
Из сказанного понятно, что правое полушарие имеет большее отношение к искусству и рождению новых идей вообще. Левое полушарие более тесно связано с логикой.
Э. Голдберг в монографии «Управляющий мозг» характеризует взаимодействие полушарий мозга как соотношение новизны и «рутины» Он пришел к выводу, что правое полушарие отвечает за когнитивную (познавательную) новизну, а левое - за когнитивную «рутину». Иначе говоря, все, с чем сталкивается человек впервые, воспринимается правым полушарием мозга, а все, чему человек обучился, становится достоянием левого и хранится там в виде неких паттернов (типовых моделей). Чем более человек воспитан и образован, по мнению Э. Голдберга, тем больше таких паттернов в его распоряжении. «Переход от новизны к рутине, - считает он, - это универсальный цикл нашего внутреннего мира».
Общеизвестно, что левое полушарие имеет также непосредственное отношение к осуществлению речевой функции, являясь доминантным по речи. Однако признается и то, что правое вносит в него определенный вклад. При этом объем участия в речевой деятельности правого полушария зависит как от этапа речевого онтогенеза, так и от индивидуальных особенностей мозговой организации психики. Чем более ранним является этап онтогенеза, тем более он приспособлен для овладения индивидуальными образами и символами (невербальными чувственными эквивалентами вербальных знаков). Эта правополушарная продукция, «стоящая за словом», индивидуально неповторима, всвязи с чем индивидуальные речевые смыслы, которые ребенок вкладывает в слово, часто бывают качественно отличными от стандартных значений слов. Здесь уместно вспомнить Л.С. Выготского, различавшего смысл и значение слова.
В рамках зрелой речевой функции за правым полушарием закреплены: некоторые операции речевой просодии; образно-символические индивидуальные эквиваленты вербальных знаков, т.е. предметы и символы, обозначаемые словами, идиоматические обороты речи. X. Джексон считал, что правое полушарие ответственно также за хранение наиболее упроченных обиходных оборотов речи. Иначе говоря, возможно, что левополушарная продукция, достигшая определенной степени упроченности, делает «обратный» ход - перемещается («спускается») в правое полушарие мозга (для хранения в нем). Поскольку левое полушарие является более высоким по иерархии, это перемещение соответствует общефилософским представлениям о развитии, а именно о том, что имеют место два параллельно текущих процесса - «подъем» одних функций наверх (во все более сложные структуры мозговой коры) и «опускание» других на более элементарные.
Понятно, что речевая продукция, достигшая той степени упроченности, чтобы «переместиться» в правое полушарие, у всех людей разная. У одного человека превалирует сугубо бытовая речь, у другого - жаргонная, у третьего - деловая, у четвертого - художественно окрашенная, у пятого - научная, а у шестого - изысканно-претенциозно-светская и т.д. Именно эти наделенные чертами индивидуума высказывания или их типовые модели и хранит правое полушарие мозга. Они, в конечном счете, характеризуют «языковой портрет» конкретного человека, и не только нормально говорящего, но и с патологической речью. Автор настоящего учебного пособия показал ранее, что «обломки» речи больных с афазией позволяют выделить преморбидные* «языковые типажи», профессор, хулиган, анекдотчик, дамский угодник, тамада и т.п. Немаловажно и то, что индивидуальная речевая продукция правого полушария является, как можно думать, основой для художественной речи.

* Преморбидные - те, которые характеризовали человека до заболевания.
В рамках невербальной (неречевой) деятельности функции правого и левого полушарий сводятся к следующему. Если «левый мозг» отвечает за различные виды праксиса, счет, зрительные обобщения, конструктивно-пространственную деятельность, и в целом за дискретно-логическое мышление, то «правый» является доминантным в осуществлении таких функций, к лицевой, цветовой гнозис (опознание и идентификация цвета); определенные виды симультанного зрительного гнозиса; музыкальные функции. В целом правое полушарие является преимущественно воспринимающим (перцептивным), а левое - исполнительным.
Основанием для такого распределения функций по полушариям мозга являются клинические факты, наблюдаемые при локальных поражениях каждого из них.
Выше отмечалось, что левое полушарие становится доминантным не сразу, а на определенном этапе онтогенеза. Процесс «перехода функций из правого в левое полушарие» носит название левополушарной латерализации. Существуют возрастные пороги этого сложного процесса. Например, схематическое изображение предмета и буквы получает левостороннюю латерализацию в среднем в 6-7-летнем возрасте.
Американский ученый М. Кинсборн считает, что на психическое развитие ребенка отрицательно влияет как ускоренная, так и запаздывающая левосторонняя латерализация многих функций. Ускоренная латерализация приводит к обеднению правого полушария. То, во что можно по- настоящему поверить только в раннем детстве, позже будет подвергаться скепсису разума. К потерям источников детской веры относится, например, сказка, и вообще вера в чудо. Между тем неверие ребенка в чудо может обернуться в будущем серьезной проблемой, т.к. лишит подсознательной поддержки в трудные минуты жизни, которую мы называем надеждой. Верящий в чудо надеется на него, сам того не понимая, а неверящий «впадает в депрессию». Кроме того, мышление ребенка, рано созревшего в левополушарном отношении, часто бывает логически нормативным, даже «сильным», но мало нюансированным, неярким. В определенной степени ранняя левополушарная латерализация - одна из причин того, почему некоторые дети-вундеркинды не оправдывают возлагаемых на них надежд. Бедность правого полушария лишает их творческого импульса. Опираясь только на логику, невозможно создать что-либо по-настоящему новое. Запаздывание левополушарной латерализации обусловливает различные задержки психического развития. Неспособность к 6-7 годам усвоить букву и цифру, отсутствие естественного интереса к ним делает проблематичным обучение в школе.
К вопросу о сроках левополушарной латерализации прямое отношение имеет вопрос левшества и амбидекстрии. Левшество понимается как предпочтение в различных действиях левой руки правой, а амбидекстрия - как двуручие, т.е. приблизительно равная заинтересованность обеих рук (атЫ- «одинаковый», dextrum - «правый»). К этому надо добавить, что руки не являются единственным показателем левшества или амбидекстрии. Как правило, речь идет о «сторонности» в целом, т.е. о предпочитаемой ноге, глазе, ухе. Существуют пробы, по которым определяется степень выраженности преобладающей стороны, среди которых наиболее трудно осуществимым на практике является тест на ведущее ухо. Его применение требует определенного технического оснащения, а именно, аппарата для дихотического прослушивания, и поэтому в широкой практике используется редко. Принцип его действия сводится к тому, что одновременно с двухдорожечного магнитофона в оба уха предъявляются через наушники по 10 разных слов. Затем выясняется, с какого уха больной запомнил больше слов: если с правого, то доминантно левое полушарие, если с левого, то правое.
Тесты (пробы) на ведущую руку, ногу, глаз гораздо проще. Они широко известны и активно используются практическими специалистами. На основании результатов тестирования делается вывод о предпочтении той или иной стороны тела. В количественном отношении различия в нем могут быть существенными. В связи с этим определяется коэффициент асимметрии, который вычисляется по пробам на ведущую сторону тела, а затем „«переносится» на взаимоотношения полушарий мозга.
Высокий (в цифровом выражении) коэффициент означает, что различия в предпочтении той или иной стороны тела незначительны, и, следовательно, полушария мозга мало различаются по функциональной активности. Низкий коэффициент свидетельствует о том, что эти различия являются значимыми.
Высокий коэффициент полушарной асимметрии принято связывать с функциональной гиперактивностью правого полушария мозга. В то же время, согласно другим представлениям, этот показатель, относящийся к периферии тела, мало информативен относительно взаимоотношений полушарий мозга. Иначе говоря, предпочтение левой руки, ноги, глаза не обязательно означает, что правое полушарие обладает высокой степенью функциональной активности. Кроме того, учитывается, что левшество или амбидекстрия могут быть потенциальными (скрытыми). B этом случае правое полушарие мозга более состоятельно в функциональном отношении, чем у лиц без потенциального левшества. Это, в свою очередь, означает, что оно осуществляет «большее число ВПФ, чем у правшей, т.е. распределение ВПФ по полушариям мозга нестандартное. Интересно также, что правое (чувственно-образное) полушарие условно считается женским, а левое (дискретно-логическое) - мужским. Если вспомнить, что современный человек обозначается как гомо сапиенс, т.е. как человек разумный, то мужчина, у которого по среднестатистическим данным, левое полушарие в большей степени доминантно, чем у женщины, более соответствует понятию «человек». Недаром в ряде языков человек и мужчина обозначаются одним и тем же словом, например, в английском: MAN - это и мужчина, и человек, а женщина уже не MAN, a WOMAN. Такое распределение полушарных приоритетов одновременно обусловливает то, что чувственная от природы женщина, часто реагирующая на события эмоциональными всплесками, плачем и т.п., более вынослива в нервно-психическом плане, а логичный мужчина труднее переносит неврогенные и стрессогенные влияния, поскольку не имеет постоянного привыкания к ним. Такая ситуация вносит определенную ясность в вопросы предрасположенности лиц мужского и женского пола к тем или иным видам патологии, в том числе и речевой (заикание, дисграфии, дислексии и др.).
В некоторых публикациях приводятся данные, свидетельствующие о том, что имеется корреляция между степенью доминирования полушарий мозга и степенью активации переднего и заднего блоков мозга. Так, у лиц с выраженным доминированием левого полушария в ассоциативном вербальном эксперименте оказываются преобладающими синтагматические реакции (реализуемые «передним мозгом»), а у лиц с высокой активностью правого - парадигматические (реализуемые «задним мозгом»). На основании этого делается вывод, что левое полушарие имеет функциональное сходство с передним блоком мозга, а правое - с задним.
Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина, В.Л. Деглин и Н.Н. Николаенко считают, что исторически развитие пространственных и временных функций правого и левого полушарий сложилось так, что в правом различные процессы обработки сигналов практически неотделимы друг от друга, а в левом они осуществляются относительно автономно: в «переднем» мозге - временной синтез, а в «заднем» - пространственный. Это представление, получившее распространение в последнее время, основано на результатах нейрофизиологического изучения функциональной специализации полушарий мозга. Как показывают исследования А.Я. Балонова и В.Л. Деглина, при одностороннем судорожном припадке, выключающем правое полушарие, сознание больного, поддерживаемое лишь левым мозгом, проходит ряд этапов жизни в хронологической последовательности. Принципиально важно, что возникающие перед глазами больных визуальные картины-ситуации неотделимы от их временных характеристик. Это и дает основание констатировать факт неразделимости пространства и времени в механизме мышления «правого мозга». При выключении же левого полушария ситуация иная. Больные становятся неспособными отвлечься от реальной ситуации, не в состоянии ее анализировать, т.е. выделять дискретные признаки, располагать события жизни во временной последовательности и вообще формализовать их. Так, описан случай (В.Л. Деглин), когда больной с левосторонним судорожным припадком не был в состоянии по предъявленным фотографиям своих 3 жен установить в памяти хронологический порядок женитьб на них. Это позволило авторам констатировать, что левополушарный механизм мышления «переднего мозга» специализирован в отношении анализа ситуации. Наиболее важным является то, что левое полушарие способно отделить признаки субъекта (действующего лица) от признаков объекта (предмета действия). Оно способно также контролировать серийную организацию действия.; Пространственная схема действия разворачивается здесь в смысловую последовательность звеньев, которые А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Т.В. Ахутина обозначают как программа. Способность программирования речи является высшим уровнем вербальной деятельности в целом. Особенности речевого программирования, находящие свое выражение в грамматическом структурировании на глубинном и поверхностном уровне фразовой речи, подробно изучены Т. В. Ахутиной на материале больных с динамической афазией.
Наконец, со степенью доминирования полушарий мозга в отношении тех или иных видов деятельности принято связывать выдвинутое еще И.П. Павловым деление разных людей на художественные и мыслительные типы. Боген (Bogen) обозначил эти два варианта мышления как пропозиционное (левополушарное) и оппозиционное (правополушарное). Данная идея активно развивается в настоящее время (Е.Д. Хомская, В.А. Москвин, Н.В. Москвина, Харбург (Harburg) и др.). Отмечается перспективность данного направления, однако признается и то, что окончательные выводы по этому вопросу преждевременны.
Е.Д. Хомская отметила и такой чрезвычайно важный факт: полушарная асимметрия может быть не глобальной, а парциальной. Так, она может проявляться в оральной сфере и отсутствовать в мануальной (ручной), глазной или других. Более всего разработан вопрос о мануальной асимметрии. В отличие от этого, такие виды асимметрии, как мнестическая, интеллектуальная и другие, изучены гораздо меньше.
Изучение межполушарной асимметрии мозга имеет важное пактическое значение, и прежде всего - для проблемы левшества и амбидекстрии.
Еще в младенчестве можно заметить, что одни дети чаще тянут к игрушке, ложке, карандашу одну ручку, а другие - другую. Одни дети чаще поворачивают голову в одну сторону, другие - в другую. Определить, какую сторону ребенок предпочитает, важно. Если отмечается доминирование левой стороны, и прежде всего руки (леворукость), то перед родителями и педагогами неизбежно встает вопрос, надо ли принимать «соответствующие» меры, т.е. переучивать ребенка, приучать его действовать преимущественно правой рукой?
Ответ на этот вопрос таков: если можно переучить ребенка безболезненно, без негативизма и невротических реакций с его стороны, то лучше это сделать, и как можно раньше. Если же ребенок выказывает при этом признаки невротизации, то переучивание следует немедленно прекратить.
Природа, как правило, не прощает насилия. Поэтому резкая, грубая форма каких-либо воспитательных актов чрезвычайно опасна. Само по себе левшество не является недостатком. Просто левше труднее жить в мире праворуких на сугубо бытовом уровне, ведь прорези в автоматах, дверные ручки и прочее сделаны под правую руку. В остальном не имеет принципиального значения, какой именно рукой как ведущей действует человек - левой или правой. Такое отношение к проблеме переучивания является достаточно новым. До последнего времени в научно-популярной, дефектологической и психологической литературе пропагандировался категорический отказ от переучивания.
На вопрос о том, почему рождаются дети-левши, определенного ответа пока что не дано. Известно лишь, что большую роль играет здесь наследственный фактор. Правда, далеко не всегда его удается выявить, так как рожденные левшами не знают этого о себе. В детстве имело место переучивание, факт которого часто остается незафиксированным. Однако если оно сопровождалось невротизацией ребенка, как последствия остаются расстройства нервной системы: головные боли, головокружение, слабость, утомляемость, раздражительность, бессонница и прочее. В этих случаях высока вероятность, что они являются следствием первых лет жизни, когда переучивание было осуществлено неумело или же его нельзя было допускать.
Важен и следующий вопрос: левшество - это болезнь или нет? Однозначного ответа на него также нет. Как известно, среди левшей больший процент одаренных людей, чем среди правшей.
Многие великие музыканты, художники были левшами. Дети-левши часто эмоционально тонки, способны к музыке, танцам, рисованию. Этот факт, казалось бы, противоречит выводу о том, что левшество - патология - и склоняет к пониманию его как индивидуальной особенности мозговой организации психических процессов. Вместе с тем не исключено, что левшество следует расценивать как отклонение от нормы, а частота одаренности среди левшей - как результат спонтанно возникающих компенсаторных и даже гиперкомпенсаторных перестроек. Недаром дети-левши отличаются повышенной ранимостью, склонностью к невротическим, психопатическим, аффективным состояниям. К этому нужно проявлять особую чуткость, находить особые пути воспитания. Здесь необходимо пристальное внимание не только педагогов (воспитателей детских садов и учителей школ), но и родителей, а также детских врачей.

Явная и неявная жизнь знания

Предыдущие исследования до и после учений Крийя-йоги показывают одни и те же эволюции. Среднее временное соотношение после Крийя-Йоги составляло 1, что сопровождалось значительным увеличением альфа-волн. Однако эти меры не были связаны с практикой конкретной медитации, а с простым состоянием покоя до и после курса. Этот результат подтверждает постоянство долгосрочного эффекта.

Эти положительные эффекты были обнаружены у всех участников, в областях мозга, тесно связанных с лимбической системой, которая является местом наших эмоций. Исходя из этих результатов, можно сделать вывод, что Нади Шодана, если она регулярно практикуется в течение длительного периода времени, благоприятно влияет на баланс между полушариями головного мозга и, фактически, эмоциональной стабильностью личности.

Загрузка...