docgid.ru

В чем польза отдыха на черном море. Какая польза от моря? Крым — всероссийская здравница

Содержание статьи:

Афазия - это неврологическое расстройство, которое проявляется частичной или полной утратой способности разговаривать, при этом функции речевого аппарата не нарушены. Изменения при данном заболевании локализуются в соответствующих участках коры головного мозга. Важно отличать дизартрию от афазии. В первом случае поражается именно этот аппарат, тогда речь невыразительная и невнятная.

Основные причины развития афазии


Фактически афазия - всего лишь составляющая клинической картины другого заболевания, которое поражает лобную, теменную или височную доли. Также данное расстройство речи может проявляться в случае повреждения нервных структур, которые передают импульс к коре головного мозга. В зависимости от конкретной причины будет отличаться симптоматика, темп развития осложнений и разновидность афазии.

Различают несколько основных причин афазии:

  • Новообразования . На первом месте по факторам развития данного расстройства размещаются опухоли головного мозга. Они часто затрагивают именно те участки коры, которые отвечают за данную функцию. Часто именно расстройство речи может указывать на новообразование, поэтому к такому симптому следует отнестись очень серьезно.
  • Нарушение мозгового кровообращения . Различают транзиторные или переходящие ишемические атаки, которые развиваются в виде непродолжительного приступа, и инсульты. Они обуславливаются остановкой кровотока в конкретных участках головного мозга и сопровождаются топической симптоматикой, в зависимости от локализации патологического процесса.
  • Травмы . Представляют собой один из самых важных факторов в развитии афазии. Вызывают структурные патологические изменения, что ведут к потере некоторых функций. Часто афазия возникает не сразу же после травмирующей ситуации, а в виде отдаленных последствий.
  • Демиелинизирующие заболевания . Данная группа болезней включает рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит. Их патогенез заключается в виде разрушения особого структурного белка - миелина. Он отвечает за передачу нервных импульсов в головном мозге. В случае нарушения его функции возможно развитие различных симптомов, в том числе афазии.
  • Эпилепсия . Данное заболевание характеризуется образованием в тканях головного мозга очага электрических импульсов, которые вызывают судороги или кратковременную потерю сознания. Если он находится в тех участках, которые отвечают за речь, соответственно будет развиваться афазия.
  • Дегенеративные заболевания . Существует множество различных заболеваний, что сопровождаются атрофией и некрозом клеток головного мозга с последующей потерей некоторых функций, за которые отвечают области поражения. Вместе с другой неврологической симптоматикой возможно также развитие афазии.
  • Отравление . Много ядов, промышленных веществ, которые могут оказывать негативное влияние на головной мозг, в случае попадания в организм воздействует на нервную систему. Также действуют и соли тяжелых металлов. Отравление нейронов влечет за собой потерю их функции.

Разновидности и проявления афазии

В зависимости от механизма возникновения афазии, а также структур головного мозга, которые при этом поражаются, можно различить несколько видов данного расстройства. Также формы афазии отличаются конкретными клиническими проявлениями.

Сенсорная афазия


Так ещё называют афазию Вернике-Кожевникова. Её суть в неспособности человека воспринимать и соотносить конкретные звуки со соответствующими словами. То есть информация, которую ощущает орган слуха, правильно не обрабатывается, и поэтому человек не понимает того, что услышал.

Более того, непонимание касается не только речи других людей, но и своей собственной. Нарушается контроль произношения. Именно поэтому часто наблюдаются парафазии. Это замена похожими за артикуляцией и звучанием словами тех, которые человек должен произнести.

Кроме этого, возможно также нарушение чтения. Человек не способен соотнести прочитанные буквы со звуковым воспроизведением в памяти. Раньше всего теряется возможность читать вслух, затем трудности возникают и в других ситуациях.

В зависимости от силы проявления симптома, человек может общаться фактически набором слов, которые не связаны между собой. Темп речи при этом не снижается, артикуляция не нарушается.

Эфферентная моторная афазия


При этом виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи, которая отражает сущность сказанного. При этом человек полностью понимает услышанное и свои слова в том числе, но не может сформулировать то, что пытается.

Чаще всего нарушена артикуляция, правильная постановка предложений. Человек часто упускает некоторые соединительные слова, меняет их местами, так что полученная речь лишается логического смысла. Нарушается спонтанная речь, и, когда он пытается вспомнить конкретное слово, имеют место персеверации - стереотипное повторение некоторых звуков или слов.

Речь человека строится на обычном наборе слов, которые могут быть даже не связаны между собой. Иногда он может остановиться на длинную паузу, затем продолжить разговор совсем в другом направлении.

Афферентная моторная афазия


При этом варианте человек полностью понимает обращенную к нему речь, осознает её смысл, но не может сформировать правильный ответ или реакцию.

Свои слова он плохо артикулирует, часто может их путать. Иногда заменяет одни выражения созвучными, но совсем неподходящими по смыслу. Такое явление может отмечаться как в повторении слов других людей, так и в самостоятельной речи.

Фактически данный симптом является базовым и специфическим для данного вида расстройства речи. В отличие от предыдущего варианта, построение предложения правильное, соответствует грамматическим нормам, отсутствуют длинные немотивированные паузы в речи.

Оптико-мнестическая афазия


Основным признаком оптико-мнестической афазии является невозможность человека назвать определенный предмет при указывании на него кем-то другим. При этом он знает, что это за объект, может рассказать, для чего он используется, но название вспомнить очень тяжело.

Обычно маленькая подсказка в виде первых звуков того слова или созвучных фраз помогает восстановить в памяти то, что нужно. В отличие от обычной зрительной агнозии, при которой подсказки не срабатывают, в этом случае симптомы поддаются коррекции.

Также при оптико-мнестической афазии речь в целом не изменяется. Артикуляция и порядок слов в предложении, темп и качество разговора не страдают. Именно поэтому данный тип афазии диагностируется редко на начальных этапах.

Семантическая афазия


Симптомы афазии в этом случае состоят в нарушении понимания логического порядка слов в составленных предложениях.

Таким людям обычно сложно воспринимать речь других, так как им тяжело осознать смысл сказанного. Легче даются простые односложные предложения. Человек с данным расстройством испытывает сложности в понимании логических конструкций.

Чаще всего такие люди пытаются общаться простыми словами, которые объясняют их основные потребности. При этом повторение даже сложных фраз дается весьма легко, так как человек не вдумывается в их взаимосвязь. Артикуляция отдельных слов при семантической афазии сохранена, название предметов индивид помнит хорошо.

Особенности лечения афазии у человека

Для афазии лечение зависит от конкретной причины, которая вызвала данное расстройство. То есть важным аспектом терапевтической помощи будет воздействие на те патологические состояния, которые вызвали нарушения речи. Также во внимание берутся другие аспекты афазии, чаще всего это коррекция артикуляции и логопедическая помощь. Они имеют непосредственное влияние на речевой аппарат и более целенаправленное воздействие.

Медикаментозная терапия


Чаще всего лечением причины заболевания занимается невролог или нейрохирург, так как они квалифицируются на инсультах, травмах и других патологических состояниях, что связаны с головным мозгом. Если же изменения речи были вызваны новообразованиями, значит, борьбой с его симптомами будет заниматься также онколог.

Соответственно, будут применяться препараты, которые улучшают микроциркуляцию в тканях головного мозга. Также целесообразным будет назначение ноотропных средств. Они способны улучшать когнитивные функции коры головного мозга, в том числе возможность разговаривать и воспринимать обращенную речь.

Каждый препарат, что назначается при афазии, должен быть тщательно взвешен на предмет побочных явлений и взаимодействия с другими лекарствами, что принимает человек. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением с помощью фармакологических препаратов. Это может навредить пациенту.

В некоторых случаях необходимо хирургическое вмешательство для устранения того фактора, который вызывает афазию. Следовательно, серьезность симптомов при этом должна достигнуть крайних вариантов.

Логопедическая помощь


В большинстве случаев эффективными окажутся курсовые занятия с логопедом, который поможет скорректировать функцию речевого аппарата настолько, насколько это возможно без медикаментозного вмешательства.

Основной целью логопедической помощи является формирование четких установок для человека, чтобы он тщательно работал над собой и старался выработать новые схемы для полноценной речи. Обязательно затрагиваются все её виды. Индивид учится слушать и анализировать услышанное, сам составляет предложения и пробует их усложнять.

Результатом логопедического лечения должна быть правильная грамматически поставленная речь, которая динамически составляется. Правда, работа над этим может занять достаточно продолжительное время. В зависимости от конкретного случая лечение у логопеда достигает 2-3 лет.

Начинать данную терапию можно сразу же после минования острого периода болезни или начала появления симптомов. В любом случае нужно посоветоваться с лечащим врачом.


Во многих случаях афазия - всего лишь переходящий симптом, который со временем может исчезнуть бесследно. Такое часто случается при несложных инсультах, при которых функции головного мозга восстанавливаются.

Именно в тот короткий период огромную роль играет обращение родных и близких с тем человеком, у которого развилась афазия. Они должны придерживаться нескольких несложных советов, которые способствуют улучшению самочувствия и быстрой реабилитации:

  1. Упрощение речи . Необходимо разговаривать с человеком простыми понятными предложениями. Следует избегать сложных слов, длинной формулировки вопроса или ответа.
  2. Повторение . Чтобы улучшить понимание и его эффективность, можно повторить конкретные ключевые слова. Это поможет больному расставить приоритеты и не упустить важный смысл предложения.
  3. Прежний уровень общения . Нельзя сюсюкаться или использовать другие формы речи, если раньше такого не было. Следует сохранять прежний уровень взаимоотношений и общения, так человеку будет легче адаптироваться.
  4. Терпение . Нужно дать необходимое время для формулировки своего мнения и постановки предложения. Пациенту сложно быстро и ловко общаться, поэтому следует отнестись с пониманием к тому, что это будет занимать немного больше времени.
  5. Язык тела . Кроме разговоров, существуют другие методы коммуникаций, которые способствуют пониманию между людьми. Следует обязательно их использовать, тем самым упрощая задачу человеку с афазией.
  6. Инициативность . Нельзя активно вовлекать кого-то в беседу, тем самым вынуждая делать то, что трудно дается. Несмотря на распространенное мнение, что коммуникации помогут быстрее вернуться в строй, это не совсем так. Трудности при выговаривании могут способствовать аутизации, замыканию больного в себе, и он просто перестанет разговаривать, так как разуверится в своих возможностях.
  7. Коррекция . Также не имеет смысла поправлять или указывать, как правильно разговаривать человеку. Люди с афазией делают множество ошибок, и, если всех их исправлять, разговор совсем потеряет смысл.

Правила профилактики афазии


В основном предупреждение черепно-мозговых травм и ишемических повреждений головного мозга представляет собой профилактику развития афазии. Это значит, что здоровый образ жизни, воздержание от употребления алкоголя, наркотиков, курения сохраняют сосуды в хорошей форме, предупреждая гипоксию вследствие нарушения циркуляции крови в головном мозге.

Также сюда следует отнести профилактику атеросклероза. Липидные бляшки часто закупоривают просвет сосудов, тем самым вызывая ишемические явления. Рекомендовано быть осторожным с высоким давлением. Оно провоцирует сужение сосудов головного мозга.

Что такое афазия - смотрите на видео:


В любом случае только врач знает, как лечить афазию. Именно поэтому при появлении малейших симптомов следует обязательно обратиться к доктору. Своевременность оказанной помощи имеет прямое влияние на скорость восстановительного процесса и общий прогноз заболевания.

– расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга , гипертоническая болезнь , ревматические пороки сердца , перенесенные транзиторные ишемические атаки , травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии - с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга ; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК , механотерапию , физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии , структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания .

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Основные симптомы:

  • Замена одних звуков другими
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушения письма
  • Нарушения чтения
  • Неестественная речь
  • Непонимание значения произносимых слов
  • Распад речи
  • Резкое переключение с одного слова на другое
  • Трудности в обозначении предметов
  • Трудности в распознании речи
  • Трудности с построением предложений

Афазия – патологический процесс, при котором наблюдается полная или частичная утрата возможности говорить. При этом больной не может самостоятельно выражать свои мысли в словах и понимать обращённой к нему речи. Афазия возникает при поражении коры головного мозга. При наиболее сложных формах развития этого патологического процесса клиническая картина дополняется психиатрическими нарушениями и ухудшением функционирования опорно-двигательного аппарата. Лечение комплексное. Требуется консультация невролога, психотерапевта и логопеда.

Этиология

К этиологическим факторам, которые могут спровоцировать развитие этого заболевания, следует отнести:

  • острое и хроническое ;
  • образование ;
  • серьёзные сердечно-сосудистые недуги – , ;
  • инфекционные заболевания, которые поражают органы центральной нервной системы;
  • дегенеративные патологии;
  • отравление токсическими веществами.

Кроме этого, отдельно следует выделить факторы риска развития этого заболевания:

  • или характера;

Также в группе риска люди преклонного возраста.

Классификация

В зависимости от этиологического фактора и патогенеза этого заболевания выделяют следующие виды афазии:

  • сенсорная афазия или афазия Вернике;
  • амнестическая афазия;
  • сенсомоторная афазия;
  • семантическая;
  • динамическая;
  • афферентно-моторная афазия.

По степени выраженности заболевания различают такие формы афазии:

  • тотальная афазия – полное нарушение речи больного;
  • частичная – возможность выражать свои мысли и говорить наблюдается частично.

Следует отметить, что помимо общей клинической картины, это заболевание будет дополняться специфическими признаками, характер которых будет зависеть от формы недуга.

Симптоматика

Первым и наиболее верным признаком развития амнестической и других форм афазии является нарушение речевой функции. Дальнейшая клиническая картина будет зависеть от локализации патологии.

Сенсорная афазия характеризуется следующими симптомами:

  • больной слышит речь другого человека как непонятный поток звуков;
  • человек не понимает значения произносимых слов;
  • пациенту сложно концентрировать своё внимание;
  • сам больной может не воспринимать своего дефекта.

При амнестической афазии могут наблюдаться такие клинические признаки:

  • трудности в обозначении предметов – больной знает их название, но не может выразить словами;
  • способен адекватно вести диалог;
  • периодически испытывает трудности с построением предложения.

При динамической афазии у больного наблюдается полный распад речи, хотя сохраняется ясность сознания и адекватно восприятие окружающих.

Афазия Брока характеризуется следующими симптомами:

  • больной разговаривает неестественным образом;
  • заменяет одни звуки другими;
  • во время разговора может резко переключаться с одного слова на другое;
  • явно выражены грубые нарушения чтения и письма.

При семантической форме афазии больной практически не воспринимает логико-грамматические конструкции, не может построить их самостоятельно. В некоторых случаях человек может просто не воспринимать слова.

При наличии вышеописанных симптомов следует незамедлительно обращаться за медицинской помощью, а не заниматься самолечением.

Диагностика

Для постановки точного диагноза и определения корректного курса лечения может потребоваться консультация , и . В программу диагностики может входить следующее:

  • объективный осмотр, сбор анамнеза и выяснения жалоб, времени начала клинической картины;
  • неврологический осмотр больного;
  • электроэнцефалография;
  • КТ головного мозга;
  • магниторезонансная томография.

Кроме этого, может проводиться психодиагностика, осмотр у логопеда для оценки речевой функции.

На основании полученных результатов обследований ставится окончательный диагноз и назначается корректный курс лечения.

Лечение

В основе лечения амнестической афазии и других форм этого заболевания лежит устранение основного недуга, на фоне которого развилась афазия. Следует отметить, что консервативные методы терапии не всегда эффективны, поэтому может потребоваться операция.

В целом лечение этого заболевания может включать в себя следующее:

  • оперативное удаление опухолевого образования в головном мозге;
  • приём противосудорожных средств, если причиной заболевания стала эпилепсия;
  • стабилизация артериального давления и др.

Что касается психотропных препаратов, то их назначают только в случае крайней необходимости. Режим и длительность приёма таких средств назначается строго лечащим врачом.

Восстановление речи при афазии осуществляется во время занятий у логопеда. Программа упражнений расписывается в индивидуальном порядке, и во многом будет зависеть от формы и степени развития заболевания. Однако нужно понимать и то, что эффективность этого вида терапии во многом будет зависеть от восстановления функций головного мозга.

Кроме прописанного врачом курса лечения, также имеют место быть общие рекомендации:

  • стимулирование письменной и устной речи, самостоятельного чтения;
  • больного нужно оградить от стрессов, нервного напряжения, негативной психоэмоциональной обстановки;
  • лечение лучше проводить дома, в привычной для человека обстановке;
  • так как зачастую больной не может самостоятельно выразить свои мысли, потребности, важна поддержка близких людей;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • социальная адаптация больного.

Следует понимать, что таким больным может потребоваться постоянный присмотр, особенно если это люди пожилого возраста.

Прогноз

Прогноз этого заболевания будет зависеть от этиологии и формы заболевания. Следует понимать и то, что на восстановление речи может потребоваться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Профилактика

Целенаправленных рекомендаций нет, так как большая часть этиологических факторов не поддаётся профилактике. Снизить риск развития такого заболевания можно, если вести правильный образ жизни и следить за своим физиологическим и психологическим здоровьем. При первых же тревожных симптомах следует обращаться к врачу.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

Заболевания со схожими симптомами:

Задержка психоречевого развития – заболевание, которое характеризуется нарушением темпа психического развития ребёнка. В большинстве случаев это заболевание обусловлено отклонениями в развитии нервной системы, в частности головного мозга. Последнее может быть обусловлено массой этиологических факторов, не исключение и неправильный образ жизни родителей. По международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) данной патологии присвоен код F80. Возможно ли полностью вылечить это заболевание, может сказать только врач после обследования пациента. Чем раньше будет диагностировано это расстройство, тем больше шансов на выздоровление ребёнка.

Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека.

Афазия включает в себя четыре составляющие – нарушение собственно речи и вербального общения, нарушение других психических процессов, связанных с речью, изменение личности и личностной реакции на болезнь.

Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазия сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболий, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.

Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения. А.Р.Лурия различает шесть форм афазий:

  • акустико-гностическую и акустико-мнестическую афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга,
  • семантическую афазию и афферентную моторную афазию, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга,
  • эфферентную моторную афазию и динамическую афазию, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

При поражении речевых зон происходит нарушение, так называемой, первичной предпосылки, осуществляющей специфическую деятельность соответствующей анализаторной системы. На основе первичного анализаторного нарушения возникает вторичный, также специфический, распад всей функциональной системы языка и речи, т.е. возникает нарушение всех видов речевой деятельности: понимания речи, устной и письменной речи, счета и т.д.

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Для данной формы афазии характерно нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. В основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха. Чужая речь воспринимается как нечленораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речевого расстройства связанного с инсультом или травмой.

При сенсорной афазии с трудом улавливается на слух корневая лексико-семантическая часть слова, в результате чего обнаруживается потеря его предметной отнесенности. Однако категориальная отнесенность слова может быть "воспринята”. Например, услышав слово колокольчик, больной говорит: "Это что-то маленькое, а что не знаю”. У больных при акустико–гностической сенсорной афазии, расстраивается слуховой контроль за своей речью. Из за чего, возникает множество литературных и вербальных парафазий.

Речь у больного на раннем может быть абсолютно непонятной для окружающих, она состоит из случайных наборов звуков, слогов, словосочетаний, что получило название "жаргонофазии” или "речевой окрошки”.

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, утрачивается ритмико- мелодическую основа. Период жаргонофазии продолжается не более 1,5 – 2 месяцев, постепенно уступая место логорее с выраженным аграмматизмом. В исследовании номинативной функции при сенсорной, акустико-гностической афазии наряду с правильным называнием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст. Например, при назывании яблока произносится: "ну как же, я отлично знаю, что это груша, не груша, кисленькое яблоко” и т п.

При чтении появляется множество литературных парафазий, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, из-за чего осложняется и понимание прочитанного. Но чтение остается наиболее сохранной речевой функцией при сенсорной афазии.

Письменная речь нарушена в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха. Грубые нарушения счета при сенсорной акустико-гностической афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе.

АКУСТИКО–МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. Считается, что в ее основе лежит снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной заторможенностью слуховых следов. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между, относительно сохранной, способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех, не связанных по смыслу, слов (например: рука-дом-небо и т.д.)

При акустико-мнестической афазии нарушение речевой памяти является основным дефектом, т.к. оказываются сохраненными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. Повышенная речевая активность компенсирует трудности коммуникации. Слухоречевую память этих больных отличает большая инертность.

Нарушение объема удержания речевой информации, ее заторможенность приводит к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти-семи слов. Пациенты с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач. Этот факт должен учитываться при назначении таких методов лечения, как «арт-терапия» и т.п.

При оптической афазии, вторым вариантом акустико-мнестической афазии, - возникают трудности удержания на слух, смысловой стороны речи, заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Зрительное представление о предмете становится неполным, не дорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой – связаны с многозначностью слова (например, слова носик, гребешок, ручка).

Больные понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем этом они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением слухоречевой памяти до 1-2 из 3 слов, воспринятых на слух. Речь обильна, мало информативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена.

В письменной речи при акустико-мнестической афазии больше выступают явления экспрессивного аграмматизма, т.е. смещение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной. При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности удержания в слухоречевой памяти даже фразы. Состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы.

При акустико-мнестической афазии сложно воспринимается печатный текст, при чтении. Это связано с нарушением сохранности слухоречевой памяти.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Семантическая афазия возникает при поражении зоны перекрытия трех долей коры головного мозга - теменной, затылочной и височной. В основе нарушения речи по типу амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова, обеднение ближних и далеких связей слова.

Семантическая афазия сочетается с выраженной пространственно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев. У больных с семантической афазией сохраняется понимание элементарных фраз, передающих «коммуникацию событий», например: «Дети идут в лес. Они будут собирать грибы. К вечеру, они должны вернуться домой». Такие фразы могут состоять из 7-11 элементов и быть свободно поняты больными с этой формой афазии.

Больные хорошо понимают значение отдельных предлогов, свободно кладут карандаш под ложку или ложку справа вилки, но не могут расположить три предмета. Больные не могут ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа «Коля выше Миши и ниже Васи».

Трудности возникают при семантической афазии в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа «брат отца» - «отец брата» и т.д.

Больные затрудняются и в понимании сложных синтаксических конструкций, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Не понимают метафоры, пословицы, поговорки, крылатые слова, не обнаруживается в них переносный смысл.

Экспрессивная речь, артикуляторно сохранна, не отмечается литературных парафазий, отсутствует выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные не употребляют сложных лексических комплексов, отчего лексика становится семантически бедной. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок Смысловая интонация в речи отсутствует.

Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных, сложноподчиненных предложений. Сокращается употребление прилагательных. Нередко наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные путают направление действий при решении многозначных арифметических примеров, они испытывают определенные арифметические трудности при действии с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

Афферентная моторная афазия возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной или роландовой борозды.

Различают два типа этой афазии. Первый тип афазии наблюдается при поражении постцентральных отделов левого полушария как у правшей, так и у левшей, и характеризуется полной утратой экспрессивной речи. Второй тип афазии наблюдается у лиц, переученных в дошкольном и младшем школьном возрасте с левой руки на правую.

При первом варианте афферентной кинестетической моторной афазии выраженная апраксия артикуляционного аппарата может привести к полному отсутствию спонтанной речи. Попытки произвольного повторения звуков приводит к хаотичным движениям губ и языка, к литературным заменам. Больные дробят закрытый слог на два открытых, дробят стечения согласных в слоге, опускают согласные звуки. И при этом слова тут, там, вот и т.д. звучат как ту-ть, та-мь, во-ть и т.д.

В процессе комплексного лечения пациентов после инсульта в клинике «Времена года», наблюдается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможностью выполнения несложных инструкций. У больных длительно наблюдается специфические особенности нарушения понимания. Это связано с вторичным нарушением фонематического слуха. При данной форме афазии, возникают трудности в распознавании на слух слов со звуками, имеющими общие признаки по месту слов со звуками, имеющими общие признаки по месту и способу артикуляции (грубые - переднеязычные, сонорные - гласные и т. д. Наблюдаются трудности понимания лексических средств языка, передающих различные сложные пространственные отношения.

Трудности в понимании вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и т. д.), в понимании значений личностных местоимений, употребляемых в косвенных падежах, что объясняется отсутствием в них предметной направленности, обилием фонематических изменений (например, мне-меня-мною).

Нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата. В процессе нейрореабилитации в нашей клинике восстановление внутреннего чтения часто опережает восстановление письменной речи. При записи слов под диктовку, при письменном названии предметов, при попытках письменного общения с окружающими сказываются все артикуляционные трудности, т.е. наблюдаются множественные литературные параграфии, отражающих смешение гласных и согласных фонем, близких по месту и способу артикуляции, пропускаются согласные (сонорные).

При втором варианте афферентной моторной афазии больные с трудом сохраняют порядок букв в слове, представляют их зеркальность, пропускают гласные или же пишут сначала все согласные, а затем уже гласные, и у них сохраняется представление о наличии звука в слове, например, пропуская букву «ё», в слове «ведёт», больной ставит две точки над «д».

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

При поражении премоторной зоны возникает эфферентная моторная афазия. Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга. В случае поражения вторичных полей ядерной зоны двигательные навыки нарушаются, при сохранности отдельных движений возникают двигательные персервации. При нарушении разных отделов лобных долей возникают инактивность, персервации, длительность паузы в деятельности, мыслительные и двигательные процессы утрачивают плавность, «динамическую» или «кинестатическую» сменяемость одного движения или действия другим. Исчезает плавность, мелодичность не только движений, но и речи.

У нескольких пациентов проходяших нейрореабилитацию после инсульта в клинике «Времена года» среди прочих нарушений имелась моторная афазия с патологической инертностью речевых стериотипов, приводящих к звуковым, слоговым, лексическим перестановкам и повторам. Это объяснялось невозможностью своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой, такие нарушения затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Звуковая структура слогов при эфферентной моторной афазии не упрощается, не разрушается, но теряет свою интонационную окрашенность, становится тягучей, монотонной. Литеральные парафазии не характерны для устной речи больных с эфферентной моторной афазией, но их много в письменной речи.

Нарушение чтения и письма характерно для эфферентной моторной афазии. Запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. Часты персеверации букв из предыдущих слов, персеверации одного и того же слога. На поздних этапах восстановления при самостоятельном составлении текста по серии картин выявляется аграмматизм, смешиваются флексии как падежные, так и указывающие род. При грубых случаях, чтение носит угадывающий характер.

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Данная афазия возникает при поражении заднелобных отделов левого, доминантного по речи, полушария, блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности. И для динамической афазии характерен основной речевой дефект - это трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. Можно сказать, что в основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз.

В основе при динамической афазии лежит нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья.

Могут наблюдаться псевдоамнестические трудности при назывании предметов, особенно при воспоминании фамилий или имен знакомых людей, названий городов, и.т.д. Подсказ первого слога слова может явиться пусковым толчком, деблокирующим инертность протекания речевого поиска слов. Испытываются значительные трудности при задании произвести обратный порядковый счет. Например, от десяти к одному.

Для динамической афазии характерно сохранное чтение и письмо. Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным, но при данной афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих построение плана действий.

Органические поражения двигательных отделов центральной нервной системы, обусловленные ОНМК (ишемический инсульт, кровоизлияние) способствуют не только нарушению речи в виде афазий, но и таким нарушениям речи как дизартрия.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением, недостаточностью, иннервации речевого аппарата.

Клинические формы дизартрии определяются в зависимости от того, какой именно отдел двигательной системы пострадал. При всех формах дизартрии нарушается звукопроизношение за счет неточной моторной установки для воспроизведения фонематических признаков. Внятность произношения снижается в связи с усилением слюноотделения и появлением характерных хлюпающих звуков. Просодические характеристики речи также нарушаются.

В зависимости от локализации очага поражения выделяются бульбарная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая и корковая формы. Топическая классификация дизартрии по Е.Н.Винарской.

Бульбарная форма дизартрии

Обусловлена поражением ядер, корешков или периферических стволов черепно-мозговых нервов, находящихся в продолговатом мозге. При таких поражениях развиваются вялые параличи в мышцах речевых органов, приводящие к потере любых движений - произвольных и непроизвольных. В связи с тем, что поражение может носить очаговый характер, соответственно, из акта произношения исключаются действия тех или иных мышц. Ограничение движения мышц приводит к стойким расстройствам произношения. При наиболее выраженных расстройствах ассортимент произносимых звуков может быть сужен до 2-3. В речи больных появляются дополнительные призвуки, вызванные нарушением дополнительным мышечным напряжением. Внятность речи страдает пропорционально тяжести и распространенности параличей и парезов в оральной области. Нарушены как произвольные, так и непроизвольные движения. Отмечается нечеткость, приглушенность звукопроизношения, назализация звуков.

Псевдобульбарная форма дизартрии

Возникает при поражении пирамидных путей на участке от коры до продолговатого мозга. При данной локализации очага поражения характерны спастические параличи с нарушением управления произвольными движениями. Высоко автоматизированные движения, регулируемые на подкорковом уровне, сохраняются. В речи избирательно страдают сложные в артикуляционном отношении звуки, требующие более точных мышечных движений. Определяется повышенный тонус мышц языка и глотки, ограниченность движения губ и языка, слюнотечение, оральные синкинезии. Речь монотонная, смазанная, голос немодулированный.

Экстрапирамидная дизартрия

Является следствием поражения экстрапирамидной системы. Нарушается управление тонусом мышц. Возникает дистония и наиболее характерные симптомы – гиперкинезы. Гиперкинезы проявляются в виде ритмических сокращений мышц (хореический гиперкинез) и волнообразных движений (атетоидный гиперкинез). Гиперкинезы усиливаются при усложнении движения и повышения уровня его произвольности. Поэтому при экстрапирамидной дизартрии наблюдаются расстройства произношения артикуляционно сложных звуков и выраженные нарушения просодических компонентов речи.

Корковая дизартрия

Следствие очаговых поражений двигательных зон коры головного мозга. Характерны такие нарушения как дезорганизация сложных двигательных навыков. Иерархическая структура движений распадается, и все его элементы, по сути, уравниваются. Отсутствует плавность речи, может быть саливация.

Мозжечковая дизартрия

Возникает при поражении мозжечка или его проводящих путей, речь замедленная, толчкообразная, скандированная. Снижен тонус и подвижность мышц языка. Выраженные нарушения темпа и плавности речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ помощь при АФАЗИИ для пациентов, проходящих нейрореабилитацию в клинике «Времена года»

В клинике «Времена года» в комплекс нейрореабилитации, помимо прочих методов лечения, для больных с нарушениями речи, предусмотрена логопедическая лечебная помощь. Каждому пациенту составляется индивидуальная программа для пациента в зависимости от формы афазии (дизартрии). Программа ориентируется на особенности пациента (возраст, пол, уровень образования, особенности профессиональных навыков до болезни и др.).

Моторная афазия афферентного типа

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи.
  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
  4. Стимулирование глобального чтения и письма.
  5. Преодоление расстройств произносительной стороны речи.
  6. Восстановление и коррекция фразовой речи.
  7. Работа над семантикой слова.
  8. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения.
  9. Формирование развернутой речи.
  10. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи.
  11. Восстановление навыка развернутой письменной речи.

Моторная афазия эфферентного типа

  1. Главная задача – преодоление патологической инертности. Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

Динамическая афазия

  1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания.
  2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи.
  3. Преодоление расстройств речевого программирования.
  4. Преодоление расстройств грамматического структурирования.
  5. Стимулирование письменной речи.
  6. Восстановление коммуникативной фразовой речи.
  7. Преодоление персевераций в самостоятельном устном и письменном высказывании.
  8. Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи.

Семантическая афазия

  1. Преодоление пространственной апрактогнозии.
  2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением.
  3. Конструирование сложноподчиненных предложений.
  4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций.
  5. Работа над развернутым высказыванием.

Сенсорная афазия

  1. Накопление обиходного пассивного словаря.
  2. Стимулирование понимания ситуативной фразовой речи.
  3. Подготовка к восстановлению письменной речи.
  4. Восстановление фонематического слуха.
  5. Восстановление понимания значения слова.
  6. Преодоление расстройств устной речи.
  7. Восстановление письменной речи.
  8. Восстановление понимания развернутой речи.
  9. Восстановление смысловой структуры слова.
  10. Коррекция устной речи.
  11. Восстановление чтения и письма.

Акустико-мнестическая афазия

  1. Расширение рамок слухового восприятия.
  2. Преодоление слабости слухо-речевых следов.
  3. Преодоление трудностей называния.
  4. Организация развернутого высказывания.

Логопедическая помощь пациентам при дизартрии

Речь - это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

Экспрессивная речь , или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.

Импрессивная речь , или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.

Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.

Афазия (от греч. а - отрицание, phasis - речь) - это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях - дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).

В настоящее время различают семь форм афазии :
1 . моторную афферентную;
2 . моторную эфферентную;
3 . моторную динамическую;
4 . сенсорную;
5 . акустико-мнестическую;
6 . семантическую;
7 . амнестическую.

Афферентная моторная афазия


Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков - заднеязычная - при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.

Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции - речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.

Эфферентная моторная афазия


Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип - «эмбол» - застревает и становится заменой всех других слов.

При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности - письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.

Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу - более значительно выраженному в руке и на лице - в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Динамическая моторная афазия



Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии - «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.

В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект - это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 - 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т.п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 - 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.

Сенсорная афазия


Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.

При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария - в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике - возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор - собор - запор» звучат для них как одинаковые.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Акустико-мнестическая афазия


Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 - 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Семантическая афазия


Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие :

1 . предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.

Амнестическая афазия


Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.

Обратите внимание : в практике невролога встречается тотальная афазия - сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.

Источник : учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.


Читайте также:

статью «Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение» О.В. Косивцова, В.В. Захаров; ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (журнал «Эффективная фармакотерапия» №1, 2017) [читать ];

учебно-методическое пособие «Методика скрининг обследования больных с афазией» М.М. Щербакова, С.В. Котов; ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; Москва, 2017 [читать ]


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “афазия” Tag


  • Лобно-височная деменция (дегенерация)

    Лобно-височная деменция (ЛВД) - нейродегенеративное заболевание, проявляющееся, как правило, в пресенильном возрасте, прогрессирующими…

Загрузка...