docgid.ru

Образовательный портал. "Любовь к природе – ключ к пониманию Вселенной". Методическая разработка занятия

Коробова Татьяна Владимировна,
преподаватель ГБПОУ "Педагогический колледж №4" Санкт-Петербурга

Введение

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности (см. п.2.6 ФГОС ДО). Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников?

Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, статическим электричеством неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.

Это учебно-методическое пособие поможет воспитателям ДОУ создать картотеку занимательных опытов с неживой природой (воздух, вода, песок, статическое электричество) для старших дошкольников, включив их в планирование воспитательно-образовательной работы. Кроме того, все представленные в данном пособии занимательные опыты можно с успехом использовать в проектной деятельности.

Следует обратить внимание, что предложенные в данном учебно-методическом пособии опыты относятся к исследовательской технологии, входящей в список современных образовательных технологий . О том, каким образом возможно использовать в Портфолио Профессиональной деятельности воспитателя ДОУ исследовательскую технологию и другие инновационные технологии для успешного прохождения аттестации можно узнать в статье Коробовой Т.В. "Оформление в портфолио профессиональной деятельности воспитателя ДОУ конспектов и презентаций с использованием современных образовательных технологий"

Живая и неживая природа

Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса, человек и время года!
Это все вокруг – природа!

Природа - это все то, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа бывает живая и неживая. Все то, что относится к живой природе, может расти, питаться, дышать и размножаться.Живая природа делится на пять видов: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Человек – это тоже живая природа. Живая природа организуется в экосистемы, которые, в свою очередь, составляет биосферу. Неживая природа - это тела природы, которые не растут, не дышат, не питаются и не размножаются. Неживая природа может пребывать в одном или нескольких агрегатных состояний: газ, жидкость, твердое тело, плазма.

В основе процесса ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы должны быть не только наблюдения под руководством педагога за природными явлениями, но и действия с реальными объектами неживой природы. Знания детей полноценны только тогда, когда они получены в результате самостоятельного открытия, в процессе поисков и размышлений. Именно поэтому в« Плане воспитательно-образовательной работы» в старшей и подготовительной к школе группах детского сада следует обязательно учитывать познавательно-исследовательскую, опытно-экспериментальную деятельность, в том числе – занимательные опыты для ознакомления с неживой природой.

Планирование занимательных опытов для ознакомления дошкольников с неживой природой рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Познавательное развитие».

Занимательные опыты с воздухом

Во́здух - это смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу. Воздух необходим для существования подавляющего числа наземных живых организмов: кислород, содержащийся в воздухе, в процессе дыхания поступает в клетки организма, где создается необходимая для жизни энергия. Из всех разнообразных свойств воздуха важнее всего то, что он необходим для жизни на Земле. Существование людей и животных было бы невозможно без кислорода. Но, так как для дыхания нужен кислород в разбавленном виде, наличие других газов в воздухе тоже имеет жизненно важное значение. О том, какие газы находятся в воздухе, мы узнаем в школе, а в детском саду мы познакомимся со свойствами воздуха.

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель : Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

Оборудование :

2. Бумажные салфетки – 2 штуки.

3. Маленький кусочек пластилина.

4. Кастрюля с водой.

Опыт : Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

Вывод : Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

Цель : Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

Оборудование:

1. Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2. Мелкие игрушки.

Опыт : Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

Вывод : Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Цель : Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Оборудование:

3. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

Опыт : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

Вывод : Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

Опыт №4. Воздух может перемещаться

Цель : Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

Оборудование:

1. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2. Сдутый воздушный шарик.

3. Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

Опыт : Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

Вывод : Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается

Цель : Доказать, что из закрытого пространства воздух не может переместиться.

Оборудование:

1. Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2. Стеклянная кастрюля с водой.

3. Устойчивый кораблик из пенопласта с мачтой и парусом из бумаги или ткани.

4. Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

5. Сдутый воздушный шарик.

Опыт : Кораблик плавает на воде. Парус сухой. Можем ли мы опустить кораблик на дно кастрюли и не замочить парус? Как это сделать? Берем банку, держим ее строго вертикально отверстием вниз и накрываем банкой кораблик. Мы знаем, что в банке воздух, следовательно – парус останется сухим. Аккуратно поднимем банку и проверим это. Опять накроем кораблик банкой, и медленно будем опускать ее вниз. Мы видим, как кораблик опускается на дно кастрюли. Так же медленно поднимаем банку, кораблик возвращается на место. Парус остался сухим! Почему? В банке был воздух, он вытеснил воду. Кораблик находился в банке, поэтому парус не смог намокнуть. В воронке тоже воздух. Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Почему из воронки вода вытеснила воду, а из банки нет? У воронки есть отверстие, через которое воздух может выйти, а у банки нет. Из закрытого пространства воздух не может выходить.

Вывод : Из закрытого пространства воздух не может перемещаться.

Опыт №6. Воздух всегда в движении

Цель : Доказать, что воздух всегда в движении.

Оборудование:

1. Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2. Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3. Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

Опыт : Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха. В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

Вывод : Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк.

Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах

Цель : Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

Оборудование:

1. Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

3. Стеклянная кастрюля с водой.

4. Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

Опыт : Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем

Цель : Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

Оборудование:

1. Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

2. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

3. Кастрюля с водой.

Опыт : Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

Вывод : Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине.

Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

Цель : Доказать, что воздух имеет вес, который зависит от его объема.

Оборудование:

1. Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

2. Весы с двумя чашами.

Опыт : Положим на чаши весов по не надутому одинаковому воздушному шарику. Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Надуем один из шариков. Почему шарик раздулся, что находится в шарике? Воздух! Положим этот шарик обратно на чашку весов. Оказалось, что теперь он перевесил не надутый шарик. Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес. Надуем второй шарик тоже, но меньше, чем первый. Положим шарики на чаши весов. Большой шарик перевесил маленький. Почему? В нем объем воздуха больше!

Вывод : Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.

Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.

Цель : Доказать, что объем воздуха зависит от температуры.

Оборудование:

1. Стеклянная пробирка, герметично закрытая тонкой резиновой пленкой (от воздушного шарика). Пробирка закрывается в присутствии детей.

2. Стакан с горячей водой.

3. Стакан со льдом.

Опыт : Рассмотрим пробирку. Что в ней находится? Воздух. У него есть определенный объем и вес. Закроем пробирку резиновой пленкой, не очень сильно ее натягивая. Можем ли мы изменить объем воздуха в пробирке? Как это сделать? Оказывается, можем! Опустим пробирку в стакан с горячей водой. Через некоторое время резиновая пленка станет заметно выпуклой. Почему? Ведь мы не добавляли воздух в пробирку, количество воздуха не изменилось, но объем воздуха увеличился. Это значит, что при нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. Достанем пробирку из горячей воды и поместим ее в стакан со льдом. Что мы видим? Резиновая пленка заметно втянулась. Почему? Ведь мы не выпускали воздух, его количество опять не изменялось, но объем уменьшился. Это значит, что при охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Вывод : Объем воздуха зависит от температуры. При нагревании (увеличении температуры) объем воздуха увеличивается. При охлаждении (уменьшении температуры) объем воздуха уменьшается.

Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

Цель : Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

Оборудование:

1. Бутылка газированной воды.

2. Стакан.

3. Несколько некрупных виноградин.

4. Иллюстрации рыб.

Опыт : Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверхности воды пузырьки лопнут, и воздух улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками воздуха и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока воздух из воды не "выдохнется". По такому же принципу плавают рыбы при помощи плавательного пузыря.

Вывод : Пузырьки воздуха могут поднимать в воде предметы. Рыбы плавают в воде при помощи плавательного пузыря, заполненного воздухом.

Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

Цель : Доказать, что в пустой бутылке есть воздух.

Оборудование:

1. 2 пластиковые бутылки.

2. 2 воронки.

3. 2 стакана (или любые другие одинаковые емкости с водой).

4. Кусочек пластилина.

Опыт: Вставим в каждую бутылку воронки. Замажем горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось никаких щелей. Начинаем наливать в бутылки воду. В одну из них вся вода из стакана вылилась, а в другую (там, где пластилин) пролилось совсем немного воды, вся остальная вода осталась в воронке. Почему? В бутылке – воздух. Вода, текущая через воронку в бутылку, выталкивает его оттуда и занимает его место. Вытесненный воздух выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, но у него нет возможности оттуда выйти и уступить место воде, поэтому вода остается в воронке. Если сделать в пластилине хотя бы маленькую дырочку, то воздух из бутылки сможет выходить через нее. И вода из воронки потечет в бутылку.

Вывод : Бутылка только кажется пустой. Но в ней есть воздух.

Опыт №13. Плавающий апельсин.

Цель : Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Оборудование:

1. 2 апельсина.

2. Большая миска с водой.

Опыт: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удасться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Занимательные опыты с водой

Вода является соединением двух распространенных химических элементов - водорода и кислорода. В чистом виде она не имеет формы, вкуса и цвета. В условиях, свойственных нашей планете, большая часть воды пребывает в жидком состоянии и сохраняет его при нормальном давлении и температуре от 0 град. до 100 град. по Цельсию. Однако вода может принимать вид твердого тела (лед, снег) или газа (пар). В физике это называется агрегатным состоянием вещества. Различают три агрегатных состояния воды - твердое, жидкое и газообразное. Как мы знаем, вода может существовать в каждом из трех агрегатных состояний. Кроме того, вода интересна тем, что является единственным веществом на Земле, которое может быть в одно и то же время одновременно представлено в каждом из трех агрегатных состояний. Для того, чтобы это понять, вспомните или представьте себя летом возле речки с мороженым в руках. Замечательная картинка, правда? Так вот, в этой идиллии кроме получения удовольствия можно еще осуществить физическое наблюдение. Обратите внимание на воду. В реке она жидкая, в составе мороженого в виде льда - твердая, а в небе в виде облаков - газообразная. То есть вода одновременно может находиться в трех различных агрегатных состояниях.

Опыт №1. Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета.

Цель : Доказать, что вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Оборудование:

1. Прозрачные сосуды разной формы.

2. По 5 стаканчиков с чистой питьевой водой для каждого ребенка.

3. Гуашь разных цветов (белая – обязательно!), прозрачные стаканы, на 1 больше, чем количество подготовленных цветов гуаши.

4. Соль, сахар, грейпфрут, лимон.

5. Большой поднос.

6. Емкость с достаточным количеством чистой воды.

7. Чайные ложки по количеству детей.

Опыт : Переливаем одну и ту же воду в прозрачные сосуды разной формы. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду на поднос, она растекается бесформенной лужей. Это все происходит потому, что вода не имеет своей формы. Далее мы предлагаем детям понюхать воду в пять подготовленных стаканчиках с чистой питьевой водой. Пахнет ли она? Вспомним запахи лимона, жареной картошки, туалетной воды, цветов. Все это действительно имеет запах, а вода ничем не пахнет, у нее нет своего запаха. Давайте попробуем воду на вкус. Какая она по вкусу? Выслушиваем разные варианты ответов, затем предлагаем в один из стаканчиков добавить сахар, размешать и попробовать. Какая стала вода? Сладкая! Далее аналогично добавляем в стаканчики с водой: соль (соленая вода!), грейпфрут (горькая вода!), лимон (кислая вода!). Сравниваем с водой в самом первом стаканчике и делаем вывод, что чистая вода не имеет вкуса. Продолжая знакомиться со свойствами воды, мы разливаем воду в прозрачные стаканы. Какая вода по цвету? Выслушиваем разные варианты ответов, потом подкрашиваем воду во всех стаканах, кроме одного, крупинками гуаши, тщательно размешивая. Обязательно используем белую краску, чтобы исключить ответы детей, что вода – белая. Делаем вывод, что чистая вода не имеет цвета, она бесцветная.

Вывод : Вода не имеет формы, запаха, вкуса и цвета.

Опыт №2. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель : Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде (пресная вода – вода без соли).

Оборудование:

1. 2 поллитровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая банки.

2. 3 сырых яйца.

3. Поваренная соль, ложка для размешивания.

Опыт : Покажем детям поллитровую банку с чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Вывод : Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт №3.Добываем пресную воду из соленой (морской) воды.

Опыт проводится в летний период, на улице, в жаркую солнечную погоду.

Цель : Найти способ добывания пресной воды из соленой (морской) воды.

Оборудование:

1. Таз с питьевой водой.

2. Поваренная соль, ложка для размешивания.

3. Чайные ложки по количеству детей.

4. Высокий пластиковый стакан.

5. Камешки (галька).

6. Полиэтиленовая пленка.

Опыт: Наливаем в таз воду, добавляем туда соль (4-5 столовых ложек на 1 литр воды), тщательно размешиваем, пока соль не растворится. Предлагаем детям попробовать (для этого у каждого ребенка есть своя чайная ложка). Конечно, невкусно! Представьте, что мы попали в кораблекрушение, находимся на необитаемом острове. Помощь обязательно придет, спасатели скоро доберутся до нашего острова, но как же хочется пить! Где взять пресную воду? Сегодня мы научимся добывать ее из соленой морской воды. Положим на дно пустого пластикового стакана промытую гальку, чтобы он не всплывал, и поставим стакан в середину таза с водой. Его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натянем пленку, завязав ее вокруг таза. Продавим пленку в центре над стаканчиком и положим в углубление еще один камешек. Поставим таз на солнце. Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода (можно попробовать). Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, превращаться в пар, который оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу. Теперь, когда мы знаем, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и их нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Вывод : Из соленой морской воды можно получить чистую (питьевую, пресную) воду, потому что вода может испаряться на солнце, а соль – нет.

Опыт №4. Мы делаем облако и дождь.

Цель : Показать, как образуются облака и что такое дождь.

Оборудование:

1. Трехлитровая банка.

2. Электрический чайник для возможности кипячения воды.

3. Тонкая металлическая крышка на банку.

4. Кубики льда.

Опыт: Наливаем в трехлитровую банку кипящую воду (примерно 2,5 см.). Закрываем крышкой. На крышку кладем кубики льда. Теплый воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так происходит и в природе. Крохотные капли воды, нагревшись на земле, поднимаются с земли вверх, там охлаждаются и собираются в облака. А откуда же берется дождь? Встречаясь вместе в облаках, капли воды прижимаются друг к другу, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают потом на землю в виде капелек дождя.

Вывод : Теплый воздух, поднимаясь вверх, увлекает за собой крохотные капельки воды. Высоко в небе они охлаждаются, собираются в облака.

Опыт №5.Вода может перемещаться.

Цель : Доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.

Оборудование:

1. 8 деревянных зубочисток.

2. Неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см).

3. Пипетка.

4. Кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).

5. Жидкость для мытья посуды.

6. Пинцет.

Опыт : Показываем детям тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Дети считают, что нет. Попробуем это сделать. Аккуратно выложим пинцетом зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца, подальше друг от друга. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр тарелки аккуратно опускаем кусочек сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки "разбегутся"! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Вывод : Не только ветер или неровная поверхность заставляют двигаться воду. Она может перемещаться по многим другим причинам.

Опыт №6. Круговорот воды в природе.

Цель : Рассказать детям о круговороте воды в природе. Показать зависимость состояния воды от температуры.

Оборудование:

1. Лед и снег в небольшой кастрюльке с крышкой.

2. Электроплитка.

3. Холодильник (в детском саду можно договориться с кухней или медицинским кабинетом о помещении опытной кастрюльки в морозильник на некоторое время).

Опыт 1 : Принесем с улицы домой твердый лед и снег, положим их в кастрюльку. Если оставить их на некоторое время в теплом помещении, то вскоре они растают и получится вода. Какие были снег и лед? Снег и лед твердые, очень холодные. Какая вода? Она жидкая. Почему растаяли твердые лед и снег и превратились в жидкую воду? Потому что они согрелись в комнате.

Вывод 1 : При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду.

Опыт 2 : Поставим кастрюльку получившейся водой на электроплитку и вскипятим. Вода кипит, над ней поднимается пар, Воды становится все меньше, почему? Куда она исчезает? Она превращается в пар. Пар – это газообразное состояние воды. Какая была вода? Жидкая! Какая стала? Газообразная! Почему? Мы снова увеличили температуру, нагрели воду!

Вывод 2 : При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар.

Опыт 3 : Продолжаем кипятить воду, накрываем кастрюльку крышкой, кладем на крышку сверху немного льда и через несколько секунд показываем, что крышка снизу покрылась каплями воды. Какой был пар? Газообразный! Какая получилась вода? Жидкая! Почему? Горячий пар, касаясь холодной крышки, охлаждается и превращается снова в жидкие капли воды.

Вывод 3 : При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду.

Опыт 4 : Охладим немного нашу кастрюльку, а затем поставим в морозильную камеру. Что же с ней случится? Она снова превратится в лед. Какой была вода? Жидкая! Какой она стала, замерзнув в холодильнике? Твердой! Почему? Мы ее заморозили, то есть уменьшили температуру.

Вывод 3 : При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердые снег и лед.

Общий вывод: Зимой часто идет снег, он лежит повсюду на улице. Также зимой можно увидеть лед. Что же это такое: снег и лед? Это – замерзшая вода, ее твердое состояние. Вода замерзла, потому что на улице очень холодно. Но вот наступает весна, пригревает солнце, на улице теплеет, температура увеличивается, лед и снег нагреваются и начинают таять. При нагревании (увеличении температуры) твердые снег и лед превращаются в жидкую воду. На земле появляются лужицы, текут ручейки. Солнце греет все сильнее. При нагревании (увеличении температуры) жидкая вода превращается в газообразное состояние – пар. Лужи высыхают, газообразный пар поднимается в небо все выше и выше. А там, высоко, его встречают холодные облака. При охлаждении (уменьшении температуры) газообразный пар снова превращается в жидкую воду. Капельки воды падают на землю, как с холодной крышки кастрюльки. Что же это такое получается? Это – дождь! Дождь бывает и весной, и летом, и осенью. Но больше всего дождей все-таки осенью. Дождь льется на землю, на земле – лужи, много воды. Ночью холодно, вода замерзает. При охлаждении (уменьшении температуры) жидкая вода снова превращается в твердый лед. Люди говорят: «Ночью были заморозки, на улице – скользко». Время идет, и после осени снова наступает зима. Почему же вместо дождей теперь идет снег? Почему вместо жидких капелек воды на землю падают твердые снежинки? А это, оказывается, капельки воды, пока падали, успели замерзнуть и превратиться в снег. Но вот снова наступает весна, снова тают снег и лед, и снова повторяются все чудесные превращения воды. Такая история повторяется с твердыми снегом и льдом, жидкой водой и газообразным паром каждый год. Эти превращения называются круговоротом воды в природе.

Занимательные опыты с песком

Природный песок – этор рыхлая смесь твердых песчинок размером 0,10-5 мм, образовавшаяся в результате разрушения твёрдых горных пород. Песок – рыхлый, непрозрачный, сыпучий, хорошо пропускает воду и плохо сохраняет форму. Чаще всего мы можем встретить его на пляжах, в пустыне, на дне водоемов. Песок состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Песчинки могут образовывать в толще песка своды и тоннели. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый.

Опыт №1.Песчаный конус.

Цель : Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.

Оборудование:

1. Сухой песок.

2. Поднос, на который можно высыпать песок.

Опыт : Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.

Вывод : Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.

Опыт №2. Своды и тоннели.

Цель : Показать, что песчинки могут образовывать своды и тоннели.

Оборудование:

1. Поднос с сухим песком.

2. Лист тонкой бумаги.

3. Карандаш.

4. Клеевой карандаш.

Опыт : Возьмем тонкую бумагу и склеим из нее трубочку по диаметру карандаша. Оставив карандаш внутри трубочки, осторожно засыплем их песком так, чтобы конец трубочки и карандаша остались снаружи (разместим их наклонно в песке). Аккуратно вынем карандаш и спросим детей, смял ли песок бумагу без карандаша? Дети обычно считают, что да, бумага смялась, ведь песок достаточно тяжелый и мы насыпали его много. Медленно вынимаем трубочку, она не смялась! Почему? Оказывается, песчинки образуют предохранительные своды, из них получаются тоннели. Именно поэтому многие насекомые, попавшие в сухой песок, могут там ползать и выбираются наружу целыми и невредимыми.

Вывод : Песчинки могут образовывать своды и тоннели.

Опыт №3. Свойства мокрого песка.

Цель : Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую форму, которая сохраняется до его высыхания.

Оборудование:

2. 2 подноса.

3. Формочки и совки для песка.

Опыт : Попробуем насыпать небольшими струйками сухой песок на первый поднос. Это получается очень хорошо. Почему? Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. Попробуем так же насыпать мокрый песок на второй поднос. Не получается! Почему? Дети высказывают разные версии, мы помогаем с помощью наводящих вопросов догадаться, что в сухом песке между песчинками – воздух, а в мокром – вода, которая склеивает песчинки между собой и не дает им передвигаться так же свободно, как в сухом песке. Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму. Оставим наши куличики на подносе в теплом помещении до завтрашнего дня. На следующий день мы увидим, что при малейшем прикосновении наши куличики рассыпаются. Почему? В тепле вода испарилась, превратилась в пар, и больше нечему склеивать песчинки между собой. Сухой песок не может сохранять форму.

Вывод : Мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух.

Опыт №4. Погружение предметов в мокрый и в сухой песок.

Цель : Показать, что в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Оборудование:

1. Сухой песок и мокрый песок.

3. Два тазика.

4. Тяжелый стальной брусок.

5. Маркер.

Опыт : Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. В другом тазике расположим мокрый песок, разгладим его поверхность и также осторожно положим на песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? У сухого песка между песчинками был воздух, брусок своей тяжестью сжал песчинки, вытеснив воздух. У мокрого песка песчинки склеены водой, поэтому сжать их намного сложнее, именно поэтому в мокрый песок брусок погружается на меньшую глубину, чем в сухой.

Вывод : В сухой песок предметы погружаются глубже, чем в мокрый песок.

Опыт №5. Погружение предметов в плотный и в рыхлый сухой песок.

Цель : Показать, что в рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

Оборудование:

1. Сухой песок.

3. Два тазика.

4. Деревянная толкушка.

5. Тяжелый стальной брусок.

6. Маркер.

Опыт : Равномерно через сито насыплем сухой песок в один из тазиков по всей поверхности его дна толстым слоем. Осторожно, без надавливания, положим на получившийся рыхлый песок стальной брусок. Пометим маркером на боковой грани бруска уровень его погружения в песок. Таким же образом насыплем сухой песок в другой тазик и плотно утрамбуем его деревянной толкушкой. Осторожно положим на получившийся плотный песок наш брусок. Очевидно, что он погрузится в него намного меньше, чем в рыхлый сухой песок. Это видно по отметке маркером. Почему же так происходит? В рыхлом песке между песчинками много воздуха, брусок его вытесняет и погружается глубоко в песок. А в плотном песке воздуха осталось мало, песчинки уже сжались, и брусок погружается на меньшую глубину, чем в рыхлом песке.

Вывод : В рыхлый сухой песок предметы погружаются глубже, чем в плотный сухой песок.

Занимательные опыты со статическим электричеством

Во всех проводимых в этом разделе опытах мы используем статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счет трения объектов. Например, шарика и свитера, шарика и волос, шарика и натурального меха. Вместо шарика иногда можно взять гладкий большой кусок янтаря или пластмассовую расческу. Почему мы используем в опытах именно эти предметы? Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд - положительный, а у электронов - отрицательный. Когда эти заряды равны, предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть предметы, например, волосы или шерсть, которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик (янтарь, расческу) о такой предмет, часть электронов перейдет с него на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но, если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу.

Опыт №1. Понятие о электрических зарядах.

Цель : Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Оборудование:

1. Воздушный шарик.

2. Шерстяной свитер.

Опыт : Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до различных предметов в комнате. Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Почему?
Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои электроны.В результате контакта между шариком и шерстяным свитером происходит разделение электрических разрядов.Часть электронов с шерсти перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда мы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону предмета. Таким образом, верхняя сторона предмета, обращенная к шарику, становится заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет. Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик упадет.

Вывод : В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение электрических разрядов.

Опыт №2. Танцующая фольга.

Цель : Показать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Оборудование:

1. Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).

2. Ножницы.

3. Пластмассовая расческа.

4. Бумажное полотенце.

Опыт: Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Высыпем полоски фольги на бумажное полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам, а затем поднесем ее вплотную к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Почему так происходит? Волосы. о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный статический заряд. Когда мы приблизили расческу к полоскам фольги, электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе. Другая сторона полоски приобрела отрицательный заряд. легкая полоска фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует".

Вывод : Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.

Опыт №3. Прыгающие рисовые хлопья.

Цель : Показать, что в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Оборудование:

1. Чайная ложка хрустящих рисовых хлопьев.

2. Бумажное полотенце.

3. Воздушный шарик.

4. Шерстяной свитер.

Опыт : Постелим на столе бумажное полотенце и насыплем на него рисовые хлопья. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. Почему? В результате контакта между шариком и шерстяным свитером произошло разделение статических электрических зарядов.Часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.

Вывод : В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

Опыт №4. Способ разделения перемешанных соли и перца.

Цель : Показать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Оборудование:

1. Чайная ложка молотого перца.

2. Чайная ложка соли.

3. Бумажное полотенце.

4. Воздушный шарик.

5. Шерстяной свитер.

Опыт : Расстелим на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод : В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Опыт №5. Гибкая вода.

Цель : Показать, что в воде электроны свободно перемещаются.

Оборудование:

1. Раковина и водопроводный кран.

2. Воздушный шарик.

3. Шерстяной свитер.

Опыт : Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

Чтобы перемещение струи было видимым, она должна быть тонкой. Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

Вывод : В воде электроны могут свободно перемещаться.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ
Конспект НОД в старшей группе.

Тема. «Что такое живая и неживая природа».

Задачи. Научить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь; поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Материал. 2 мольберта с картинками, изображающими объекты живой и неживой природы; результаты опыта с проращиванием семян овса («человечки»); летние зарисовки роста и развития бархатцев; «экологический светофор» из демонстрационного материала «Уроки экологии»; коллекция камней, последовательность развития человека (от младенца до старика), запись с пением птиц.

Литература. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».

- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте стихотворение.

Вот на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе.

Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).

Природа – это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).

Всю природу нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. (Показываю на соответствующий мольберт).

Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники – это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо – цыпленок), растут (цыпленок – курица).

Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.

Беру коллекцию камней, уточняю по модулям живого: двигаются? Питаются? и т.д.

Две недели назад мы свами сделали двух таких человечков.

Что мы делали с этим человечком? (поливали, подкармливали, ему было тепло).

А что делали с этим человечком? (ничего, его просто поставили в шкаф).

Дети, значит что же нужно для того чтобы жила живая природа. (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).

Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (ответы и рассуждения детей).

Отдых наш физкультминутка, занимай с свои места.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

Мы с вами прошлой весной высаживали рассаду бархатцев и на клумбу и на участке около забора, а летом и осенью наблюдали за их ростом.

Саша составил последовательность роста и развития бархатцев. Посмотрите и дайте оценку: правильно ли Саша выполнил задание.

А теперь составим последовательность развития человека. (Ребенок составляет последовательность под последовательностью развития растения. Чтоб была видна сходность развития растения и человека: росток - младенец, первый листочки – дошкольник и т.д.)

А что же нужно младенцу, чтобы он вырос и стал взрослым? (Свет, тепло, воздух, вода, питание, любовь и забота окружающих).

Видите, оказывается человеку нужно все то, что и любому живому на Земле. Если мы говорим: растения часть живой природы, животные часть живой природы, то, как можем сказать о человеке?

Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком ему нужна помощь, забота, любовь и внимание родителей, друзей, соседей, воспитателей. Каждый из вас в свою очередь обязаны с уважением и пониманием относится к тем людям, которые вас окружают.

Игра «Живая и неживая природа»: дети встают около стульчиков, воспитатель называет предметы или явления природы. Если они относятся к живой природе, то дети поднимают руки и вверху машут ими влево-вправо, а если названное относится к неживой природе, то стоят на месте, а если названо что-то другое тихо садятся. В конце игры называю машина (Действую по реакции детей).

Да, дети, благодаря своему уму и своей наблюдательности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом, но все они похожи на природу.

Показываю: машина – жук, вертолет – стрекоза, самолет – птица, дождь - душ, пол - почва, ветер – вентилятор.

Называю: В квартире пушистый ковер, а в природе (трава), человек создал подводную лодку (кит).

Как вы думаете, почему машина, вертолет, ковер, подводная лодка не природа? (Их создал человек, а природа это то, что может существовать без помощи человека).

Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)

Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.

А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).

Издавна человек использовал природу в своих целях, и знает, что ее надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле.

Что вы делали зимой для этого? (Укутывали корни деревьев и кустов снегом, подкармливали птиц).

Природа всегда отблагодарит человека за его заботу. В последний день зимы на экскурсии, мы услышали веселое пение воробышков. Помните «О чем поют воробушки в последний день зимы. Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!» (вношу картинку «экологический светофор»)

Красный сигнал светофора кричит нам беда. К какой картинке он подойдет?

Желтый – подумай! Не спеши!

Зеленый – как хорошо, что есть такие заботливые дети!

Если деньги накопить

Можно многое купить.

Дом, одежду и завод

Самолет и пароход.

Включается запись с пением птиц).

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…

Вам, ребята, пришел подарок. (Показываю книгу, упакованную, с надписью).

« Для ребят, которые зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают». Этот подарок вам прислал наш старый знакомый царь Берендей.

Татьяна ТРОИЦКАЯ
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие-беседа «Что такое природа? Живая неживая природа»

Цель : Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы .

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой , (человек- часть природы ) .

Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.

МАТЕРИАЛ : картинки природы и не природы ; живой и неживой природы ; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : рассматривания картинок природы и не природы ; живой и не живой природы .

ХОД : Дети входят. Воспитатель читает стихотворения :

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нём птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живёшь в том доме светлом ты

И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)

Дети, а вы знаете, что такое природа ?

(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа , и приводят примеры : солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)

Дети, что нельзя назвать природой . (- Что сделано руками человека)

-Природа- это то , что существует без помощи человека.

Машина есть в природе ? (дети высказывают своё мнение.)

А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)

Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу . (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д). Дети продолжают этот ряд.

Игра : «На что похоже»

К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе , а на другой стол – что не относится к природе .

Игра : «Природа и не природа »

Физкультминутка : Руки подняли и помахали.

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту.)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира : мир неживой и мир живой природы . Живая природа – это то , что движется, растет, развивается, умирает и размножается.

Назовите, что относится к живой природе (дети называют : животных, птицы, рыбы, насекомых.)

Игра «Живая неживая природа »

(называются, объекты живой природы -дети делают шаг вперед, неживой природы - стоят на мести .)

Ребята, а человека к какой природе отнесём ?

Дети : к живой природе .

А чем человек отличается от животных (ответы детей.)

А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)

А человек без природы ? (нет, дети объясняют почему.)

А что будет, если не будет воздуха?

Ответы детей.

Сейчас мы проведем опыты с воздухом.

Воспитатель берёт в руки стакан , (показывает детям)

Ребята,а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.

Вывод : в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.

Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.

Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук) . Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например : на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод) .

По экологии

Конспект занятия по экологии в средней группе
«Живая и неживая природа»

Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель
I кат. №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Форма проведения - «Заседание Совета юных экологов»

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

Задачи:

1) Развивающие

Развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;

Развивать творческое воображение, умение фантазировать;

Развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

Способствовать развитию познавательных интересов;

Приобщать к действенному отношению к природе.

2) Образовательные

Расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

Учить отгадывать загадки;

Учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;

Учить решать проблемные задачи;

Закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

Закрепить знания детей о животных и птицах, умению классифицировать их;

Рассказать о дыхании растений и условиях для роста.

3) Воспитательные

Учить способам самостоятельного познания;

Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Воспитывать стремление сдержаться, проявить терпение. настойчивость

Формировать желание самим вырастить растение, ухаживать за ним.

Методы и материалы: игровые, практические, словесные

Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей

Ход занятия:

Дети в белых халатах (стоят полукругом)

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости. А вы сегодня будете юными экологами. А кто это - юный эколог?

(ответы детей - «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней») .

А как вы думаете - как можно стать юным экологом? (ответ детей - «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Игра «Три слова»

Воспитатель: Юные экологи много знают о природе. Поиграем в игру «Три слова» (воспитатель называет понятия, а дети проговаривают, что входит в это понятие)

  1. Овощи... (капуста, огурец, помидор)
  2. Фрукты... (банан, апельсин, яблоко)
  3. Зимующие птицы... (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы... (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Домашние животные...(корова, лошадь, собака)
  6. Дикие животные... (волк, лиса, заяц)
  7. Животные Крайнего Севера (белый медведь, тюлень, морской котик)
  8. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  9. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  10. Насекомые... (комар, муха, бабочка)
  11. Водоплавающие птицы... (гусь, утка, лебедь)
  12. Ягоды (малина, клубника, вишня)

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 9 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. Прошу вас - заходите в зал заседаний.

(дети заходят в группу - «зал заседаний», стулья стоят полукругом, две «трибуны», картинки с изображением природы, звучит аудиозапись «Волшебство природы»)

Воспитатель: (в одежде ученого) Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, как растет все живое, поиграем в умные экологические игры, узнаем как растет растение, поставим опыт.

(стук в дверь, заходят юные ученые, встают за трибуну)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: А вот и наши юные ученые. Тимур расскажет нам о живой природе.

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Воспитатель: Юля расскажет нам о неживой природе.

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Игра «Закончи предложение»

Конечно, вы запомнили, о чем говорили мои юные коллеги. Закончите мое предложение.

  1. Неживая природа - это... (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)
  2. Живая природа - это... (растения, животные, насекомые, рыбы)
  3. Все живые организмы не могут жить без... (неживой природы) .

Конкурс загадок и проблемных вопросов

Молодцы, а теперь загадки и вопросы для ума. Проверим вашу сообразительность.

  1. Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает (бабочка) .
  2. Восемь ног как восемь рук, вышивают шелком круг (паук) .
  3. С ветки на травинку, с травинки - на былинку прыгает пружинка, зеленая спинка (кузнечик) .
  4. Летает, жужжит, летом ест, зимой спит (жук) .
  5. Без крыльев летят, без ног бегут, без парусов плывут (облака) .
  6. Зачем нужен нос? (дышать и нюхать запахи) .
  7. Как увидеть воздух? (флюгер, ветряная мельница, воздушный змей) .
  8. Чем до неба докинешь? (взглядом)
  9. Что можно увидеть с закрытыми глазами?

(сон) .

Молодцы, правильно ответили.

Игра «Угадай, чье объявление»

Воспитатель: (берет газету) Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

  1. Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)
  2. Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк) .
  3. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса) .
  4. Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха) .

Молодцы, угадали.

Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

Воспитатель: Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой) , бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают» землю)

Все, дождик кончился, растения сказали вам спасибо.

Воспитатель: Как же растет и развивается все живое?

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок (маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на ковролине выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается цыпленок. Иди расскажи, Алина.

(ребенок по картинке рассказывает: мама курица высиживает яйцо, потом из яйца вылупляется цыпленок, он растет, становится молодой курочкой, потом взрослой курицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы рос и развивался цыпленок?

(надо его кормить зерном, гулять, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под маминым крылом)

Воспитатель: Оказывается для роста и развития цыпленка нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца они усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные. И превращают его в крахмал и сахар. Растениям обязательно нужна вода. Ее они берут из земли, из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут питаться. Питаясь, растения выделяют в воздух кислород. Кислород необходим всем живым, чтобы дышать и жить. В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на ковролине)

Давайте, на этом волшебном ковролине посадим дерево. Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в... (землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще. Самые хорошие условия для роста растений там, где тепло и влажно. Например, в тропиках. Посмотрите (показывает уголок «джунглей», оформленный в группе) , вот здесь у нас как бы тропики. Джунгли называют царством растений. В наших краях, когда наступают холода, растения высыхают, сбрасывают листья, их рост останавливается. Кажется, растения погибли. Но корни у них живые, и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу им будет снежное покрывало. Весной, когда пригреет солнце, растения вновь оживут и зазеленеют.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

Растение - земли украшение.

Сломать дерево - недолго, вырастить - годы.

Одно дерево погубил, посади сорок.

Старые деревья молодые охраняют.

Много леса - не губи, мало лесабереги, нет леса - посади.

Психогимнастика «зернышко»

(звучит спокойная музыка)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас станет маленьким зернышком. Закройте глаза...Представь, ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно... Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка... И вот вырос такой красивый цветок (воспитатель показывает красивый цветок)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть живым зернышком? Я вам дам маленькие фасолинки. Как вы думаете, почему при хранении семена не прорастают? (нет воды, света)

Наши фасолинки хотят стать живыми и расти. Давайте проведем опыт и посадим их в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

Опыт «Посадим зернышко»

Воспитатель: Ребята. Подойдите каждый к своему рабочему столу и посадите зернышко (дети сажают зернышко и поливают). Молодцы, зернышки скажут вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко, провели опыт) . Вам понравилось? А что вам понравилось?

Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Воспитатель: На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам - молодцы, спасибо и награждаю вот этими памятными значками. До свидания, мои юные друзья.

(раздает памятные значки)

Лексические игры "Живые и неживые предметы" для дошкольников

Жабина Ирина Владимировна
Должность, место работы: воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево
Описание материала: методическая разработка будет интересна воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Лексические игры рассчитаны на детей 4 – 7 лет.
Мы все хотим, чтобы наши дети говорили красиво и правильно, чтобы они хорошо учились. Поэтому речевому развитию ребенка необходимо уделять большое внимание уже в дошкольном возрасте, чтобы в начальной школе избежать трудностей в овладении русским языком. Для развития речи мы, педагоги, используем дидактические и лексические игры и упражнения. Такие игры развивают интерес к слову, к речи, расширяют словарный запас. Параллельно с развитием речи у ребенка совершенствуются и другие психические (познавательные) процессы: память, внимание, мышление, воображение. Хорошие результаты достигаются в процессе систематических речевых упражнений, для массовой организации которых сейчас очень удобно применять информационно – коммуникационные технологии. В настоящее время у педагогов появилась возможность использовать современные технические средства обучения, которые позволяют наглядно продемонстрировать иллюстративное сопровождение игр. Игр и упражнений для развития речи много. В данной методической разработке представлен небольшой лексический материал в картинках для двух игр, которые упражняют дошкольников в определении живых и неживых предметов. Эти игры не новые, хорошо известные и представлены в качестве образца по определению живых и неживых предметов.
В учебнике «Мир вокруг нас» (2 класс, учебно-методический комплект «Школа России) автор Плешаков А.А. предлагает учащимся проводить классификацию объектов живой и неживой природы при помощи цветных фишек, а в рабочей тетради – подчеркнуть карандашами разного цвета объекты живой и неживой природы. Мне показалось рациональным использовать этот прием для организации речевых игр и с дошкольниками. Такую работу, на мой взгляд, уже можно начинать проводить с детьми среднего дошкольного возраста (с 4-х лет). К играм прилагается презентационное сопровождение.
Презентация создана в программе PowerPoint 2007. Каждая иллюстрация на слайде появляется по щелчку мыши. По созданию презентации можно воспользоваться инструкциями из материалов в блоге Толстиковой Татьяны Александровны:




Цель: расширение знаний о живых и неживых предметах.
Задачи: развивать речь, память, внимание, мышление, воображение;
учить правильно ставить вопрос;
совершенствовать умение определять живые и неживые предметы;
формировать навыки словообразования.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Предварительная работа: беседа о свойствах живых и неживых предметов; познакомить детей с понятиями «живое» и «неживое», рассматривая иллюстрации, обращая их внимание на предметы, которые окружают малышей каждый день дома, в детском саду и на улице. Обратить внимание родителей на то, чтобы они при активном речевом взаимодействии с детьми помогали им определять живые и неживые предметы.
Рекомендации: если нет условий для показа презентации, то можно вырезать зеленые кружочки и синие треугольники из картона и предлагать детям накладывать их на картинки с живыми и неживыми предметами. Еще дети очень любят раскрашивать различные предметы, всегда стараются показать результат своего труда. После того, как они закончат раскрашивать, я им тоже предлагаю рядом обозначить предмет соответствующим знаком (нарисовать знак).

1) Лексическая игра «Кто это?», «Что это?»

Описание: объяснить детям (или напомнить им при условии, что они уже играли в подобную игру): если задаем вопрос «Кто это?», значит предмет живой. А если задаем вопрос «Что это?», значит предмет неживой. К каждой картинке на экране надо правильно поставить вопрос, то есть предложить детям подумать, как правильно спросить, например, про бабочку: «Кто это?» или «Что это?». Обсуждаем «живой» это предмет или «неживой». Далее предложить дошкольникам определить, каким знаком обозначим предмет: зеленым кружочком (если он живой) или синим треугольником (если предмет неживой).






2) Лексическая игра «Ласковые слова»

Описание: предложить детям вспомнить, как их ласково называют мамы или другие взрослые люди. Объяснить дошкольникам, что ласково их называют потому, что они еще маленькие. Предложить детям игру, в которой маленькие предметы мы будем называть ласково и определять, каким знаком обозначим предмет: зеленым кружочком (если он живой) или синим треугольником (если предмет неживой).








Презентация на тему: Лексические игры "Живые и неживые предметы"

Загрузка...