docgid.ru

От чего зависит острота слуха? Исследование остроты слуха у студентов II курса Амурского медицинского колледжа

Для чего и у кого проводится исследование слухового анализатора, или уха? Какие методы при этом используются? Где и как это происходит? И что, собственно, определяется?

Функциональная характеристика слухового анализатора важна как для диагностики заболеваний уха, так и для некоторых профессий. Особенно важным является обследование детей с целью выявления нарушений слуха и профилактики тугоухости. Наконец, методы функционального исследования уха играют большую роль при выборе приборов, улучшающих слух. Для решения каждой из упомянутых задач имеются свой объем и методы исследования. Иногда картина заболевания бывает настолько ясна, что самые несложные приемы позволяют поставить диагноз. В других случаях для решения вопроса о характере и уровне поражения необходимо применить весь арсенал способов, вплоть до самых сложных.

В настоящее время применяют три основных метода исследования слуха: живой речью, камертоном и электрическим генератором звука - аудиометром.

Исследование слуха живой речью - наиболее простой и доступный метод, обязательная часть любого исследования слуха - производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости речи шепотом. Нормальное ухо слышит ее на расстоянии 15-20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов: те слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м; слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем слышны на расстоянии 20-25 м.

Исследование слуха с помощью камертона. Преимуществом метода являются относительная простота устройств, ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени, портативность и сравнительно хорошая чистота звука. С помощью камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.

При исследовании воздушной проводимости исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и, если слышит, то каким ухом.
При определении порога костной (тканевой) проводимости ножку камертона плотно приставляют либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливают продолжительность восприятия камертона больным. При этом получают суммарный эффект от обоих ушей.

(от лат. audio - слышать и греч. metreõ - измерять) - это метод исследования остроты слуха с помощью электрического генератора звука - аудиометра (рис.). Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т.е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

К его преимуществам относятся:

  • возможность дозировать интенсивность звуковых сигналов в децибелах;
  • проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком;
  • осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т.п.).

Аудиометрия дополняет другие исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать его функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности.

Исследование проводят в звукоизолированных камерах. Испытуемому надевают наушники для оценки воздушной проводимости и вибратор на сосцевидные отростки для оценки костной проводимости. Для каждого уха измеряют порог восприятия звуков частотой от 125 до 8000 Гц. По итогам исследования строят графики (аудиограммы) в децибелах, результаты заносят на специальные бланки в виде графиков — аудиограмм. В зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации различают: тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную аудиометрию.

Метод речевой аудиометрии широко используется в медицинской практике. Он дает возможность количественно оценивать слуховую функцию по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорную речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофон), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого.

Для исследования слуха у детей старше одного года применяют условно-рефлекторную аудиометрию , которая заключается в одновременном предъявлении звука и света и выработке таким образом условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала.

Для обследования детей используют также массовую речевую аудиометрию . Берут определенный уровень громкости, при котором дети с нормальным слухом правильно записывают 50% продиктованных (магнитофоном) слов, затем, то же самое повторяют при более высоком уровне громкости и в заключение определяют процент разборчивости. По сделанным записям легко отобрать детей, которые требуют специального обследования.

Эксперт: Никулина Татьяна, оториноларинголог

Острота слуха

План изучения темы:

1.Определение остроты слуха

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Определение остроты слуха:

1.Возьмите механические часы в руку.
2.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

«не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что такое острота слуха?

2.Какие методы определения остроты слуха вам известны?

Тема 3.7 . Гигиена занятий ИЗО

Основные понятия и термины по теме:

Утомление на школьном уроке, двигательная нагрузка

План изучения темы:

1. Организация учебно-воспитательного процесса

2. Правильная организация учебных занятий.

Краткое изложение теоретических вопросов: Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.
Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервныетики.В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.
Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем, муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, однако их применение тоже должно быть регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание.


Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Гигиена занятий ИЗО

Задания для самостоятельного выполнения– «не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля

Вспомним, как работает ухо - этот чудесный приемопередатчик. Итак, звук «влетает» в ушную раковину и, пройдя через наружный слуховой канал «ударяется» в барабанную перепонку. Она начинает вибрировать.

Вибрации усиливаются цепью слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) среднего уха отсюда звук попадает в заполненные жидкостью каналы внутреннего уха, а затем в так называемую улитку.
Здесь вступают в дело несколько десятков ресничек, погруженных в заполняющую улитку жидкость, что вызывает передачу нервных раздражений через слуховой нерв в соответствующую часть мозга. Чувствительность уха огромна: оно воспринимает все звуки в диапазоне от 130 до 8500 Гц, а также их обертоны.

Что влияет на остроту слуха?
- Серные пробки. Наружное ухо следует регулярно и осторожно прочищать ватным тампоном, удалять ушную серу, чтобы не допускать образования серной пробки.
С этой целью нельзя использовать твердые или о заостренным концом предметы, такие, как шпильки для волос, зубочистки, спички и т.д., которые могут поцарапать кожу слухового прохода или повредить, барабанную перепонку.
Среднее ухо тоже нужно беречь, особенно от воспалений, частых у детей и молодежи. Воспаление среднего уха может стать хроническим, а это приводит к отвердеванию барабанной перепонки и суставов слуховых косточек, вследствие чего снижается острота слуха. Воспаление может охватить и внутреннее ухо (лабиринт).
- Очень опасна для среднего уха баротравма (перепад давления), вызванная резким изменением давления на барабанную перепонку. Перепады высоты полета самолета, ныряние в море - факторы риска. Большое давление на внешнюю сторону перепонки, не уравновешенное давлением в камере среднего уха, может привести к растяжению или даже разрыву перепонки. Вследствие этого снижается слух, возникает угроза воспаления среднего уха.
Внутреннее ухо, несмотря на то что расположено в глубине, тоже подвергается риску заболеваний и поражений.
- Главная угроза - баротравма, которая возникает при интенсивности звука 90 и выше децибел. Звук в 120 децибел вызывает ощущение боли. Опасны обычно повторяющиеся или длительные, а также очень интенсивные и короткие звуки высокого тона. Некоторые профессии связаны с опасными для здоровья звуками (работа на заводе, аэродроме, с пневмоинструментами и т. д.).
Подвергают себя риску и меломаны - на рок-концертах и дискотеках, где уровень звука часто превышает 100-120 децибел. Врачи, занимающиеся проблемами слуха, забили тревогу: молодежь, слушающая громкую музыку, теряет слух, порой необратимо, на 20-40 процентов высоких звуков. Для ушей могут стать опасными звуки работающих моторов и выстрелов из огнестрельного оружия. Таким образом, в профилактике болезней уха большое значение имеет ограничение громкости звука, шумов, которое достигается использованием специальных заглушек (в простейшем случае - клочков ваты, которыми затыкают уши).
- Старческое снижение слуха может начаться уже на 55-60-м году жизни. Оно проявляется затруднениями при ведении телефонных разговоров в шумном окружении, а также разговоров с несколькими собеседниками.
Старческое поражение слуха связывают с уменьшением числа слуховых нейронов в улитке, а также с потерей чувствительности слуховых рецепторов мозга. Причины могут быть различные: повторяющиеся звуковые травмы, склероз, гипертензия, вирусные заболевания, ототоксичные лекарства (ухудшают слух гентамицин, стрептомицин, хинин), рецидивирующее воспаление среднего уха, а также генетические факторы. В этом случае нужно пройти аудиологическое исследование у врача-отоларинголога. Целью аудиологического исследования у врача-отоларинголога является оценка степени поражения органа слуха и установление его причины. Иногда она кроется в «затвердевании» в области среднего уха, но чаще речь идет о дефекте во внутреннем ухе. Разнообразные способы исследования (тональная аудиограмма, голосовое исследование, потенциалы возбуждения) позволяют правильно назначить лечение.
- Неожиданную потерю или снижение слуха, сопровождающиеся «звоном» в ушах и головокружением, связывают со спазмами кровеносных сосудов.
Назначаются препараты, снимающие спазмы, что часто приносит эффект. Если эффект не достигнут, потеря слуха может стать окончательной.
По результатам исследований больного отправляют к специалисту по слуховым аппаратам, который подберет наиболее подходящий для данного случая.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотной речью. Рекомендуется составить 2 группы слов.

Первая группа слов включает гласные у,о и согласные м,н,в,р. Например, ворон, двор, номер и т.д.

Вторая группа слов – гласные а,и,э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть и т.д.

Цель работы: определить остроту слуха.

Оборудование: рулетка или метровая лента, ватные тампоны и подготовленный список слов.

Ход работы: работа проводится в группе. Перед началом эксперимента у испытуемого одно ухо заглушают смоченным ватным тампоном. Далее исследователь с небольшого расстояния шепотом начинает произносить слова из 1 и 2 групп, постепенно при этом отдаляясь. Как только испытуемый начинает правильно называть 50% произнесенных слов, то это расстояние считают пороговой величиной. После чего расстояние между исследователем и испытуемым начинают быстро увеличивать (при необходимости исследователь может повернуться к испытуемому спиной, что соответствует увеличению расстояния вдвое). Конечной точкой отдаления от испытуемого будет та точка, с которой он не сможет услышать ни одного слова. Это расстояние замеряют. Меняя ватные тампоны поочередно в каждом ухе, опыт проводят несколько раз.

Оценка полученных результатов: 1) слова 1 группы в норме различаются на расстоянии 5 м (низкочастотные); 2) слова 2 группы в норме различаются на расстоянии около 20 м (высокочастотные).

Функциональное состояние вестибулярного анализатора.

Цель работы: определить функциональное состояние вестибулярного аппарата.

Оборудование: секундомер либо часы с секундной стрелкой

Проба Ромберга используется при определении функционального состояния вестибулярного анализатора.

Ход работы: работа проводится в парах. Один испытуемый выполняет команды, а исследователь фиксирует время и состояние испытуемого.

Вариант 1.

Испытуемый стоит, сомкнув ступни ног (пятки и носки вместе), глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы несколько раз разведены. Исследователь определяет время устойчивости в этой позе до потери равновесия.

Вариант 2.

Испытуемый должен встать так, чтобы ноги его находились на одной линии; при этом пятка одной ноги касается носка другой, в остальном положение испытуемого такое же, как и в варианте 1, т.е. руки вытянуты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.

Оценка результатов: в варианте 1 у здоровых нетренированных людей такое положение может сохраняться обычно в пределах 30-55 с; дрожание пальцев рук и век отсутствует. У физкультурников может составлять 100-120 с и более. У подростков, не занимающихся спортом, в варианте 2 эти колебания составляют 13-53 с.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Составить таблицу строения анализаторов:

1. Решить ситуационные задачи:

а) Почему у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается воспаление среднего уха? Дайте анатомическое обоснование.

б) При перелетах в самолете во время перепада давления воздушной среды пассажирам для предупреждения появления неприятного чувства “закладывания ушей” предлагают леденцовые конфеты. Объясните физиологический смысл применению такого приема.

в) При обследовании больного были выявлены нарушение центрального и со­хранность периферического зрения. О патологии в каком участке сетчатки глаза можно сделать вывод?

2. Составить кроссворд по теме «Сенсорные системы»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ПО ТЕМЕ: «Эндокринная система»

ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 4 часа

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Научиться ориентироваться в топографии эндокринных желез по таблицам и муляжам.

Универсальность знания данной темы необходимо для будущих фармацевтов, так как во взаимодействии с нервной системой эндокринные железы регулируют все функции организма. При воздействии неблагоприятных факторов внешней среды, что влияет на функционирование желез внутренней секреции и вызывает патологическое изменение в них, при этом фармацевты должны знать механизм действия лекарственных веществ.

Для выполнения практических работ студент должен знать:

1. Виды секреции желез.

2. Гормоны, механизм действия, виды гормонов, свойства гормонов.

3. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, щитовидная, паращитовидные, поджелудочная, вилочковая, половые железы, надпочечники - расположение, внешнее и внутреннее строение), гормоны и их физиологические эффекты, проявление гипо- и гиперфункции желёз.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. Повторить строение и функции желез внутренней секреции: щитовидной, паращитовидной, вилочковой, поджелудочной, гипофиза, эпифиза, надпочечников, половых желез.

2. Составить сводную таблицу гормонов, желез внутренней секреции, заболеваний и нарушений при гипо- и гиперфункции.

ЖЕЛЕЗА МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ ГОРМОНЫ ГИПОФУНКЦИЯ ГИПЕРФУНКЦИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ::

1. Составить схему «Эндокринная система» (выполняется при подготовке к практическому занятию)

2. Оформить проект санбюллетеня на тему: «Профилактика йододефицита», «Профилактика сахарного диабета»

3. Решить ситуационные задачи:

a. Больной жалуется на головные боли, резкое ухудшение зрения. Одновременно отмечается значительное увеличение размеров лицевого черепа, кистей и стоп. О патологии какого образования должен подумать врач? Дайте анатомическое обоснование.

b. Известно, что каждый надпочечник кровоснабжается 25-30 артериями, происходящими из разных источников. Одной из особенностей сосудистой системы надпочечника является то, что одни из артериальных ветвей питают преимущественно корковое вещество органа, другие - мозговое. Как можно анатомически объяснить этот феномен?

4. . Составить ситуационную задачу по теме «Эндокринная система»

ПРИМЕЧАНИЕ: Запишите полученные умения по теме.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Своевременно выявленное заболевание лечить значительно легче, нежели запущенные формы. Это же касается и слуховой функции. При появлении малейших подозрений на снижение слуха нужно обязательно обратиться к врачу. С помощью современных диагностических исследований можно вовремя обнаружить патологию и приступить к ее терапии.

Диагностика остроты слуха

Исследование слуха должно начинаться с консультации врача-сурдолога. Специалист выполняет отоскопию – данная процедура заключается в осмотре органа слуха. Во время этой простой процедуры врач может выявить механические повреждения и другие аномалии уха.

Немаловажное значение для сурдолога имеют жалобы пациента на симптомы разных патологий – неразборчивость речи во время разговора или появление . После выполнения отоскопии специалист подбирает метод диагностики остроты слуха на основании клинической картины.

Под остротой слуха понимают постоянную величину. Потому для оценки данного показателя используют точные измерения. Сегодня существует довольно много информативных методов диагностики, потому подбирать их должен только врач.

Показания

Проведение диагностических исследований требуется в таких ситуациях:

  • или , для которых характерно снижение слуха;
  • , которые связаны с поражением мозговой коры;
  • или головы, которые спровоцировали ;
  • наличие подозрения на профессиональное ;
  • разной степени тяжести;
  • необходимость ;
  • развитие ;
  • неизвестного происхождения;
  • аденоиды;

Методы

Существует довольно много различных диагностических процедур, которые позволяют получить объективные результаты и определить степень тяжести тугоухости и причины ее развития.

Аудиометрия

Это эффективная процедура, которая позволяет определить остроту слуха и выявить различные нарушения. Исследование выполняется с помощью аудиометра – это электроакустический прибор, который превращает переменные электрические напряжения в звуки.

Слышимость измеряют в децибелах. Благодаря данному исследованию врач имеет возможность сравнить полученные данные с показателями нормы.

Проводится для решения таких задач:

  • оценка остроты слуха;
  • определение чувствительности к звукам различной частоты;
  • анализ воздушной и костной проводимости звуков
  • оценка качества распознавания речи;
  • выбор .

Данная процедура не имеет противопоказаний и не провоцирует болевых ощущений. В ходе ее проведения пациенту надевают наушники, через которые подают сигналы. Если человек слышит звук, ему нужно нажать кнопку. В результате врач получает , которая позволяет установить наличие или отсутствие патологии.

Как проводится аудиометрия

Тимпанометрия

Данная процедура представляет собой объективную диагностику болезней слуховых органов. Для ее проведения используется специальное медицинское устройство – тимпанометр, который подает звуковое давление в уши.

После чего аппарат фиксирует сопротивление, которое волна встречает во время перемещения по слуховым каналам. Результатом такого исследования является график.

Благодаря проведению удается установить:

  • уровень давления в среднем ухе;
  • подвижность барабанных перепонок;
  • наличие аномальных выделений в наружном слуховом проходе;
  • целостность и подвижность слуховых косточек;
  • состояние внутреннего уха и путей.

Данная процедура не провоцирует дискомфорта и не имеет ограничений. Потому ее проводят всем при наличии соответствующих показаний.

Импедансометрия

Под данным термином понимают целый комплекс диагностических исследований, которые дают возможность оценить состояние слуховой трубы, а также среднего уха. Этот метод входит в категорию объективных процедур, поскольку не нуждается в участии пациента. Процедура не зависит от условных реакций человека, потому может выполняться даже детям раннего возраста.

В ходе проведения исследования в слуховой проход подают звук или воздух под давлением. Это осуществляется через особую резиновую заглушку. Благодаря этому удается проверить подвижность перепонки и оценить безусловный акустический рефлекс.

Позволяет определить физиологические возможности человека слышать, которые не зависят от его восприятия и сознания. Данный метод нередко используется для выполнения дифференциальной диагностики разных патологий органа слуха. Также с его помощью удается контролировать результативность проводимой терапии.

Проба камертонами

Несомненным достоинством данной методики является сравнительная простота используемого устройства, незначительное изменение акустических характеристик, портативность и отличная чистота звуков. Камертон дает возможность оценить воздушную и костную проводимость.

При анализе воздушной проводимости пациент должен закрыть глаза, после чего ответить, слышен ли ему звук. Если ответ утвердительный, он должен определить, каким ухом.

При оценке порога костной проводимости специалист приставляет ножку камертона к сосцевидному отростку в районе крепления ушной раковины или к средней линии черепа. После чего нужно установить длительность восприятия звука пациентом.

Проба камертонами по методу Ринне и Вебера

Дополнительные исследования или анализы

Самым простым и доступным методом считается исследование слуха с помощью живой речи. Для этого одно ухо нужно закрыть пальцем, после чего предложить пациенту повторять слова, которые врач говорит шепотом или голосом средней громкости.

Как правило, остроту слуха оценивают по расстоянию, на котором слышна шепотная речь. Здоровые люди могут расслышать ее с 15-20 м. Важно учитывать, что дистанция во многом зависит от состава слов. Так, слова со звуками низкой частоты воспринимаются с расстояния 5 м. Если же слова имеют дискантовую характеристику, их можно распознать с 20-25 м.

Также для оценки остроты слуха врач может назначить такие исследования:

  1. Электрокохлеография – проводится для измерения электрических потенциалов слухового нерва и внутреннего уха. Благодаря этому удается обнаружить патологии, которые сопровождают вестибулярный гидропс.
  2. Отоакустическая эмиссия – подразумевает регистрацию звуков, которые исходят от внутреннего уха. По данным их колебания удается оценить функции наружных волосковых клеток. Благодаря проведению такого исследования удается установить нарушения слуха у детей раннего возраста.
  3. Метод акустических стволовых вызванных потенциалов – базируется на исследовании биоэлектрических реакций подкорковых структур. Благодаря этому можно определить степень восприятия звуков подкоркой мозга.

Посмотрите ролик как проводится аудиометрия:

Профилактика тугоухости

Чтобы не допустить ухудшения слуха, нужно заниматься профилактикой таких заболеваний:

  • не стоит слушать громкую музыку в наушниках;
  • детей нужно своевременно вакцинировать от кори, краснухи и паротита;
  • рекомендуется избегать сильного шума;
  • для защиты ушей от громких звуков можно использовать наушники и затычки;
  • не стоит включать сразу несколько приборов одновременно.

Чтобы справиться с , нужно своевременно провести комплексную диагностику. Благодаря этому специалист сможет установить причины и степень тяжести заболевания и подобрать адекватную терапию.

Загрузка...