Типы нарушенной привязанности. Как определить, есть ли у вашего ребенка реактивное расстройство привязанности
Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] Бриш Карл Хайнц
Нарушения привязанности у взрослых
На примере специально подобранных картин болезни у взрослых я наглядно показываю, что тематика привязанности продолжает оставаться актуальной также и отношении их симптоматики. Обнаруживаются паттерны нарушений привязанности, аналогичные тем, которые до сих пор были описаны для детского и юношеского возраста.
Из книги Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок автора Леви Владимир ЛьвовичДети о взрослых из записей Д.С.В сравнении с тем, как обычно многословны родители в рассказах о детях и о себе, дети -великие молчальники. И не потому, что им нечего рассказать. Потому что некому.- Ты маму любишь?- Угу. (Раз в день люблю, пять раз не люблю.)Перед ликом врача
Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт АлександрДля взрослых детей …укрощение манипулямы(манипуляторши-мамы)……как стать папой своей мамы,дедушкой своей бабушки…Знаешь, что думал мальчик, которого ты вчера спрашивал, почему он грустный?Он подумал: «Да отстань ты от меня…»Януш
Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж НорманПривязанности Иногда в процессе движения группы, у ее членов проявляются сильные привязанности в отношении власти, удовольствия, безопасности, самолюбия, денег или чего-либо другого. Мудрый руководитель указывает на это группе, стараясь не предпринимать каких-либо
Из книги Мораль и разум [Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла] автора Хаузер Марк Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина СеменовнаИгры для взрослых «Остаться в живых» - родоначальник реалити-шоу на телевидении. Оно было создано и как развлекательная программа, и, возможно, чтобы попытаться узнать что-либо об образе жизни наших предков, которые жили в саванне как охотники и собиратели, каждый день
Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл ХайнцМетоды исследования привязанности у взрослых Теория привязанности Дж. Боулби послужила источником многочисленных исследований, направленных на выяснение природы отношений привязанности, их формирования в детском возрасте, развития и функционирования на протяжении
Из книги Майндсайт. Новая наука личной трансформации автора Сигел ДэниелЧасть 2 Нарушения привязанности Привязанность и психопатология Боулби (Bowlby, 1976) в свое время занимался выяснением вопроса, могут ли существовать взаимосвязи между ненадежной привязанностью и какой-то определенной психопатологией. Для агорафобии он смог найти
Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад ГюруНарушения привязанности в младшем детском возрасте До сих пор я описывал нарушения привязанности самих матерей и их влияние на развитие привязанности матери к ребенку. Далее мы переключим фокус нашего внимания на развитие патологических паттернов привязанности у
Из книги Родителям: книга вопросов и ответов. Что делать, чтобы дети хотели учиться, умели дружить и росли самостоятельными автора Гиппенрейтер Юлия БорисовнаНарушения привязанности в школьном возрасте
Из книги Как контролировать себя и других автора Лонг ПитерНарушения привязанности в подростковом возрасте В подростковом возрасте особое значение придается таким аспектам, как привязанность, расставание и сепарация. Видимо, специфическая для возраста сепарация и расставание с родителями на этой стадии проходит тем легче, чем
Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна ВладимировнаВопросы к «Интервью о привязанности для взрослых» 1. Для начала расскажите кратко о своей семье. Просто скажите, где вы родились, где жили, часто ли переезжали и чем ваши родители занимались в профессиональном плане. Проводили ли вы в детстве много времени со своими
Из книги автораИнтервью для оценки привязанности у взрослых Существует специальное интервью для оценки того, как мы, взрослые, сумели осмыслить свою жизнь. Оно состоит приблизительно из следующих вопросов: каким было ваше детство? Как характеризовались отношения с каждым родителем
Из книги автораСерьезные нарушения привязанности Некоторые дети имеют дезорганизованную привязанность. Их поведение характеризуется противодействиями, смятением; они могут внезапно застыть или начать странно себя вести. В этом случае родители в очень незначительной степени
Из книги автора Из книги автора1.2. А как у взрослых? Но зародить эмоции можно не только в новом маленьком неопытном человечке. Вполне зрелые люди могут стать объектом зарождения эмоции, воспитывая ее в себе самостоятельно или поневоле. Так, многие из нас на определенном этапе своего жизненного пути
Чувство любви и привязанности считается основным (базовым) для личности и развития человека. Оно необходимо для формирования общечеловеческих ценностей, адекватной самооценки и семейных отношений. Это чувство развивается и у людей, и у животных, оно является инстинктивным и не требует практически никаких условий для своего появления (и дети, и детеныши животных привязываются к любому объекту, даже неодушевленному, который находится рядом с ними). Нарушение формирования такого чувства или реактивное расстройство привязанности у взрослых либо детей свидетельствует о наличие серьезных проблем с психикой. Взрослые с расстройством привязанности отличаются жестокостью и патологическим поведением, а у детей такое расстройство может свидетельствовать о наличие аутизма.
Реактивное расстройство привязанности или РРП у взрослых –это нарушение способности формировать близкие отношения с кем-либо. Такие люди, в силу разных обстоятельств, не пережили достаточную эмоциональную связь с родителями или близкими людьми и не научились выстраивать такие отношения с кем-то другим.
Выделяют 2 основные причины возникновения такого состояния:
- – РРП может развиться у психически здоровых людей, у большинства взрослых с этой патологией были те или иные проблемы с окружением в детском возрасте.
- Психологические особенности человека. – в этом случае РРП диагностируется у детей в раннем возрасте.
Чувство привязанности – одно из важнейших в детском возрасте, ребенок привязывается к любым людям, которые находятся рядом и заботятся о нем. Даже если его родители очень далеки от идеала, не любят или пренебрегают своими обязанностями, дети (особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте) испытывают сильнейшее чувство привязанности по отношению к ним.
Формирование чувства привязанности начинается еще во внутриутробном периоде – ребенок чувствует свою связь с матерью, привыкает к ее голосу и запаху. Окончательно это чувство формируется в первые годы жизни ребенка, а полностью сформированным его можно считать только в подростковом возрасте.
Для формирования РРП в детском возрасте нужны особые условия, чаще всего оно развивается у детей, оставшихся без родителей в раннем возрасте. Дети, выросшие в детских учреждениях, чаще страдают от РРП разной степени тяжести. Если ребенок пережил потерю родителей в раннем возрасте и был помещен к такое учреждение, для формирования нормального чувства привязанности в будущем ему будет необходима помощь психолога или длительная и достаточно тяжелая реабилитация. Эта проблема знакома большинству приемных родителей, которые принимают в семью детей, никогда ни живших в семье.
Расстройство привязанности может быть у детей, выросших в асоциальных семьях, с родителями, страдающими от психических заболеваний, алкогольной или наркотической зависимостью или другими проблемами поведения.
Нормальное чувство привязанности не может сформироваться в таких условиях. Негативный опыт отношений между ребенком и значимым для него взрослым приводит к тому, что его потребности не удовлетворяются. Дети постоянно чувствуют себя брошенными, не нужными, отвергаемыми. Они ощущают себя в опасности, теряют доверие к взрослым, а через них – к миру.
Нарушение чувства привязанности в детском возрасте приводит к возникновению множества проблем в будущем. Взрослые, с нарушением привязанности, также считают мир – опасным, не верят окружающим людям и не могут испытывать к ним чувство доверия и любви. Это становится причиной развития различных патологических привязанностей и увлечений – от спиртного до экстремального спорта. У них могут быть смещены нравственные устои, таких людей часто отличает жестокость, агрессивность и эгоцентризм.
Отличительные черты человека с РРП:
- Импульсивность – не умение и не желание сдерживать свои желания и порывы часто приводят к различным неприятным ситуациям или совершению правонарушений.
- Недоверчивость – такие люди подвергают сомнению все, особенно чувства и намерения других людей. Они не могут поверить, что кто-то способен бескорыстно любить и заботиться о них, так как этого не делали их родители.
- Отрицательное поведение – часто РРП приводит к тому, что люди стараются вести себя как можно хуже, они провоцируют окружающих на агрессию и другие негативные чувства в их адрес. Это помогает им подтвердить свою теорию – «все плохо относятся к ним».
- Негативизм – все события и все окружающие видятся им исключительно в черном цвете.
- Склонность к контролю и давлению – такие люди стремятся контролировать все и манипулировать окружающими. Это дает им мнимое чувство спокойствия.
- Отсутствие доверия – невозможность выстроить доверительные отношения с кем-либо становятся причиной того, что такие люди часто остаются в одиночестве.
- Лживость – отсутствие твердых моральных принципов приводит к тому, что люди используют любые приемы для достижения своих целей, в том числе и ложь.
- Жестокость, агрессивность — характерные черты людей с РРП.
- Беспомощность, безответственность – это оборотная сторона характера людей с нарушениями привязанности. Они не могут и не хотят брать на себя какую-либо ответственность и не выполняют взятые обязательства.
РРП у детей
У детей, развивающихся в нормальных условиях, реактивное расстройство привязанности может развиться из-за особенности психики.
Реактивное расстройство привязанности детского возраста или психогенный аутизм диагностируется у детей в возрасте до 5, первые симптомы могут проявиться еще в младенчестве. Их причиной могут быть аутизм, тревожное расстройство, некоторые другие психические расстройства.
Первыми симптомами реактивного расстройства может быть равнодушие и вялость ребенка, он не пытается общаться с окружающими: не агукает, не следит глазами за игрушкой, не плачет, не пытается привлечь к себе внимания. Иногда таких детей считают очень «удобными», они не кричат, не плачут, тихо играют в игрушки или целыми часами сидят, уставясь в стену. Могут не реагировать на голод, испачканную и мокрую одежду и другие неудобства. В более легких случаях у детей наблюдаются отдельные симптомы расстройства – отсутствие выраженной привязанности к родителям, вялость или нежелание общаться с окружающими.
В старшем возрасте при РРП формируется 2 основных типа поведения:
- Замкнутый
- Чрезмерно общительный.
В первом случае дети избегают общения, они не разговорчивы, стремятся избежать тактильного контакта. Также их отличает заторможенность, погруженность в себя.
Чрезмерно общительные дети отличаются доверчивостью, у них как будто «смазаны» или отсутствуют свои границы и они не чувствуют границы других людей. Они свободно обращаются с незнакомыми, могут рассказать любую информацию о себе и своей семье, навязчивы и не понимают, о чем можно и нельзя говорить с посторонними.
Лечение
Диагностировать это заболевание, особенно во взрослом возрасте, достаточно сложно. Для этого требуется длительное наблюдение, сбор анамнестических сведений и проведение специальных тестов.
В детском возрасте основой лечения должны стать стабильные, безопасные отношения с родителями или опекунами. Требуется длительное время (несколько лет) для формирования таких отношений и еще несколько лет работы для формирования нормальной привязанности.
К новой семье© проект
Реактивное расстройство привязанности (RAD) - это нарушение способности формировать близкие и доверительные взаимоотношения.
Дети с таким диагнозом страдают от неспособности любить и быть любимыми. Они могут так сильно отравлять отношения в нормальной, здоровой семье, что страдают все ее члены. Они прекрасные манипуляторы, причем их воздействие тонко и умно направлено на каждого члена семьи. Посторонним чрезвычайно трудно понять боль и гнев родителей, жалующихся на поведение ребенка, поскольку на людях такие дети - само очарование.
Недостаток связи с окружающими проявляется в форме жестокости по отношению к другим людям и животным,
в которую бывает даже трудно поверить.
Кроме того, дети с нарушением привязанности избегают зрительного контакта, если не лгут; враждебно настроены к окружающим; обвиняют других в собственных ошибках или проблемах; испытывают недостаток доверия, жалости и совестливости; у них нарушено речевое развитие и часто возникают проблемы с учебой, свидетельствующие об общем отставании в развитии; они воруют, идентифицируют себя с отрицательными персонажами и темной стороной жизни в целом; могут наносить себе раны и зачастую обладают высоким болевым порогом. Они избегают тактильных контактов; занимают защитную позицию; расположены к несчастным случаям; их тянет к огню и крови; они стремятся все контролировать; стараются привлечь к себе внимание; проявляют повышенный интерес к сексуальной сфере жизни; страдают энурезом и энкопрезом. Для того чтобы ребенку был поставлен диагноз «реактивное расстройство привязанности», у него не обязательно должны присутствовать все перечисленные выше формы поведения. Также некоторые симптомы наблюдаются у детей, имеющих проблемы с привязанностью, но не страдающих RAD. Способность формировать привязанность, устанавливать здоровые взаимоотношения с другими людьми и существование во взаимных связях с окружающими делает каждого человека частью сообщества людей.
Симптомы проблем с привязанностью, как правило, становятся очевидными в возрасте до пяти лет. Привязанность к матери (главному опекуну) зарождается в ее чреве и происходит на неврологическом, психологическом и эмоциональном уровне. Это время, когда мать - единственный человек, который изо дня в день заботится об удовлетворении потребностей малыша в пище, комфорте, любви и утешении. Когда у ребенка обнаруживаются описанные выше формы поведения, необходимо обратить внимание на возможные «провалы» в ранней истории формирования связи между матерью и младенцем. Имеется в виду, например, расставание с матерью вследствие усыновления, смерть матери; госпитализация ребенка или матери; частые перемещения ребенка или часто меняющиеся опекуны; эмоциональная холодность опекуна во время психической или физической болезни ребенка; хроническая боль, например, колики или инфекции уха; плохое обращение или заброшенность; пренатальная наркотическая зависимость; жестокое отношение родителей после рождения; или жестокая обстановка дома. Обычно присутствует комбинация факторов, которые заставляют ребенка с недоверием относиться к другим людям, особенно взрослым - авторитетным фигурам, какими являются родители.
В агентствах по усыновлениям будущим родителям часто задают вопрос: «Сможете ли вы любить ребенка, который не будет отвечать вам взаимностью?» Дети с расстройством привязанности не могут отвечать на любовь любовью без предварительного специального ухода и терапевтического вмешательства.
Решиться усыновить ребенка старшего возраста, пережившего провалы в развитии привязанности в течение первых трех лет жизни, значит заглянуть в себя и спросить: «Смогу ли я, прежде всего, быть такой матерью, в которой нуждается мой ребенок, и только потом такой матерью, которой хочу быть я сама? Готова ли я учиться, осваивая терапевтические стратегии, которые помогут мне приблизить к себе моего ребенка? Готова ли я просить о помощи?»
Иногда глубина проблем с привязанностью остается скрытой от родителей до тех пор, пока они не попытаются наладить с сыном или дочерью те близкие отношения, на которые они рассчитывали, усыновляя его или ее. Жизнь с ребенком, воспринимающим в штыки каждый контакт, может истощить силы родителей очень быстро. Гнев и депрессия - обычные явления, в результате которых усыновители, в конце концов, обращаются за помощью. Однако взрослых можно научить, как сблизиться с детьми, которым нужно научиться любить. И эти дети способны понять, что любовь необязательно приносит боль. Только все это потребует времени.
Родители, четко оценивающие реальные возможности своего ребенка, имеют наибольшие шансы на успех при установлении с ним близких отношений. Разумные ожидания и чувство юмора - отличные помощники в попытках помочь ребенку установить связь с взрослыми. Дети с расстройством привязанности уже любили однажды, но не получили ответной любви, на которую надеялись. Их потребности не находили удовлетворения в первые годы их жизни. Они привыкли сами контролировать свою жизнь, то есть привыкли делать то, к чему большинство из нас приходит к 18-22 годам. Зависеть от кого-то, устанавливать с кем-то контакт и кого-то любить, по мнению этих детей, значит умереть. Отрицание любви заботливых приемных родителей - единственный способ выжить.
Если вы хотите усыновить ребенка старшего возраста, вы должны знать о здоровом развитии привязанности, тогда ее расстройство будет выявлено вовремя и ребенок получит подходящее лечение с применением терапевтических родительских тренингов.
Перевод Натальи Ран
(What is Reactive Attachment Disorder?) М.Лайза Райли (M. Lisa Riley)