docgid.ru

Конспект урока на тему "здоровый образ жизни в семье". «Здоровый образ жизни в семье

Каждому человеку хотелось бы быть здоровым, а все родители желают, чтобы их дети не болели. Это совершенно естественные и объяснимые желания, но мало кто знает о том, как нужно вести себя, чтобы они стали реальностью. На самом деле, здоровье индивида закладывается в самом раннем возрасте, и часто, еще до непосредственного появления на свет – на этапе внутриутробного развития. И если вы действительно хотите здоровья для себя и своих близких - будьте здоровы, и отталкивайтесь от того, что семья и здоровый образ жизни человека должны быть тесно связаны между собой.

В целом, здоровый образ жизни является тем ритмом существования, который помогает предупредить разного рода болезни и укрепить здоровье. Здоровый человек – это не идеал, а также не абстрактная ценность, это вполне достижимая норма для большинства из нас.

Наше здоровье и здоровье наших деток начинается с семьи. Именно первые полезные и вредные привычки мы можем увидеть среди семьи и родных людей. Каждый родитель, любящий своего ребенка, заботится о его самочувствии, правильном физическом и умственном развитии, и о здоровье в общем. При этом воспитание детей стоит рассматривать не только как большую радость, но и как огромную ответственность и постоянный труд.

Здоровый малыш с достаточным уровнем развития обладает высокой устойчивостью к агрессивному воздействию среды, он также устойчив к утомлению и отличается нормальной социальной и физиологической адаптированостью. Хорошее здоровье в семье – это на самом деле образ жизни. Мы выбираем его, если хотим достичь максимального благополучия.

И именно взрослые несут ответственность за формирование здорового образа жизни в семье и у ребенка навыков правильного отношения к собственному здоровью, а также умения заботиться о собственном теле.

Как показывает практика, рост детской заболеваемости напрямую зависит от образа жизни семьи. Ведь мало кто из родителей может стать действительно положительным примером здорового существования, так как многие имеют никотиновую и алкогольную зависимость, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и компьютерные игры нахождению на свежем воздухе и занятиям разными видами спорта. Многие из нас также совершенно не имеют представления, как правильно приобщить детей к здоровому образу жизни. Ведь важно не только сберечь ребенка от вредного влияния, но и создать его организму условия для повышения работоспособности и иммунитета.

Поэтому с раннего возраста в семье должны применяться и активно внедряться понятия о режиме дня, правильном питании и закаливании, а также должна формироваться привычка к движению.

Весьма важным фактором для поддержания здоровья всей семьи, в общем, и детей в частности можно назвать правильную организацию режима дня. Режим должен оптимально сочетать в себе время бодрствования и сна, удовлетворять потребности в пище, а также в деятельности, отдыхе и движении. Помимо того режим способствует появлению дисциплины, помогает сформировать многие полезные навыки и привыкнуть к определенному ритму. Крайне важно также согласовывать режим не только на будние дни, но и выходные.

Родителям следует приучать детей к полезным привычкам, чтобы этот процесс был непрерывным и составлял основу для становления характера. Так многие из нас могут рассказать малышам о своем детстве, вспомнить подвижные игры тех времен. Кроме того, крайне важную роль играет общность поколений. Родители учат детей создавать положительную атмосферу, помогают правильно отдыхать. Именно на своем примере нужно показывать предпочтение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Всей семьей стоит принимать участие в спортивных соревнованиях, пешеходных прогулках и пр. Родителям следует занять позицию активного участника, показывая деткам на практике, что именно важно для здоровья.

Собственный пример играет важную роль и при воспитании привычки к здоровому питанию. Дети должны интересоваться тем, как работает их организм и как можно сделать его еще сильнее и здоровее. Но при этом ни в коем случае нельзя заставлять ребенка делать что-либо, что ему не хочется. Так, если вся семья будет питаться исключительно правильно и систематически выполнять зарядку, то необходимость и нормальность такого поведения передастся и детям.

Для формирования здоровой личности в семье крайне важно проводить свободное время в общении друг с другом. Так в выходные всей семьей можно запланировать поход на стадион, в бассейн либо тренажерный зал, отправиться в лес или к реке, устроить лыжную прогулку или выбраться на каток.

Даже трудовая деятельность, которая не может быть особенно интересной, при семейном выполнении становится совершенно не скучной и помогает сформировать здоровые отношения внутри семьи. Так всем вместе хорошо убирать в квартире, благоустраивать территорию и заниматься приусадебным участком.

Формирование здорового образа жизни в семье помогает не только сделать тело здоровым и сильным. Правильный подход к такому ответственному занятию помогает ребенку научиться выстраивать отношения с родителями, сверстниками и прочими людьми. Кроме того соблюдение здорового образа на порядок снижает тревожность и агрессивность.

Такая внутрисемейная политика способствует укреплению семьи, улучшает не только физическое, но и духовное здоровье. Поэтому решение проблемы оздоровления всех без исключения членов семьи возможно лишь при соблюдении единой программы. Будьте здоровы!

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.


  • Здоровый образ жизни
  • Факторы, влияющие на здоровье
  • Семь факторов здорового образа жизни

4. Основные функции семьи и здоровый образ жизни

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Чаще всего мы определяем здоровый образ жизни (ЗОЖ) как образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней, укрепления своего здоровья, достижения активного долголетия, и как следствие, повышения качества жизни и полноценного выполнения всех своих функций.

Чтобы сохранять и преумножать свое здоровье, надо понять, что же такое само Здоровье и от чего оно зависит.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно более многогранно.

Ряд ученых рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровый образ жизни также состоит из многих факторов, главные из которых - здоровое питание, высокая двигательная (физическая) активность и психолого-эмоциональный комфорт.


Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырёх факторов:

  • биологические факторы (наследственность)- около 20%
  • окружающая среда (природная, техногенная, социальная) – 20%;
  • служба здоровья – 10%
  • индивидуальный образ жизни – 50%

ИТОГ: состояние здоровья каждого человека на 90% индивидуально, так как оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в основном от индивидуального образа жизни.

Вывод: во-первых, во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. во-вторых , надеяться нам особо не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное в её постоянном выполнении.

Здоровый образ жизни-это и есть та индивидуальная система поведения и прывычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.


1. Рациональное питание:

Пища, сбалансированное по макро- и микроэлементам;

Правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи,

необходимость пищевых волокон;

Регулярность и своевременность питания;

Восполнение недостатка макро- и микроэлементов с помощью обогащённых

продуктов питания;

  • умеренность в питании.

2. Высокая двигательная активность:

Подвижные, спортивные игры; спортивные секции, аэробика;

Активный отдых, прогулки и ближний туризм;

Утренняя гигиеническая гимнастика;

Дыхательная гимнастика.


3. Благоприятный психо-эмоциональный климат:

Наличие нравственных ценностей в обществе;

Разумные жизненные и повседневные цели;

Любовь к людям и к себе;

Видеть свое место в жизни;

Жизнь в гармонии с природой;

Положительный настрой на жизнь;

Рациональная организация рабочего и свободного времени, полноценный отдых;

Материальное благополучие;

4. Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни:

Правильный выбор продуктов питания;

Бытовые средств очистки воды и воздуха;

Выведение из организма различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов путем применения научно-обоснованных средств и методов очищения организма, энтеросорбентов;

Использование систем и методов очистки организма на клеточном и тканевом уровнях.


5. Повышение защитных сил своего организма:

Закаливание: солнечные ванны, водные процедуры, воздушные процедуры,

сауна, комплексное влияние;

Физические тренировки;

Прогулки на природе;

Применение продуктов питания и БАД к пище, источников витаминов,.

6. Преодоление вредных привычек:

Алкоголизм;

Наркомания, токсикомания;

Курение;

Азартные и компьютерные игры.

7. Организация быта:

Разумный выбор места жительства;

Положительный микроклимат в семье;

Экология жилища;

  • культурный досуг.

Долг

перед

близкими

Уважение

Семья

Взаимо-

понимание

Терпение

Верность

Дружба


Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности.

Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества и для каждого человека.

Функции семьи – направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье.+


Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сох-ранение потомства, продолжение человеческого рода.

Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве.

Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.


Функция организации досуга восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Изучение уровня «социального самочувствия» показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее, усталость и отсутствие перспектив.

Только в семье, от близких любящих людей человек получает сложный комплекс сострадания, участия, отзывчивости, без которого не может быть полнокровной жизни .


Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей. Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

2. В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких.

3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию. Дети не всегда oсознают свое влияние на других членов семьи, но интуитивно это делают буквально с первых дней жизни.


Государству и обществу выгодна пропаганда ЗОЖ, т.к. в его результате:

1. снижается заболеваемость и уменьшаются затраты на лечение и выплаты инвалидам;

2. повышается социальная активность людей и способность к продуктивному труду, а следовательно, повышаются доходы граждан, которые для государства являются источником налогов;

3. улучшаются семейные отношения;

4. уменьшается распространенность особо опасных вредных привычек;

5. улучшается психологический климат в обществе.

Для формирования и осуществления ЗОЖ может быть применима придуманная нами информационная система.


Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития.

Это прежде всего высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей.

Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.

Домашнее задание

§ 9.2 стр.170-171

Цель: Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.

Оборудование:

  • раздаточный материал,
  • тематические плакаты,
  • доска,

I. Актуализация урока.

Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.

Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.

АНКЕТА

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
1 ДЕНЬГИ
2 ОБРАЗОВАНИЕ
3 ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ)
4 СЕМЬЯ
5 КАРЬЕРА
6 ЗДОРОВЬЕ
7 НЕДВИЖИМОСТЬ
8 ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
9 ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА
10 СЧАСТЬЕ

Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащими.

Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.

Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемою работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?

Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?

II. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?

Работа по теме: “Здоровый образ жизни”

1) Вступительная беседа: Что такое здоровье.

  • Определение понятия здоровье человека.

Учитель: В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов”. Вопрос к учащимся: Какова цель здорового образа жизни?

2) Практическое упражнение Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над жизненными целями и необходимостью вести здоровый образ жизни.

17-18 лет- жизненная цель?

23-24 года - жизненная цель?

26-27 лет - жизненная цель?

30-37 лет - жизненная цель?

50-55 лет - жизненная цель?

Вопрос к учащимся: что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю. Каковы дальнейшие жизненные последствия.

Обсуждение предлагаемой ситуации.

Вопрос к учащимся: по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова.

Учитель: главным критерием здоровья нации является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на плакате.

ЕВРОПА - 74.9 лет.

США - 75.0 лет.

КАНАДА - 76.0 лет.

РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).

ЯПОНИЯ - 87.5 лет.

ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.

Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения: заболевания сердечно - сосудистой системы – 17.5 лет жизни, раковые заболевания - 2.5 года, отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.

III. Закрепление изученного материала.

Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”

Организационный момент. Учитель делит класс на три группы.

Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана. Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.

Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.

IV. Подведение итогов урока . Учитель обсуждает с учащимися какие новые знания получены, что было полезно.

Используемая литература

  1. А.Н. Маюров, Я.А Маюров. “В здоровом телездоровый дух”. Учебное пособие.
  2. А.Т Смирнов, Б.И Мишин. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ”. Методическое пособие.
  3. Б.Н Чумаков “Валеология” Курс лекций.

Здоровый образ жизни в семье

Формирование здорового образа жизни детей – задача совместная и дошкольных и школьных учреждений, и, конечно, семьи. ЗОЖ – «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было бы избежать, если бы с детства родители их, приучали к правильной здоровой еде , привили бы любовь к спорту и двигательной активности . При этом, безусловно, на первом месте – личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье .

Ответьте на вопросы небольшой анкеты «да» или «нет»

    болел ребенок за последние 6-12 мес.?

    причина болезни?

    соблюдает ребенок режим дня?

    делает гимнастику?

    зубы чистит каждый день?

    на свежем воздухе бывает ежедневно? Сколько часов?

    ест свежие фрукты и овощи ежедневно? Сколько?

    вы одеваете его по погоде?

    посещает секции или кружки, связанные с двигательной активностью?

    есть в домашней библиотеке книги о здоровье, кроме «Мойдодыра»?

Ответили хотя бы 2 раза «нет», делайте выводы. Именно Вы ответственны за будущее ребенка, сам он не в состоянии знать, как и что надо делать, чтобы быть здоровым.

Если речь идет о дошкольниках, внимание должно быть уделено следующим моментам :

    Дети должны знать, как устроен наш организм, части тела, чем больной человек отличается от здорового. Для чего принимаются лекарства и когда. Взрослые своим примером и пояснениями учат детей все гигиеническим навыкам: мытье рук, чистка зубов, соблюдение режима дня.

    Особое внимание уделяем питанию. Как правильно кушать, какими приборами, почему надо мыть фрукты и овощи и т.п.

    Важно научить ребенка основам безопасности: улица – переходы – транспорт, соблюдение правил безопасности при занятиях спортом: коньки, санки и т.п. Ребенок должен знать, что делать, если случаются травмы или другие непредвиденные ситуации.

В каждой семье есть свои традиции. Если Вашими добрыми традициями станут совместные мероприятия , такие как: семейные завтраки – обеды – ужины (по обстоятельствам), совместные прогулки – лыжные или велосипедные, походы в кино и театры, семейные праздники, семейные чтения, - за психическое и физическое состояние Вашего ребенка можно быть спокойными.

Во время таких мероприятий, как например, семейный обед , можно научить ребенка хорошим манерам и правилам поведения, приучить к . Все домашние, в том числе, и дети расслабляются, успокаиваются и просто отдыхают за столом. Все эти правильные положительные привычки и эмоции у детей быстро закрепляются надолго, может быть, и на всю жизнь.

И еще раз хочется напомнить взрослым. Важен пример, привычки здорового образа жизни, а не просто поучения. Вы тоже должны вести здоровый образ жизни, отказаться от вредных привычек и выполнять необходимые гигиенические требования. Это на пользу Вам, семье, ребенку.

Здоровый образ жизни это:

    Рациональное правильное питание

    Рациональный режим дня

    Закаливание.

    Личная гигиена

    Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

Рациональное правильное питание: важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.

Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы. Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

Рациональный режим дня : фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства. Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

    Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;

    Регулярное питание;

    Полноценный сон;

    Достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

    Задачи воспитания и обучения:

    Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности

    Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

    Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.

    Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.

    Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.

    Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

    Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.

    Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.

    Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.

    Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.

    Добиваться активного движения киста руки при броске.

    Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

    Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

    Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).

    Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.

    Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

    Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

    Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.

    Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

    Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.

    Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

Закаливание : эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)

Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.

Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.

Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении: повышенная агрессивность детей- одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

    кризисом семейного воспитания;

    невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;

    увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;

    пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

Агрессивное поведение – нормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.

Доклад «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка»

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.

Сократ

«Береги здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Целью оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Дошкольное образовательное учреждение оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Для этого используются различные формы средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Беседы, дидактические и сюжетно- ролевые игры, художественная литература способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению полученных представлений и их систематизация.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношении к себе, своему здоровью и

Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребенка заботиться о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.

Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: «Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?». Ответ был однозначным - пить таблетки. «Подождите, - сказала я. – Ведь человек не болен. Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?» . «Пить таблетки». Начали разбираться и пришли к выводу: чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни. А это:

1. Правильно питаться.

2. Режим.

4. Закаливание.

5. Физическая культура.

6. Прогулки на свежем воздухе.

7. Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, его функции, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Вот что пишет известный психолог Владимир Леви: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые:

Не здороваются;

Не умываются;

Не чистят зубы;

Не читают книги;

Не занимаются (спортом, физкультурой танцами ит.д.);

Не работают;

Не женятся;

Не лечатся.

И все только потому, что их к этому принуждали. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребенка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому».

Итак, самый наиболее благоприятный способ успешного воспитания ребенка- это здоровый образ жизни всей семьи.

Что же влияет на наше здоровье?

Здоровый образ жизни;

Наследственность;

Экология;

Медицина.

Что является составляющим ЗДОРОВЬЕ?

Физическое здоровье;

Скажите, что значит «физическое здоровье»? (зарядка, закаливание, правильное питание)

Психологическое здоровье;

Скажите, что значит «психологическое здоровье»? (атмосфера в семье, психика ребенка)

Нравственное здоровье;

Скажите, что значит «нравственное здоровье»? (сочетание нравственных качеств, присущие людям)

Социальное здоровье.

Скажите, что значит «социальное здоровье»? (коллектив, социум)

Это те самые составляющие, которые и формируют «общее здоровье» наших детей.

Мы сегодня говорим о здоровом образе жизни семьи. Здоровый образ жизни семьи имеет, разумеется, огромнейшее значение. И чтобы не говорили, что детский сад или школа виноваты в воспитании, или здоровье ребенка, СЕМЬЯ, т.е. родители несут самую огромную ответственность как непосредственно перед собой и ребенком, так и уголовную. Вот как не просто быть родителями. Но коль мы взяли на себя эту ответственность, мы будем нести ее гордо, правильно, принося пользу всему миру.

Итак, ЗОЖ:

1. Правильного питания.

2. Режима дня и ночи.

3. Культурно-гигиенических навыков.

4. Закаливания.

5. Физической культуру.

6. Прогулок на свежем воздухе.

7. Отказа от вредных привычек.

8. Стабильного психоэмоционального состояния.

1. Правильное питание.

1. Максимально разнообразить стол.

2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

3.Не заставлять есть, когда не хочется.

4.Не награждать едой.

5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.

7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.

8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

Скажите, какие полезные блюда вы готовите в своей семье?

2. Режим дня и ночи.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.

Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

1 .Перед сном не наедаться.

2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.

3. Спать нужно, как можно более раздетым.

4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.

5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночь).

6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

Скажите, во сколько ложится ваш ребенок в выходные дни днем и вечером?

3. Культурно-гигиенические навыки.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая его владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошего и слаженного работающего организма. С формирования у ребенка доброго и заботливого отношение к своему телу. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов не нужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным.

Скажите, какие гигиенические процедуры еще не получаются у ваших детей?

4. Закаливание.

Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!

Знаменитый врач Себастьян Кнейп выдвинул лозунги "Самая лучшая обувь - отсутствие обуви", "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни". При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

Скажите, какие процедуры вы проводите по закаливанию дома?

5. Физическая культура и двигательная активность.

Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.

Кроме пользы - только польза.

Скажите, какие физические упражнения вы выполняете с детьми дома?

6. Прогулки на свежем воздухе .

Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

Когда вся семья совершает такие прогулки – это не только укрепляет здоровье всех, но еще укрепляет семейные взаимоотношения между друг другом.

Скажите, какие прогулки вы совершаете со своими детьми?

7. Отказ от вредных привычек

Ограничение телевизора и компьютера .

Как утверждают специалисты – в стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребёнком 38 минут в неделю. А среднестатистический ребёнок за неделю проводит у телеэкрана 28 часов.

В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.

Сколько по времени ваш ребенок проводит, в общем, и играя в компьютер, и с телефоном, или планшетом, смотря телевизор?

Еще из вредных привычек можно выделить следующие: вредная еда, курение и употребление алкогольных напитков. Дети видят все это в своем доме в семье и убеждены «если это делают мамы и папы, почему это не могу делать Я».

Скажите, видит ли ваш ребенок дома курение табачных изделий и употребление алкогольных напитков?

8. Сохранение стабильного – психоэмоционального состояния

Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которые спешат его увидеть после долгой разлуки рабочего дня, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. Что же касается отношений в детском саду,

то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена.

Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Сейчас на самом деле очень трудное время. Наших детей пытаются, и зомбировать, и сделать им больно, и плохо. Все это внешние факторы.

Но так редко это происходит и в семьях. Домашнее насилие. Когда ребенок видит, как родители выясняют отношения, покрывают друг друга матом, и даже происходит рукоприкладство, какую пользу почерпнет ребенок? Только вред.

Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!

К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!

Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!

А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!

Анкета для родителей:

Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”

Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.

Заранее благодарим Вас!

    Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?:

плохое,

удовлетворительное,

хорошее? (нужное подчеркнуть.)

    Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ___________________________________________________________

    В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?_____________________

    Делает ли Ваш ребёнок зарядку? ____________________________

    Делаете ли Вы сами зарядку утром?____________________________

    Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?____________

7. Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?____________________________________________________

    Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?_________________________________________________________________________________________________________________

    Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка?__________________________________________________

    Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю_________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад № 112"

Доклад

«Здоровый образ жизни семьи –

залог полноценного физического и

психического здоровья ребёнка»

Подготовила:

воспитатель

Ёлгина Г. М.

Саранск, 2018 г

Загрузка...