docgid.ru

Нейропсихологическая коррекция аутизма. В программе обучения. Нейропсихология нарушений впф

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССТРОЙСТВ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Н.Г. Манелис

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва

Работа посвящена попытке построения психологической модели аутизма. Под словом модель в данном случае понимается некоторая логическая конструкция, которая позволяет непротиворечиво объяснить максимально возможное количество клинических фактов и экспериментальных данных, касающихся аутизма. Основанием для построения модели будут служить результаты нейропсихологического исследования больных аутизмом, поскольку именно этот подход дает возможность выявить так называемый первичный дефект, связанный с повреждением определенных отделов мозга.

Анализ результатов экспериментального нейропсихологического исследования 124 детей с расстройствами аутистического спектра свидетельствует о наличии специфического нейропсихологического синдрома. Обобщая полученные результаты, можно охарактеризовать нейропсихологический онтогенез обследуемых детей следующим образом:

1. Наиболее грубо у детей с расстройствами аутистического спектра страдает перцептивная сфера, что проявляется в ошибках при опознании предметных изображений, трудностях описания одноактных сюжетных картин и сужении объема зрительной памяти. Специфика перцептивной деятельности проявляется также в использовании «негештальтной» фрагментарно-хаотической стратегии копирования фигуры Рея-Тейлора.

2. Длительно сохраняющиеся трудности при выполнении проб на праксис позы (в том числе в обеих руках) сочетаются с отсутствием нарушений динамического праксиса (по сравнению с нормой).

3. Первичные расстройства реципрокной координации наиболее грубо выражены в 5-6 лет, однако сохраняются до 10 лет включительно.

4. С возрастом нарастают трудности при выполнении двигательных дает возможность оценить роль различных мозговых структур на разных этапах нормального онтогенеза. Нейропсихологический подход проб (пракис поз и реципрокная координация) в левой руке.

5. Типичны высокие показатели в тестах на слухоречевую память практически по всем параметрам.

Описанный симптомокомплекс указывает на то, что в наибольшей степени у этих детей страдает правое полушарие, особенно его задние отделы.

Как известно, эти структуры обеспечивают возможность выделения самых простых зрительных «гештальтов». Кроме того, для них характерны наиболее высокие коэффициенты наследуемости.

По мнению У.Найссера определенная часть «гештальтов» зафиксирована, во врожденных или рано приобретаемых предвосхищающих схемах, которые обеспечивают возможность с момента рождения воспринимать вполне определенные параметры среды и специфическим образом на них реагировать.. Повреждение задних отделов правого полушария, которое выявляется у больных аутизмом и сходными с ним состояниями, приводит к тому, что эта возможность у них отсутствует. Именно этот специфический когнитивный дефицит является первичным дефектом, лежащим в основе аутизма.

Часть симптомов аутизма в этом случае можно рассматривать как непосредственное проявление этого первичного дефицита. К этим симптомам относятся, прежде всего, особенности восприятия этих детей. Этологически значимые стимулы, такие как человеческое лицо, глаза, не вызывают той реакции, которая типична для здоровых детей. Очень часто наблюдается отсутствие избирательного внимания к звукам речи. Наличие врожденных предвосхищающих схем обеспечивает нормальному младенцу возможность с момента рождения выделять вполне определенные параметры среды, т.е. окружение уже на самых ранних этапах онтогенеза является структурированным. Если подобные схемы отсутствуют, то окружающая среда воспринимается как хаотичная, что с одной стороны должно вызывать страх, а с другой стремление к поддержанию ее постоянной. Это объясняет частые аффективные взрывы детей аутистов в новой среде и стремление сохранять окружение неизменяемым. Подобными компенсаторными механизмами можно объяснить и некоторые другие проявления аутизма. Существует еще целый ряд специфичных для аутизма проявлений, которые также могут быть объяснены как следствие специфического когнитивного дефицита. К ним относятся особенности игровой деятельности, непонимание метафор, нарушение понимания намерений других людей. Понимание нейропсихологических механизмов аутизма не только позволяют лучше понять разнообразные проявления этого состояния, но и может служить хорошей основой для разработки методов диагностики и коррекции детей, страдающих аутизмом.

Www.ksu.ru


Что такое аутизм?

Аути́зм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до 3-х лет.

История появления заболевания

Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм».

В записях «Застольных бесед» Мартина Лютера содержится упоминание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма.

В описаниях «Дикого мальчика из Аверона» также прослеживаются признаки аутизма. Этот Маугли XVIII века, обитавший во французских лесах и попавший к людям лишь в 1798 году в возрасте примерно 12 лет, поступил под опеку студента-медика Жана Итара, разработавшего специальную программу обучения через имитацию, чтобы привить мальчику социальные навыки и обучить речи.

Термин «autismus» был придуман швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого неолатинизма, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово αὐτός - «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость.»

Современное значение термин «аутизм» впервые обрёл в 1938 году, когда Ганс Аспергер из Венского Университетского Госпиталя в своей лекции по детской психологии на немецком языке использовал термин Блейлера «аутистичные психопаты». Аспергер исследовал одно из расстройств аутистического спектра, впоследствии, названное синдромом Аспергера, но в силу ряда причин лишь в 1981 году получившее широкое признание в качестве самостоятельного диагноза.

Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса, внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык. Описывая в 1943 году поразительное сходство черт поведения 11 детей, он употребил словосочетание «ранний детский аутизм». Почти все особенности, подмеченные Каннером в первой статье на эту тему, такие как «аутистическое уединение» и «стремление к постоянству», и в наше время считаются типичными проявлениями аутистического спектра.

Признаки аутизма

В случае с расстройствами аутистического спектра, примерно половина родителей замечают необычное поведение ребёнка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80 % родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:

  • к 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет;
  • к 12 месяцам ребенок не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.);
  • к 16 месяцам не выговаривает слов;
  • к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов;
  • если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Причины аутизма

Долгое время считалось, что характерные для аутизма симптомы вызываются некой общей причиной, действующей на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Однако, в настоящее время, всё большую силу набирает предположение о том, что аутизм, напротив, представляет собой сложное расстройство, ключевые аспекты которого порождаются отдельными причинами, часто действующими одновременно. Причины аутизма тесно связаны с генами. Следует отметить, что генетика данного заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях, обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. Другие предполагаемые причины спорны.

Статистика заболевания

По данным сайта http://www.autismspeaks.org аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

По данным статистики США, в 2011-2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти, из-за изменившихся подходов к диагностике; и пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

В России заболеваемость аутизмом составляет один случай на тысячу детей. Кроме того, аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста в России, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.

Нейропсихология: теории развития аутизма

Когнитивные теории

Данные теории связывают развитие аутизма дефицитом социального познания. В частности, сторонники теории видят в аутизме склонность к гиперсистематизации, при которой человек способен создавать свои правила мысленного обращения с зависимыми от него событиями, но проигрывает в эмпатии, требующей умения обращаться с теми событиями, которые вызваны другими действующими лицами.

Теории дефицита памяти

Теории данного спектра на первый план выдвигают обработку мозгом общей, несоциальной информации. Взгляд на аутизм, как дисфункцию исполнительной системы предполагает, что отчасти поведение аутиста вызвано дефицитами рабочей памяти, планирования, сдерживания и других исполнительных функций.

Обе категории по отдельности слабы: когнитивные теории не объясняют причин фиксированного, повторяющегося поведения, а теории дефицита памяти не позволяют понять социальных и коммуникативных затруднений аутистов. Возможно, будущее за комбинированной теорией , способной интегрировать данные о многочисленных отклонениях.

Дети с диагнозом «аутизм»

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда.

У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша.

Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности.

Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает их.

Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой — у него может отсутствовать чувство реальной опасности: он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

Проблемы семей аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком прежде всего состоит в том, что осознание проблемы в семье зачастую наступает внезапно. Поэтому, в момент постановки диагноза, семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался «здоровым и одаренным», на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим. Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, иногда крайне неловкого и неуклюжего. Непонимание и осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей.

В результате, такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдится своего ребенка.

Иногда, детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное заведение, а при достижении ими школьного возраста признают “необучаемыми” и не принимают даже во вспомогательную школу. Родители таких детей особенно сильно чувствуют себя несчастными.

Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.

Для этого родителям очень важно избавиться от стереотипов :

1) «Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него».

2) «Больной ребенок — это наказание за какие-то грехи. Ты сам(а) виноват(а), что он болен».

3) «Если у тебя больной ребенок-инвалид, то жизнь закончена: нужно все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: ”Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!”

Чтобы наладить с аутичным ребёнком контакт, стать ему другом и помощником, необходимо следовать следующим правилам:

Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка.

Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

Мы требуем, что бы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. Мы мечтаем: “Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)”. При этом родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. А если вдруг выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны радужных перспектив, родители испытывают страшный стресс: “Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком!” Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.

Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка .

Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким — с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата . Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине .

Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв.

Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.

Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Уважаемые родители, в следующей статье содержится полезная информация по данной проблематике:

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает на

Запись по тел. 468-500

Учреждения, осуществляющие психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей

1. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», областной медико-педагогический центр
г. Томск, ул. Северный городок, 52, т. 65-18-05

2. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 14
г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-14
Специалисты: логопед, психолог, психиатр, психотерапевт.

3. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 15
г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-15
Специалисты: психолог, психиатр, психотерапевт.

4. Областное государственное автономное учреждение здравоохранения Томский Областной Перинатальный центр
г. Томск, ул. И. Черных, 96/1, т. 64-33-03, 64-75-82

5. Областное государственное автономное учреждение Комплексный центр социаль­ного обслуживания населения Томской области
г. Томск, ул. Мокрушина, 20/3, т. 41-08-22
Специалисты: психолог, соц.педагог, педиатр, физиотерапевт.

6. ООО «Лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама – крепкий малыш»
г. Томск, ул. Транспортная, 5, т. 66-05-02

7. Областное государственное казённое стационарное учреждение «Реабилитаци­онный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Томская обл. п. Калтай, т. 96-72-43, с. 8-906-958-32-73
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

8. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Томской области»
г. Томск, ул. Котовского, 19, т. 55-64-01
Специалисты: логопед, психолог, психиатр.

9. ООО «Центр сопровождения семьи «Инклюзия»
г. Томск, ул. Алтайская, 8/3, т. 52-91-61
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

10. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 22 г. Томска
г. Томск, ул. Елизаровых, 37, т. 54-28-41
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр.

11. Муниципальное учреждение Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска
г. Томск, пр. Ленина, 53, т. 52-84-83
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр, педиатр, невролог, сурдолог, ортопед, офтальмолог.

12. Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстано­вительного лечения»
г. Томск, ул. Елизаровых, 53, т. 54-00-21
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог, невролог, ортопед, офтальмолог.

13. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного об­разования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр»
г. Томск, ул. Елизаровых, 70А, т/ф. 24-44-11
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

14. Муниципальное учреждение «Центр профилактики и социальной адаптации «Се­мья» г. Томска
г. Томск, ул. Куйбышева, д.1, т. 66-97-03, телефон доверия 626 – 046, штаб оперативного реагирования т. 624 – 400
Специалисты: психолог, социальный работник, юрист, логопед.

15. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия
г. Томск, ул. Пирогова, 10, т. 49-00-09
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог.

16. Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина. Культурно-образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья
г. Томск, пер. Батенькова, д. 1, т. 51-56-33
Специалисты: психолог, педагог, библиотекарь.

Учреждения и организации, оказывающие помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям

1. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
г. Томск, ул. Тверская, 74, т. 71-39-98

2. Департамент социальной защиты населения Томской области
г. Томск, ул. Шевченко, 24, т. 49-80-19

3. Центр социальной поддержки населения Кировского района
г. Томск, пр. Кирова, 48, т. 43-21-01

4. Центр социальной поддержки населения Советского района
г. Томск, ул. Тверская,74, т. 71-40-14

5. Центр социальной поддержки населения Октябрьского района
г. Томск, ул. Суворова, 17, т. 68-38-42

6. Центр социальной поддержки населения Ленинского района
г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, 11/2, т. 72-76-09

7. Томская региональная общественная организация помощи детям-инвалидам с ум­ственной отсталостью и их семьям «Парус надежды»
Томская область, пос. Калтай , т. 967-274, 967-373, телефон доверия и экстренной помощи 25-58-03

8. Местная общественная организация томской ассоциации инвалидов детства «Радуга»
г. Томск, ул. Мокрушина, 22, т. 24-37-16

В настоящее время наблюдается рост числа детей с отклонениями в психическом развитии. Одним из достаточно распространенных нарушений психического развития детей является детский аутизм.

Термин «аутизм» от (греческого autos - сам) был введен Блейлером для обозначения особого вида мышления, характеризующегося «оторванностью ассоциаций от данного опыта, игнорированием действительных отношений». Учёный подчёркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями. В 1943 году Л. Каннер в работе «Аутистические нарушения аффективного контакта сделал вывод о существовании особого клинического синдрома «экстремального одиночества» и назвал его синдромом раннего детского аутизма (РДА).

Аутизм- нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.

Аутизм - заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра - 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано - с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой коррекционной работы, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. То есть в условиях своевременной диагностики и начала коррекции большинство аутичных детей, несмотря на ряд стойких психических особенностей, могут быть подготовлены к обучению в массовой школе, нередко обнаруживая одаренность в отдельных областях знаний. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый аутичный ребенок может постепенно продвигаться ко все более сложному взаимодействию с людьми.

Главное, что все эти мероприятия способствуют максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития аутичного ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер личности и в целом, социальной адаптации ребенка.

Любая коррекционная работа может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии психики аутичного ребенка.

По данным исследований, у детей с РДА часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы детей с аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе - появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у детей с аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Примерно у 50% аутистов на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти, избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с детьми, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Преодоление аутизма — длительная и кропотливая работа. Необходима комплексная коррекция аутизма с точки зрения системного подхода: это не просто изменение плохого поведения, не просто «заставить его говорить», а помощь в понимании ребенка родителями, организации развивающего пространства вокруг ребенка, помощь в коррекции нейропсихологических параметров, которые и определяют «странности» сенсорной системы, восприятия мира, эмоционально-волевых проблем.

Дети обладают разными исходными способностями в обработке сенсорной и двигательной информации. У многих детей с аутизмом имеются серьезные проблемы с планированием сложных действий и их последовательным выполнением, и эти проблемы лежат в основе многих проявлений стереотипности в их поведении. Наиболее действенные результаты достигаются при использовании метода нейропсихологической коррекции.

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции, разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Больше чем 80% проблем развития детей связанны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития - во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому, воздействие коррекционной программы направленно изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа пероеходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга. Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции доступен детям с 5 летнего возраста

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных, постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом всегда имеют нарушение восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции - научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция - один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Постоянная работа специалистов с аутичным ребенком и, желательно, его семей является залогом успешного развития и положительной динамики у такого ребенка. При одинаковой тяжести ранних предпосылок судьба ребенка с аутизмом может сложиться совершенно по-разному. Если много лет подряд с ним будут заниматься специалисты различного профиля, если его родители будут осознавать, что, ничего не делая, невозможно надеяться на положительные изменения, и что «сам собой» он не станет другим, то это один вариант. Если же всего вышеперечисленного нет — совсем другой.

Помощь аутичному ребенку «растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е.Каган)

Нейропсихолог

Овчинникова Светлана Владимировна

Полный или частичный отказ от общения с окружающими связан с аутизмом .

Что же такое аутизм?

В настоящее время многие врачи-неврологи, психиатры, психологи, педагоги участвуют в изучении этого явления, столь распространяющегося в наше время. Известно, что аутизм (синонимы: РАС - расстройства аутистического спектра, РДА - ранний детский аутизм) является одним из тяжелых нарушений развития, для которого характерен значительный недостаток социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипные интересы, занятия и паттерны поведения.

Впервые сформулировал и научно обосновал признаки аутизма Лео Каннер в 1943 г: Аутизм -глубокая недостаточность способности установления аффективного контакта, при этом отмечается хороший познавательный потенциал, проявляющийся в бле-стящей памяти у говорящих детей и в решении сенсомоторных задач у мутичных (неговорящих), тревожное навязчивое стремление к сохранению постоян-ства в обстановке, сверхсосредоточенность на определенных объектах и лов-кие моторные действия с ними при этом общая моторика внешне отличается неловкостью в бытовых навыках; мутизм или речь как таковая не направлена на коммуникацию. Пациенты с «Синдромом Канера» испытывали выраженные трудности взаимодействия с окружающим миром и обучении.

В свою очередь Ганс Аспергер в 1944 году выделил еще одну группу симптомов в так называемый «Синдром Аспергера» («Аспи»): раннее появление речи, своеобразие речевых оборотов, склонность к ритуалам, достаточный или высокий уровень интеллектуального развития, бедность мимики и жестов, эмоционально неуместное поведение, трудности коммуникации.

В России Мнухин Самуил Семенович в 1947 г.сформулировал к онцепцию органически обусловленного аутизма. Наиболее выражены симптомы: ослабление либо полное отсутствие каких-либо контактов с окружающей средой, отсутствие ясных

интересов и адекватных эмоциональных реакций, целенаправленной деятельности, неспособность к самостоятельному психическому напряжению, отсутствие в речи социального назначения, эхолалии (повтор слов и фраз за собеседником).

Существуют современные гипотезы возникновения аутизма:

эмоциональная холодность родителей, генетические факторы, биологические нарушения: генетические аномалии и органическое поражение ЦНС, морфологические изменения мозжечка, гипоплазия червя мозжечка и ствола мозга, снижение уровня метаболизма глюкозы в области передней и задней поясных извилин, относящихся к лимбической системе, диспропорция развития размеров головного мозга.

! Очень важно родителям и специалистам вовремя заметить признаки заболевания по диагностическим критериям:

А. при наличии не менее 6 симптомов из перечисленных в рамках критериев 1, 2 и 3, не менее 2 симптомов в рамках критерия 1 и 1 симптома в критериях 2 и 3;

1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействии, проявляющиеся по меньшей мере 2 симптомами из следующих:

а. Выраженное нарушение способности к невербальным действиям прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов, используемых при социальном взаимодействии;

б. Невозможность установить соответствующие уровню развития больного отношения со сверстниками;

в. Невозможность разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми (например, показывать, приносить или указывать предметы, представляющие интерес для ребёнка);

г. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности

2. Качественные нарушения способности к общению, проявляющееся по меньшей мере 1 симптомом из следующих:

а. Задержка развития или полное отсутствие речи (не сопровождаются попыткой компенсировать этот недостаток путём альтернативных способов общения - жестами или мимикой);

б. У больных с неадекватной речью выраженное нарушение способности начинать или поддерживать разговор с другими людьми; стереотипное или повторяющееся использование речевых оборотов;

в. Отсутствие соответствующих уровню развития больного гибкости и спонтанности в выполнении своей роли в игре, основанной на воображении или социальной инициативе.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности, о которых свидетельствует по меньшей мере 1 симптом из следующих:

а. Всепоглощающая озабоченность одной или несколькими моделями интересов, которые не соответствуют норме ни по интенсивности, ни по направленности;

б. Не поддающееся изменению строгое соблюдение специфических, не функциональных рутинных действий или ритуалов; стереотипные, повторяющиеся ужимки (например, взмахи или скручивание рук или пальцев, сложные движения всем телом);

в. Устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов.

Б. Возникшие до 3 лет задержки развития или отклонения от нормального функционирования по меньшей мере в 2 из следующих областей: социальное взаимодействие, речевое общение, символическая или связанная с воображением игра.

В. Нарушения нельзя отнести к проявлениям синдрома Ретта или дезинтегративного расстройства детского возраста.

Каковы же особенности развития личности, на которые обращают внимание прежде всего близкие и воспитатели, педагоги ?

Прежде всего это: замедленное или недостаточное развитие физических, социальных и учебных навыков; несформированность речевого ритма; ограниченность понимания смысла речи; неадекватное использование языковых форм; неадекватность восприятия речевых, слуховых и тактильных образов, боли; дискоординация движений.

В раннем возрасте важные признаки:

v Отсутствие или более позднее появление комплекса оживления;

v Индифферентное отношение к родителям;

v Отсутствие ориентировочных реакций на внешние раздражители;

v Нарушение формулы сна;

v Стойкое снижение аппетита, избирательность в еде;

v Отсутствие чувства голода;

v Беспричинный плач;

v Отсутствие чувства опасности;

v Стремление к сохранению тождества в распорядке жизни.

В дошкольном возрасте важные признаки:

v Избегают общения с другими детьми, могут находиться рядом, но не вступать в совместную игру;

v В игровой деятельности наблюдается своеобразие и стереотипность;

v Познавательная активность крайне избирательна и своеобразна, при тяжелых формах - отсутствует;

v Могут проявляться признаки агрессии и самоагресии;

v Моторная неловкость в сочетании с двигательными стереотипиями;

v Задержка в формировании навыков самообслуживания;

v Бедность и однообразие аффективно-мимических реакций;

v Своеобразие речевой деятельности.

В школьном возрасте важные признаки:

v Сохраняется слабость побуждений;

v Пресыщаемость вынужденным общением;

v Недостаточная координация движений;

v Диссоциация и своеобразие развития восприятия;

v Сенсорная доминантность;

v Чрезмерная избирательность;

v Трудности понимания социальных ситуаций;

v Интеллектуальное развитие зависит от глубины аутизма.

Как же помочь детям с РАС (расстройством аутистического спектра, аутизмом)?

В настоящее время ведущим направлением помощи людям с аутизмом является поведенческая терапия: прикладной бихевиоризм (от англ. слова «behaviour» или в американской транскрипции «behavior» — поведение), прикладной анализ поведения («Applied Behavior Analysis» — « ABA»), «модификация поведения» («Behavior Modification»), «поведенческая терапия» («Behavior Therapy») или «оперантная терапия» («Operant Therapy») используется во всем мире. Поведенческая терапия , как следует из названия, работает с поведением, а именно — с реакциями организма, производящими наблюдаемые изменения во внешней среде или в самом организме. Следовательно, весь коррекционный. процесс описывается в терминах поведения, традиционная психологическая терминология используется в ограниченном объеме.

Целью бихевиоральной терапии является формирование некоторого социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда оно отсутствует или имеются его нарушения. Таким, образом, поведенческий подход является социально ориентированным. Например, навык подражания движениям часто начинают формировать не в естественных для ребенка ситуациях, а на учебном занятии. Поведенческая терапия построена как процесс обучения. Можно сказать, что поведенческая терапия является главным направлением в психотерапии аутизма.

Как правило, работа по методам поведенческой терапии приводит к определенным улучшениям в поведении даже тех детей и подростков, с которыми были неэффективны другие методы работы.

Формирование новых навыков происходит с опорой на

  • физическую помощь — это физический контакт со стороны обучающего, который предъявляется с целью помочь обучаемому проявлять желательную поведенческую реакцию. Например, после того, как ребенок помыл руки, его направляют к перекладине, на которой висит полотенце.
  • вербальную помощь — инструкции или подсказки, которые приводят к появлению формируемой поведенческой реакции.

Ребенка обучают самостоятельно делать бутерброды с сыром. Запускающий стимул — инструкция взрослого: «Маша, делай бутерброд». Инструкции такого плана как «Достань сыр, положи его на доску, возьми нож» и т.п., являются вербальными стимулами, помогающими вызвать поведенческую реакцию. Часто вербальная помощь используется одновременно с моделированием поведенческой реакции.

  • жестовую помощь — это различные указательные жесты, кивки головой и т.п., направленные на то, чтобы вызвать желательную поведенческую реакцию.
  • помощь в виде наглядных стимулов (картинок, фотографий, схем, письменного текста) применяется достаточно часто в обычной жизни.
  • материальные стимулы могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п.
  • социальные стимулы- все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п.
  • занятия, виды деятельности — рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.

Помимо поведенческой терапии используется эмоционально-уровневый подход — разработан В.В. Лебединским, К.С. Лебединской, О.С. Никольской и другими отечественными авторами, этот метод применяют активно медицинские психологи в работе с аутистами.

Учитывая, что аутизм напрямую связан с нарушениями в работе головного мозга и нервной системе, важной сопровождающей и главной помощью является телесно-ориентированный метод , который включает в себя: лечебную физкультуру, кинезиотерапию, реабилитацию, направленную на коррекцию работы регуляторной сферы (срединно-стволовых структур, межполушарного взаимодействия, общей моторики и нейродинамики) и развитие навыка взаимодействия с тренером, выстраивание коммуникации: довербальной (жестовой) и вербальной (речевой), а также работа с эрго-терапевтом по развитию бытовых навыков самообслуживания и труда.

Подводя итог, следует сориентировать близких на работу с обширной командой разных специалистов:

невролог, психиатр, клинический психолог (нейропсихолог, патопсихолог), специальный психолог (педагог), кинезиотерапевт, инструктор ЛФК, физиотерапевт, массажист, поведенческий терапевт, логопед-дефектолог, олигофренопедагог, эрготерапевт и др.

Важно как можно раньше обратить внимание на вышеописанные симптомы и включиться в интеграцию ребенка в социум, наиболее сензитивный (полезный) период начала занятий 3-5 лет.

Не стоит отказываться от помощи грамотных специалистов, ведь здоровье наших близких зависит от нас с Вами!

Загрузка...