docgid.ru

Эклектическая психология. Эклектическая психотерапия. Эклектический подход в работе с травмой

Вызвала смешанную реакцию. Кто-то написал: «Спасибо, актуально». А кто-то заявил, что статья была бесполезная. Мол, ну, да, у моего ребенка установка на данность. А дальше то что с этим делать? Непонятно.

На самом деле, выявить и обозначить проблему – это первый и необходимый шаг . Если вы видите, что ребенок отказывается от сложных заданий, скрывает свои ошибки и промахи, совершенно не воспринимает даже конструктивную критику, ему важнее казаться крутым и умным, чем научиться чему-то– это повод пересмотреть свое поведение и начать серьезную работу. С тем, чтобы установка на данность превратилась в установку на рост. Чтобы заложить основы будущего успеха ребенка.

Итак, что делать, если у вашего ребенка сформировалась установка на данность . Сразу скажу, что волшебного рецепта у меня нет. Нельзя один раз сказать ребенку правильные слова, погладить его по спинке и успокоиться. Для того, чтобы изменить установку, требуется изменить поведение, привычки – свои и ребенка, нужно по-другому выстраивать общение с ним и выработать новые способы реакции на те или иные ситуации.

Я долго и мучительно пыталась заставить себя составить перечень советов. Было сложно. Потому что все проблемы, описанные в предыдущей статье, мы переживаем в нашей семье. У нашего Макса установка на данность. Мы работаем с ней (вернее, против нее:)) уже около года. Прогресс есть и очень серьезный.

К примеру, наш ребенок теперь может достойно переживать неудачу и неуспех. Если раньше, проиграв в какой-то игре или соревновании, он дулся, обижался, кричал, что «теперь никогда и ни за что больше», то сейчас он говорит «давай попробуем еще раз. Что я делал не так? Что мне сделать, чтобы я стал играть лучше?». Да, срывы бывают. Если неудача болезненна (проигрыш младшему по возрасту ребенку, к примеру), то Макс может заплакать. Взахлеб, как маленький. Но через какое-то время подойдет и попросит его потренировать и поучить. Для нас это большой успех.

Остались какие-то вещи, которые требуют внимания и усилий. Постоянное желание Макса быть лучше других. Он жаждет доказательств того, что у него получается выше, красивее, больше, круче… Иногда эти доказательства для него важнее собственного прогресса и роста в том или ином деле. Так что мы не складываем лапки, а продолжаем целенаправленно трудиться над формированием установки на рост. Думаю, что получится.

Ниже советы, которые сработали у нас и, думаю, помогут многим.

1. Хвалите не за способности и интеллект, а за приложенные усилия. Я не первый раз пишу о важности правильной похвалы. Нельзя говорить ребенку «Ах, какой ты у меня умный! Как быстро ты все делаешь! Как здорово у тебя получается!». Нельзя, даже если очень хочется. Почему? – очень просто. Ребенку, конечно, страшно приятно наблюдать ваши восторги, но помимо них он слышит во что: «Если в следующий раз ты сделаешь задание медленнее или ошибешься, значит, не такой уж ты умный и замечательный».

Критерием успеха для него становится быстрота и правильность выполнения того или иного упражнения. А какие упражнения можно быстро и без ошибок выполнить? – Правильно, самые легкие. Похвала за ум и способности формирует у ребенка привычку выбирать самые простые дела и задания. Ведь у них он сможет блеснуть. Неуспех или неудача становятся для него доказательством собственной никчемности, бесталанности и неумности.

Совсем другая картина возникнет, если вы будете хвалить ребенка за усилия, за труд, который он вложил, за упорство в преодолении трудностей, за найденные и исправленные ошибки. Звучит странно. Как, хвалить за исправленные ошибки, а не за их отсутствие? – да, именно так. Быстро и без ошибки? – Скорее всего, задание было слишком легким. Так и скажите ребенку. «Знаешь, дружок, мне кажется, это задание для тебя очень легкое и ты не сможешь ничему научиться, выполняя его. Давай попробуем найти для тебя более интересную задачу».

2. В случае неуспеха дайте ребенку адекватную обратную связь. Многие родители бояться расстроить ребенка, честно рассказав ему о его ошибках. Особенно, если ребенок находится в грусти и печали после какой-то неудачи. Ребенок проиграл в игре или соревновании. Что ему сказать? – Я думаю, ты был самым лучшим. Для меня ты всегда лучший. – Не так уж это и важно, подумаешь, проигрыш. – В следующий раз у тебя обязательно получится!

Обратите внимание, все эти реплики родители, хорошие родители, произносят из лучших побуждений. И все они оказывают ребенку медвежью услугу. В первом случае ребенок понимает, что мама или папа врут. Он же знает, что не был лучшим. Во втором родители обесценивают то, что важно для ребенка. И он учится: то, что у меня не получается, не имеет особого значения. Не получится – я на это плюну, и все. Третий случай самый коварный, казалось бы, все правильно. Подбадриваем и мотивируем ребенка. Но давайте вдумаемся. С чего вдруг у него что-то получится в следующий раз? Потому что он такой способный? Потому что вы в него верите?

На самом деле, как бы жестоко это не выглядело, ребенку стоит рассказать правду. О том, что пока еще он не настолько хорош, чтобы побеждать в соревновании. О том, что ему стоит научиться этому и тому, исправить то и это. Что стоит приложить много усилий. Что если он хочет побеждать, то на тренировки стоит тратить больше времени и учиться на ошибках.

В общем, не утешайте, не успокаивайте. Лучше расскажите, что пошло не так и как это исправить. Вот более подробно об обратной связи в случае неуспеха.

3. Критикуйте, но не оценивайте. Опять же, многие мамы и папы бояться критиковать ребенка. Мол, критика только усугубит ситуацию. Они правы. Критиковать ребенка не стоит. А вот его поведение можно и нужно.

Рассмотрим частую ситуацию: у ребенка что-то не получается, скажем, понять какое-то математическое правило и применить его к решению задачи. Можно сказать: «Да, способностей у тебя к математике ноль. Эх ты, деревянная голова». Это плохо. Это плохо даже в мягком варианте: «Ты у меня гуманитарий».

А вот объяснить ему, в чем, собственно, проблема, почему не получается – надо обязательно. «Милый, ты пытаешься найти ответ, так и не поняв принцип решения задачи. Ты ведь не осознал по-настоящему, каким образом можно построить схему, которая поможет тебе найти решение. Ты торопишься, чтобы поскорее отделаться от домашнего задания. Так дело не пойдет».

Ребенок пытается отбить теннисный мяч. Не выходит. Можно сказать: «Неумеха». А можно показать, почему не получается – не так держит ракетку, слишком поздно ее поднимает,… Чувствуете разницу? Оценочная критика вредит ребенку, внушает ему неуверенность в своих силах. А конструктивная – напротив, помогает ему понять, как добиться успеха.

4. Повышайте стандарты и требования, но не забывайте показать ребенку, как им соответствовать. Это логичное продолжение предыдущего правила. Недостаточно указать на ошибки и недочеты. Важно показать, как их можно исправить.

Самые мудрые учителя и тренеры задают для своих учеников очень высокую планку. Но при этом, не оставляют их в неведении. Они демонстрируют по шагам, поэтапно, как достичь успеха. Они инструктируют и направляют ребенка. Они снабжают его набором инструментов, с помощью которых он может прийти к цели. Делайте то же самое.

5. Покажите пример своим поведение. Один из самых важных пунктов. Бывает, что родители отлично запоминают все правила и очень правильно хвалят, критикуют и направляют ребенка. Но в один прекрасный момент он слышит мамино восклицание по отношению к соседскому мальчику: «Какой же он умница, настоящий талант» или «У, это полная бездарность». И ребенок начинает думать, если мама так оценивает мальчика, то что же она думает о нем. Понимаете, нельзя в отношении собственного ребенка применять одни принципы и правила, а в отношении остальных людей (в том числе и к себе) – другие. Ребенок воспринимает картину мира целиком. И непременно выявит противоречия и несоответствия.

Расскажу историю из жизни. У нашего Макса есть противная особенность. Если что-то пошло не так, то он первым делом ищет, на кого бы свалить вину. Признать свои ошибки для него очень сложно. Серегу эта особенность страшно нервирует и он всеми силами с нею борется.

И вот как-то я слушала очередные мужнины нравоучения и вдруг меня осенило. Так ведь сам Серега никогда в жизни свои ошибки публично не признает. Да, он может чувствовать свою вину, он может жутко переживать – я то знаю. Но если зайдет речь о случившемся, то никогда и ни за что он не скажет прямым текстом, что был не прав – по крайней мере, перед Максом и бабушкой. То ли он считает это ниже своего достоинства, то ли еще что. Но факт остается фактом, Серега всегда оказывается на высоте, а виноваты другие люди или обстоятельства.

Я к этой особенности супруга привыкла и на нее внимания не обращаю. Я знаю, что это показуха. Но Макс то об этом не знает. Он наблюдает, как «папа всегда прав». А папа для него авторитет необыкновенный, выше только звезды.

И получается, что Серега ему говорит одно, а поступает совсем по-другому. Неудивительно, что Макс, который очень хочет быть как папа, продолжает искать виноватых. Поговорила на эту тему с супругом. – Слушай, — говорит. – Ты, наверное, права. Вот блин.

Действительно блин:) Теперь мы взяли за правило время от времени обсуждать свои промахи. При Максе.

А еще мы частенько рассказываем сыну истории выдающихся людей и их успехов. Не в смысле, вот какие они гении, а про их жизненные перипетии, их труды и усилия. Про то, что даже самую большую неудачу можно превратить в выдающийся успех. Про то, что талант без труда ничего не стоит.

А какие секреты по формированию установки на рост есть у вас? Поделитесь!

Это был самый сокрушительный момент его жизни. Но во время второго тайма подумал: «Если ты сделал ошибку, тебе придется ее исправить. И я понял, что у меня есть выбор. Я мог упиваться горем, а мог сделать что-то, чтобы преодолеть его». Маршалл собрался и во второй половине матча провел одну из лучших своих игр, внеся существенный вклад в победу своей команды.

Вместо того чтобы позволить этому случаю навсегда покрыть его позором, Маршалл взял над ним верх. Он использовал неудачу, чтобы стать лучше и как игрок, и, по его мнению, как человек. Однако для людей с установкой на данность подобная «потеря лица» может превратиться в неизгладимую, не дающую им покоя травму.

Сухарь

Жил-был конь, настолько маленький и корявенький, что его подумывали усыпить. Жила-была еще целая команда людей - жокей, хозяин и тренер, - также искалеченных жизнью, каждый по-своему. Но благодаря чрезвычайной решимости всем судьбам назло они стали победителями.

История времен Великой депрессии о лошади по кличке Сухарь и ее слепнущем жокее, которые вопреки всем своим бедам стали чемпионами США, легла в основу книги и фильма, знакомого российскому зрителю под названием «Фаворит». Для истерзанной нации эта лошадь и ее жокей превратились в символ того, что с помощью силы духа и стойкости можно преодолеть все.

Не менее трогательна история и самого автора романа «Сухарь: легенда Америки» Лоры Хилленбранд. В свои студенческие годы она пережила жестокий приступ хронически рецидивирующей астении, от которой так никогда полностью и не излечилась, из-за чего нередко оказывалась не в состоянии работать. Но история о «лошади, которая смогла», тронула ее и вдохновила на написание прекрасной прочувствованной истории о триумфе . Книга стала памятником и триумфу Сухаря, и ее собственному.

Если посмотреть сквозь призму установки на рост, и та и другая история - свидетельство того, сколь велика преобразующая мощь усилий. Мощь, способная изменить ваши способности и вас самих как личность.

Большое усилие - большой риск

Если некто знает, что ему чего-то недостает, то может пыхтеть, сколько ему заблагорассудится, без ущерба для своей репутации. Однако если предмет вашей гордости - полное отсутствие недостатков, если вы слывете гением, талантом или самородком, вам есть что терять. Усилия могут принизить вас.

Дебют Нади Салерно-Зонненберг состоялся, когда юной скрипачке было всего десять лет. Тогда она выступила с Филадельфийским оркестром. Тем не менее Надя приехала учиться в Джульярдской школе музыки у великого скрипичного педагога Дороти Делэй, имея целый «комплект» . Ее техника владения смычком и постановка пальцев были крайне неуклюжими, скрипку она держала неправильно, но отказывалась что-либо менять.

Через несколько лет Надя заметила, что другие ученики догоняют и даже обгоняют ее.

А в восемнадцать она пережила настоящий кризис веры в себя. «Я привыкла к успеху, к тому, что в газетах меня называют чудо-ребенком, и вдруг почувствовала себя неудачницей». Этот вундеркинд боялся попыток. «Все, что я испытывала, сводилось к страху провала… Если ты пойдешь на прослушивание и не будешь стараться, если ты реально не готовился, не потрудился как следует и не выиграл, тогда у тебя есть оправдание… Нет ничего сложнее, чем признать: я вложил в это дело всего себя, а результат оказался недостаточно хорош».

Для людей с установкой на данность нет мысли более пугающей, чем та, что можно попытаться и провалиться, не имея никакого оправдания. Эта мысль преследовала Надю и буквально парализовывала ее. В какой-то момент девушка даже начала ходить на занятия без скрипки! А затем однажды, после того как столько лет проявляла терпение и понимание, Делэй заявила своей ученице: «Послушай, если ты на следующей неделе не принесешь свою скрипку, я выгоню тебя из моего класса».

Надя пришла в ужас от мысли, что может потерять учителя. И решила, что честный провал - все же лучше, чем то, к чему она придет, продолжая в том же духе. Она снова начала заниматься с Делэй и готовиться к предстоящему конкурсу, впервые выложилась целиком и, кстати, победила.

Вот что она сейчас говорит: «Теперь я точно знаю, что любимому делу нужно отдавать все силы, работать с полной отдачей. И если это музыка, готовься преодолевать себя всю оставшуюся жизнь».

Каждый ли может добиться успеха?

Все ли люди с правильной установкой способны на великие свершения? Можно ли отправиться в худшую среднюю школу своего региона и научить тамошних школьников высшей математике? Если да, тогда будет совершенно ясно, что с правильной установкой и правильным преподаванием люди способны на большее, чем принято ожидать.

Гарфилдская средняя школа была одним из худших учебных заведений Лос-Анджелеса. Сказать, что ее ученики в ней не интересовались учебой, а учителя не питали иллюзий, что могут что-либо изменить, - это значит ничего не сказать. Но Хайме Эскаланте, прославившийся после выхода в свет фильма «Выстоять и сделать», недолго думая взял да и научил ее подопечных - детей из беднейшего латиноамериканского квартала города - математике на уровне вуза.

Со свойственной ему установкой на рост он задался вопросом: «Как я смогу это сделать?», а не «Смогу ли я это сделать?», а также «Как они лучше всего будут усваивать материал?», а не «Смогут ли они вообще усвоить такой материал?»

Эскаланте не просто преподавал школьникам высшую математику, а смог, вместе со своим коллегой Бенджамином Хименесом, вывести своих учеников на первые места в общенациональном тесте по математике.

В 1987 году Гарфилдская средняя оказалась на четвертом месте в стране по количеству учеников, сдавших тест по программе углубленного изучения математики. Впереди нее оказались только три другие муниципальные школы, причем среди них были средняя школа им. Стайвесанта и средняя школа естественных наук Бронкса - элитные нью-йоркские школы с математическим уклоном.

Более того: большинство учеников школы в Гарфилде получили настолько высокие оценки за этот тест, что завоевали право на поступление в колледж. Всего несколько сотен американских школьников мексиканского происхождения в том году сдали тест на таком высоком уровне. Это означает, что мы, недооценивая способность учеников к развитию, теряем огромный интеллектуальный потенциал.

Enron и установка на таланты

В 2001 году мир бизнеса потрясла новость: Enron - пример для подражания всех корпораций, компания будущего - банкрот. Что случилось? Как такая многообещающая компания могла потерпеть крах? Почему все пошло прахом? Из-за некомпетентности? Или из-за коррупции? Нет. Все произошло из-за установки.

По мнению Малкольма Гладуэлла, обозревателя еженедельного журнала New Yorker, американские корпорации помешались на талантах. И действительно, все гуру из McKinsey в один голос твердили: сегодня корпорациям для успеха требуется установка на таланты. Точно так же как в спорте, настаивали они, самородки бывают и в бизнесе. Точно так же как спортивные клубы выписывают огромные чеки, чтобы заполучить особо талантливого игрока, так и корпорации не должны скупиться при найме гениев.

Как пишет Гладуэлл, «эта “установка на таланты” стала новой религией американского менеджмента». Она легла в основу корпоративной культуры компании Enron и… посеяла семена ее погибели.

Компания Enron усиленно привлекала большие таланты, главным образом людей с «мудреными» степенями и званиями, что само по себе не так уж и плохо. Она платила им большие деньги, в чем тоже нет ничего страшного. Но, полностью доверившись их таланту, Enron допустила роковую ошибку: она создала культуру, боготворящую талант, тем самым побуждая своих сотрудников стремиться выглядеть и действовать необычайно талантливо. По сути, она навязала им установку на данность.

В своей статье Гладуэлл приходит к выводу, что люди, попавшие в условия, при которых их ценят за врожденный талант, начинают переживать угрозу своему имиджу как смертельную опасность. «Они никогда не пойдут на то, чтобы принять меры к исправлению. Они ни за что не согласятся выйти и признать свои ошибки перед инвесторами и обществом. Они скорее солгут». Очевидно, что компания, не способная исправлять свои просчеты, не может процветать.

Если Enron погубила установка на данность, означает ли это, что у компаний, которые живут и здравствуют, имеется установка на рост?

В своей книге «От хорошего к великому» Джим Коллинз говорит, что ключевым для успеха фактором является тип лидера, стоящего во главе организации. Как показало исследование, у всех руководителей, приведших свои компании к величию, имелись определенные общие черты.

Во всех случаях у руля оказывался не харизматичный босс, объявивший себя великим талантом, а человек скромный, постоянно задающий себе и другим различные вопросы и способный принять любой ответ. Это были люди, способные смотреть правде в глаза, признавать провал, даже собственный, и при этом сохранять веру в то, что в конце концов они смогут добиться успеха.

Взаимоотношения: установка и любовь (или ненависть)

Семья Контос подготовилась к свадьбе на славу. Николь Контос в сногсшибательном свадебном платье приехала в церковь на «роллс-ройсе». Архиепископ уже ждал внутри, чтобы провести церемонию бракосочетания в присутствии пары сотен друзей и родственников, слетевшихся со всего мира. Все шло просто идеально. До того самого момента, пока шафер не подошел к невесте и не сообщил ей новость: жених не приедет. Вы можете себе представить, какой это был шок, какая боль?!

Семья, подумав о двух сотнях гостей, решила, что торжественный обед все же должен состояться. А затем спросили Николь: что она будет делать? Проявив невероятное мужество, она надела маленькое черное платье и тоже отправилась на прием, где станцевала соло под музыку I Will Survive. Это был не тот танец, о котором она мечтала, но именно он сделал ее героиней страны - на следующей день о ее полном драйва поступке говорила вся пресса.

Николь погоревала, но не погрузилась в депрессию на долгие годы.

Поступок Николь схож с поступком футболиста, побежавшего в неправильном направлении. Произошло событие, которое могло унизить и заклеймить их навсегда, но эти люди сделали так, что оно их возвысило. И что еще примечательно. Николь много раз повторяла, какой болезненной для нее была полученная травма (еще бы, оказаться брошенной на собственной свадьбе!), но она ни разу не употребила слово «унижение».

Если бы она восприняла случившееся как приговор, подтверждение ее негодности и неполноценности - и почувствовала бы себя униженной, - то сбежала бы и спряталась ото всех. Вместо этого ее чистая, искренняя печаль дала ей силы подпитать себя любовью друзей и родственников и начать процесс излечения. Кстати, а что произошло далее с Николь? Пару лет назад в том же самом свадебном платье и в той же самой церкви она вышла замуж за потрясающего парня. Было ли ей страшно? Она говорит: «Нет. Я знала, что он придет».

Люди с установкой на данность воспринимают тот факт, что их отвергли, как оценку их качеств, как клеймо, которое они теперь будут носить вечно. Будто им вынесли официальный вердикт и написали у них на лбу: «К любви не годен!» Дня не проходит, чтобы они не испытывали обиды и не думали о мести.

У людей с установкой на рост иное восприятие. Им важно понять произошедшее, простить и двигаться далее. Хотя они тоже переживают случившееся глубоко и тяжело, они хотят извлечь из этого урок.

Застенчивость

Что могут рассказать нам о застенчивости установки? Чтобы ответить на этот вопрос, Дженнифер Биэр провела исследование с участием нескольких сотен людей. Она измеряла их установку, оценивала степень застенчивости, а затем попарно знакомила. Весь процесс снимался на камеру, и позже опытные эксперты изучали отснятый материал и оценивали взаимодействие участников эксперимента.

Установка на рост помогает справиться с застенчивостью.

Биэр выяснила, что люди с установкой на данность более склонны к проявлению застенчивости. Это вполне логично. Установка на данность заставляет переживать по поводу того, как вас оценят. Но застенчивых людей было довольно много и среди тех, кто разделял установку на рост. И когда Биэр начала изучать результаты внимательнее, она обнаружила еще более интересные факты.

Застенчивость негативно сказывалась на социальном взаимодействии людей с установкой на данность, но не имела такого эффекта в социальных связях людей с установкой на рост. Оценки экспертов подтвердили: хотя обладатели обеих установок первые пять минут знакомства сильно нервничали, впоследствии люди с установкой на рост демонстрировали более развитые социальные умения, производили лучшее впечатление на собеседников и налаживали с ними более приятное общение.

На это имелись свои причины. Застенчивые люди с установкой на рост смотрели на социальные ситуации как на вызов. Даже смущаясь, они приветствовали возможность познакомиться с новым человеком. А застенчивые люди с установкой на данность, наоборот, стремились избежать встречи с кем-то, кто может обладать более развитыми навыками общения.

Вот как психотерапевт, профессор психиатрии Скотт Вецлер рисует портрет своего клиента Джорджа - человека с установкой на данность. Джордж был невероятно застенчивым, особенно с женщинами. Он так страстно желал производить впечатление человека невозмутимого, остроумного и уверенного в себе и так беспокоился, что может показаться неумелым и нелепым, что просто терял дар речи и вел себя с людьми крайне холодно и сдержанно.

Когда его симпатичная коллега Джин начала с ним флиртовать, он был так взволнован, что начал ее избегать. Однажды в кафе неподалеку от офиса Джин подошла к Джорджу и игриво предложила, чтобы он попросил ее присоединиться к нему. Он не смог придумать достаточно остроумного ответа, чтобы произвести на нее впечатление, и просто сказал: «Мне все равно, можешь сесть, где хочешь».

Джордж, что же ты творишь?! А ведь он просто пытался защитить себя от риска быть отвергнутым и старался не проявить лишней заинтересованности. В определенном смысле ему действительно удалось произвести впечатление - показаться человеком, не заинтересованным в общении.

Со временем Вецлер помог Джорджу преодолеть страх быть оцениваемым. Джордж понял, что Джин не собиралась его осуждать или унижать - она просто хотела узнать его поближе. Теперь он был сфокусирован не на том, какое впечатление он произведет, а на развитии отношений. Он уже был в состоянии поддержать с Джин контакт. Несмотря на смущение, он подошел к ней, извинился за проявленную грубость и предложил пообедать вместе.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Установка на данность и установка на рост

Если вам свойственна установка на данность, каждая ситуация, в которой вы оказываетесь, представляет собой референдум по вопросу о том, обладаете ли вы теми качествами и способностями, которые себе приписываете? Дети с установкой на данность прекрасно себя чувствуют, пока решают относительно легкие головоломки. Но, когда начинаются трудности, у них в голове раздается шепоток: «Ты не справишься. У тебя для этого недостаточно способностей». И они начинают нервничать, теряют терпение, расстраиваются, утрачивают веру в успех. Лучше сразу сдаться, чем продолжать ощущать и демонстрировать свою некомпетентность.

Дети с установкой на рост предполагают, что способности к решению головоломок не являются чем-то раз и навсегда данным. Они предполагают, что это навык, который можно развивать, и видят в решении более трудных головоломок как раз те упражнения, которые необходимы для совершенствования данного навыка. Дуэк поясняет: «Неудачи их не только не обескураживали; они даже не считали это неудачами. Такие дети видели в ошибках просто процесс учебы». Для них головоломка является не способом оценки навыков и способностей, а средством для развития их; она не экзаменатор, а тренер.

Получается так, словно дети с установкой на рост решают головоломки в учебном классе, а дети с установкой на данность делают то же самое в экзаменационной аудитории. В каком из двух помещений вы предпочли бы находиться?

Дуэк замечает, что многие из нас считают, что наши фундаментальные черты характера, качества, особенности личности высечены в камне. Слова, которые мы слышали в свой адрес в детстве, лишь подкрепляют эту тенденцию: «Он прирожденный лидер», «Она такая умница», «Ты такой добрый мальчик», «Ты рожден быть спортсменом». Наши идентификационные истории основаны на том, какими качествами мы обладаем. И из этого напрашивается очевидный вывод: природу никакими усилиями не обманешь. Как нам на роду написано, так и будет, так что и суетиться незачем.

Из книги Психологические типы автора Юнг Карл Густав

б) Установка бессознательного Может быть, кажется странным, что я говорю об «установке бессознательного». Как я уже достаточно объяснял, я представляю себе отношение бессознательного к сознанию как компенсирующее. При таком воззрении бессознательное так же имело бы

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Установка и внимание Высокая избирательность ориентировочного рефлекса может появиться и в отношении его эффекторной, двигательной части.Исследования показали, что если человек ожидает вспышки света, то у него возникает изменение электрических ответов («вызванных

Из книги Практическая психология для менеджера автора Альтшуллер А А

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Установка на избранность Никто и ничего в этом мире вам не даст. Вы должны либо сами взять то, что вам нужно, либо создать условия, при которых вам это отдадут добровольно. Ваше оружие – просьба, угроза, давление, создание противникам проблем. И это оружие должно иметь

Из книги Фитнес для ума автора Лисс Макс

Из книги Безопасное общение, или Как стать неуязвимым! автора Ковпак Дмитрий

Установка долженствования Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово «должен» является в большинстве случаев языковой ловушкой, поскольку означает: «только так и никак иначе», «на 100 процентов». Поэтому словоформы «должен», «должны», «должно» и им

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Установка катастрофизации Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации. Отражает иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Установка проявляет

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Установка максимализма Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь. А также последующее использование их в качестве эталона для определения ценности

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Установка персонализации Проявляет себя как склонность интерпретировать события в аспекте личных значений, связывать события с собой, когда нет никаких оснований для этого.«Все на меня смотрят», «Наверняка эти двое сейчас оценивают меня» и т. п.Слова-маркеры:

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Установка сверхобобщения Сверхобобщение относится к образцам выведения общего правила или вывода на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) обо

Из книги автора

Установка оценочная Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание может оказать и отрицательное влияние, если какую-то отдельную особенность человека отождествляют с ним в

Из книги автора

Из книги автора

К чему ведет лидеров установка на данность В отличие от Алана Вюртцела, лидеры компаний, которых Коллинз использовал в качестве группы сравнения, демонстрировали явно выраженные симптомы установки на данность.Руководители с установкой на данность (и вообще все ее

Из книги автора

8.2. Мотивационная установка Выше уже говорилось, что с началом действия (или деятельности) мотив не исчезает, он остается в памяти, придавая смысл этому действию, а цель действия фиксируется в механизме его контроля - аппарате сличения в виде эталона, с которым происходит

Из книги автора

Переход от установки на данность к установке на рост Разобравшись с упрощающими ярлыками, давайте обратимся к другому аспекту процесса самоидентификации: считаете ли вы свои качества и черты характера фиксированными, данными раз и навсегда, или они могут меняться и

Из книги автора

Установка оценочная Дурак обвиняет других; Умный обвиняет себя; Мудрый же не обвиняет никого. Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание демонстрирует свой иррациональный

При исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ . По сути происходит интеграция разных представлений о психических процессах в общую концепцию. Интеграция (от лат. integer – целый) представляет собой процесс объединения частей в целое. Для эклектизма, в отличие от интеграционизма, характерна ориентация на эмпирическую эффективность выбранных методов из различных психотерапевтических систем. Эклектическая психотерапия ориентирована на реальный результат, который не всегда теоретически осмыслен и чаще не подвергается научной рефлексии. Следует отметить, что большинство из современных психотерапевтических направлений (число которых насчитывается по разным источникам от 250 до 400), относятся к сугубо практической деятельности, очень отдаленно связанной с теоретической. Это свидетельствует об объективной необходимости синтеза разнородного и чрезмерного по масштабам психотерапевтического материала в некой общей теоретической системе, отличающейся более высокой степенью абстракции, чем предыдущие, и опирающейся на ясную методологическую базу. Таких интегративных моделей так же может быть достаточно много, но все же их предположительное число будет значительно меньше существующего, что значительно облегчит усвоение психотерапевтических знаний и создаст условия для взаимопонимания между представителями различных школ и направлений.

Существует принципиальное отличие интегративной психотерапии от эклектической:

 эклектическая психотерапия ориентирована на метод и ситуативный результат;

 интегративная психотерапия ориентирована на идею, стоящую за любым методом, и предвосхищаемый результат.

Другими словами, интегративная психотерапия не работает с методом отдельно от идеи.

Представления о человеке в разных психологических школах неоднородно и напрямую связано с выбором основополагающей концепции личности и её развития. Наиболее ярко выделяются три направления: психоаналитическое, бихевиоральное и гуманистическое .

Психологи бихевиорального направления сделали объектом научного изучения стимулы внешней среды и соответствующие им ответные реакции организма – поведение.

В психоанализе объектом изучения являются врожденные бессознательные инстинкты и возникающие вследствие попыток их реализации конфликты.

Гуманистическая психология – психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

Отечественные психологи за основу изучения личности человека принимают понятие деятельности, которая определяет специфику общественной жизни людей, и состоит в целенаправленном преобразовании объективной природы и социальной действительности.

По существу, каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. Все больше и больше психологов избирают эклектический подход.

Эклектический подход

Помимо рассмотренных нами, существует и много других разновидностей психотерапии. Некоторые из них приведены в табл. 16.5. Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода. Скорее, их подход - эклектический, вобравший в себя элементы из многих методов, которые они считают наиболее подходящими с учетом личности данного клиента и ᴇᴦο конкретных симптомов. Хотя теоретическая ориентация представителей эклектического направления склоняется к тому или иному методу или школе (например, скорее к психоанализу, чем к бихевиоризму), они чувствуют себя вправе отбросить представления, которые сочтут не чересчур полезными, или заимствовать методику у других школ. Кроме того, при работе с клиентами, имеющими серьезные проблемы, многие психотерапевты пользуются как психотерапевтическими приемами, так и лекарственной терапией (психотерапевты, не являющиеся врачами, работают в сотрудничестве с психиатрами, прописывающими лекарства их пациентам).

Таблица 16.5. Другие подходы в психотерапии

Название Направленность Основные методики
Гештальт-терапия Осознание личности в целом путем проработки неразрешенных конфликтов и раскрытия тех аспектов бытия индивида, которые недоступны сознанию. Акцент на силе осознания своих чувств и поведения в данный момент. Терапия проводится а окружении группы, но терапевт каждый раз работает с одним индивидом. Лучшее осознание достигается разыгрыванием содержания фантазий, снов или представлением двух сторон конфликта. Сочетание психоаналитического акцента на разрешении внутренних конфликтов с бихевиористским акцентом на осознании своего поведения и гуманистическими соображениями о самоактуализации.
Реалистическая терапия Выяснение ценностей индивида, оценка текущего поведения и будущих планов в их связи с этими ценностями. Принуждение индивида к тому, чтобы принять на себя ответственность. Терапевт помогает индивиду увидеть последствия возможного хода действий и выбрать реалистичное решение или цель. После того как план действий выбран, можно подписывать контракт, в котором клиент соглашается пройти курс терапии.
Рационально-эмоциональная терапия Замена некоторых иррациональных идей (важно, чтобы все всегда меня любили и мной восхищались; я должен быть компетентен во всем; у человека нет контроля над своей печалью и несчастьем) реалистичными. Предполагается, что когнитивные перемены вызовут эмоциональные изменения. Терапевт критикует идеи индивида и выдвигает противоречащие им (иногда тонко, иногда прямо), пытаясь убедить ᴇᴦο взглянуть на ситуацию более рационально. Близко к когнитивной терапии Бека, но здесь терапевт более прямо противостоит клиенту.
Трансактный анализ Осознание намерений, с которыми индивид вступает в общение, снятие уверток и обмана, так чтобы он смог верно интерпретировать свое поведение. Групповая терапия. Отношения внутри брачной пары или между членами группы анализируются в терминах личностной компоненты говорящего - ʼʼродителяʼʼ, ʼʼребенкаʼʼ или ʼʼвзрослогоʼʼ (аналогично фрейдовским суперэго, оно и эго) и намерения, стоящего за сообщением. Выявляются деструктивные социальные взаимодействия и игры на предмет выяснения того, что они собой представляют.
Гипнотерапия Снятие болезненных симптомов и укрепление процессов эго путем оказания помощи индивиду в отвлечении от реальности и конструктивном использовании воображения. Терапевт применяет различные гипнотические процедуры, чтобы ослабить переживание конфликта и сомнений путем переключения внимания человека, скорректировать симптомы прямым внушением или вытеснением и укрепить способность индивида к преодолению ситуации.

Приведены некоторые виды психотерапии, не обсуждающиеся в тексте.

Загрузка...