docgid.ru

Теория всего

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 8 марта 2013 года Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 11-ФЗ.

Комментарий к статье 5.42 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Специальным нормативным актом, регулирующим данные отношения, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2005).

Объективную сторону данного правонарушения образует необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Согласно ст. 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Субъектом данного правонарушения является соответствующее должностное лицо, отказавшее инвалиду в трудоустройстве. Им также может быть работодатель, если он выполняет организационно-управленческие функции.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

2. Объект правонарушения - см. комментарий к части 1 данной статьи. Отношения, связанные с признанием гражданина безработным и предоставлением ему в связи с этим определенных социальных гарантий, регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08.2004). Кроме того, Порядок регистрации гражданина в качестве безработного утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 01.02.2005).

Объективную сторону образует необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. Основания для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного предусмотрены названными выше нормативными актами. Так, в ч. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными.

Кроме того, следует иметь в виду, что безработным может быть признан только трудоспособный гражданин. Поэтому если инвалид был признан медико-социальной экспертной комиссией (МСЕК) полностью нетрудоспособным, то он не может быть зарегистрирован в качестве безработного.

Субъектами данного правонарушения могут быть соответствующие должностные лица органов занятости.

С субъективной стороны данное деяние может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

Другой комментарий к статье 5.42 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О статусе работодателя см. п. 1 комментария к ст. 5.28, п. 1 комментария к ст. 5.29. Основные права и обязанности работодателя определены ст. 22 Трудового кодекса РФ.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ) под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты такого лица.

Под ограничением жизнедеятельности подразумевается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом определены Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965.

2. Организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ.

В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническому и организационному оснащению, дополнительному оснащению и обеспечению техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей - причинителей вреда.

4. Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, не имеющий работы, зарегистрированный в органе Минтруда России в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней.

Для принятия решения о признании инвалида безработным он представляет в указанный орган наряду с документами, установленными Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", индивидуальную программу реабилитации инвалида, разработанную в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Отказ должностного лица органа Минтруда России в регистрации инвалида с нарушением указанных требований квалифицируется по ч. 2 комментируемой статьи.

5. См. п. 5 комментария к ст. 5.38.

СТ 5.42 КоАП РФ

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.42 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом указанных правонарушений являются общественные отношения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, защитой от безработицы и содействием в трудоустройстве.

Комментируемая статья предусматривает два состава административных правонарушений: неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты и необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного.

Правовые основы обеспечения занятости и трудоустройства инвалидов закреплены в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также в иных нормативных правовых актах.

Инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются дополнительные гарантии трудовой занятости, в том числе установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирование создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов и др. Такие гарантии предоставляются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Целью проведения указанных специальных мероприятий является обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых прав инвалидов и повышение их конкурентоспособности на рынке труда.

2. Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, являются общественные отношения, связанные с реализацией инвалидами права на трудоустройство в пределах установленной квоты.

В ст. 21 названного Закона определены правила установления квоты для приема на работу инвалидов.

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

В случае если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

3. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, характеризуются совершением действий, которые представляют собой необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

4. Субъектами рассматриваемого правонарушения по ч. 1 являются должностные лица - руководители организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и иные должностные лица организаций, осуществляющие прием на работу граждан.

5. С субъективной стороны правонарушение по ч. 1 комментируемой статьи может быть совершено только умышленно.

6. Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является право инвалида на защиту от безработицы и признание его безработным. Общие положения о порядке и условиях признания граждан безработными содержатся в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Правила регистрации безработных граждан утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891. При постановке на регистрационный учет инвалидам в числе прочих документов необходимо представить индивидуальную программу реабилитации, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Регистрация инвалида в качестве безработного осуществляется на основании решения государственного учреждения службы занятости населения о признании его безработным.

7. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, составляет противоправное действие, выражающееся в необоснованном отказе в регистрации инвалида в качестве безработного. Отказ можно квалифицировать как необоснованный при наличии у инвалида законных оснований для регистрации его безработным.

8. Субъектами административного правонарушения по ч. 2 являются должностные лица, в обязанности которых входит регистрация граждан, в том числе инвалидов, в качестве безработных.

9. С субъективной стороны правонарушение по ч. 2 комментируемой статьи может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляют должностные лица органов социальной защиты и должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения (ст. 28.3 КоАП РФ).

11. Дела о правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

Комментарий к статье 5.42 КоАП РФ:

1. Цель настоящей статьи - административно-правовыми мерами обеспечить защиту конституционного права инвалидов на труд. Эта статья предусматривает два состава административных правонарушений.

2. Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в области трудоустройства и занятости инвалидов. Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Отдельные вопросы решаются нормативными правовыми актами Правительства РФ. Субъекты РФ в пределах своей компетенции также принимают законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся трудоустройства и занятости инвалидов.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1) определяет понятие "инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Правительством РФ. В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых прав законодательством РФ инвалидам предоставляются дополнительные гарантии, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (см. ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

3. Предметом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является право инвалида на трудоустройство в пределах установленной квоты. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии - отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, т.е. в невыполнении возложенной на него обязанности.

5. С субъективной стороны административное правонарушение по ч. 1 данной статьи характеризуется прямым умыслом.

6. Субъекты административного правонарушения - должностные лица (руководители организаций независимо от их организационно-правовых форм; иные должностные лица этих организаций, осуществляющие обязанности по приему на работу граждан).

7. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, посягает на право инвалида о признании его безработным. Общие нормы о порядке, условиях признания граждан безработными установлены Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Специальные положения о порядке и условиях признания инвалида безработным закреплены в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 25).

8. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 г. N 847н. Регистрация инвалида в качестве безработного осуществляется на основании решения государственного учреждения службы занятости населения о признании его безработным.

9. Объективную сторону рассматриваемого по ч. 2 данной статьи правонарушения составляет действие - необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. При решении вопроса о квалификации отказа как необоснованного необходимо установить факт наличия или отсутствия у инвалида законных оснований для регистрации его безработным.

Субъектами административного правонарушения являются должностные лица. К ним относятся руководители государственных учреждений службы занятости населения, а также другие должностные лица этих учреждений, на которых возложены обязанности по регистрации граждан в качестве безработных.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).

Новая редакция Ст. 5.42 КоАП РФ

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Комментарий к Статье 5.42 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Специальным нормативным актом, регулирующим данные отношения, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 31.12.2005).

Объективную сторону данного правонарушения образует необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Согласно ст. 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Субъектом данного правонарушения является соответствующее должностное лицо, отказавшее инвалиду в трудоустройстве. Им также может быть работодатель, если он выполняет организационно-управленческие функции.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

2. Объект правонарушения - см. комментарий к части 1 данной статьи. Отношения, связанные с признанием гражданина безработным и предоставлением ему в связи с этим определенных социальных гарантий, регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 22.08.2004). Кроме того, Порядок регистрации гражданина в качестве безработного утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (ред. от 01.02.2005).

Объективную сторону образует необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. Основания для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного предусмотрены названными выше нормативными актами. Так, в ч. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными.

Кроме того, следует иметь в виду, что безработным может быть признан только трудоспособный гражданин. Поэтому если инвалид был признан медико-социальной экспертной комиссией (МСЕК) полностью нетрудоспособным, то он не может быть зарегистрирован в качестве безработного.

Субъектами данного правонарушения могут быть соответствующие должностные лица органов занятости.

С субъективной стороны данное деяние может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

Другой комментарий к Ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 данной статьи, являются общественные отношения, связанные с реализацией прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, по поводу приема на работу, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квот для приема на работу инвалидов, минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государственной налоговой службы РФ. Уплата штрафа не освобождает от внесения задолженности.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 данной статьи, выражается в действии, которое представляет собой необоснованный отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

3. Объектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 комментируемой статьи, являются общественные отношения, связанные с реализацией прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, по поводу регистрации безработных инвалидов, предусмотренные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.

Текущая редакция ст. 5.42 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты -

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 8 марта 2013 года Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 11-ФЗ.

Комментарий к статье 5.42 КоАП РФ

1. Цель настоящей статьи - административно-правовыми мерами обеспечить защиту конституционного права инвалидов на труд. Эта статья предусматривает два состава административных правонарушений.

2. Объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в области трудоустройства и занятости инвалидов. Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп.) и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп.). Отдельные вопросы решаются нормативными правовыми актами Правительства РФ. Субъекты РФ в пределах своей компетенции также принимают законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся трудоустройства и занятости инвалидов.

Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1) определяет понятие "инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Правительством РФ. В целях обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых прав законодательством РФ инвалидам предоставляются дополнительные гарантии, способствующие повышению их конкурентоспособности на рынке труда (см. ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

3. Предметом посягательства административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является право инвалида на трудоустройство в пределах установленной квоты. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Механизм установления квоты в организациях определяется органами государственной власти субъектов РФ. В случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в действии - отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, т.е. в невыполнении возложенной на него обязанности.

5. С субъективной стороны административное правонарушение по ч. 1 данной статьи характеризуется прямым умыслом.

6. Субъекты административного правонарушения - должностные лица (руководители организаций независимо от их организационно-правовых форм; иные должностные лица этих организаций, осуществляющие обязанности по приему на работу граждан).

7. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, посягает на право инвалида о признании его безработным. Общие нормы о порядке, условиях признания граждан безработными установлены Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Специальные положения о порядке и условиях признания инвалида безработным закреплены в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 25).

8. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 г. N 847н. Регистрация инвалида в качестве безработного осуществляется на основании решения государственного учреждения службы занятости населения о признании его безработным.

9. Объективную сторону рассматриваемого по ч. 2 данной статьи правонарушения составляет действие - необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. При решении вопроса о квалификации отказа как необоснованного необходимо установить факт наличия или отсутствия у инвалида законных оснований для регистрации его безработным.

Субъектами административного правонарушения являются должностные лица. К ним относятся руководители государственных учреждений службы занятости населения, а также другие должностные лица этих учреждений, на которых возложены обязанности по регистрации граждан в качестве безработных.

С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов социальной защиты (п. 17 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.42 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.42 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Загрузка...