docgid.ru

Что помогает понять сон обломова. Сон Обломова и его роль в идейной и композиционной структуре романа (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Сочинение по литературе.

Сон в руку.
Поговорка.

Роман Гончарова «Обломов» был полностью опубликован в 1859 г. и вызвал огромный интерес читателей. Это объяснялось не только художественным талантом автора, но и своевременностью произведения. В нем отражается губительное влияние на человека его бездействия, усыпления всех стремлений и сил. Писатель не пытается растолковать причины подобной апатии, впечатления самого автора в романе встречаются нечасто. Спокойно и вдумчиво описывает Гончаров предмет, заинтересовавший его, и, завершив повествование, предоставляет читателю право свободно рассуждать над изображенным.

Пред нашим внутренним взором появляется комната, в которой безотлучно лежит на диване «человек лет тридцати», Илья Ильич Обломов. Умный и честный, не утративший моральных ценностей, он приходит к пониманию того, что все его душевные силы «зарыты в нем, как в могиле» и не нашли применения. «Отчего я такой?» - спрашивает себя герой. Ответ на этот вопрос содержится в XIX главе романа - знаменитом «Сне Обломова».

Чтобы показать связь между средой и человеком, обстоятельствами и характером, литература обращается к детству и годам воспитания своих героев. «Сон Обломова», в котором рассказывается о том, как рос Обломов, вскрывает причины обломовщины, объясняет, почему Илья Ильич стал таким, каким он изображен в начале романа.

В описании Обломовки большую роль играет пейзаж. Природа... отказывается от всего «дикого и грандиозного»... Жизнь обломовцев уподобляется природе, она предсказуема и однообразна. Они желают одного: чтобы один день был похож на другой... Послеобеденный сон становится символом жизни обломовцев - материя преобладает над сознанием. Единственная форма духовной жизни в Обломовке - погружение в мир сказок и легенд. Такой кругозор не может развить в человеке способность к практической деятельности, но культивирует вдумчивую созерцательность. Жизнь проходит мимо обломовцев, и им остается «только наблюдать за ней».

Обломовка всеми силами отгораживается от внешнего мира, поэтому взаимоотношения с ним сведены до минимума... Натуральное хозяйство не требует «быстрого и живого обращения» денег, поэтому «единственное употребление капиталов - держать их в сундуке» усвоено так прочно, что обломовцы с большим трудом расстаются с деньгами... Но в целом они не скупы и охотно делятся тем, что производят сами...

Большая патриархальная семья, все «знают друг друга как самого себя»...

Внутреннее содержание эпизода автор раскрывает путем подробных описаний. Гончаров умеет остановить момент, который особенно поразил его чем-нибудь, - и разобрать его полностью, осмотреть со всех сторон, предъявить читателю в первоначальном виде. Все детали романа рассматриваются очень отчетливо, и это позволяет глубже понять его смысл.

«Сон Обломова» имеет особое значение в строении романа. Второй эпилог показывает, что определяющее слово в произведении – обломовщина. Именно девятая глава раскрывает ее причины, что выводит произведение на новый уровень. Гончаров не только указал нам явление из реальной жизни, но и выявил путь его возникновения. Девятая глава служит ключом к остальной части романа. Усвоив ее, можно понять, как надо бороться с обломовщиной. Да и надо ли?

> Рефераты

«Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе



«Сон Обломова» - это особая глава романа. «Сон Обломова» повествует о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. Во «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка, его семья, уклад по которому жили в обломовском имении. Обломовка – это название двух деревень, которыми владеют Обломовы. Люди в этих деревнях жили так же, как жили их прадеды. Они старались жить замкнуто, изолировать себя от всего мира, боялись людей из других деревень. Люди Обломовки верили в сказки, предания и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь все было сонно и тихо. Вся жизнь этих людей была однообразна. Обломовци считали, что иначе жить грех. Так же жили и помещики Обломовы.

Отец Обломова был ленив и апатичен, он весь день сидел у окна или прогуливался по дому.

Мать Обломова была деятельнее мужа, она наблюдала за слугами, гуляла по саду со своей свитой, задавала разные работы дворне. Все это отразилось в характере Ильи Ильича. С самого детства его растили, как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привыкал лениться. Его попытки что-то делать самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог делать, что ему было угодно, было время всеобщего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазил на голубятню и галерею, наблюдал за разными явлениями и изучал их, исследовал окружающий мир. Если бы эта начальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что позже обломов стал ленивым и апатичным, он не мог съездить в Обломовку, сменить квартиру, жил в запыленной, не мытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.

В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил на протяжении всей жизни. Сказки сформировали поэтический характер русского человека. Этот характер проявился во взаимоотношениях с Ольгой. Он на некоторое время смог заглушить обломовскую лень и апатию, вернуть Обломова к деятельной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место обломовской лени.

Обломовы не любили книг и считали, что чтение это не необходимость, а роскошь и развлечение. Учение Обломовы тоже не любили. И поэтому Илья Ильич посещал школу кое-как. Обломовы находили всякие отговорки, чтобы не водить Илью Ильича в школу и из-за этого ругались с учителем Штольцем. Его сын Андрей Штольц подружился с Обломовым, ставшим его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но этим развивал в Обломове лень. Впоследствии с этой ленью Штольц боролся долго и упорно, но безуспешно.
Я считаю, что роль этого эпизода, показать, как формируется у Обломова русский поэтический характер, причины появления обломовской лени и апатии, среду в которой воспитывался Илья Ильич, появление многостороннего образа Обломова. Обломова не могли «поднять с дивана» потому что деньги и благополучие у Обломова были с рождения и деятельность Штольца ему была не нужна. Обломову нужен был поэтический идеал, который на некоторое время дала ему Ольга Ильинская. Но после того как Обломов порвал с ней отношения вернулся к своей обычной апатии и лень. С которыми через несколько лет умер.

Милый, шаловливый, резвый, весь в движении поместный барчонок Илюша и Обломов, лежащий на диване в Петербурге, «в Гороховой улице». Неужели это один и тот же человек? Что случилось? Почему такой контраст? Каким образом жизнерадостный мальчик превратился в человека, больше не имеющего желания и сил решать жизненные проблемы? Почему образ жизни и черты характера, присущие Илье Ильичу Обломову, стали обоб-щенным понятием — «обломовщина»?

«Обломовщина» — «…одно слово, а какое ядовитое!» Действитель-но, «одно слово», а какую смысловую нагрузку оно несет!

Не случайно русские критики Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. В. Дружинин, анализируя обломовщину как явление русской жизни, пытались найти ее истоки. Критики отмечали двойственность характера Обломова, о чем свидетельствует разделение романа на две смысловые части, между которыми роль связующего звена играет «Сон Обломова».

«Сон Обломова» — это объяснение характера Ильи Ильича, ответ на мучающий его вопрос: «Отчего я… такой?» Это ответ на все недоуменные вопросы читателей. «Сон» многое разъяснил в образе героя, в раскрытии его характера.

При чтении главы «Сон Обломова» становится очевидным, что сущ-ность Обломова, истоки характера его — оттуда, из розового захолустного имения, малой родины, которая для Обломова навсегда останется источ-ником человечности и теплоты, материнской заботы. Человеческая общ-ность Обломовки с ее архаизмами и патриархальностью породила в Илье Ильиче много доброго, человеческого. Андрей Штольц говорит об Обло-мове: «Это хрустальная, прозрачная душа». Обломовка оказала огромное влияние на жизнь и характер Ильи Ильича: он, как настоящий обломовец, верил в сказки; его река времени текла мимо него, о чем свидетельствуют книга, развернутая на одной, уже успевшей пожелтеть странице, прошло-годние газеты, мухи в чернильнице. Труд он воспринимал как истинный обломовец: он считал его наказанием. Наследовал он от Обломовки и от-ношение к деньгам, и отношение к учебе. А там, где учился, «… всё ды-шало той же первобытной ленью, простотою нравов, тишиною и непод-вижностью, как в Обломовке». Материал с сайта

И все же Обломов с раннего детства отличался от других обломовцев. Это доказывает тот факт, что во время всеобщего послеобеденного сна он бодрствовал, наблюдал за тем, что было ему интересно, ходил туда, куда ему запрещали. Он рос отличным от других обитателей Обломовки, но обломовщина упорно подстраивала его под себя. В четырнадцать лет он не мог делать ничего сам — ему просто не давали, за него все делали дру-гие. Да, Обломов выделяется, но, взрослея, с каждым годом становится всё более похожим на обломовца.

В своем романе И. А. Гончаров показывает эволюцию героя, который медленно, но верно порывает связь сначала со службой, а потом и со всем внешним миром. Халат, туфли, диван — основные радости его жизни. Даже чтение его утомляет, он погружается в полную пассивность и апатию.

Вот он теперь каков Илья Ильич Обломов. И мы понимаем, почему он стал таким, читая главу «Сон Обломова», которая играет огромную роль в раскрытии характера главного героя и показывает обломовщину как яв-ление русской действительности середины XIX столетия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ главы сон на белых горах
  • цитата о труде сон обломова
  • доклад по литературе сон обломова
  • почему сон обломова глава центральная
  • читать главу сон обломова

Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.

Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания. Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя. Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.

Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.

Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.

Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет. Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности. Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.

Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.

Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.

Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова - это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это автора. Сон Обломова - это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.

Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова - анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.

Обломовка - крепостнический заповедник лени

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, - это для крепостных Ванек да Захарок.

Школа, не изменившая жизненную позицию

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», - решил Ильюша и остался во власти лени.

Загрузка...