docgid.ru

Сколько часов нельзя есть перед сдачей. Можно ли пить воду перед сдачей крови? Что можно и нельзя перед анализом крови

Начинают обуславливаться и появляться тогда, когда возникает взаимодействие личности, группы и социальной среды. Что такое социальная все то, что окружает любого из нас в его обычной социальной жизни. Социальная среда - объект которое само по себе является опосредствованным или неопосредствованным результатом труда.

Социальная личность на протяжении всей своей жизни испытывает влияние всевозможных факторов, которые обусловлены спецификой ее окружения. Развитие происходит под влиянием именно их.

Социальная среда - это не что иное, как определенное образование конкретных находящихся на определенном этапе собственного развития. В одной и той же среде независимо и зависимо друг от друга существует множество индивидов, социальных групп. Они постоянно пересекаются, взаимодействуя друг с другом. Формируется непосредственное социальное окружение, а также микросреда.

В психологическом аспекте социальная среда выступает чем-то вроде совокупности отношений групп и личности. Стоит отметить момент субъективности в совокупности отношений, возникающей между личностью и группой.

При всем этом личность обладает определенной степенью автономности. Речь в первую очередь идет о том, что она может свободно (или относительно свободно) перемещаться из группы в группу. Подобные действия необходимы для того, чтобы найти свою собственную социальную среду, которая отвечала бы всем необходимым социальным параметрам.

Сразу отметим, что личности вовсе не является абсолютной. Ее ограничения связаны с объективными рамками, которые имеют Также здесь многое зависит от классовой структуры общества. Несмотря на все это, активность личности является одним из определяющих факторов.

По отношению к личности социальная среда имеет характер сравнительно случайный. В психологическом плане данная случайность является очень значимой. Так как взаимоотношения личности с ее окружением во многом зависит от ее индивидуальных особенностей.

Достаточно распространенное мнение относительно того, что общественно-экономическая формация - это не что иное, как высшая абстракция, принадлежащая системе общественных отношений, является верным. Отметим, что все в ней основано на фиксации только глобальных черт.

Социальная среда подростка, взрослого, да и любого другого человека - это то, где человек не просто пребывает, а получает определенные установки, с которыми в дальнейшем будет жить. Никто не усомнится в том факте, что наше мнение во многом обусловлено определенными внутренними установками, которые сами же были выработаны под воздействием той социальной среды, в которой мы длительное время находились. Наиболее сильное развитие и интенсивное закрепление данных установок происходит, конечно же, в детстве.

Человек формирует себя не полностью, так как значительную часть его формируют те социальные группы, в которых он состоит. Общественное влияние всегда велико.

  • 1.6.3. Занятость населения
  • 1.6.4. Безработица
  • 1.6.5. Внутренние рынки груда и занятость персонала организации
  • 1.7. Государственная система управления трудовыми ресурсами
  • Контрольные вопросы к главе 1
  • Глава 2. Методология управления персоналом организации
  • Философия управления персоналом
  • Концепция управления персоналом
  • Закономерности и принципы управления персоналом
  • Методы управления персоналом
  • Методы построения системы управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 2
  • Глава 3. Система управления персоналом организации
  • Организационное проектирование системы управления персоналом
  • 3.1.1. Понятие, стадии и этапы организационного
  • 3.1.2. Характеристика этапов организационного проектирования
  • Цели и функции системы управления персоналом
  • Организационная структура системы управления персоналом
  • 3.4. Кадровое и документационное обеспечение системы управления персоналом
  • 3.4.1. Кадровое обеспечение
  • Квалификационная характеристика менеджера по персоналу
  • 3.4.2. Документационное обеспечение
  • 3.5. Информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.5.2. Техническое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.6. Нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом
  • 3.6.1. Нормативно-методическое обеспечение
  • 1. Общие положения
  • 2. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих
  • 3. Основные обязанности рабочих и служащих
  • 4. Основные обязанности администрации
  • 5. Рабочее время и его использование
  • 6. Поощрения за успехи в работе
  • 3.6.2. Правовое обеспечение
  • Контрольные вопросы к главе 3
  • Глава 4. Стратегическое управление персоналом организации
  • 4.1.Кадровая политика организации -основа формирования стратегии управления персоналом
  • 4.2.Стратегическое управление организацией, как исходная предпосылка стратегического управления ее персоналом
  • 4.3.Система стратегического управления персоналом организации1
  • 4.4.Стратегия управления персоналом организации
  • 4.5.Реализация стратегии управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 4
  • Глава 5.
  • 5.1.2. Содержание кадрового планирования
  • 5.1.3. Уровни кадрового планирования
  • 5.1.4. Требования к кадровому планированию
  • 5.1.5. Кадровый контроллинг и кадровое планирование
  • 5.2. Оперативный план работы с персоналом
  • 5.2.1. Структура оперативного плана работы с персоналом
  • 5.2.2. Содержание оперативного плана работы с персоналом
  • 5.3. Маркетинг персонала
  • 5.3.1. Сущность и принципы маркетинга персонала
  • 5.3.2. Информационная функция маркетинга персонала
  • 5.3.3. Коммуникационная функция маркетинга персонала
  • 5.4. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
  • 5.5. Планирование и анализ показателей по труду
  • 5.6. Планирование производительности труда
  • 5.7. Нормирование труда и расчет численности персонала
  • Контрольные вопросы к главе 5
  • Глава 6.
  • 6.1.2. Требования к кандидатам на замещение вакантной
  • 1.Объявление
  • 2. Требования к кандидату на замещение должности консультанта
  • 6.1.3. Организация процесса отбора претендентов на
  • 6.2. Подбор и расстановка персонала
  • 6.3. Деловая оценка персонала
  • 6.4. Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала
  • 6.4.1. Сущность социализации персонала
  • 6.4.2. Сущность и виды профориентации и адаптации персонала
  • 6.4.3. Организация управления профориентацией и
  • 6.5. Основы организации труда персонала
  • 6.5.1. Сущность и задачи организации труда. Научная
  • 6.5.2. Содержание и принципы научной организации труда
  • 6.5.3. Управленческий труд. Особенности и специфика
  • 6.5.4. Организация управленческого труда
  • 6.6. Высвобождение персонала
  • 6.7. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом
  • Контрольные вопросы к главе 6
  • Глава 7. Технология управления развитием персонала организации
  • 7.1. Управление социальным развитием
  • 7.1.1 Социальное развитие организации как объект
  • 7.1.2. Основные факторы социальной среды
  • 7.1.3. Задачи и функции социальной службы
  • 7.2. Организация обучения персонала
  • 7.2.1. Основные понятия и концепции обучения
  • 7.2.2. Виды обучения персонала
  • 7.2.3. Методы обучения персонала
  • 7.2.4. Роль службы управления персоналом в
  • 7.3. Организация проведения аттестации персонала
  • Формы бланков, применяемых при проведении аттестации работников организации
  • 7.4. Управление деловой карьерой персонала
  • 7.4.1. Понятие и этапы карьеры
  • 7.4.2. Управление деловой карьерой
  • 1. Оценка жизненной ситуации
  • 2. Постановка личных конечных целей карьеры
  • 3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моей карьеры
  • 7.5.Управлениеслужебно-профессиональным продвижением персонала
  • 7.6. Управление кадровым резервом
  • 7.6.1. Сущность и порядок формирования кадрового резерва
  • 7.6.2. Планирование и организация работы с резервом кадров
  • 7.6.3. Контроль за работой с кадровым резервом
  • 7.7. Управление нововведениями в кадровой работе
  • Контрольные вопросы к главе 7
  • Глава 8. Управление поведением персонала организации
  • 8.1. Теория поведения личности в организации
  • 8.2. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала
  • 8.3. Оплата труда персонала
  • 8.4. Этика деловых отношений
  • 8.4.2. Внешний облик делового человека
  • 8.4.3. Основы риторики
  • 8.4.4. Ведение деловой беседы
  • 8.4.5. Этика телефонного разговора
  • 8.4.6. Правила критики
  • 8.5. Организационная культура
  • 8.6. Управление конфликтами и стрессами
  • 8.6.1. Организация управления конфликтами и стрессами
  • 8.6.2. Методы управления конфликтами
  • 8.6.3. Методы управления стрессами
  • 8.7. Безопасность организации, труда и здоровья персонала
  • Контрольные вопросы к главе 8
  • Глава 9. Оценка результатов деятельности персонала организации
  • 9.1. Анализ и описание работы и
  • Рабочего места
  • 9.2. Оценка результатов труда персонала организации
  • 9.3. Оценка результатов деятельности подразделений управления персоналом и организации в целом
  • 9.3.1. Оценка результатов деятельности подразделений управления организации
  • 9.4. Оценка затрат на персонал организации
  • 9.5. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.1. Порядок расчета экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.2. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.3. Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом
  • 9.5.4. Оценка затрат, связанных с совершенствованием системы и технологии управления персоналом
  • 9.6. Аудит персонала
  • Контрольные вопросы к главе 9
  • Библиография
  • Глава 1. 5
  • Глава 2. 70
  • Глава 3. 104
  • Глава 4. 162
  • Глава 5. 209
  • Глава 6. 283
  • Глава 7. 360
  • Глава 8. 430
  • Глава 9. 504
  • 1277214 Москва, Дмитровское ш., 107
  • 603005, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32
  • 7.1.2. Основные факторы социальной среды

    Фактор - движущая сила развития. Применительно к социальной среде организации это понятие выражает условия, которые определяют характер и возможные последствия происходящих в ней изменений, в свою очередь воздействующих на персонал.

    К основным непосредственным факторам социальной среды организации относятся: потенциал организации, ее социальная инфраструктура; условия и охрана труда; материальное вознаграждение трудового вклада; социальная защита работников; социально-психологический климат коллектива; внерабо-чее время и использование досуга.

    Потенциал отражает материально-технические и организационно-экономические возможности организации, т.е. ее размеры и территориальное расположение, численность и качество персонала, характер ведущих профессий, отраслевую принадлежность и профиль предприятия, объемы производимой продукции (товаров и услуг), форму собственности, финансовое положение, состояние основных фондов и технический уровень производства, содержание и организационные формы трудового процесса, известность фирмы, ее традиции и имидж. Это, безусловно, базовые факторы, оказывающие разностороннее, по сути своей комплексное влияние на социальную среду как сосредоточие важнейших средств и стимулов, побуждающих и обеспечивающих социальное развитие организации.

    Социальная инфраструктура представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

    Обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо-, водо- и теплоснабжения, канализации, телефонной связи, радиовещания и т.п.;

    Медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и др.);

    Объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т.п.);

    Объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);

    Объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские,

    ателье, салоны, пункты проката);

    Спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

    Коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.

    Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, отраслевой принадлежности, местоположения и иных условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой (рис. 7.1) либо иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы.

    Но при любом варианте забота о социальном обслуживании работников и их семей является важнейшим требованием к управлению социальным развитием.

    Рис. 7.1. Социальная инфраструктура организации

    Условия и охрана труда включают факторы, которые так или иначе влияют на самочувствие и полезную отдачу работников, обеспечение безопасного ведения работ, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний.

    Условия труда - это совокупность психофизиологических, санитарно-гигиенических, эстетических и социально-психологических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывавших влияние на здоровье и работоспособность человека. Они включают безопасные условия работы, при которых воздействие на работников вредных и опасных производственных факторов сведено к минимуму - уровню установленных нормативов или вовсе исключено; сокращение объемов тяжелых работ, требующих больших физических усилий; преодоление монотонности труда, рациональное использование регламентированных перерывов в течение рабочего дня (смены) для отдыха и питания; наличие и удобства социально-бытовых помещений (раздевалок, душевых, туалетов, медпункта, комнат отдыха, буфетов, столовых и т.п.).

    Охрана труда, призванная обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников, в частности, предусматривает: установление единых нормативных требований в сфере охраны труда, разработку соответствующих им программ и проведение мероприятий в организациях; государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законных прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, выполнением обязанностей по охране труда работодателями и самими работниками; обеспечение работников за счет работодателя специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием; предотвращение аварий и несчастных случаев на производстве, осуществление системы мер по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье.

    Материальное вознаграждение трудового вклада выступает узловым пунктом социального развития организации. В нем состыковываются основные расходы на рабочую силу, компенсация трудовых затрат работников, их общественный статус и вместе с тем семейные бюджеты, удовлетворение насущных потребностей людей в жизненных благах.

    Оплата труда должна основываться на социальном минимуме - на том, что необходимо для поддержания достойного уровня жизни и воспроизводства работоспособности человека, получения им средств существования не только для себя, но и для своей семьи. В Российской Федерации общие денежные доходы населения включают заработную плату, к ней добавляются все виды пенсий, стипендии студентов и учащихся образовательных учреждений, пособия на детей и уходу за ребенком, стоимость натуральных продуктов подсобного хозяйства, используемых на личное потребление, а также доходы от собственности, реализации продуктов подсобного хозяйства на рынке и предпринимательской деятельности, включая дивиденды и проценты от вкладов в банки.

    Расходную часть семейного, по преимуществу потребительского, бюджета составляют денежные расходы на уплату налогов и внесение различных взносов (в том числе проценты за кредиты), на покупку товаров краткосрочного и длительного пользования - продуктов питания, одежды, обуви, предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, на оплату жилищных, коммунальных, транспортных, медицинских и иных услуг. Баланс расходной и доходной частей бюджета и есть показатель объема благ, получаемых семьей в течение определенного времени (месяца, года) в расчете на одного человека. Среднедушевой доход и соответствующие расходы отражают степень достатка семьи, качество и уровень ее жизни.

    Социальную защиту работников организации составляют мероприятия по социальному страхованию, безусловному соблюдению гражданских прав и социальных гарантий, установленных действующим в стране законодательством, коллективным договором, трудовыми соглашениями и иными правовыми актами. В Российской Федерации эти меры, в частности, предусматривают:

    Обеспечение минимального размера оплаты труда и тарифной ставки (оклада);

    Нормальную продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней;

    Возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;

    Отчисления в пенсионный и другие внебюджетные фонды социального страхования;

    Выплату пособий по временной нетрудоспособности, ежемесячных пособий матерям на период их отпуска по уходу за ребенком, стипендий работникам на время профессиональной подготовки или повышения квалификации.

    Указанные гарантии реализуются при прямом участии организации. Денежные выплаты, как правило, производятся из средств организации, их размеры ориентированы на среднюю зарплату или долю минимальной оплаты труда. Система социальной защиты должна страховать работников от риска оказаться в затруднительном материальном положении из-за болезни, утраты трудоспособности или безработицы, придавать им уверенность в надежной защищенности своих трудовых прав и привилегий.

    Социально-психологический климат - это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющих на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: нравственно-психологическая совместимость работников, их деловой настрой и социальный оптимизм. Эти составляющие касаются тонких струн человеческого интеллекта, воли и эмоциональных свойств личности, во многом определяющих ее стремление к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

    Внерабочее время образует еще одну группу факторов социальной среды организации. С ними связаны отдых и восстановление сил работников, устройство их домашнего быта, выполнение ими семейных и общественных обязанностей, использование досуга. Временной ресурс работающего человека распадается в будний день на рабочее время (продолжительность рабочего дня в разных странах неодинакова, различается она также по отраслям хозяйства и профессиям) и внерабочее время в соотношении примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9-9,5 часов на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека (сон, личную гигиену, прием пищи и т.п.). Оставшееся время суток занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, а также досуг.

    Равнозначное досугу свободное время имеет особое значение для разностороннего развития личности. Оно служит восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связано с удовлетворением их социально-культурных потребностей, вызываемых в том числе ускорением научно-технического и социального прогресса, требованиями гуманизации труда. Величина, структура, содержание и формы использования досуга существенно влияют на образ жизни и мировосприятие человека-труженика, выбор им нравственных ориентиров и гражданской позиции.

    3.3. Влияние среды на развитие личности

    Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

    Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические и социальные, школьные и семейные. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среда социальное и домашнее. Первое относят к дальнему окружению, а второе - в ближайшее. Понятие социальная среда имеет такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни. Ближайшую среду - семья, родственники, друзья.

    Большое влияние на развитие человека, особенно в детстве, обнаруживает домашнюю среду. В семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же, обеспечивает и условия для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

    Взаимодействие человека с обществом называется "социализация". Понятие о социализации как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого осуществляется ее приспособления, сформировалось в американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается с помощью понятия "адаптация".

    Понятие адаптация, будучи ведущим понятием биологии, означает приспособление живого организма к условиям среды. Оно было экстраполированы в обществоведение и стало означать процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Так возникли понятия социальной и психической адаптации, результатом которой является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруп.

    С помощью понятия адаптация, социализация трактуется как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психических и социальных факторов. Несколько иначе осмысливается сущность социализации в гуманистической психологии, представителями которой являются Г.Олпорт, а Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", само реализации личностью своих потенциальных творческих способностей, преодоление негативных воздействий среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания. Эти два подхода не противоречат друг другу, а определяют двусторонний процесс социализации.

    Общество с целью воспроизводства социальной системы, сохранения своих структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), Образцы поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей. Однако, в связи со своей природной активностью личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободы, формирования собственной позиции не повторной индивидуальности. Результатом выявления такой тенденции? развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

    Таким образом, сущностное содержание социализации раскрывается в совокупности таких ЕЕ процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и саморегуляция. их диалектическое единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой.

    Социализация - это непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни. Он состоит из этапов, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без решения которых следующий этап может не наступить, быть искаженным или заторможенным. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации считают, что она осуществляется более плодотворно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяют следующие ее стадии:

    - К трудовой, содержащий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельные периоды: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до его вступления в школу; юношеская социализация - обучение в школе, техникуме, вузе;

    - Трудовая стадия охватывает период зрелости человека;

    - Пислятрудова стадия, наступает в пожилом возрасте в связи с прекращением активной трудовой деятельности.

    А.В.Петровський выделил три макрофазы социального развития личности на к трудовой стадии: детство - адаптация индивида, овладение нормами социальной жизни; отрочество - индивидуальная, что выражается в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграционная, что выражается в приобретении черт и свойств личности, которые отвечают необходимости и потребностям группового и личностного развития.

    Какие же факторы социализации и формирования личности? Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для осуществления процесса социализации. А.В.Мудрик выделил основные факторы специализации, объединив их в четыре группы:

    - Мегафакторы (мега - очень большой, общий) - космос, планета, мир, которые в той или иной степени через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших труп людей, проживающих в отдельных странах;

    - Макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос общество, государство, которые влияют на социализацию всех жителей, проживающих в определенных странах (это влияние опосредованное другими группами факторов)

    - Мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный») - условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, поселок, город); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

    - Микрофакторы - это те, которые непосредственно влияют на конкретного человека - семья и домашний очаг, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

    Микрофакторы оказывающие влияние на развитие личности через так называемых агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми происходит ее жизни. На разных возрастных этапах состав агентов разный. Так, по отношению к детям и подросткам таковы родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости агентами также муж или жена, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом и члены их семей.

    Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального положения, возраста человека. К ним относятся способы кормления младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт и др.). Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей проявить социализирующий влияние на личность. Однако, социальные группы неравнозначны по своим возможностям оказывать влияние на личность на разных этапах ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывает действенное влияние группа сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выдвигается социальное положение, трудовой и профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос. Сейчас все большее значение ученые придают макрофакторы социализации, в том числе И природно-географическим условиям, так как установлено, что они влияют на становление личности.

    Факторы социализации - это развивающая среда, которое должно быть спроектировано, хорошо организованное и даже построено. Важнейшим требованием к развивающей среды является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. Вместе с тем, нельзя переоценивать роль социальных факторов в формировании личности. Еще Аристотель писал, что душа "есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска (tabyla rasa), покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске все, что ему заблагорассудится. Социальная среда в этом случае трактовалось метафизически, как нечто неизменное, роковое, такое, что определяет судьбу человека, а человек трактовалась как пассивный объект воздействия среды.

    Переоценка роли среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) позволила сделать вывод: чтобы изменить человека, нужно изменить среду. Но среда - это, в первую очередь, люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, нужно изменить людей. Однако, человек не пассивный продукт среды, она тоже влияет на среду. Изменяя среду, человек тем самым изменяет себя.

    Признание деятельности личности ведущим фактором ее становления выдвигает вопрос о целенаправленной активности, саморазвитие личности, то есть вопрос о непрерывную работу над собой, над собственным духовным развитием. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подхода, формирования творческой индивидуальности школьника, осуществление коллективного воспитания и стимулирования личностью своего дальнейшего развития.

    Характер развития личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависит преимущественно от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же условиях и испытывают на себе примерно одинаковые воспитательные воздействия.

    Отечественная педагогика руководствуется положением о том, что свободный и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Конечно, при определенных условиях коллектив нивелирует личность. Однако, индивидуальность может развиваться и найти свое выражение в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательная, трудовая, художественно-эстетическая и др.) Способствует выявлению творческого потенциала личности. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования общественного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

    Как в теоретическом, так и в практическом плане интересное такой вопрос: что имеет большее влияние на развитие человека - среда или наследственность? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но, например, английский психолог Д. Шаттлеворт (И935) пришел к такому выводу по поводу влияния основных факторов на умственное развитие: 64% из факторов умственного развития приходится на наследственные влияния; 16% - на различия в уровне семейного среды; 3% - на различия в воспитании детей в семье; 17% - на совокупные факторы (взаимодействия наследственности со средой).

    Развивается каждый человек индивидуально и "судьба" влияния наследственности и среды у каждого своя .

    Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет соци­альная среда - духовные и материальные условия жизни. Им присущ особый вид педагогических причинно-следственных отно­шений, закономерностей, называемых социально-педагогическими. Действие этих причинно-следственных отношений приносит широкие и существенные формирующие личность педагогические результаты:

    - образовательные: сказываются на понимании гражданами окружающего мира, происходящих в обществе и ее сферах собы­тий и процессов, понимании своего места в мире и обществе, расширяют кругозор, повышают осведомленность в разных об­ластях знания, создают условия для самообразования и др.;

    - воспитательные: формируют политические и моральные убеждения, отношения к Родине, ее истории, перспективам, лю­дям, государственным органам, политике, тем или иным государ­ственным и общественным институтам, событиям, профессиям, труду, религиям, социальным группам населения, национально­стям, активизируют и изменяют мотивы поведения, формируют моральные взгляды и привычки поведения, приверженность обще­человеческим ценностям, определенным традициям, обычаям, способам проведения досуга, подталкивают к решениям и поступ­кам, формируют культурные и эстетические взгляды и вкусы и др.;

    - обучающие: обогащают знаниями по различным вопросам жизни, деятельности и поведения, а также бытовыми и профес­сиональными навыками и умениями и др.;

    - развивающие: социализируют потребности, интересы, склонности, совершенствуют физические качества, сказываются на уровне развития интеллекта, культуры, нравственности, профессиональных и деловых способностях и др.

    Особенно податлива социально-педа­гогическим воздействиям воспитанность человека.

    Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность - в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспита­тели, то социально-педагогические воздействия оказывают лю­ди, обычно не имеющие педагогической подготовки (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, члены различных социальных групп и др.). Эти воздействия бывают таковы, что переворачивают все в личности, зачеркивают многое из того положительного, что было сформировано в ней в школе, институте усилиями многих хороших педагогов и воспитателей. Если бы судьи судили лю­дей, а врачи лечили их с той же долей субъективизма и педаго­гической безграмотности, с которой обращаются нередко с ни­ми в жизни, на работе, в различных учреждениях, то все невин­ные были бы давно осуждены, а больные умерли. Постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпе­тентности звучит еще слабо и тонет в реве жизни и трудностей общества.


    Практика реальной жизни человека в определенной соци­альной среде - это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.). Ее влияние на формирование личности вступает во взаимодействие с тем, что делают и чего достигают специальные педаго­гические учреждения общества, его сфер и нередко конкури­рует с ними. Сила и результаты влияний «школы жизни» и целенаправленных педагогических воздействий зачастую не совпадают. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно прохо­дят «школу семьи», «школу улицы», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу информационных технологий» (Интернет, компьютерные иг­ры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образо­ванность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывает не арифметической суммой всех этих школ, но доми­нирующим влиянием одной из них.

    Определенное педагогическое воздействие оказывает и при­родная среда. В педагогической литературе справедливо отмеча­ется", что условно можно говорить о «педагогике гор», «педагогике Волги», «педагогике моря», «педагогике степей», ибо детство и жизнь, проведенные в особенностях такой среды, оказывают своеобразное воспитывающее, обучающее и разви­вающее влияние на людей.

    Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т.е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социализация имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, однако его содержание не является стабильным и однозначным.

    Социализация происходит: 1) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; 2) в процессе влияния со стороны государства на те или иные категории людей; 3) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; 4) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

    Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (хотя, конечно же, такое разделение, во-первых, весьма условно, а во-вторых, достаточно огрублено).

    Первый подход утверждает или предполагает пассивную пози­цию человека в процессе социализации, а саму социализацию рас­сматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть названсубъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У исто­ков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

    Сторонники второго подхода исходят из того, что человек ак­тивно участвует в процессе социализации и не только адаптирует­ся к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъек­тный. Основоположниками такого подхода можно считать аме­риканцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида.

    Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию мож­но трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе ус­воения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодейст­вии человека со стихийными, относительно направляемыми и целена­правленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

    Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж.Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожидании социальной среды по отношению к человеку с его уста­новками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями со­циальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и ре­зультат становления индивида социальным существом.

    Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Ре­зультат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), по­требность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые ме­шают его самоизменению, самоопределению, самореализации, са­моутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособ­ление - это процесс и результат становления человеческой индивиду­альности.

    Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обще­стве. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

    Социализация человека в современном мире , имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

    В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах . В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже, не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (особенно после эта­па юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

    Будем исходить из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юно­шеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, моло­дость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зре­лость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

    Социализация, как уже отмечалось, осуществляется и различ­ных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоя­тельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их соче­тания, так много и факторов (условий) социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

    Первая- мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - кос­мос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие груп­пы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

    Вторая -макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

    Третья -мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), усло­вия социализации больших групп людей, выделяемых: по местно­сти и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принад­лежности к тем или иным субкультурам.

    Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу - микрофакторы . К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья, группы сверстников, воспитательные организа­ции, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

    Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализа­ции, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

    Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отноше­нии в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

    Чем лучше организованы социальные группы, тем больше воз­можностей оказать социализирующее влияние на личность. Од­нако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогене­тического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наи­большее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое ме­сто по значимости выходят сословие, трудовой или профессио­нальный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социали­зации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жиз­ни человека. Это нация, ментальность, этнос.

    В последние годы все большее значение ученые придают мак­рофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.

    Факторы социализации - это развивающая среда, которая должна быть спроектирована, хорошо организована и даже по­строена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

    Социализация человека осуществляется в процессе его взаимо­действия с многообразными и многочисленными факторами, организациями, агентами, с помощью различных средств и механизмов.

    От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, от­носительно направляемой и относительно социально контроли­руемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность .

    В русле субъект-объектного подхода к пониманию социализа­ции социализированность в общем виде понимается как сформированностъ черт, задаваемых статусом и требуемых данным об­ществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным предписаниям.

    Иной взгляд на социализированность у других исследователей, но тоже в русле субъект-объектного подхода к социализации. Суть их позиции в том, что, поскольку человек заранее не может быть подготовлен к тем разнообразным требованиям, с которыми ему предстоит встретиться в жизни, постольку социализированность должна основываться на усвоении им не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований.

    С этой точки зрения залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, вклю­чающих основные элементы институциональных требований и предписаний. Американский психолог и педагог Л. Колберг под­черкивал, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неиз­бежными.

    В многочисленных исследованиях все больше внимания уделя­ется выявлению не тех обстоятельств и характеристик, которые обеспечивают соответствие человека требованиям, предъявляе­мым на данном этапе его развития, а тех, которые обеспечивают успешную социализацию в дальнейшем. Например, социализированность рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на сле­дующей стадии развития. Этот подход, который американский исследователь А. Инкельс назвал «заглядывание вперед» (изуче­ние того, каким ребенок должен быть сейчас, чтобы, став взрос­лым, он был успешен), очень характерен для развития сегодня эмпирических исследований.

    Достаточно распространенным стало мнение о том, что социа­лизация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Рассматриваются различ­ные механизмы такой ориентации. Один из них основан на понятии «ситуационное приспособление» - «вступая в новую ситуацию, ин­дивид соединяет новые ожидания других со своим «Я» и таким об­разом приспосабливается к ситуации». Однако такой подход пре­вращает человека в некий флюгер (что имеет место, но не всегда).

    В рамках субъект-субъектного подхода считается, что социализированный человек не только адаптирован в общество, но и в состоянии быть субъектом собст­венного развития и в какой-то мере общества в целом.

    Так, американские ученые М. Райли и Е. Томас, особое внимание уделяют наличию у че­ловека собственных ценностных ориентаций. Они считают, что сложности в социализации возникают в том случае, когда роле­вые ожидания не совпадают с самоожиданиями индивида. В этих случаях человек должен осуществлять ролевые замены или пе­рестройку ценностных ориентации, стремиться к изменению самоожидания и уметь остав­лять предшествующие роли.

    В русле субъект-субъектного подхода характеристиками личности, обеспечивающими успешную социализацию являются: способность к изменению своих ценно­стных ориентаций; умение находить баланс между своими ценно­стями и требованиями роли (избирательно относясь к своим социальным ролям); ориентация не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

    Таким образом, социализированной личностью можно считать зрелую личность. Основные критерии зрелости-социализированности личности: уважение к себе (чув­ство собственного достоинства), уважение к людям, уважение к природе, умение прогнозировать, умение творчески подходить к жизни (гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, а также креативность).

    С точки зрения социальной педагогики социализированность в общем виде можно трактовать так: в процессе и в результате со­циализации человек овладевает совокупностью ролевых ожида­ний и предписаний в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных устано­вок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои по­требности и интересы. Социализированность человека проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

    В рамках проблемы социализированности как результата социализации в целом особ­няком стоит вопрос о воспитанности как результате относительно социально контролируемой социализации.

    На бытовом уровне воспитанность понимается довольно одно­значно и односторонне, о чем свидетельствуют словари: «Воспи­танный человек, выросший в обычных правилах светского прили­чия, образованный» (В. И. Даль). «Воспитанность - умение вести себя; благовоспитанность» (Словарь русского языка. - М., 1957). «Воспитанный - получивший хорошее воспитание, умеющий вес­ти себя» (там же).

    Охарактеризовать воспитанность на теоретическом уровне весьма проблематично в связи с многообразием трактовок поня­тия «воспитание». Все известные попытки охарактеризовать воспитанность с по­мощью эмпирических показателей вызывают те или иные возра­жения. Более или менее корректно это делается по отношению к отдельным аспектам воспитанности (например, образованности, профессиональной подготовке, установкам и ценностным ориентациям в различных сферах жизнедеятельности и пр.). Однако выявленный уровень образованности человека или его социаль­ные установки, например, в сфере межэтнического взаимодейст­вия и др. далеко не всегда соответствуют его реальному социальному поведению.

    Социализированность имеет «мобильный характер», т.е. сформировавшаяся социализированность может стать неэффек­тивной в связи с самыми различными обстоятельствами.

    Происходящие в обществе коренные или весьма существенные изменения, приводящие к ломке или трансформации социальной и (или) профессиональной структур, что влечет за собой измене­ния статуса больших групп населения, превращают их социализи­рованность в неэффективную для новых условий. Переезд челове­ка из страны в страну, из региона в регион, из села в город и на­оборот также делает социализированность проблематичной.

    Изменение ролей, ожиданий и самоожиданий в связи с перехо­дом человека с одного возрастного этапа на другой, также может сделать неэффективной сформировав­шуюся социализированность у детей, подростков, юношей.

    Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях. Для условий социализации харак­терно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказы­вающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объ­ективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

    А.В. Мудрик условно выделяет реальные, потенциальные и латентные виды жертв неблагоприятных условий, которые представлены различными типами-категориями людей.

    Реальными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды; дети, подростки, юноши с психосоматиче­скими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных орга­низаций.

    Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей, подростков, юношей с пограничными психическими состоя­ниями и с акцентуациями характера; детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село; де­тей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями; метисов и представителей инонацио­нальных групп в местах компактного проживания другогоэтноса.

    Латентными жертвами неблагоприятных условий социализа­ции можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гени­альность «выпадают» на долю примерно одного человека из ты­сячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности усло­вий социализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предрасположенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного че­ловека из миллиона родившихся. А действительно гением стано­вится лишь один из десяти миллионов, т. е. большинство Эйн­штейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложенной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близкие об этом даже не подозревают, постольку их и можно отнести к ла­тентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.

    Названные типы реальных жертв далеко не всегда представле­ны «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные измене­ния в развитии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Нередко происходит наложение одного признака или об­стоятельства на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Еще более трагический пример - судьба выпускников детских домов (в большинстве своем - социальных сирот, т. е. имеющих родителей или близких родственников). Сре­ди них до 30% становятся «бомжами», до 20% - правонарушите­лями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.

    Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести чело­века к числу жертв неблагоприятных условий социализации, име­ют постоянный характер (сиротство, инвалидность), другие про­являются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни - неустранимы (инвалид­ность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).


    1 Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2000. - №2.

  • Анализ среды функционирования предприятия и его элементы
  • Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия
  • Бюджетный профицит и бюджетный дефицит и их воздействие на экономику.
  • В 4. Вибрация, физические характеристики, нормирование и действие на организм человека. Виды средства защиты от вибрации.
  • В 4. Вредные вещества, их классификация, нормирование, воздействие на организм человека. ПДК. Средства и методы защиты от воздействия вредных веществ на человека.
  • В 4. Микроклимат производственных помещений, параметры микроклимата и их воздействие на организм человека. Способы нормализации микроклимата.
  • В области земельных отношений и охраны окружающей среды, управления муниципальной собственностью
  • Взаимодействие учреждений социальной службы с другими учреждениями в профилактике безнадзорности и правонарушений
  • Взаимосвязь социального интеллекта и социальной компетентности
  • Социальная среда - это прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения.

    Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения.

    Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её.

    Социальные ориентации и установки

    Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют общественное значение. Побудители такого рода поведения следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

    Социальное поведение, как и всякая другая активность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека, указанное обстоятельство проявляется в наличии у личности социальных тенденций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о культуре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, установки имеются у него в отношении указанных явлений.

    Представленные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны друг с другом. Если в знании отражены предметы и явления действительности, то в ориентациях выражаются отношения человека к ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений.

    Личные ориентации создаются у человека под воздействием индивидуальных потребностей и нужд, тогда как социальные ориентации обусловливаются требованиями других людей.

    Социальные установки определили как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

    Установка состоит из трех компонентов:

    · описательное знание;

    · отношение;

    · планы, программы поведения.

    Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

    Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изменить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.

    Стереотипы являются одним из видов социальной установки. Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании людей в виде устойчивых представлений - стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания.

    Стереотипы - регуляторы поведения. Наиболее изучены национальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этническими группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы - духовное образование, сложившиеся в сознании людей, эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элементы описания, оценки и предписания.

    Таким образом, именно в процессе взаимодействия человека и социальной среды происходит воздействие друг на друга, тем самым каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами современных исследований.

    Загрузка...