docgid.ru

Б. Социальная дезориентация и отверженность. Дезориентация — потеря во времени, пространстве и в себе

Дезориентация – это невозможность самому идентифицировать собственную личность, место ее физического пребывания, период, в котором пребывает она либо социальную принадлежность. Дезориентация личности чаще наступает вследствие поражения структурных элементов мозга. Помимо того, рассматриваемое отклонение часто зарождается вследствие непомерного потребления спиртосодержащих жидкостей, употребления наркотических веществ либо сильнодействующих фармакопейных психотропных препаратов. Другими словами, дезориентацией является расстройство сознания. При описываемом состоянии субъекту сложно быстро думать, совершать действия, наблюдаются трудности с определением себя и ориентированием.

Причины дезориентации в пространстве

Описываемое нарушение являет собой изменение , не позволяющее мыслить ясно и быстро, кроме того, оно вызывает утрату способности признавать людей или различать места, запомнить время и памятные даты. Дезориентация нередко порождает затуманивание сознания и невозможность принимать самостоятельные решения.

Причин, провоцирующих рассматриваемое отклонение, существует множество. Так, например, ее могут породить органические повреждение мозговых структур или метаболические сбои. У пожилых лиц утрату ориентации и затуманенность сознания часто вызывает .

Помимо того, существуют заболевания, сопровождающиеся дезориентацией.

Бессвязность сознания может наступать по причине гипоксемии, наблюдаемой при легочных недугах, при серьезных инфекционных процессах, недостаточности питания, вследствие обезвоживания.

Бессвязность сознания также проявляется и вследствие воздействия ряда внешних обстоятельств, таких как переохлаждение либо тепловой удар.

Можно выделить такие заболевания, сопровождающиеся дезориентацией, как , гидроцефалия, спастический псевдосклероз, опухолевое образование в мозге и расстройство его кровоснабжения, гипогликемия, депрессивные состояния, жировой гепатоз, психотическое расстройство организма, синдром Ангельмана, портальная гипертензия, почечная недостаточность, менингит.

Помимо перечисленных недугов вызвать чувство дезориентации личности может чрезмерное потребление алкоголя, наркотических веществ, а также обезвоживание.

Социальная дезориентация может возникнуть как результат резкой перемены, произошедшей в жизни. У малышей утрата социальной ориентации является нормой, поскольку крохи еще не способны распознавать род своих занятий, собственный пол. Им сложно ориентироваться среди новых лиц.

Лишь на пубертатном этапе наступает время абсолютной социальной ориентации.

Симптомы дезориентации в пространстве

Выделяют следующие разновидности состояния дезориентации личности: радиационную, пространственную, профессиональную и социальную дезориентацию.

Психология предлагает такую классификацию нарушения ориентирования:

– аутопсихическая (являющаяся ложным распознаванием себя в качестве личности либо абсолютная потеря самоидентификации);

– аллопсихическая (утрата ориентирования в окружающей среде);

– двойная (пациент одновременно либо поочередно пребывает реальности и мнимой действительности);

– смешанная или тотальная дезориентация.

Определить состояние дезориентации может доктор исключительно после проведения обследования.

К общим клиническим признакам относят такие проявления, как внезапные перемены настроения, головокружение, расстройство сновидений, .

Дезориентация в пространстве часто наблюдается наряду с неспособностью определяться во времени. Помимо того, рассматриваемый недуг могут сопровождать такие проявления, как неспособность субъекта распознать себя в качестве личности, назвать месяц, текущий год, страну проживания либо место, в котором пребывает, паспортные данные.

Также возникает без очевидной причины чувство боязни, беспокойство. Апатичность может резко сменить приступом . Поэтому следует учитывать, что описываемое состояние субъекта, часто бывает небезопасно как для самого страдающего дезориентацией, так и для окружающих его лиц. Именно поэтому при возникновении перечисленных признаков человека следует незамедлительно препроводить в лечебное учреждение.

Социальная дезориентация, как правило, не характеризуется наличием выраженных проявлений расстройства психики. Однако нижеприведенная специфическая симптоматика может наблюдаться. Так, например, субъект назвать свой точный возраст не может. Также он не знает собственную социальную принадлежность. В незнакомой среде возникает ощущение беспокойства.

При наличии пространственно-временному нарушению ориентирования может сопутствовать: головокружение, звон в ушах, тошнота, частичная утрата слуха, головные алгии, колебания кровяного давления. Подобное состояние несет угрозу для жизни индивида. Самолечение либо игнорирование описанной симптоматики может привести к тяжелым последствиям, а также чревато летальным исходом, поскольку скачки давления могут породить инсульт или спровоцировать инфаркт.

Дезориентация в пространстве является частым спутников сумеречного затуманивания сознания. Характеризуется резким появлением и таким же внезапным исчезновением. Субъект при этом способность воспроизводить механические действия сохраняет.

Лечение

Перед назначением терапии необходимо пройти полноценное обследование. Поэтому, прежде всего, следует посетить невропатолога, который проведет осмотр индивида, ознакомится с жалобами, выяснит анамнез и историю недуга.

Дабы диагностировать наличие описываемого нарушения может проводиться биохимическое исследование крови, анализ на определение спиртосодержащих или выявление наркотических веществ в организме, компьютерная томография, различные психотерапевтические тесты, электрокардиографическое исследование, определение метаболических сбоев.

Базисная терапевтическая тактика обусловлена поставленным диагнозом, поскольку методики лечения дезориентации непосредственно обусловлены этиологическим фактором. При внезапном появлении ощущения утраты ориентации, рекомендуется постараться расслабиться, упорядочить течение собственных дум, иногда требуется, даже записать их. Необходимо осознать ощущаемые проявления и понять, что породило данное состояние.

Так, например, спровоцировать нарушение ориентирования, может пониженная концентрация сахара, если последний прием пищи отмечался несколько часов назад. Дабы исправить положение следует перекусить или выпить напиток, содержащий кофеин. Если описываемое нарушение порождено обезвоживанием организма, необходимо соответственно выпить воды либо выпить жидкость, содержащую электролиты.

В целом терапевтическая стратегия содержит следующие мероприятия: обеспечение покоя, должный уход, исключение воздействия стрессоров, непомерной эмоциональной нагрузки.

Медикаментозная терапия основывается на назначении таких категорий препаратов, как нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, витамины, средства, обладающие седативным, снотворным эффектом, минеральные комплексы. Подбор необходимой дозы, длительность и режим приема определяет врач. Самовольное назначение и прием фармакопейных препаратов не допустим.

Среди профилактических мероприятий, выделяют следующие:

– ограничение в потреблении спиртосодержащих напитков;

– уравновешивание баланса здорового сна и периодов бодрствования;

– сбалансирование режима питания, потребляемые продукты должны содержать необходимую концентрацию минеральных веществ, витаминов, клетчатки, при этом избегать следует продуктов, содержащих «вредный» холестерин;

– соблюдение контроля над уровнем сахара при наличии диабета;

– избавление от табакокурения.

Помимо перечисленных методов, важно также ежедневно уделять время умственной нагрузке. Мозгу, равно как и иному органу также необходимы тренировки для поддержания его работоспособности. Полезным упражнением считается заучивание стихотворений. Также способствуют нормализации состояния и минимизации возникновения явлений затуманенности сознания с проявлениями дезориентации ежедневные прогулки.

  • 5. Содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства
  • 6. Предметно-развивающая среда, материально-технические условия и педагогические кадры
  • 7. Перспективные направления развития дошкольной коррекционной педагогики
  • Глава 3. Воспитание и обучение детей
  • 1. Характеристика нарушений при умственной отсталости
  • 2. Дошкольная олигофренопедагогика как отрасль специальной дошкольной педагогики
  • 3. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых)
  • 5. Познавательное развитие.
  • 6. Развитие речи.
  • Глава 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 1. Характеристика отклонений при задержке психического развития у детей
  • 2. Этапы оказания помощи детям с задержкой психического развития
  • 3. Изучение причин возникновения задержки психического развития у детей
  • 4. Классификации задержки психического развития
  • 5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и сходных с ней состояний
  • 6. Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • 7. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития
  • 8. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с задержкой психического развития
  • 9. Организация работы с родителями
  • 10. Интегрированное воспитание и обучение
  • Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями слуха
  • 1. Характеристика детей с нарушениями слуха
  • 2. Задачи и принципы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом
  • 3. Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха
  • 4. Характеристика методов обследования слуха детей
  • 5. Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха
  • 6. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
  • 1. Характеристика нарушений зрения у детей
  • 2. Система дошкольного воспитания детей с нарушением зрения
  • 3. Условия воспитания и обучения детей с нарушениями зрения
  • 4. Основные принципы коррекционнои работы в детском саду для детей с нарушением зрения
  • 6. Содержание специальных коррекционнных занятий
  • 7. Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения
  • 8. Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения
  • Глава 7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • 1. Научно-методические аспекты логопедии
  • 2. Причины речевых нарушений
  • 3. Классификация нарушений речи
  • 4. Система логопедической помощи
  • 5. Зддачи и принципы воспитания детей с нарушениями речи
  • Глава 8. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • 1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
  • 2. Двигательные нарушения при дцп
  • 3. Нарушения психики при дцп
  • 4. Речевые нарушения при дцп
  • 5. Классификация детского церебрального паралича
  • 6. Коррекционная работа при дцп
  • Глава 9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционального
  • 1. Представления об особенностях раннего развития детей с аутизмом
  • 2. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в аффективном развитии
  • Глава 10. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями поведения и деятельности
  • 1. Социальная дезориентация
  • 2. Негативное самопредъявление
  • 3. Семейная изоляция
  • 4. Хроническая неуспешность
  • 5. Уход от деятельности
  • 6. Вербализм
  • Глава 11. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями
  • 1. Этиология сложных и множественных нарушений развития у детей
  • 2. О классификации сложных и множественных нарушений развития у детей
  • 3. Проблемы воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями в семье
  • 4. Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и множественными нарушениями
  • Глава 1. Общие вопросы специальной дошкольной педагогики.......................6
  • Глава 2. Общие требования к организации и содержанию коррекционно-
  • Глава 3. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 5. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 7. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 8. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста
  • Глава 9. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями
  • Глава 10. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
  • Глава 11. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными
  • 1. Социальная дезориентация

    Этот психологический синдром проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок может ломать ценные вещи, не понимает запретов. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение.

    Пониженная чувствительность к социальным нормам - это основная особенность психологического профиля ребенка с синдромом социальной дезориентации. Она проявляется не только в поведении, но и в недоразвитии разных видов детской деятельности. Уже в раннем возрасте часто наблюдается замедленное овладение предметными действиями. В течение длительного времени сохраняются неспецифические, однообразные манипуляции с предметами. Позднее, в дошкольном возрасте замедленно развивается сюжетно-ролевая игра. Как правило, игры таких детей однообразны. Игрушки могут использоваться неадекватно (например, игрушечная кроватка используется в качестве машины). В рисунках дошкольников с социальной дезориентацией проявляется отсутствие типичных для данного возраста графических шаблонов (т. е. общепринятых способов изображения человека, дома и т. п.). Таким образом, особенности деятельности при этом синдроме не исчерпываются поведенческими нарушениями, а охватывают все сферы детской деятельности.

    Предпосылками социальной дезориентации могут являться различные виды патологии. Она может возникать вследствие умственной отсталости, аутизма, задержки психического развития. Иногда исходной причиной этого психологического синдрома становится нераспознанный взрослыми сенсорный дефект (в частности, снижение слуха). В некоторых случаях первичный дефект представлен локальным органическим поражением центральной нервной системы, не приводящим к общей задержке психического развития, но, тем не менее, серьезно нарушающим овладение социальными нормами. Благодатной почвой для этого варианта развития становятся импульсивность и гиперактивность (двигательная расторможенность), резко повышающие частоту столкновений ребенка с социальными нормами и запретами.

    Вместе с тем, социальная дезориентация может развиться и без какой-либо специфической органической основы. Ее предпосылкой может стать резкое изменение условий жизни ребенка. Этот синдром нередко возникает у детей беженцев, эмигрантов. Иногда причиной дезориентации становится поступление ребенка в детский сад. Развитию синдрома способствует резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости у окружающих взрослых. В этом случае социальная дезориентация становится формой проявления дезадаптации ребенка.

    Яркие формы дезориентации складываются у детей, с раннего возраста воспитывавшихся в условиях социальной депривации, т. е. недостаточного общения со взрослыми. Наиболее выраженные нарушения наблюдались у детей, с младенчества воспитывавшихся в приютах и детских домах. Р. А. Шпитц описал возникающий в этих условиях синдром госпитализма, характеризующийся грубыми нарушениями общего психического развития и, в частности, крайне низким уровнем социализации ребенка.

    При социальной дезориентации реакция окружающих исходит из их представления о том, что ребенок сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые подпадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен, например, различить, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между понятием «свое» и «чужое».

    Требования окружающих оказываются неадекватными реальным возможностям ребенка, уровню его ориентации в социальной действительности. Это еще больше «запутывает» его, усиливая его дезориентированность. В результате замыкается положительная обратная связь, придающая устойчивость психологическому синдрому.

    Ребенок с социальной дезориентацией не протестует против правил и не пытается их «обойти». Он обычно искренне старается их соблюдать, но просто не в состоянии этого сделать. При сохранном интеллекте к старшему дошкольному возрасту он начинает осознавать разницу в отношении окружающих к нему и к другим детям, однако он приписывает это отличие не своему поведению, а несправедливости взрослых. Он видит, что его регулярно наказывают, а других ребят - нет, хотя они тоже часто шалят. В этом возрасте он, как правило, в общих чертах уже понимает, что разрешено, а что запрещено. Однако он по-прежнему не может отличить серьезного проступка от безобидной шалости (которая тоже является нарушением правил).

    Ребенок замечает, что многие из его сверстников безнаказанно нарушают правила. Из этого он делает вывод о том, что не страшно, если и он сам нарушит какое-нибудь из правил: например, побьет палкой своего обидчика. Ребенок не понимает, что нарушения других детей, оставляемые без наказания, гораздо более безобидны, чем его собственные, регулярно наказываемые. Из-за этого он проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны воспитательницы, собственных родителей и других взрослых. В конечном итоге (уже за границами дошкольного возраста) такое убеждение ведет к представлению о том, что вся жизнь устроена несправедливо, что сами нормы общества неправильны, т. е. к сознательной асоциальной или даже антисоциальной установке. Такая установка с большой вероятностью может стать основой для формирования антисоциальной психопатии.

    Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («Я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность развития по антисоциальному пути («Раз я плохой, то естественно, что я должен совершать дурные поступки»). Негативную роль играют также типичные для этого психологического синдрома нарушения общения со сверстниками (вследствие невладения принятыми формами общения).

    В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого взрослые, воспитывающие ребенка, должны предельно четко продумать и сформулировать предъявляемые к нему требования. Они должны быть простыми, однозначными и понятными ребенку (при умственной отсталости следует ориентироваться на правила поведения, в норме соответствующие более младшему возрасту).

    Запретов должно быть немного. На первом этапе коррекции следует запретить только наиболее грубые негативные проявления. Каждое нарушение этих запретов нужно наказывать, однако наказание не должно быть чересчур строгим. Задача не в том, чтобы вызвать у ребенка страх или чувство вины, а лишь в том, чтобы показать ему, что его поведение неправильно. Поэтому в большинстве случаев достаточно замечания, сделанного строгим тоном. Наказания (в том числе, строгие замечания) не должны быть слишком частыми, чтобы ребенку не казалось, что им недовольны все время, независимо от того, как он себя ведет. Именно поэтому важно свести запреты к минимуму.

    Когда наиболее грубые негативные проявления будут преодолены, следует понемногу расширять круг задаваемых правил поведения, постепенно приближая его к возрастному стандарту. Очень важно поддерживать и повышать самооценку ребенка, не допуская формирования негативной самооценки. Взрослым необходимо понять, что ребенок нарушает правила не намеренно, а по незнанию. Нужно стремиться к тому, чтобы это понял и он сам. Тогда к концу дошкольного возраста можно будет использовать для коррекции поведения механизмы сознательной саморегуляции. Большие возможности для коррекции социальной дезориентации предоставляет сюжетно-ролевая игра. Воспроизводя в совместных играх с дошкольником различные жизненные ситуации, можно научить его адекватно в них ориентироваться. Полезно, чтобы ребенок чередовал исполнение ролей положительных и отрицательных персонажей. Это позволит ему лучше различить соответствующие модели поведения (положительную и отрицательную).

    Значительную помощь может оказать также обсуждение с ребенком рассказов и сказок, выяснение того, кто из персонажей поступил хорошо, а кто - плохо. Для старших дошкольников важно включить в обсуждение и вопрос о том, насколько плох тот или иной поступок («очень плохой», «не очень хороший» и т. п.).

    Для преодоления социальной дезориентации важно также проводить работу по целенаправленному формированию и социализации всех видов детской деятельности. Надо учить ребенка рисовать, отображая в рисунке стандартные, типичные для его возраста сюжеты. Надо также расширять сюжеты его игр. Это будет способствовать, в частности, налаживанию общения со сверстниками, имеющего чрезвычайно большое значение для нормальной социализации ребенка.

    Ранними признаками патологического состояния становится и . У человека меняется восприятие мира, наблюдаются расстройства на эмоциональном уровне и начинаются .

    Иногда добавляются иллюзии – неверное восприятие происходящих событий или галлюцинации – зрительные и слуховые ощущения, которых в действительности нет. Пациент угрюм, молчалив, находится в угнетенном состоянии, малоподвижен.

    Провоцирующие болезни и факторы-провокаторы

    Дезориентация – это лишь признак разных заболеваний и нарушений. Заболевания, сопровождающиеся спутанностью сознания:

    Дезориентация появляется не только как следствие неврологических заболеваний и психиатрических отклонений, негативные изменения во восприятии действительности у взрослых пациентов возникает также по причине:

    • злоупотребления алкоголем;
    • приема наркотиков или некоторых лекарств ( , противоаллергические, обезболивающие, противовоспалительные средства, );
    • гиповитаминоза;
    • обезвоживания;
    • переохлаждения;
    • теплового удара;
    • инфекций;
    • метаболических нарушений;
    • посттравматического психоза.

    У людей старшей возрастной группы дезориентация часто является следствием .

    Первая помощь и тактика лечения

    При возникновении спутанности сознания человеку необходимо присесть, постараться успокоиться и расслабиться. Важно вспомнить, чем именно могло бы быть вызвано подобное состояние (травма, прием лекарств, заболевание, длительная и строгая диета). Можно записать переживания.

    Спутанность сознания после получения травмы головы – тревожный симптом, который может быть проявлением или более серьезных нарушений.

    Если потеря ориентации стала побочным эффектом от приема лекарств, то необходимо уменьшить подобранную для лечения дозировку или заменить препарат другим средством.

    Если причина в бесконтрольном соблюдении строгой диеты, то рекомендуется съесть что-нибудь и самочувствие очень быстро улучшится. В дальнейшем необходимо пересмотреть рацион для предупреждения возникновения более серьезных проблем.

    Дезориентация в сочетании с невнятной речью и слабостью в конечностях - , .

    Спутанность в сознании на фоне высокой температуры указывает на тяжелую инфекцию или осложнение уже имеющейся патологии. Если причина заболевания неясна, то необходимо комплексное обследование для ее уточнения.

    Во всех случаях проявления дезориентации нужен осмотр и консультация квалифицированного специалиста, а при необходимости – оказание медицинской помощи.

    Основной способ диагностики при нарушениях сознания – устный опрос психиатром. Выполняется также общее и биохимическое исследование крови, анализ мочи, может быть назначено , скрининг метаболических нарушений, электрокардиограмма.

    Когда диагноз поставлен – назначается индивидуально подобранный комплекс лечебных процедур. Очень важно при этом устранить все причины, которые могут провоцировать дезориентацию.

    При важно обеспечить пациенту правильный уход. У больного появляется целый комплекс признаков: нарушения двигательной функции, мышления и речи, потеря осознания собственной личности. Человеку нужно находиться в тихой и комфортной обстановке. За ним необходимо постоянно присматривать и обеспечить безопасность.

    Если отмечается длительная дезориентация, то пациента нельзя оставлять одного. Выйдя на прогулку, такой человек может не вернуться домой. В случае кратковременной утери себя и окружающей обстановки человека необходимо окружить предметами, напоминающими о времени и дате (календарь, часы).

    Может понадобиться прием . Необходим контроль артериального давления и пульса, важно употреблять достаточное количество жидкости.

    При выраженной социальной дезориентации у ребенка, родителям обязательно нужно получить консультацию психолога. Он подскажет, как скорректировать поведение, чтобы улучшить адаптационный период в новой среде.

    Профилактическими мерами являются: минимизирование , отказ от вредных привычек, сбалансированное питание, полноценный сон. Для предупреждения изменений памяти у людей старшей возрастной группы нужно вести активный образ жизни, тренировать память и мышление.

    Дезориентация – грозный симптом серьезных нарушений. Физиологичен он лишь у детей в определенных обстоятельствах. Прогрессирующий процесс у взрослого человека без соответствующей терапии способен разрушить личность.

    Общие сведения

    Дезориентация - это изменение в сознании, при котором человек не способен думать и мыслить ясно. Часто, дезориентация вызывает потерю способности узнавать людей или места, помнить время и даты. Чувство дезориентации приводит к спутанности сознания и к неспособности принимать решения самостоятельно.

    Человек, пребывающий в состоянии дезориентации, не способен осознавать собственную личность, место пребывания, время, социальную принадлежность. Иногда отмечается только один определенный тип нарушения ориентации, но в некоторых случаях у человека проявляется совокупность описанных выше типов дезориентации.

    Ранними признаками спутанности сознания является расстройство ориентации, снижение внимания. Если такое состояние прогрессирует, то у больного постепенно нарушается восприятие окружающего мира, памяти, позже возникают нарушения речи. Больной не узнает тех, кто находится рядом с ним. Иногда у него присутствуют иллюзии – неправильное восприятие того, что происходит вокруг. Как правило, спутанность сознания ведет к тому, что человек становится молчаливым, подавленным, он очень мало двигается.

    Причины возникновения

    Социальная дезориентация проявляется вследствие разных причин, связанных с заболеваниями и патологическими состояниями. У детей такой синдром может быть связан с резкими переменами в жизни, например с началом посещения детского сада, школы.

    У маленьких детей проявление социальной дезориентации – это физиологическое явление. Маленький ребенок не способен правильно проводить идентификацию собственного пола, рода занятий, он тяжело ориентируется в коллективе новых людей. Только в подростковом возрасте наступает период полной социальной ориентации. Но если родители подозревают, что у ребенка отмечается дезориентация, не связанная с возрастными особенностями, нужно обязательно обращаться к специалисту, так как этот признак может свидетельствовать о развитии слабоумия и олигофрении.

    Дезориентация у человека часто связана с органическими поражениями головного мозга, а также с метаболическими нарушениями. У пожилых людей спутанность сознания и потеря ориентации часто связаны со старческой деменцией.

    Спутанное сознание может стать результатом гипоксемии, которая проявляется при заболеваниях легких, а также нервной, сердечно-сосудистой систем. Данный симптом может проявиться при сильных инфекциях, при серьезной недостаточности питания, обезвоживании.

    Таким образом, спутанность сознания может являться симптомом следующих заболеваний: болезнь Альцгеймера, опухоль мозга, нарушения кровообращения в головном мозге, травмы головы, гипоксемия, нарушения эндокринного характера, метаболические нарушения.

    Спутанность сознания проявляется и под влиянием некоторых внешних факторов. Нарушения сознания возможны при сильном переохлаждении, при тепловом ударе. Часто этот симптом отмечается у людей, которые длительное время пребывали в состоянии алкогольного опьянения, принимали наркотики или сильнодействующие психотропные медикаменты.

    Социальная дезориентация - это психологический синдром, который проявляется в том, что для ребенка резко затруднено овладение правилами поведения. В итоге возникает неуправляемость, возможны агрессивные действия, ребенок не понимает запретов, может ломать ценные вещи. При социальной дезориентации причиной поведенческих отклонений служит невладение социальными нормами, а не их сознательное нарушение. Предпосылками социальной дезориентации могут являться: отставание в развитии ребенка (в раннем возрасте замедленное овладение предметной деятельностью; в дошкольном возрасте - нарушение игровой деятельности; в изобразительной деятельности проявляется отсутствие типичных для данного возраста шаблонов, общепринятых способов изображения дома, человека и др.).

    Иногда причиной дезориентации становится поступление ребенка в детский сад. Развитию синдрома способствует резкое различие правил и требований, предъявляемых ребенку дома и в детском саду, отсутствие гибкости окружающих взрослых. В этом случае социальная дезориентация становится формой проявления дезадаптации ребенка.

    Яркие формы дезориентации складываются у детей, с раннего возраста воспитывавшихся в условиях социальной депривации, т.е. недостаточного общения со взрослыми. Наиболее выраженные нарушения наблюдались у детей, с младенчества воспитывавшихся в приютах и детских домах.

    При социальной дезориентации реакция окружающих исходит из их представления о том, что ребенок сознательно нарушает правила поведения, «безобразничает», «хулиганит». Взрослые стараются добиться послушания посредством наказаний и повторных объяснений того, что «так делать нельзя». Однако ребенок с социальной дезориентацией не в состоянии понять ни этих объяснений, ни причины наказания. Он не может осуществить правильную классификацию жизненных ситуаций, чтобы вычленить те из них, которые попадают под тот или иной запрет. Такой ребенок не способен различать, в чем разница между запрещенным «драться» и разрешенным «давать сдачи», между понятием «свое» и «чужое».

    Требования окружающих оказываются неадекватными реальным возможностям ребенка, уровню его ориентации в социальной действительности. Это еще больше «запутывает» его, усиливая его дезориентированность.

    Ребенок с социальной дезориентацией не протестует против правил и не пытается их «обойти». Он обычно искренне старается их соблюдать, но просто не в состоянии этого делать. При сохраненном интеллекте к старшему дошкольному возрасту он начинает осознавать разницу в отношении окружающих к нему и к другим детям, однако он приписывает это отличие не своему поведению, а несправедливости взрослых.

    Из-за того, что ребенка постоянно одергивают, ругают и наказывают, у него снижается самооценка. Со временем она становится негативной («Я плохой»). Это дополнительно повышает вероятность развития по антисоциальному пути («Раз я плохой, то естественно, что я должен совершать дурные поступки»).

    В дошкольном возрасте социальная дезориентация вполне поддается коррекции. Для этого необходимо:

    • 1. Четко формулировать требования они должны быть просты и понятны ребенку.
    • 2. Использовать меньше запретов (только самые грубые негативные проявления);
    • 3. Поощрять положительные поступки и хорошее поведение, опираться на положительное в ребенке;
    • 4. Разъяснять ребенку «плохое» поведение, его последствия для окружающих; обсуждать с ребенком рассказы и сказки о плохом и хорошем.

    Для преодоления социальной дезориентации важно проводить работу по целенаправленному формированию и социализации всех видов деятельности (учить ребенка рисовать, лепить, играть, трудиться), опираясь на положительное и поощряя даже незначительные усилия и старания ребенка, создавая ему «ситуацию успеха».

    Загрузка...