docgid.ru

Эвтаназия. Что такое эвтаназия? «Доктор Смерть» и мексиканцы

Эвтаназия – это медикаментозная процедура, представляющая собой намеренное прекращение жизни человека по его просьбе, производимое в ситуациях наличия неизлечимых заболеваний, приносящих существенные страдания, купировать которые нет возможности. Изначально данное понятие подразумевало возможность человека легко уйти из жизни, позже оно было дополнено обязательным требованием медицинских предпосылок и психического состояния.

Синонимичными выражениями можно считать легкую или мирную смерть. Это определяет активную сторону данного процесса, когда человека намеренно убивают, применяя медикаментозные препараты, оказывающие свой жизнеостанавливающий эффект на фоне действия обезболивающего. Пассивная эвтаназия, когда больному перестают давать поддерживающее лечение, не считалась ранее эвтаназией, однако в современных позициях начинает приравниваться и к активной процедуре.

Что это такое

Понятие эвтаназии применяется относительно намеренного прекращения человеческой жизни. Реже данный термин употребляется относительно животных, в таком контексте уместнее понятие усыпления. Гуманный оттенок такой процедуры остался только в отношении животных, хотя ранее (в начале двадцатого века) был довольно популярен в обществе.

Дискредитация пришла вместе с правлением гитлеровцев, когда данный метод использовался в качестве истребления людей с психическими дефектами, инвалидов и прочих, по мнению главенствующей нации, ущербных. Огромную роль имело умерщвление детей, возможно страдающих наследственными заболеваниями, родившихся с патологиями или не той национальности. В итоге данный метод каждый раз подвергается критике и запрещен в большинстве стран, поскольку память о прошлом оставляет понимание возможной неадекватности использования процедуры.

Формальная организация такой процедуры, а также ее стоимость существенно отличается в зависимости от страны, а также входящего пакета предоставляемых условий. В некоторых странах возможность получения процедуры прекращения жизни включена в классический страховой медицинский пакет каждого гражданина (Бельгия). В других государствах эвтаназию может заказать кто угодно, заплатив определенную сумму и пройдя соответствующие подготовительные этапы. Этапы подразумевают не только медикаментозную подготовку, но и юридические консультации, сопровождение клиента с момента приезда в страну и до конца.

Процедура эвтаназии всегда является внутренним личным выбором человека. Принудить к этому шагу запрещено, а тем более создан довольно правильный и многоаспектный механизм предотвращения возможных ошибок, как со стороны страдающего, так и врачей.

Имеет ли человек право на смерть

Закон об эвтаназии подразумевает то, что юридически человек имеет право на осознанно выбранную смерть. За пределами государства, где данная процедура одобряется законодательной базой любой человек, несмотря на медицинские показания и уровень испытываемых страданий не имеет такого права. Грубо говоря, там, где запрещена эвтаназия, она приравнивается к убийству, и врач, помогающий пациенту, несмотря на всевозможные заверения и разрешения будет считаться убийцей, и приговорен к соответствующей уголовной ответственности.

Компромиссным вариантом считается отключение от аппаратов поддержания жизни людей, находящихся в коме, добровольный отказ от поддерживающего лечения или процедур (вентиляции легких, трансплантации органов и прочее). Фактически данные способы не являются прямым убийством, однако способствуют смерти. В ситуации если пациент не подписывает отказ от процедур, лечащий врач также будет нести уголовную ответственность. Помимо медицинских показателей непереносимых мучений есть разрешение на эвтаназию по желанию человека. Так могут уйти из жизни люди, кому она стала непереносима вследствие психологических мучений, а не только физически испытываемой боли.

Однако проблема эвтаназии не только определяется юридическими моментами, но также религиозными аспектами. Во многих верованиях самостоятельный уход из жизни считается грехом. Эвтаназия приравнивается к нему, как опосредованный вариант. При этом действия врача или посредника расцениваются церковью или требованиями как преднамеренное убийство. Лишь в немногих культах, шаманских направлений и приближенных к языческим традициям существует одобрение на добровольную смерть. Соответственно в зависимости от конфессии человека, и того верит ли он вообще в высшие законы у него может быть сформирован либо запрет либо разрешение на эвтаназию.

Большинство настоятелей религиозных сообществ и работников хосписов говорят о том, что человек жаждет не столько прекращения жизни, сколько страданий. Насколько гуманным, цивилизованным и понимающим окажется общество, чтобы разрешить другому человеку прекратить свои мучения зависит от уровня внутренней духовной культуры.

В каких странах разрешена эвтаназия

Многие страны отбирают у человека выбор способа прекращения своей жизни, оставляя доступным только , который также усиленно предотвращают, лишь немногие законодательно закрепили процедуру эвтаназии. При этом для любого желающего предоставляется возможность уехать туда, где помощь в завершении жизненного пути узаконена (это право точно никто не может отобрать).

Нидерланды первыми легализовали добровольную смерть в 2002 году. Произошло это после вынесения данного закона на голосование, который поддержало большинство населения. Нельзя самостоятельно принять данное решение – прошение обязательно подлежит рассмотрению специально организованного комитета по этике. Показания это – наличие невыносимой боли, мучений, неизлечимой болезни и психической адекватности пациента в момент принятия решения. Данная процедура доступна только для граждан страны, причем достигших совершеннолетия. Учитывают Нидерланды также и психологическое состояние врача, и его возможность отказаться – тогда его заменит специализированная бригада.

Швейцария помогает завершить мучения уходом из жизни, как собственным гражданам, так и приезжим. В этой стране есть специальные организации, занимающиеся не только медицинской стороной проблемы, но также и юридическими вопросами (четыре из шести существующих, занимаются исключительно иностранцами). Кроме этого существует возможность оформить также и похороны – сервис данного направления учитывает абсолютно все возникающие вопросы. Несмотря на лояльность к жителям других стран, Швейцария все же требует прохождения специальных тестов, подтверждающих психическое здоровье пациента и его осознанный выбор.

В Бельгии разрешена эвтаназия исключительно для ее граждан и входит в страховой полис. Как и везде необходимо провести предварительную врачебно-психологическую экспертизу, но при этом в Бельгии легализована смерть по просьбе ребенка или его родителей (везде доступна после совершеннолетия), а также эвтаназия из-за моральных страданий, если человек сможет обосновать их серьезность и непреодолимость.

В Америке разрешен ассистированный уход из жизни в некоторых штатах, что обусловлено различиями законов в принципе в зависимости от штата. При этом необходимо заключение врача, подтверждающее сроки возможной жизни, не превышающие полугода. Особенности процедуры требуют не только письменного, но и устного заявления пациента о своем желании при свидетелях, которое он обязан повторить через две недели. В Канаде официально принят закон о возможности заявок пациентов на эвтаназию, однако медицинский персонал все еще (с 2016 года) отказывает в удовлетворении данных требований. Желая получить более четкие определения мучительных переживаний.

Пассивная эвтаназия без применения умерщвляющего вещества не запрещена (но и не разрешена официально) в Европе, Германии, Албании, Франции, Израиле и прочих.

Виды эвтаназии

Разделение видов эвтаназии происходит относительно субъекта, то есть пациента или врача. Так со стороны пациента выделяют добровольный тип эвтаназии, когда человек осознанно и многократно высказывает желание о прекращении собственных страданий. Данная позиция требует подтверждения адекватного состояния пациента, его психического здоровья и осознанности выбора.

Такое подтверждение может выдать специально созданная комиссия – оно закрепляется юридически, как и личное желание человека закончить свою жизнь раньше срока. Самоубийственные тенденции не поощряются и не имеют никаких законодательно закрепленных оснований для назначения эвтаназии.

Вторым вариантом эвтаназии со стороны пациента является недобровольная форма, когда решение о прекращении жизни или ее поддержании принимается не пациентом, а врачами или родственниками. Обычно данная категория включает отключение аппаратуры жизнеобеспечения в ситуациях, если жизненные показатели не приведут к улучшению. Эта процедура также требует официального заверения в разрешении отключения аппарата искусственного дыхания или введения лекарств. Без такого согласия со стороны родственников, опекунов или завещания пациента, своевольное отключение человека врачами приравнивается к преднамеренному убийству.

Для медицинских работников и классификации их деятельности, эвтаназия может быть активной по своему исполнению. При наличии медицинских показаний, сопровождающихся соответствующими юридическими актами, врач вводит больному смертельную дозировку препарата. Разновидность может заключаться в контролируемом самоубийстве, например, когда пациент сам выпивает необходимый препарат под наблюдением врача.

Второй вариант эвтаназии для врачей представляется, как пассивный, когда смерть пациента приближается посредством отключения аппаратов жизнеобеспечения и прекращения поддерживающей терапии. Данная форма возможна при добровольном отказе пациента от предоставляемого лечения, которое также должно быть юридически зафиксировано. В таких случаях смерть приближается быстрее, однако не наступает в тот же момент (кроме вариантов отключения поддерживающего жизнь оборудования). Сам процесс отличается мучительностью и длительностью переживаний в отличие от активной формы. Сюда можно отнести заведомо подписанные запреты о реанимации, принудительном продлении жизни и подобные случаи, включаемые в медицинское страхование.

Наиболее критикуемой формой считается активная эвтаназия, разрешенная лишь в нескольких странах. Пассивный вариант в любом случае присутствует, поскольку основывается на самостоятельном отказе пациента от лечения.

Как происходит эвтаназия людей

Процедура эвтаназии имеет несколько этапов, включающих не только медчасть. Прежде чем пациент получит желаемое избавление от своих страданий, ему необходимо пройти ряд моментов, начинающихся с подачи заявления. После подачи заявки ее рассматривает соответствующий комитет.

Комиссия, состоящая из врачей, психологов и юристов изучает всю историю болезни, выявляя показания к эвтаназии. На следующем этапе человеку необходимо пройти обследование, подтверждающее его психологическую сохранность и осознавание принятого решения. Попутно могут приниматься решения о наличии возможного лечения или методов терапии, снижающей негативные переживания. Если после прохождения всех этапов, решения пациента остается прежним, а комиссия подтверждает допустимость эвтаназии, то начинается юридическая и медикаментозная подготовка к процедуре. Обязательным предварительным этапом является оповещение пациента, как проходит эвтаназия, при помощи каких веществ, а также примерно описание испытываемых ощущений.

Юридические моменты в различных странах оформляются относительно действующего законодательства, но при этом они обязательно подразумевают наличие заявления пациента, разрешения, покрепленного мнением экспертной комиссии. Возможно составление завещания, распоряжений о нажитом имуществе, а также организации похорон.

Перед введением смертельного вещества, пациент принимает обезболивающее, и только после наступления полного глубокого наркоза производится непосредственная эвтаназия. Сама процедура производится в нескольких вариантах. Самый ранний – это пероральный прием смертельного вещества самим пациентом. Такая версия может провоцировать нежелательные состояния рвоты и тошноты из-за вкусовых и ароматических свойств вещества, что в итоге ставило под вопрос всю процедуру. Инъекционная форма показывает полную эффективность. Вещества, используемые для эвтаназии, изготавливаются на основании барбитурата, угнетающего ведущие функции центральной нервной системы.

Отношение общества к проблеме

Однозначного отношения к данному вопросу нет до сих пор, хотя тенденции меняются. С течением времени общество сначала признавало эвтаназию, потом полностью отвергало, сейчас склоняются к тому, чтобы предоставить другим самостоятельно распоряжаться их жизнью. Официальное управление этим процессом становится просто необходимым процессом реформирования защиты прав человека, поскольку пассивная эвтаназия часто применялась в обход всех запретов из сострадания и понимания невозможности облегчить участь пациента.

Развитие медицины и улучшение ее возможностей предоставляют много вариантов излечения болезней или продления жизни, но не всегда длительность сопряжена с качеством. Так искусственно поддерживаются основные функции там, где человек ранее бы умер, разработаны огромные реабилитационные программы для тех, кому не суждено родиться или выжить. При этом все не учитывается один факт – возможности данных людей изначально снижены и недостаточны, эволюционный отбор уже проголосовал против, а значит, их жизнь полна ограничений и лишений. Многие, кому оставили подобную жизнь говорят не только об отсутствии благодарности, но также о непонимании, почему должны испытывать постоянную боль, дискомфорт и психологические мучения, оставаясь в данном состоянии в угоду желаниям посторонних людей. Все, что происходит в основных тенденциях медицины – это заставить жить, отняв право на смерть.

Голосовать против эвтаназии уместно в случае реальной возможности помочь человеку и когда он, в силу собственных убеждений согласен терпеть муки. Когда восстановление невозможно и сам пациент просит о смерти, запрещать такое решение является антигуманным. Те, кто превыше всяких канонов ставит уважение к личному выбору, всегда напоминают о том, что только собственная жизнь – то, что реально и полностью принадлежит человеку, и никто не может отобрать право ею распоряжаться. У нас существует множество законов, преследующих жестокое обращение, но насильное принуждение к жизни в мучениях никто не рассматривает, как подобное издевательство.

Сторонники церкви даже в тех государствах, где разрешена эвтаназия, приравнивают ее к убийству или самоубийству, в зависимости относительно кого идет суждение. Многим верующим людям из-за этого недоступно внутренне разрешение на смерть. Они могут просить помощи и отчаиваться, но не заключать такие договора. Только в крайних случаях, когда эвтаназия не предпринимается из-за веры, эта вера потом остается. Обычно человек испытывающий страдания начинает подвергать сомнению все духовные концепции, после чего и жизнь и вера заканчиваются, причем в агонии.

Также есть противники данного метода исключительно как факта дозволенной смерти. Эта позиция продиктована страхом того, что после разрешения смерти для тех, кто сильно мучается, может прийти разрешение для тех, кто болен или слаб, кто в депрессии или на грани банкротства, а впоследствии распространится и на тех, у кого нет вообще никаких причин. Понимание, что медицина может получить власть не только дарить, но и забирать жизнь вселяет подсознательный ужас, ведь обычно к врачам идут за спасением. При легализации эвтаназии вопрос этики, безнаказанности и многие другие остро встают перед человеком, поднимая первоначальный инстинктивный за собственное существование.

Слабость законодательной системы и недостаточная проработка правовых моментов может подключить страх быть убитым по чьему-то заказу. За приемлемое вознаграждение комиссия может составить показания для эвтаназии и человеку вместо лекарства будет введена смертельная доза без его ведома. Примерно так дела обстояли с карательной психиатрией, когда всех неугодных закрывали под строгий режим и обкалывали нейролептиками.

Как можно убедиться, все причины против, приводятся здоровым обществом, боящимся за свою жизнь, те же, кто реально сталкивается с непереносимостью этой жизни, голосуют иначе. Кроме того люди реально не понимают, почему домашних питомцев мы усыпляем из жалости, но лишаем этого своих близких, обрекая на страдания и смерть в муках.

Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] Ревяко Татьяна Ивановна

Эвтаназия

Эвтаназия

Проблема эвтаназии («тихой смерти») - добровольного ухода из жизни неизлечимо больного человека - широко обсуждается на Западе с конца 50-х гг… В 1958 г. доктор Джек Геврокян опубликовал в печати ряд статей, в которых призывал безболезненно лишать жизни преступников, приговоренных к смертной казни, а их тела использовать для научных опытов, отдельные органы - для пересадочных операций. Позднее, став свидетелем бесмысленно-жестоких самоубийств, Геврокян пришел к мысли, что отчаявшимся, безнадежно больным людям, решившим покончить с жизнью, необходима в этом помощь.

От словесных и газетных выступлений Геврокян перешел к делу и запатентовал свое изобретение, названное впоследствии журналистами «машиной смерти». С помощью этого приспособления в виде капельницы можно быстро и безболезненно умерщвлять людей. В аппарате было предусмотрено и специальное устройство для прерывания процедуры в случае, если доброволец неожиданно изменит свое решение.

После долгих препирательств одна из газет все-таки решилась опубликовать объявление Джека Геврокяна примерно такого содержания: «Если вы решили умереть и хотите это сделать безболезненно, я подарю вам легкую смерть».

Первым и последним его пациентом стала 54-летняя Джанет Аткинс, страдавшая неизлечимой болезнью. В своем оборудованном под лабораторию стареньком автобусе Геврокян привел в действие «машину смерти», и последнее, что услышал от Джанет, - это «спасибо». Потом был громкий судебный процесс, конфискация «машины смерти», обещание Геврокяна более не заниматься подобным никогда.

В 1976 г. Верховный суд Калифорнии вынес решение, дающее больным право отказаться от лечения, поддерживающего жизнь. Этому примеру последовали многие другие штаты. Сейчас практика эвтаназии получила в США довольно широкое распространение. Не проводится реанимация, если пациент заблаговременно высказался против нее. Тогда над его кроватью появляется табличка с английского аббревиатурой, означающей: не оживлять (НО). Рассказывают, что знаменитый хирург К. Бернард использовал эвтаназию для облегчения последних минут жизни своей матери. Два года назад закон о праве на «легкую смерть» принят в Китае.

При этом существенно, о какой эвтаназии идет речь. Активная - когда используют средства, ускоряющие наступление смерти (передозировка снотворного, смертельная инъекция по просьбе больного и так далее).

Пассивная - бездействие врача, отказ от борьбы за жизнь пациента. Так вот в США законом признана только вторая форма, активная же юридически запрещена во всех штатах, а в Германии она преследуется в уголовном порядке.

Впрочем, дискуссии не утихают. Религиозные группировки в США поддерживают право на «гуманную смерть». Американская медицинская ассоциация, признавая пассивную эвтаназию, оговаривает ее целым рядом условий. Закон эти условия предусматривает. Волеизъявление пациента, его завещание близким обязательны. Заявление должно быть сделано в состоянии, когда человек «эмоционально и умственно полностью компетентен», и подписано также двумя свидетелями.

В Испании Ассоциация за право умереть достойно основана еще в 1973 г. Датская Ассоциация добровольной эвтаназии действует более десятка лет. Не один год на нескольких языках выходит международный журнал «Эвтаназия».

Как относятся к этому медики? По-разному. Две трети французских врачей одобряют добровольный уход в случае мучительной и неизлечимой болезни. В Голландии эвтаназию официально применяют врачи и не преследуются за это по закону. Но общественность Швеции, Германии, Италии, Бельгии, Англии настроена решительно против эвтаназии. За ее использование предусмотрена мера наказания - смертная казнь.

А как решается проблема эвтаназии в нашей стране? Пока за рубежом ищут непростой выход, наши медицинские этики гордо парят над жизнью, называя эвтаназию не иначе, как преступлением перед гуманизмом («Врачебная этика и медицинская деонтология», автор А А. Грандо, издана в Киеве в 1988 г.). «Оживляя всех, - пишет автор, - мы совмещаем гуманную помощь больному с научным поиском…»

Но время декларативного гуманизма уходит. Наше общество все нагляднее обнажает скрытые раньше язвы, а потому не стоит тратить время на полемику с начетчиками и пустозвонами. Гораздо полезнее прислушаться к серьезным аргументам, выдвигаемым противниками эвтаназии. Наиболее последовательно они сформулированы в письме врача В. Соколова: «Дело в том, что, по сути, эвтаназия есть убийство одного человека другим, медиком. А убийство даже безнадежно больного человека, даже по его собственному желанию и просьбе противоречит самой сущности врача и среднего медработника. Призвание, которому они посвящают жизнь, - борьба со смертью, а не помощь ей.

Если врач, по любым соображениям, способен лишить жизни другого человека - его немедленно нужно лишать диплома, ибо он превратился в свою противоположность, в убийцу. Нельзя также забывать, что врачи тоже люди, а человеку свойственно поддаваться соблазну. Если врач способен убить человека в его интересах, то, получив право убивать законно, почему он не может это делать в своих собственных? Врачу, наделенному правом убивать, рано или поздно люди перестанут доверять свою жизнь. И, таким образом, общество лишится своей медицины.

Именно по этой причине ни одно здравомыслящее, тем более гуманное общество никогда не позволит себе узаконить в своей стране эвтаназию.

Вопрос о безнадежности больного тоже не простой. Строго говоря, к этой категории прежде всего следует отнести всех недомогающих стариков: все они через несколько лет неизбежно умрут. Что, им тоже отказать в лечении?

Убийство гуманным не бывает. Оно всегда убийство. А гуманизм потому и гуманизм, что помогает другому выжить, а не умереть. И общество, если оно хочет быть гуманным, не должно навязывать врачу обязанности, противоречащие сути его деятельности. Под каким бы то ни было благовидным предлогом. Известно, куда очень часто ведут благие намерения».

Окончательно вопрос об эвтаназии еще не решен. Его предстоит решать нам, нашему поколению, если мы действительно хотим считать себя людьми, свободными в выборе образа жизни и образа смерти.

Из книги Энциклопедия юриста автора

Эвтаназия ЭВТАНАЗИЯ (греч. euthanasiaeu - хорошо и thanatos - смерть) - убийство из милосердия, лишение жизни с целью освободить больного от неизлечимой болезни или невыносимого страдания.Добровольная Э. предполагает просьбу о смерти со стороны пациента или его законного

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

«ЭВТАНАЗИЯ» – АКЦИЯ СС Пробным камнем для начала чисток немецкого общества национал-социалисты избрали очищение немецкой нации от неизлечимо больных. Разработанная программа получила название «Эвтаназия больных с наследственными болезнями». В самом термине

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ЭВТАНАЗИЯ (греч. еu - хорошо, thanatos - смерть) - понятие, разрабатываемое в контексте прикладной этики применительно к сфере медико-биологических исследований, которое определяется как легкая и безболезненная смерть или отсутствие действий по недопущению смерти. Здесь

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Модицина. Encyclopedia Pathologica автора Жуков Никита

5.14. Эвтаназия ЭВТАНАЗИЯ – добровольное согласие на убийство себя любимого ради избавления

Из книги автора

Живительная эвтаназия Помимо очевидных плюсов (прекращение мучений человека по его желанию), разрешение эвтаназии могло бы решить проблему нехватки доноров, позволив разбирать на запчасти эвтаназированные тела. Ведь есть не только желающие умереть старики с

В последние несколько лет Швейцария притягивает туристов не только своими живописными пейзажами и горнолыжными курортами. Со всего мира в страну едут те, кто при помощи врачей хочет свести счеты с жизнью. В стране невероятную популярность набирают программы по эвтаназии для иностранцев. Как показывает статистика, за три года в Швейцарии вдвое выросло число туристов-самоубийц. И, хотя сами швейцарцы недовольны как новым имиджем своей страны, так и количеством катафалков на улицах городов, запрещать добровольные самоубийства в стране никто не собирается.

В самую демократичную республику Европы едут туристы из 31 страны мира. В основном это тяжелобольные люди, страдающие серьезными заболеваниями центральной нервной системы, а также онкологические больные.

Встать в очередь на самоубийство может не только неизлечимо больной или очень старый человек, а любой желающий отправиться на тот свет. Правда, сделать это не так легко, как кажется. Пациенту, мечтающему умереть, необходимо пройти множество собеседований и тестов, чтобы доказать врачам и независимым экспертам, что он находится в здравом уме и своего решения не изменит. За несколько минут до принятия смертельного лекарства врачи еще раз напоминают больному, что процедура его убьет.

В стране существует шесть организаций, которые оказывают необходимую юридическую и медицинскую помощь желающим покончить с собой. Только четыре из них занимаются иностранцами, но в последнее время они уже не справляются с потоком желающих. Больше всего самоубийц приезжают из Германии, на втором месте - Великобритания, на третьем - Франция и Италия. Самой популярной организацией для иностранцев считается Dignitas. Компания поставила на широкий поток различные программы для туристов-самоубийц.

Типичный тур начинается с прибытия в Цюрих, далее клиенту, если он еще в состоянии ходить, предлагают посетить некоторые достопримечательности. Затем следует осмотр у врача и подписание документов, в которых пациент официально соглашается уйти из жизни. После этого больному вручают стакан со смертельной дозой снотворного нембутала, который приводит к остановке дыхания во сне. В среднем эвтаназия обходится в четыре тысячи евро. Добавив еще три тысячи евро, турист может рассчитывать на то, что та же фирма организует его похороны. Те, кто не в состоянии оплатить эвтаназию, могут получить специально учрежденные государственные гранты для помощи нуждающимся. Причем речь идет не только о швейцарцах, но и об иностранцах. За год ими успешно пользуются от 150 до 200 туристов.

То, что Швейцария превратилась в своего рода Мекку для иностранцев-самоубийц, не нравится самим жителям республики. Многие туристы предпочитают принимать смертельное лекарство не в клиниках, а в специально арендованных для этого квартирах в Цюрихе. Швейцарцы все чаще заявляют, что им «надоело каждый день видеть около своих домов гробы и катафалки, потому что это вызывает сильный эмоциональный стресс». Граждане Цюриха обратились в магистрат с просьбой отвести для добровольных самоубийц специальное место и запретить сводить счеты с жизнью в арендованных квартирах. Пока окончательное решение не принято, однако жителей Швейцарии поддержал бывший министр юстиции Швейцарии Кристоф Блохер, заявив, что туризм самоубийц не только мешает жить швейцарцам, но и может испортить имидж всей страны.

В 2011 году в Цюрихе по инициативе двух консервативных политических партий - Евангелической Народной Партии и Федерального Демократического Союза провели референдум. Предлагалось ввести временной ценз, в соответствии с которым любой иностранец, въезжающий в страну «по понятным причинам», должен прожить в Цюрихе не меньше года. Однако 84,5 процента жителей кантона отвергли это предложение, поддержав эвтаназию для неизлечимо больных швейцарцев и иностранцев.

«Доктор Смерть» и мексиканцы

Одним из главных пропагандистов эвтаназии считается американский врач Джек Кеворкян, больше известный, как «Доктор Смерть». Он помог уйти из жизни более чем 130 пациентам. С помощью оборудования, установленного в его фургоне, он делал инъекции, которые приводили к безболезненной смерти. Видеозапись одной из таких процедур попала на телевидение. В результате Кеворкян был приговорен к 25 годам лишения свободы. После восьми лет в тюрьме был досрочно выпущен на свободу, пообещав больше не осуществлять эвтаназию.

Сейчас многие американцы, собирающиеся совершить самоубийство при помощи врачей, отправляются в штаты Орегон, Вермонт или Вашингтон. Однако большой популярностью у жителей южных штатов пользуется Мексика. В местных зоомагазинах для эвтаназии домашних животных продается дешевый препарат пентобарбитал. Человек, принявший его, умирает в течение часа. Однако, как предупреждают многие, в Мексике вряд ли получится умереть «наверняка». Туристов останавливает то, что качество пентобарбитала в стране, раздираемой конфликтами между наркокартелями, местными властями и населением, никто не контролирует.

В то же время в швейцарском законодательстве даны четкие определения типов эвтаназии. Существует активная и пассивная виды помощи человеку в самоубийстве. Активная прямая эвтаназия (то есть без согласия пациента) в стране запрещена, так как она расценивается, как умышленное убийство, пусть и в целях облегчения страданий больного, поэтому за нее грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. В то время, как активная непрямая эвтаназия, или помощь при самоубийстве (это введение или предоставление больному по его просьбе лекарств, которые приводят к быстрой смерти), или пассивная (отключение пациента от поддерживающих жизнь аппаратов) являются легальными. Помимо этого в стране различают добровольную и принудительную эвтаназию. Первая осуществляется по просьбе или же с согласия больного. В то время, как вторая - осуществляется по просьбе родственников, в то время, как пациент находится в бессознательном состоянии.

С момента своего появления эвтаназия представляет собой огромный клубок моральных, теологических, медицинских и юридических проблем. Критики утверждают, что ей могут злоупотреблять родственники, уставшие ждать наследства или просто не желающие ухаживать за пожилыми людьми. В то же время сторонники эвтаназии уверяют, что выбирая между смертью от продолжительной и мучительной болезни в больнице, в окружении чужих людей, многие предпочтут быстрый и безболезненный переход в иной мир в домашней обстановке. Для многих, решившихся на эвтаназию, важную роль играет и то, что они избавляют не только себя от мучений, но и своих близких от проблем по уходу за больным.

В ХХ веке эвтаназия была сильно скомпрометирована. В 1930-е годы в фашистской Германии под ее видом стали осуществлять безжалостные убийства. Программа умерщвления инвалидов и психически больных, по мнению руководителей Третьего Рейха, «идеально вписывалась» в идеологию о «расовой чистоте». Людей с различными видами заболеваний в стране называли «ошибками природы» и «неполноценными». Тех, кто «не мог принести пользу фашистскому государству», убивали.

Детей обычно морили голодом, а взрослых отводили в газовые камеры или же делали смертельные инъекции. Впоследствии эвтаназии стали подвергать и солдат, получивших в сражениях тяжелые увечья, и лесбиянок за то, что они «не могли родить истинных арийцев». За время существования Третьего рейха эвтаназии подверглись более 200 тысяч человек. Фашистские врачи без серьезной диагностики выносили пациентам смертный приговор: большой «красный крест» на личном деле больного означал необходимость умерщвления, «синий крест» означал «оставить в живых».

Родителям детей-инвалидов сообщалось, что их ребенка отправляют в клинику для лучшего лечения. Спустя некоторое время приходило письмо, в котором сообщалось, что ребенок умер от воспаления легких или же от какой-либо другой болезни. Тем временем, работавшие на «фабриках смерти» врачи за проведение эвтаназии получали баснословные деньги. Ко всему прочему они присваивали себе продовольственные талоны и вещи убитых ими людей.

Сейчас добровольно уйти из жизни иностранцы могут не только в Швейцарии. Эвтаназия в том или ином виде разрешена в Бельгии, Голландии, Люксембурге, а также американских штатах Орегон, Вермонт и Вашингтон. Правда Швейцария все же отличается самыми либеральными законами. Как показало недавнее исследование, проведенное в стране, возраст пациентов-самоубийц варьируется от 23 до 97 лет. Причем этой специфической услугой в европейской республике чаще пользуются женщины - 60 процентов.

Нидерланды могли бы составить достойную конкуренцию Швейцарии, там эвтаназию легализовали в 2002 году. К тому же, в отличие от последней, голландский закон разрешает добровольно уходить из жизни и несовершеннолетним в возрасте от 16 до 18 лет. А также родные больного могут попросить врача прекратить страдания своего ребенка в возрасте от 12 до 15 лет. Однако всего одна оговорка в законе помешала королевству стать магнитом для туристов-самоубийц: врач и пациент должны давно и хорошо знать друг друга. А на налаживание таких отношений может уйти немало времени.

В феврале 2014 года в центре скандала оказалась Бельгия. В королевстве разрешили эвтаназию для всех без исключения несовершеннолетних. Таким образом, дети при согласии родителей или в случае недееспособности ребенка сами родители получили право подавать прошение об эвтаназии. Разрешение можно получить только в том случае, если ребенок, по мнению врачей, страдает неизлечимым заболеванием и испытывает физические и душевные страдания, которые никак нельзя облегчить. Если психолог после общения с ребенком подтвердит, что тот осознает последствия своего решения, эвтаназия будет проведена. Противники эвтаназии обвиняют бельгийское правительство в ущемлении прав детей, которые не в состоянии принять решение о своей смерти.

Во Франции и в Великобритании парламенты десятки раз поднимали вопрос о введении эвтаназии. В 2012 году дискуссию инициировал сам президент Пятой Республики Франсуа Олланд. Как показали опросы общественного мнения, 90 процентов французов выступают за либерализацию законов и введение не только пассивной, но и активной эвтаназии. Однако пока вопрос эвтаназии для Парижа и Лондона остается открытым.

Тем временем, правительство Германии собирается легализовать бытующую в стране практику, когда врачи оказывают безнадежным пациентам пассивную помощь в совершении самоубийства - отключают больных от приборов жизнеобеспечения. Активная эвтаназия до сих пор в Германии под запретом. Прецедент, в результате которого в стране стали закрывать глаза на пассивную эвтаназию, возник в 2009 году. Верховный суд ФРГ полностью оправдал адвоката Вольфганга Путца, которого обвинили в том, что он посоветовал дочери 77-летней пациентки, находящейся в течение шести лет в коме в доме престарелых, перерезать шланг зонда, через который осуществлялось принудительное питание.

Вину на адвоката, а не на дочь больной вначале возложили из-за того, что перед тем, как отключить мать от питания, дочь обратилась за юридической консультацией. После этого суд вынес решение о том, что «косвенная» помощь при эвтаназии допустима. Более того врачей и опекунов дома престарелых обязали прекращать поддержание жизни пациента, если это соответствует его воле.

Сразу после этого более 10 миллионов немцев поспешили составить так называемые «распоряжения пациентов». Для этого в Германии появились сайты со стандартными формулярами, в которых пациент может изложить свою волю на случай смертельной болезни или недееспособности. Под документом необходима подпись пациента или его опекуна, заверенная нотариусом. Хотя, как показывает практика, учитываются и устные заявления больного.

Как пишет Berliner Zeitung, в 2012 году уролог Уве-Кристиан Арнольд признался в том, что за последние годы помог десяткам безнадежных пациентов (от 150 до 200) совершить безболезненное самоубийство. Ему грозил серьезный штраф, однако суд встал на сторону врача, так как по германскому законодательству медицинским сотрудникам не запрещается предоставлять пациентам лекарства, прием которых может приблизить их конец. Арнольда поддержали многие врачи. Так, например, терапевт Антон Вольфарт - активист Немецкого общества за гуманную смерть заявил, что «каждый человек должен иметь право помочь ближнему расстаться с жизнью». «Поэтому мне совершенно непонятно, почему это должно быть запрещено врачу, который располагает самыми лучшими средствами обеспечить достойный добровольный уход из жизни», - отметил он.

Автор данного материала - известный в США и далеко за их пределами специалист в области биоэтики и прав человека, юрист, консервативный публицист, автор ряда книг и блоггер Уэсли Дж. Смит . В настоящее время он консультант Совета по правам пациентов (США), а также старший сотрудник «Центра человеческого совершенства» (Center on Human Exceptionalism) при некоммерческой исследовательской организации «Discovery Institute» в Сиэтле. Признан одним из ведущих мыслителей и экспертов в области проблем биоинженерии. Многолетний борец с эвтаназией в стране. Его самая знаменитая книга - «Культура смерти: нападение на медицинскую этику в Америке» («Culture of Death: The Assault on Medical Ethics in America») . Является последовательным противником эвтаназии, абортов, суррогатного материнства, клонирования, так называемой «наукократии», радикальной идеологии защиты окружающей среды и доминирующих сегодня взглядов на медицинскую этику. В 2007 году У. Смит принял Православие и стал прихожанином Православной Церкви в Америке. Часто выступает по американскому радио и телевидению.

За последние десятилетия паллиативная помощь совершила огромный скачок вперед, но эвтаназия применяется не только по отношению к умирающим больным

Многие думают, что эвтаназия и «самоубийство при врачебном содействии» применимы исключительно к неизлечимо больным людям, страдания которых может остановить только смерть. Однако само утверждение, что «больше ничего нельзя сделать», уже неверно: за последние несколько десятилетий паллиативная помощь совершила огромный скачок вперед. Между тем эвтаназия на практике применяется не только по отношению к умирающим больным. Да, с этого обычно всё начинается. Но как только то или иное общество принимает идею эвтаназии, то есть убийства как допустимого ответа на страдание человека, то уже ничего не может ограничить «врачебную помощь» в умирании тех, кто и так приблизились к концу своей жизни. К тому же в жизни может быть множество обстоятельств, причиняющих человеку гораздо большие страдания, чем неизлечимая болезнь, и в течение более длительного срока. Если умирающий больной может уйти из жизни при помощи эвтаназии, то естественным образом встает вопрос: а почему не может это сделать человек, испытывающий иные тяжкие и продолжительные мучения, чем телесный недуг? Со временем, если общество восприняло идею эвтаназии, ответ будет положительным.

Но защитники легализации эвтаназии и «самоубийства при врачебном содействии» не придают особого значения таким утверждениям, считая их «скользкими» аргументами и банальным алармизмом. Сторонники эвтаназии обещают, что жесткие нормативы способны предотвратить злоупотребления - как будто сам этот акт уже не является злоупотреблением! Ниже мы покажем, что «скользкий путь» эвтаназии - это не опасения за будущее, а реальные и многочисленные факты из настоящего. Достаточно посмотреть на опыт Нидерландов, чтобы увидеть это в действии.

Психиатр Шабо помог совершить самоубийство Хилли Боссер, потерявшей двух детей

В Нидерландах легализация эвтаназии началась с 1973 года, после одного судебного прецедента, когда уголовная ответственность за «врачебную помощь в уходе из жизни» была фактически отменена при строгом соблюдении определенных условий. В 2002 году эвтаназия в стране была легализована. С тех пор голландские врачи прошли длинный путь: от убийства умирающих больных по их требованию до лишения жизни хронически больных по их просьбе, лишения жизни инвалидов, «уставших от жизни» стариков, психически больных и страдающих от депрессии людей. Громкое судебное дело, открывшее дорогу голландским врачам для умерщвления психически больных пациентов, было связано с именем психиатра Шабо, который помог совершить самоубийство Хилли Боссер - женщине средних лет, потерявшей двух детей (одного из-за суицида, а другого - из-за болезни) и ничего не желавшей, кроме как «быть похороненной между ними». Приняв Хилли как пациентку, доктор Шабо даже не пытался ее лечить. После четырех приемов в течение пяти недель он вместо лечения просто помог ей свести счеты с жизнью. Верховный суд Нидерландов оправдал действия психиатра тем, что страдание есть страдание - будь то физическое или душевное, так что убийство Хилли - «допустимая медицинская практика».

В последние годы голландские профессиональные журналы стали призывать психиатров страны более активно применять эвтаназию. Так, статья, опубликованная в выходящем на голландском языке «Нидерландском журнале психиатрии» в 2011 году, открыто рекомендует «содействие в самоубийстве» в качестве лечения психических заболеваний. «Смерть при врачебном содействии сегодня приемлема для психически больных пациентов, так как таким образом получают избавление и пациенты, и сама психиатрия». Эвтаназия и «смерть при врачебном содействии» названы «избавлением» в профессиональном журнале психиатрии! По всей очевидности, психиатры прислушались к призыву активнее участвовать в убийстве пациентов посредством эвтаназии. В 2012 году 14 пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями получили «легкую смерть» от рук своих врачей-психиатров в Голландии. В 2013 году число таких больных увеличилось втрое и достигло 42 человек.

На сегодняшний день на Западе около 8% от общего числа умирающих новорожденных убиваются врачами

Нидерландские врачи совершают и детоубийства, умерщвляя смертельно больных новорожденных младенцев и новорожденных с патологией. Согласно исследованию, опубликованному английским еженедельным журналом для медицинских работников под названием «Ланцет», на сегодняшний день около 8% от общего числа умирающих новорожденных детей убиваются врачами. Был даже опубликован бюрократический протокол с указаниями, как выбирать младенцев для совершения эвтаназии. Если кому-то будет интересно, поищите в интернете «Гронингенский протокол» (в сентябре 2004 года руководитель отдела педиатрии университетского медицинского центра голландского города Гронинген Эдуард Верхаген опубликовал текст с руководством по «умерщвлению из милосердия» тяжелобольных новорожденных и списком показаний для совершения эвтаназии без опасения судебного преследования. - Д.Л. ). Чтобы продемонстрировать, насколько «признанным» стало такое убийство новорожденных, приведу один пример: известный журнал для медиков «Новоанглийский журнал медицины» опубликовал «Гронингенский протокол» без малейшей критики!

Если Нидерланды «скатились со скользкого склона», то Бельгия «прыгнула с утеса вниз головой». Эта страна узаконила эвтаназию в 2002 году. Первым случаем после ее легализации было убийство пациента с рассеянным склерозом, что являлось нарушением закона. Но оказалось, ничего страшного: законы, скорее, служат гарантиями, а не ограничивают «медицинские убийства». С 2002 года Бельгия прошла огромный путь легализации и совершения всё более и более радикальных видов эвтаназии. Не это ли логические последствия принятия идеи, что убийство является допустимым ответом на страдания человека?

Об эвтаназии своих престарелых родителей врача попросил сын: он не мог о них заботиться

Вот только несколько примеров. По меньшей мере три пары пожилых супругов, не желавших жить в одиночестве после смерти одного из них, получили вместе «легкую смерть» путем эвтаназии. Они боялись вдовства и поэтому выбрали смерть. Первая пара ушла в мир иной в 2011 году. Оба супруга не были тяжело больны, и «процедура» была совершена при их осознанном согласии. Еще одна из упомянутых нами пар была вполне здоровой, но престарелые люди просто «боялись будущего». Причем эвтаназию совершил врач по рекомендации их собственного сына, который в интервью британской газете «Дейли Мейл» заявил, что смерть его родителей была «самым лучшим решением», поскольку заботиться о них было бы «невозможно».

Практически каждое общество воспринимает как трагедию, когда пожилые женатые пары идут на эвтаназию. Но в Бельгии, похоже, это считается законным решением проблем, связанных с уходом за немощными стариками. В любом нравственно здоровом обществе «врачи смерти» сразу бы лишились своей лицензии/сертификата и были бы судимы за человекоубийство, но, очевидно, Бельгия уже не попадает в эту категорию.

Анна Дж., страдавшая суицидальными наклонностями и анорексией, публично обвинила психиатра в том, что он принуждал ее стать своей сексуальной рабыней. Врач признал свою вину, но не понес наказания, и тогда Анна обратилась к другому психиатру за эвтаназией. Она ушла из жизни в возрасте 44 лет.

Натан Верхельст, перенесший операцию по смене пола, став мужчиной, был крайне разочарован результатом операции и от отчаяния решил прибегнуть к эвтаназии. Психиатры Бельгии, как и Нидерландов, используют эвтаназию и для «лечения» пациентов с суицидальными наклонностями, вызванными психическими заболеваниями. Совсем недавно они официально одобрили просьбу об эвтаназии физически здоровой 24-летней Лауры, страдающей хронической депрессией и тягой к суициду.

В Бельгии у психически больных, которым делается эвтаназия, изымаются органы для трансплантации

В 2014 году Бельгия узаконила детскую эвтаназию с момента рождения. Бельгийские врачи тем временем преуспевают в изъятии органов у психически больных пациентов и пациентов с некоторыми инвалидностями, которым делается эвтаназия. У большинства этих больных были нервно-мышечные заболевания или психические отклонения, но зато «хорошего качества органы». По иронии, один из пациентов страдал психическим заболеванием, при котором хронически наносил себе увечья. Смерть, изъятие и дальнейшая трансплантация органов умерших пациентов - и обо всем этом одобрительно пишет международный медицинский журнал! Не могу представить себе ничего более опасного, чем говорить инвалиду, психически нездоровому, отчаявшемуся человеку, что от его смерти будет больше пользы, чем от его жизни. Вот что бывает, когда общество принимает такую ядовитую идею.

В Швейцарии клиники «узаконенного самоубийства» тоже с готовностью обслуживают пациентов с психическими расстройствами, депрессиями и инвалидов. Зафиксированы случаи «парных эвтаназий» пожилых супругов, боявшихся овдоветь и остаться одинокими. В прошлом году уже немолодая итальянка приехала в Швейцарию, чтобы ей сделали эвтаназию, потому что она «впала в депрессию, так как стала некрасивой». Причем родственники узнали об этом, только когда клиника прислала им по почте прах женщины.

Суд с гордостью счел, что психологическая боль является оправданием эвтаназии

В следующем, 2016 году, «благодаря» своему Верховному суду Канада, скорее всего, пополнит печальный список государств, в которых разрешено применять эвтаназию по отношению к психически больным, умирающим и инвалидам. Согласно недавнему решению канадского суда, любой пациент, которому поставлен диагноз неизлечимого заболевания (причем сюда относятся и те случаи «неизлечимости», когда сам больной отказывается от лечения), имеет право на эвтаназию. Суд с гордостью счел, что психологическая боль является оправданием эвтаназии.

Когда я рассказываю все эти истории, привожу различные примеры, мне часто говорят: «Ну, в Америке это точно никогда не случится». Но это уже случилось! Некоторые из пациентов, а точнее - жертв Джека Кеворкяна (известного американского врача (1928-2011) и популяризатора эвтаназии, прозванного «доктор Смерть». - Д.Л. ) страдали не от телесных недугов, а от психических расстройств. Одна из его пациенток - Марджори Уонц - была госпитализирована в психиатрическое отделение: она злоупотребляла снотворным препаратом «Хальцион», вызывающим суицидальные желания, и жаловалась на боли в области таза. Вскрытие показало, что у нее не было физических заболеваний. Хорошо известен случай 1996 года, когда 39-летняя Ребекка Беджер обратилась к доктору Кеворкяну, чтобы он помог ей свести счеты с жизнью, поскольку верила, что у нее рассеянный склероз. И тут вскрытие показало, что Беджер была физически абсолютно здорова. Позднее оказалось, что женщина лечилась от алкоголизма, страдала от депрессии и злоупотребляла болеутоляющими средствами. И эти два случая - не единственные.

В 2010 году вышел хвалебный фильм о жизни Кеворкяна с Аль Пачино в главной роли

Несмотря на смерть этих и других людей по его вине, авторитет Кеворкяна был и остается очень высоким, а в 2010 году вышел хвалебный фильм о его жизни, главную роль в котором сыграл знаменитый актер Аль Пачино.

Какие можно сделать выводы по поводу эвтаназии на основании приведенных мной фактов?

  • Во-первых, как только эвтаназия и «самоубийство при врачебном содействии» становятся легальными, они не остаются надолго лишь ограниченной инициативой. Это не паникерство, не алармистское предположение, а вывод, сделанный на основании знания о том, что произошло за это время в Нидерландах, Бельгии и Швейцарии. Несомненно, что стоит эвтаназии получить широкую поддержку - со стороны общественности, медицинского сообщества, - то, казалось бы, строгие нормативы, направленные на предотвращение злоупотреблений, становятся малозначительными препятствиями, которые можно легко обойти или проигнорировать.
  • Во-вторых, легализация эвтаназии изменяет общество. Не только расширяется категория людей, «имеющих право» на эвтаназию, но и остальная часть общества перестает считать такую смерть чем-то значащим. Эта потеря чувствительности, если можно так выразиться, в свою очередь влияет на восприятие людьми морального достоинства тяжелобольных, инвалидов и стариков и, возможно, даже самих себя.
  • В-третьих, эвтаназия полностью извращает медицинскую этику и подрывает роль врачей, которые из упорных борцов за нашу жизнь превращаются в «поставщиков смерти».
  • В-четвертых, если человеку не посчастливилось оказаться в «касте приговоренных к умерщвлению» (то есть он попадает в категорию людей, к которым применяется эвтаназия), то его человеческое достоинство очень легко умалить до биологического материала, который можно использовать «на благо общества».

На фоне всего этого мне вспоминаются слова канадского журналиста Эндрю Койна. В связи со значительной общественной поддержкой канадского фермера Роберта Латимера, который в 1993 году посадил свою 13-летнюю дочь Трейси, страдавшую церебральным параличом, в кабину пикапа, подвел к кабине выхлопную трубу и таким образом умертвил дочку «из сострадания», Э. Койн написал: «Общество, которое ни во что не верит, не может предложить ни один аргумент даже против смерти. Социум, утративший веру в жизнь, не способен понять, зачем она (жизнь) должна продолжаться». Это суровые слова, но не будем впадать в отчаяние. У нас есть противоядие против культуры смерти - и оно называется любовь.

Сохранит ли наша цивилизация способность любить и заботиться о тех, кто переживает тяжелый период в жизни?

Все мы стареем, заболеваем, слабеем, становимся нетрудоспособными. Жизнь может оказаться очень тяжелой. Эвтаназия поднимает фундаментальный вопрос: сохранит ли наша цивилизация моральную способность оказывать заботу и давать любовь тем, кто переживает тяжелый период в жизни, или мы откажемся от них и обречем на смертельную инъекцию и ядовитую пилюлю? Этот вопрос очень важен, и от ответа на него, как мне верится, зависит наше нравственное будущее.

диакон Андрей

Из книги «Неамериканский миссионер»

Если человек скажет: «Убейте меня, потому что мне невмоготу, потому что мне жизнь не доставляет радости и наслаждения, и поэтому я не хочу жить», то он просто получит родовую травму. Ведь смерть - это новые роды, новое рождение. Родовая травма будет сказываться всю жизнь. На этот раз - вечную.

Человек, добровольно собирающийся уйти из жизни, вряд ли делает это в радужном настроении. Но это именно уход, переход, а не исчезновение. Вполне умереть самоубийце не удастся. Состояние души, с которым человек переступает границу, состояние отчаяния и ужаса он заберет с собой в вечность. Господь сказал об этом переходе: В чем застану, в том и сужу .

Смерть от отчаяния - это путь к такому ужасу, о котором ничего не знают люди неверующие и трезвые. В пятом томе «Гарри Поттера» Дамблдор говорит, что худшее из всех заблуждений Темного Лорда - это мнение, будто нет ничего хуже смерти. И именно это неверие Дамблдор считает самым слабым местом своего врага…

Не считаете серьезным соглашаться с детской сказкой? Что ж - прислушайтесь тогда к великому Данте: «Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное - верить, что после этой жизни не будет другой».

Тело можно разрушить навсегда, а душу - нельзя. В полуразрушенном состоянии душа будет влачиться из вечности в вечность, и ни одна из них не будет ее радовать. Когда человек убегает от собственной боли, не видя смысла в продолжении жизни, то это означает власть сумрака в его душе. С религиозной точки зрения небезопасно помогать человеку переходить границу времени и вечности в такую погоду.

Не отпевает самоубийц не потому, что желает им отомстить или наказать их. Своим отказом она просто предупреждает еще живых: «Это не выход!».

…У одного священника были добрые отношения с офицерами из близлежащей воинской части. Но однажды они в неурочно поздний час стучатся к нему в дом:
- Батюшка, беда! У нас Алешка застрелился! Надо отпеть его!

Священник решительно отклоняет эту просьбу:
- Не могу. Алексей стал самоубийцей, по нашим канонам отпевать его нельзя!

Следует понятная реакция офицеров:
- Да что же ты каноны и бумажки ставишь выше человека! Мы и не думали, что ты такой формалист! Ты отказался помочь нам в нашей беде! Мы и знать тебя теперь не знаем!

С той поры двери этой воинской части для священника оказываются закрыты… Проходит полгода. Священник служит в своем городском храме. И вдруг после службы подходит к нему тот офицер, что яростнее всего кричал на него в день смерти своего сослуживца, бухается на колени и говорит:
- Спасибо тебе, батюшка!
- Да за что же спасибо-то?
- Ты меня от смерти спас!
- Когда это мне такое довелось?
- Вчера!
- Да как я мог тебя вчера от смерти спасти, если я тебя полгода вообще в глаза не видел?
- Вот именно этим ты меня и спас!.. Просто вчера у меня такая хмарь на душе была. Я уж к пистолету потянулся, хотел точку поставить… А тут вспомнил, что Алешку-то ты отпевать за это не стал. И остановился. Лег спать, а наутро уже все прошло… Спасибо тебе!

И еще стоит помнить, что каждый из нас здесь живет не один и не только для себя. С нами связана жизнь других людей. Одна женщина сказала мне: «Вы знаете, отец Андрей, я сама была в подобной ситуации, у меня мать очень долго и страшно умирала, для нас это был очень тяжелый год. И слава Богу, что он у нас был. Я не знаю, что этот год дал моей матери, но нам он дал очень много». Бывает так, что страдания другого человека есть повод для проявления силы других. Поэтому нельзя решить проблему эвтаназии, только замыкаясь на том, что испытывает или не испытывает сам больной.

Что касается просьбы человека об уходе из жизни, я думаю, что позиция Церкви отрицательная, но с одной оговоркой. Представьте, что человек, который знает, что он не может жить без аппарата искусственной почки, узнаёт, что в больницу поступил ребенок с ожогами и его жизнь зависит от наличия этой самой «искусственной почки». А она одна на весь город… И тогда он просит: «Отключите этот аппарат от меня. Отдайте ребенку». В этом случае это будет не самоубийство, а самопожертвование, то есть - подвиг… Дело не в поступке, а в мотивации.

К тому же к самоубийству в Церкви есть более сложное отношение. В святцах описана не одна история о том, как некие девицы-христианки предпочли покончить с собой, но не быть оскверненными варварами. Теперь они почитаются как святые.

В «Церковной истории» начала IV века читаем: «Была в Антиохии некая святая и дивная по своей душевной добродетели женщина, известная своей красотой, богатством, родовитостью и доброй о себе славой. Двух своих дочерей воспитала она в правилах истинной веры; были они в расцвете юности и красоты. Злобные завистники всеми силами старались выследить, где они скрываются. Узнав, что они живут в другой стране, их хитростью вызвали в Антиохию, и они попались в ловушку, расставленную воинами. Мать, видя в безвыходном положении себя и детей, изобразила дочерям все те ужасы, какие готовят им люди; самой страшной и непереносимой была угроза непотребным домом. Она сказала дочерям, что ни они, ни она и краем уха не должны слышать об этом, сказала, что предать свою душу в рабство демонам страшнее всякой смерти и хуже всякой гибели, и предложила единственный выход - бегство к Господу. Дочери утвердились в этой мысли, пристойно окутались своими плащами, на полпути попросили у стражи разрешения отойти немного в сторону и бросились в реку, протекавшую рядом» (Евсевий . Церковная история, 8).

Речь идет о святых мученицах Домнине, Веронике и Просдокии. Память их праздновалась (по мартирологу блаженного Иеронима) 15 марта. «Помню я еще одну историю, которую полезно пересказать. Говорят, что гонитель Магнентин, имея преступные связи со многими язычницами, старался завести такие же с христианками. Но последние желали лучше умереть, чем продать свое целомудрие. Когда Магнентин прибыл в один город, ему понравилась жена одного советника при градоначальнике. Устрашенный муж ее сказал Магнентину: «Пошли, возьми ее». За нею присланы были солдаты, но она сказала им: «Погодите немного, пока я займусь обычными своими нарядами». Она пошла в спальню, взяла меч и пронзила им свое чрево. Слушайте и устыдитесь, девы, признающие себя невестами Христовыми и изменяющие Ему своими нечистыми вожделениями. Да дарует Господь каждому из нас хранить целомудрие» (Лавсаик,131).

В житиях святых повествуется о мученице Дросиде, которая сама вошла в печь (память 22 марта/4 апреля). Мученица Пелагия бросилась со второго этажа, спасаясь от воинов, пришедших арестовать ее (память 8/21 октября).

Говоря о монахинях-самоубийцах, восклицает: «Какое человеческое чувство откажется извинить тех, которые убивали себя, чтобы не потерпеть чего-либо в этом роде?» (О Граде Божием.1,17).

Самоубийство без осуждения описывается в одном библейском эпизоде:Никанору же указали на некоего Разиса из Иерусалимских старейшин как на друга граждан, имевшего весьма добрую славу и за свое доброжелательство прозванного отцом Иудеев. Он в предшествовавшие смутные времена стоял на стороне Иудейства и со всем усердием отдавал за Иудейство и тело и душу. Никанор, желая показать, какую он имеет ненависть против Иудеев, послал более пятисот воинов, чтобы схватить его, ибо думал, что, взяв его, причинит им несчастье. Когда же толпа хотела овладеть башнею и врывалась в ворота двора, и уже приказано было принести огня, чтобы зажечь ворота, тогда он, в неизбежной опасности быть захваченным, пронзил себя мечом, желая лучше доблестно умереть, нежели попасться в руки беззаконников и недостойно обесчестить свое благородство. Но как удар оказался от поспешности неверен, а толпы уже вторгались в двери, то он, отважно вбежав на стену, мужественно бросился с нее на толпу народа. Когда же стоявшие поспешно расступились, и осталось пустое пространство, то он упал в средину на чрево. Дыша еще и сгорая негодованием, несмотря на лившуюся ручьем кровь и тяжелые раны, встал и, пробежав сквозь толпу народа, остановился на одной крутой скале. Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, кончил таким образом жизнь (2 Мак.14 ,37–46). Впрочем, считал, что «дело Разиса можно назвать великим, но не добрым». Так же Августин высказался и о Клеомброте, который покончил с собой, прочитав диалог Платона о бессмертии души: « Поступок его был скорее великим, чем добрым» (О Граде Божием.1,22).

У самого Августина при обсуждении этой темы появляется чисто религиозный, «заэтический» мотив:

«Но, говорят, многие святые женщины, избегая во время гонения преследователей своего целомудрия, бросались в реку с тем, чтобы она унесла и потопила их; а хотя они умирали таким образом, их мученичество, однако же, весьма чтится Кафолическою Церковью. - Не осмеливаюсь судить об этом необдуманно. Повелевал ли Божественный авторитет какими-нибудь заслуживающими доверия свидетельствами, чтобы чтила подобным образом их память, - не знаю; может быть - и так. Что, если женщины эти поступили таким образом не по свойственной человеку ошибке, а в исполнение Божественного повеления, не заблуждаясь, а повинуясь, подобно тому как должны мы думать о Сампсоне? А когда повелевает Бог и не оставляет никаких недоразумений относительно того, что повелевает Он, - кто сочтет послушание преступлением? Кто обвинит благочестивую покорность? Но отсюда не следует, чтобы всякий, кто решился бы принести своего сына в жертву Богу, не совершил бы преступления потому, что похвально поступил подобным образом Авраам. Ибо и солдат, когда убивает человека, повинуясь поставленной над ним законной власти, не делается по законам своего государства повинным в человекоубийстве; напротив, если бы не сделал того, был бы повинен в ослушании и пренебрежении власти. Но если бы он сделал это самовольно, то совершил бы преступление. Итак, кто слышит, что убивать себя непозволительно, пусть убивает, коль скоро ему повелел Тот, приказаний Которого нельзя не исполнять; пусть смотрит только, действительно ли он имеет на это несомненно Божественное повелениe» (О Граде Божием.1,26).

Так что не укладывается христианство в ясные компьютерные инструкции. Да, мы знаем заповедь, знаем, что нужно жить по ней, но знаем и то, что иногда принципы любви и духовная нужда бывают выше заповедей.

И все же после описания ярких исключений из правила вновь напомню само правило: «Совершать приношение и литургию за самоубийцу не должно, а милостыня пусть будет, ибо она приносит пользу и неверному, как говорит Златоуст; притом и по удавлении Иуды сребреники были отданы на погребение странников. Пусть поставят животворный Крест на том месте, где он удавился».

В вопросе же об эвтаназии мы различаем пассивную и активную эвтаназию. У христианина есть право на отказ от усилий по продлению своей жизни. Но нет права на усилие, ведущее к прекращению жизни.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» об эвтаназии говорится так: «Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси» (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (см.: ). В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти (). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией: Не убивай (), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент».

Тем не менее есть в православном мире и более мягкая позиция - ее придерживается зарубежная Церковь: «Как христиане, мы естественно почитаем жизнь священным даром от Творца Господа и признаем, что только Он обладает властью ее прекратить. Вместе с тем мы не усматриваем Божией воли в том, чтобы с помощью современной медицинской техники искусственно поддерживать жизнь, когда совершенно очевидно, что без такого радикальнаго медицинскаго вмешательства жизнь человека не только не может продолжаться, но невозможно и выздоровление. Считаем целесообразным после сердечной молитвы, беседы с духовником и медицинским персоналом прекратить искусственное поддерживание жизни, предварительно напутствовав умирающего».

Загрузка...