docgid.ru

Влияние наушников на остроту слуха школьников. От чего зависит острота слуха

Исследование состояния слуха - одна из наименее болезненных медицинских процедур, к тому же она представляет большой интерес для самого пациента. Современные методики определения остроты слуха включают тональную пороговую аудиометрию. Такой способ подходит для выявления малейших нарушений слуха на относительно стадиях, когда сам человек может их даже не замечать.
При нормальном слухе график-аудиограмма представляет собой плоскую линию без выраженных пиков, что означает, что все частоты воспринимаются человеком примерно одинаково.

Полное обследование с подробной у врача-сурдолога, который проводит отоскопию или осмотр барабанной перепонки и наружного уха. Это быстрая и безболезненная процедура включает в себя проверку наличия механических повреждений и патологических состояний внешнего уха. Сурдолог выясняет у пациента, беспокоят ли его распространенные нарушения слуха - звон в ушах, неразборчивость речи, фоновый гул. После отоскопии врач приступает к аудиометрии или измерению слуха.

Острота слуха не меняется в зависимости от вашего состояния. Поэтому для обследования используются методы абсолютных или точных измерений. Самый популярный из них - аудиометрия, которая представляет собой высокотехнологичный способ определить порог слышимости пациента, измерить его остроту слуха, выявить возможные отклонения.

Современная аудиометрия

Аудиометрия не имеет противопоказаний и не может дать -либо отклонения. Она бывает двух типов - тональная и речевая. Тональная аудиометрия определяет порог слышимости пациента, выявляя самые тихие звуки, которые он может различить. Во время тональной аудиометрии специалист выясняет, насколько хорошо пациент может различать звуки различных низких и высоких частот в основном в диапазоне от 250 до 8000 Герц. Именно к этому диапазону относится человеческая речь.
Аудиограмма нужна для подбора слухового аппарата, поскольку наглядно отображает, какие именно частоты нужно усилить.

Речевая аудиометрия , чтобы понять, как хорошо пациент может разобрать человеческую речь. Поскольку иногда у пациента без видимых нарушений слуха могут возникать проблемы с ее пониманием.

По результатам исследования специалист должен составить график-аудиограмму, на котором отражается острота слуха пациента. Аудиограмма

Речевое исследование слуха - шепотной и разговорной речью. Обследуемого ставят на расстояние 6 м от врача таким образом, чтобы исследуемое ухо было обращено в его сторону, а противоположное ухо медицинская сестра закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию слухового прохода и пальцем, при этом III палец слегка трется о II, в результате чего образуется шуршащий звук, который заглушает ухо.

Обследуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. Необходимо исключить чтение с губ, поэтому обследуемый не должен смотреть в сторону врача. Врач, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, шепотом произносит слова с низкими звуками: номер, нора, много, море, мороз и др., а затем слова с высокими звуками: чаща, уж, щи и т.д. В том случае, если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач уменьшает его на 1 м и вновь исследует слух. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова.

Количественное выражение результатов данного исследования- максимальное расстояние (в метрах), с которого обследуемый слышит слова, произнесенные шепотом. Исследование разговорной речью проводят по тем же правилам.

Определение остроты зрения

Острота зрения определяется минимальным углом зрения, при котором две точки воспринимаются раздельно. При этом в центральной ямке жёлтого пятна сетчатки между двумя возбуждёнными колбочками должна быть одна невозбуждённая. Если же возбуждаются две соседние колбочки, то две точки воспринимаются как одна.

Угол зрения 1 угловая минута соответствует нормальной остроте зрения человека. На этом принципе основана методика определения остроты зрения. Составлены таблицы, в которых элементы букв (или разрывы кольца Ландольта) различаются под углом зрения 1 минута с определённого расстояния (таблица Сивцева-Головина).

Visusрассчитывается по формуле:V = d / D , гдеd – расстояние, с которого пациент различает буквы данной строки, аD – расстояние, с которого пациент должен их различать. Так, десятую строчку сверху (или третью строчку снизу) пациент должен различать с расстояния 5 м. Если он её различает с 5 м, то егоvisusравен 1,0:V = 5 / 5 = 1. Можно пользоваться упрощенным правилом: если пациент видит 9 строчек сверху, егоvisusравен 0,9; если видит 8 строчек сверху –visus= 0,8 и т.д.

Определение поля зрения

Полем зрения называется всё пространство, видимое глазом при фиксированном взоре. Поле зрения является функцией периферии сетчатки. Нарушения проявляются в виде сужения поля зрения или выпадения отдельных его участков (гемианопсия, скотома).

Исследование проводят с помощью периметра. Основу прибора составляет дуга в половину окружности, которую можно вращать вокруг горизонтальной оси. На дугу нанесены деления в градусах. По внутренней поверхности дуги от периферии к центру перемещают метку (белую или цветную) до тех пор, пока она не окажется в поле зрения испытуемого (при этом взгляд испытуемого неподвижно устремлён в центр дуги). Отмечают границу поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 15*. Для этого имеется периметрический бланк для левого и правого глаза.

ТЕМА: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методы изучения функций коры головного мозга

К методам изучения функций коры мозга относятся: удаление всей коры мозга или отдельных ее участков, раздражение коры электрическим током или химическими раздражителями, электрофизиологический метод, микроэлектродный метод регистрации активности нейронов коры мозга, электроэнцефалография, метод регистрации вызванных потенциалов в коре мозга, клинический метод (наблюдение в клинике за больными с поражениями ЦНС), метод условных рефлексов и др.

Электроэнцефалография

Это запись ритмической электрической активности структур головного мозга, т.е. колебаний потенциалов мозга. Регистрация ЭЭГ у человека осуществляется при наложении электродов на кожу головы через специальную токопроводящую пасту или салфетку, смоченную раствором хлорида натрия. Различают 4 основных ритма на кривой ЭЭГ:α (альфа), β (бета), θ (тета), Δ (дельта). Альфа-ритм имеет частоту от 8 до 13 в сек., регистрируется в состоянии лежа или сидя с закрытыми глазами в условиях умственного и физического покоя.Бета-ритм имеет частоты выше 13 (в среднем 70 в сек), регистрируется в бодрствующем состоянии, при умственной работе.Тета-ритм имеет частоту от 4 до 7 в сек., регистрируется при неглубоком наркозе, неглубоком наркозе, при болевых раздражениях, отрицательных эмоциях.Дельта-ритм имеет частоту от 0,5 до 3 в сек., регистрируется во время глубокого сна, глубокого наркоза.

Человеческое ухо - это маленькое чудо, а его способность слышать уникальна. Каждое ухо индивидуально, как отпечатки пальцев, и способно обнаруживать, распознавать и различать до миллиона различных звуков.

Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. В ухо входит звуковая волна, раздражает косточки - молоточек, стремечко и наковальню. Механическое колебание передается в улитку и внутри улитки превращается в электрический импульс. Именно этот импульс поступает в кору головного мозга. Центры слуха находятся в височной доле головы. Слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить». Слух - первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Слух - самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в миллиарды раз меньше, чем аналогичная интенсивность света. Слух - самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника. Слух позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающегося сзади автомобиля и вовремя среагировать.

Звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Поэтому необходимо пользоваться средствами защиты слуха. К сожалению, пользоваться ими на дискотеке и на концерте не принято. А жаль. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.

Ухо является органом слуха и равновесия.

Ушная раковина принимает участие в ототопике, т.е. определении направления звука. Воронкообразная форма ушной раковины и строение просвета слухового прохода способствует усилению давления звуковой волны на барабанную перепонку, что в известной степени влияет на остроту слуха. Система среднего уха в норме обеспечивает доставку звуковых колебаний во внутреннее ухо без потерь. Перемещение барабанной перепонки при воздействии разных по частоте звуков неодинаково. Под влиянием низких звуков перепонка перемещается в сторону барабанной полости и возвращается в исходное положение приблизительно на 0,5 мм; под влиянием высоких звуков-в пределах долей микрона. На окно преддверия звуковая волна давит с силой, в 60 раз большей, чем сила давления звуковой волны на окно улитки. В результате разницы давления, а также того, что вторичная барабанная перепонка и основание стремени расположены в разных плоскостях, звуковая волна приходит к окнам преддверия и улитки в разных фразах, что также важно для возникновения разницы давления на окна лабиринта, т.е. в конечном итоге для остроты слуха.

Диапазон частот, воспринимаемых нашим ухом, равен 16-22000Гц. Комфортные для нашего уха звуки (шум леса, дождя, моря) находятся в диапазоне около 1000 ГЦ, речь укладывается в диапазоне 500-4000Гц. Острота слуха у человека наиболее выражена в возрасте 20-30 лет; к 50-ти годам происходит снижение остроты слуха, и верхняя граница частот звука, воспринимаемых ухом, составляет только 15000Гц.

Функционирование уха - это проведение звука к рецептору, восприятие его чувствительными клетками спирального органа, проведение импульса по волокнам слухового нерва, анализ в коре головного мозга (слуховая зона). На каждом участке этого пути могут возникнуть изменения, которые в конечном итоге определяются как снижение слуха, тугоухость и даже полная глухота. Соответственно выделяют нарушения в отделах, проводящих звук, воспринимающих звук, подводящих возникающуюимпульсацию в корковый отдел слухового анализатора и проводящих анализ этих импульсов. Выражение уровня поражения слухового анализатора имеет огромное клиническое значение, так как определяет методы оказания помощи страдающему снижением слуха.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИпроизводится с помощью шепотной, разговорной речи, набора камертонов и аудиометрии.

Исследование слуховой функции шепотной и разговорной речью не представляет сложности для получения представления о состоянии слуха у обследуемого.

При исследовании необходимо соблюдать следующие условия: помещение должно быть звукоизолирующим; необходимо соблюдать полную тишину; длина комнаты должна быть не менее 6 метров.

В норме человек слышит шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную - на 20 метров. Проверку производят с помощью набора слов из специальной таблицы Воячека, чередуя слова с низкими звуками: море, мороз, нора, окно, со словами с высокими звуками: чаша, дача, заказ, чай и т. д. На практике иногда используют двойные числительные. Произносить слова шёпотом следует, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха. Начинают исследование со здорового или лучше слышащего уха на расстоянии 6 метров. Если пациент предъявляет жалобы на резкое снижение слуха, необходимо стать рядом с обследуемым, постепенно увеличивая расстояние.

Исследование слуховой функции камертонами

В практической деятельности чаще всего используют камертоны с низким звуком — 128 Гц и высоким звуком — 2048 Гц. С помощью камертонов определяют воздушную и костную проводимость.

Для определения воздушной проводимости звучащий камертон подносят к отверстию наружного слухового прохода. Для определения костной проводимости звучащий камертон ставят на темя или сосцевидный отросток. При нормальном слухе воздушная проводимость больше костной.

Дифференциальная диагностика между заболеваниями звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов проводится камертоном С-128 при помощи опытов: Ринне (сравнение костной и воздушной проводи-мости); Вебера (латерализация звука).

Опыт Швабаха проводится с целью сравнения костной проводимости здорового и больного уха. В норме костная проводимость обоих ушей совпадает, разница может быть в 2—4 секунды. Такой опыт Швабаха обозначается как «норма» (N).

Результаты, полученные при исследовании слуховой функции речевым и камертональным способами, заносят в слуховой (акуметрический паспорт):

AD (правое ухо) 6 м + Т = (или удлин. сек)

Ш.р. (P.p.) RWSchAS (левое ухо) 6 м+ 4 = (или укороч. сек)

С помощью камертона С 2048 определяется способность уха к восприятию высоких частот. Снижение этой способности отмечается в пожилом возрасте и при поражении звуковоспринимающего аппарата.

Исследование слуховой функции с помощью электроакустической аппаратуры дает возможность дозировать силу звукового раздражения, измерять ее в децибелах, исследовать слух при резко выраженной тугоухости, проводить различные диагностические тесты. Аудиометрия проводится в звукоизолирующей камере. Звуки различной частоты подаются в наушники (исследование воздушной проводимости) или на сосцевидный отросток (костная проводимость), при этом громкость звука увеличивается. Пациент нажимает кнопку прибора в тот момент, когда начинает слышать звук. Полученные данные фиксируют в виде графика — аудиаграммы, на которой громкость звука в децибелах отмечается на вертикальной оси, а частота колебаний в герцах — на горизонтальной. Аудиометрия является ценным диагностическим методом.

НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Есть много причин потери слуха. Возможно, самая распространенная среди них - это возрастные изменения. Cреди людей в возрасте от 50 до 60 лет слабослышащих примерно 20%. В возрастной категории 60-70-летних эта величина возрастает до 30%, а для людей старше 70 лет - превышает 40%. Вторая распространенная причина потери слуха - громкий шум. Неправильные наушники - это легкий путь к потере слуха.

Потеря слуха может произойти в результате сильного стресса, инфекционного заболевания, приема сильнодействующего лекарства, травмы головы, заболевания уха и по многим другим причинам. Так как при нарушении слуха тихие звуки (щебет птиц, шорох листвы, шум дождя) перестают поступать в мозг, он вначале «отвыкает» от них, а затем их «забывает». Плохо слышащий человек может распознать слово, присматриваясь к движению губ говорящего. Но большая часть эмоциональных нюансов остается недоступной для него.

Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые после гибели не восстанавливаются, как и любые другие нервные клетки. Бывают проблемы, которые с легкостью можно устранить, например, закупорка слухового прохода ушной серой. При заболевании среднего уха может помочь хирургическая операция. Если медикаментозное лечение не дает успеха, на помощь придет слуховая система - слуховой аппарат или кохлеарныйимплант. При ухудшении слуха необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Чем позже слабослышащий человек обратится за слуховым аппаратом, тем больше усилий придется ему потратить, чтобы вновь научиться слышать.

Люди, страдающие нарушениями слуха, подтвердят, что потеря слуха воспринимается и переживается человеком очень тяжело. Это объясняется тем, что каждый из нас является частью слухового мира. Поэтому глухой человек оказывается в изоляции. Одиночество, которого мы так боимся, становится печальной реальностью. Пренебрежительное отношение к слуху ведет к тому, что жизнь окружающих нас людей все чаще отягощают проблемы, связанные с ухудшением слуховосприятия. Более того, по статистике люди обращаются за слуховыми аппаратами на 7-10 лет позже, чем следует. "Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей", - сказал однажды Эммануил Кант и был прав.

Поэтому целью нашей исследовательской работы стало определение остроты слуха у студентов, которые используют наушники не один год.

Цель работы: Определить остроту слуха с помощью речи, чтобы проверить, как изменилась способность слышать под действием различных факторов.

Задачи исследований: изучить материал по данной теме; определить причины снижения слуха; провести исследование по данной теме; дать советы по профилактике снижения слуха

Нами проведено исследование остроты слуха среди 39 студентов II курса АМК в возрасте 17 - 21 года.

Цель исследования: изучить остроту слуха у студентов, активно пользующихся наушниками, посещающих иногда ночные клубы с громкой музыкой, выявить, если будет возможно, начальные признаки нарушения слуха и сформулировать меры профилактики заболеваний органа слуха.

Сначала испытуемые отвечали на вопросы анкеты, затем проводилось исследование остроты слуха.

Наиболее простой и доступный метод - исследование слуха речью. Его достоинством является возможность провести исследование без специальных приборов и оборудования; кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека - служить средством речевого общения.

Измерение остроты слуха - это определение чувствительности слухового органа к звукам разной высоты. Определение заключается главным образом в измерении порогов слышимости звуков разной высоты (частоты), то есть наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотом. Для исследования мы составили 2 группы слов. Первая группа (низкочастотных) слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер. Вторая группа слов (высокочастотные) - гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть. Мы составили по 20 слов в каждой группе. Далее нами с небольшого расстояния были поочередно произнесены слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Когда расстояние между нами и испытуемым составляло около 3,5- 4-х метров, он начинал называть 50 и более процентов слов неправильно - это является пороговой величиной. Дальше мы продолжали увеличивать расстояние, до того момента пока испытуемый переставал совсем различать слова. Результаты исследования можно увидеть на диаграмме.

При проведении данного исследования мы выяснили, что большая часть студентов (26 человек - 66,7%) имеет начальные нарушения слуха, в течение 2-3 лет они слушают музыку по несколько часов в день. 10 девушек (10,8%) предпочитают пользоваться наушниками не чаще 2-3 раз в неделю в течение 20-30 минут; среди них не выявлено никаких нарушений слуха. 12 студентов (30,8%) отмечают, что имели проблемы с ЛОР-органами, т.к. имеют привычку не носить шапки, даже в холодное время года. Остальные студенты - 3 человека (7,7%) осознают сами, что слух у них нарушен т.к. имеются серьёзные повреждения слухового аппарата ещё с детства (травма уха, последствия применения антибиотиков и осложнение после основного заболевания).

Кроме этого, у 11 студентов (28,2%) отмечались различные заболевания ЛОР-органов (гайморит, ринит, отит, фарингит), перенесенные в детстве или в школьные годы, 13 девушек (33,4%) отмечали головные боли и у 14 студентов (35,9%) появлялся и долго сохранялся шум в ушах после длительного пребывания в помещении с громкой музыкой.

НАШИ ВЫВОДЫ.

  1. Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано внутренними факторами (образование серной пробки, повреждение слухового нерва или другими причинами);
  2. Повредить слух можно внешними факторами (сильные, резкие звуки, постоянные громкие шумы, патогенные микроорганизмы, попадание в слуховой проход насекомых);
  3. Нельзя часто и длительно слушать громкую музыку, даже в наушниках.
  4. Нельзя при сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора.
  5. Полученные нами данные не расходятся с аналогичными данными отечественных и зарубежных исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу и полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе и от того, как мы соблюдаем простые, известные всем правила. Молодые люди могут и должны быть красивыми и здоровыми. Можно и нужно следовать модным тенденциям при проведении свободного времени, прогулках и занятиях спортом, но при этом соблюдать древний принцип - «не навреди!».

Для профилактики нарушений остроты слуха и связанных с ними нарушений мы предлагаем наши рекомендации.

Как не испортить слух в молодом возрасте, чтобы сохранить свое здоровье и радость полноценной жизни?

  • Избегайте длительного пребывания в местах с большим уровнем шума.
  • Пользуйтесь качественными, лучше большими наушниками. Большие наушники самые безопасные. Они не закрывают наружный слуховой проход, концентрируют звук и не приводят к его усилению. Звуки окружающей среды эти наушники не пропускают. За счет этого сила звука в наушниках может быть небольшая.
  • Избегайте переохлаждений, находясь на свежем воздухе. Заботьтесь о своём иммунитете, чтобы избежать осложнений после вирусных заболеваний.
  • Старайтесь избегать рискованных развлечений. Такие занятия, как продолжительная охота, езда на снегоходе. Для защиты ушей нужно использовать противошумные наушники или отдыхать от сильного шума.
  • детям сделать прививку от свинки, кори, краснухи;
  • избегать большого количества шумов, которое определяется продолжительностью и интенсивностью;
  • можно защитить уши с помощью наушников и берушей, которые предназначены для приглушения громких окружающих звуков;
  • не забывать о защите ушей при стрельбе, езде на мотоциклах и другой шумной технике; исключите воздействие громкого шума;
  • не включайте на полную мощность радио, телевизор и музыкальные установки;
  • давайте отдых ушам, проводите время в тишине; не включайте несколько приборов в одно время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович «Анатомия человека», Медицина, Ленинградское отделение, 1969
  2. Самусев Р.П. Селин Ю.М. «Анатомия человека», Москва, 1990, 1995.
  1. Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону, 2000 и 2002.
  2. Гаврилов Л.Ф. Татаринов В.Г. «Анатомия», Москва, 1995.
  3. Георгиева С.А. «Физиология», Москва, 1995.
  1. Липченко В.Я. «Атлас нормальной анатомии», Москва, 1985, 1989, 1999, 2002
  2. Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М. = Анатомия центральной нервной системы: Уч. пос. д. вуз. — М.: 2005
  3. Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла, носа», Москва, Медицина, 1980
  4. Ананьева С.В. «Болезни уха, горла, носа», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  5. http://uho.e2e.ru/book/nasus/n-3-1.htm

Острота слуха (англ. auditory acuity) - чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений.

  1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000Гц.
  2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. Острота слуха повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков.
  3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000Гц.

Для определения Остроты слуха пользуются специальным прибором - аудиометром (см . Аудиометрия). (Т.П. Зинченко)

Энциклопедический словарь. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А.

Острота слуха - показатель слуха, характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне от 1000 до 3000 Гц. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха, прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне от 500 до 5000 Гц. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1-0,12 от первоначальной громкости.

Острота слуха повышается в тишине и снижается под действием сильных звуков; для ее определения пользуются специальным прибором - аудиометром.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Острота слуха

  1. Слуховая чувствительность относительно абсолютного порога к различению звуков по частоте.
  2. Способность отличать слабые изменения в звуковых стимулах.

Второе значение в большей степени соответствует основному значению термина острота, чем первое.

предметная область термина

Острота слуха

План изучения темы:

1.Определение остроты слуха

Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Определение остроты слуха:

1.Возьмите механические часы в руку.
2.Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.
3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук.
4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.).
5. Высчитайте среднюю величину двух показателей.
Тест можно провести с правым и левым ухом поочередно.
Оценка результатов: нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

«не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Что такое острота слуха?

2.Какие методы определения остроты слуха вам известны?

Тема 3.7 . Гигиена занятий ИЗО

Основные понятия и термины по теме:

Утомление на школьном уроке, двигательная нагрузка

План изучения темы:

1. Организация учебно-воспитательного процесса

2. Правильная организация учебных занятий.

Краткое изложение теоретических вопросов: Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности.
Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.Утомление на школьном уроке - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если школьник находится в благоприятных условиях.
Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьный урок является обязательным условием гигиенического нормирования урока и предупреждает развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше - стоя около парты (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.
Переутомление характеризуется более выраженными и стойкими изменениями в поведении школьника, потерей аппетита, изменением настроения (плаксивость, раздражительность) и снижением успеваемости. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервныетики.В состоянии переутомления у школьника значительно уменьшаются защитные свойства организма, он становится восприимчив к любым неблагоприятным воздействиям. Кратковременный отдых не дает стойкого эффекта. Необходим длительный отдых, а иногда и комплексное восстановление (отдых, полноценное питание, лечебная гимнастика, плавание, сон, медикаменты). Если такие мероприятия не предпринимаются и продолжается учеба на фоне переутомления, то развивается невроз с вовлечением в патологический процесс других систем организма. Правильная организация учебных занятий способствует сохранению здоровья, работоспособности школьника. Вместе с тем, состояние современного образования выявляет негативные тенденции для здоровья учеников, так как увеличиваются и «омолаживаются» отдельные формы патологии от начала к концу школьного этапа образования (дефекты осанки, близорукость, заболевания верхних дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы, патология позвоночника и пр.). В их предупреждении важная роль должна отводиться соблюдению возрастного гигиенического регламента в правильном подборе мебели, помещений, одежды, обуви, в достаточном освещении рабочего места, в оптимальных условиях микроклимата жилых и учебных помещений, в питании, закаливании и прочих мероприятиях. Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов: введение микропауз в течение занятия, постепенное увеличение нагрузки до максимума к середине урока и снижение к концу, прекращение занятий по звонку.Длительность активного внимания у младших школьников ограничена в большинстве случаев 15-25 минутами, что требует переключения на другой вид деятельности.
Особенно утомительна для детей монотонная работа, а также работа, связанная с длительным психофизическим напряжением, зрительной нагрузкой, сохранением статической позы. Большую роль в развитии утомления при учебной деятельности играет методика преподавания. Использование технических средств, плакатов, схем, муляжей, приборов и т. п. разнообразит изложение материала и уменьшает утомление школьников, однако их применение тоже должно быть регламентировано по времени, так как для каждого технического средства и в разных возрастных группах существуют гигиенические нормативы. Наблюдения показывают, что у этих школьников чаще выявляются дефекты осанки, склонность к артериальной гипертонии и другие формы патологии и предпатологии. В их режиме дня преобладает деятельность со статической нагрузкой, недостаточное пребывание на воздухе, недосыпание.


Лабораторные работы – «не предусмотрено»

Практические занятия:

Гигиена занятий ИЗО

Задания для самостоятельного выполнения– «не предусмотрено»

Вопросы для самоконтроля

Загрузка...