docgid.ru

Здоровый образ жизни стенд для школы. Проект «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни! а умело распорядиться им - искусство»

Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления

«Золотой колос"

Конкурс «Добронежец - 2017»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!»

Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»

с. Средний Икорец

Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!

Аннотация проекта.

«Приобрести здоровье - храбрость,

а умело распорядиться им - искусство».

Франсуа Волетер.

Д анный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.

1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

Коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

Здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.

1. Описание проекта.

1.1. Введение.

1.3. Актуальность проекта.

1.4. Цель проекта.

1.5.Задачи проекта.

1.6. Прогнозируемые результаты.

1.7. План реализации проекта.

1.8. Реализация проекта.

1.9. Выводы.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

В ыбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека - актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье ?»:

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! - не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹

По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.

Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.

__________________________________________________________________

¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 - 37.

² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm

Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» - уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.

На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.

1.3. Актуальность проекта.

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния - нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально - реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость, а умело распорядиться им - искусство».

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
. отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
. питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
. гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
. закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
. духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.

Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:

Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»

по типам семей и количеству

в 2016 году

Дети из семей:

Количество детей

Многодетных

Неполных

Одинокой матери

Родителей инвалидов

Под опекой и попечительством

Безработных родителей

С детьми инвалидами

Неблагополучных

Малообеспеченных

Всего:

Таким образом, налицо снижение уровня жизни. Из 2776 человек, прошедших социальную реабилитацию в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году - у 2018-ти человек (73%) существуют объективные причины нарушения социального благополучия.

Какова же реальная картина здоровья детей в нашем Центре?

По результатам ежегодных осмотров детей врачами оценивается состояние их здоровья с целью выявления и предупреждения распространения болезней. Анализ результатов медицинских осмотров показывает, что у воспитанников 1-9 классов преобладающей является II группа здоровья и только у 32 % воспитанников I группа здоровья.

Первые два места в списке болезней воспитанников занимают болезни позвоночника и нарушение зрения. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих других органов (особенно сердца, легких, желудка). По мере взросления детей все эти болезни могут заметно ограничить их возможности выбора профессии.

Школьники мало знают о способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек.

Анкетирование среди воспитанников позволило выявить, что современным подросткам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей.

В ходе анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:

Из 536 человек, принявших участие в опросе 97 человек не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков.

На предложение принять наркотик 456 человек откажутся, не знают, как поступят - 60 человек, 13 человек - согласятся.

На предложение выпить в компании согласятся 139 человек, не знают, как поступят - 128 человек, откажутся - 270 человек.

Отношение к курению:

Не курю, т.к. это вредно - 291 человек;

Если курить в меру, это не вредно - 20 человек;

Я только несколько раз пробовал - 65 человек;

Курю постоянно - 73 человека;

Я курю, но если захочу всегда смогу бросить - 87 человек.

В то же время для большинства опрошенных детей, безусловно, важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

В социологическом опросе на вопрос:

Что, по Вашему мнению, является приоритетным для полноценной жизни ребенка?” .

Более половины опрошенных родителей (законных представителей) считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.

91,2 % родителей (законных представителей) отметили приоритетом крепкое здоровье.

Проводимая в Центре первичная диагностика и опрос подростков помогли выявить «Почему происходит приобщение подростков к вредным привычкам?»

Информационные данные

о подростках группы социального риска

Сами подростки считают, что это происходит по разным причинам, чаще всего из-за подражания лидеру, товарищам, «за компанию», «лишнего» свободного времени. Для многих причиной начала употребления алкогольных напитков и курения, является бездуховность и ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания.

Таким образом, исследование показало, что здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки и дети наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности, слабой занятости в свободное время. Так же необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний.

В связи с этим возникает необходимость создания профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни среди подростков. Таким образом, необходимы были мероприятия, призывающие подростков бережно относиться к собственному здоровью.

Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирование позитивных установок по охране своего здоровья.

1.4. Цель проекта:

Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.

1.5 . Задачи проекта:

    • формировать установки на ведение и активную пропаганду здорового образа жизни;
    • стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации проекта;
    • обучать ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
    • повышать двигательную активность воспитанников;
    • профилактика вредных привычек;
    • организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде здорового образа жизни.

1.6. Прогнозируемые результаты

Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:

    • повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков;
    • развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
    • улучшение знаний детей о ЗОЖ;
    • повышение мотивации к двигательной активности;
    • проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни с партнерскими учреждениями и организациями.

1.7. План реализации проекта:

1 этап Подготовительный

Исследовать факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.

Определить источники информации (научная и справочная литература, Интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, учителями, воспитателями, родителями, психологом).

2 этап Планирование работы

Составить и согласовать организационный план совместных действий по формированию ключевых компетенций воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

3 этап Реализация проекта

4. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.

4 этап Рефлексия

5. Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.

6. Включить подростков в реальную практическую деятельность

распространения идеи проекта в образовательной среде.

1.8. Реализация проекта

На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа жизни являются одними из наиболее приоритетных направлений в нашем Центре. Для того, чтобы наиболее эффективно решить поставленные в проекте задачи, необходимы не только усилия педагогических и медицинских работников Центра, но в первую очередь самих подростков, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее.

С этой целью в Центре среди подростков были проведены опросы, диспуты, дебаты по вопросу «Какие мероприятия помогут повысить информационную осведомленность воспитанников о ЗОЖ?».

В процессе дискуссий воспитанники выдвинули следующие предложения:

    • Посещение в Учебном центре «Золотого колоса» информационно-просветительских занятий и профилактических мероприятий, тренингов для углубления знаний о ЗОЖ;
    • Подбор информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»;
    • Оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..»;
    • Подбор и организация просмотра фильмов по тематике ЗОЖ, конкурса роликов социальной рекламы;
    • Активное участие в занятиях спортом и мероприятиях, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников;
    • Сотрудничество с общественными и партнерскими организациями для проведения совместных мероприятий.
    • Разработка Памяток для родителей и Правил ЗОЖ.

Для воплощения данных предложений, достижения целей и задач, поставленных в проекте, в систему действий был включен комплекс акций и мероприятий:

По обучению ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья организуется санитарно-просветительская работа, которая проводится силами врачей, медсестер и воспитателей по следующей тематике:

Систематически с профилактической целью, воспитателями каждого отряда планируется проведение информационно-просветительских занятий по ЗОЖ (3-4 занятия в квартал).

Занятия, проводимые в форме часов здоровья, бесед, викторин, уроков развития, уроков общения с элементами тренинга и другие вызывают противодействие к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, желание заботиться о своем здоровье.

Тренинги

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со-временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории.

Образ жизни:

  • Уровень жизни
  • Качество жизни
  • Стиль жизни
Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И, наконец, стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Работа по воплощению проекта затрагивает напрямую третью категорию - стиль жизни. К сожалению, часть подростков остаются пассивными, ошибочно считая, что не в состоянии привнести позитивные изменения в жизнь коллектива Центра. Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем подключаются педагоги-психологи.

Психологическое оздоровление детей направлено на повышение уровня социализации детей:

    • создание во временных детских коллективах благоприятной психологической атмосферы;
    • формирование сплочённого коллектива;
    • содействие самоопределению каждого ребёнка во временном детском коллективе;
    • формирование у детей адекватной самооценки;
    • формирование «командного духа», атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания;
    • организация эффективной работы органов детского самоуправления;
    • формирование мотивации на выбор активной жизненной позиции через систему личностного роста.

Формы работы, используемые в данном направлении психологической службой:

Организационный период:

    • наблюдение за ситуацией адаптации детей в условиях временного детского коллектива;
    • индивидуальные консультации по экстренным проблемам;
    • тренинг «Введение в ЗОЖ».

Основной период:

    • сопровождение участников педагогического процесса в новых ситуациях личностного развития через а) индивидуальную и групповую диагностику, б) индивидуальные и групповые занятия, в) социально-психологические тренинги;
    • наблюдение за психологической обстановкой в Центре;
    • работа клуба «Психотерапевтический театр».

Итоговый период:

    • содействие гармонизации внутреннего мира и оказание психологической помощи детям и педагогам, нуждающимся в психологической поддержке через индивидуальные и групповые консультации;
    • наблюдение за психологической обстановкой в Центре.

Коротко о проделанной работе:

Разработана и внедряется в практику система тренингов «Введение в ЗОЖ»:

1. Режим дня.

2. Правильное питание.

3. Занятие физкультурой и спортом.

4. Психическое здоровье.

5. Первая помощь.

Подростки проходят предварительную диагностику. По результатам предварительной диагностики они направляются для посещения того или иного тренинга.

Тренинговый метод используется по следующим причинам:

Тренинг является одним из активных методов обучения, обеспечивающим активизацию творческого потенциала, активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности участников; направлен на развитие определенных знаний, умений, навыков, лучшее понимание себя и других;

Усвоение необходимого материала гораздо проще происходит в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы;

На тренинге вырабатываются практические навыки.

Тренинги («Принятие себя», «Принятие других», «Поиск выхода из трудной ситуации», «Умей сказать НЕТ», и другие) помогают раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Приводят к выводу: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это, во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении. Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Тренинги должны помочь раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Многие педагоги Центра оставляют положительные отзывы о результатах работы психологов Центра, отмечают положительные изменения после проведения тренингов.

Реализация проекта осуществляется посредством:

Организации спортивных праздников и познавательно-развлекательных мероприятий различного уровня;

Организации работы волонтерского движения, агитбригад;

Организации встреч с интересными людьми;

Работы клубов и секций по интересам;

Проведения малых форм физкультурной работы (зарядка, динамические паузы);

Подвижных игр на свежем воздухе;

Организации конкурсов;

Совместных с общественными и партнерскими организациями мероприятий по ЗОЖ

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей и подростков:

    • Никакие медицинские учреждения не смогут сделать ребенка здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
    • Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
    • Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
    • Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
    • Здоровье и долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.

Полученные знания воспитанники смогут применить в образовательных учреждениях по месту жительства при работе в волонтерских объединениях, при изготовлении агитационных плакатов, листовок и пр.

В общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем участия и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни, необходимо вовлечь до 90 % детей и подростков.

Путем промежуточного анкетирования необходимо выявить потребность воспитанников в кружковой работе. Учебный центр «Золотого колоса» предоставляет ребятам на выбор следующие кружки и секции:

    • Военно-спортивный отряд «Выстрел»;
    • Спортивный клуб «Фитнес-аэробика»;
    • «Психотерапевтический театр»;
    • Кружок компьютерной грамотности «Перволого»;
    • Ряд кружков художественно-эстетического направления;
    • Тренажерный зал;
    • Спортивные секции.

Кружковая работа дает подросткам реальную возможность внедрять в жизнь практические рекомендации по ЗОЖ, включаться в реальную практическую деятельность по пропаганде ЗОЖ. В клубы, кружки и секции по интересам планируется привлечь до 50 % подростков в первый год реализации проекта и до 60 % - во второй год. Силами кружковцев организуются:

    • различные спортивные соревнования (матчевые встречи, акции, турниры, Олимпийские игры);
    • разнообразные спортивно-оздоровительные встречи и мероприятия (встречи с врачами-специалистами, дискуссии по ЗОЖ, открытые столы, разговоры);
    • конкурсы и конкурсные мероприятия (конкурсы рисунков «Вредным привычкам - нет!», «Наше здоровье в наших руках!», «Этот чудесный мир», конкурсы плакатов «Мы - за ЗОЖ» стенгазет и других);

При проведении конкурсных мероприятий все воспитанники привлекались не только к участию в самих мероприятиях, но и в подборе информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни! Осуществлялось оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..», организован просмотр фильмов по тематике ЗОЖ, состоялся конкурс роликов социальной рекламы.

массовые танцевальные «баттлы» между отрядами и другими центрами;

спортивно-развлекательные и познавательные мероприятия, флеш-мобы (конкурсная программа «Здоровье - это вершина, на которую человек может подняться сам», игра - выборы «Курение за и против», спортивные марафоны, Дни здоровья, акции по ЗОЖ, спортивно-оздоровительные недели, декады «По тропам здоровья», и другие»).

Все мероприятия, перечисленные выше, при правильной организации и участии детей и подростков способствуют повышению мотивации к здоровому образу жизни, развитию социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, улучшают знания детей о ЗОЖ, повышают мотивацию к двигательной активности.

Для реализации проекта на долгосрочный период заключены договора и соглашения с рядом партнерских и общественных организаций для проведения различных совместных мероприятий:

    • Детской районной библиотекой г. Лиски;
    • Лискинским МРО УФСКН России по Воронежской области;
    • ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»;
    • МКОУ ДОД «Лискинский центр развития творчества детей и юношества»;
    • БУЗ ВО «Лискинская РБ»;
    • Лискинская территориально избирательная комиссия;
    • Комитет «Родители против наркотиков»
    • ОПДН ОМВД по Лискинскому району;
    • КДН и ЗП администрации Лискинского муниципального района;
    • Настоятель Покровского храма г. Лиски.

Мероприятия демонстрируют воспитанникам, что здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития. И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.

Основным итогом совместных мероприятий по формированию здорового образа жизни является осознание участниками процесса, что каждый человек должен проявлять индивидуальный и творческий подход к своему здоровью.

С целью популяризации ЗОЖ совместные мероприятия освещаются в средствах массовой информации.

Большое место в реализации проекта отводится волонтерскому движению за здоровый образ жизни. Подготовленные волонтеры передают свои знания по пропаганде здорового образа жизни, формированию активной жизненной позиции, учат ребят оптимизму, коммуникабельности и вдохновляют на дальнейшие самостоятельные действия в сторону формирования здорового образа жизни. По примеру волонтеров создаются агитбригады для проведения различных акций: «День без болезни», «Доброволец - детям», "Дай себе шанс на долгую жизнь", «Здоровым быть модно» и другие.

Большое внимание отведено в проекте оформлению тематической наглядной агитации. Систематически обновляется информационный «Уголок здоровья»: «Простые правила против СПИДа» (апрель), «Профилактика простудных заболеваний» (май), «Профилактика кишечных инфекций», «Режим дня», «Соблюдение правил личной гигиены» (июнь). Оформление уголка здоровья «Живи долго».

1.9. Выводы

На промежуточных этапах реализации проекта определены и детально изучены факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников, сформированы основные направления дальнейшей деятельности. Проведенные за 12 месяцев реализации проекта различные мероприятия и акции способствовали росту информированности детей и подростков по здоровому образу жизни, а так же непосредственному вовлечению их в общественную, спортивную и творческую жизнь.

Посредством реализации запланированной программы мероприятий были достигнуты следующие результаты:

    формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ;

    формирование навыков регуляции факторов, определяющих здоровье;

    повышение самооценки, личностный рост, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;

    творческое и интеллектуальное самовыражение подростков.

Реальным подтверждением формирования зачатков ответственного отношения к своему здоровью являются изменения в результатах анкетирования по выявлению отношения к вредным привычкам:

В ходе финишного анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:

Из 536 человек, принявших участие в опросе 24 человека (было 97) не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков. Изменили мнение - 73 подростка.

На предложение принять наркотик 522 человека откажутся (было 456). Изменили мнение - 66 человек.

На предложение выпить в компании откажутся - 434 человека (было 270). Изменили мнение - 164 человека.

Отношение к курению:

Не курю, т.к. это вредно - 396 человек (было 291). Изменили мнение - 105 подростков. Отказались от курения - 105 человек

После проведения тренингов по программе «Введение в ЗОЖ»:

Получили знания, как понимать свой организм, внимательно и с сомнением подходить к любой рекомендации;

Получили навыки формирования собственной программы ЗОЖ.

Мониторингом было охвачено 758 человек.Мониторинг выявляет:

1. Уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

2. Уровень сформированности самоценности воспитанников.

3. Степень нарушения и восстановления коммуникативных связей детей.

4. Степень сформированности умения отвечать за свои поступки.

Оценка показателей (заполняется в начале и конце курса в баллах 1-5)

МОНИТОРИНГ ПО ТРЕНИНГОВЫМ ЗАНЯТИЯМ

«ВВЕДЕНИЕ В ЗОЖ»

за 2016 год

Заметны незначительные положительные изменения.

Общими результатами деятельности волонтеров (членов агитбригад), реализуемой в течение года в рамках данного социального проекта, можно

назвать повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых проблемах в подростковой среде и активизацию инициативной части подростков для решения поставленных проблем, о чем свидетельствует выбор воспитанниками лучших мероприятий путем голосования «Мы за ЗОЖ», а так же распространение изготовленных силами самих воспитанников брошюр «Правила здорового образа жизни»:

Правила здорового образа жизни.

Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.

Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.

Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.

Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.

Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.

Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогают выработать иммунитет, но и доставляют удовольствие.

Учитесь не поддаваться, когда вам предложат попробовать сигарету или спиртное.

Критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Совместно медицинскими работниками Центра и инструкторами по физкультуре проводится ежеквартальная оценка эффективности оздоровления детей и подростков.

Перед Вами таблица за 2016 год:

Оценка

эффективности оздоровления детей и подростков

в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»

за 2016 год

Всего оздоровлено за 2016 год - 2776 чел.

Программа социального проекта рассчитана на долгосрочный период и осуществляется в течение 2016-2017 годов, имея основной перечень проводимых мероприятий и тренингов, который постоянно пополняется.

Анализ на первоначальных стадиях реализации проекта показал, что:

— полученная информация заставила задуматься об употреблении алкоголя, табака, наркотиков подростками и способах личного противодействия вовлечению в их употребление;

— значительно утвердился выбор здорового жизненного стиля;

— участники проекта узнали много новых возможностей для интересного и полезного проведения времени;

— полученные знания и умения востребованы и распространяются в детских волонтерских объединениях по месту жительства.

Таким образом, представляется необходимым продолжение работы в направлении формирования ценностных представлений о здоровом образе жизни, создания установки на сознательное отношение детей к своему здоровью, сознательный отказ от вовлечения в употребление психоактивных веществ.

Первое, от чего следует отталкиваться — это тематика такого стенда, ведь для малышей, учащихся в начальной школе актуальны одни вопросы, в то время как среди старшеклассников уже необходимо затрагивать совершенно другие области здравоохранения.

В любом случае стенд «За ЗОЖ» (за здоровый образ жизни) должен отражать основную тематику, которую чаще всего в виде ярких и броских иллюстраций размещают в качестве базового фона к приведенной информации. И тут крайне важно суметь заинтересовать учеников, которые зачастую попросту пренебрегают подобными материалами, априори считая их скучными и совершенно бесполезными, а сделать это можно только одним путем — с помощью яркого и оригинального оформления стенда по ЗОЖ в школе, которое сможет привлекать к себе внимание не только взрослых, но и детей. А для этого следует использовать не только красочные материалы (речь идет отнюдь не о цветных карандашах или фломастерах, а об акриловых красках на водной основе или, на худой конец, гуаши), но и самые нестандартные подходы к оформлению, будь то применение креативной 3D графики или различных декоративных материалов.

Так, например, создавая плакат по ЗОЖ для самых маленьких, в котором обычно поднимаются темы личной гигиены, правильной закалки, отказа от холодной воды или сладостей, типа мороженного, в холодное время года и прочие подобные этим вопросы, крайне важно заинтересовать учеников начальной школы. Сделать это можно, если оформить плакат в каком-то нестандартном виде. Так, например, ему можно придать форму снеговика, состоящего из множества круглых снежных шаров, украшенных по бокам ватой, на каждом из которых будет расположен накладной карманчик, который можно будет открывать словно книжку для того, чтобы ознакомиться с размещенной внутри информацией.

Как вариант, оформление стенда по здоровому образу жизни может быть выполнено в виде огромного мороженного в вафельном стаканчике с тремя разноцветными шариками и приклеенной к каждому из них полезной информацией. Для того, чтобы данная композиция выглядела максимально реалистично, вафельный стаканчик можно сконструировать из плетенной накрест бересты, а шарики украсить ватой, окрашенной красками с декоративными блестками из баллона. Очень здорово смотрятся жесткие стенды, для изготовления которых используется основа из тонкой фанеры, которой при желании с помощью обычного лобзика, предназначенного для резьбы по дереву, можно придать любую форму.

В качестве примера можно привести очень оригинальный стенд в виде болеющего молочного зубика, обмотанного ярким шарфом, на котором с помощью живописных картинок будут подробно обрисованы все возможные ситуации, связанные со стоматологическим вопросом. Так, в этом стенде должны подробно освещаться такие понятия, как кариес, своевременное удаление молочных зубов и необходимость посещения стоматологического кабинета хотя бы два раза в год. Естественно, для того, чтобы достучаться до детского сознания и привить малышам ответственность по отношению к здоровью собственного рта, следует как можно более красочно изобразить возможные негативные последствия в случае нерегулярной чистки зубов или несвоевременного обращения к специалисту.

Сама информация должна быть приведена крупными печатными буквами доступным для детей языком, без сложных и чересчур витиеватых оборотов. Не менее важной темой для создания стендов по ЗОЖ является профилактика ГРИППа и ОРВИ, которые в буквальном смысле атакуют и взрослых и детей в холодное время года. И в первую очередь на плакате должна быть изображена вереница эффективных в борьбе и профилактике различных вирусных сезонных заболеваний продуктов питания, к которым можно отнести лук, чеснок, всевозможные фрукты (в особенности цитрусовые), ягоды, мед, теплое молоко и пр.

Помимо прочего, особый акцент следует сделать на спортивном режиме, а также простых и безопасных способах правильного закаливания. Причем речь не обязательно должна идти о жестких нормативах или обливаниях из ведра в тридцатиградусный мороз, ведь крайне важно прививать ребенку любовь к здоровому образу жизни, как к таковому, а вовсе не стремление к каким-то определенным показателям или жестким и не очень приятным мерам во что бы то ни стало. Очень здорово, если в оформлении стенда будут задействованы реальные фотографии учащихся, которые принимали участие в школьных эстафетах, соревнованиях или других мероприятиях, посвященных ЗОЖ, ведь другие дети будут с удовольствием брать пример с явных лидеров, особенно, если они по совместительству являются их одноклассниками.

Напрасно кто-то считает, что для изложения информации для старшеклассников не следует прибегать к различного рода ухищрениям и уловкам в оформлении. Этот возраст по праву считается одним из самых сложных, ведь большинство детей, как правило, начинают пробовать алкоголь, сигареты, а порой и открывают для себя половую жизнь или, что хуже всего, наркотики. И самое ужасное, что можно сделать в подобных ситуациях, — это их замалчивать или полностью игнорировать. А между тем, с подростками необходимо разговаривать, отбросив все комплексы и стеснения, ведь зачастую речь идет о вполне естественных процессах, которые рано или поздно имеют место случаться в жизни каждого человека (кроме, конечно, наркотиков).

Важно донести до учащихся старших классов, что занятия любовью не являются преступлением, но в то же время незащищенный контакт и уж тем более беспорядочные половые связи смогут запросто поломать всю жизнь, особенно если учитывать такие серьезные проблемы, как ранняя беременность, возможные последствия абортов и уж тем более ЗППП (заболевания передающиеся половым путем). Не стоит раздумывать над тем, помещать или нет, различные провокационные фотографии, на которых показаны юные жертвы наркотиков или СПИДа, ведь в современный век только наглядными примерами можно воззвать к проявлению ответственности у детей по отношению к их же собственному здоровью.

Что касается самого оформления, то стенд по ЗОЖ для старших классов, безусловно, очень сильно отличается от работ подобного плана, предназначенных для начальной и средней школы. Это выражается и в более сдержанных красках, и в самой технике оформления, которая может соответствовать всем новомодным веяниям и тенденциям, будь-то объемная 3D графика, черно-белая графика и пр. Как вариант, можно приобрести уже готовый шаблон для стенда по ЗОЖ в любом крупном маркете, специализирующемся на продаже канцтоваров, либо найти подходящую модель в сети и распечатать ее на крупноформатном принтере.

Такой метод хорош тем, что он предполагает временное размещение информации, которую при утрате актуальности можно сменить на более свежую, что особенно уместно в период различных эпидемий, а точнее их острых фаз, когда детей предупреждают о необходимых мерах предосторожности и действенной профилактике.

Предварительный просмотр:

Грипп

Грипп является вирусной инфекцией, которая поражает в основном нос, горло, бронхи и, иногда, легкие. Обычно болезнь длится около недели. Ее характерными признаками являются резкое повышение температуры, мышечные и головные боли, сильное недомогание, непродуктивный кашель, боль в горле и ринит.

Вирус легко передается от человека человеку воздушно-капельным путем при выделении инфицированными людьми мельчайших частиц во время кашля или чихания. Грипп имеет тенденцию быстро распространяется, вызывая сезонные эпидемии.

Для детей, пожилых людей и людей, страдающих серьезными заболеваниями грипп представляет опасность - он может привести к осложнениям основных заболеваний, развитию пневмонии и смерти.


Предварительный просмотр:

Начало болезни:

ОРЗ (В ПРОСТОРЕЧИИ - ПРОСТУДА) - чаще плавное

ГРИПП - всегда острое.

Температура тела:

ОРЗ - выше 38 о С поднимается редко,

ГРИПП - 39 о С и выше достигает за 2-3 часа, держится 3-4 дня

Интоксикация организма:

ОРЗ - слабая, общее состояние удовлетворительное

ГРИПП - озноб, пот, сильная головная боль (в висках и в области глаз), боязнь света, головокружение, ломота. Все это проявляется резко и нарастает стремительно.

Кашель, дискомфорт в области груди:

ОРЗ - сухой, отрывистый, умеренно выраженный, появляется сразу

ГРИПП - мучительный, с болью, появляется на 2-е сутки

Насморк и заложенность носа:

ОРЗ - часто основной симптом

ГРИПП - появляются не сразу, выражены не так ярко

Горло (покраснение и боль):

ОРЗ - один из основных симптомов

ГРИПП - в первые дни болезни проявляется не всегда

Покраснение глаз:

ОРЗ - если присоединяется бактериальная инфекция

ГРИПП - частый симптом

Предварительный просмотр:

Серозно-вирусный менингит

Серозно-вирусный менингит является наиболее типичной и тяжелой формой энтеровирусного поражения центральной нервной системы.

Источником инфекции являются больные и вирусоносители. В качестве переносчиков инфекции могут выступать некоторые насекомые (например, клещи).

Симптомы: Заболевание начинается остро, с подъема температуры до 38-40 градусов, сильной головной боли, головокружения, рвоты, иногда с болями в животе, спине, судорожным синдромом.

При появлении аналогичных жалоб необходимо срочно изолировать больного, т.к. он является источником заражения для окружающих, и обратиться к врачу.

Учитывая возможные пути передачи, меры личной профилактики должны заключаться в соблюдении правил личной гигиены (мыть руки перед каждым приёмом пищи), соблюдении питьевого режима (кипяченая вода, бутилированная вода), тщательной обработке употребляемых фруктов, овощей и последующим ополаскиванием их кипятком. Купаться следует в специально отведённых местах и не заглатывать воду. Не мыть овощи и фрукты в воде открытых водоёмов. Во время подъёма заболеваемости следует избегать посещения массовых мероприятий, мест с большим количеством людей (общественный транспорт, кинотеатры и т.д.). Рекомендуется влажная уборка жилых помещений не реже 2 раз в день, проветривание помещений.

Ни в коем случае не допускать посещения ребенком организованного детского коллектива (школа, детские дошкольные учреждения) с любыми проявлениями заболевания.

Клинически заболевание может начинаться с симптомов схожих по клинике с острой респираторной вирусной инфекцией (боль в горле, насморк, общая слабость, которая сопровождается подъёмом температуры тела). Поэтому, при появлении в семье случая заболевания сопровождающегося данными симптомами, необходимо изолировать больного в квартире, выделить отдельную посуду, не допускать до больного детей, ухаживать должен один из членов семьи, при кашле и чихании прикрывать нос одноразовым платочком (использовать однократно), проводить текущую уборку с применением дезинфицирующих средств, проводить регулярное проветривание помещений.

В Рязанской области растет число заболевших серозным менингитом

По заявлениям санитарных врачей, групповых очагов энтеровирусной инфекции в регионе нет. По данным регионального управления Роспотребнадзора , на 18 июля в области зарегистрировано 38 случаев заболевания вследствие энтеровирусной инфекции , из которых 27 случаев серозного менингита и 11 - герпангины. Подчеркивается, что случаи заболевания между собой не связаны и очагов групповой заболеваемости не зарегистрировано. Большинство заболевших не соблюдали правил личной гигиены, использовали для питья некипяченую воду, фрукты и овощи перед употреблением не обрабатывали кипятком.

Причина быстрого распространения инфекции связана с тем, что клинические формы энтеровирусной инфекции разнообразны. Это объясняется большим количеством возбудителей, способных вызвать заболевание. Энтеровирусная инфекция может протекать в виде легких форм заболевания, таких как конъюнктивит, фарингит, гастроэнтерит, трехдневная лихорадка, герпангина. При более тяжелом течении регистрируются энцефалит, серозный менингит.

При первых признаках инфекционного заболевания необходимо обращаться в медицинское учреждение!


ЗАПОМНИТЬ НУЖНО НАВСЕГДА:

ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ – ЧИСТОТА!


Предварительный просмотр:

Профилактика гриппа

  • Вакцинация проводится в виде 1-2 уколов погибшего или ослабленного возбудителя гриппа за несколько месяцев до начала эпидемии, и дает стойкий специфический иммунитет против этого штамма вируса. Хотя этот штамм прогнозируется как основной, из-за высокой изменчивости или по другим причинам возможно появление других штаммов, против которых иммунитета не будет. Отметим, что вакцинация не дает 100% гарантии отсутствия заболевания, однако существенно снижает ее вероятность при практически полном отсутствии противопоказаний и побочных реакций.
  • Народные средства укрепляют общий иммунитет, не имеют противопоказаний и очень дешевы. Однако их эффективность не очень высока, требуется постоянное применение (здоровый образ жизни, занятие спортом и т.д.).
  • Неспецифические лекарства повышают общую устойчивость организма, противовирусные - вызывают специфический иммунитет против гриппа. При этом могут иметь противопоказания и побочные реакции, должны назначаться врачом.

В народные (доступные) средства входят:

Общегигиенические средства

  1. Одним из наиболее распространенных и доступных средств для профилактики гриппа является ватно-марлевая повязка (маска). Однако, это недостаточно эффективный метод защиты себя, а при заболевании - окружающих от заражения.
  2. Необходимо часто мыть руки , особенно во время болезни или ухода за больным.
  3. Проветривайте помещения, в которых находитесь.
  4. Для профилактики гриппа и других ОРВИ важно уменьшить число контактов с источниками инфекции, это особенно важно для детей. Не рекомендуется активно пользоваться городским общественным транспортом и ходить в гости. Дети должны как можно больше гулять: на свежем воздухе заразиться гриппом практически невозможно.

Общеукрепляющие меры

  1. Закаливание - важнейший метод профилактики респираторных инфекций (но не гриппа) в нашем климате, оно позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает дозу вируса, попадающего в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к нему ребенка.
  2. Дополнительно необходимо принимать аскорбиновую кислоту и поливитамины . Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, в киви а также цитрусовых - лимонах, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах.
  3. Чеснок. Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний его можно принимать по 2-3 зубчика ежедневно. Также положительным действием обладает употребление репчатого лука
  4. Ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям, а также значительно облегчит бюджет семьи, по сравнению с затратами на медикаментозные средства.

Дополнительные меры

  1. Гигиена носа: мытье 2 раза в день передних отделов носа с мылом.
  2. Полоскание горла растворами фурациллина, соды, ромашки.
  3. Ингаляции
  4. Теплые ножные ванны с горчицей в течение 5-10 мин.

При использовании народных методов необходимо помнить, что эти мероприятия должны проводиться ежедневно и длительно, это должен быть образ жизни.

Предварительный просмотр:

РАЦИОН ПИТАНИЯ

Витамин А . Он содержится в моркови, луке, печени, зеленом горошке, помидорах, твороге и салате. Имеющийся в витамине A антиоксидант бета-каротин способствует поддержанию остроты зрения. При его дефиците может развиваться «ночная слепота».

Витамин С . Он содержится в цитрусовых, квашеной капусте, смородине и шиповнике. Этот витамин обеспечивает поступление крови к сосудам и капиллярам глаза. Кроме того, он необходим для защиты от коротковолновых лучей, вредных для зрения.

Витамин E. Он содержится в больших количествах в сливочном и растительном масле, картофеле, орехах, шпинате, крупах и бобовых. Витамин E помогает предотвратить развитие таких возрастных нарушений зрения, как катаракта.

Лютеин и зеаксантин . Данные микроэлементы содержатся практически во всех овощах и фруктах темно-зеленого цвета, а также зерновом хлебе и яйцах. Они необходимы для профилактики разрушения желтого пятна сетчатки и нормального функционирования зрительного анализатора.

Наиболее полезными видами спорта для хорошего зрения считаются теннис и бадминтон. Благодаря им глазные мышцы тренируются, так как взгляд во время игры постоянно следит за перемещениями волана или мяча. Плавание также эффективно, оно способствует поддержанию нормального кровообращения в районе шейных позвонков, а сохранение зрения без этого невозможно.

  • расстояние до экрана должно быть в 5 раз больше его диагонали;
  • при просмотре телевизора днем следует задергивать шторы, а вечером – включать неяркий свет;
  • позволяйте глазам отдыхать каждые полчаса – делайте 5-минутные перерывы;
  • смотрите телевизор не более 3 часов в день.

ХОРОШЕГО ЗРЕНИЯ

Зачастую компьютер используется не только для работы, с его помощью мы также общаемся с друзьями и родственниками, делаем покупки и организовываем свой досуг. Соответственно, мы тратим большое количество времени на него, забывая порой, что это вредно. Для сохранения здоровья глаз необходимо придерживаться следующих рекомендаций для хорошего зрения:

  • расстояние от экрана компьютера до глаз должно составлять минимум 30 см;
  • верхний край монитора должен быть ниже уровня глаз на 10 см;
  • моргайте чаще или применяйте увлажняющие капли для глаз;
  • если Вы носите очки, надевайте их, работая за компьютером;
  • делайте 15-минутные перерывы через каждый час работы;
  • регулярно удаляйте пыль с поверхности монитора;
  • выполняйте упражнения для глаз или несложную разминку.

Окулисты рекомендуют проводить за компьютером максимум 4 часа в день. Если Вам приходится работать за ним дольше, установите программу, которая будет напоминать о гимнастике для зрения через определенные промежутки времени.

Если Вы не представляете своего дня без хорошей книги, следует помнить, что чтение может стать причиной повышенных нагрузок на органы зрения. Чтобы Ваши глаза не уставали, выполняйте следующие рекомендации:

  • не читайте в лежачем положении;
  • держите книгу на расстоянии не менее 30 см от глаз;
  • свет на открытую страницу должен падать сверху с левой стороны;
  • не читайте при плохом освещении;
  • отвлекайтесь от книги каждые 60 минут и отводите зрение вдаль на несколько минут.
  • Используйте качественное освещение . Начиная работу за компьютером или приступая к чтению, обратите внимание на расположение источника света. По возможности садитесь спиной к окну или лампе. При этом рекомендуется использование рассеянного света, который падает с левой стороны.
  • Делайте перерывы . В школе неслучайно предусмотрены перемены. Органы зрения нуждаются в отдыхе, особенно при напряженной работе. Возьмите за правило каждые полчаса прерываться хотя бы на 5 минут.

    Максимальная заболеваемость регистрируется в летне-осенние месяцы.

    Энтеровирусы устойчивы во внешней среде и длительное время могут сохраняться в сточных водах, плавательных бассейнах, открытых водоемах, предметах обихода, продуктах питания (молоко, фрукты, овощи). В замороженном состоянии активность энтеровирусов сохраняется в течение многих лет, при хранении в обычном холодильнике – в течение нескольких недель. Вирус быстро погибает при кипячении.

    Пути передачи ЭВИ - пищевой и водный, воздушно-капельный, контактно-бытовой. Факторами передачи служат вода, овощи, грязные руки, игрушки.

    Симптомы заболевания : начинается болезнь с острых проявлений в виде повышения температуры до 38-39 градусов, которая будет держаться в среднем от трех до пяти дней, после чего происходит ее снижение до нормальных цифр. Часто лихорадка принимает волнообразное течение, держится двое-трое суток, потом постепенно снижается и становится нормальной на пару дней, а потом вновь повышается до высоких цифр вновь на 2-3 дня, и уже затем окончательно возвращается к нормальной. Во время лихорадки дети обычно слабые и сонливые, могут быть головные боли с тошнотой и рвотой, по мере нормализации температуры они проходят.

    Меры личной профилактики ЭВИ


    Чтобы быть здоровым!

    Знает вся моя семья
    Должен быть режим у дня.

    Следует, ребята, знать
    Нужно всем подольше спать.
    Ну а утром не лениться -
    На зарядку становиться!

    Чистить зубы, умываться,
    И почаще улыбаться,
    Закаляться, и тогда
    Не страшна тебе хандра.

    У здоровья есть враги,
    С ними дружбы не води!
    Среди них тихоня лень,
    С ней борись ты каждый день.

    Чтобы ни один микроб
    Не попал случайно в рот,
    Руки мыть перед едой
    Нужно мылом и водой.

    Кушать овощи и фрукты,
    Рыбу, молокопродукты -
    Вот полезная еда,
    Витаминами полна!

    На прогулку выходи,
    Свежим воздухом дыши.
    Только помни при уходе:
    Одеваться по погоде!

    Ну, а если уж случилось:
    Разболеться получилось,
    Знай, к врачу тебе пора.
    Он поможет нам всегда!

    Вот те добрые советы,
    В них и спрятаны секреты,
    Как здоровье сохранить.
    Научись его ценить!

    Тот, кто с солнышком встаёт,
    Делает зарядку,
    Чистит зубы по утрам
    И играет в прятки, -
    Тот спортивный человек,
    И вполне весёлый.
    Постарайся быть таким
    В школе или дома.

    Глупый снежный человек
    Зубов не чистил целый век,
    Грыз кокос, бананы ел,
    Чистить зубы не хотел!
    И однажды, в самом деле
    Эти зубы - заболели!
    Вот, с тех пор, он ходит-рыщет,
    И врача с щипцами – ищет!

    Ты расчёску уважай ,
    А другим её не давай.
    Без неё, друзья мои,
    Будем мы, как дикари!

    Не пейте сырой воды!
    Из речки водички попил крокодил
    И вместе с водичкой бревно проглотил,
    Не видит от боли ни ночи, ни дня
    И просит, и молит: «Спасите меня!»

    Кто ногтей не чистит
    И не подстригает,
    Тот своих знакомых
    Здорово пугает.

    Ведь с ногтями грязными,
    Длинными и острыми
    Могут очень просто вас
    Перепутать с монстрами.

    Если будешь унывать ,
    Плакать, ныть, скучать, страдать,
    Можешь даже очень быстро
    Ты здоровье потерять.

    Соблюдайте режим дня!
    У курицы нынче болит голова:
    Вчера позвала её в гости сова,
    Они прогуляли всю ночь напролёт,
    А днём наша курица носом клюёт.

    По телевизору тюлень
    Смотрел мультфильмы

    Целый день.
    А после до конца недели
    У бедного глаза болели.

    Быть здоровым – это модно!
    Дружно, весело, задорно
    Становитесь на зарядку.
    Организму – подзарядка!
    Знают взрослые и дети
    Пользу витаминов этих:
    Фрукты, овощи на грядке –
    Со здоровьем все в порядке!
    Также нужно закаляться,
    Контрастным душем обливаться,
    Больше бегать и гулять,
    Не лениться, в меру спать!
    Ну а с вредными привычками
    Мы простимся навсегда!
    Организм отблагодарит –
    Будет самый лучший вид!

    Школьный спорт
    Наши мальчики «спортсмены»,
    Ведь на каждой перемене
    Ни за что их не унять:
    Упражняются опять!
    …Тренировки, тренировки –
    Для спортивной, знать, сноровки.
    Вот на старте Коля с Толей,
    Что ракетой мчат по школе,
    Догоняет их Олег –
    Этот спорт зовётся «БЕГ».
    Бег спортивный – это КРОСС,
    На него огромный спрос!
    Мальчик Боря дружит с БОКСОМ,
    Оттого с распухшим носом:
    Он вчера подрался с Васей,
    Что его в игре «раскрасил».
    Коль дерущихся гурьба –
    То не драка, а БОРЬБА.
    Но совсем не «вольная»,
    А кулачно-школьная.
    Глеб – известный «чемпион»
    В спорте «Школьный БИАТЛОН» –
    По стрельбе, но очень гадкой:
    По животным, из рогатки!
    Он у школы птиц стреляет,
    И, к несчастью, попадает.
    Есть другие виды спорта –
    ТЕННИС, только не на корте:
    Как в ПИНГ-ПОНГЕ резво скачет
    По столам, по книгам мячик.
    Коль летят над нами шапки,
    Иль пеналы, или папки –
    Это вовсе не гулянье,
    Это – школьное МЕТАНЬЕ!
    Друг на дружке – это СКАЧКИ,
    Где нужна спина-силачка.
    Всадник должен удержаться,
    Чтоб до финиша домчаться.
    Есть ФИГУРНОЕ КАТАНЬЕ –
    Пола мокрого маранье,
    Что совсем не распрекрасно,
    А заведомо опасно!
    Вот такие виды спорта…
    Где призы – совсем ни торты,
    Ни медали, ни признанье.
    Вместо кубка – порицанье!

    Мы
    за

    Здоровый

    Образ

    Жизни!

    Предварительный просмотр:

    Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным стилем поведения. «Привычка принуждает нас ко многим глупостям; самая большая глупость – стать ее рабом»

    Наполеон

    Вредные привычки:

    Курение

    Употребление алкоголя, наркотических веществ

    Неправильное питание

    Малоподвижный образ жизни

    Стрессовые ситуации

    КУРИТЬ – здоровью вредить!

    Знаете ли вы?

    1. Никотин входит в состав табака и

    изменяет сознание человека?

    1. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 6 – 10 минут!
    2. 400 химических веществ содержится в

    табаке!

    1. Выкуривая 1 пачку сигарет, курильщик забивает свои легкие 1 литром никотиновой смолы в год!
    2. Ежегодно в России умирает около

    1 миллиона человек от болезней, вызванных курением.

    1. Сейчас в Америке считается курить
    1. 31 мая во всем мире отмечают, как День без табака.

    Знаете ли вы?

    Листья растения острова Табаго были завезены в Европу Христофором Колумбом в XV веке и получили название «табак». У курящих быстро наступает тяга к курению и с ней трудно бороться. Индейцы считали табак успокаивающим веществом и использовали его как лечебное средство. Но сейчас доказано, что в табаке содержится 400 химических веществ, многие из них – яды, более 40 веществ вызывают рак. Табакокурение относят к вредным привычкам. Никотин является веществом изменяющим сознание, и является самым сильным наркотиком, кокаин стоит на втором месте после никотина.

    Сделай свой выбор!

    Знают взрослые, знают и дети:

    Объявлен курильщикам бой на планете…


    «ЗОЖ урок» - Физкультминутки. ТРКМ, синквейны. На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см. Если принять уровень здоровья человека за 100%, то. Да выставкам! Бумажные тренажеры для глаз (методика В.Ф. Базарного). Агитбригада выступает на школьных мероприятиях, посвященных ЗОЖ. Учителями – биологами составлена программа «Здоровье», основными задачами которой являются:

    «Формирование ЗОЖ» - Междисциплинарная школьная программа «Здоровье» вместо самостоятельного предмета (уроков здоровья). Организация длительного наблюдения за состоянием здоровья и образом жизни детей и подростков. Демографические показатели. Выработать стеоретип поведения (навыки). ИАПС «Управленческие решения». Системный подход в оценке состояния здоровья и образа жизни детей.

    «ЗОЖ в школе» - При обработке определялись средние показатели ответов отдельно для каждой группы испытуемых. Независимое расследование о здоровом образе жизни в наше школе. 80% девушек считают: Методика М.Рокича: Описание методики и организации исследования. Анкетирование проводилось 19 октября 2009 года, с 10 до 13 часов.

    «Валеология ЗОЖ» - Общественное и индивидуальное здоровье. План урока. Социальное здоровье. Пути достижения ЗОЖ. ЗОЖ - определение и компоненты. Физическое здоровье. Валеология – определение и значение. Индивидуальное здоровье. Духовное здоровье. Общественное здоровье. Валеология урок по ОБЖ. Социальное, физическое и духовное здоровье.

    «Составляющие здорового образа жизни человека» - Основные слагаемые здоровья. Личная гигиена. Распорядок дня. Правильная осанка. Виды упражнений. Значение физических упражнений. Питание. Здоровый сон. Наше здоровье - в наших руках. Составляющие здорового образа жизни. Плавание. Гимнастические упражнения. Здоровье. Нужно есть разнообразную пищу. Негативное влияние вредных привычек.

    «Характеристика составляющих здорового образа жизни» - Урок по ОБЖ. Рацион. Для размышления. Ножные ванны. Повышение мышечного тонуса. Фотографии. Порядок приема солнечной ванны. Курение. Суточное распределение рациона. Алкоголизм. Солнечные ванны. Не забудьте и о волосах. О вреде курения. Подвижные игры. Гигиена воды. Тошнота и рвота. Меняйте белье. Официальная статистика.

Загрузка...