docgid.ru

Дыхательная система. Особенности дыхания детей: правильно ли дышит ваш ребенок

329. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:

1) недоразвитие полостей *

3) плотность хрящей

4) узость носовых ходов *

330. Апноэ у новорожденных детей связано:

1) с недостатком сурфактанта

331. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:

2) податливость хрящей *

332. Особенностями бронхов у детей раннего возраста являются:

1) слабые развития мышечных и эластичных волокон *

2) узкий просвет бронхов *

3) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек

4) недоразвитие хрящевого каркаса *

5) хорошее сопротивление спадению бронхов

333. Особенностями лёгочной ткани у детей раннего возраста являются:

1) обильное развитие кровеносных сосудов *

3) недостаточное развитие ацинуса *

4) хорошая воздушность лёгочной ткани

5) недостаточное количество альвеол *

6) широкие бронхи

334. Пуэрильное дыхание у детей обусловлено:

1) тонкой стенкой грудной клетки *

2) узостью носовых ходов

3) примесью ларингеального дыхания *

4) широким просветом бронхов

5) малой воздушностью легочной ткани *

335. Пуэрильное дыхание у детей выслушивается в возрасте:

1) с рождения до 4 лет

2) с 6 мес. до 5-7 лет *

3) с 1 года до 8 лет

4) с 6 мес. до 12 лет

336. С какого возраста соотношение частоты дыхания и пульса составляет 1:4:

2) с 1 года *

337. Склонность к ателектазам у детей раннего возраста объясняется:

1) недоразвитием дыхательного центра

2) отсутствием коллатеральной вентиляции *

3) хорошим кровоснабжением лёгких

4) узостью бронхов *

338. На заднюю поверхность грудной клетки справа проецируется доля лёгкого:

1) верхняя *

2) средняя

3) нижняя *

339. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 1 месяц:

340. Частота дыхания у ребенка в 1 год в среднем составляет:

1) 25-30 в 1 мин

2) 30-35 в 1 мин *

3) 35-40 в 1 мин

4) 40-50 в 1 мин

341. Частота дыхания у ребенка 5 лет в среднем составляет:

1) 17-22 в 1 мин

2) 23-30 в 1 мин *

3) 31-35 в 1 мин

4) 36-42 в 1 мин

342. Частота дыхания в 1 мин в возрасте 10 лет:

343. Шум трения плевры:

1) выслушивается в обе фазы вдоха *

2) на высоте вдоха

3) образуется в альвеолах

4) исчезает при надавливании стетоскопом на грудную клетку *

5) исчезает после покашливания

344. Колебания частоты дыхания у доношенных новорожденных в покое составляют:

1) 25-30 в 1 мин

2) 30-50 в 1 мин *

3) 40-60 в 1 мин

4) 60-70 в 1 мин

345. Эффективность системы внешнего дыхания определяется процессами:

1) вентиляцией альвеолярного пространства *

3) диффузией газов через мембрану *

4) активностью окислительных ферментов

5) активностью дыхательного центра

346. Начало формирования ацинусов во внутриутробном периоде относится к:

1) 24 неделе *

2) 16-20 неделе

3) 28-30 неделе

4) 35-36 неделе

5) 4-й неделе

347. Частота дыхания годовалого ребенка:

348. Преобладающий тип дыхания у девочек в пубертатном периоде:

1) брюшной

2) грудной *

3) грудо-брюшной

4) диафрагмальный

5) реберный

349. Трахея почти полностью сформирована к:

1) к рождению *

2) к 5 годам

3) с возрастом происходит некоторое увеличение размеров трахеи

5) к 12 годам

350. Какие сегменты легкого у ребенка первого года жизни вентилируются хуже:

351. Относительная редкость носовых кровотечений у ребенка первого года жизни объясняется:

1) слабой васкуляризацией

2) сухостью слизистой оболочки

3) отсутствием нижнего носового хода

4) недоразвитием кавернозной части подслизистой ткани *

5) мягкостью хрящей

352. Частота дыхания ребенка 5 лет за 1 мин.:

353. Легкость расстройства капиллярного легочного кровотока у детей объясняется:

1) обильной васкуляризацией *

2) недостаточным развитием эластической ткани

3) наличием шунтирования крови, минуя альвеолярные пространства *

4) слабым развитием мускулатуры

354. Время формирования нижнего носового хода у ребенка:

1) к рождению

3) к 7 годам

4) к 4 годам *

5) к 15 годам

355. У здоровых детей в покое частота дыхания колеблется в пределах:

5) 25% от средневозрастной нормы

356. Легочная ткань новорожденного отличается:

1) обильным развитием соединительной ткани

2) обильным развитием кровеносных сосудов *

3) хорошо развитой эластической тканью

4) недостаточным развитием эластической ткани *

5) развитыми альвеолами

357. Пуэрильное дыхание, свойственное здоровым детям, выслушивается до:

1) 5 - 6 месяцев

2) 1 - 1,5 лет

3) 2 - 2,5 лет

4) 5 - 7 лет *

358. Формирование гайморовой пазухи заканчивается:

1) к рождению

3) к 2 годам

4) к 12 годам

5) к 7 годам *

359. Меньшая глубина дыхания у детей объясняется:

1) недостаточным развитием мускулатуры

2) лучшей переносимостью гипоксии

3) небольшой массой легких *

4) особенностями строения грудной клетки *

5) незрелостью дыхательного центра

360. Соотношение дыхание/пульс у детей на 1-ом году:

361. Воронкообразная форма гортани, узость голосовой щели, богатство слизистой оболочки кровеносными и лимфатическими сосудами сохраняются до:

362. Дыхание через рот у детей первого полугодия жизни почти невозможно вследствие:

1) недоразвития носовых ходов

2) недоразвития челюсти

3) оттеснения надгортанника большим языком *

4) мягкости надгортанника

5) отсутствия зубов

363. Формирование решетчатых пазух носа заканчивается:

1) к рождению

3) к 15 годам

4) к 7 годам *

5) к 12 годам *

364. Образование сурфактанта, покрывающего альвеолы, происходит внутриутробно в сроки:

1) 16-20 недель

2) 24-35 недель *

3) 36-38 недель

4) 39-40 недель

365. В основе пуэрильного характера дыхания лежат:

1) узость бронхов *

2) значительное развитие интерстициальной ткани *

3) недоразвитие мышц бронхов

4) мягкость бронхиальных хрящей

5) сухость слизистой оболочки

366. Крипты в небных миндалинах развиты хорошо:

1) к 3 годам

2) к рождению

3) на первом году

5) к 4-10 годам *

367. Формирование альвеол заканчивается:

1) к рождению

2) к 2 месяцу

3) к 2 годам

4) к 5 годам

5) к 8 годам *

368. Различие в строении гортани у мальчиков и девочек обнаруживается с:

369. У ребенка раннего возраста легкость смещения трахеи объясняется:

1) нежностью слизистой оболочки

2) обильной васкуляризацией

3) недоразвитием эластической ткани

4) мягкостью хрящевого каркаса *

370. Аритмичность дыхания у детей первого года жизни объясняется:

1) незрелостью медуллярной части дыхательного центра

2) незрелостью апноэтической части дыхательного центра

3) незрелостью пневмотаксической части дыхательного центра *

4) недоразвитием дыхательной мускулатуры

5) особенностями строения грудной клетки

371. Возникновению ателектазов легких при заболеваниях грудных детей способствуют:

1) недоразвитие дыхательного центра

2) недоразвитие эластической ткани *

3) отсутствие коллатеральной вентиляции *

4) узость просвета бронхов *

5) гиперсекреторная реакция слизистой бронхов при воспалении *

372. Верхнечелюстная (гайморова) пазуха рентгенологически обнаруживается:

при рождении

1) с 3 месяцев *

373. Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются:

1) усиленным кровоснабжением

2) усиленной мышечной работой

3) учащением дыхания *

4) усилением активности ферментов

5) повышением коэффициента использования кислорода

374. В какие доли и сегменты легкого чаще всего попадает инородное тело:

1) верхняя доля слева

2) 10-й сегмент

3) средняя доля

4) 8-й сегмент

5) нижняя доля справа *

375. Развитие эластической ткани легкого завершается:

1) к рождению

3) к 2 годам

4) к 5 годам

5) к 12 годам *

376. В механизме первого вдоха имеют значение:

1) снижение рО 2 *

2) повышение рСО 2 *

3) раздражения кожных рецепторов температурные

4) болевые раздражения

5) ацидоз *

377. С какого возраста возможно измерение жизненной емкости легких у ребенка:

2) с 5 лет *

1) богаты лимфоидной тканью *

2) обильно кровоснабжаются *

3) кровоснабжаются скудно

4) бедны лимфоидной тканью

5) утолщенные

379. Небные миндалины не выходят из-за дужек:

1) к 15 годам

2) к 5 годам

3) у новорожденных

5) на первом году *

380. При проверке симптома Кораньи у здорового ребенка школьного возраста укорочение звука получают над:

1) вторым грудным позвонком

2) первым грудным позвонком

3) третьим грудным позвонком

4) четвертым грудным позвонком *

5) пятым грудным позвонком

381. Лобная пазуха у ребенка:

1) к рождению отсутствует *

2) к рождению развита слабо

3) начинает развиваться с 7 лет *

4) формирование заканчивается к 10 годам

5) формирование заканчивается к 15 годам *

382. Когда увеличиваются длина и ширина носовых ходов у ребенка:

2) к 2 годам

3) по мере увеличения лицевых костей *

4) по мере прорезывания зубов *

5) к 12 годам

383. С какого возраста возможно определение высоты стояния верхушек легких и ширины полей Кренига:

3) с 5 лет *

384. Созревание бронхолегочной ткани заканчивается:

1) к 5 годам

2) к 3 годам

3) к 12 годам *

4) к 7-8 годам

5) к 15 годам

385. Решетчатая придаточная пазуха носа рентгенологически может быть обнаружена:

2) при рождении

3) к 3 месяцам *

4) к 2 годам

5) к 7 годам

386. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:

1) недоразвитие полостей *

2) нежность слизистой оболочки *

3) плотность хрящей

4) узость носовых ходов *

5) несформированный нижний носовой ход *

387. Апноэ у новорожденных детей связано:

1) с недостатком сурфактанта

2) с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра *

3) с гипоксией дыхательного центра

4) со слабостью сокращения диафрагмы

388. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:

1) хорошее развитие эластической ткани

2) податливость хрящей *

4) нежность слизистой оболочки *

389. Развитию обструкции бронхов при заболеваниях детей раннего возраста способствуют:

1) недоразвитие хрящевого каркаса и эластических волокон *

2) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек

3) узость просвета бронхов *

4) гиперсекреция слизи *

5) отсутствие коллатеральной вентиляции

390. Поверхностный характер дыхания (малый дыхательный объем) у детей раннего возраста обусловлен:

1) наклонным положением ребер

2) ограниченными экскурсиями грудной клетки *

3) слабостью дыхательной мускулатуры *

4) небольшой массой легких *

5) большей частотой дыхания

391. Неустойчивый ритм дыхания в первые месяцы жизни у здоровых детей проявляется:

1) неравномерностью пауз между вдохом и выдохом *

2) чередованием глубоких вдохов с поверхностными *

3) кратковременным апноэ во сне *

4) апноэ более 20 сек во сне

5) лабильностью ритма при нагрузке *

392. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности II степени характеризуются следующим:

1) МОД увеличивается *

2) МОД снижается

3) ЖЕЛ снижена, более чем на 40% *

4) объем дыхания и резерв дыхания снижены до 50% и менее нормы *

5) дыхательный эквивалент повышен *

393. Показатели внешнего дыхания при дыхательной недостаточности I степени:

1) МОД не изменен

2) МОД повышен *

3) ЖЕЛ, резерв дыхания нормальный

4) объем дыхания несколько снижен *

5) дыхательный эквивалент повышен

Дыхание – это самый естественный процесс из всех процессов физиологии. Мы к нему настолько привыкли, что даже не замечаем его, тем более никто не задумывается, о том нормально ли этот процесс у нас или нашего ребенка происходит. Следует подчеркнуть, что дыхание очень важное явление, как для роста ребеночка, так и для его здоровья и развития в общем. Нужно заострить внимание на том, как часто дышит ваш ребенок, ведь именно от этого показателя зависит то, насколько часто и серьезно ребенок будет болеть.

Нужно отметить, что даже развитие речи ребеночка зависит от того, нормально ли он дышит. Поэтому родителям следует очень внимательно отнестись к тому, насколько правильно дышит их ребенок. К сожалению, часто бывает такое, что нормальный процесс дыхания ребенка беспокоит родителей, а вот неправильное дыхание их может вовсе не тревожить.

Нормальный показатель частоты дыхания у деток, как и другие процессы физиологии, зависит от их возраста. Нормальным показателем дыхания у новорожденных детей, впервые часы после родов, считается диапазон от 20 до 80 вдохов в одну минуту, средняя частота этого показателя составляет, примерно, 30-40 вдохов в одну минуту. В возрасте от 2 до 3 лет нормой считается 20-30 вдохов в одну минуту, а вот для подростка нормой считается 12-20 вдохов в одну минуту. Нормальной ситуацией считается то, что младенец дышит полностью диафрагмой, также очень часто дыхание у них является поверхностным и не постоянным. Нужно подчеркнуть, что у недоношенных малышей, дыхание может быть периодическое (т.е. периодически убывает и возрастает), которое потом сменяется паузой в дыхании на 10-15 секунд.

У деток, родившихся в срок, периодическое дыхание можно встретить довольно редко, однако это тоже считается нормальным показателем. Но следует учитывать, что апноэ (пауза в дыхании), которое продолжается свыше 20 секунд, или апноэ после которого наступает синюшность или бледность, всегда рассматривается как дефектность (апноэ младенцев).

Нормальным считается дыхание, при котором ребенок сначала делает глубокий вдох, а потом плавный выдох. Частоту дыхания ребенка следует измерять для того, чтобы узнать насколько хорошо его легкие вентилируются. Если дыхание ребенка отклонено от нормы в большую сторону, то это обозначает, что дыхание является поверхностным. Поверхностное дыхание создает благоприятные условия для болезнетворных микроорганизмов.

Таблица нормы частоты дыхания у детей

Правильной частотой дыхания у деток являются такие показатели в минуту:

  • для новорожденных деток – 40-60 вдохов;
  • для деток, возрастом 1-2 месяца – 35-48 вдохов;
  • для деток, возрастом до 3 лет – 28-35 вдохов;
  • для деток, возрастом 4-6 лет – 24-26 вдохов;
  • для детей, возрастом 7- 10 лет – 31-23 вдохов;
  • для деток, возрастом 10-12 лет – 18-20 вдохов;
  • для детей, возрастом 13-15 лет – 16-18 вдохов.

Новоиспеченным родителям следует знать, что дыхание новорожденных малышей отличается от дыхания старших деток. Причиной этого считается то, что носовые ходы младенца еще плохо развиты как, в общем, и вся дыхательная система. Младенцы дышат отрывисто, то ускоряя темп дыхания, то замедляя его. Зачастую, один глубокий вдох заменяется несколькими короткими. Такое дыхание для младенцев считается нормой, в особенности для недоношенных малышей, и называется дыханием Чейна-Стокса.

Такое дыхание перетекает в более равномерное, в течение одного месяца, а к концу первого года жизни малыша, дыхание становится спокойным и ровным. Нужно учитывать то, что носовые ходы младенцев сильно узки, поэтому они могут забываться ворсом и пылью, что может стать причиной свистящего дыхания, хрипения и сопения. Для того чтобы избежать этого - малышу следует систематически чистить нос.


Измерять частоту дыхания у ребеночка можно только в то время, когда он спокоен. У младенцев измерить частоту можно зрительно – следя за движением грудной клетки малыша. Медики измеряют этот показатель специальным прибором – фонендоскопом. Но можно обойтись и без него, для этого нужно положить вашу кисть на грудную клетку малыша, и посчитать вдохи. Для того чтобы ребеночек не мешал подсчету и не испугался, нужно отвлечь его игрушкой.

Зачастую, учащенность дыхания сопровождается и другими симптомами нарушения дыхательной системы. Например, у малыша при дыхании могут появляться булькающие, хрипящие или свистящие звуки. Если у вашего ребеночка наблюдаются такие признаки, то вам, в обязательном порядке, нужно проконсультироваться с доктором, так как это может являться причиной различных инфекций. Увеличение частоты дыхания может быть симптомом воспаления легких, которое у малышей возникает бессимптомно.

Если же кроме этого у ребенка наблюдается отдышка, то это может быть признаком, как сердечной патологии, так и легочной патологии, такое состояние ребенка требует неотлагательной госпитализации. Также учащенное дыхание может быть симптомом бронхита и ложного крупа. При ложном крупе дыхание у малыша частое и шумное, кроме этого ребенка мучают приступы сильного кашля.

Уменьшенная частота дыхания у малышей встречается намного меньше, чем у взрослых. Уменьшенное дыхание может быть симптомом менингита - серьезного поражения головного мозга. Учащенное дыхание является нормой при физической нагрузке, подвижных игр. Также учащенное дыхание является проявлением бурных эмоций, когда ребенок перевозбужден, чем-то заинтересован.

Дата публикации: 28.10.2015

January 29, 2016

Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.


Как правильно подсчитать частоту дыхательных движений (ЧДД) в минуту? Это не составляет особой сложности. А вот с интерпретацией данных возникают определенные трудности. Это в большей степени касается молодых родителей, поскольку, получив результат у ребенка, в несколько раз превышающий свой собственный, они впадают в панику. Поэтому в данной статье предлагаем все же разобраться, какая норма ЧДД у детей. Таблица нам в этом поможет.

Первое, чего так долго ждет будущая мама - первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:
Они достаточно узкие.
Относительно короткие.
Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).


Поэтому даже при незначительных катаральных явлениях слизистая носа у ребенка быстро отекает, уменьшается и так маленький просвет, как результат - затрудняется дыхание, развивается одышка: маленькие дети еще не могут дышать ртом. Чем младше ребенок, тем опаснее могут быть последствия, и тем быстрее необходимо устранить патологическое состояние.

Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится – это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений - это норма.


У грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.

Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.


Как видим из таблицы, частота дыхательных движений в минуту тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, по мере взросления, их количество уменьшается, и к пубертатному периоду, когда ребенку исполняется 14-15 лет, частота дыхания становится равной этому показателю у взрослого здорового человека. Каких-либо различий по половому признаку не наблюдается.

Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани. Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный тип дыхания, который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных – до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).


Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является учащение дыхания. При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность. Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или носогубного треугольника, потеря сознания, немедленно необходимо вызывать "Скорую помощь", чтобы предотвратить необратимые последствия.

Органы дыхания у детей раннего возраста имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния. Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.
Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.


Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Никогда не делайте этого в церкви! Если вы не уверены относительно того, правильно ведете себя в церкви или нет, то, вероятно, поступаете все же не так, как положено. Вот список ужасных.

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

Наверняка каждая мать вспомнит такой эпизод из своей жизни: она склоняется над кроваткой своего дитятко. Смотрит на него и никак насмотреться не может. Смотрит, гладит и слушает его дыхание. Дыхание новорожденного.

Данный процесс для взрослого человека настолько естественен, что он даже не задумывается, как он это делает. Разве только когда заболевает. Но вот для маленького человечка, только что появившегося на свет то, как он дышит, имеет немаловажное значение. Ведь в первую очередь от этого будет зависеть, как часто его будут одолевать респираторные заболевания.

Также детские врачи утверждают, что от того, насколько он будет правильно вдыхать и выдыхать, будет зависеть развитие его речи. Поэтому родители не должны оставлять без своего внимания все, что связано с детским дыханием, если хотят, чтобы их малыш вырос здоровым.

Дыхательные органы новорожденного

Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:

  • На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
  • На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.

Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.


Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью. Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока. Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.

Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.

Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.

Типы дыхания у ребенка

Для первых месяцев жизни для грудничка характерно так называемое брюшное дыхание. Конечно, со временем он освоит и грудное, а затем научится комбинировать эти два типа. К слову сказать, врачи всего мира сходятся в одном – комбинированное дыхание является наиболее полезным и продуктивным для человека.

  • При брюшном дыхании в основном двигаются диафрагма и стенка брюшины. Преимущество в том, что оно естественно для ребенка, не надо сил на растягивание ребер. Недостаток в том, что объем вдыхаемого воздуха намного ниже, что является причиной частого дыхания в грудничковом возрасте. Плохо вентилируются верхушки легких, что может привести к застою содержимого в них с дальнейшим развитием респираторных заболеваний;
  • Грудное дыхание – двигается грудная клетка. Преимущества в увеличении объема вдыхаемого воздуха, недостаток в том, что нижняя часть легких плохо вентилируется;
  • Смешанный тип – здесь одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка. Как уже было сказано, признан наиболее оптимальным способом дыхания, так как вентилируется вся поверхность легких.

Нарушения

Родителям нужно внимательно следить за дыханием своего малыша. Здесь именно тот случай, когда излишняя мнительность родителей может сыграть на пользу ребенку. Так вот любое нарушение ритма или его частоты может сигнализировать о расстройствах детского организма.


Первые признаки дыхательных расстройств обычно возникают еще во время нахождения матери с новорожденным в роддоме. Но тут особого беспокойства не должно быть, так как рядом врачи и они быстро окажут необходимую помощь. А вот дома уже придется постараться. Всякие нарушения дыхания должны обсуждаться с педиатром.

  • У малыша хрипы. При дыхании слышны свиты, стоны – все это может означать сужение дыхательных путей, потому как прохождение воздуха затруднено. Также данные звуки могут означать начало воспалительных, инфекционных процессов. Или же то, что в дыхательные пути малыша попал какой-то инородный предмет. Если все это осложнилось появлением синюшности вокруг рта, повышенной сонливостьюили невозможностью издавать какие-то звуки, то у родителей появляется законный повод незамедлительно вызвать скорую;
  • Если хрипы дополняются кашлем, насморком – то ясно, малыш простужен. Если дополнительно у него дыхание учащено, ему тяжело вдыхать и выдыхать, у него нет аппетита, и он все время капризничает также стоит вызвать врача – вдруг у ребенка заболевания бронхов;
  • Заложенность маленького носика может являться причиной серьезных заболеваний. Опасность заложенности в том, что новорожденный не умеет пока вдыхать через рот;
  • Довольно часто грудничок во сне храпит, при этом вдохи через рот происходят чаще, чем через нос. Это состояние также является поводом для вызова врача. Причина может быть в увеличенных аденоидах.

Также имеются состояния, в которых особо ничего плохого для ребенка не имеется, но о них в обязательном порядке стоит известить врача:

  1. Иногда во время сна из горлышка ребенка слышно бульканье. Причиной таких нетипичных звуков является обычная слюна, которая скапливается в горле, малыш просто не успевает их проглатывать. Вот при дыхании воздух проходит через скопившуюся слюну, так создаются эти булькающие звуки, так пугающие родителей;
  2. Нормальным для этого возраста является и следующее поведение: поперхнувшись, ребенок на некоторое время перестает дышать. Или же начинает дышать очень часто и через некоторое время дыхание также замирает. Это явление вполне нормальное до 6 месячного возраста. Но врача предупредить все же стоит;
  3. Остановка дыхания, особенно в первый месяц, явление вполне обыденной. Поэтому родителям не стоит пугаться. Обычно такой приступ проходит самостоятельно, но можно сделать следующее. Необходимо ребенка привести в вертикальное положение и побрызгать на лицо прохладной водичкой. Можно похлопать его по спинке, по попке, дать вдохнуть свежего воздуха;
  4. Часто родителей пугает беспричинная остановка дыхания на 10-20 секунд. Это так называемый синдром апноэ. Пугаться его не стоит.

Есть еще несколько моментов, которые вызывают испуг у родителей. Но при этом являются вполне нормальными явлениями для этого возраста:

  • При вдохе могут появляться посторонние звуки. Но на состоянии малыша это никак не сказывается, он нормально ест, набирает вес. Обычно такие звуки исчезают к полутора годам;
  • Также естественным является учащенное дыхание в возбужденном состоянии или же после физической активности;
  • Во время сна из горлышка малыша могут раздаваться различные звуки: хрипы, бульканье, хрюканье и даже птичий свист. Это не появление болезни, просто у него еще строение носоглотки не пришло в норму.

Узнаем, правильно ли дышит ребенок

Многие родители задаются вопросом: а как узнать, правильно ли дышит их малыш, чтобы зря не волноваться.

Для начала необходимо узнать частоту его дыхания. Процедура довольно легкая. Естественно имеются некоторые требования – малыш должен быть здоровым на этот момент, и во время процедуры должен находиться в расслабленном состоянии. Также необходимо позаботиться о наличии секундомера, он поможет узнать количество вдохов за минуту и сравнить показатель с нормативными. А они следующие:

  1. Для новорожденных нормой являются 50 вдохов;
  2. До годовалого возраста – 25-40;
  3. До трех лет – 25-30;
  4. В 4-6 лет нормой является 25 вдохов.

Небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать тревогу у родителей. Но если отклонение довольно существенно, к примеру, для третьей возрастной группы частота дыхания превышает 35 вдохов, то есть повод для беспокойства. Ведь такое дыхание ребенка означает, что оно поверхностное. А значит для полноценной вентиляции легких негодно.

Это становится причиной частых респираторных заболеваний у ребенка, поэтому необходимо выяснить причину такого дыхания и устранить ее.

Учим ребенка правильно дышать

Для этого существуют несколько упражнений из комплекса детской йоги. Первое упражнение начинается с того, что ребенку необходимо принять так называемую позу льва (сфинкса) – он должен лежать на животе, вытянув ноги. Верхняя часть тела приподнимается с упором на руки. В таком положении он должен сделать вдох, задержать дыхание на пару секунд и быстро выдохнуть. Польза от упражнения в том, что в таком положении грудная клетка раскрывается наиболее полно. Счет до трех может считать кто-то из взрослых.

Второе упражнение рассчитано для обучения брюшному дыханию. Малыша нужно уложить на спину, на ровную поверхность. Руки он должен поместить под голову и немного согнуть коленки. За один подход должно быть 10-15 повторов. С обучением дыханию одновременно идет укрепление брюшных мышц.

Как вы понимаете, данные упражнения ребенок сможет выполнять в возрасте не ранее

2-3-х лет. А за дыханием грудничка вам нужно пока просто следить.

Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать . Вернее, они не умеют дышать правильно . А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.

Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные дляконтроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.

Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.

Правильно ли дышит ваш ребенок?

Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью , его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.

Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такоедыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.

2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания , то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.

Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме:удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль

Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такойритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.

Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.

Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки . Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот , в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание , как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из детской йоги. Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание , когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда выосвоите с ребенком брюшное и грудное дыхание , нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье: Как научить ребенка правильно дышать.

Загрузка...