docgid.ru

Где и как учатся дети больные шизофренией. Патопсихологическое изучение школьников, больных шизофренией. Причины возникновения болезни

Шизофрения – это одно из самых распространённых и сложных психических расстройств, которое имеет различную природу. Что касается детской шизофрении, то процент заболевших детей с рождения до подросткового возраста равен 1,6. Болезнь имеет множество типов, которые определяются выраженностью симптомов и уровнем адаптации человека в обществе. Учитывая то, что изучению синдрома уделяется много времени, а исследования проводятся на протяжении уже не одного десятка лет, шизофрения остаётся самым непредсказуемым и наименее изученным заболеванием в психиатрии.

Основные формы шизофрении в детском возрасте

Симптомы и выбор метода лечения напрямую зависят от формы шизофрении. На данный момент существует огромное количество классификаций относительно форм, типов течения и степеней нарушения процессов – это обусловлено неоднозначностью синдрома и сложностью диагностирования и купирования его как у взрослых, так и у детей, причем возрастных различий у заболевания нет.

Сейчас принято прибегать к классической системе описания форм, которая имеет четыре основных типа:

  • простая шизофрения;
  • параноидная;
  • гебефреническая;
  • кататоническая.

Простая форма

«Простая» форма имеет такое название из-за вялого течения заболевания, её характеризуют как вялотекущую шизофрению с уникальным набором симптомов. Чаще всего наблюдаются нарушения личности без сложного бреда или галлюцинаций. При этом галлюцинации могут возникнуть вместе с бредовым синдромом, но только на поздних стадиях болезни. Ребёнок замыкается в себе, становится безразличным к обязанностям, окружающим людям, центром его персоны становится «Я», причём персональные представления и восприятие себя имеют патологический аспект. Эмоциональная скупость также является отличительной чертой формы, это сопровождается дополнительным нарушением мыслительной и волевой сферы.

Ребёнок перестаёт чувствовать ответственность за собственную судьбу – проявляется это в безохотном выполнении обязанностей (например, задания в школе, работа и т. д.). Деятельность характеризуется как процесс ради процесса, позволяя создать видимость этой самой деятельности.

Замечание врача: результативность ребёнка при данной форме заболевания значительно снижается, а зависимость между стадией болезни и уменьшением эффективности выполнения задач сохраняется и имеет растущую динамику. Чем сильнее ребёнок болен, тем меньше он может себя обслуживать и выполнять социально полезную работу.

Сосредоточенность на себе проявляется бредовыми идеями относительно строения или устройства собственного тела. Это прослеживается, когда ребёнок часами рассматривает себе в зеркале или подолгу смотрит на части собственного тела. Такие процессы сопровождаются «выпадением из реальности», когда эмоциональная тупость и сосредоточенность на изучении специфики собственной физиологии преобладает над контактами с внешней средой.

Параноидная шизофрения

Параноидная шизофрения является самой распространённой и диагностируется у 70% детей. Центральным элементом является бред, который не имеет критичности и не поддаётся оспариванию. Бред представлен сверхценной идеей, которая определяет весь процесс течения недуга. Параноидная шизофрения чаще всего отличается бредом преследования, который в свою очередь проходит через три этапа становления (ожидание, озарение, упорядочение) до тех пор, пока не станет неотъемлемым элементом личности больного ребёнка.

Первая стадия характеризуется тем, что что-то происходит не так, как должно. Проявляется сильная озабоченность и тревога перед созреванием навязчивой бредовой идеи. Вторая стадия является принятием сверхценной идеи, так сказать озарением того, что факт имеет место, однако в этот период бред ещё не имеет устойчивой основы в сознании больного. Стадия упорядочивания расставляет всё по местам, бред становится частью личности. Теперь условия и процессы мира не имеют отдельной ценности, все события завязаны на бреде. В такой ситуации больной начинает понимать логику построения бреда, верить в его смысл, чувствовать и понимать детали, которые выступают формирующими инструментами искажённого сознания.

Нередко появляются галлюцинации, которые совместно с бредовым синдромом полностью дезориентируют личность, погружая его в мир фантазийного и нереального существования. К данным проявлениям, характеризующим конкретный вид заболевания, прибавляются нарушения волевой сферы, мышления и двигательных актов. Спустя какое-то время бред полностью одолевает человека и происходит его распад, то есть потеря реальности сознанием, где сверхценные фантазии главенствуют над всем существующим в личности и за её пределами.

На поздних стадиях больной полностью теряет контроль над собой и никак не может себя обслуживать, получая полную инвалидность. Такие лица могут быть крайне опасны для общества, поскольку комплекс симптоматических проявлений полностью контролирует сознание больного, заставляя его специфически реагировать на изменения среды. Некоторые реакции могут восприниматься как нападение, в таком случае агрессия будет лучшим способом защиты. Агрессия может выплёскиваться как на окружающих, так и на себя, по этой причине стационарное отделение становится домом для ребёнка с таким расстройством.

Гебефренический тип

Гебефреническая шизофрения является самой распространённой формой среди подростков. Особенности этого типа расстройства заключаются в беспечности, радостном и постоянно приподнятом настроении, обилии гримас, дурачестве. Сперва окружение реагирует на данное поведение личности со смешком, воспринимая происходящее как забаву. Но спустя несколько месяцев забава перестаёт быть к месту, ужимки и гримасы постоянно повторяются, а вскоре и теряется связь с реальностью.

Клиническая картина открывается на более запущенных этапах заболевания, тогда становится понятно, что поведение больного ребёнка ничем не оправдано, он перестаёт отдавать себе отчёт, осознавать и понимать происходящее. Личность вступает в конфликт со средой через «непосредственность», притупляя психические процессы.

Кататонический тип расстройства

Шизофрения кататонического типа нарушает в большей степени двигательную сферу человека. Физиологические проявления характеризуются повышением активности, которая всегда бессистемна, торможением (оцепенением). Нарушения двигательных актов может касаться всего тела или же отдельных его сегментов.

У детей, которые склонны к торможению, часто наблюдаются приступы столбняка, когда малыш замирает в одной позе на какое-то время, при этом позы зачастую неудобные. Это судорожные сковывания мышц, причиняющие больному человеку множество мучений и неприятных ощущений. В рамках кататонического синдрома известен такой феномен, как «подушка Дюпре», когда человек остаётся лежать в той же позе, после того, как у него из-под головы вытянули подушку. Мимика таких больных маскообразна и не имеет выраженных эмоций.

Если реакция организма направлена на активность, то пациент не будет уставать, а только лишь бегать или даже физически свирепствовать. Следует помнить, что такие люди не испытывают голода, по этой причине прибегают к насильственному кормлению, и если этого не делать, то все может закончиться полным истощением организма.

Причины возникновения болезни

Среди причин возникновения этого заболевания можно выделить два основных фактора, создающих благоприятные условия для его развития:

  • наследственная причина;
  • причина среды.

Наследственность определяет генотип ребёнка, в котором присутствуют всевозможные характеристики, которые в будущем станут частью человека. Наличие шизофрении у малыша зависит от того, болел ли кто-то из его родственников психическим расстройством: если такое случалось, то, скорее всего, ребёнок унаследует подобное заболевание. Это отражается на биохимическом составе мозга, что определяет степень адекватного формирования психических процессов и явлений в детской психике.

Особенности среды влияют на степень психического здоровья. Очевидно, что всё, что происходит с нами в детстве, влияет на дальнейшее развитие, поведение и т. п. Таким образом, сильное психотравмирующее событие может нарушить целостность структуры психики и заставить исказить её границы. Чем больше аффективных зарядов (проявляются в интенсивном проявлении неуместных эмоций) в сознании у ребёнка, тем больше вероятность нарушения тонких «душевных» структур. Сюда же можно отнести и черепно-мозговые травмы, которые в некоторых ситуациях способствуют нарушению функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Предраспологающие факторы к шизофрении

Признаки и симптомы: как проявляется болезнь

Комплекс симптоматических проявлений заболевания и характерных признаков следует описывать в зависимости от возраста. Так можно выделить две основные группы детей с разной симптоматикой – это возраст дошкольный (3–7 лет) и подростковый (7–16 лет). Для детей дошкольного возраста характерны следующие признаки:

  • плаксивость и депрессивность;
  • нежелание принимать участие в ролевых играх;
  • пограничная активность или пассивность малыша;
  • дурачество и нарушение речевого акта;
  • избегание прямых взглядов глаза в глаза;
  • беспричинные панические атаки с плачем или истерическими проявлениями;
  • отсутствие волевого поведения и пр.

Нередко малыш испытывает серьёзные беспричинные страхи, которые не имеют никакой зависимости. Зачастую боязни сопровождаются бредовыми суждениями и галлюцинациями, подстёгивающими патологические состояния. Видения в основном рисуются по образу сказочных персонажей или больших животных, которые наделяются агрессивными и пугающими чертами. Немаловажным фактором выступает патология сна.

Таким же образом страдает мышление, а вместе с ним и речь, наполняющаяся бессмысленными фразами, вымышленными словами, а также словами, в которых перепутан порядок букв. Мысли неясные и нередко разорваны. Присутствует и феномен, заставляющий терять ранее полученные навыки: например, умеющий ходить ребёнок снова становится на четвереньки, чтобы ползать.

Мнение врача: дети дошкольники с диагнозом шизофрения имеют аутичные черты, выражающиеся в отстранении от других детей. В игре их движения однотипны, а манипуляции могут циклично повторяться.

Среди основных признаков детей-шизофреников выступает наделение неодушевлённых предметов живыми чертами. Также возможна «примерка» на себя образов животных, причём это происходит не в рамках игры, а как долговременная черта поведения, которая может длиться днями или неделями. В жизни больного малыша присутствуют ритуалы, которые предшествуют определённой деятельности, например, перед тем, как поесть, малыш считает нужным залезть на стол и спрыгнуть с него.

Подростковый период в рамках протекания недуга в большей степени похож на картину болезни взрослого шизофреника, но всё же имеет персональные особенности, которые обусловлены изменением гормонального фона. В этот период возникают более насыщенные эмоциональные реакции, которые быстротечны и сменяют друг друга от беспредельной радости до крайней агрессии. Также для подростковой шизофрении характерно недовольство своей внешностью, причём выражаться это недовольство может самыми крайними способами, вплоть до самостоятельного уничтожения части тела, которая не нравится. Здесь сохраняется неприязнь к себе и стойкая уверенность в собственном безобразии - это обусловлено нарушением восприятия.

Диагностика

Диагностировать данный синдром очень сложно, поскольку детский возраст сам по себе является формирующим этапом жизни, на котором возможны самые разнообразные трансформации. Огромная сложность в том, что шизофрения может принимать формы совершенно разных психических нарушений, комбинируя или сменяя симптомы разных недугов.

Замечание специалиста: при первичной диагностике и осмотре диагноз шизофрения не ставится, поскольку это заключение сразу ставит человека в определённые рамки. Учитывая это, врачи при первичном обращении в стационар ставят диагноз шизотимия или бредовый синдром.

Методы лечения

При шизофреническом синдроме лечение имеет два аспекта:

  • медикаментозное воздействие;
  • психотерапия.

Препаратный метод характеризуется индивидуальным подбором лекарств, которые должен принимать больной. В каждом отдельном случае препараты назначаются разные – это определяется полом, возрастом, формой заболевания, его типом, характером течения и т. д.

Психотерапия может иметь вид индивидуального консультирования или групповой терапии. Невозможно заранее предсказать или описать схему работы, поскольку каждый новый случай является новым исследованием в психиатрии и требует особого подхода. Следует помнить, что излечить шизофрению невозможно, лечение подразумевает под собой снижение количества приступов и обострений. И даже если приступы пропали, а болезнь не напоминает о себе годами – это не значит, что недуг излечен и не вернётся снова.

Адаптация и прогноз, особенности обучения

Прогноз в такой ситуации может быть самым разным, но нужно понимать, что если ребёнку поставили диагноз шизофрения, то он должен быть окружен особенным вниманием и поддержкой. Родителям и родственникам не стоит ставить крест на жизни малыша, поскольку дальнейшее его будущее зависит от них.

Существует множество материалов, описывающие практику воспитания психически больных детей, которые позволят правильно оценить свой потенциал и ребёнка. Готовность и вера в то, что малыш сможет построить полноценную жизнь, должны перевешивать сомнения и переживания. Это сложный процесс, который требует особого обучения и готовности справляться с трудностями и помогать больному человеку.

Сейчас существует множество программ и адаптационных мероприятий как для взрослых, так и для детей с шизофренией. Это может быть особая арт-терапия, песочная терапия, терапия посредством оригами и многое другое. Каждая из этих мер позволяет больному обучиться особым навыкам, которые помогут адаптироваться среди других детей и сформировать критичность к собственному недугу. При системных занятиях в рамках какой-либо терапии развиваются и психические процессы:

  • мышление (формируется адекватная речь);
  • воля;
  • восприятие и пр.

Рождённые с шизофренией (видео)

Шизофрения – это хроническая болезнь, которую в полной мере невозможно преодолеть. Однако, соблюдая все предписания и рекомендации врача, можно в значительной степени облегчить жизнь больного ребёнка, развивая его личность. Своевременное обращение к квалифицированному специалисту может помочь не только в сохранении целостности личности, но и в купировании заболевания на долгие годы. Также можно проводить профилактику: оградить ребёнка от стрессов, регулярно принимать прописанные медикаменты и т. д.

Выбор методов лечения детской шизофрении зависит, прежде всего, от возраста ребенка и его психофизиологических особенностей, определяющих чувствительность организма к терапевтическому воздействию и его переносимость. Чем младше ребенок, тем более ограничены возможности лечения, так как не исключены непредвиденные реакции на те или иные препараты, особенно на транквилизаторы, возможно возникновение осложнений и побочных явлений.

При лечении детской шизофрении широко используются нейролептики, однако их применение нередко сопровождается серьезными побочными эффектами. Хотя медикаменты могут помочь контролировать психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией, необходимо использовать также и психосоциальные методы лечения, к которым относятся тренинг социальных навыков, вмешательство с участием семьи и помещение больных в специальные школы.(Информационный портал психологического центра "МАЦПЕН" http://www.matzpen.ru/ )

Методика лечения:

1. Когнитивно-поведенческая терапия.

Детская шизофрения – болезнь генетическая. Она не распространяется путем заражения от общения с больными людьми. Развитию шизофрении, заложенной на генетическом уровне, могут предшествовать различные факторы, дополняющие и увеличивающие риск заболевания. Сильный продолжительный стресс, психотравмы, агрессия по отношению к матери во время ее беременности, неблагоприятная экологическая среда и т.п.

Поэтому психотерапевты используя когнитивно-поведенческую психотерапию, работая с ребенком и родителями, выясняют все тонкости и природу развития этого заболевания у ребенка и в процессе сеансов корректируют причины спровоцировавшие развитие шизофрении. Специалисты по когнитивной терапии обучают больных шизофренией, как проверять соответствуют ли реальности их мысли и ощущения, как «не слушать» голоса и как стряхнуть с себя сковывающую их апатию. Постепенно, ребенка готовят к полноценному социальному образу жизни, прививая ему навыки адекватного восприятия окружающего мира. Ребенок учится правильно воспринимать речь и эмоции окружающих его людей, адекватно им отвечать, строить реальные планы на будущее, а главное осознавать, в чем проявляется его болезнь и предотвращать ее симптомы. Это лечение эффективно облегчает симптоматику и снижает риск рецидивов.

2. Психодинамическая психотерапия.

Начало психодинамической психотерапии положил австрийский невролог Зигмунд Фрейд. Поддерживающая психотерапия психодинамической ориентации дает ребенку психологическую поддержку в обычной жизни при взаимодействии его с обществом здоровых детей, которые, как правило, из-за своей детской жестокости, не принимают в свое общество тех, кто ведет себя иначе, чем это принято. Поскольку подобное отвержение приводит ребенка в смятение и нежелание жить среди здоровых детей, психотерапия помогает с этим справиться и является незаменимым элементом лечения, особенно на этапе реабилитации и обучения общения со здоровым обществом. Кроме того, психотерапевт помогает ребенку принять факт болезни, научиться строить свою жизнь с учетом шизофрении, справиться с депрессией, победить страх и желание отказаться от всех внешних контактов, нередко возникающее у больных, страдающих этим заболеванием.

3. Семейная консультация.

Инструктаж членов семьи, с целью обучения правильному общению с больным ребенком и оказанию действенной помощи на пути его возвращения к обычному образу жизни, занимает одну из важных и ключевых задач при лечении детской шизофрении .

С родителями проводятся отдельные сеансы, которые помогают им в дальнейшем взаимодействовать с ребенком и учат справляться с приступами и симптомами заболевания. У родителей появляются необходимые инструменты для правильного психологического подхода к ребенку, по способам контакта и правильному поведению с ним, а также по его особенностям мышления и реакция. Умение близких помочь и правильно контактировать с больным положительно влияет на течение заболевания.

4. Медикаментозная поддержка при детской шизофрении.

Медикаментозное лечение, оказывающее успокоительное действие на организм и психику, позволяет ребенку вести обычную жизнь. Но, медикаменты, использующиеся для борьбы с детской шизофренией, которая требует пожизненного лечения даже в период затухания симптомов, также не являются безопасными для детского здоровья. Большинство антипсихотических лекарств, используемых при лечении детей, те же, что используются при лечении взрослых больных шизофренией. Эти медикаменты не являются специально предназначенными для детского лечения в основном потому, что они не были тщательно протестированы.

5. Социальная реабилитация.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс программ, направленных на обучение больных шизофренией способам сохранения независимости как в условиях больницы, так и в быту. Реабилитация сосредоточена на обучении социальным навыкам взаимодействия с другими людьми, навыкам, необходимым в повседневной жизни, таким, как уборка дома, совершение покупок, пользование общественным транспортом и т. п., и непрерывное обучение для тех пациентов, которые хотят закончить среднюю школу, учиться в колледже или закончить колледж; некоторые больные шизофренией успешно получают высшее образование.

Лечение современными медикаментозными препаратами оказывается достаточно эффективным у подавляющего большинства больных шизофренией и перспективы на будущее представляются довольно обнадеживающими. Новейшие экспериментальные исследования в области нейрофизиологии мозга и психофармакологии позволяют надеяться на то, что медикаментозная терапия шизофрении будет еще более эффективной и поможет еще большему числу пациентов. Но полностью избавиться от заболевания все равно не удастся, можно только лишь контролировать симптомы. (Информационный портал научно - диагностического центра клинической психиатрии "Клиника вегетативных расстройств" http://www.psychopro.ru/ )

По мнению Г. Е. Сухаревой, следует различать шизофрению детского возраста и шизофрению подросткового возраста. Вместе с этим в зависимости от темпа течения заболевания и его особен­ностей протекания выделяют остротекущие и вялотекущие фор­мы, имевшие начало в детском возрасте. Психические процессы, протекающие при этих двух формах, безусловно, имеют отличия. Однако можно отметить и сходство качественных особенностей шизофрении при всех формах. При этом большое значение имеет интенсивность протекания болезненного процесса. Чем острее проявляются психические нарушения, чем ярче нарушения лично­сти больного и сильнее степень выраженности болезни, тем силь­нее его дезинтеграция.

Известно, что особое значение при шизофрении имеют лично­стные нарушения. Одним из первых признаков начала психиче­ского заболевания ребенка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учебе и др. Личность больного ребенка теряет свое единство и утрачивает связь с миром людей. Это проявляется в возникших «страшных мыслях» о будущем, в мрачном и отрешенном на­строении, в предположениях о том, что окружающие люди (и в первую очередь близкие) плохо к нему относятся. Больной ребе­нок замыкается в себе и аутизируется в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряется стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешенность от ок­ружающего мира. Так, например, некоторые больные подростки жалуются на то, что у них «нет внутренней жизни, нет центра, нет стремлений».

Кроме перечисленного выше, при шизофрении страдают все психические процессы. Нарушения восприятия больных шизофре­нией характеризуются затрудненностью перцепции целостного образа. Воспринимаемый больным ребенком образ расщеплен, фрагментарен, в нем отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне. У детей на­блюдаются большие затруднения при выделении наиболее значи­мых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые детали картин могут быть интерпретированы больным ребенком

по-своему. Так, например, мальчик 11 лет, рассматривая картин­ку, на которой была изображена лодка со стариком-гребцом и пассажирами, переезжающими через реку, обратил внимание только на старика с веслом и сказал, что здесь ловят рыбу. Очень часто при описании картин с содержанием эмоционального ха­рактера дети не понимают и не обращают внимания на этот ас­пект. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персо­нажей картины.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка. Это ведет к полной потере объектив­ности восприятия сюжета. Напротив, вяло текущий процесс у больных детей может характеризоваться достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображенных на картинке.

Известно, что произвольное внимание страдает при любых за­болеваниях, а непроизвольное оказывается более сохранным. Не­достаточность активности произвольного внимания у детей, больных шизофренией, объясняется отсутствием у них интереса к какой-либо деятельности. Выполнение любого задания этими детьми возможно лишь после усиленной и целенаправленной сти­муляции. Непроизвольное внимание сохраняется даже в самых тяжелых случаях протекания заболевания. Об этом свидетельст­вуют их последующие высказывания. Для детей, больных шизоф­ренией, характерна также и способность к распределению внима­ния, но только в специально созданных ситуациях. Создающей подобную ситуацию может быть автоматическая деятельность, такая, как, например, механическое зачеркивание цифр, букв или заштриховывание рисунка. Такие виды деятельности позволяют, учитывая состояние больного, вывести его из аутистического со­стояния и дать ему возможность осмыслить действия.

У детей, больных шизофренией, могут быть нарушены все ви­ды памяти. В целом, запоминание как мнестический процесс у больных шизофренией характеризуется избирательностью, при­чудливостью и желаемостью. Больной ребенок может не воспро­изводить предложенный к запоминанию материал, а вспоминать только то, что хорошо помнит и знает (например, стихи, поговор­ки и др.). Запомнить он также может только то, что было, на его взгляд, важно (чаще это второстепенные детали, которым он при­дает особое значение). Исследования показывают, что запомина­ние словесного, а часто и числового материала детьми с шизоф­ренией осуществляется легче, чем зрительного. На процесс запо­минания сильно влияет и состояние больного ребенка в данный момент. Если он вял и не может сосредоточиться, то и объем за­поминаемого материала чрезвычайно сужен.

Процесс сохранения материла также весьма краток. Происхо­дит постепенное забывание полученных впечатлений, и из памяти все больше и больше вытесняются усвоенные факты. Процесс за­бывания также характеризуется избирательностью и особым эмо­циональным отношением к запоминаемым фактам.

Детям, больным шизофренией, свойственна фиксированность на неприятных и тяжелых воспоминаниях, связанных в первую очередь с сохранением их жизнедеятельности. Их могут посещать мысли о собственной гибели. При вяло текущем процессе и доста­точно высоком общем развитии память может быть сохранна и даже развита в большей степени как логическая, чем механиче­ская. Обследование больных детей методом пиктограммы пока­зывает, что их рисунки носят в основном схематический и фраг­ментарный характер.

Характерным своеобразием отличаются представления боль­ных детей. Часто больные дети ссылаются на ирреальность про­исходящего, им кажется, что они как во сне (в сказке, виртуальной реальности и т.д.). Смысл представлений выхолощен. Удержание представляемого образа требует чрезмерных усилий. Представле­ния мимолетны и быстро ускользают. Особые трудности при обу­чении в школе вызывают предметы, связанные с формированием абстрактно-логических представлений, - геометрия и черчение.

Воображение играет большую роль в деятельности детей младшего возраста. Формирование игровой деятельности у детей предполагает развитие воображения и символической функции игры (Д. Б. Эльконин). В школьном возрасте склонность к фанта­зированию уменьшается и трансформируется в способность к аб­страктно-логическому мышлению. У здорового ребенка фантазии тесно связаны с реальным миром. Ребенок придает предметам, с которыми играет, черты и характеристики, свойственные одушев­ленному миру (кукла - это дочка). Наделение используемых в игре предметов воображаемыми качествами лишь поднимает мышле­ние ребенка на новый виток восприятия и осмысления окружаю­щего мира, а не нарушает взаимосвязь с ним. Например, у дошко­льника в игре «дочки-матери» в качестве предметов, имитирую­щих их аналоги из «взрослой» жизни, применяются кубик вместо мыла, палочка вместо ложки, кусок ткани вместо одеяла, жест ру­ками, символизирующий еду или питье. Все предметы и действия, используемые ребенком в игре, обозначают и воспроизводят си­туации, свойственные только реальному миру и взаимоотношени­ям между людьми.

Для детей, больных шизофренией, характерен синдром патоло­гического фантазирования, когда ребенок полностью поглощается патологической продукцией и теряет связь с реальностью. Больные дети придают окружающим их предметам такие свойства, ко­торые те никогда не имели. Для организации игры они придумы­вают, создают себе воображаемых, иллюзорных товарищей по игре: беседуют, играют, дерутся с ними, могут побеждать или проигрывать им. Девочки-подростки проявляют склонность к ил­люзорной мечтательности, причем процесс мечтаний может про­текать у них наравне с восприятием реального мира. Таким обра­зом, ребенок оказывается живущим в двух мирах.

При обследовании подростков с помощью теста Роршаха у них были выявлены аффективные переживания и страх перед изобра­жаемым, которое воспринимается как движущиеся предметы или страшные животные.

Одной из основных особенностей нарушения познавательных процессов у больных шизофренией является расстройство мыш­ления. При шизофрении особенно ярко выступает дисгармонич­ность всего мыслительного процесса. Отмечаются следующие на­рушения мышления у детей: слабость процессов обобщения, невоз­можность выделить главное и обобщить целое, вычурность и изби­рательность осмысляемого материала.

Некоторые дети имеют достаточно высокий уровень вербально­го мышления и испытывают большие затруднения при выполнении заданий на уровне конкретно-наглядного мышления. Легкость при выполнении заданий на вербальном уровне сопровождается инте­ресом к словообразованию и созданием неологизмов, вычурностью объяснений и постепенным уходом от реальности. Детям трудно работать длительно и целенаправленно, они не стремятся к резуль­тату, а пытаются заменить продуктивную деятельность пустыми разговорами, уводящими от предъявляемой деятельности в мир па­тологических фантазий. У больных детей нарушается процесс регу­ляции течения своих мыслей. В остром состоянии мышление ребен­ка лишается направленности и распадается на разноплановые ассо­циации. Единство мыслительного процесса расщепляется. Дети не могут закончить одну мысль, соскальзывают на другую, которая неожиданно пришла в голову. Часто они жалуются на то, что воз­никающие мысли им не принадлежат и внедряются в их голову из другого мира. Эти мысли могут быть для детей многозначны, соб­ственно они и отражают фантастический мир больного ребенка. Борьба с посторонними мыслями замедляет умственную работу детей и приводит к сильному утомлению и истощению.

Объясняя смысл отвлеченных понятий, дети часто дают амби­валентные ответы. Например, смысл метафоры «золотая голова» может раскрываться в двух вариантах: как «умный человек» и как «голова с волосами из золота». А пословица «Куй железо пока горячо» может объясняться как «Не упускай время, момент» и одновременно, как «Чайник тоже горячий, когда кипит. Он желез­ный, поэтому и горячий». В этом выявляется следующая особен­ность мыслительной деятельности детей с шизофренией. Они да­ют ответы в двух планах (отвлеченном и буквальном), так как не выдерживают единой линии осмысления отвлеченного понятия. Для детей, больным шизофренией, характерна лабильность в ус­тановлении логических отношений между предметами и явления­ми реального мира.

Особые затруднения вызывает у них процесс обобщения, так как больные шизофренией дети оперируют преимущественно раз­розненными разноплановыми понятиями. При осуществлении классификации дети устанавливают несуществующие связи между предметами действительности. Например, в одну группу могут быть помещены растения, животные и люди по той только при­чине, что все они живые существа. Человек может быть объединен в одну группу с каким-либо видом транспорта и одеждой, кото­рую носят люди, работающие на этом транспорте.

При острых приступах мышление больных детей становится разорванным и бессвязным. Речь представляет бессмысленный набор слов. Предложения могут строиться грамматически верно, но смысл и логика изложения в них будет отсутствовать. Фраза становится отрывистой и немногословной. Больные дети жалуют­ся на то, что им трудно думать в такой момент («ничего не дума­ется», «мысль удержать в голове очень трудно»).

При вяло текущей шизофрении наблюдается тот же симптом нарушения целенаправленности деятельности и лабильности про­текания логических процессов. Но эти особенности выражены в меньшей степени. Многие дети при относительно хорошем уровне протекания мыслительных операций жалуются на возникшие трудности в учебе, вклинивание в сознание мыслей, как бы проти­воречащих друг другу. Дети характеризуют подобные состояние как «наводнение мыслями». Текущий поток постоянно меняю­щихся мыслей мешает сосредоточиться на одной из них или на изучаемом предмете. В связи с этим дети вынуждены перечиты­вать по нескольку раз текст задания, чтобы уловить его смысл. Но это им удается с трудом, так как смысл читаемого все время теря­ется. Это приводит к нерешительности и неуверенности ребенка, дающего при ответе два варианта. Такой характер нарушений вы­являет расщепление единого мыслительного процесса и потерю его целенаправленности. При формально хорошем интеллекте дети жалуются на изобилие лишних мыслей, их остановку и за­трудненность сообразительности. Дефект целенаправленности может проявляться и в постоянном «соскальзывании» с задачи на значимые для ребенка воспоминания.

В речи ребенка, страдающего шизофренией, также имеются свои особенности. Фраза изобилует эпитетами и многочисленны­ми описаниями и постепенно приобретает вычурный характер. В некоторых ситуациях наблюдается возникшее вдруг отсутствие понимания смыслов простых слов, которое затем может и восста­новиться. Возникающие ассоциации носят совершенно особый беспредметный характер. Они могут устанавливаться по принципy подбора части к целому (рука - кисть или собака - хвост), нереальных связей (ключ - собака, так как ее можно запереть на ключ) или беспредметных связей (рука - что, любить - кого, стыдно - почему, страшно - почему).

Характеризуя особенности протекания мыслительных процес­сов при шизофрении, особо следует отметить нарушение целена­правленности мыслительных операций и связанную с ним общую стабильность смысловых установок и разрыв ассоциаций.

В остром состоянии эти особенности шизофренического про­веса могут проявляться более длительно, а в состоянии вяло текущего процесса дефект целенаправленности носит эпизодиче­ский характер, который сменяется состоянием компенсации.

Шизофренический дефект - это понятие, которое включает в се­бя различные стадии протекания заболевания. Процесс может ос­тановиться на любой стадии, возможны и обратимые состояния. Но в большинстве случаев шизофренический дефект накладывает отпечаток на всю психическую структуру больного ребенка.

В том случае, если заболевание манифестирует довольно стой­ко, проявляется резко выраженное снижение интеллектуальной активности. Дети становятся пассивными, вялыми. Они могут ра­ботать только при усиленной стимуляции, в течение небольшого отрезка времени и используя знакомый алгоритм действий. Лю­бая самостоятельная работа, предполагающая интеллектуальные усилия, оказывается для них непосильной. Снижение интеллекту­альной активности ведет к распаду мыслительных процессов.

Одним из важных признаков шизофренического дефекта являет­ся нарушение мыслительных операций обобщения и классификации. Больные дети могут долго, подробно и вычурно описывать отдель­ные признаки какого-либо явления или предмета, но понять его как целое не в состоянии. Они затрудняются также в использовании слов, обозначающих обобщающие понятия. Девочка 15 лет при по­пытке классифицировать предметные карточки объединяет в одну стопку «учебник», «ученицу», «тетрадь» и «ручку». Свои действия она объясняет тем, что «все здесь относится к учению», а «учение -это свойство учебника, поэтому по нему учится ученица. В тетрадь записывают ручкой то, что в учебнике». Таким образом, правиль­но назвать слово, обобщающее понятие, девочка не смогла.

При выполнении заданий с помощью кубиков Коосса или куба Линка дети «соскальзывают» на более низкие формы работы и используют приемы проб и ошибок, которые обычно имеются в практике детей младшего дошкольного возраста.

Некоторые дети осуществляют классификацию по ситуацион­ным признакам (ребенок и тетрадь могут оказаться в одной группе, так как ребенок может рисовать или писать в тетради). У некото­рых детей мышление оказывается выхолощенным, непоследова­тельным, чисто формальным. Часть детей может сохранить хоро­шую память, но предъявляемые сведения будут иметь отвлечен­ный характер. Ассоциативный процесс у таких детей характеризу­ется заторможенностью. В ответах выявляются большие задержки из-за присутствия резонерских рассуждений, определяющих на­правление мысли.

Возникающие трудности логической переработки материала вызывают у некоторых детей ее подмену аффективными пережи­ваниями. Наряду с субъективной оценкой в суждениях детей ярко проявляется вычурность. Итак, одним из следствий нарушения мышления при шизофрении является его «соскальзывание» на бо­лее низшую, элементарную ступень развития. Такие дети могут оперировать лишь конкретными, наглядными связями, а отвле­ченный смысл понятий им недоступен.

Мышление при шизофрении имеет следующие особенности:

нарушены процессы обобщения и классификации, при поверх­ностном обобщении часть начинает играть роль целого;

место логических связей занимают аффективные и субъектив­ные связи.

В речи проявляются многословие и резонерство.

Личность ха­рактеризуется эмоциональной опустошенностью, отсутствием ин­тересов и бездеятельностью.

Однако существуют особенности, маскирующие интеллекту­альный дефект при шизофрении. К ним относятся умение гово­рить и многословие, граничащее с резонерством, а также сохран­ная память. Эти характеристики могут достаточно длительно по­зволять больному ребенку маскировать недостатки эмоциональ­но-личностной и интеллектуальной сферы.

При шизофрении наблюдаются также нарушения эмоциональ­но-волевой сферы. Отличительной характеристикой этих наруше­ний является эмоциональная холодность, отсутствие дружеских контактов, потеря чувств симпатии и добра к людям. Дети стано­вятся грубыми и даже жестокими и злобными, несмотря на воз­можную общую корректность поведения.

Некоторые дети считают, что сначала они должны порассуж­дать о предмете, а затем уже установить к нему свое эмоциональное отношение. Многие дети тяжело переживают наступившую ин­теллектуальную недостаточность, и это может провоцировать у них суицидальные мысли. У некоторых подростков, больных шизофре­нией, отмечается повышенный интерес к событиям давно минув­ших эпох или к отвлеченным, не связанным с их жизнью непосред­ственно (любовь к Греции, хотя ребенок никогда там не был и не изучал ее культуру или историю). И как противоположное этому влечению, выявляется отвращение к собственному окружению, бы­ту и пр. При этом часты проявления стойкого негативизма.

Дети, больные шизофренией, страдают также ослаблением воли. Чаще их поглощает апатия и нежелание делать что-либо продук­тивное. Они жалуются на то, что не могут выполнять трудную ра­боту, что всякая работа сложна и если ее делать, то совсем исчезнут силы и можно умереть. При осуществлении любой деятельности дети не проявляют инициативы и нуждаются в постоянном стиму­лировании, иначе подсказанный импульс быстро угасает.

Процесс усвоения знаний детьми, страдающими шизофренией, имеет свои особенности. Они могут плохо успевать по всем пред­метам в течение года и еле-еле осваивать программу. Но к концу учебного года в хорошем состоянии и немного позанимавшись, они могут выполнить программу и сдать экзамены.

У некоторых детей может проявляться дисгармоничность раз­вития психических процессов: хорошая фразовая речь, память, логическое мышление и достаточно низкое наглядно-действенное мышление, нарушение обобщения на предметном уровне, неуме­ние подобрать обобщающее слово. Может отмечаться также не­доразвитие пространственной сферы и волевых импульсов. Воз­можны несоответствия в скорости протекания как речевой дея­тельности (очень быстро), так и предметной (замедленно).

У некоторых детей могут проявиться элементы инфантилизма при интерпретации пословиц и поговорок. Они могут выполнять классное задание и одновременно думать о другом, предаваясь своим фантазиям. Ответы по содержанию оказываются формаль­ными и пустыми. Иногда наблюдаются элементы автоматических ответов. Дети могут верить в сверхъестественные силы и духов. Характерными оказываются задержки в мыслях (при ассоциатив­ном эксперименте) и расщепление мысли (мысль в двух планах -реальном и ирреальном). В целом мышление приобретает фор­мальный характер, нарастают апатия, вялость и пассивность. Происходит снижение личности.

Шизофрения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте шизофрения имеет свои особенности. При остром приступе могут возникать спутанность сознания, пространственная и временная дезориентация, вспышки двигатель­ного и речевого возбуждения. Возникает нарушение восприятия единства собственной личности, когда больной ребенок представ­ляет себя одновременно разными историческими личностями. При этом в речи возникает повышенная продуктивность, но сама по се­бе речь не выполняет социальной коммуникативной функции, а яв­ляется собственно внутренней речью. Страдает внимание, оно теря­ет устойчивость и перескакивает от одной мысли к другой. Страда­ет и память, она оперирует автоматически только материалом, за­фиксировавшимся в прошлом подростка.

Вся психическая сфера, лишенная синтетического единства, рас­падается на ряд переживаний, не связанных между собой и обнару­живающихся в виде ассоциаций, возникших из прежнего опыта.

Иногда наблюдается более благоприятное течение заболева­ния, не приводящее к стойкому интеллектуальному дефекту. В этих случаях на пике заболевания наблюдаются нестойкость вни­мания, расплывчатость восприятия, неадекватные и вычурные ответы. В состоянии ремиссии все высшие психические функции могут восстановиться.

Состояния, сходные с шизофренией в подростковом возрасте

Подростковый кризис может отмечаться состоянием, сходным с шизофренией. Многие авторы отмечают, что у подростков в пу­бертатном периоде иногда наблюдаются особенности характера напоминающие шизофренные проявления, а именно: склонность к излишнему самоанализу, резонерство, манерность и дурашливость. Задача специалиста заключается в том, чтобы отдифференциро­вать состояния, сходные с шизофренией, от собственно болезни.

Особенно легко такие нарушения поведения возникают у под­ростков с шизоидной акцентуацией характера или отдельными шизоидными чертами в структуре характера. При неблагоприят­ных микросоциальных условиях подобные поведенческие нару­шения могут возникать у подростков с неустойчивой, гипертимной, истероидной акцентуациями характера. Часто поведенческие нарушения возникают у подростков, имеющих признаки раннего органического поражения головного мозга.

Следует помнить, что пубертатный возраст характеризуется оп­ределенными изменениями и подъемом жизнедеятельности орга­низма подростка. Эта перестройка ведет подростка к особому пе­реживанию своей личности. Его эмоциональный фон характеризу­ется в этот период большим непостоянством, быстротой чередова­ния противоположных настроений, иногда повышенной раздражи­тельностью, резкими подъемами и спадами настроений, повышен­ной утомляемостью, снижением работоспособности.

Подросток становится особенно чувствительным к своей внешности: он склонен к гиперболизации ее возможных несовер­шенств. И это может восприниматься подростком особенно тяже­ло. Часто кажущиеся несовершенства собственной внешности свя­зываются подростками с уровнем своего интеллекта или положе­ния в значимой группе сверстников («Я некрасивая, потому что у меня румяное и круглое лицо. Я неинтересная и глупая для своих друзей»).

Снятие внутренних личностных конфликтов подростка проис­ходит при благоприятном социальном окружении. Бурные пере­живания своей личности безболезненно гармонизируются в том случае, если подросток активно включен в социальную жизнь и не прекращает дружеских контактов со сверстниками и близкими. В контексте этого положения особенно важна роль родителей и учи­телей, которые должны быть максимально внимательны и терпели­вы к некоторой неадекватности поведения детей и появившимся у них новым потребностям. Особо уязвимой сферой у подростков становится их образ в глазах друзей и значимых взрослых.

В неблагоприятных социальных условиях острота пережива­ний подростка увеличивается, что может привести и к патологи­ческим реакциям. Глубинные личностные переживания могут также сделаться источником болезненных состояний.

Шизофрения у детей – психическое заболевание, которое частично или полностью разрушает мыслительные, познавательные и эмоциональные функции психики ребенка. Нормальные процессы детского сознания замещаются галлюцинациями и бредом. Кардинально меняется личность ребенка и его взаимоотношения с миром.

В сознании больных шизофренией детей все происходящие в реальности события смешиваются с элементами воображаемого мира. Невозможность отделить реальный мир от придуманного образует в их головах ужасную неразбериху, осмыслить которую сложно даже здоровому человеку.

Ребенок, больной шизофренией, может иметь трудности в общении с родными и сверстниками. Болезнь делает его испуганным, замкнутым, а общественная жизнь (школа, работа) становится частью нереального мира, в котором шизофренику сложно ориентироваться. Полностью вылечить шизофрению нельзя, можно лишь облегчить её симптомы препаратами и психотерапией.

Причины детской и подростковой шизофрении можно обусловить генетическими нарушениями. В ДНК больных детей обнаруживаются мутации, не свойственные здоровым людям. Ранее заболевание не отождествляли с генетикой. Сегодня медики допускают наличие предрасположенности у детей, родственникам которых (даже не прямым) установлен подобный диагноз.


Также причины патологии можно проследить в нарушениях клеток мозга. Когда элементы ДНК (гистоны) не могут присоединить к себе ацетильную группу, образуется недостаточность ацетильно-гистоновых связей, порождающий диагноз шизофрения у детей и подростков.

Существует версия, утверждающая, что причины заболевания кроются в дисбалансе таких веществ, как: серотонин, допамин, вазопрессин, норадреналин, холецистокинин в организме ребенка. Следствием такого дисбаланса становится сбой метаболизма белковых и углеводистых соединений.

  • поздняя беременность;
  • экстремальные жизненные условия – насилие физического, эмоционального характера, скандалы, развод родителей и прочее;
  • внутриутробные вирусные заболевания;
  • голодание матери во время вынашивания ребенка;
  • детская наркомания с употреблением психотропных веществ – ЛСД, псилобицина, МДМА.

Интересно, что иногда у больных шизофренией рождаются дети с уровнем интеллекта, во много раз превышающим интеллект детей, рожденных здоровыми родителями. Причины такого явления пока не изучены.

Как распознать?

Признаки шизофрении у детей и подростков выражены слабо, характеризуются незавершенностью, стертостью. Однако легко можно выделить проявление симптомов стандартных групп – продуктивной и негативной.

  • Негативные признаки – исчезают нормальные качества, которые постепенно выпадают, стираются из личности больных детей. Снижается эмоциональность, познавательная потребность, активность, интерес к окружающему миру. Нарушается речь, деформируются процессы мышления, снижается уровень интеллекта. Происходит двигательная деградация – ребенок разучивается ходить, ползает.
  • Продуктивные признаки – в сознании больных появляются процессы, которых там не должно быть – галлюцинации, бред, фантазии, страхи, при этом ребенок принимает их за действительность. Неадекватно воспринимая свою внешность, они сроят бредовые идеи насчет несуществующих физических уродств, страдают анорексией. Проявляется философическая интоксикация – зацикленность на абстрактных проблемах, которая сопровождается примитивными, поверхностными размышлениями на возвышенные темы.

Продуктивная симптоматика также проявляется грубостью, жестокостью, сексуальной расторможенностью, склонностью к алкоголю и наркотикам.

Первые признаки

Если ребенок дошкольного возраста болен шизофренией, первые признаки можно распознать не позднее 7 лет, внимательно наблюдая за его поведением. Если вы заметили странные перемены в ребенке в виде необоснованного страха, разговоров с кем-то невидимым, возможно у вас появились веские причины показать ребенка психиатру.

  1. Паранойя. Возможно, ваш ребенок вообразил, что окружающие обращаются к нему в унизительном тоне, все вокруг сговорились против него?
  2. Галлюцинации. Вы замечали, что он слышит голоса, разговаривает с ними, видит несуществующие вещи?
  3. Снижение в гигиене. Стал равнодушен к своему внешнему виду, безразличен к гигиене?
  4. Необоснованная тревожность, страх. Ваш ребенок жаловался, что боится каких-либо нестандартных вещей? Его страхи не похожи на обычные «страшилки» детей, вроде монстров в шкафу? Он высказывает опасения, насчет несуществующих вещей, которые невидимы другим?
  5. Изолированность. Возможно, он вдруг потерял интерес к общению со сверстниками, равнодушен к детским играм, не может построить длительные отношения с ребятами своего возраста?
  6. Экстремальная капризность. Вы наблюдали резкие, ничем не обоснованные перепады настроения, по крайней мере, видимыми причинами?
  7. Раздробленность речи. Не было ли случаев, что ребенок терял способность адекватно высказываться, вести диалог в рамках обычной модели?
  8. Хаотичность мысли. Вы замечали, что он иногда не способен отделить сны и сюжеты из телевизионной фантастики от реальных событий?

Если хотя бы 5 из 8 признаков совпадает с симптомами, которые можно определить у вашего ребенка, возможно, вы столкнулись с первыми проявлениями шизофрении.

  • Возможно вас заинтересует:

Чтобы последующая консультация у специалиста была максимально продуктивной, заведите дневник, записывайте необычные симптомы, которые сможете выявить. Для дальнейшей диагностики обратитесь в кабинет психиатра.

Формы

Исходом любой из форм шизофрении являются необратимые дефекты психики: эмоциональное оскудение, абулия, разорванное мышление и речь, выраженное слабоумие.

Параноидная

У детей редко встречается параноидная форма шизофрении, чаще у юношей и взрослых. Но если в возрасте 10-12 лет диагностируется параноидная шизофрения, то её проявления будут выражаться страхами, бредом, манией преследования, философической интоксикацией. Ребенок внезапно может стать чрезвычайно враждебным, злобным, особенно по отношению к близким, отказаться от еды, довести себя до . Ему всюду чудится заговор, будто его хотят отравить или сделать еще что-то ужасное.

Кататоническая

Характеризуется двигательными патологиями – кататоническим возбуждением, которое выражается в однообразных движениях и манипуляциях с вещами, неестественной подвижности – взмахи руками и т.д. Двигательная активность периодически переходит в состояние ступора, сильного мышечного напряжения, застывания в неловкой позе, неподвижности. Ребенок замкнут и отрешен от реального мира, страдает депрессией, негативизмом, отказывается есть, разговаривать, забивается в угол, не реагирует на вопросы.

Гебефреническая

Чаще всего наблюдают у подростков школьного возраста, юношей. Сначала ребенок становится рассеянным, страдает бессонницей и острыми головными болями. Основным признаком данной формы является дурашливое поведение, немотивированная веселость и возбуждение. Ребенок совершает однообразные нелепые поступки, становится чудаковатым, кривляется и гримасничает. Иногда галлюцинирует, придумывает бредовые идеи, словно хочет развеселить окружающих.

Простая

Простая форма шизофрении часто возникает у детей, реже – в юности. Ребенок стремительно теряет интерес к обучению, становится вялым, безразличным, замкнутым. Снижается уровень интеллекта, прогрессирует паранойя, галлюцинации. Ребенок становится агрессивным, особенно если его принуждают ходить в школу, стремится уйти из дома, бесцельно скитается где попало, совершает асоциальные поступки.

  • Интересно почитать:

Привитая

Развивается у детей, в подростковом возрасте, если были какие-либо травмы головы или поражения мозга, ставшие причиной зпр. Данная форма прививается на подходящую почву, поражая детей, которые в прошлом проявляли приступы капризного упрямства, были замкнутыми, раздражительными, возможно они перенесли неизвестное заболевание, интоксикацию.

Диагностика

Диагностика шизофрении у детей включает в себя лабораторные исследования и психологические методы. Психиатр предложит пройти комплексную диагностику, в которую войдут:

  • МРТ, для выявления типичных при шизофрении изменений в структуре мозга, исследования функциональной активности в каждой области мозга и исключения возможных опухолей.
  • Электрическая энцефалография, чтобы отразить явную картину мозговой биоэлектрической активности.
  • Дуплексное сканирование сосудов, для выявления возможных заболеваний – атеросклероза, патологий венозного оттока.
  • Нейротест, чтобы определить наличие аутоантител к белковым соединениям в нервных клетках – диагностика эффективности функций нервной системы.
  • Психологические тесты для определения адекватности мышления, памяти, восприятия и внимания, выявления сбоев в работе мозга.

Одновременно будет проведена диагностика систем пищеварения, дыхания, эндокринной и сердечно-сосудистой. Обязательны анализы на наличие наркотических средств в крови, вируса Эпштейн-Барра и герпеса. Иногда исследуют спинномозговую жидкость, чтобы удостовериться в отсутствии инфекций и раковых новообразований.

Рисунки

Рисунки больных шизофренией детей – это эффективный метод, дополняющий клинические исследования. Творческая работа помогает ребенку выразить свои переживания, раскрыть типичные тенденции психологического расстройства.

Выявить патологию по одному рисунку сложно, он лишь является сигналом, отображая возможные симптомы нездоровой психики ребенка.

Лучшие рисунки, с точки зрения диагностики, получаются тогда, когда творческая работа осуществляется на свободную тематику, без уточнения задания.

Рисунки больных детей содержат определенные признаки, позволяющие выявить симптомы шизофрении в раннем возрасте:

  • Символизм – в рисунке определенным способом зашифровывается некая информация. Такой шифр окружающим разгадать сложно, иногда ребенок сам не в состоянии понять свою работу.
  • Стереотипность – больной постоянно повторяется в своих рисунках. Каждая новая работа включает тот же образ, объект, форму.
  • Разрыв «ассоциативного аппарата» — составные части объекта, который пытается изобразить ребенок, бессвязны, разорваны. Изображая, к примеру, человека или животное, больной рисует его частями, некоторые части вообще рисует на другом листе.
  • Невыясненные формы – работа состоит из разнообразных, бессвязных элементов, незаконченных объектов, форму которых определить сложно. Рисунки живых существ отличаются довольно странным видом – несуществующие животные.
  • Агглютинация – при рассмотрении нескольких картин, можно заметить как одна работа, плавно перетекает, «проникает» в сюжет другой.

Если говорить о цвете, то дети-шизофреники предпочитают абстрагироваться от определенных оттенков, раздражаются при виде некоторых цветов. При вялотекущей шизофрении отношение к цвету апатичное, если же атака прогрессирует, ребенка могут дико раздражать черный и красный цвет.

Симптомы шизофрении хорошо прослеживаются на цветных рисунках. Частые признаки заболевания – неестественное сочетание цветов (солнце красного цвета, а трава – черная). Если картина нарисована тусклым серым цветом, но имеется яркое пятно, вспышка – это свидетельствует о надвигающемся приступе.

Тесты

Специфическая шизофрения, не позволяющая исследовать себя обычными клиническими методами, оставляет единственный ключ к пониманию внутреннего мира больного – психологические тесты.

Тест «Маска»

Пациенту показывают рисунок маски, которая имеет изогнутую форму и смотрящий видит её с вогнутой стороны. Ребенок с нормальной психикой воспринимает округлые формы, игру света-тени, поэтому маска кажется ему выпуклой. Но глаза шизофреника невозможно обмануть – он увидит, что маска вогнутая.


Мозг больного не воспримет перечисленные показатели, либо не свяжет их с объектом, не установит связь между маской и окружающими её явлениями. На фоне кажущейся ему неразберихи он увидит лишь вогнутую маску.

Цветовой тест Люшера

Тест состоит из 8 цветов. Ребенку предложат выбрать цвета по степени приятности – от цвета, который больше всего приятен, до цвета, который не приятен, раздражает. Тест проводится в хорошо освещенном помещении с естественным освещением.

Механизм теста прост – ребенок выберет цвета подсознательно. Анализ и расшифровка ответов теста говорят о том, что желтый цвет предпочитают . Не зря желтый цвет отождествляют с безумием.

Лечение


Лечение шизофрении у детей может проводиться дома или в стационаре. Госпитализация проводится, если симптомы говорят об острой форме – в таком состоянии дети и подростки опасны для окружающих и самих себя. Дальнейшая реабилитация будет проходить в реабилитационном центре и группах поддержки.

Лечение сочетает применение лекарств, индивидуальную, семейную психотерапию, специализированные реабилитационные программы.

Психотерапия

Психотерапевтическая работа с детьми-шизофрениками успешно и эффективно практикуется с использованием моделей бихевиоризма: «политика жетонов», «усиленная коррекция», «техника удаления», «плата за проступок».

Не менее эффективными оказались методики творческого самовыражения: элементы арт-терапии, психодраматические постановки, телесно-ориентированные методики, примеры танцевальной, интегративной терапии, а также других экзистенциальных методов.

Препараты

Прогрессирующая шизофрения у детей может потребовать применения психотропных препаратов – это атипичные нейролептики, воздействующие на нервные рецепторы, изрядно тормозящие негативные проявления и сохраняющие функции мышления и восприятия на удовлетворительном уровне.

Действие нейролептиков не способно полностью подавить симптомы шизофрении у детей разного возраста, но они помогают сгладить проявления болезни.

Наиболее эффективными считают действие Торазина, Геодона, Галоперидола, Зипрекса, Проликсина, Клозапина, Стелазина, Меларила, Трифалона и Навана. Самостоятельно отменять прием препаратов запрещается, в связи с высоким риском рецидивов.


Дозу препарата определяет врач, так как их сложно подобрать правильно, с учетом стадии болезни. Тем более все нейролептики имеют побочные эффекты. Поэтому врач, лечащий ребенка препаратами должен следить за симптомами инсулиновой резистентности, чтобы не спровоцировать сахарный диабет.

Электрошок

Электрошок используется только при лечении детей старшего возраста, подростков исключительно в крайних случаях, чтобы быстро вывести ребенка из состояния глубокой . Процедура выглядит следующим образом: на мозг проводится воздействие коротким разрядом электрического тока.

Предварительно пациента усыпляют и вводят лекарства, приводящие мускулатуру в расслабленное состояние. Лечение электрошоком спасает при тяжких депрессивных состояниях, когда есть вероятность попыток суицида.

Нередко на начальном этапе диагностика данного заболевания у детей бывает затруднительной, и вначале сложно разграничить наличие инициальных проявлений от психопатических и реактивных невротических состояний. Диагностика шизофрении у детей учитывает исходное состояние, оно дифференцируется с формами приобретенного и врожденного слабоумия, которые обусловлены травмами и инфекциями мозга. В настоящее время среди лучших методов уточнения особенности дифференциальной диагностики считается проведение анализа диагностических ошибок. Шизофрения имеет хроническое течение, это психическое заболевание, которое постоянно прогрессирует. Для него характерно сочетание нарушений общения сниженная возбудимость или активность, разнообразные психопатологические симптомы.

Шизофрения известна давно, при данном заболевании происходит расщепление психической деятельности человека, в том числе, эмоций, поступков, речи, желаний. Учеными установлено, что расстройства психики могут наблюдаться в раннем детском возрасте. Если рассматривать особенности возрастного периода с одного года и до трехлетнего возраста, то в основном, дает о себе знать различными нарушениями. В частности, это хождение по кругу, однообразное возбуждение, импульсивное поведение. К тому же больные шизофренией могут смеяться, плакать, безо всяких причин. Дети позднего школьного возраста имеют расстройства мышления, которое представляет собой оторванное от действительности фантазирование, порой заполняющее все сознание ребенка. Оно расценивается, как бредоподобное фантазирование.

При проведении диагностики шизофрении у детей основывается на клинической картине различных поведенческих расстройств, где главное место отведено изменениям личности. В частности, это равнодушие ребенка, его безынициативность, беспомощность. В данном случае имеет место простая шизофрения. Среди ранних проявлений заболевания особую роль имеют такие очевидные признаки, как тревога, необоснованные страхи, повышенная мнительность. К тому же у ребенка происходит быстрая смена настроения, нарушается активность, возникают серии навязчивых движений. К тому же ребенок может жаловаться на скуку, он становится вялым, пассивным, не интересуется своим любимыми играми и прочими занятиями.

Шизофрения у школьников

У школьников старше двенадцати лет диагностируется шизофрения, характеризующаяся наличием бреда и галлюцинаций. В то же время, данная симптоматика может обнаружиться и в раннем возрасте. Максимально тяжелой признана форма, в которой чередуются периоды обездвиженности с двигательным возбуждением, наблюдается распад речи. Ранее у подростков чаще диагностировали гебефреническую форму, которая характеризуется дурашливым поведением, разорванностью речи, нелепыми манерами, и прочее. Дети, имеющие данную форму заболевания, отличаются вычурными фантазиями. Кроме того, подобные фантазии могут содержать желания или опасения, часто перерастающие во враждебное отношение к людям, теряется интерес к окружающим. Установлено, что такие дети не способны никого любить, только себя.

Они становятся холоднее по отношению к родным, постепенно нарастает определенное опустошение, утрачиваются душевные связи. Такая форма в настоящее время встречается не часто. Дети с шизофренией отличаются наличием притупленных эмоций, когда выражение лица и голос остаются без изменений, даже если ситуация предполагает наличие выраженного эмоционального отклика. События, заставляющие здорового человека плакать, или смеяться, у больного шизофренией очень часто не вызывают никакой реакции. Если имеет место вялотекущий вариант, то у детей диагностика шизофрении осложняется. При этом признаки проявляются различными соматическими особенностями, возникает эндокринная недостаточность.

Среди прочих проблем отмечена недоразвитая моторика, неуклюжесть, угловатость движений. Кроме того, симптоматика шизофрении дает о себе знать и в интересах детей, играх, увлечениях. К примеру, вместо того, чтобы читать детскую литературу, ребенок может увлечься изучением справочников, словарей. В значительной степени их интересуют вопросы мироздания, древность, астрономия. К тому же, страдающие шизофренией дети очень рано начинают интересоваться вопросами, имеющими философскую направленность. Если они затевают игры, то они довольно вычурны, однообразны, и характер этих игр может оставаться без изменений длительное время.

Особенности диагностики

В первую очередь, при диагностике шизофрении важны симптомы. Не существует специфических лабораторных или диагностических исследований, позволяющих выявить наличие шизофрении. В то же время необходимо исключить воздействие токсинов, наркотических веществ, а также повреждение мозга. Детская шизофрения не имеет специфических признаков, т специфичной считается лишь взаимосвязь симптомов. Устанавливая диагноз, врач учитывает полностью спектр расстройств, типичных для шизофрении. Практически невозможно разобраться самостоятельно во всех тонкостях заболевания, диагностика шизофрении у школьников проводится лишь опытными специалистами.

Хотя шизофрения относится к хроническим заболеваниям, некоторые симптомы контролируются посредством психотерапии и некоторыми лекарствами. Благодаря нейролептическим препаратам существенно сглаживаются психопатологические признаки заболевания. Следует принимать во внимание особенности ранней детской шизофрении, возникающей у детей, имеющих врожденную недостаточность нервной системы. Врачи назначают препараты, снижающие вероятность развития тяжелых побочных эффектов, таких как судороги мышц, тремор, замедленность движений, и прочее. Если симптоматика выражена слабо, то используются мягкие

Загрузка...