docgid.ru

Сегодня всемирный день психического здоровья. Психическое здоровье: методы лечения. Этот же день в школах

Всемирный день психического здоровья

Всемирный день психического здоровья отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья, с целью повышения информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. Оно определяется как состояние благополучия, при котором каждый человек может реализовать свои способности и собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать и вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия каждого человека и эффективного функционирования всего сообщества.

Акция «День психологического здоровья»

10 октября в нашей школе пройдет акция «День психологического здоровья», приуроченная к Всемирному дню психического здоровья.

Цель акции: содействие сохранению психологического здоровья педагогов и учащихся школы.

В течение дня пройдут мероприятия:

    Игра «Радуга настроения»;

    «Веселая зарядка»;

    «Дерево добрых пожеланий» (каждый может написать пожелание всем окружающим);

    Акция « Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется » (на переменах участники акции должны подарить свою улыбку всем, кто окажется на пути);

    Линейка «День психологического здоровья»;

    Игра «Следопыт»;

    Занятие «Размышления о счастье»;

    Игра-метафора для педагогов «Мандала»;

    «Волшебный ларец» (Волшебный ларец даёт советы, предсказывает судьбу);

    Мастер-класс по арт-терапии «hand -art ».

«Лекарство от плохого настроения»

Педагог-психолог: Всемирный день психического здоровья отмечается в мире с 1992 года по инициативе Всемирной федерации психического здоровья и решает задачи, связанные с сокращением распространенности депрессивных расстройств, наркотической зависимости и других психических расстройств.

1-й ученик:

В день Всемирный здоровья психического
От души пожелаем мы вам
Оптимизма, настроя лирического,
Будет жизнь пусть подвластна мечтам!
Пусть в здоровых телах не слабеющих
Будет вечно силен, крепок дух.
Из числа вы бороться умеющих,
Так отступит любой пусть недуг!

2-й ученик:

День психического здоровья важен,
Ведь он жизнь делает лучше, краше!
Желаю по пустякам не огорчаться,
Только с добрыми людьми встречаться,
Беречь свое спокойствие везде, всегда,
Сохранить крепкие нервы на долгие года!
Пусть жизнь наполняется лишь счастьем,
Пройдут стороною неприятные ненастья!

3-й ученик:

Волненья, расстройства, на психику давят, Порою от стрессов, «котелок» аж не варит, Ты психику друг, от расстройств береги, От лишних проблем, как от волка беги! А если, не лишних проблем под завязку, К психологу быстро, получишь подсказку, Психолог волненья твои разберет, Решение верное мигом найдет! Желаю тебе с головою дружить, В здоровье, и в счастье, и в радости жить!

4-й ученик:

Все нас стрессами пугают,
« Перегрузки» - говорят,
И здоровье покидает
Чуть не каждого подряд,
Но мы стрессов не боимся,
Мы дадим отпор им всем,
Ежедневно веселимся,
Чтобы не было проблем,
В день психического здравья,
Что хочу тебе сказать:
Быть здоровым - это главное,
Не печалься, так держать!

5-й ученик:

В час, когда прогресс шагает

Быстрым шагом по планете,

Стресс тебя подстерегает

Даже в интернете.

Подустал? Ляг - отдохни,

Прочь депрессию гони,

Обстановочку смени -

Души здоровье сохрани!

6-й ученик:

Да, в наши дни нормальным быть непросто!

И то лишь на процентов девяносто.

На сто процентов - это ненормально!

Мы всё же, люди, с вами не банальны.

Так устоим же! Сохраним спокойной

Систему нервов в теле непокорном.

В здоровом теле дух здоровый бродит.

Так пусть же он вовеки не уходит!

7-й ученик:

Не нервничай и не кричи,

Отбрось проблемы и расслабься,

Свое здоровье ты побереги,

Душой гармонии отдайся.

Здоровье - дар и нервы ты не трать

На мелочи, пустые разговоры.

Когда ты зол, ведь лучше помечтать,

Чем слушать и высказывать укоры.

Лети же мыслью к облакам,

Забудь про горечи и споры,

Не трать здоровье тут и там,

Не распыляйся на пустые разговоры.

Педагог-психолог: Как говорил великий Карлсон: - «Спокойствие, только спокойствие!» - эти слова как нельзя кстати подходят к сегодняшней дате. Бесконечные стрессы, плохое настроение, ежедневные информационные перегрузки, политические и экономические катаклизмы в стране могут привести к психическим расстройствам. Иногда мы еще только просыпаемся, а настроение на нуле, ничего не хочется – близкие раздражают, одиночество гнетет… Либо в течение дня могут произойти такие события, которые в раз испортят вам настроение. Все видится в серых тонах – и погода, и прохожие, и вчерашние планы. Стрессы стали составляющей частью жизни современного человека. Люди борются с ними, не задумываясь о том, что нужно не бороться, а не допускать их.

Тем не менее, есть масса способов – доступных в исполнении, чтобы уровень нашего настроения стремительно направился вверх. Это, как в лечении – главное подобрать правильно. Итак, что же нам поможет противостоять неблагоприятным факторам?

Слайд 1

Физические упражнения. Об их пользе для поддержания мышц в хорошей форме знает каждый. Но кроме этого во время интенсивных движений улучшается кровоснабжение мозга. А, следовательно, и его работоспособность.

Слайд 2

Большинство из нас утро начинают с чашечки горячего кофе или чая. Но лучше всего «проснуться» организму поможет стакан простой воды. Вода, выпитая натощак, активизирует работу желудочно-кишечного тракта, не раздражая слизистую оболочку, и очень быстро влечет за собой чувство бодрости.

Слайд 3

Помогут сконцентрировать внимание и почувствовать себя бодрее запахи (но не все конечно). Такими свойствами обладает розмарин, мелисса, чабрец, роза и лаванда. Обязательно используйте их ароматы, когда нужно быть особо внимательным и собранным.

Слайд 4

Мы всегда куда-то спешим, что-то не успеваем, нервничаем. Хотя давно уже доказано, что в спокойной обстановке выполнять любую работу легче, будь то умственный или физический труд. Обращайте больше внимание на светлые моменты, и тогда улучшиться не только продуктивность труда, но и качество вашей жизни.

Слайд 5

Всевозможные головоломки и кроссворды не только позволяют «убить время», но и держат мозг «в тонусе». Известны случаи, когда подобное времяпровождение помогало восстановить деятельность головного мозга после болезни. Поэтому когда есть свободная минутка, посвятите ее решению шарад.

Слайд 6

В последнее время все чаще можно услышать утверждение, что «телевидение отупляет». Действительно это так, но при условии просмотра всех передач подряд круглые сутки.

Слайд 7

Интернет – кладезь всевозможной информации. Главное задавать правильные вопросы, и черпать только полезную информацию.

Слайд 8

Наш мозг «сладкоежка» и просто обожает глюкозу. Но это совсем не значит, что нужно налегать на тортики и конфетки. Желательно придерживаться здорового образа жизни, отдавая предпочтение фруктам и овощам, и лишь изредка баловать себя рафинированными сладостями.

Слайд 9

Всего пятнадцать минут в день, посвященные умственным занятиям, спасут мозг от деградации. Это могут быть как занятия рисованием, моделированием, лепкой, так и изучение иностранных языков. В общем, вариантов масса и есть из чего выбрать.

А вы не пробовали улыбнуться в самые нелегкие моменты – просто так, даже если для этого совсем нет поводов? Зря. Благодаря определенной позитивной информации мышцы лица растягиваются, и вы невольно начнете притягивать положительную информацию, а память делает свое дело.

Презентация «От улыбки»

В этот день хочется пожелать, чтобы все мы были психически здоровы. Чтобы никакие стрессы, расстройства и депрессии не имели над нами власти. Ясных мыслей, отличного настроения! А если все же случается что-то, то это не повод складывать руки и не бороться. Гоните прочь хандру, негатив! Во Всемирный день психического здоровья и каждый день, каждую минуту жизни – свежих голов нам всем!

Психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств.
Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Оно является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека.

О Всемирном дне психического здоровья

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств, а также объединение усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Каждый четвертый взрослый человек хотя бы раз испытывал трудности в области психического здоровья, но не многие получали нужную помощь в полной мере или не получали ее вообще, когда они оказывались в чрезвычайной ситуации. В отличие от людей с физическими недугами, многие люди, страдающие от психических расстройств, имеют сложности с получением необходимого им лечения.

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Тема 2018 года — Молодые люди и психическое здоровье в изменяющемся мире

В подростковом возрасте и в ранние годы зрелости происходит много жизненных перемен, таких как смена школ, расставание с родным домом, поступление в университет и устройство на новую работу. Для многих это очень интересное время. Но это также время стрессов и тревог. В некоторых случаях такие переживания, не распознанные и оставленные без внимания, могут приводить к развитию психических заболеваний. Несмотря на многие очевидные преимущества онлайновых технологий, они могут создавать дополнительную нагрузку для психического здоровья в связи с возрастающим использованием виртуальных сетей в любое время дня и ночи. К тому же, многие подростки живут в условиях гуманитарных чрезвычайных ситуаций, таких как конфликты, стихийные бедствия и эпидемии. Молодые люди, живущие в таких условиях, особенно подвержены психическим расстройствам и заболеваниям.

Половина всех психических заболеваний начинается в возрасте до 14 лет

Половина всех психических заболеваний начинается в возрасте до 14 лет, но во многих случаях заболевания не выявляются и не лечатся. Депрессия является третьей по значимости причиной бремени болезней среди подростков. Самоубийство является второй по значимости причиной смерти среди людей в возрасте 15-29 лет. Вредное употребление алкоголя и запрещенных наркотических средств среди подростков представляет большую проблему во многих странах и может способствовать рискованным формам поведения, таким как небезопасный секс или опасное вождение. Расстройства пищевого поведения также вызывают обеспокоенность.

Возрастающее признание важности формирования психической устойчивости

Сейчас все шире признается необходимость оказывать содействие молодым людям в формировании психической устойчивости с самого раннего возраста, с тем чтобы они умели преодолевать современные жизненные трудности. Возрастающее число фактических данных свидетельствует о том, что укрепление и защита здоровья подростков обеспечивают преимущества не только для здоровья подростков как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, но и для экономики и общества, поскольку здоровые молодые люди могут внести более ценный вклад в трудовые ресурсы, свои семьи и сообщества и общество в целом.

Профилактика начинается с лучшего понимания

Для формирования с самого раннего возраста психической устойчивости в целях предотвращения психических расстройств и заболеваний среди подростков и молодых людей, а также для ведения этих заболеваний и восстановления здоровья можно сделать многое. Профилактика начинается со знания и понимания ранних признаков и симптомов психических заболеваний. Родители и учителя могут способствовать формированию у детей и подростков жизненных навыков, необходимых для преодоления повседневных трудностей дома и в школе. В школах и на других уровнях сообществ может быть обеспечена психологическая поддержка. Может быть также организована, улучшена или расширена специальная подготовка работников здравоохранения в области выявления и ведения психических расстройств.

Большое значение имеют инвестиции правительства и привлечение социального, здравоохранительного и образовательного секторов к осуществлению всесторонних, комплексных, основанных на фактических данных программ по охране психического здоровья молодых людей. Эти инвестиции должны быть привязаны к программам по повышению осведомленности подростков и молодых людей в отношении способов поддержания психического здоровья и по информированию подростков, родителей и учителей в отношении того, какую поддержку они могут оказывать своим друзьям, детям и ученикам. Этой проблеме посвящен Всемирный день психического здоровья этого года.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое здоровье и и ндивидуальное развитие человека

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. В ключает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. Облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. Уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Семья и психическая болезнь

С незапамятных времен люди замечали, что семья обладает потенциалом помощи человеку в изменении своего поведения к лучшему и облегчении страданий. Многочисленные современные исследования тоже показывают, что семейное окружение – это один из основных факторов, влияющих на результаты реабилитации человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием. Известно, что отношения в семье могут влиять на течение и исход заболевания, способствовать как улучшению состояния больного, так и его усугублению. Сегодня около 50-60% всех пациентов, выписываемых из психиатрических стационаров, возвращаются в семьи, и 50-90% из них сохраняют контакты со своими родными. В связи с этим большинство семей оказывается вовлеченным в тесное общение со своими болеющими родственниками, поддерживает их и принимает активное участие в их судьбе.

Однако в своем стремлении помочь больному семьи сталкиваются со сложными психологическими проблемами. Психическое заболевание причиняет страдание не только больному, но и его родным, в большей или меньшей степени затрагивая всех членов семьи, меняя их жизнь, планы на будущее и отношения между ними, часто порождая трудноразрешимые конфликты. В такой ситуации вся семья испытывает стресс и нуждается в психологической помощи. К сожалению, часть семей лишена необходимой поддержки, не имеет достаточной информации о том, как справляться с навалившимися на них сложностями, остается наедине со своими переживаниями.

Ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day). Он проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) с целью информирования общества о проблемах психического здоровья.

Впервые Всемирный день психического здоровья прошел в 1992 году по инициативе Всемирной федерации психического здоровья (World Federation for Mental Health).

В России День психического здоровья отмечается с 2002 года, по инициативе академика РАМН Татьяны Дмитриевой . В этот день во многих регионах России проходят различные мероприятия: День открытых дверей психиатрических учреждений, конференции, пресс-конференции и т.д.

Первоочередной целью Всемирного дня психического здоровья является уменьшение распространения психических расстройств.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. Это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в развитие общества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и жизни общества.

По данным ВОЗ каждый четвертый-пятый житель Земли страдает тем или иным психическим расстройством, каждый второй имеет шанс заболеть психическим расстройством в течение жизни. Большинство из них - 52% - это лица с пограничными психическими расстройствами.

Самое распространенное психическое заболевание - это депрессия. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия будет занимать первое место среди заболеваний по длительности нетрудоспособности в году. В настоящее время депрессией страдают 26% женщин и 12% мужчин.

Не менее важной проблемой являются суициды, которые в ряде случаев связаны с депрессией. По данным ВОЗ, более 800 тысяч человек ежегодно погибают в результате самоубийства, которое является второй по значимости причиной смерти людей в возрасте 15-29 лет. Есть данные о том, что на каждого взрослого человека, погибшего в результате самоубийства, приходится более 20 человек, совершивших суицидальные попытки. Психические расстройства и употребление алкоголя причастны ко многим самоубийствам в мире.

По оценкам ВОЗ, примерно у 20% детей и подростков в мире имеются психические расстройства или проблемы. Около половины психических расстройств начинается в возрасте до 14 лет. Психоневрологические расстройства входят в число ведущих причин инвалидности среди молодых людей в мире.

Психические расстройства - важные факторы риска развития других болезней, а также нанесения непреднамеренных и преднамеренных травм. Психические расстройства повышают риск приобретения таких заболеваний, как ВИЧ, сердечно-сосудистые заболевания, диабет и др.

В 2016 году тема Всемирного дня психического здоровья - «Первая психологическая помощь».

Первая психологическая помощь (ППП) - это совокупность мер общечеловеческой поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и нужду.

Ответственное оказание ППП основано на четырех основных принципах: защищать безопасность, достоинство и права человека; адаптировать свои действия применительно к культурным традициям людей; быть в курсе других проводимых мер реагирования на чрезвычайную ситуацию; беречь себя.

При оказании первой психологической помощи следует учитывать местные особенности, культуру, возраст и пол пострадавших. Нужно быть честным и достойным доверия, уважать право людей принимать собственные решения, осознать и отбросить собственные предубеждения и предрассудки, соблюдать конфиденциальность и не допускать необоснованного распространения полученных от человека личных сведений. Необходимо четко дать людям понять, что даже если они откажутся от помощи сейчас, они могут обратиться за ней в дальнейшем.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Оно является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека.

О Всемирном дне психического здоровья

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств, а также объединение усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Ежегодно Всемирный день психического здоровья посвящается какой-либо определенной теме. Тема в 2016 году звучит так: «Достоинство в области психического здоровья: первая помощь для всех в сфере психологического и психического здоровья».

Каждый четвертый взрослый человек хотя бы раз испытывал трудности в области психического здоровья, но не многие получали нужную помощь в полной мере или не получали ее вообще, когда они оказывались в чрезвычайной ситуации. В отличие от людей с физическими недугами, многие люди, страдающие от психических расстройств, имеют сложности с получением необходимому им лечению.

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Первая помощь в сфере психологического и психического здоровья должна быть доступна для всех, а не только для некоторых людей. Именно по этой причине, Всемирная федерация психического здоровья (ВФПЗ) выбрала первую помощь в сфере психологического и психического здоровья в качестве темы для Всемирного дня психического здоровья 2016 года.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

  • Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
  • Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
  • Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.
  • Соответствие психических реакций (адекватность) социальным обстоятельствам и ситуациям.
  • Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
  • Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
  • Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Психическое здоровье и и ндивидуальное развитие человека

Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением. Стадии развития можно обобщенно представить следующим образом:

● От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.

● От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.

● От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.

● От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.

● Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З.Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. В ключает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. Облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. Уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Семья и психическая болезнь

С незапамятных времен люди замечали, что семья обладает потенциалом помощи человеку в изменении своего поведения к лучшему и облегчении страданий. Многочисленные современные исследования тоже показывают, что семейное окружение – это один из основных факторов, влияющих на результаты реабилитации человека, страдающего тяжелым психическим заболеванием. Известно, что отношения в семье могут влиять на течение и исход заболевания, способствовать как улучшению состояния больного, так и его усугублению. Сегодня около 50-60% всех пациентов, выписываемых из психиатрических стационаров, возвращаются в семьи, и 50-90% из них сохраняют контакты со своими родными. В связи с этим большинство семей оказывается вовлеченным в тесное общение со своими болеющими родственниками, поддерживает их и принимает активное участие в их судьбе.

Однако в своем стремлении помочь больному семьи сталкиваются со сложными психологическими проблемами. Психическое заболевание причиняет страдание не только больному, но и его родным, в большей или меньшей степени затрагивая всех членов семьи, меняя их жизнь, планы на будущее и отношения между ними, часто порождая трудноразрешимые конфликты. В такой ситуации вся семья испытывает стресс и нуждается в психологической помощи. К сожалению, часть семей лишена необходимой поддержки, не имеет достаточной информации о том, как справляться с навалившимися на них сложностями, остается наедине со своими переживаниями.

Эти простые рекомендации фактически являются моделями поведения с пациентом. Важно, что в них учтены биологические, психологические и социальные компоненты психического заболевания. Они помогают в поддержании спокойной атмосферы в семье, направлены на снижение стресса у членов семьи и способствуют профилактике рецидива болезни.

  1. Не нужно торопиться. Процесс восстановления здоровья может быть длительным. Очень важно больше отдыхать. Со временем всё встанет на свои места.
  2. Сохраняйте спокойствие. Проявление чрезмерного энтузиазма — реакция нормальная, постарайтесь его умерить. Проявление несогласия тоже нормально. Постарайтесь и к этому отнестись спокойно.
  3. Давайте отдых друг другу: передышка нужна каждому. Вам что — то надоело — это нормально, также как и иногда сказать «нет».
  4. Установите ограничения. Каждый должен знать правила. Несколько простых правил могут все расставить на свои места.
  5. Не думайте о том, чего Вы не можете изменить. Кое-что нужно оставить, как есть. Обращайте внимание на проявления жестокости.
  6. Изъясняйтесь проще. Говорите то, что намеривались сказать, — ясно, спокойно, уверенно.
  7. Следуйте предписаниям врача. Необходимо принимать только те лекарства, которые назначил врач и строго по рекомендуемому им расписанию.
  8. Выполняйте свои дела в привычном режиме. Восстановите обычный порядок работ по дому. Поддерживайте связь со своей семьей и с друзьями.
  9. Контролируйте отсутствие приема наркотиков и алкогольных напитков: они способны усугубить симптомы болезни.
  10. Обращайте внимание на любые изменения самочувствия близкого, фиксируйте их. Консультируйтесь с лечащим врачом.
  11. Решайте проблемы шаг за шагом. Вносите изменения постепенно, работая над каким – либо одним пунктом.
  12. Временно снизьте ожидания. Используйте собственные характеристики и впечатления о состоянии близкого. Сравнивайте результаты текущего и предыдущего месяцев.

Всемирный день психического здоровья отмечается 10 октября. В 2019 году 28-я годовщина учреждения этого праздника. В России торжественные мероприятия проходят 18-й раз. В них участвуют врачи-психиатры, люди, которым небезразлично психическое состояние человека.

Цель праздника - информирование населения о проблемах психического здоровья, о распространении депрессии, шизофрении, психических расстройств, а также о методах и способах его укрепления, профилактики и лечения.

Психическое здоровье - основа благополучия каждого человека, при котором он может реализовать свой потенциал и способности, противостоять стрессам, продуктивно работать и привносить весомый вклад в жизнь общества. В процессе жизнедеятельности оно страдает от стрессовых ситуаций, что может привести к расстройствам и болезням. «Охране» психического здоровья посвящен международный праздник.

Традиции праздника

Ежегодно праздник проходит под новой темой. К этому дню издаются журналы и брошюры на тему психического здоровья. В России проводится конкурс «За подвижничество в области душевного здоровья». Устраиваются семинары и тренинги по личностному росту и преодолению кризисных этапов в жизни.

История праздника

Всемирный день психического здоровья был учрежден в 1992 году по инициативе Всемирной федерации психического здоровья и при поддержке Всемирной организации здоровья (ВОЗ). Россия присоединилась к празднованию в 2002 году, по настоянию академика Российской академии медицинских наук (РАМН) Т. Дмитриевой.

Расстройства психики чаще возникают у молодого населения в возрасте от 15 до 24 лет.

450 миллионов жителей планеты страдают психическими заболеваниями и расстройствами. На Западе каждый 7 человек болеет шизофренией либо подвержен депрессии или алкоголизму (данные ВОЗ за 2011 год).

20% россиян страдает психическими расстройствами (статистика ВОЗ за 2008 год).

Исследования Национального института психического здоровья США показали, что 18,6% (43,7 миллионов) взрослого населения Америки в возрасте от 18 лет имеют психические заболевания. Кроме этого, 46,3% подростков в возрасте от 13 до 18 лет могут пострадать от этих расстройств в определенные моменты жизни.

Увеличение формы твердого нёба может привести к развитию шизофрении.

Член Совета Федерации РФ внес на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому каждый кандидат на выборную должность, помимо установленных документов, обязан предъявить избиркому справку о своем психическом здоровье и наличии других зависимостей (алкогольной, наркотической).

Загрузка...