Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Что означает понятие «обмен веществ»? Основы рационального питания. Гигиена питания
Вопрос 1. Почему деление животных на груп-пы по преобладающему виду питания следует счи-тать условным?
Деление животных на группы по преоб-ладающему виду питания следует считать условным, потому что этот приоритет опре-деляется часто доступностью той или иной пищи. В частности, насекомоядные птицы в зависимости от сезона могут питаться на-секомыми, червями, созревшими плодами.
Вопрос 2. Какие особенности строения пище-варительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаи-мосвязаны?
Связь строения и функции органа хоро-шо иллюстрируется разнообразием зубов у млекопитающих. В зависимости от функциональных особенностей захваты-вания, удержания, разрывания или пере-жевывания пищи животным мы наблю-даем специфическое строение его зубов. К примеру, у грызунов хорошо развиты резцы, но нет клыков, а у хищников хоро-шо развиты клыки и есть особые хищни-ческие зубы, позволяющие удерживать и умерщвлять добычу.
Связь строения с функцией органа чет-ко видна и при сравнении желудков мле-копитающих. Так, у жвачных животных желудок сложный, состоит из четырех от-делов, что связано со сложным многосту-пенчатым процессом переработки у них растительной пищи. У хищников желу-док простой, однокамерный, так как жи-вотная пища перерабатывается проще.
Вопрос 3. Почему длина кишечника позво-ночных животных разная?
Длина кишечника зависит от характера преобладающей пищи. У растительноядных животных кишечник длиннее, поскольку растительная пища усваивается труднее, чем пища животного происхождения.
Вопрос 4. Что означает понятие «обмен ве-ществ»?
Обмен веществ — совокупность про-цессов поглощения веществ из окружаю-щей среды, процессов преобразования ве-ществ в организме и процессов выделения веществ из организма в окружающую среду.
Вопрос 5. Говорят, что организм — это откры-тая система. Объясните это утверждение. Приве-дите пример.
Открытой называют систему, в которую из окружающей среды поступают вещества и энергия и из которой вещества и энер-гия поступают в окружающую среду. Ор-ганизм является именно такой системой. Например, организм позвоночного живот-ного потребляет пищу из внешней среды, а непереваренные остатки и продукты жизнедеятельности выделяет в окружаю-щую среду с каловыми массами и мочой. Материал с сайта
Вопрос 6. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?
Чем интенсивнее и полноценнее кормле-ние, тем больше поступает в организм ве-ществ, которые используются для его роста и развития. Для получения высокой про-дуктивности сельскохозяйственных жи-вотных, обеспечения здоровья и высоких воспроизводственных функций необходи-мо обеспечить содержание в их рационах всех без исключения необходимых пита-тельных веществ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- органы пищеварения обмен веществ и превращение энергии таблица
- реферат на тему обмен веществ
- как, зная закономерности обмена веществ управлять ростом животного
- органы пищеварения.обмен веществ и превращении энергии у губок
- функции пищеварительной системы у млекопитающих
Цель : изучить строение органов пищеварения усложнившихся в процессе эволюции, процесс обмена веществ и превращение энергии.
Учебные: Формировать знания обучающихся о строении органов пищеварения разных групп животных, их усложнение в процессе эволюции.
Углубить и расширить знания обучающихся о питании животных и его особенностях.
Дать представление о сложной программе пищеварения у животных.
Развивающие: Продолжить формировать умение самостоятельно работать с учеником.
Развивать интеллектуальные особенности и речь обучающихся.
Воспитывающие: Продолжить нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.
Оборудование: карточка №1 “Выполнение тестовых заданий”, карточка №2 “Карточка-модуль”, рисунки-схемы строения пищеварительной системы (Приложения с №1 по № 9) , схема №1 “Обмен веществ и превращение энергии”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке, мы будем изучать одну из значимых систем для организма – пищеварительную, и ещё познакомимся с процессом, благодаря которому живет любой организм, а именно – обмен веществ.
III. Проверка готовности домашнего задания.
Учитель: Но это будет несколько позже, а сейчас проверим ваши знания по усвоению материала прошлого урока. А тема была такая – органы дыхания и газообмен. Выполним тест, находящийся на карточке №1 “Органы дыхания и газообмен”.
(Работа обучающихся с тестовыми заданиями)
Карточка №1
1. Газообмен – это процесс, в результате которого:
а) в организм поступает кислород;
б) в организм поступает кислород и удаляется углекислый газ;
в) из организма удаляется углекислый газ;
г) организм насыщается газами и освобождается от излишков.
2. Газообмен у одноклеточных животных происходит:
а) благодаря специальным органам:
б) через всю поверхность тела;
в) благодаря цитоплазме;
г) благодаря ядру.
3. В процессе дыхания у членистоногих участвуют:
а) трахеи, поверхность тела, жабры;
б) легкие, поверхность тела, жабры;
в) жабры, трахеи, поверхность тела;
г) трахеи, легкие, жабры.
4. Органами дыхания рыб служат:
а) легкие;
б) трахеи;
5. Органами дыхания земноводных служат:
а) кожа, легкие;
б) легкие, жабры;
в) кожа, жабры;
г) жабры, легкие.
6. Двойное дыхание характерно для:
а) земноводных;
б) пресмыкающихся;
г) млекопитающих.
7. Двойное дыхание появилось у птиц как приспособление к:
а) наземному образу жизни;
б) экономному использованию кислорода;
в) защита от неблагоприятных условий среды;
г) запасу кислорода.
8. Механизм дыхательных движений у млекопитающих осуществляется благодаря:
а) наполнению воздухом альвеол;
б) движению диафрагмы;
в) увеличению и уменьшению объема легких;
г) сокращению и расслаблению диафрагмы и межреберных мышц.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Заканчиваем работу с карточками. Переходим к изучению нового материала. Слово обучающимся. (Заранее готовятся выступления обучающихся) .
2 обучающийся: При любом типе питания пища должна пройти соответствующую обработку, прежде чем будет усвоена. Это может быть химическое воздействие с помощью особых веществ (ферментов, кислот, пищеварительных соков) без предварительного механического измельчения, как у простейших, губок, кишечнополостных и других животных, заглатывающих добычу целиком. Помогает лучшему усвоению пищи, предварительное механическое измельчение пищи, а затем (или во время измельчения) химическое воздействие на неё. Процессы измельчения, расщепления и всасывания составляют пищеварение.
Учитель: Как проходило эволюционное развитие органов пищеварения, можно понять, рассмотрев строение органов пищеварения и систем органов пищеварения у различных систематических групп животных.
Для дальнейшей работы, нам понадобится карточка – модуль, она лежит у вас на столах, работая с текстом учебника на стр.210 – вы отвечаете на вопросы, указанные в карточке. Кроме того, у вас в карточках указаны номера вопросов от 1 до 12, которые соответствуют заданию, указанному в карточке, вы выполняете данное задание у доски, которое соответствует этому номеру.
(Работа обучающихся по карточке-модулю)
Карточка-модуль № 2
№1 Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?
У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки).
№2 У каких животных появляется печень? Какова ее функция?
Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи.
В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).
№5 Подберите примеры животных этих групп.
№6 Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.
Рот =>пищевод => желудок => кишечник => печень =>анальное отверстие.
№6 Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?
Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.
№7 Могут ли птицы обойтись без зоба?
Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение.
№8 Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.
Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.
№9 Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.
Зимняя спячка - замедленный обмен веществ.
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших - обмен веществ приостанавливается.
№10 Закончите предложения, вставив необходимые термины.
Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.
№11 Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.
Пища - источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.
№12 Напишите, как удаляются из организма:
1- жидкие продукты обмена - через органы выделения;
2- непереваренные остатки пищи - через заднепроходное отверстие.
№13 Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф.
Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.
Заполните таблицу.
Пищеварительные системы разных групп животных
Черви: 4, 19, 6, 15.
Членистоногие: 5, 2.
Земноводные: 11, 12, 16.
Рептилии: 8, 15, 4, 9.
Птицы: 13, 6, 15, 7.
Млекопитающие: 16, 11, 8, 4, 19, 5, 20, 7, 14, 1.
1. Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных?
У них нет специализированных органов пищеварения. Пища переваривается либо внутриклеточно (простейшие) в пищеварительных вакуолях, либо сначала внеклеточно в кишечной полости, а затем в клетках внутреннего слоя стенок тела (кишечнополостные и губки)
2. У каких животных появляется печень? Какова ее функция?
Печень появляется у членистоногих. Эта железа способствует перевариванию пищи
В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной)
Подберите примеры животных этих групп
Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела
Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза
Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан
4. Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных
2. ротовое отверстие
4. пищевод
5. желудок
7. поджелудочная железа
8. тонкая кишка
9. слепая кишка
10. толстая кишка
11. заднепроходное отверстие
5. Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?
Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной
6. Могут ли птицы обойтись без зоба?
Нет, их желудок не будет нормально переваривать пищу, так как в зобе происходит предварительная обработка пищи, смачивание ее и размягчение
7. Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте
Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки
8. Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем
Зимняя спячка - замедленный обмен веществ
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших - обмен веществ приостанавливается
9. Закончите предложения, вставив необходимые термины
Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов . Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез
10. Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме
Пища - источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т.д.
11. Напишите, как удаляются из организма:
1. жидкие продукты обмена - через органы выделения
2. непереваренные остатки пищи - через заднепроходное отверстие
12. Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф
Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме
Заполните таблицу
Вопрос 1. Почему деление животных на группы по преобладающему виду питания следует считать условным?
Деление животных на группы по преобладающему виду питания следует считать условным, потому что этот приоритет определяется часто доступностью той или иной пищи. В частности, насекомоядные птицы в зависимости от сезона могут питаться насекомыми, червями, созревшими плодами.
Вопрос 2. Какие особенности строения пищеварительной системы млекопитающих позволяют утверждать, что строение и функция органа взаимосвязаны?
Связь строения и функции органа хорошо иллюстрируется разнообразием зубов у млекопитающих. В зависимости от функциональных особенностей захватывания, удержания, разрывания или пережевывания пищи животным мы наблюдаем специфическое строение его зубов. К примеру, у грызунов хорошо развиты резцы, но нет клыков, а у хищников хорошо развиты клыки и есть особые хищнические зубы, позволяющие удерживать и умерщвлять добычу.
Связь строения с функцией органа четко видна и при сравнении желудков млекопитающих. Так, у жвачных животных желудок сложный, состоит из четырех отделов, что связано со сложным многоступенчатым процессом переработки у них растительной пищи. У хищников желудок простой, однокамерный, так как животная пища перерабатывается проще.
Вопрос 3. Почему длина кишечника позвоночных животных разная?
Длина кишечника зависит от характера преобладающей пищи. У растительноядных животных кишечник длиннее, поскольку растительная пища усваивается труднее, чем пища животного происхождения.
Вопрос 4. Что означает понятие «обмен веществ»?
Обмен веществ — совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, процессов преобразования веществ в организме и процессов выделения веществ из организма в окружающую среду.
Вопрос 5. Говорят, что организм — это открытая система. Объясните это утверждение. Приведите пример.
Открытой называют систему, в которую из окружающей среды поступают вещества и энергия и из которой вещества и энергия поступают в окружающую среду. Организм является именно такой системой. Например, организм позвоночного животного потребляет пищу из внешней среды, а непереваренные остатки и продукты жизнедеятельности выделяет в окружающую среду с каловыми массами и мочой.
Вопрос 6. Как, зная закономерности обмена веществ, управлять ростом и развитием животного?
Чем интенсивнее и полноценнее кормление, тем больше поступает в организм веществ, которые используются для его роста и развития. Для получения высокой продуктивности сельскохозяйственных животных, обеспечения здоровья и высоких воспроизводственных функций необходимо обеспечить содержание в их рационах всех без исключения необходимых питательных веществ.