docgid.ru

Врач кардиоревматолог детский. Кардиоревматология. Что лечат детские врачи-кардиологи

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мар.12:41-44). История, которую мы будем детально разбирать, поможет нам понять принципы успешного и мудрого распоряжения финансами. Нет более важной темы, в земной жизни человека, чем тема денег. Разумеется, все мы, христиане, будем говорить о важности любви, служения Богу, сострадания и терпения и прочих христианских добродетелей, но факт остается фактом, живем мы так, что деньги являются самым важным для нас пунктом жизни. Ради денег большинство войн, убийств, ненависти, конфликтов. Ради денег люди уезжают на заработки, оставляя свои семьи, ради денег меняют не только свой город, но и страну. Для подавляющего большинства населения нашей планеты – деньги являются смыслом жизни, а их зарабатыванию посвящена большая часть времени.

Как правило, годы своей жизни человек ходит на нелюбимую работу, только для того, чтобы получать зарплату, то есть деньги. Как же Бог смотрит на деньги? Какое должно быть отношение христианина к деньгам? Как правильно распоряжаться деньгами? Зависит ли от нашего распоряжения деньгами наше благосостояние? Что значит десятина и как к ней относится? Вот вопросы нашей темы.

ГЛАВА 1. БОГ СМОТРИТ НА ТО, КАК ТРАТИТ ЧЕЛОВЕК ДЕНЬГИ

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (Мар.12:41) Из первой цитаты, разбираемого нами отрывка, мы сразу сделаем несколько очевидных выводов:

1. Христос не боялся говорить о деньгах. Мы, почему то боимся. Боимся в церкви, боимся с друзьями нехристианами затрагивать эту тему, а, собственно, почему? Разве эта тема не так важна для нас? Нет, мы боимся, потому что православная непорядочная пропаганда убедила людей, что в протестантской церкви с людей сдирают деньги. Это чистая ложь! Бог говорит в Библии о самых важных вещах в жизни человека: любовь, семья, вера, надежда и, конечно же, финансы. И говорит Бог об этом, чтобы обучить как наиболее мудро, правильно поступать по этой теме. Тем более, что деньги, точнее отношение к ним очень много говорят о человеке. Одна перефразированная поговорка можем звучать так: «Скажи мне, как ты относишься к деньгам и куда ты их тратишь и я скажу, кто ты и что для тебя ценно». Деньги показывают состояние сердца. Деньги показывают веру человека в Бога. Деньги показывают насколько человек живет земным. Распоряжение деньгами показывают степень доброты, но и собранность, организованность, а так же вскрывают ценности человека.

2. Христос смотрит, как жертвуют. Господь садится прямо перед коробкой в которую жертвовали и пристально смотрит тем самым демонстрируя то, что важно для Бога.

  1. Христос смотрит сколько жертвуют.
  2. Христос ставит свою оценку тому, как жертвуют.
  3. Христос обращает внимание, в большей степени, на то с каким сердцем жертвуют.
  4. А с каким сердцем жертвуют выражается отношением суммы к прибыли. Это, кстати, и есть формула того как определить состояние сердца.

Почему же Бога так интересует эта тема? Предположим вы дали свои деньги кому-то попользоваться, вас будет интересовать как распоряжаются вашими деньгами? Бог является хозяином всего и все, что есть на земле, по большому счету принадлежит Ему. «Псалом Давида. Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней»

(Пс.23:1) Если конкретней, то и деньги принадлежать Богу: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30). Что же это за понятие десятина и откуда оно взялось? Мы сейчас об этом поговорим, но обратите внимание, что верующий человек начинает с этой мысли, и сама эта мысль будет менять наше отношение к тому, что мы имеем. В процессе размышлений я записал в молитвенную тетрадь пункт: «Господи, помоги мне относится ко всему, как к Твоему и научи меня правильно, мудро распоряжаться Твоим».

ГЛАВА 2. КАК ВЕРА ВЛИЯЕТ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ДЕНЬГАМИ ИЛИ

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ДЕСЯТИНА?

Племянник Авраам, знаменитого родоначальника еврейского народа, Лот находился в том краю, куда войной пошли несколько царей. Авраам пошел освобождать племянника и победил в этой схватке. На навстречу ему выходит Мелхиседек, которому Авраам дал десятину: «Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих» (Евр.7:1-4). Авраам дал ему 10% , как сказано, из лучших добыч своих. Что же заставило Авраама пожертвовать десятину? Здесь, в этом эпизоде, заложено несколько важных мыслей.

1) Авраам дает десятину, хотя ему никто не повелевал это делать. Он дает десятину, как выражение своего почтения и уважения.

2) Авраам дает десятину, потому что он встретил царя и увидел в нем прообраз Христа. Он это почувствовал или понял или Бог ему открыл мы этого не знаем. Но просто так не дают десятину тому, кто сам является священником и царем, а значит не бедный человек, а значит, десятина есть естественная цифра материального пожертвования для человека.

3) И главное. Авраам отдал десятину встретивши царя. И тут возникает вопрос, почему христиане не отдают десятину? Потому что они не встретили царя, царя мира? Или встретили царя, но не воздают ему царские почести?

Кстати, интересно, что еще один потомок Авраам, его внук так же по внутреннему расположению без закона отдавал Богу десятину: «…и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:22).

Итак, как же возникла десятина? Бог на основании того, как чувствовали, понимали лучшие, набожные представители древнего человечества и ставит такой процент, хотя мог бы предложить и 20 и 30% все равно все Божье и Бог позаботится. Бог, так сказать, снизошел к человеку.

Часто христиане спрашивают, — нужно ли платить десятину, ведь мы живем не в период Авраама и не по Ветхому Завету? Христос отталкивается от заповедей Ветхого Завета и поднимает планку. Все заповеди Ветхого Завета говорят о внешних правильных поступках, — не убей, не укради. Христос, поднимает планку, говоря о сердце, о мыслях (Мтф.5.28) Поэтому Христос и говорит, что наша жизнь христианская должна быть выше того, как жили в Ветхом Завете, особенно если сравнивать с чисто внешним исполнением закона: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф.5:20) То же относится к десятине. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф.23:23).

Но вернемся к нашей вдове пожертвовавшей две лепты: «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу» (Мар.12:42,43). Как же вдове, которая положила, с одной стороны самую маленькую сумму, с другой стороны отдала все, что имела, как ей удалось совершить такой маленький подвиг даяния? Что заставило ее так поступать?

  1. Вдова выражала любовь к Богу. Не будем забывать, что эта женщина была воспитана в еврейской религиознойкультуре. Она прекрасно знала, что отдавать нужно 10%. И, тем не менее, отдает гораздо больше. Вдова знала, что тот, кто жертвует выражает свое отношение к Богу. Жертвующий показывает два самых главных пункта: 1) Как я уважаю Бога; 2) Как я доверяю Богу. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Прит.3:9). Масштабы пожертвования показывают и масштабы того, что для нас ценно. Например, своим детям родители дарят квартиру, друзьям уже подарок поменьше, знакомым еще менее ценное. А еще наш подарок зависит от того, что человек для нас сделал. А Бог нас спас, так как же мы можем выразить любовь к тому, кто подарил нам жизнь и спасение вечное? Вдова эту истину держала в своем сердце и потому так поступала.
  2. Вдова верила, что Бог воздаст ей (доверие Богу). Конечно же, у вдовы была мысль, как же ей жить дальше, лишившись последних денег? Библия призывает нас заботиться о Божьем и знать, что Бог позаботится о нас: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31,32). Мне интересно было всегда, почему же верующие не так щедры, как хотелось бы, как должно? Мы со вторым пастором как – то подсчитали, сколько же процентов жертвуют люди в «Церкви Рождества», если, в среднем, каждый получает 1000 гривен? Получилось 4%. Возьмем 10% (десятину) пожертвований за 100% выражения Богу любви получается, что мы почитаем Бога, в среднем в церкви, на 40% и доверяем Богу на 40%. Кстати, в церкви все деньги очень скрупулёзно контролируются, есть ревизионная комиссия, которая выбирается всей церковью, и проверяет куда деваются деньги. И все же степень недоверия Богу очень велика, не достигает даже 50%.
  3. Вдова переживала за Божье дело, поэтому жертвовала на храм. Об этом мы еще поговорим детальней.
  4. Вдова больше смотрела на Бога, небесное чем на земное.«ибо мы ходим верою, а не видением» (2Кор.5:7).

ГЛАВА 3. ПОЧЕМУ У МЕНЯ СТОЛЬКО ДЕНЕГ?

Интересно, количество моих денег зависит от того, как я верю и как я жертвую на Божье дело? Но перед тем, как ответить, мне хочется сразу же сказать о богатствах неверующих людей. Бог их долготерпит и дает возможность зарабатывать, потому что ждет до последней минуты, пока они покаются, потому что и богатые имеют бессмертную душу и ответят перед Богом за свою жизнь. Но с христианами, детьми Божьими у Небесного Отца другие отношения. Бог благословляет тех, кто Его благословляет и не дает тем, кто Ему не дает. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Что значит сеять, о чем идет речь? Как в землю сеет человек семена, чтобы получить урожай, так и в Божье дело сеет, чтобы получить урожай для царства Божьего и, не удивляйтесь, сеет и для себя. Христос постоянно говорит о благословении тем, кто жертвует. И как вы думаете, Бог позаботился о вдове, которая отдала все? Мы недавно купили машину, живем в 5ти комнатной квартире. Некоторые люди ломают головы, где же семья пастора взяла деньги? Есть версия, что родители высылают деньги из-за рубежа, или спонсоры. Все, что мы имеем – это в чистом виде Божьи благословения. Взяток не давали, государству не врали, по воскресным дням не работали. Христиане с запада не помогали, родители не помогали и не помогают, всю жизнь. Как бы трудно не было мы жертвовали и старались больше десятины жертвовать Богу. При этом у нас было трое маленьких детей. Два раза обокрали, не возвращали долги и сами были должниками, но в Божьих принципах нашей семьи ничего не менялось – результат материальный достаточно хороший – это, в чистом виде, Божье благословение. Мне хочется, чтобы Божье благословение на нашу семью, было для всех христиан вдохновением, как щедр Бог, когда мы остаемся Ему верными.

Один из самых богатых людей планеты был Рокфеллер и об этом знают все, но далеко не все знают, что Рокфеллер был баптистом и ежемесячно платил 10% от прибыли, что составляло 100 миллионов долларов. Его состояние равняется 318 миллиардам долларов, что делает его и по сей день самым богатым человеком планеты. Этот несметно богатый человек имел несколько принципов, которые и нам полезно узнать, тем более, что его, как верующего, благословлял Бог. Он много тратил на благотворительность, был человеком скромным, никогда не отвечал на критиканство и завистливые сплетни. Веру пронес через всю жизнь и прожил 98 лет.

ПОЧЕМУ БОГ НЕ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ?

Бог благословляет ровно настолько насколько мы благословляем других. «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор.9:6). Итак, давайте перечислим причину, почему Бог не благословляет. ЧТО БЛОКИРУЕТ НАШУ ВЕРУ И КАК НАМ СТАТЬ ВЕРУЮЩИМИ – ДОВЕРЯЮЩИМИ БОГУ ВО ВСЕМ? Некоторые люди живут по принципу, я и жизнь Богу отдам, но только не деньги.

  1. НЕ ДОВЕРЯЕМ ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЦЕРКВИ. Часть христиан полагают, что если бы они могли дать в руки Христа свои деньги тогда бы они жертвовали, а так мы не доверяем церкви. Мы не знаем, куда эти деньги будут девать. В таком случае у меня возникает вопрос, а вдова, которая пожертвовала все, что имела, она ведь жертвовала на храм? А как в храме распоряжались деньгами? У вас есть 100% гарантия, что правильно и честно распоряжались священники, которых постоянно критиковал Христос. Сокровищница находилась именно в храме. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много» (Мар.12:41). В конце концов, каждый ответит за себя. Люди предпочитают отдавать кому-то на добро, а вы уверены, что и те люди правильно будут распоряжаться деньгами? Как в Ветхом, так и в Новом Завете, христиане жертвовали на храм, на церковь. «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор.16:2) Сборы пожертвований проходил в церкви.
  2. 2. НЕ МОГУ ЖЕРТВОВАТЬ СО СВОЕЙ ЗАРПЛАТЫ, САМОМУ НЕ ХВАТАЕТ. А почему вы уверены, что вдове хватало? Разве у нее не было таких же мыслей, как у вас? Мы же все одинаковые люди, все грешные. Как мы воспринимаем Библию? Читаем, верим и потому применяем. Например такой стих: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил.4:19). «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф.6:31,32).Вы думаете когда наша семья жертвует к нам такие мысли не приходят? Да они приходят ко всем, но только верующие люди противопоставляют им Библейские, Божьи истины, а те, кто не противопоставляют не доверяют Богу и не обращаются к нему.
  3. Я ЗАБЫЛ ДЕНЬГИ ВЗЯТЬ. Интересно, откуда взяла вдова эти деньги? «Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (Мар.12:42) Эта вдова взяла с собой две лепты в храм, а значит, она готовилась к этому. Трудно забыть то, что для нас важно. Если это серьезное служение Богу, а я напоминаю, что мы так же деньгами служим Богу, тогда мы не забудем. Вы должны перед Богом решить, как вы будите распоряжаться деньгами. Продумать, какой процент, сколько? Есть люди, которые получают деньги не стабильно, например бизнесмены. Такой совет для тех, кто получает деньги не регулярно, — заведите себе конверт для Бога и каждый раз ложите туда процент для церкви. Мы понимаем, что вдова готовилась, потому что, когда человек отдает все, что имеет это не делается между прочим.
  4. МЫ НЕ МОЖЕМ ЖЕРТВОВАТЬ С ДВУХ ЗАРПЛАТ . Будем жертвовать с одной зарплаты, так, я знаю, рассуждают некоторые семьи. Я подумал о том, что было бы, если бы Бог половину этой семьи благословляет, а половину нет. Это все равно, что одеть красивый костюм, и рванные туфли. Мы хотим, чтобы Бог благословил всю семью целиком, и чтобы спасена была вся семья, а жертвуем только от одного.Вдова показывает нам, как можно жертвовать больше 10% и ничего страшного, Бог продолжает заботиться.
  5. Я ПОТОМ ПОЖЕРТВУЮ . Вдова жертвует то, что имеет и дает это сразу. Представляете, вы лежите на операционном столе и взываете, Господи, мне сейчас так нужна твоя помощь, а Бог вам отвечает с небес: «Да как нибудь потом, именно сейчас мне некогда Я занят теми, кто мне жертвует сразу». Помощь и поддержка Божья нам нужны постоянно. Даже когда наше сердце стучит и прямо сейчас каждый удар – это поддержка Бога, а вот с пожертвованиями Бог подождет?
  6. У МЕНЯ НЕВЕРУЮЩИЙ МУЖ, ЖЕНА, РОДИТЕЛИ . Вы не будите отвечать за зарплату мужа или родителей, но то, что получаете вы это и есть то, с чего вы будите себе сокровище приобретать.

Мы должны понять суровую правду, что если все, в том числе и деньги, принадлежать Богу, это значит, что тот, кто не жертвует обкрадывает Бога : «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями» (Мал.3:8).

КАК БОГ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ

1) Дает нам доброе сердце Духом Святым, а мы его закрываем.«ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мар.12:44). Бог благословляет тех, кого Он отмечает, как дающих Ему, у кого видит посвященное сердце. Мы не сомневаемся, что вдова будет благословлена Богом и в том числе ее сердце будет наполнено духовным богатством.

2) Развивает веру у дающего: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф…»(Мал.3:10)

3) Открывает небесные окна. Другими словами, дающий своим даянием открывает небесные окна Божьих благословений вместе с Богом: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Мал.3:10). «Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лук.6:38).

4) Защищает жервтующих: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?11 Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:10,11).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ: Бог прямо говорит о пожертвовании, причем, богословы говорят, что 25% библейских текстов так или иначе связаны с деньгами. Что ж, надеюсь все читающие эту статью сделают для себя правильный вывод и перестанут обкрадывать Бога, слушая шепот дьявола о том, как нам не хватит денег. Христианин, посвятивший свою жизнь Богу, будет подражать Христу, Который не то, что деньги, а всю жизнь свою отдал ради нашего спасения. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9).

ЕСЛИ ВЫ ЗАДОЛЖАЛИ БОГУ ПОКАЕМСЯ. БОГ ПРОЩАЕТ ВСЕ и НАЧНЕМ НОВУЮ ЖИЗНЬ! Спросите у тех, кто жертвует, какая это радость вкладывать в Божье дело и собирать себе сокровища на небеса, а лучше попробуйте сами.

ВОПРОСЫ: 1) Почему для людей так важны деньги? 2) Почему так сложно жертвовать Богу (для некоторых и иногда)? 3) что заставило вдову так щедро пожертвовать? 4) Какую ошибку допускают те, кто не может полноценно жертвовать, боясь, что им самим не хватает? 5) Откуда взялась десятина? 6) Почему христиане вполне могут жертвовать больше десятины? 7) Как Бог благословляет тех, кто жертвует (приведите личный пример)?


Наше время предлагает христианину ответственное и тяжелое испытание – испытание богатством и бедностью. Помня о том, как «трудно богатому войти в Царствие Небесное», мы зачастую с готовностью решаем, кто именно – богатый или бедный – ближе ко Христу. Решаем, судим, забывая о том, что материальный достаток и социальное положение вовсе не являются свидетельством того, какова душа человека.

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), переживший и времена безбедные, «достаточные», как говорили прежде, и годы настоящей бедности, лишений, размышляет о том, как во всех испытаниях сохранить существо христианского духа, истинную – во Христе – духовную свободу.

Бедность и богатство

Бедные могут обогащать богатых... Богатые – обеднять бедных... Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа, живущие во Христе люди видят в этом утверждении совсем другой, гораздо более широкий и богатый план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально богатого человека. И наоборот: неблагополучный, в нравственном смысле, богач, конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только «за всех виноват», но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания, ходят, перекатываются друг через друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы дьявольской.

Не само по себе материальное богатство вредно (оно нравственно нейтрально), и не сама по себе бедность полезна для возвышения души (бедность тоже нравственно нейтральна). Но похотение, обожествление богатства есть личный и социальный яд: когда богатству приносятся человеческие жертвы (а неразумный богач приносит в жертву себя самого и всех окружающих); когда забывается бессмертное и великое достоинство человеческое и цель жизни человека на земле. Похоть же богатства проявляется не только у богатых или богатеющих, но столь же часто у бедняков, завидующих лучшему материальному состоянию. Существо христианского духа есть свобода от всякого пристрастия к тленному богатству, и во Христе освобожденным, свободным духовно как от скупости эгоистической, так и от зависти эгоистической, может быть всякий человек, независимо от своего социального положения.

Бедность, которая живет завистью и дышит убийством, не есть благословенная евангельская бедность. Это есть ужасная бедность. Также и смиренный обладатель богатства, считающий себя лишь «управляющим» (см. ) этого богатства, принадлежащего Творцу, и справедливо владеющий им, приобретающий милостивое отношение к миру через него, конечно, не может быть причислен к тем богатым, о которых Спаситель сказал, что горе им. Нет, таким богатым – не горе, а радость, и – радость вечная.

Никакая материальность и никакое отсутствие материальности не есть само по себе ни добро, ни зло. Это только марксизм, вслед за буддизмом (как это ни покажется странным), возводит материальную сторону бытия в категорию нравственного добра и нравственного зла (тем выявляя религиозный по существу, хотя и отрицательный характер своих утверждений). Для христиан зло и добро – не во внешнем, но все в мире делается добром или злом в зависимости от внутренних побуждений и намерений человека, ибо как добро, так и зло суть чисто внутренние, духовные движения, создающие либо ад, либо рай внутри человека. Внешний же мир есть лишь периферия проявления человека, и, конечно, если светел человек, то и периферия его жизни будет светить.

Злом Спаситель назвал не само по себе богатство материальное, но «надежду на богатство», т.е. устройство своей жизни вокруг идеи материального благополучия. В Евангелии всячески подчеркивается непрочность, ненадежность такого богатства и такой надежды. Это и «дом, построенный на песке», и «богач, светло празднующий» свои дни и не понимающий, что его подстерегает внезапная смерть. Апокалипсис про такое богатство говорит очень определенно: «Ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (). В обратном значении этого выражения можно было бы сказать про какого-нибудь материально бедного человека, богатого добрыми и светлыми чувствами и самоотверженными поступками, но видящего лишь свою бедность, свое ничтожество земное: «Ты говоришь, что ты беден, худ, и нищ, и во всем имеешь нужду, а не знаешь, что ты богат во Христе, богат в вечности, и этого богатства, доставляющего тебе вечное блаженство, никто не может от тебя отнять»... Да, если бы все люди прониклись до конца этим истинным созерцанием реальности, как иначе пошла бы жизнь их; как разлетелись бы и исчезли все ужасные человеконенавистнические теории, одна другую сменяющие в мире, и воцарилось бы одно правильное, настоящее отношение к ценностям земли. Эти земные ценности, перестав быть высшими, сделались бы настоящими.

Богатство может быть благословенным даром Бога. И бедность тоже. Богатство может быть проклятьем для человека. И бедность тоже. Бедность делается проклятой, когда она пролетаризируется. Богатство бывает проклятым, когда оно пролетаризирует бедного человека. Пролетаризация бедности есть отнятие благословения у души, пребывающей в бедности, отнятие у нее путей духовных для стяжания и удержания у себя этого благословения. Пролетаризация бедности есть также отъединение, выключение бедного, в силу его бедности. Пролетаризация эта есть внедрение антихристова духа в бедных людей и началась она, конечно, не с Карла Маркса и не с вождей раннего социализма. Ее появление есть проявление вообще греха в мире: как в мире богатых, так и в мире бедных. Не только бедный человек своим неправильным отношением к бедности пролетаризирует бедность, но и богатый – своим неправильным отношением к своему богатству и к бедности других – также пролетаризирует бедность и собирает камни на свою голову.

Путь современного христианского сознания должен быть определенным идеологическим и – более того – пневматологическим, духоносным действием против пролетаризации бедности, как со стороны самих бедных, так и со стороны богатых. Это действие должно быть священной борьбой за величайшую ценность мира – душу человеческую, и вестись только через живую человеческую личность, чрез единение таких живых во Христе личностей человеческих и утверждение на собственном примере исповедуемых основ жизни.

В мире не два лагеря – капиталистов и пролетариев, – как то хочет представить внешнее сознание. В мире три лагеря: 1) безбожные бедняки, 2) безбожные богачи и 3) бедные и богатые (материально) христиане. Такова этическая карта мира. Христиане не делятся на «бедных» и «богатых», ибо бедные осознают преимущества своей бедности, богатые – стеснительность своего богатства и, во всяком случае, его непрочность и оттого – незначительность. И все остаются на своем пути, несут свое служение... Для этих третьих только и может быть, в собственном смысле, «социальная проблема». Для первых она не существует и не может существовать, ибо там действует принцип борьбы и решительной непримиримости, т. е. либо войны, либо чисто дипломатического, не имеющего никакой реальной силы, мира. Третья группа, конечно, наименьшая в мире, ибо небесно-почетная принадлежность к ней есть выражение не словесной и даже – считаем нужным подчеркнуть – не идеологической, но духовно-реальной, конкретной христианской веры. Только из этой подлинной реальности духа может вырастать идеология общественной христианской жизни.

Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности. Во всяком своем социальном и имущественном положении христианин есть труженик в деле жизни. В поте лица добывает свой хлеб физический и – хлеб духовный: вечную жизнь во Христе. «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» , – говорит апостол Павел (), и его заповедь есть Божия заповедь для всех христиан. Кто имеет для себя хлеб физический без усилий (например, имеющий ренту), без борьбы с терниями земли, тот, если он христианин, не бездействует, но добывает хлеб для других людей, и тем самым приобретает хлеб духовный для себя и для других. Христианин, владеющий имуществом, никогда не празден, он всегда – «трудящийся»... Если же он не трудящийся, то он и не христианин.

Оттого христиане все – в одном лагере: богатые и бедные, знатные и незначительные по своему земному положению, и иначе и быть не может. Христиане лишены как зависти, так и пренебрежения. Высший и низший находят себя равными в плане вечности, и оттого невозможна зависть к высшему и пренебрежение к низшему. По мере своего труда и воли Божией (без коей ничто ни на небе, ни на земле не совершается) христианин достигает того или иного имущественного положения, наиболее для него полезного и спасительного.

Пусть вокруг бушуют страсти потерявших облик Божий людей, пусть пытаются завлечь христианина в свой тот или другой человеческий лагерь, где вместо любви спайкой является солидарность, основанная на преследовании низших и часто преступных интересов... Христианин не продает своей духовной свободы, возвышающейся над миром, за чечевичную похлебку скоропреходящего мира. И не строит свое счастье на страдании других.

Для Церкви Христовой «нет ни богатых, ни бедных»... Правильнее сказать, они есть, но лишь – в другом плане. Качества иные богатства и бедности в Церкви. «Богатые» – это нищие духом, «бедные» – богатящиеся своими земными ценностями. В отношении богатых у Церкви такой обычай: они Ей служат. В отношении бедных: Она им служит. Бедные почитаются таким образом достойными помощи, богатые – достойными служения. Церковная психология прямо противоположна психологии, обычно наблюдаемой в миру, где бедные прислуживают, а богатые принимают их услуги как нечто должное. Примечательно, что и вне пределов земли осуществляется этот закон Церкви: святые, отошедшие с земли, молятся за грешных людей, живущих на земле, и тем служат их спасению. Живущие же на земле верующие люди, как более богатые, чем усопшие грешники, потерявшие земное время для творения добра, могут помогать молитвою этим последним, служить их спасению.

Как в этом духовном смысле служение есть по преимуществу дело «богатых», так и в чисто земном смысле богатство, власть, положение всегда для христианского сознания связаны с принципом служения, а никак не вящего наслаждения земной жизнью (что есть принцип не только язычества, но язычества низшего, ибо высшее возвышалось над этим принципом эпикурейства).

Философия собственности

1. Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть Божие творение, как и человек. Никуда человеку нельзя уйти от владения Божия. В какие бы бездны ни опускался человек, на какие бы высоты ни поднимался, всюду – владение Божие, бесконечное, необозримое, непостигаемое... Пилат опустился в бездну предательства: готов отдать на распятие Невинного Страдальца. И – что слышит от Премудрости Божией? – «Ты не имел бы... никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (). Соединяя в Себе и во всех словах Своих полноту земного и небесного, Спаситель указал Пилату, во-первых, на тех кесарей, от которых им власть получена, а также – на Источник всякой власти, всякого владения.

2. Можно закрыться от Бога, от лицезрения Владыки. Так, например, закрылся от Бога, спрятавшись в кусты. – Наивная психология всякого грешника. «Адам, где ты?» – «Я...скрылся» ... (). Сколько прошло с тех пор лет, а сыны по-прежнему думают, что могут от Бога скрыться. И «скрываются» кто, где и как может – в глубине кустов своих идеологических, ветвистых, запутанных кустов культуры века сего: «частная собственность», «общественная собственность», «государственная собственность», «коммунизм», «капитализм», «социализм», «свобода», «рабство», «богатство», «бедность», «имение», «экономические законы» и т.д., и т.д.

3. В основе всякой сложности должна быть простота. Если нет этой первичной простоты, сложность будет хаосом. Если основная простота есть – сложность будет уже гармонией. Представить собою гармонию оркестра, где нет лишних инструментов, или хотя бы целое машины, где нет лишних винтиков, сложная культура века сего может лишь в свете познания первичных законов жизни, вложенных в мир Творцом.

Только пользуясь этим знанием абсолютных законов, можно взвесить все понятия человеческие, определить их настоящий смысл.

4. Мир принадлежал, принадлежит и будет принадлежать лишь Богу, какие бы силы ни хозяйничали временно в мире.

Неужели это значит, что у человека нет никакой собственности и быть не может? Наоборот. Собственность человеческая имеет свое непреложное основание в том, что есть собственность вообще, и есть Хозяин всего вообще. Значит, собственность может быть дана, если есть ее истинный Хозяин... Какой простор, какое глубокое основание всякого истинного владения! В свете этого обоснования делается понятным, почему нельзя ничего красть, присваивать и – ничем нельзя «богатиться», ни через что нельзя возвышать себя.

Вся собственность принадлежит Богу, так же как Ему принадлежит жизнь. И собственность так же раздается Богом, как жизнь.

5. Человеку дается «талант» – круг физической жизни, душевных способностей, духовных возможностей. Дается не для закапывания, но разрабатывания. Весь круг жизни человеческой может быть уподоблен «полоске земли». Не лежать на ней должен человек, но разрабатывать ее, эту Божью землю – жизнь, данную ему в управление, как залог лучшей жизни, лучшей земли. «Верный в малом и во многом верен будет» (). И вот человеку дается лишь «малое». Как бы ни было велико для земных глаз его «малое», каким бы великим ни величали его люди – оно остается очень малым по сравнению с тем, образом чего оно является. Но и это малое должно быть пущено в оборот на пользу всего мира. Оттого богатые люди, творчески употребляющие свое богатство и сами скромно живущие, являются истинными христианами, несмотря на свое «большое имение».

«Мое только то, что я отдал», – говорит св. Максим Исповедник . Отдал... кому? – Богу, людям... Есть люди, не пользующиеся своим богатством. Среди них есть «спрятавшие его для себя», зарывшие богатство в землю, и есть люди, отдавшие его Богу, начавшие себя считать лишь призванными как можно справедливее его распределить в мире. Различно выражается это благодатное управление богатством. Иные раздают его сразу или постепенно. Другие сохраняют всю видимость владения, но в душе своей искренно отдают его Богу, и задачей их является уже только правильное его распределение. Оно может быть и обычным экономическим хозяйствованием, построением хорошего земного фабричного или сельскохозяйственного предприятия. По виду оно будет как «все дела мира сего», но по внутреннему содержанию своему оно уже будет малым осуществлением Царствия Божия... Так, А.С. Хомяков имел землю и даже прикрепленных к себе крестьян, но по существу являлся не хозяином земель своих и людей, а заботливым отцом и даже слугой их. Таково миросозерцание всех имеющих состояние христиан: хозяев, промышленников, фабрикантов... Таково было и владение истинно православных царей.

Говоря миру: «Больший... да будет всем слуга" (), Господь под «большим» разумел богатого, все равно чем: деньгами, положением, талантом... «Больший» должен служить, а не властвовать чрез те дары (материальные или духовные), которые даны ему лишь на время.

6. Всякая собственность этой земли кратковременна и пресыщена печалями (), ибо, приходя и привязывая к себе человека, сейчас же уходит, оставляя в человеке недоумение, боль, скорбь, смерть. Оставляет пустоту вместо себя и прах вместо человека. Но, пока не осталась пустота вместо собственности, имение может приносить «плод мног»; даже малое имение бедного человека, ибо лепта вдовицы явилась большею ценностью, большей энергией добра, чем сокровища фарисеев ().

7. Собственности у человека меньше, чем он думает. Лишь «в мыслях» своих миллионер обладает своими миллионами. На самом же деле они обладают миллионером, который, в большинстве случаев, бывает ими связан, принужден к определенному образу жизни, прикреплен к определенному кругу людей, вынужден иметь вокруг себя искательство, ложь, лесть, зависть, подобострастие, неискренность, покушения на свою жизнь – физическую и душевную... Разве это все не рабство, не каторга, увеличивающаяся по мере увеличения состояния? Велико ли то, что можно купить за деньги? Находится ли в числе покупок мир души – высшее счастье?

8. Если же посмотреть с другой стороны, собственности у человека гораздо больше, чем он думает... Каждый глоток воздуха, попавший в его легкие, есть его собственность, и притом гораздо большая, чем монета, лежащая в его кармане, ибо делается непосредственным поддержанием его жизни. Каждый луч солнца, согревший человека, есть его тепло, соединившееся всецело с ним... И так во всем, во всех мельчайших проявлениях жизни, человек окружен собственностью, дарами Божьими, изливающимися на человека, превращающимися в самую жизнь человеческую. Велик и славен этот закон, делающий из всякого человека богача.

9. Чтобы войти в гармонию расстроившегося, но ныне настраивающегося мира, человек должен по совести (а не умом лишь) признать над собою власть Бога, сам сделаться собственностью Божьей, так как весь мир этою собственностью уже является. Бесчисленные мириады миров, звезд, солнц, неисчислимые септиллионы жизней вращаются в пределах, положенных Творцом. Камни, вода, воздух, земля, огонь – подчиняются непреложным законам, в которые человек может заглянуть, которые ему дано «открывать»... Для чего? Для научения себя правильной жизни по этим законам. Подчинение физическим законам есть лишь образ подчинения духовным законам Бога. Как физическая природа открывается в естествознании, физике, химии, механике, космографии и других науках, так духовная природа открывается в Евангелии. Глядя на подчинение Богу физической природы, человек должен научиться подчинению Богу своего духа.

10. Трезвому, непредубежденному человеку естественно думать и видеть, что его земная «собственность» – более чем относительное явление... Как исчезают века, так исчезает всякая собственность человеческая на земле. Словно пар в воздухе, растворяются все «права» на землю, на имущество, на самую жизнь, – права отдельных людей, городов и народов.

Неразрушима во всей Вселенной только сила Божия, творящая миры. Все остальное хрупко и разрушимо. И именно для того разрушимо, чтобы разрушимое не считали люди неразрушимым. В веке будущем, когда «будет собрана пшеница», т.е. собраны ото всех веков люди, творившие правду и любившие Бога, не будет более опасности кому-либо возлюбить тварь более Творца, и тогда вновь, как в Раю, разрушимое станет неразрушимым. Но никто этого вечного неразрушимого естества не будет обоготворять. Все будут зреть лишь славу Божию и в свете Ее неизреченном видеть всю жизнь и находить вечное обновление своей неумирающей жизни...

11. Это состояние на земле невозможно для нас, ибо мы все время возлюбляем что-нибудь или кого-нибудь более Бога. Сердце наше «прелюбодейно» в самом глубоком (религиозном) смысле. Оттого «род» человеческий назван Спасителем (никогда напраслины не говорившим) «родом прелюбодейным и грешным» (). Падшее человечество привязано к преходящим ценностям, прилипло к сластям сего мира, к его призрачному богатству, к его столь же призрачной славе... Не будь червей, ржавчины, моли, саранчи, смрада, тления, страданий, смерти – мир был бы живым адом. Некоторым людям кажется как раз наоборот: не будь на этой земле болезней и печалей, был бы «рай». Но – то был бы ад. Греховность плоти земной покрывается печалями земли. Благословенная соль страданий предохраняет дух человеческий от разложения и смерти вечной. Предохраняет в тех людях, которые понимают и принимают узкий путь Христов.

Оттого так благословенны, «оправданны и вожделенны вкупе» (как говорит псалом), для праведника все пути Господни (). Оттого блажен Крест жизни каждого живущего на преходящей земле человека.

12. Наивысшее выражение человеческой жизни есть наиполная преданность ее Богу. Человек, освобождаясь от гордыни житейской, «от похоти очей и от похоти плоти» () (от всего «материализма»), делается все более и более «прозрачным» для Бога, доступным для вселения чистейшего Духа Божия. И когда сделается человек совершенно прозрачным, свободным от всякой гордыни, от всякого темного пристрастия к себе и к миру – собственность Божия, т.е. весь мир, сделается его собственностью, и он, «ничего не имеющий» и даже сам себе не принадлежащий, по слову апостола, будет «всем обладать» (). будет почивать в человеке и сделает его жизнь покоем и богатством. Эта прозрачная гармония жизни есть Царствие Божие.

13. Порядок жизни временной человеку дан, как лестница, или трамплин для перехода в вечную жизнь. Лишь «верный в малом» (во временном) будет «верен... во многом» (в вечном) (). Уже здесь, на земле, надо обучиться вечной жизни.

Ничто, отделенное от Бога, в себе жизни вечной не имеет. Кто не привьется к Лозе Божьей (), тот не будет жить. По лестнице земной жизни, по трамплину земных ценностей (отталкиваясь от них) мы переходим в Царствие Божие. Но если в неверном направлении оттолкнулся человек от ценностей мира (например, отчаявшийся человек, самоубийца), он падает в пропасть.

14. Материальный мир есть «посох» для больной души, ее точка опоры, точка приложения первичных сил духа, – посох, который помогает идти к Богу, при умении им пользоваться. Все в мире сотворено и все попускается для пользы человеку, и из всех, даже самых тяжелых и болезненных проявлений земной жизни (а иногда более всего именно из них), человек может сотворить себе путь к достижению райской земли.

15. Материальный мир есть бесконечно удобная возможность спасения в Боге, достижения Бога. Но эта возможность бывает открыта лишь бескорыстию человеческому. Для корыстности же мир есть одна сплошная сеть, приманка и погибель.

16. Благословенна собственность, основанная на любви к Богу и на свободе сердца. Даруемая собственность приносит благословение. Похищаемая – низводит проклятье.

Есть собственность корыстная и есть – некорыстная. Корыстная – это эгоистическая; некорыстная – евхаристическая собственность. Подлинное обладание человеческое сокрыто лишь в этой евхаристической собственности, идущей от Бога и к Богу чрез человека. Лишь эта духовно-легкая, не обременяющая дух, не пригвождающая к временной жизни, не влекущая ко греху собственность может быть названа «благословенной». Она поистине благословенна, в чем бы ни выражалась, – обладание талантом, способностью, вещью, землею, человеком. Все это благословенно, когда – в Боге. И все это проклято, когда заслоняет Бога и мир делает богом.

17. Евхаристическая собственность есть все, за что люди могут благодарить Бога и – человека, через которого дает что-либо. В этой благодарности не только вера в Бога, но и признание Его Хозяином жизни. Чрез это благодарение за жизнь и за все, благодарение, достигающее своего свершения и предела в Евхаристии, человек востекает к новой жизни, к Царствию Божьему. Бесконечно малые ценности земли сей, осоленные благодарением Богу, делаются евхаристической собственностью человека и остаются навеки «за ним», как нечто новое, большое, перенесенное за врата вечности.

18. Собственность есть проводник любви Божьей и человеческой. Но люди часто делают ее проводником ненависти к Богу и к человеку. Не собственность виною здесь, не факт обладания, но – злое обладание или злое пожелание обладаний.

19. Человек призван к обладанию () землею, человек должен наследовать () землю.

Деньги – это только деньги или нечто большее? Где их брать и что с ним делать, чтобы жизнь прошла не впустую? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев.

Человек верующий постоянно должен быть занят некой меной: он меняет земное и временное на небесное и вечное. В этом, кстати, смысл добровольных лишений и ограничений. Время, силы, сон, еду можно приносить в жертву и получать взамен Самого Бога и Его благодать. В этом смысле в притчах Господь раздает таланты (мины, златницы) и велит рабам эффективно торговать и достичь прибыли.

«Употребляйте их в оборот», - говорит Господь о розданных талантах (Лук. 19:13), а по-славянски это слово звучит: «Куплю дейте дондеже приду». Это и есть та духовная купля -продажа, которую мы должны вести. Можно думать, что слово Откровения о невозможности «покупать и продавать» при антихристе, означает полное отсутствие в людях желания что-либо делать для Бога и чем-либо жертвовать.

Уже и сейчас есть великое множество людей, которые ничего для Бога не делают, ничто земное не меняют на небесное, не «торгуют» по-евангельски. Эти люди находятся в несомненном состоянии погибели и без всяких дополнительных печатей, поскольку чело их уже духовно «запечатано» скверным и бесплодным образом мышления, а руки - таким же скверным и бесплодным образом деятельности

Деньги нужно освятить жертвой. Они уже не звенят, вернее, те, что звенят, похожи на Кошкины слезки. А вот те, что шелестят, сохраняют пока еще действенность.

Деньги шелестят, хрустят и шуршат по-разному. Над одним шуршанием банкнот пребывает благословение Божие. Это деньги, вложенные в Христову любовь. Над хрустом же других купюр никакой голубь не летает, но напротив - вокруг них вьется змей. Это украденное, отобранное, а главное - нечестиво или глупо потраченное.

Церковь обязана освящать деньги, попадающие в ее руки путем священного и мудрого использования. Хоронить странников, существенно (а не копейками) помогать вдовам, сиротам и калекам, поддерживать опустевающие приходы, финансировать миссию и печатное дело мы должны сами. Этому нужно учиться.

У каждого из нас, даже самого небогатого человека, есть в кармане «мятый рубь», отдав который, мы не ощутим себя обедневшими. С этого и надо начинать. Нас ведь - христиан - все еще миллионы! Словно капли, эти мятые бумажки, о которых Высоцкий пел, что их «экономить - тяжкий грех», способны собираться в ручейки, а далее - в реки. Важно только, чтобы эти реки, говоря словами того же , «в конце куда надо впадали».

Статьи расходов нужно продумывать тщательно, и руки заранее мыть, чтобы к ним ничего не прилипало. Это - самая тяжкая задача. Если же мы ее решим, то появится и самоокупаемая качественная православная пресса, и унизительная нищета отступит от многих, и вдовицы наши, как в древности, будут питаемы Церковью.

Только и всего-то нужно, что чистота намерений и знание не только таблицы умножения, но и таблицы деления. Делиться надо - кто не понял. А иначе будем всех пугать антихристом, потихоньку строя дом в четыре этажа, да пересказывать на службе житие Павла Фивейского будем, без стыда разъезжая на машине за 100 тыс. у.е.

«Бог во храме святом Своем». Но не только. Нельзя ограничить Необъятного, и Соломон при освящении Иерусалимского храма говорил, что «Небо небес не вмещает Тебя, тем более этот малый храм». Богу нужно дать место всюду. Его нужно пустить в школу и в больницу. Ему нужно открыть двери семейной жизни своей. Бога, наконец, нужно пустить и в свой кошелек. Иначе мы не спасемся.

Иначе мы, произвольно пытаясь ограничить действие Всемогущего только областью храма, превратим свои карманы и бумажники в некое дьявольское «святое святых», и будем подобны фарисеям, о которых Евангелие говорит, что они - сребролюбцы. Чтобы не только внешняя часть, но и внутренняя у них была, как у чаши, чистая, Христос Господь велел им давать милостыню.

— Ваше Высокопреосвященство, тема богатства и бедности всегда волновала человечество. Если первое в мирском понимании дает ощущение некой свободы, то второе воспринимается как некое бессилие. А как Церковь относится к богатству?

— Для начала обратимся к Слову Божию. Когда Господь сотворил человека, Он одновременно дал ему и заповедь — возделывать и охранять райский сад. Т. е. труд является неотъемлемой частью нашей жизни. Трудиться и пользоваться плодами своего труда, заботиться о своем комфорте — естественно для нас. В молитве, которую Иисус Христос дал Своим апостолам и последователям, мы прямо обращаемся к Отцу Небесному: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в то же время Господь заповедует нам не замыкаться только на земном. На страницах Евангелия Он говорит: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33). Ведь земная жизнь проходит, а человек создан для вечности. Как сказал блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, Бог призвал нас из небытия, чтобы через бытие мы приобрели благобытие. Заботясь о земном, не нужно забывать и о небесном.

— Довольно часто говорят, что богатство — это благословение Божие, а бедность — наказание и даже проклятие. Вы согласны с таким мнением?

— При рассмотрении этого вопроса мы не должны уподобляться протестантам. Некоторые из них, например кальвинисты, так и утверждают: мол, внешнее благополучие — признак того, что человек спасен. Скажем, Жан Кальвин был приверженцем учения о безусловном предопределении Божием. Согласно этому представлению Бог еще до создания мира одних предопределил ко спасению, а других — к вечной погибели: от человека уже ничего не зависит, он не может изменить этого божественного благословения. И закономерно, что в среде кальвинистов возник вопрос: а как определить — ты спасен или обречен на вечную погибель? В итоге появился вот такой признак «спасенности»: внешнее благополучие, материальный достаток показывают, что Господь тебя возлюбил, и ты находишься в среде спасенных. Разумеется, нам, православным, с этим согласиться невозможно, ведь в таком случае святые были бы самыми богатыми людьми. В связи с этим хотелось бы привести библейский сюжет о многострадальном Иове. Он был самым праведным человеком в то далекое время, но на него обрушились всевозможные беды. И даже друзья его осуждали: они говорили, что, наверное, Иов совершил какой-то страшный грех и не хочет в этом покаяться, поэтому Господь его и наказывает. На самом деле через наказания Господь проявил праведность Иова. Так случается и в нашей жизни: различные невзгоды, в том числе и материальные, могут посылаться Богом для того, чтобы укрепить наш характер и утвердить нас в добродетели.

— Порой нам кажется, что в изначальном распределении благ всегда есть определенная несправедливость: кто-то родился в богатой семье или высокоразвитой стране, кто-то, наоборот, — в бедной семье и слаборазвитой стране. Для чего дано такое неравенство? Что подразумевается под Промыслом Божиим в данном случае?

— Святитель Филарет (Дроздов) в своем катехизисе дает очень четкое и емкое определение. Он говорит, что Промысл Божий — непрестанные действия всемогущества, премудрости и благости Божией, которыми сохраняются жизнь и сила творения. Даже если человек уклоняется от добра через совершение зла, то Господь способен это исправить. И в результате все равно получается, что жизнь направляется к благим целям. Мы верим в то, что Промысл Божий, премудрость Божия всегда присутствуют в нашей жизни, в человеческой истории. И поэтому мы рождаемся тогда и в тех условиях, которые наиболее способствуют нашей благой участи в вечной жизни, нашему спасению.

— Получается, что Господь, посылая достаток людям, предполагает: распределите его сами; богатые, поделитесь с бедными и таким образом достигайте спасения?

— Многим не дают покоя церковные богатства. Кто-то говорит, что позолота на куполах излишня. Порой манипулируют некими цифрами: дескать, вместо собора можно было построить два детских дома. Как реагировать на подобные выпады?

— Чаще всего такие вопросы задают те, кто ни копейки не пожертвовал ни на храм, ни нуждающимся, зато хорошо умеет считать чужие деньги. В Новом Завете описан подобный пример. Так, в Евангелии от Иоанна повествуется о том, как Мария помазала ноги Господа драгоценным миром. Тогда Иуда Искариот возмутился: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор (Ин. 12: 5-6). В ответ на этот незаслуженный упрек Иисус, в частности, сказал: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда (Ин. 12: 8).

Как показывает история, храмы чаще всего строились не в периоды общественного благополучия, а в периоды бедствий или в знак благодарности за преодоление этих бедствий. Церковный народ стремился украсить храмы, потому что они — отражение небесного рая. В человеческом восприятии рай — нечто прекрасное, что находится за пределами нашей обыденной жизни. Именно поэтому храмы всегда пышно украшались. Но, с другой стороны, каждый, кто дает жертву на храм, должен помнить: рядом есть люди, которым нечего есть или не за что купить лекарства. Подлинно верующий, подавая жертву на храм, не забудет и нуждающегося в его милостыни человека. Нужно помнить евангельские слова о Страшном Суде: Господь будет судить нас по тому, как мы отнеслись к нуждающимся.

Не стоит забывать, что во время бедствий и голода Церковь всегда не только помогала средствами и продуктами, но и использовала даже свои священные предметы для того, чтобы, продав их, накормить нуждающихся.

— В связи с этим хотелось бызатронуть еще одну тему, столь любимую многими СМИ: о якобы роскошной жизни священников, разъезжающих на дорогих авто. Как относиться к подобным упрекам?

— В большинстве случаев эта тема — надуманная. Я говорю из личного опыта. Выполняя свои архиерейские обязанности, часто бываю в различных епархиях. Служить приходится не только в больших и богатых соборах, но и на бедных сельских приходах. Многие иереи, особенно сельские, вынуждены выживать за счет собственного хозяйства. Поэтому нельзя утверждать, что все священники — люди зажиточные. Справедливости ради следует отметить: городской батюшка, нередко общаясь с людьми богатыми, пытается волей-неволей подражать их стилю жизни. Но такой внешней роскошью он собственными руками возводит искусственный барьер между собой и своей паствой. Ведь проповедь пастыря сильна не словами, а поступками и образом жизни. Если семья батюшки живет не по евангельским принципам, то, какие бы красивые слова он не говорил, вместо духовной пользы получится большой вред. Поэтому мы, архиереи, всегда призываем священников к тому, чтобы они боролись с искушением, связанным со стремлением к роскоши.

— Владыка, как Вы считаете: богатство однозначно портит человека?

— Богатство само по себе не является ни абсолютно плохим, ни абсолютно хорошим. Все зависит от того, как человек к нему относится, как пользуется им. В то же время богатство — большое испытание для человека, потому что оно открывает для него много возможностей. А эти возможности всегда с привкусом испытаний, искушений, и не каждый способен их преодолеть. К сожалению, мы весьма часто падаем под бременем возможностей, которые дает нам богатство. Именно поэтому Господь и сказал, что очень трудно богатому человеку войти в Царство Небесное. Ученики спросили: «А кто же может спастись?». И Христос изрек удивительные слова, которые касаются всех, как богатых, так и бедных: человеку это невозможно, Богу — возможно все.

Таким образом, все испытания, в том числе искушения, связанные с богатством, преодолимы только силой Божией. Если богатство нам дается, то мы должны максимально использовать его для помощи ближнему. Это особенно актуально в наше тревожное время, когда очень много бедствий из-за тяжелой ситуации на востоке Украины; когда много раненых воинов находится в госпиталях; когда многие люди стали беженцами и остались без крова над головой. Они остро нуждаются в нашей помощи и милосердии. Поэтому сегодня у богатого человека есть широкое поле возможностей для благотворительной деятельности. Кто приобретает таких друзей — ходатаев перед Богом, тот и обретает истинное богатство. Об этом нам говорит Сам Господь: продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12: 33-34).

Как православный христианин должен относиться к деньгам и богатству, может ли он быть, например, банкиром?

И может ли он своим богатством спасти душу? Эти нравственные вопросы часто волнуют современных .

Бедность порождает зависть?

Деление людей на касты, на богатых и бедных существовало всегда. И всегда люди стремились быть богатыми.

Но христианская религия учит нас не стремится к материальному богатству (маммоне), а ценить духовное, Христос призывал не служить двум господам, он говорил, что богатому не удастся войти в царство Божие. Так как же должен думать христианин, к чему он должен стремиться - к бедности? Бедность, конечно, не порок, но что она приносит людям? Ничего хорошего. Кроме того, бедность неизбежно порождает разрыв, пропасть между неимущими и богатыми, а из этого часто рождаются зависть, ненависть, что в свою очередь ведет к настоящим общественным катаклизмам (войнам, бунтам и революциям).

При этом церковь всегда с уважением и теплотой относилась к благотворительству и благотворителям, а истории известны случаи святых, бывших очень богатыми людьми, и грешников, шедших на преступления от своей нищеты. Много есть случаев, когда бедные из зависти и ложном чувстве справедливости разрушали, крушили и громили нажитое добро более богатых людей, беря на душу грех. Когда-то русские считались радушными, сердечными, умеющими радоваться за других и переносить свои лишения стойко и с достоинством. Современные же бедняки предпочитают равенство в бедности и жестоко наказывают всяких по их мнению выскочек.

Что же по этому поводу говорят православные священнослужители? Они заявляют, что зависть есть величайший грех, разрушающий душу и не дающий возможности попасть в царство Божие. Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй говорил, что ни бедность, ни богатство не являются сами по себе ни добродетелью, ни грехом, и все зависит от того, чем наполнен человек, от его внутреннего мира.

Патриарх подчеркивал, что Церковь благодарна тем меценатам, которые помогают в строительстве храмов, создании богаделен, детских приютов. Однако никому нельзя забывать о том, что бедность - это искушение, она может озлобить человека, ввергнуть его в отчаяние, а порой и подтолкнуть на преступление. Поэтому, отмечал Алексий второй, задачей православных христиан и священников является преодоление бедности. Печально, что нищета находится рядом с вызывающей роскошью, а настоящий честный труд оценивается неадекватно - пенсионеры подчас лишены самого необходимого для жизни.

Что же делать?

Патриарх Московский и Всея Руси предлагает создать для искоренения бедности экономику, ориентированную на этические ценности, а также поработать над отлаживанием системы ответственности общества перед своими гражданами. Только при таких условиях, когда богатство станет результатом созидательного и самоотверженного труда, стремление к материальным благам будет уравновешиваться духовно-нравственными принципами. Ведь труд является долгом и перед людьми, и перед Богом. Митрополит Кирилл, ставший Патриархом, высказывал возмущение по поводу того, что в богатейшей интеллектуальным потенциалом и природными ресурсами стране России возмутительно низкий уровень жизни простых граждан, что порождает практический самый высокий в мире разрыв между бедными и богатыми. В связи с этим он призывал власти применить часть Стабилизационного фона на то, чтобы преодолеть нищету в стране, при этом активно стимулируя развитие инфраструктуры и инновационных технологий.

Загрузка...