docgid.ru

Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка. Зож и здоровье

С самого детства нас учат тому, что спорт - это залог здоровья и соответственно одна из составляющих здорового образа жизни. На сегодняшний день здоровый образ жизни как стиль стал очень популярным и распространенным. Люди отбрасывают в сторону вредные привычки, выходят утром и вечером на пробежки, посещают спортивные секции, занимаются туризмом, меньше пользуются транспортом и становятся здоровее.

Испокон веков, человечество преследуют различные заболевания, эпидемии, мелкие болезни. Как медицина не боролась с источниками заболеваний, с болезнетворными организмами – избавиться от них полностью мы не в состоянии, даже после многих тысяч лет, проведенных на этой планете… Мало того появляются новые болезни, которые ввиду современного экологического состояния мутируют и остаются не известными науке.

Однако даже с простыми болезнями в виде простуды, респираторных заболеваний и прочих, мы встречаемся довольно часто в повседневной жизни, что порою доставляет нам немало хлопот, проблем с работой и учебой. Большинство заболеваний переходят в активную стадию из-за не способности организма сопротивляться. Это может быть вызвано, как «усталостью» иммунной системы, так и общим неправильным образом жизни. Это могут быть как вредные привычки, неправильная осанка, нарушение режима сна, нарушение режима труда, термальное потрясение и т.д.

Если человек, здоров и крепок, ведет правильный образ жизни, то его организм способен оказывать сопротивление различного рода болезням. Но, к сожалению, не каждый способен похвастаться своим здоровьем. Поэтому его нужно постепенно укреплять, и чем раньше вы начнете этим заниматься, тем лучше! Укреплять здоровье можно различными способами. Это, например, закаливание, физическая культура, правильное питание, соблюдение правил гигиены и т.д. В этой статье мы более подробно поговорим о том почему физическая культура залог здорового образа жизни.

Утренняя физкультура

Если вы решили вести здоровый образ жизни, то возьмите за правило, каждое утро делать зарядку. Самым оптимальным способом делать ее по утрам. Для этого можно найти телеканал, который вещает утреннюю гимнастику, и повторять упражнения вместе со всей страной. Это во многом облегчит психологически ее выполнение. Можно заниматься зарядкой всей семьей, начиная новый день вместе. Даже если нет возможности попасть на утренний телесеанс гимнастики, можно вспомнить комплекс упражнений, который предлагали нам преподаватели на уроках физкультуры.

Утренняя зарядка способствует переходу организма в состояние бодрствования, способствует налаживанию всех физиологических процессов вашего организма, заряжает позитивной энергией, активизирует всю нервную систему, нормализует работу внутренних органов, находившихся до этого в стадии отдыха, дисциплинирует человека, вводят его в состояние нового образа жизни. Сделав однажды зарядку с утра, вы непременно заметите, как повысилась ваша работоспособность в течении дня.

Некоторые знатоки бега советуют после зарядки уделить некоторое время пробежке, однако здесь мнения разделяются. Одни специалисты считает что с утра бегать вредно, поскольку организм еще не полностью нормализовал свою деятельность, и это является стрессом для сердечно-сосудистой системы в первую очередь. Другие же полагают что пробежки вечером вредны для здоровья, поскольку содержание вредных веществ в воздухе увеличивается в геометрической прогрессии, а на фоне общей усталости организма после трудового дня, пробежка еще больше угнетает организм. Третьи же, не слушают ни первых, ни вторых и бегают в свое удовольствие и утром и вечером.

Занятия спортом

Конечно, не у всех взрослых людей есть время заниматься каким-либо видом спорта. Но если есть какой-то промежуток между работой и отдыхом, то почему бы не потратить его с пользой? Физические тренировки, помимо развития у организма, каких-либо определенных качеств, так же благосклонно отражаются на общем состоянии здоровья.

Человек начинает меньше болеть, чувствует себя моложе и здоровее, а постоянное общение с новыми людьми, разделяющими ваши интересы, только улучшит процесс вашего оздоровления и повысит желание возвращаться на тренировки снова и снова.

Не обязательно заниматься гиревым спортом, для того чтобы вас реже цеплял бронхит. Вы должны выбрать спорт, который вам по нраву, начиная от гимнастических занятий в тренажерном зале, заканчивая марафонским заездом на велосипеде. И пусть сначала у вас ничего не получается, поверьте, каждый кто пришел в этот зал начинал точно так же как и вы.

Активный отдых

Не стоит тратить бесценные минуты отдыха впустую. Их также можно провести с пользой для здоровья, да еще и так что вы долго не забудете свой отпуск, и будете вспоминать, как минимум, до следующих выходных. Альтернативой просиживанию на диване является туризм. Если вы не прошли подготовку туристов, не ходили в походы с огромным рюкзаком, не спали в палатке, не спускались с горы с карабином, не встречали медведя в лесу – не отчаивайтесь. Это, конечно, желательно, но далеко не обязательно. Достаточно выбраться с семьей или друзьями на природу, поиграть в футбол или волейбол, на берегу озера. Даже собирая хворост для костра вы активно улучшите свое здоровье. Помимо того что воздух на природе более чист и более полезен, чем городской, вы также так или иначе занимаетесь различными физическими упражнениями даже не замечая этого, а к тому же делаете это вместе со всеми.

Активный отдых, способствует повышению настроения, трудоспособности и общего состояния организма. Свежий воздух активизирует работу сердечно-сосудистой и иммунной систем. Вы становитесь свежее, моложе, и снова наполнены силами перед новыми трудовыми буднями. А ко всему прочему посвящаете свое драгоценное время тем, кто вам дорог.

«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком -
Умным,
Красивым и Здоровым»
(Эммануил Кант)

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

И, уважаемые родители, вы должны помнить: то чему вы научите своих детей, они понесут в свои семьи. А ведь мы хотим, чтобы семьи наших близких были здоровы. Я всегда удивляюсь тому, что каждый знает, что самое дорогое- это здоровье. Но мало кто находит силы за ним следить, когда оно еще есть. Когда заболеем, тогда бежим по больницам, жалуемся, а ведь во многом мы сами виноваты.

Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий нашей жизни. Как и большинство родителей, вы предвкушаете радость и счастье материнства и отцовства. Вместе с тем вы представляете себе все те трудности и заботы, которые появятся в вашей жизни. Для того чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить человека, который оправдает ваши надежды и чаяния, потребуется немало сил, умения и терпения.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья,
  • отсутствие вредных привычек,
  • правильное питание,
  • толерантное отношение к людям,
  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле — здоровый дух".

Здоровая семья - здоровая нация

Задача государства - растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Мы попытались в этом разобраться.

Оказалось, что прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

В наше сложное время - время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате - избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.

Устранив, так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний (курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

Необходимо также помнить, что спорт - это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже - основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому - все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 - 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% - экологическими, на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной.

Образ жизни - это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части - ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии - здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

  • «Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».
  • «Здоровый образ жизни... можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».
  • «ЗОЖ - это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».
  • «Здоровый образ жизни - это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».
  • «Под здоровым образом жизни... понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».
  • «Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».
  • «Здоровый образ жизни - мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода - НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

  • устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;
  • созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;
  • восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы - солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;
  • развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ: Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

  • умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;
  • владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Деловая игра с родителями: «Здоровый образ жизни - залог здоровья»

Тема : « Здоровый образ жизни - залог здоровья »

Цель : Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни , ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей , повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Участники : родители , воспитатели.

Предварительная работа.

1. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье » .

2. Оформление выставки литературы и других материалов по теме

3. Выставка рисунков детей «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение»

4. Изготовление журнала здоровья (рецепты полезных блюд, игры с детьми, советы по ЗОЖ….)

5. Оформление родителями стенгазет «Секреты здоровья »

Ход занятия

Добрый день дорогие друзья и уважаемые гости! Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение.

Сегодня мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней - Здоровый образ жизни !

Здоровье человека-это главная ценность в жизни . Его не купишь ни за какие деньги!

Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты , не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач , не сможете полностью реализоваться в современном мире, а также не сможете воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными . Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом « Мы за здоровый образ жизни

Прежде всего, мы вспомним, что такое здоровье, его основные компоненты и факторы, влияющие на состояния здоровья.

Показ презентации «Компоненты здоровья»

Приглашаю вас сесть в круг. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех :

«Мой ребенок здоров , если я…» (Ответы родителей )

Очень хорошо! Здоровый образ жизни - образ жизни человека , направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья .

Не зря говорят в здоровом теле – здоровый дух ! Давайте и мы с вами укрепим свое тело. Я предлагаю вам сделать несколько упражнений, которые можно делать совместно с детьми.

Спасибо за ответы и рассказы, а сейчас я предлагаю вашего вниманию несколько здоровьесберегающих технологий. Встали все в круг.

Физкультминутка :

Вот проснулся глазик, а за ним другой.

Будем просыпаться всей семьей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)

Солнце встало за окошком,

Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)

Чтоб была красивой спинка,

Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны по швам

И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)

Вдох и выдох, наклонились.

Всем спасибо, потрудились!

А сейчас мы сделаем самомассаж по Уманской для детей в стихах

ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ.

Я здоровым стать хочу , сам себя теперь лечу.

Пальчик мой волшебным стал.

Я легонько им прижал

Точку первую, она – в центре грудки у меня.

Покрутил и отпустил, пальчик вверх переместил.

Здесь, в ложбинке притаилась точка два, в нее вместилась

Сила и иммунитет – удивительный дует.

Чтоб головка не болела, точку три найду я смело :

Где затылок, чуть пониже на спине есть бугорок,

Самый круглый позвонок.

Есть еще двойные точки.

Там где бровки, там, где щечки,

За ушами, где духами мама мажет по утрам,

И чуть ниже, с боку шеи, я найти ее сумею,

Если пальчик опущу и легонько покручу.

На руках их тоже две.

Ты найдешь их в глубине между пальчиком большим

И стоящим рядом с ним.

Я закончил процедуру, посмотрите на меня,

Как я весел и здоров , мне не нужно докторов!

Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом

Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина, Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся. И не отвлекайся.

По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они, Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй. Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа, Палочку катать охота.

Веселее ты катай. Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть .

Скажем все : «Спасибо!» Ноженькам своим.

Будем их беречь мы. И всегда любить.

Теперь поиграем с вами в игру «Верю - не верю » (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья ? (да)

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду?

Дыхательная гимнастика

«Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

-«Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет : «Ба-бо-бу» .

Закаливание. Босоножье - Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Заключительная часть

Наше занятие подходит к концу, завершим нашу встречу упражнением «Додумай историю» . Вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами :

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….(Обсуждение)

Также, в заключении, хочу сказать, чтобы получить ожидаемый результат, самомассаж в детском саду и дома должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку, организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.

Родителям раздаются памятки «Кодекс здоровья»

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье - залог здоровья ребенка»

В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.

Издревле люди при встрече желали друг другу здоровья: «Здравствуйте», «Доброго здоровья! ». И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье дороже богатства», «здоровье не купишь», «Дал Бог здоровья, а счастье – найдем».

Действительно, здоровье необходимо любому человеку. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия. В большей степени здоровье человека зависит от него самого. «Жизнь долга, если она полна», - говорят в народе. Один из главных показателей здоровья – продолжительность жизни. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. В конце XX века средняя продолжительность жизни в России составляла 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.

По мнению ученых, от 10 до 20 процентов здоровья заложено в нас генетически, 20% зависит от окружающей среды, 5-10% от развития медицины, а на 50% здоровье зависит от нас самих. Без здоровья очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но, к сожалению, часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот восстановить его - не просто.

Наше здоровье складывается из нескольких составляющих. Это и здоровый образ жизни, и благоприятная среда обитания, и рациональное питание (с условием обеспечения безопасности пищевых продуктов и воды, и эффективная демографическая политика.

Доказано, что более половины всех болезней взрослый приобретает в детские годы. Причем наиболее опасный возраст – от рождения до 16 лет. Сбереженное и укрепленное в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно, даст возможность выбрать профессию по душе и призванию, не ограничивая выбор состоянием здоровья.

Давайте вместе вспомним пословицы и поговорки о здоровье. Я начинаю, а Вы продолжайте.

Береги платье снову, а здоровье (смолоду) .

Тот здоровья не знает, кто болен (не бывает) .

Болен – лечись, а здоров (берегись) .

Забота о здоровье – лучшее (лекарство) .

Здоровье сгубишь, новое (не купишь) .

Двигайся больше – проживешь (дольше) .

После обеда полежи, после ужина (походи) .

Здоров на еду, да хил (на работу) .

Лук семь недугов (лечит) .

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и для нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Для формирования всех качеств в нашем детском саду регулярно проводятся физкультурные занятия с использованием разнообразного спортивного оборудования, закаливающие мероприятия, такие как ежедневные прогулки, утренние гимнастики, бодрящая гимнастика. Питание детей соответствует нормам СанПИна.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.

Назовите, пожалуйста, два основных компонента режима дня (ответы родителей). Прогулка и сон. Дети должны гулять не менее 2 раз в день по 2 часа, летом – неограниченно. Сон особенно необходим ослабленным детям, важно, чтобы малыш засыпал и днем и вечером в одно и то же время.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы: они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.

Древние греки, например, мало болели и долго жили. Отчего же им так везло? А всё очень просто: пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили только после 30 лет и то разбавленное. Но самое главное – с раннего детства до преклонных лет закалялись и пребывали в движении. Дети у древних греков, учась в школе, полдня занимались науками, а полдня – физкультурой.

А в далекие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить, бегать, охотиться. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо двигаться.

Сейчас такой необходимости практически нет. Автомобиль, магазины на каждой улице, телевизор, компьютер значительно облегчили физические нагрузки, создав малоподвижный образ жизни. На один просмотр телевизора мы тратим по 16, 20 и даже 30 часов в неделю. 30 часов неподвижного сидения у экрана – это много! При такой низкой двигательной активности можно подхватить гиподинамию (пониженная подвижность).

Полноценное питание – вот еще один аспект здорового образа жизни, включение в рацион продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую кашу, овсяную кашу.

Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Человек, который с детства приучает себя к правильному образу жизни, вырастет здоровым и сильным. Чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить простуде все пути к своему организму, обязательно нужно использовать самое уникальное природное средство – закаливание. Закаленный человек мало подвержен любым заболеваниям, поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека (в разумных пределах) очень полезно.

Но прежде чем приступить к закаливанию, необходимо усвоить пять правил:

1. Прежде чем приступать к закаливанию, нужно избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин, насморка и т. д.

2. Закаливание должно быть постепенным, то есть температуру воды, например, снижается на 1 градус каждые два дня, а не сразу на несколько градусов.

3. Закаливаться надо систематически, не пропуская ни одного дня. Если пропустишь, возвратись к предыдущей температуре.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности, ведь одному может быть полезен прохладный душ, а другому – более теплый.

5. Надо выбрать основное средство закаливания: душ, обтирание, купание, солнечные ванны или хождение босиком.

Хотелось бы еще сказать о том, что удар по здоровью ребенка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют легочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

Вместе с тем давно уже замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.

Помните, здоровье ребенка в Ваших руках!


Ведение здорового образа жизни – залог крепкого здоровья.

Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
, МАОУ СОШ №45 Калининград

Цель:

Выявить связь между ведением здорового образа жизни и уровнем здоровья учащихся.

Задачи:

1.Определить составляющие здорового образа жизни;

2.Оценить состояние здоровья учащихся;

3.Выявить факторы, укрепляющие здоровье;

4.Способствовать укреплению здоровья учащихся, используя полученную информацию.

Методы: изучениетеоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Главное – здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.
Жизнь человека во многом зависит от состояния здоровья организма. Практически все стороны деятельности личности – производственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие – в конечном счете, определяются уровнем здоровья. Если рассматривать удельный вес условий, определяющих состояние здоровья, то оказывается, что здравоохранение, медицинская активность составляет -10%; внешняя среда, природно-климатические условия (экология)– 20%, генетика, биология человека(наследственность) – 10%, образ жизни – 60%.

Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.

Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный – здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье), условия общественной жизни (социальное и природное), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства.

Ценностный подход требует учитывать мотивационно - личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

Соблюдение режима труда и отдыха;

Соблюдение режима питания и сна;

Соблюдение гигиенических требований;

Организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

Отказ от вредных привычек;

Культура межличностного общения;

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциалы; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Образ жизни - это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения. В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела и пр.

Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации работы (учебы), отдыха, в повышении квалификации, в физической и психологической реабилитации и т.п.

Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие и др.

Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.

Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек и пр. Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни.

Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает человеку внешнюю привлекательность стройностью фигуры и атлетичностыо), но сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности при прочих равных условиях у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее. Физическая тренировка способствует росту функциональных резервов организма, благодаря чему он оказывается более адаптированным к тем чрезмерным мышечным нагрузкам, которые ему приходится порой выполнять.

Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебной или производственной работой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т.д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья.

Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере выполняло эти функции, питание должно отвечать определенным требованиям, среди которых главными являются следующие условия: а) оно должно быть максимально натуральным; б) соответствовать анатомо-физиологическим особенностям данного человека и выполняемой им работе; в) не превращаться в культ, а оставаться прежде всего потребностью, а лишь затем - удовольствием. При несоблюдении указанных требований у человека нарушается деятельность не только пищеварительной системы, но страдают практически все функции организма. В результате снижается уровень здоровья, сопротивляемость инфекции, работоспособность; развиваются многие заболевания, в том числе и такие, как ожирение, диабет, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и многие другие.

Закаливание и тренировка иммунитета. В настоящее время большинство пропусков занятий школьниками и случаев заболеваемости у людей трудоспособного возраста связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что человек вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что люди, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче.

Четкий режим жизни. Все поведение человека, выполнение им своих обязанностей, как и досуг, сон должны подчиняться определенной закономерности, которая бы соответствовала требованиям:

любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма;

в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями и т.п.

Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

Психосексуальная жизнь является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение вести рациональную психосексуальную жизнь (и речь идет не только непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.

Отказ от вредных привычек, к которым относят регулярное употребление веществ и продуктов, наносящих вред здоровью человека. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотические продукты, токсические вещества и др. Каждое из них не только при систематическом, но порой и при однократном употреблении вызывает серьезные нарушения в деятельности организма, из-за чего они и получили название «вредных», а их постоянное употребление называют «вредными привычками».

Чаще всего употребление вредных веществ связано с их способностью затормаживать сознание человека, которому теперь кажется, что для него перестали существовать какие- то жизненные проблемы и неприятные обстоятельства. Но после окончания действия таких веществ, уже нанесших вред здоровью, проблемы по-прежнем}" остаются, а здоровье и время, которое можно было бы использовать для их разрешения, оказываются потерянными.

Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается не только кожных покровов, но и волос, ротовой полости, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, обучения, питания и др. Рекомендации, как следует поддерживать чистоту своего тела и такой окружающей обстановки, которая бы не вредила здоровью человека, дает наука гигиена.

Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, с одной стороны, как предупредить их возникновение, а с другой, если опасная ситуация возникла, то как себя вести в ней с наименьшим ущербом для здоровья.

«Самооценка состояния здоровья учащихся».

Цель: научиться оценивать функциональное состояние ор­ганизма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений вы­явить зависимость состояния здоровья от особенностей психо­социальных условий жизни и режима дня.
Проводилась самооценка состояния здоровья в 7 классе еже­дневно, в течение 2 недель четко фиксировались результаты каждым учащимся в таб­лицу (см. приложение 1)
В выполнении практической работы №1были задействованы 24 учащихся 7 «Г» класса.

После обработки материалов был проведен анализ, на основании полу­ченных данных сделаны соответствующие выводы о характере зависимости состояния здоровья школьников от осо­бенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Оценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день. Результаты вносятся в табл. 1.(см. приложение 1) . Подсчитывается сумма баллов по пунктам 1-7 таблицы, делаются выводы о функциональном состоянии организма:
а) если сумма баллов равна (+7- +5)- высокий уровень здоровья;
б)если сумма баллов равна (+4 - +3) - средний уровень здо­ровья:
в) если сумма баллов равна +2 и менее - низкий уровень здо­ровья.

Оцениваются особенности психосоциальных условий жизни (бла­гоприятные/неблагоприятные) - пункт 8 таблицы.

Оценили соответствие режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника - пункт 9 таблицы.

«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

I. Проанализировать свой образ жизни. Для этого из предло­женных вариантов ответа выбрать наиболее характерный для вас и соответствующий балл внести в (см. приложение 2) В выполнении практической работы№2 приняли участие 24 учащихся 7 « Г » класса.
1. Особенности питания.

    Вы всегда придерживаетесь правил рационального пита­ния и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблю­дать их для сохранения здоровья(балл = +2).

    Вы считаете, что соблюдать правила рационального пита­ния очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их на­рушить, например во время праздников и т. п. (балл = + 1).

    Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживае­тесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1).

    Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом по­влиять на здоровье

(балл = -2).

2. Особенности двигательной активности.
Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).

    Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).

    Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие; например просмотр телепередач

(балл = -1).

3. Закаливание.

Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, при открытом окне в любую погоду и др. (балл = +2).

Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в:зависимости от настроения (балл =+1).

    Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете что это важно (балл = 0).

4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и
отдыха.

    Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)

    Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т. д. (балл = +1).

    Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1).

5. Особенности эмоционального состояния.

    Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл = +2).

    Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное со­стояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в дли­тельные депрессии и пессимистическое настроение (балл = 0).

    Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоя­нии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл = -2.)

6. Жизненная позиция.

    Если какое-то событие стало причиной сильного пережи­вания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас со­бытия, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятель­ность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас за­висящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему

(балл = +2).

    Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим по­давленным состоянием (балл = -2).

    Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.

7. Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате
здоровья,
поэтому любая из них - курение, употребление

алкоголя и наркотиков - оценивается в -4 балла.

II, Определяли сумму баллов по таблице и оценивали влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;

Если сумма набранных баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;

Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно за­думаться о своем будущем, поскольку такой образ жизни на­правлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическая работа № 1

а) Высокий уровень здоровья - 23% учащихся;

б) средний уровень здоровья - 56 %;

в) низкий уровень здоровья - 21 %.

Практическая работа № 2

а) Образ жизни, способствующий укреплению здоровья -
22 % учащихся;

б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося
уровня здоровья, но не способствующий его укреплению - 25 %
учащихся;

в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья -53% учащихся;

Выводы.

Так как у 56 % учащихся средний уровень здоровья, а 53 % ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, счи­таем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни. Способствовать укреплению здоровья учащихся, используя полученную информацию.

1.Ознакомить всех родителей и учащихся с результатами практических работ.

2.Подготовить выступления для родителей о влиянии –

Соблюдения режима питания и сна;

Культуры межличностного общения;

на укрепление здоровья детей.

3. Организовать ежедневное проведение утренней гимнастики.

4. Соблюдать режим питания.

5. Соблюдать гигиенические требования (проветривание, озеленение классных комнат и т. д.)

7.Обратиться к администрации школы с просьбой об органи­зации приёма кислородного коктейля учащимися в медицинском кабинете.

Литература

1.Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т Здоровье и окружающая среда. – М: НПЦ «Экология и образование», 1992.

2.Жданова, Ю. В. Формирование здорового образа жизни [Текст]: практические работы / Ю. В. Жданова // Биология в школе. - 2004. -№2. - С. 38-43.

3. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] / И. Д. Зверев. - М.: «Просвещение», 1983.

4.Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского орга­низма [Текст] /Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. - М: «Просве­щение», 1986.

5.Найк А. Я и моё тело.- М: «Олимп», «Астрель», «АСТ»,2000.

Приложение 1

Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день (п/р №1)

Исследуемые показатели

Результаты оценки

Оценка в баллах

1.Самочувствие

а) хорошее (ощущение бодрости, силы)

б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)

2.Настроение

а) приподнятое

б) удовлетворительное

в) подавленное

3.Аппетит

а) хороший

б) плохой

4.Умственная работоспособность

а) высокая

б) средняя

в) низкая

5.Частота сердечных сокращений (ударов в минуту)

а) менее 75

б) от 75 до 85

в) более 85

а) дающий ощущение бодрости и отдыха

б) поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущения отдыха.

7.Болевые ощущения

а) отсутствовали

б) присутствовали

Сумма баллов:

Высокий уровень здоровья – сумма баллов (+7 - +5)

Средний уровень здоровья – сумма баллов (+4 - +3)

Низкий уровень здоровья – сумма +2 и менее

8.Особенности психосоциальных условий жизни

а) были ли ссоры или конфликты с друзьями:

б) особенности психологического климата в семье:

Спокойный, благоприятный

Напряжённый, конфликтный

в) особенности эмоционального состояния:

Радость, положительные эмоции

Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции

Сумма баллов:

Оценка психосоциальных условий:

Благоприятная - сумма баллов +2 и выше

Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже

9. Особенности режима дня

а) продолжительность сна:

Более 8 ч

Менее 8 ч

б) утренняя зарядка:

Выполнялась

Не выполнялась

в) прогулки на свежем воздухе:

Имели место

не имели места

г) время затрачиваемое в течении дня на просмотр телепередач или игры на компьютере:

Менее 2 ч

Более 2 ч

д) занятия спортом, физическими упражнениями:

Выполнялись

Не не выполнялись

Сумма баллов:

Оценка режима дня:

Соответствует гигиеническим требованиям (+4,+3)

Не соответствует (+2 и менее)

Приложение 2.

Самооценка факторов образа жизни,

влияющих на здоровье(п/р№2)

Факторы образа жизни

Оценка в баллах

1.Особенности питания

2.Физическая активность

3.Закаливание

4.Режим дня, правила труда и отдыха

5.Особенности эмоционального состояния

6.Жизненная позиция

7.Вредные привычки

Употребление алкоголя

Употребление наркотиков

Сумма баллов:

Физминутки для различных групп мышц.

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Загрузка...