docgid.ru

Зачем незрячему байкал. «Cтереотипы об инвалидах мешают нам жить. Упражнение «Паутина предрассудков»

У Эми и Бена двое детей с синдромом Дауна. Когда они поняли, что в будущем у их малышей Битти и Бо практически нет шансов устроиться на работу, супруги решили исправить ситуацию. Два года назад они открыли кофейню, где работают 40 сотрудников с инвалидностью. Эми считает, что ее заведение стало «мостиком», который сближает ее подчиненных с обычными людьми.

66-летний волонтер следит за безопасностью и заряжает детей позитивом

Эрлу Тейту 66 лет, и он школьный регулировщик на северо-востоке Уимблдона последние 19 лет. Свою работу он выполняет бесплатно и любит ее.

Каждый день Эрл встает в 4.30, чтобы следить за безопасностью детей, ожидающих школьный автобус. С 6 до 8.15 он помогает старшеклассникам, ученикам средней школы и, как он их называет, малышам начать свой учебный день.

То короткое время, что Тейт проводит с детьми, он не просто наблюдает за ними. Он учит их языку жестов, поет импровизированные песни, а весной приносит скакалки и гантели, чтобы школьники могли сжечь лишнюю энергию.

«Он всегда шутит, и в эти моменты я счастлива. Он всегда спрашивает, все ли у меня хорошо», – рассказывает 12-летняя Абигейл Даунер. Еще Тейт проверяет, как она помнит таблицу умножения.

Тереза Барретт, учительница в детском центре LJ’s Playpen Academy, вспоминает, что Эрл помогал ей переходить улицу, когда она еще сама ходила в начальную школу. «Встреча с ним заряжает нас на весь день», – рассказывает она. «Невозможно найти человека в этой части города, который не знал бы нашего Эрла».

Страсть 66-летнего волонтера к безопасности дорожного движения связана с его детством.

Ему было 5 лет, когда его сбила и протащила 30 футов (около 9 метров) машина. Мальчик был тяжело ранен, провел в коме 1,5 месяца, а его правая половина тела была парализована.

Но травма не смогла убить оптимизм Эрла. «Те, кто смотрит на жизнь негативно, позволили победить себя», – говорит он. «Но те, кто мыслит позитивно, могут претендовать на победу. Это я. Я научился быть позитивным».

Прическа и макияж для 97-летней сестры

Ролик, размещенный в паблике Love What Matters, стал вирусным и был просмотрен более 30 миллионов раз. В видео две пожилые женщины с любовью и заботой делают прическу своей старшей сестре, которая получает хосписный уход дома.

«Моя 97-летняя бабушка все еще любима своими сестрами, им тоже больше 90 лет. Когда мои сестры состарятся, я тоже буду расчесывать их волосы и буду уверена, что они хорошо выглядят даже в конце жизни», – рассказала внучка женщины, опубликовавшая видео.

Поддержка и любовь сестер в сложный момент вдохновила многих читателей. К видео было оставлено более 130 тысяч комментариев, и многие подписчики поделились своими историями.

«Как человек, который ухаживает за теми, чьи дни на исходе, я очень горжусь тем, что забочусь о прическе своих подопечных до последних дней или даже часов жизни», – рассказала Эрин Маклейд. «Нельзя упускать то, что было важно для человека, особенно если он сам уже не может сделать это. Для некоторых дам свежая одежда и чистое лицо – это самый большой акт уважения к их достоинству, которым вы можете поддержать их в этот сложный момент».

«Когда моя бабушка была в хосписе, я ездила к ней каждую субботу на День красоты. Я делала ей укладку и легкий макияж. Так мы весело проводили время 18 месяцев. Она была прекрасна, и я скучаю по ней», – рассказала Лиза Браун Джонс.

Сотрудники с инвалидностью успешно работают в уютной кофейне

Секрет успеха кофейни «Кофе Битти и Бо» в Уилмингтоне, штат Северная Каролина, в его уникальных сотрудниках. Практически все сотрудники заведения имеют инвалидность – от синдрома Дауна и аутизма до ДЦП. Для многих из них кафе – это первое место работы и особый повод для радости.

На создание кофейни его владелицу Эми Райт вдохновили собственные дети: у двоих из четырех, Бо и Битти, синдром Дауна. С рождением особенных детей Эми и ее муж Бен старались защищать права таких людей, но заставить окружающих изменить свое восприятие было очень сложно.

«Казалось, мы плывем против течения. Мы решили «жить громко» и показывать всем нашу жизнь, потому что люди боятся того, чего не знают».

Когда Эми узнала, что 70% людей с ментальной инвалидностью и нарушением развития не работают, она решила исправить положение. Бен нанял в свой офис несколько людей с инвалидностью, а Эми создала некоммерческую организацию, чтобы помочь им искать работу. Но в один момент она поняла, что у нее есть сотни людей, которых надо трудоустроить, и практически нет работодателей. Тогда она решила открыть свое дело.

«Меня как молнией поразило – это должна быть кофейня!» – рассказывает Эми. «Я решила, что это будет идеальное место, чтобы сделать людей ближе друг к другу. Когда наши посетители увидят, как сотрудники принимают заказы, они поймут, насколько эти люди способны».

Заведение «Кофе Битти и Бо» открылось в январе 2016 года. Благодаря публикациям в прессе оно быстро стало популярным, и через полгода Эми пришлось искать помещение побольше.

Сейчас в кофейне работает 40 людей с инвалидностью и два менеджера с дипломами в области специализированного образования. Эми гордится, что качество обслуживания у них на уровне других подобных заведений.

«Время ожидания в нашей кофейне такое же, как и у наших конкурентов, – рассказывает она. – Наши сотрудники научились хорошо выполнять свою работу и всегда спешат друг другу на помощь».

Главным достижением Эми считает то, что кофейня «помогает обычным людям общаться с людьми, имеющими инвалидность». «Здесь безопасное место, где люди могут присмотреться к ним и осознать, что у нас больше сходств, а не различий. Это главная цель нашей работы».

Инвалидность возникает, когда физические, сенсорные, умственные нарушения сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. С одной стороны, общество отказывает инвалидам в половой принадлежности, и самая простая иллюстрация тому – это знаки на туалетах в общественных учреждениях на Западе (рис. 1). Отметим, что в России инвалидам-колясочникам вообще отказано в общественной деятельности ввиду изобилия физических барьеров, отсутствия специально оборудованного транспорта, въездов в здания, лифтов и мест общественного пользования.

Рис. 2. Обозначения общественных туалетов:

для мужчин, женщин, инвалидов

С другой стороны, гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей. Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.


Гендерная идентичность инвалидов в России во многом принимает форму в рамках тех ограничивающих социальных институтов, в которых оказывается мужчина или женщина, но через личностное освобождение и коллективное участие происходит трансформация негативного общественного мнения об инвалидности. Гендерная идентичность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчине и женщине. Отметим, что сексуальная идентичность инвалидов выступает дополнительным способом конструирования идентичности гендерной и оказывается под еще более пристальным контролем общества. Это выражается в медикализации сексуального опыта инвалидов (большей частью речь идет о мужчинах), чья сексуальность рассматривается как проблематичная, а также в репрезентациях их сверхмаскулинной сексуальности. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и «здоровых» в сочетании с ростом зависимости от специалистов социального обеспечения. Главное препятствие полноценной независимой жизни инвалидов, в том числе и сексуальной, – это представления об инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и им нужно сочувствовать, «которым чего-то не хватает», то есть отождествление их с неполноценными людьми. Исторически сложившиеся стереотипы об инвалидах как о вечных детях (незрелы и асексуальны), требующих постоянной протекции и лечения, сексуально проблематичных и якобы опасных воспроизводятся в массовом сознании, политическом и академическом языке. В средствах массовой информации или кино чрезвычайно редки позитивные репрезентации инвалидов, которые просто рассказывают что-то интересное о своей профессии, обучении, политической активности или о себе в роли родителей. В результате родители детей-инвалидов, воспитатели, медики, да и сами инвалиды полагают, что секс и инвалидность не могут сосуществовать. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как любые другие граждане. В России ассоциации и группы самопомощи инвалидов развиваются в разной степени в различных городах. Приведем лишь несколько примеров: это организации инвалидов-колясочников в Москве и Самаре, общественные организации инвалидов-афганцев в Санкт-Петербурге, организации инвалидов в Перми и Нижнем Новгороде, ассоциации родителей детей-инвалидов в Москве и Санкт-Петербурге. В социальной работе и социальной реабилитации необходимо сотрудничать с общественными организациями инвалидов, представляющими важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования жизенной позиции инвалидов.



Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы. Исследования показывают, что женщины с инвалидностью нередко подвергаются двойной дискриминации – при приеме на работу, при поступлении в образовательные учреждения – ввиду их инвалидности и половой принадлежности. Социальное обслуживание инвалидов должно носить нон-дискриминационный характер, следует выявлять и преодолевать те гендерные стереотипы в профессиональной практики социальной работы, которые унижают человеческое достоинство и ограничивают жизненный выбор.

Например, в обществе господствуют следующие стереотипы: образ жизни инвалидов якобы коренным образом отличается от обрза жизни других людей; многие инвалиды не способны вступать в интимные отношения; инвалиды не могут быть родителями; инвалидам всегда требуется помощь… и так далее. На самом деле инвалиды посещают школы, денятся и выходят замуж, работают, имеют семьи, стирают, ходят в магазины, смеются, плачут, платят налоги, сердятся, имеют предрассудки, голосуют, планируют и мечтают, как все другие люди. Любой человек может вступать в интимные отношения, многие инвалиды могут рожать или усыновлять детей. Инвалидам, как и всем другим людям, присущи признаки их пола. Многие инвалиды достаточно самостоятельны и способны сами оказывать помощь.

Распространению стереотипных представлений способствуют средства массовой информации, которые нередко видят свою задачу в том, чтобы вызвать у публики жалость и сочувствие к инвалидам, получить для них финансовую поддержку. В связи с этим материалы об инвалидах носят, как правило, односторонний характер: всячески подчеркиваются сложности, вызванные нетрудоспособностью, трудности работы людей с ограниченными возможностями и мало освещается положительный опыт – достижения инвалидов в труде, их успехи в жизни. Акцент делается либо на том, как отважен человек в преодолении своего недуга, либо на том, какой травмой для семьи становится появление на свет неполноценного ребенка. Снова и снова человек с разного рода физическими недостатками предстает в виде жалкого и несчастного существа, очень редко инвалиды представлены как профессионалы, участвующие в общественно значимых событиях, в принятии решений.

Если социальный работник сумеет распознать и опровергнуть подобную стереотипную идеологию, то тем самым он или она подтвердят собственный профессионализм. Ведь социальная работа и социальная реабилитация предполагают активизацию ресурсов клиента, создание условий для независимой жизни, уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека. Вот несколько рекомендаций относительно того, как вести работу с проблемами инвалидов, взаимодействовать с людьми, имеющими ограниченные возможности.

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь. Вероятно, человек в инвалидной коляске подскажет вам, что и как нужно сделать. Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать. При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку. Если в разговоре принимает участие несколько собеседников, обращайтесь лично к человеку в инвалидной коляске, чтобы не исключить его из общения. Наклонитесь или присядьте (если беседа краткая), расположитесь рядом с ним на стуле (если беседа продолжительная) так, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.

Проверьте себя – не используете ли вы стереотипы и обобщения, не вызывает ли ваше описание жалость и не усиливает ли впечатление болезненности? Если вы говорите или пишете о людях с физическими недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того, чтобы сказать «жертва такой-то аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…». Неверным является противопоставление «нормальный»-«инвалид» или «инвалид»-«здоровый», поэтому лучше говорить о людях с инвалидностью и без оной. Никогда не применяйте слова «неполноценный», «калека», «больной», «эпилептик», «полиомиелитик», «дэцэпэшник», «даун», другие ярлыки и жаргонизмы.

Акцент следует делать не на болезни, а на человеке и социальных условиях. Говоря о каких-либо трудностях, с которыми сталкиваются инвалиды, делайте акцент не на физическом и психическом состоянии конкретного человека, а на социальном аспекте проблемы (например, недоступность некоторых общественных зданий и городского транспорта для человека в инвалидной коляске).

Избегайте таких обобщений, из которых следует, что женщине, даже если она инвалид, меньше нужна помощь, чем мужчине, только потому, что она женщина, и наоборот, что инвалид-мужчина стойко и смело переносит все трудности, потому что он мужчина. Старайтесь оценивать ситуацию с учетом мнений самих инвалидов. Избегайте делать предположений о том, как чувствуют себя инвалиды – узнайте об этом у них самих.

Консультируйтесь с инвалидами и их организациями по проблемам, влияющим на их жизнь. В этих вопросах они эксперты. Если вы приглашаете на встречу представителей общественной организации инвалидов, постарайтесь добиться, чтобы среди представителей были не только мужчины, но и женщины. Проследите, чтобы эта встреча проходила в месте, до которого инвалиды могут беспрепятственно добраться, обеспечьте присутствие волонтеров, чья помощь может понадобиться в тех ситуациях, когда мобильность инвалидов затруднена.

"Слушай, а ты тоже будешь писать в духе, мол, какой он герой, сам себе рубашку застегивает, мимо петелек не промахивается. И даже когда чай наливает, прямо в кружку попадает?"

Как признается Евгений Ведерников, когда так журналисты пишут, это поначалу вызывает улыбку, а потом начинает и немного напрягать. "Мы же не беспомощные, не надо нас жалеть". И в самом деле, Евгений в свои 33 года неплохо зарабатывает, купил квартиру в ипотеку, вместе с женой они постоянно совершают какие-то путешествия, - ходят в горы, плавают в кратере вулкана, ныряют в прорубь...Сейчас вот собираются поехать на Байкал. И жена Елена у него, к слову, умница и красавица, недавно получила приз в одной из номинаций конкурса красоты "Уральская невеста". У нее два высших образования. И все это при том, что и Евгений, и Елена - оба незрячие. Абсолютно, с рождения...

Что такое экстрабилити

Как признается Евгений, отношение общества к инвалидам за последние пять-десять лет изменилось кардинально, все меньше деления на "мы" и "они", но местами все еще полно стереотипов.

Мне, например, в свое время надоело, что родители меня все время жалели и опекали. "Вот тебя собьет трамвай, вот ты порежешь себе руку..." В итоге я уехал и стал жить самостоятельно. Но кто-то этими настроениями заражается и постоянно рыдает над собой: пенсия маленькая, кому мы, инвалиды, нужны? В итоге небритый-нечесаный сидит дома, и родители кормят его чуть ли не с ложки".

Все, по словам Евгения, идет изнутри человека. "Ну что ты ноешь, руки-ноги целы - значит, можешь работать".

Сам он работает массажистом в детской поликлинике, жена - психологом, коучером. Много занимаются общественной жизнью. И личным примером продвигают жизнеутверждающую философию "экстрабилити" (от англ. - сверхспособности), набирающую популярность сегодня в стране и мире. Ее смысл в том, что человек с инвалидностью не только может вернуться к жизни в обществе, но и активизировать особые внутренние возможности, скрытые в каждом человеке. У незрячих, например, очень развито воображение, образное мышление. У глухих - особая способность фокусироваться и т.д. И это можно активно использовать как преимущество. Звучит на первый взгляд нереально, почти как в кино. Сейчас, к слову, как раз по ТВ идет сериал про следователя, который стал слепым, но, благодаря открывшимся новым способностям, продолжает раскрывать самые сложные преступления. Но Евгений и Елена доказывают, что вести совершенно нормальный образ жизни, будучи незрячим, - это норма, а не кино. Что инвалидность это не недостаток, а ресурс.

Евгений Ведерников не понимает словосочетания "ограниченные возможности". Фото: архив семьи Ведерниковых

Роман с продолжением

Евгений человек с отличным чувством юмора, на порядок позитивнее и энергичнее многих здоровых людей. Ему не стесняешься задавать и совершенно "некорректные" вопросы: "Скажи, зачем тебе ехать на Байкал, если ты его все равно не увидишь?"

Как зачем, удивляется он, главное ведь эмоции, ощущения, которые ты испытываешь, а они передаются от окружающих, от общей атмосферы вокруг, от того, что ты слышишь и чувствуешь.

Конечно, я никогда не видел Кавказ, например, но я все отлично чувствовал, когда мы туда приехали, какой там воздух, как держишься за уступы, стираешь обувь в горах, как, затаив дыхание, прыгаешь в кабинку на канатной дороге. Это же все равно, что зрячему читать захватывающий роман, - тоже не видишь, но выстраиваешь картину мира в своем воображении.

Ников Вуйчичей много!

Евгений говорит, что сегодня все больше людей с инвалидностью живут не просто полноценной жизнью, но и куда более насыщенной, чем иные здоровые. "Все знают Ника Вуйчича, но Ников сегодня уже много". И они заставляют перестать ныть и выйти из дома. Ломают и стереотипы у окружающих здоровых людей.

Сегодня активно продвигается инклюзивное образование, и для многих учителей шок, ну как в классе будет учиться ребенок-инвалид, что я с ним буду делать, вдруг его еще больше покалечат на перемене и т.д. Но мы ездим в школы, в лагеря, занимаемся с детьми, например, проводим для них квесты с закрытыми глазами и понимаем, что у детей-то как раз меньше стереотипов, они готовы на равных общаться, и с удовольствием воспринимают все новое. А вот взрослым как раз сложно вырваться из привычных рамок восприятия, - говорит Евгений.

Интересно, что...

Разные типы инвалидности стимулируют развитие разных компенсаторных способностей.

У незрячих:

способность действовать в ограниченном количестве информации,

воображение,

коммуникабельность и навыки самопрезентации,

мобильность и стремление к движению,

обостренные обоняние, осязание, внимание к звуковой информации,

доверие к миру.

У глухих:

развитые визуальные навыки,

высокая способность фокусироваться.

У людей на инвалидном кресле:

усидчивость,

способность планировать и тщательно организовывать логистику,

коммуникабельность.

У людей с ментальными отклонениями:

искренность,

способность стимулировать собеседника четко выражать свои мысли,

высокая трудоспособность,

любовь к труду.

Прямая речь

Елена Леонтьева, председатель общества инвалидов на коляске Екатеринбурга:

Думаю, и инвалидам нужно иногда задуматься, а правильно ли они себя ведут, если уж мы говорим об обществе равных возможностей и отношений. Недавно в ресторан Екатеринбурга не пустили парня на коляске, сославшись на дресс-код, прошла волна возмущения. Но когда я разобралась, встала на сторону заведения. Он приехал в кафе в спортивных штанах, вел себя так, будто ему все должны. Говорю ему, ну что, ты брюки не мог надеть, почему для тебя должно быть исключение? Поняли друг друга, недавно увидела его на одном из мероприятий, улыбается, посмотрите, говорит, я новые джинсы купил.

На самом деле, отношение к инвалидам стало принципиально иным, пусть и не везде еще создана доступная среда, пандусы, поручни и т.д. Отношение людей другое. Мне, например, постоянно предлагают помочь - в магазине достать товар с верхней полки, поднять коляску возле дома. Причем часто предлагают дети, что особенно приятно. Признаюсь, иногда помощь и не особо нужна, но я не отказываюсь, - ну как откажешь людям в их добрых побуждениях.

У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! — говорит Юлия Ефимова, призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Где взять сил для победы.

С Юлией Ефимовой корреспондент «АиФ в Омске» договорилась встретиться в Центре паралимпийской подготовки накануне международного Дня инвалидов. Юлия — призёр множества чемпионатов и кубков по фехтованию среди инвалидов-колясочников.

Пока ждала девушку, рассматривала в спортзале тренажёры – это инвалидные кресла, накрепко прикрученные к полу. Рядом набор спортивного оружия — рапиры и шпаги. Признаться, я заранее испытывала чувство неловкости — неизвестно, как девушка отреагирует на вопросы, которые собираюсь ей задать. Хотелось откровенного разговора, но как это сделать, чтобы не обидеть Юлю? Поэтому, когда в спортзал на своих ногах вошла молодая спортивная девушка, сильно удивилась, и в первый момент подумала, что встреча не состоится.

— Да не удивляйтесь вы так, — рассмеялась Юля. – У всех стереотип, если инвалид, то вид должен быть жалким. Я хожу на протезе. И не вздумайте меня жалеть, а то разговора не получится! К вопросам я привыкла разным…

Мама и жена

— Юля, я знаю, что у Вас не всегда были проблемы со здоровьем, родились крепким ребёнком. Что так трагически изменило вашу жизнь?

— В шесть лет я попала в ДТП. Переходила дорогу, до тротуара буквально несколько сантиметров осталось. В общем, попала под автобус. На «скорой» привезли в больницу. Операция. О том, что у меня ногу ампутировали, я не знала. Ни врачи, ни родители просто не успели меня подготовить. Было очень страшно, когда я поняла, что произошло. Плакала, но недолго. Может, потому, что я была ребёнком, а дети легче адаптируются к новым условиям, может, просто характер такой. Но я очень скоро встала на протез, пошла в обычную школу. Занималась плаванием, окончила музыкальную школу.

— Любая женщина в первую очередь мечтает о любви, материнстве. Как сложилась Ваша личная жизнь, и были какие-то сложности в общении с противоположным полом?

— Я счастливая мама и жена. С будущим мужем познакомилась, когда мне было 17 лет. Тем летом я окончила школу, поступила в ОмГУ на факультет психологии и в один из вечеров встретила его. Как и многие окружающие, муж поначалу не догадывался, что я хожу на протезе. Конечно, мне было непросто говорить на эту тему. Я сильно комплексовала. В 17 лет прыщ, выскочивший на носу, уже кажется трагедией, а здесь…Но он всё воспринял как-то очень естественно. Наверное, именно тогда я поняла, что это мой человек. С тех пор мы вместе, нашей дочери девять лет.

— Беременность сложно протекала?

— Для меня нет! (смеётся ). Это врачам было сложно. Гинеколог посылала к травматологу, чтобы тот дал письменное разрешение на роды. Травматолог отсылал обратно, потому что не видел своих показаний. Абсурдность ситуации заключается в том, что меня всё-таки заставили принести эту справку. Рожала самостоятельно, дочь родилась здоровенькой.

В поединке

— Юля, вы уже известная спортсменка в своём виде спорта, 5 золотых медалей, занимаете второе место в турнирной таблице мирового рейтинга… А как пришли в спорт?

— Два года назад в Омске в центре развития паралимпийцев набирали группу из спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мне позвонил бывший тренер по плаванию и предложил записаться. Поначалу я отказалась. Не считаю себя инвалидом в том понимании слова, которое в него вкладывают. Возможно, даже испугалась, ведь для занятий нужно было сесть в инвалидное кресло. Но, подумав, решила посмотреть, попробовать. Так и осталась в этом спорте. На первой тренировке было сложно. Я всякий раз вздрагивала, когда направляла оружие на соперницу. Понимала, что она в защитной форме и маске, но всё равно боялась сделать больно. Через две-три тренировки привыкла. А спустя два месяца, в марте 2010 года, на Открытом кубке России заняла I место. Была очень рада и горда, но тогда ещё не думала, что фехтование станет частью моей жизни.

— Вы очень быстро стали чемпионкой. Что это – везение, способности или что-то другое?

— Возможно, кто-то решит, что фехтовать, сидя в инвалидном кресле, легко. Уверяю, это не так! Со своими соперницами я на равных. Если бы думала, что у меня перед ними преимущество, то сразу отказалась бы от участия в соревнованиях. Это не для меня. Я приемлю только честный бой. Как-то раз на тренировку заглянул муж, и я предложила ему попробовать себя в фехтовании. Он спортивный, крепкий, абсолютно здоровый мужчина — и проиграл. Ну а насчёт везения… Не уверена, что дело в этом. Просто фехтование увлекло меня, на тренировках выкладываюсь полностью. Пришлось даже оставить работу.

— Сейчас часто озвучиваются достаточно высокие суммы, которые получают наши спортсмены за победы в международных соревнованиях. А что Вам принёс спорт?

— Если говорить о материальном вознаграждении – ничего! Обещают выплатить премию за «серебро» в последнем чемпионате мира, жду… Был момент, когда я подумывала вообще забросить всё это. В детстве можно заниматься спортом, когда мама с папой обеспечивают. А мне 30 лет, сама мама. Но фехтование «затянуло» меня, и я решила перетерпеть. Когда вошла в состав сборной России, мне наконец-то стали платить зарплату, а до этого момента материальное обеспечение семьи лежало на муже. Но я рада уже тому, что у меня была возможность выехать на соревнования. Два раза поездки на соревнования оплачивала область, сейчас спорткомитет России. Но спросите любого спортсмена, самое главное ощущения после победы. Их передать невозможно! В поединке ты проявляешь себя как личность.

О чём мечтаете?

— В рамках спорта мечтаю победить на Олимпиаде, сейчас усиленно занимаюсь для этого. А в жизни… Мечтаю попутешествовать вместе с моими любимыми, хочу, чтобы они были здоровы.

— Что посоветовали бы тем, кто оказался в ситуации, схожей с вашей, много лет назад, как не впасть в уныние, не поддаться депрессии?

— Нет таких слов. Что бы я сейчас ни сказала, всё равно будут и уныние, и слёзы. Но, пройдя это период нужно жить, жить дальше. Только сам человек может выбрать — быть ему счастливым или нет. Можно выбрать страдания, ну и настрадаешься, а можно выбрать другой путь и делать всё возможное, чтобы жить полной жизнью. Не обязательно заниматься спортом, нужно научиться радоваться самому простому. Получается печь пироги – пеки, рисовать – рисуй, умеешь вязать – «обвяжи» всю семью!. Делай, что угодно, самое главное не останавливайся. Инвалидность заключается не в физическом увечье человека, а в его голове.

Досье:

Юлия Ефимова — воспитанница СДЮСШОР №12 им. О.П. Крикорьянца, занимает второе место в мировом рейтинге по фехтованию на колясках среди женщин. Обладательница пяти золотых медалей в состязаниях по фехтованию мирового уровня в паралимпийской программе. Победа Ефимовой в сентябре 2011 года на Кубке мира в Венгрии позволила ей войти в состав сборной России.

Инвалидность разрушаем стереотипы

Людям с инвалидностью в наши дни уделяется всё больше внимания. Значительно меняется и отношение к ним окружающих: отчасти из-за того, что с серьёзными проблемами здоровья приходится сталкиваться, увы, многим из нас.

Постепенно некоторые мнения, прежде убедительные, подвергаются сомнению, а то и вовсе переходят в разряд заблуждений. Например, мало кто сейчас возьмётся утверждать, что инвалидность - это удел бедных, малокультурных людей, которым чужды представления о правильном образе жизни. К сожалению, риску болезней или несчастных случаев, приводящих к потере трудоспособности, подвержены все. 8 том числе богатые, успешные люди, и даже те, кто тщательно следит за своим здоровьем.

Что касается детей с инвалидностью, тут также происходит своеобразная переоценка ценностей. Всё больше школ и детских садов готовы вводить у себя инклюзивное образование. Группы «особых» деток посещают различные представления, экскурсии и музеи наравне со своими сверстниками. Всё шире становятся возможности включения ребёнка с ограниченными возможностями в культурные мероприятия, прежде для него недоступные - различные конкурсы, соревнования, выступления.

Однако в современном обществе, несмотря на частые заявления о толерантном отношении к инвалидам, до сих пор сильны сложившиеся за долгие годы стереотипы. Один из самых распространенных: инвалидность ребёнка - это сплошное несчастье и бесконечные проблемы. Этот стереотип действует угнетающе на людей, не имеющих отношение к детям-инвалидам, и демобилизующее - на тех родителей, кто впервые столкнулся с тяжёлой болезнью своего ребёнка. Сначала родные находятся в шоке, причинённом таким известием, затем многие начинают отрицать произошедшее. Весь этот, порой длительный период, теряется драгоценное время, предназначенное для адаптации ребёнка к изменившимся условиям жизни - его реабилитации. А ведь именно своевременная грамотная реабилитация - залог полноценной жизни ребёнка и снижения сопутствующих инвалидности проблем.

Дети с инвалидностью нуждаются в том, чтобы регулярные физические занятия были начаты как можно раньше. И времени на их проведение должно выделяться больше, чем на занятия с более здоровым ребёнком.

Прежде чем начать систематически учить ребёнка, узнайте, насколько гармонично функционирует его организм в целом, не ориентируйтесь только на болезнь. Даже при одинаковых диагнозах у детей абсолютно разные возможности и способности. Выясните, что может делать ваш ребёнок, что ему сложно, а что и вовсе недостижимо. И исходя из полученных знаний, а не из желания «быть не хуже других», планируйте индивидуальную программу развития.

Считается, что лишённые одних возможностей, «особые» детки щедро одарены природой другими. Однако, прежде чем талант окажется очевидным, требуются долгие упорные занятия. И даже если уникальная способность не будет открыта, знания, умения и навыки, приобретённые в обучении, уже сами по себе - настоящее богатство.

Ещё один распространенный стереотип: ребёнок с инвалидностью ущербен и в обязательном порядке глубоко несчастен. «Несчастные» дети с ограничениями в здоровье вызывают жалость, чрезмерное сочувствие и полную уверенность в их беспомощности. Пока ребёнок маленький, это не чувствуется. Но как же тяжело активным и целеустремлённым детям постарше, абсолютно не считающим себя ущербными, подобное снисходительное отношение окружающих! Тяжелые вздохи и причитания, навязывание помощи в тех ситуациях, когда ребёнок способен справиться сам, заставляют его почувствовать свою зависимость. В действительности же дети, выросшие с инвалидностью, зачастую гораздо лучше приспособлены к своим особенностям, чем абсолютно здоровые взрослые. Предлагать помощь ребенку с инвалидностью можно и даже нужно, но без субъективных оценок его возможностей и без открытых проявлений своей жалости.

Золотое правило для родителей - помогать ребёнку только в тех случаях, когда это действительно необходимо. А в остальном - максимально поощрять его самостоятельность, даже если для достижения желаемого ребёнку приходится прикладывать значительные усилия.

Порой комплекс родительской вины диктует гиперопекающий стиль воспитания, при котором требования к ребёнку сильно занижены. В результате формируется инфантилизм и сверхэгоизм по отношению к другим. Ошибочно исключать наказания за поступки, совершенные по несвязанным с особенностями заболевания причинам. Будут ли другие люди прощать выросшему ребёнку то, что прощаете ему вы?

С последствиями неправильного воспитания в семье тесно связан и другой стереотип - о тяжёлом характере таких детей. Существует мнение, что они в обязательном порядке озлоблены и агрессивны, чрезмерно обидчивы и склонны к истерикам. Или же нелюдимы, чересчур пугливы, замкнуты и постоянно унылы. Это не так. Коммуникативные способности зависят от самооценки ребёнка, его навыков бесконфликтного общения и умения говорить, слушать, играть - самостоятельно и в группе.

До сих пор общество сомневается насчёт пользы или вреда общения детей с инвалидностью с более здоровыми ребятами. Причиняет ли это боль, в первую очередь, нездоровым детям, провоцирует ли жестокость у «нормальных» ребят? Или общение ребёнка с инвалидностью с такими же детьми причиняет ему не меньше страданий? Ведь в таком случае ещё больше чувствуется собственная неполноценность, теряется надежда, стремление добиваться большего. Но вряд ли можно назвать полноценным человека, которому чужды доброта, милосердие, сочувствие, принятие других людей, участие в ближнем. А именно этим грозит изоляция физически благополучного ребёнка от «больных детишек». Гораздо эффективнее создавать условия для полноценного развития всех детей, обязательно учитывая их особенности. В благоприятной для своих нужд среде дети чувствуют и ведут себя иначе. И ребёнок с инвалидностью, перестав бороться с трудностями, лучше проявляет свои способности, в том числе и коммуникативные.

Да и в случае здоровых детей учить их абстрактной толерантности - лишнее. Просто подсказывайте в процессе общения с ребятами, имеющими более слабое здоровье, как себя вести. Хотя если понаблюдать за группой играющих вместе детей, становится понятно, что они прекрасно ладят. Порой родительская опека или опасения излишне настораживают и пугают детей, напоминая о проблемах, которые в ходе игры забыты.

Людям с инвалидностью сложно противостоять ошибочным мнениям посторонних, собственными усилиями доказывая свою правоту. В детские годы значительная роль отдана воспитанию, а не самовоспитанию человека. Ребёнок практически неспособен иметь собственный взгляд на мир - он смотрит на него глазами своих родителей. Поэтому в большей степени именно их отношение - к развитию и воспитанию сына или дочери, их взаимодействию с социумом, восприятию жизни - формирует как характер и мировоззрение ребенка, так и его дальнейшую судьбу. Значительную роль в процессе такого формирования играют и все окружающие люди. И неважно, кто - дети, взрослые, педагоги, социальные или медицинские работники. Важно, чтобы дети с инвалидностью развивались и воспитывались в среде, максимально свободной от заблуждений относительно их возможностей и способностей.

Загрузка...