docgid.ru

Изменение конкурентной ситуации на российских рынках (на примере розничных сетей). Гипнопедия или обучение во сне



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Гипнопедия - методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи. Выводы некоторых ранних исследований дискредитировали эффективность методики, в то время как другие обнаруживали, что мозг действительно реагирует на раздражители и обрабатывает их, пока мы спим.

Обычно «сонную педагогику» (научное название — гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

По всей вероятности, во время медленного сна происходит консолидация следов, т. е. перевод их в долговременную память, а также освобождение емкостей оперативной памяти, во время быстрого сна «отреагирование» переживаний.

Гипнопедия (Обучение во сне). Вариант 1. Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова «Спи-те глуб же, спи-те глуб-же», затем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему «Мой голос вас не будит, не пробуждает, .спите все глубже, глубже и глубже…». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибегнуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации -лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом какой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипнотический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительными.

Гипнопедия. Вариант 2. Больному днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1-2 минуты) дают прослушать в бодрствующем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную реакцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь магнитофон или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).

На ленте записывается текст примерно следующего содержания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спокойным сном. Ни о чем постороннем не думайте. По счету 30 будете спать. Раз… два… три…» и т. д. считают до 30 медленным, монотонным голосом - полушепотом, с паузами в 3-4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь… С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше…» и далее следуют формулы лечебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушающим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3-4 секунды 5-6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений и так 5-10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы обучения во сне повторяются ряд ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время сна учителя пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок – другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

Гипнопедия не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации). Успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении. В целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.

Для обучения в состоянии гипноза, а также искусственно вызванного сна (электросон, медикаментозный сон), термин «гипнопедия» не применяется, так как в этом случае происходит гипнотическое или постгипнотическое внушение, имеющее другой механизм.

В фильме "Большая перемена" Леонов во сне "записал на корочку" урок истории… Как сейчас помню: "В середине 19 века, Германия оставалась преимущественно аграрной страной…" Записал Леонов на корочку не совсем то, что следовало, метод был объявлен сомнительным, практиковать его не стали. И напрасно...

Мое первое знакомство с обучением во сне

Лет двенадцать назад читал я Агату Кристи со словарем. Незнакомые слова выписывал в тетрадку. Потом надиктовывал их на магнитофон таким образом: слово на английском, его перевод, повтор на английском. Затем следующие слово-перевод-слово и так далее...

Потом свою запись я прослушивал по несколько раз. Обнаружилось, во-первых, что заучивать слова таким способом можно сотнями. Во-вторых, что состояние дремоты при прослушивании напрашивается само собой. Приятной дремоты, сродни той, что возникает при аутогенной тренировке.

Итак, можно дремать и слушать сквозь полусон и сквозь сон. Кому-то под музыку и радиопередачи спится даже лучше, чем под тишину. У тех же, у кого со сном все слишком хорошо, кто привычно с первых минут в сон проваливается, метод может по началу не пойти.

Почему это возможно

Это не правда, что во сне мы ничего не слышим. Мы все слышим, но мало чего осознаем - входящая информация анализируется бессознательно. Именно поэтому возможно пробуждение по условному сигналу, возможен гипноз, возможно обучение во сне. Возможен также и разговор со спящим, находящимся в осознанном сновидении - но это уже о другом…

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, в период сна в головном мозгу образуются участки бодрствования, формирующие так называемый сторожевой пункт, потому человек может поддерживать контакт (раппорт) с окружающим миром. Сон со сторожевым пунктом будет частичным. Но дело в том, что всякий сон частичен, во всяком сне мозг работает, как работают сердце, легкие и другие органы, управляемые тем же мозгом.

Почему гипнопедия обычно не утомляет

Итак, простая работа, запоминание слов, к примеру, во время сна происходит сама собой, не требуя контроля со стороны сознания. При этом мы не только не устаем во время работы, но отдыхаем, высыпаемся... Неутомимость - это не особенность обучения во сне. Это особенность правильного выполнения любой рутинной работы. Правильно организованная работа не утомляет, а приносит отдых. Во время сна труднее заниматься неправильно, то есть бороться против собственной природы, потому утомление во сне менее вероятно. Оно возможно, если человек все-таки берет с собой в сон неправильные подходы.

Хотя утомление не возникает, все же с какого-то момента, мы чувствуем, что с уроками достаточно. То же мы чувствуем и наяву при правильной работе (а при неправильной мы это чувствуем еще до начала работы). Возникает чувство заполненности информацией, которой надо дать время уложиться… Начинающему может хватить 15 минут. Опытный может заниматься сколько угодно…

Двойная скорость

Я работал с магнитофоном, умеющим копировать записи с двойной скоростью (и воспроизводить на двойной скорости, стало быть).

Слова, воспроизведенные с двойной скоростью, чуть труднее воспринимаются на слух, особенно первое время. Вообще же двойная скорость очень скоро перестает восприниматься, как двойная. Соответственно скорость заучивания возрастает в 2 раза и более. Почему более? Потому что паузы, во время которых происходит забывание материала, сокращаются.

Материал, записанный со спешкой, воспринимается как слишком быстрый, и работа с ним утомляет. Материал, записанный неторопливо, неторопливым воспринимается и на двойной скорости - двойная скорость просто не замечается. Видимо, субъективная скорость зависит не столько от реальной скорости, сколько от соотношений пауз и проговоров, отрывистости речи и других аналогичных моментов.

Карточки, двойная ротация и обучение во сне

Почему я со временем отказался от заучивания слов по такой системе? Потому, что работа с карточками в двойной ротации оказалась эффективней.

Можно ли совместить заучивание во сне с двойной ротацией? Можно, но на надиктовку уйдет как раз столько времени, сколько потребуется для заучивания. То есть, это имеет смысл лишь в том случае, если надиктованным материалом пользуются много пользователей, а не только тот, кто надиктовал. Или же, если "карточки" перебирает и читает вслух компьютерная программа…

Компьютерные программы можно найти у нас на сайте в разделе Обучалок. Минисловарик выписывает незнакомые слова из текста в автоматическом режиме. Перетащил файл на словарик - готов словарь всех слов или только новых для вас слов. Загрузил словарь в Мнемокарточки - учишь себе во сне в режиме двойной ротации…

Я стараюсь не засыпать, при заучивании слов: я ловлю слова не только на слух, но и отслеживаю их написание. Делаю это вполне естественно в полудреме, время от времени открывая глаза. Как-то я заснул и, когда проснулся, подумал, что все забылось, что связь была потеряна… Но, когда вернулся к словам, распознал их к своему удивлению как уже знакомые.

Заучивание слов во время сна - трюк не простой. Но слушать радиопередачи сам бог велел.

Прослушивание радиопередач

Но оставим заучивание слов. Прослушание во сне радиопередач - прекрасная языковая практика. Не обязательно во сне - в полудреме можно (и даже в бодрствовании). Метод подходит тем, кто уже может читать без словаря, и при чтении понимает, о чем идет речь, пусть незнакомые слова встречаются достаточно часто.

BBC транслируется 24 часа в сутки и всё на английском. На другой частоте ВВС часть времени транслируется на русском. NPR - 24 часа в сутки американского английского…

Передачи повторяются время от времени, постепенно заменяясь новыми - прямо двойная ротация, оптимальный вариант для обучения. Всегда современно, интересно.

Качество приема должно быть хорошим. У меня стоит спутниковая тарелка. Телепередачи я не смотрю, но радиопередачи слушаю. По ночам в наушниках. На худой конец в приделах Москвы можно обойтись и обычным радио с хорошим приемом на средних волнах, но уже в Подмосковье качество приема снижается очень заметно. Наушники должны быть самого высокого качества - тут недопустимы никакие компромиссы.

Во сне у меня сохраняется восприятие на уровне звуков, слов, словосочетаний, предложений. Иногда английская речь встраивается в сновидения. Тогда снится человек, говорящий на уверенном английском, и я чувствую, что вроде понимаю его, но, о чем он говорит, понять не могу… То есть, полное понимание еще не присутствует. Иногда сновидение рисует картины по мотивам тех текстов, которые прослушиваются.

Если я чувствую, что достаточно наслушался - отключаю, не насилую свою психику.

Засыпается под радио хорошо. Для кого-то гипнопедия может быть средством от бессонницы. Под радио многие и засыпают, но чаще всего под свое, под родное.

Чуток преувеличивая, скажем: чтобы освоить иностранный, нужно пропустить через себя гигабайт "распознанного" текста (тысячу толстых книжек). Благо English - язык динамичный, стремительный - раза в два быстрее русского. Без слушания (аудирования) не обойтись. Почему бы ни делать этого во сне?

Продвижение в языке

И, конечно, не следует сводить процесс освоения языка к прослушиванию. Тексты нужно и читать время от времени. Новая лексика, к примеру, усваивается именно в процессе чтения. В процессе чтения мы можем выбрать собственный темп работы с материалом. И тут важно не спешить…

Даже человек, способный читать без словаря, сначала при прослушивании не понимает почти ничего - только отдельные слова. Со временем "распознанные" слова начинают встречаться все чаще и чаще. Потом распознаются отдельные предложения. Потом приходит понимание, о чем идет речь. Потом полное понимание, с затрудненным еще запоминанием. Наконец, полное понимание и запоминание…

Анализатор работает сам собой. Кто понимает, уже не может произвольно отключить понимание (этот трюк доступен только йогинам).

Способность анализатора не возникает вдруг. Развитие анализатора - процесс, требующий времени. Он подобен процессу роста дерева, который можно замедлить, но можно ли искусственно ускорить? Сколько времени требуется, чтобы тексты, понимаемые при чтении, стали хорошо понимаемы и на слух? Быть может год… Пока не могу сказать определенно по причине своего очень постепенного входа в гипнопедическую практику. Определенно могу сказать, что гипнопедия работает.

Уровни понимания

При прослушивании текста можно выделить 4 уровня понимания:

  1. Распознается фонетика
  2. Распознаются лексика и грамматика, но смысл не улавливается
  3. Все понимается, но не запоминается
  4. Все понимается и запоминается

Можно, конечно, сделать уточнения, на каждом уровне выделить подуровни…

Достаточно того, что во сне анализатор практикуется, обеспечивая понимание на уровне лексики и грамматики. Не рассчитывайте, что после прослушивания во сне вы научитесь говорить. Вы научитесь воспринимать на слух - не более того. Но и это умение вам пригодится.

Не во сне, так при засыпании

Даже если связь во время сна теряется совершенно, достаточно того, что засыпая вы слушали. Кто бы что ни говорил, если вы хотите освоить язык, вам рано или поздно предстоит слушать реальные радиопередачи. Перед сном - не плохое для этого время. И в полудреме неплохо, а можно и во сне.

Университет Российской академии образования

Факультет иностранных языков

Заочное отделение

Рег. № 0600063/39

Филатова Ольга Ивановна

4-й курс, 8-й семестр

Тема реферата:

Достоинства и недостатки

гипнопедического метода обучения

УД: Современные методы обучения

иностранным языкам

Москва 2010г.

1. Введение………………………………….………………………………………….3

2. Первые попытки применения гипнопедии, как метода обучения.….4

3. Достоинства гипнопедического метода обучения………………………8

4. Недостатки гипнопедического метода обучения………………………10

5. Заключение……………………………….…….…………………………………11

6. Список литературы………………….………………….………………………12

Введение

Гипнопедия (греч. hypnos - сон, греч. paideia - обучение), обучение во сне - методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи.

Сон – явление всеобщее. Сколько нужно спать, чтобы мозг мог полностью восстановить свои силы? Большинство медицинских руководств советуют для взрослых 6 – 8-ми часовой сон. Треть жизни. Время, необходимое для сна, отчасти обусловлено привычкой. Известно, что выдающиеся деятели политики, науки и искусства (Бехтерев, Гете, Шиллер, Наполеон, Цезарь, Черчилль) отводили для сна не более пяти часов в сутки. Перед учеными давно встал вопрос, можно ли использовать время сна для улучшения памяти и запоминания.
Использование сна для приобретения знаний применялось еще в древности. В храмах древней Индии буддийские монахи нашептывали тексты старинных священных книг своим ученикам. Впоследствии этот метод получил название гипнопедия. Это метод обучения во время естественного сна, но не гипноза.

Первые попытки применения гипнопедии, как метода обучения

Гипнопедия была изобретена в 1930-е годы XX века. И хотя ее механизмы нельзя отнести к телепатическим, тем не менее гипнопедия имеет к телепатии самое непосредственное отношение, ибо для внушаемого внушение во сне ничем не отличается от экстрасенсорного восприятия информации им же во время бодрствования. Во сне человек не видит, не слышит, не осязает, не обоняет, хотя в действительности все его органы чувств работают, но только в сниженных субсенсорных (неосознанных) режимах. Человек очень чувствителен во сне, однако реагирует на очень слабые сигналы, в то время как днем - на сильные.

В неопубликованных записках А.А.Ухтомского есть необычное выражение - «кортикальный рост во время сна». Знаменитый физиолог полагал, что одна из форм нормального сна специально предназначена природой для самообщения, для творческого диалога с самим собой, развития себя. Если в этой фазе человек воспримет какую-то новую информацию, он легко усвоит ее и прочно запомнит, автоматически включив в программы жизнедеятельности.

Первое научное исследование гипнопедии было осуществлено петроградским психологом А. М. Свядощем, который в 1936 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Восприятие речи во время естественного сна». В 30-е годы снообучение за рубежом стало модным направлением исследований. Во сне военных связистов учили телеграфной азбуке, студентов - иностранному языку, заключенных в тюрьме - законопослушанию.

В СССР гипнопедические эксперименты начали проводиться в 60-е годы психологами-физиологами В.П.Зухарь, Л.А.Близниченко, И.П.Пушкиным и другими. Но наибольший успех выпал на долю болгарского психиатра Георгия Лозанова, который изобрел методику суггестопедии - ускоренное обучение иностранным языкам в состоянии сновидной релаксации - дремотном состоянии, возникающем под влиянием внушений преподавателя языка, ведущего сеанс.

Появилась надежда на то, что именно гипнопедия сможет обеспечить быстрый прогресс в развитии общества. Ведь время, которое человек тратит на сон, станет плодотворным. Тогда многие, прослышав о чудесных возможностях этого метода, стали экспериментировать на себе.
В большинстве случаев обучение проводили по следующей схеме: необходимую для запоминания информацию предварительно записывали на магнитофон (такой информацией мог служить курс иностранного языка). Затем с помощью специальных устройств добивались того, чтобы магнитофон автоматически включался во время сна.
Устройство было запрограммировано таким образом, чтобы, проработав некоторое время, магнитофон автоматически выключался. Продолжительность одного прослушивания - от 40 до 60 минут. Каждый урок прослушивали 5 – 10 раз. Этот метод оказался особенно эффективен для закрепления однородной информации (запоминание иностранных слов, формул, азбуки Морзе).
Отмечалось, что продолжительность изучения иностранного языка при помощи гипнопедии сокращается в 3 – 4 раза.

В 70 – 80-х проводилось множество научно-исследовательских работ в области гипнопедии. Например, опыты по изучению иностранного языка во время естественного сна, которые проводились под руководством профессора Л.А. Безличенко.

Следует отметить, что использование гипнопедии рекомендуется только в том случае, когда хорошо известны методы обучения. Методика гипнопедии включает следующие моменты при подготовке и обучению:
-организация рабочего места и оснащение его специальной аппаратурой;
-программирование материала;
-правильная запись на магнитофон учебного материала и проведение контроля сна во время обучения;
-контроль за усвоением материала после занятий;
-врачебный контроль за общим состоянием обучающегося до и после занятий.

В наши дни гипнопедия рассматривается как один из возмож­ных способов обучения, который может применяться наряду с другими при наличии специальных пособий и соответствующей внушаемости учащихся (что устанавливается в результате специ­ального тестирования). Использование гипнопедии в широких масштабах в настоящее время вряд ли целесообразно, однако ра­зумное включение элементов гипнопедии в систему интенсивно­го обучения вполне обоснованно.

Среди ученых, занимающихся гипнопедией, существуют некоторые разногласия. Одни считают гипнопедию наукой о введении информации в память человека во время естественного сна, другие – во время искусственного сна, т.е. рассматривают гипнопедию как результат своеобразного использования гипноза, фармакологии или электросна.

В.Л. Райкову, врачу-психотерапевту, уверенно удалось доказать, что ключевым моментом является не сон, а собственно гипнотическое состояние, которое может возникать в момент засыпания. Но гипнотическое состояние в случае гипнопедии возникает не качественное. В.Л. Райков провёл эксперименты со студентами, когда вместо сна использовался полноценный сеанс гипноза. Оказалось, что после сеанса гипноза с соответствующими внушениями продуктивность запоминания увеличивалось в разы по сравнению с сеансом гипнопедии. Студенты после гипнотизации за час-полтора были в состоянии запомнить на длительное время боле 100 – 200 новых иностранных слов! Тем самым было доказано, что наиболее целесообразно использовать не сеанс гипнопедии с озвучиванием информации во время сна, а гипнотическое состояние с постгипнотическими внушениями и последующим активным запоминанием информации в бодрствующим состоянии.

Достоинства гипнопедического метода обучения

Возможность получения знаний во сне и способность выявления этих знаний в состоянии бодрствования называется гипнопедией, которая зависит от внушения уму, пассивно впитывающему эти знания при максимальном расслаблении. Возникает вопрос: "Как можно вспомнить то, что не было схвачено сознанием?" Да, это действительно невозможно, и потому во время внушения, когда тело полностью расслаблено, остается лишь один бодрствующий свидетель - слух и благодаря этому свидетелю информация проскальзывает сквозь аналитические способности сознания и погружается в подсознание, где и сохраняется до тех пор, пока не будет востребовано. Подсознание является естественным и спонтанным накопителем всей информации, впечатлений и феноменов, которые мы даже не сознаем.

Так, например, слух независимо от нашей воли производит запись всего услышанного и каждого звука в обширных банках памяти в коре головного мозга. Здесь, словно в виртуальном пространстве компьютера, сохраняется вся фонотека звуков и в любой момент она может быть реализована нашей волей. Какой-нибудь незначительный раздражитель может вызвать значительное переживание, затаившееся в подсознании. К примеру, услышав очень знакомую мелодию, мы можем тотчас вспомнить целую серию впечатлений, связанных с этой мелодией, даже если эти впечатления связаны с нашим детством.
Американскиепсихологи Университета во Флориде провели эксперимент при обучении иностранному языку. В течение 5 дней 20 спящим студентам проигрывали аудиозаписи русских слов с переводом на английский (никто из них раньше не знал русского языка). Мониторы фиксировали показания ЭЭГ и установили, что по сравнению с обычной запоминаемостью в 13% уровень повысился до 30%, причем, по ночам уровень возрастал от 10% в первые три ночи до 17% в последние две ночи, что доказывает повышение эффективности обучения во сне.
Современные дети живут в эру аудио-видео и, оглушенные радио, телевидением, комиксами, кинематографом, утрачивают способность к самовыражению посредством собственных само производящих функций. Благодаря угнетающему влиянию бесчисленных образов, атакующих ум детей из внешнего мира, затормаживается развитие внутренних духовных способностей, притупляется интуитивное чувство. Происходит процесс стерео типизации детских эйдетических возможностей и внутренней осознанности.
Все чаще школьные учителя используют гипнопедический метод обучения для расширения способностей учащихся и углубления восприимчивости и запоминания, что пробуждает радость и уверенность у школьников.
Все эти эксперименты и нововведения в практику обучения свидетельствуют о том, что ротация сознания и визуализация весьма содействуют релаксации, как гаранту неисчерпаемых возможностей человека. Новый метод обучения устраняет усталость и скуку, как постоянных спутниц старых форм обучения. Непринужденная обстановка расковывает учащихся и раскрывает в каждом из них естественное стремление к самодисциплине, пробуждая интерес к новизне и новым впечатлениям.

Наверное каждый студент или школьник мечтал ничего ночью не учить, лечь спать спокойно перед экзаменом, а наутро поразить преподавателей глубиной своих знаний. Вряд ли кому-то это удавалось, но такие попытки были точно. Некоторые учёные даже разрабатывали свои теории обучения во сне. Обобщённое название всех этих теорий — гипнопедия.

Сначала обратимся к этимологии термина гипнопедия. Это слово состоит из двух частей и обе они греческого происхождения. Гипнос — сон (так в древнегреческой мифологии именовали бога сна), и Педия — обучение. Суммарно получается обучение во сне. Кстати, гипнопедией считается исключительно обучение во время естественного сна, обучение во время гипнотического, медикаментозного или электрического сна к гипнопедии не относится.

Я с этим понятием впервые столкнулся в школьные годы во время изучения немецкого языка. Один из героев переводного текста так учил уроки. А всем жителям бывшего СССР прекрасно помнится попытка Евгения Леонова изучать во время сна историю в великолепном фильме «Большая перемена».


Фото: vokrug.tv.

В реальной же истории есть сведения, что обучением во сне занимались буддийские монахи, а также индийские факиры и йоги. Причём спящим монахам их учителя начитывали тексты из сложных манускриптов с целью заучивания последних наизусть. Точно так поступали и йоги. Факиры у своих учеников подобным образом разрабатывали внимание, память и наблюдательность.

Не обошла стороной эта практика и благородное дело сыска. Эфиопским сыщикам (лебашам) во время сна подробно описывали приметы преступника, полагая, что так они лучше фиксируются в памяти.

Попытки применять гипнопедию в эпоху современности на научном уровне с использованием звуковых носителей предпринял некий Д. А Финней. Этот человек в 1923 году занялся обучением курсантов морского училища в Пенсаколе азбуке Морзе, пока курсанты спали. Ему вроде бы удалось добиться неплохих результатов, но затем деятельность в этой области была свернута.

Однако существует альтернативная версия, что никаких экспериментов в морском училище Пенсаколы в принципе не было, а все дальнейшие публикации об этом событии просто-напросто списаны из новеллы патриарха современной фантастики Хьюго Гернсбека.

В Советском Союзе в 1936 году к изучению гипнопедии приступил Абрам Свядощ (известный учёный в области сексологии, психотерапии и психиатрии), посвятивший гипнопедии одну из глав своей книги.

Свядощу удалось доказать. что преподавание во сне способствует изучению иностранных языков, формул точных наук и технических текстов.

Фото: koob.ru.

Позже идеи Свядоща начал развивать филолог Л. А. Близниченко, который в Киеве в 60-е годы обучал студентов подобным образом иностранным языкам. Были оборудованы специальные кабинеты для обучения студентов во сне. Правда студенты усваивали только слова, а вот грамматику и устную речь приходилось изучать обычным способом.

Обобщая свой опыт, Близниченко издал монографию, посвящённую гипнопедии, где рассматривались её проблемы и перспективы развития.

Продолжение следует…

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни сожалел, что человек не может бодрствовать постоянно. Ведь сколько времени можно было бы провести, как кажется, с большей пользой! Что ж, не спать совсем у людей вряд ли когда-нибудь получится, а вот попытки вовлечь мозг в полезную работу, пока человек обнимает подушку, уже предпринимались, и неоднократно.

Как все начиналось

Метод обучения во время естественного сна называется гипнопедией . Считается, что такой способ запоминать информацию использовался еще в глубокой древности. Его применяли, по разным данным, индийские йоги, буддийские монахи, а также… сыщики в Эфиопии, которым будто бы, пока они спали, помощники рассказывали о приметах подозреваемых.

Научные разработки стали проводиться позже. Распространено мнение, что первый гипнопедический эксперимент был проведен в США и относится к 1923 году: на военной базе во Флориде радистов обучали во сне азбуке Морзе. Правда, в достоверности истории существуют серьезные сомнения. Скорее всего, это был ловкий рекламный ход для привлечения внимания к роману писателя-фантаста Хьюго Гернсбека, в котором описывались возможные изобретения будущего.

В СССР гипнопедию начали исследовать в 30-х годах XX века, а пик интереса к ней пришелся на 60-е. В это время в Киеве под руководством филолога, специалиста в области фонетики Л. А. Близниченко студентов обучали иностранному языку во сне. Были оборудованы целые аудитории, куда специально приходили спать на лекциях.

И результаты таких занятий оказывались впечатляющими! Правда, с одним «но». Спящие запоминали слова и выражения (по некоторым данным, еще и особенности произношения), а устную речь и грамматику тренировали как обычно, днем.

Западные же коллеги отнеслись к методу скептически. Согласно исследованиям Чарльза Саймона и Уильяма Эммонса, закрепление информации происходит, когда человек еще частично находится в полудреме, а не в период глубокого сна.

Кроме того, возникли вопросы относительно влияния гипнопедии на здоровье. Хотя у испытуемых Близниченко, по имеющимся данным, никаких серьезных последствий не обнаружилось, некоторые специалисты отмечают следующие проблемы, которые вызывает гипнопедический сон:

  • Реалистичные ночные кошмары.
  • Тревожность, нервное напряжение во время бодрствования.
  • Расстройство естественного сна.

А что сейчас

Так или иначе, на сегодняшний день гипнопедия - это по-прежнему поле для исследований и экспериментов, а не устоявшаяся и проверенная методика. Существуют убедительные данные о возможности выработки условных рефлексов во сне, но учиться, пока спишь, - это все еще мечта, а не реальность.

Зато перед сном информация действительно запоминается лучше. Поэтому если нужно что-то запомнить, постарайтесь повторить это на ночь. А вот запоминанием во время самого сна пока лучше не увлекаться. Автор: Евгения Бессонова

Загрузка...