docgid.ru

Сибирь контрабандная: откуда приходят и как продаются нелегальные сигареты

Десять миллиардов евро налогов в год недобирают страны ЕС из-за контрабанды сигарет .

Табачная мафия находит новые лазейки для обхода таможни. Евросоюз решил всерьез взяться за производителей сигарет.

Таможенники на востоке Германии празднуют победу: конфисковано 200 000 сигарет. Общая стоимость "улова" - около 50 000 евро. Сигареты прибыли не большой партией, например, в грузовиках, а мелкими ручейками: в легковых автомобилях и просто в багаже по железной дороге.

Откуда сигареты? - Из России, Украины и Белоруссии.
Сотрудница таможенного ведомства в Дрездене Бьянка Рихтер (Bianca Richter) подтверждает, что следили за бандой давно. Всего контрабандисты ввезли столько табачных изделий, что бюджет недополучил около 15 миллионов евро налогов.

Табачные концерны тоже зарабатывают на контрабанде

В масштабах Евросоюза ущерб от контрабанды сигарет еще глобальнее. Ежегодно страны ЕС теряют почти 10 миллиардов евро. А табачные концерны оказались в сомнительной ситуации. С одной стороны, контрабанда снижает объемы официальных продаж в странах Евросоюза.
С другой стороны, примерно 80 процентов стоимости пачки сигарет составляют налоги. Поэтому концерны зарабатывают и на контрабандных сигаретах - если они фирменные.

Евросоюз уже давно пытается оказать давление на ведущих производителей сигарет. С четырьмя ведущими табачными концернами, которые контролируют 80 процентов глобального рынка сигарет, удалось заключить соглашения. Производители теперь указывают, сколько сигарет и куда они поставляют.

Сигареты с китайским названием Jin-Ling из российского Калининграда

Однако и эти соглашения легко обойти. У большинства концернов есть свои филиалы в странах Восточной Европы и Азии. Там проконтролировать количество произведенных сигарет достаточно трудно.

Кроме того, консультант Европейского ведомства по борьбе с финансовыми махинациями (OLAF ) Остин Роуэн подчеркивает, что многие производители за пределами Евросоюза до сих пор поставляют гигантские партии сигарет в небольшие страны. Изначально ясно, что потребителям в этих государствах не выкурить даже десятой части поставок. Так что табачные концерны совершенно точно знают, что их товар будет нелегально переправлен на черный рынок в странах Евросоюза.

Еще один путь - производство сигарет специально для контрабанды. Самый яркий пример - табачные изделия марки Jin-Ling из российского Калининграда.

Представитель Управления по борьбе с контрабандой (Zollkriminalamt ) в Кельне Вольфганг Шмиц (Wolfgang Schmitz) поясняет: "Официально сигареты марки Jin-Ling производятся для российского рынка. Однако вы не найдете их ни в одном табачном киоске России".

Зато в восточных районах Берлина Jin-Ling стали самой ходовой маркой. Нелегальные уличные торговцы продают их за половину цены. Спрос на эту продукцию настолько велик, что сигареты, предназначенные для контрабанды, даже начали подделывать.

Чем дороже сигареты, тем больше контрабанды

Евросоюз теперь пытается с помощью торговых соглашений и договоренностей заставить такие страны, как Россия, ужесточить контроль за производством табачных изделий. Но поскольку эту задачу в ближайшее время решить не удастся, было решено усилить контроль в портах с правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров и в зонах свободной торговли в самом Евросоюзе.

Однако все эти меры не отпугивают контрабандистов по одной простой причине: нелегальная торговля сигаретами сулит невероятные прибыли.
100 тысяч пачек сигарет в Белоруссии стоят около 30 тысяч евро. В Польше их цена возрастает до 100 тысяч, в Германии - до четверти миллиона.
А в Великобритании или скандинавских странах, где сигареты еще дороже, такую партию можно продать за полмиллиона евро.

Контрабандные сигареты наносят вред не только бюджету, но и потребителю. Вольфганг Шмиц подчеркивает, что табак зачастую поступает из регионов, где до сих пор применяются гербициды и пестициды, давно запрещенные в Европе и США. Хуже того, во многих сигаретах обнаружены пластиковые отходы, мышиные экскременты, плесень и даже асбест.

То, что белорусские сигареты можно купить чуть ли не во всех странах Западной Европы, - секрет Полишинеля. Но как они туда попадают? Как стали лидером среди контрабандных товаров? И сколько сегодня может заработать обычный контрабандист? Hrodna.life опубликовал откровения теперь уже бывших контрабандистов Олега, Максима и Янека, которые хорошо помнят, как развивался контрабандный бизнес на границе.

Сигареты не сразу стали основным приграничным товаром. В1990-х из Беларуси в Польшу чаще всего возили спирт, а к нему самые разные товары: лопаты, резиновые сапоги, золото с серебром и медь с алюминием. Оттуда возили, например, яблоки. А вот белорусские сигареты тогда еще не имели за рубежом такой бешеной популярности.

Но конъюнктура меняется. Так, на смену спирту и металлам пришли сигареты и топливо. А товары уже везут не в Польшу, а наоборот.
До 2010-2011 годов получить долгосрочную визу было сложно. Только появление визы "за покупками" значительно упростило дело. Ранее те, кто не имел родственников в Польше, могли заплатить за визу "под ключ" даже 300-500 евро. Олег говорит, что эти деньги можно было быстро отработать. Штрафы были не такие большие, как сейчас, а проехать границу было проще.

Хотя сигареты в ЕС из Беларуси попадают разными путями, автомобильный путь для рядовых граждан Олег считает самым популярным, но не самым большим по количеству.

Чтобы не рисковать автомобилем, большинство контрабандистов возили не более "нормы": не 2 пачки, как сегодня, и не 10, как можно было раньше, а столько, чтобы не превысить норму, после которой помимо штрафа изымают автомобиль. Раньше это было 50 блоков, или один короб, потом стало 40 блоков.

Максимум, который можно было заработать с одного блока сигарет, - 15 долларов, по крайней мере на памяти Олега. Это был непродолжительный период, когда в Беларуси сильно просел курс рубля. Так, возив по 40 блоков, с одной успешной поездки можно было заработать 500 долларов.

Такой период длился несколько месяцев, часть его выпала на времена ограничения поездок раз в 5 дней. Самый большой штраф за такое количество сигарет тогда составлял около 1000 долларов. Обычно, по словам Олега, заработок была меньше - 7-10 долларов с блока.

Не попадаться на штрафы невозможно. Разве что, если ты начинающий контрабандист и у тебя чистая биография, тебя никто не знает, тогда можно некоторое время ездить безопасно. Но это лотерея. Кто-то может отработать год, кто-то - чуть больше, но можно попасть на штраф и с первого раза.

Те, кто работает на постоянной основе, к штрафам относятся как к уплате налогов. Иногда можно уйти в минус. Можно работать два-три месяца в плюс, а потом за один месяц заплатить два-три штрафа. Получится, что ничего не заработал.

Кроме трезвого расчета и хороших тайников большую роль играет случай. Кто-то успешно проезжает границу 5-10 раз в месяц в течение года и только 2-3 раза попадается. А кто-то чуть ли не весь год работает на штрафы и в итоге уходит из "бизнеса". Особенность в том, что действует нарастающий коэффициент: каждый следующий штраф больше предыдущего.

Сегодня кто-то возит 5-10 блоков, другие - 25-30, но уже более 40 берут немногие. Настолько загруженные машины называют "бомбами" - они точно подлежат конфискации. Но таких авто немного, уверяет Олег. Хорошо скрыть более 50 блоков (1 короб) в автомобиле, даже переделанном, очень сложно. Так рисковать могут только те, у кого есть "подушка безопасности".

Переделать автомобиль можно не только в Беларуси, но и в самой Польше. Но, по словам Олега, лучшие специалисты в этом - литовцы. Делают качественно, фантазия работает. Стоимость переделки может достигать 1500-2000 евро. Большинство, по словам Олега, справляется своими силами. "Кое-где сделают дополнительные дырки. Что-то урежут, выбросят шумоизоляцию или еще что. Но если машина попадет на сканер или будет работать опытная собака, никакие тайники не помогут".

Житель Гродно Максим в 2007-2008 годах работал водителем: загонял авто на "упаковку", где его упаковывали сигаретами. За это платили 25-30 долларов в зависимости от сложности работы. Потом надо было забрать автомобиль и в нужный день завезти сигареты в Польшу. За один рейс платили 30 долларов. Если машина попадала на штраф, все расходы брал на себя собственник.
На "фирме", где работал Максим, "директор" открывал визы своим водителем. А позже распродал все машины, свернул дело и наладил в Гродно легальный бизнес. Максим знает немало примеров, когда сегодняшние бизнесмены зарабатывали стартовый капитал на контрабанде.

Как сигареты доезжают до Англии и Испании, рассказал Янек, бывший контрабандист из Белостока.

Далее в Западную Европу едет большинство сигарет из Беларуси, Украины и России. Те, кто возит более 5-10 блоков, продают их оптовикам, а те уже или сами везут дальше вглубь Европы, или опять же по оптовым ценам перепродают тем, кто везет. Такой посредник при перепродаже зарабатывает 1-2 доллара с блока.

Сам Ян несколько лет возил сигареты из Беларуси. "Мой друг работал таможенником, поэтому я всегда имел информацию, когда лучше ехать, а когда лучше задержаться в Беларуси и подождать". Однажды, чтобы дождаться "хорошей" смены, пришлось задержаться в Гродно более суток.

В таком ритме Янек работал около трех лет, пока не попал в руки белорусских таможенников. На родину пришлось возвращаться пешком. Зато среднемесячная заработная плата в тот период составляла 1500-2000 долларов.

Ян утверждает, что очереди на белорусско-польской границе в будние дни бывают, только если на польской стороне работает более-менее "хорошая" смена. Если смена "плохая", да еще работают "черные" [таможенники] с собакой, очередей не будет. Тогда едут или новички, или те, кто контрабандой не занимается.

Иногда цены сигарет на черном рынке падали из-за перенасыщенности рынка. Если через какую-то границу, неважно, польскую или литовскую, успешно проезжало 5-10 фур с сигаретами или железнодорожный состав, цены начинали падать. Людей, работающих с такими серьезными объемами, Янек не знает. Говорит только, что и в Польше, и в Литве есть места, где можно оптом приобрести контрабандные сигареты в коробах. Это как раз тот товар, который ехал в фурах или поездах.

После фиаско на белорусско-польской границе Ян не пожелал завершать "карьеру", но решил сменить направление. Он приобрел другой автомобиль и переделал его в Польше за 9000 злотых, или более 2000 евро. На нем планировал возить сигареты из Польши в Англию, но уже при первой попытке его задержали…

Янек объясняет, что Англия - самое популярное направление, так как здесь можно заработать больше всего. Так, в 2016 году Би-би-си сообщала, что в Великобританию попадает 12% всех контрабандных сигарет из Беларуси.

Для белорусских контрабандистов перевоз сигарет через границу обычно является последним шагом, дальше сигареты везут поляки или литовцы. И хотя границ в Евросоюзе нет, этот путь непростой. Так, в окрестностях Августова польские пограничники и таможенники регулярно останавливают литовские бусы, полные сигарет. На дорогах Подляшья также нередко останавливают легковые авто местных жителей с багажниками, полными сигарет без польских акцизов. Обычно после проверки в гаражах и домах этих людей находят большие партии товара.

МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Владимир Веретенников . Население приграничных районов Белоруссии, Польши и Прибалтики нашло для себя рискованный, но весьма прибыльный вид заработка — контрабанда табачных изделий. Стоимость сигарет в России, Белоруссии и на Украине куда меньше, чем в ЕС, и потому товар в больших объемах тайком переправляют в Евросоюз без уплаты акцизов. В приграничье уже многие годы идет необъявленная война: контрабандисты и сотрудники госорганов состязаются в смекалке и технической оснащенности.

Буханки хлеба, колеса велосипедов и дроны — куда прячут курево

На днях произошел случай, удививший даже привычных ко всему польских таможенников: они обнаружили в одном из вагонов пассажирского поезда, следовавшего из белорусского Гродно в польский Краков, 52 тысячи сигарет в целлофановых пакетах, спрятанных под потолком вагона. Контрабандисты заранее спилили и скрутили головки шурупов, крепивших панель потолка, таким образом, чтобы снять ее было максимально трудно. Когда сигареты все же нашли, вагон пришлось отцепить от состава, чтобы произвести тщательный осмотр. Таможенники жалуются, что установить владельца контрабандного товара оказалось невозможным, хотя это мог быть и один из пассажиров.

В конце июля польские пограничники задержали в Люблинском воеводстве целую организацию контрабандистов, ввозившую на автомобилях с тайниками сигареты с Украины. Среди них были как поляки, так и украинцы. Товар они везли не только в Польшу, но и дальше — в Германию. Всего на протяжении нескольких месяцев их стараниями на рынок Евросоюза было вброшено нелегальных сигарет на сумму почти 1,5 миллиона злотых (свыше 340 тысяч евро). Предыдущее крупное задержание такого рода состоялось в марте — тогда у одиннадцати поляков и украинцев нашли и изъяли более 22 миллионов сигарет без польских акцизных марок. На Украине за пачку просят пять-двадцать гривен, а полякам сбывают по пять-шесть злотых (около 30-37 гривен). То есть навар с каждой пачки — больше 15 гривен.

Польские пограничники отмечают попытки провоза сигарет в раме и колесах велосипедов, в футбольных мячах, внутри музыкальных инструментов, книг, в буханках хлеба, между слоями вафель. Но чаще всего курево прячут в машинах и поездах, используя для тайников самые разные места, например автомобильные шины.

Водители-контрабандисты не всегда покорно ждут, пока таможенники просветят-простукают их транспорт. Бывает, что подозрительную машину отправляют на проверку, водитель паркуется для отвода глаз, а потом молниеносно заводит двигатель и жмет на газ. Начинается преследование, иногда даже с привлечением вертолетов. Не так давно в Польше во время такой погони контрабандист, явно насмотревшийся фильмов о Джеймсе Бонде, включил заранее смонтированное в автомобиль устройство постановки дымовой завесы. Фокус не сработал — любителя нестандартных решений все равно поймали.

Стоит отметить, что тайники в наземном транспорте считаются у контрабандистов вчерашним днем. Нынче "флибустьеры приграничий" активно применяют куда более изощренные в техническом плане способы доставки. Так, в Службе охраны государственной границы (СОГГ) Литвы жалуются на нашествие беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотники активно применяются не первый год. В мае 2014-го российские пограничники перехватили в Калининградской области аппарат с размахом крыльев в четыре метра, способный принять до десяти килограммов сигарет. Для навигации в него была интегрирована система GPS, оператор координировал полет по 3D-карте. То, что не удалось владельцам этого дрона, получилось у других — сигаретный "воздушный экспресс" набирает обороты.

На дрезине и на льдине с GPS-датчиком

Потерь, конечно, не избежать, но, по мнению таких "предпринимателей", игра стоит свеч. В одном только 2017-м в Литве зафиксировали 34 незаконных пересечения границы беспилотниками. В СОГГ отмечают, что летательные аппараты, запущенные с территории соседних государств, способны переносить груз весом до двадцати килограммов. Хотя глава госпогранохраны Ренатас Пожела подчеркивает, что беспилотники могут использовать как контрабандисты, так и представители "недружелюбных государств" (в Литве власти давно уже заявляют, что ждут "российской агрессии"), речь в первую очередь идет именно о криминальном элементе. Литовским пограничникам разрешено открывать огонь по дронам, пересекающим границу.

В июле прошлого года российские пограничники задержали ночью в районе Печор, неподалеку от границы с Эстонией, жителя Пскова. Он запустил в соседнюю страну дрон, нагруженный сигаретами, но вторую партию отправить не успел. Подобным образом россияне пытались доставлять курево и в Финляндию.

Впрочем, дроны — техника дорогостоящая, не всем по карману. Есть и более дешевые способы воздушной доставки. Так, в июле прошлого года трое безработных граждан Белоруссии приобрели два мотодельтаплана марки "Фрегат". К фюзеляжам прикрепили короба с табачными изделиями и ввели в навигаторы маршрут полета, конечной точкой которого должны были стать окрестности населенного пункта Робежниеки в Краславском крае Латвии. В случае успеха они рассчитывали наладить постоянные поставки. Но незадачливых контрабандистов задержали непосредственно перед стартом.

К слову, беспилотники в контрабандном промысле применяются не только воздушные, но и наземные. В январе этого года белорусские пограничники всего в двухстах метрах от литовского рубежа перехватили автоматизированный мини-поезд, ехавший по рельсам из соседней страны. Оснащенная электродвигателем с двумя аккумуляторами тележка оказалась столь мощной, что, прежде чем ее остановили, сбила с ног пограничника. На самодельном устройстве, похожем на миниатюрную дрезину, была растянута сетка для ящиков с сигаретами — пустая. В Пограничном комитете Белоруссии пришли к выводу, что это была пробная поездка, но новый метод переправки контрабанды оказался неудачным. Хотя не исключено, что дрезина-беспилотник возвращалась в Белоруссию уже после успешной переброски товара.

Еще один "перспективный" способ доставки, годящийся, правда, лишь для определенного времени года, — сплав контрабанды по рекам на льдинах. Контейнеры с сигаретами вмораживают в лед, маскируют и снабжают GPS-датчиками. Также табачные изделия провозят в вагонах с углем, лесом (в продолбленных стволах), прячут в цистернах с рапсовым маслом или переправляют под водой при помощи аквалангистов.

На карту поставлено многое: на Украине табачные фабрики изготавливают целые партии контрафакта или небрендовых сигарет — специально под контрабанду. В соседней Белоруссии производство сигарет, по оценкам, в два раза превышает спрос на внутреннем рынке. Местные табачные изделия идут не только в ЕС, но и в Россию. Белорусские контрабандные сигареты стоят от 26 российских рублей за пачку. Цена аналогичной продукции, произведенной в России, минимум вдвое выше. Если сравнивать с западными странами, то разница выходит куда более впечатляющая: там цена на курево в четыре, пять с половиной раз выше, чем в Белоруссии. Если в Польше пачка в среднем стоит 3,17 евро, то в Белоруссии — 0,58 евро. Поэтому продукция местных табачных фабрик "Неман" и "Табак-Инвест" широко расходится за пределы республики.

© AP Photo / Ukrainian Border Guard Press Service

© AP Photo / Ukrainian Border Guard Press Service

Коррупция всему голова

Недели не проходит без сообщения о перехвате таможенниками или пограничниками очередной партии запретных грузов. Идет настоящая война нервов, выдержки и смекалки. То, что наиболее ходовым товаром у контрабандистов стал не алкоголь, а именно сигареты, объясняется их компактностью — пачки с куревом куда легче спрятать. У подпольных табачников хорошо налажен сбыт. Страны Балтии и Польша служат перевалочным пунктом для транспортировки контрабандных сигарет в Западную Европу. Скажем, в Великобритании пачка в четыре раза дороже, чем в той же Латвии.

За последнее время потребление контрабандного курева в одной только Латвии выросло до самых высоких показателей в ЕС — не менее 25 процентов соответствующего рыночного сектора. В течение пяти лет государство недополучило свыше 313,1 миллиона евро акцизного налога на сигареты. Литва по той же причине в одном 2017 году потеряла свыше 60 миллионов евро — в стране на контрабандные сигареты приходится 19 процентов рынка. Но это маленькие государства, а в больших и суммы ущерба огромные. К примеру, по оценкам "Бритиш Американ Тобакко Россия", в 2017-м российский бюджет из-за табачной контрабанды и контрафакта недополучил 30 миллиардов рублей налогов. В этом году ущерб может превысить 50 миллиардов.

Бороться с этим сложно. Применяются самые разные наказания: штрафы, аннулирование паспорта и визы с разрешением на въезд, конфискация автомобиля, в котором перевозился груз, занесение в черный список (если пойман иностранец). Перевозчикам "контрабаса" пришлось бы туго, если бы им не удавалось договариваться с сотрудниками таможни и пограничной охраны, готовыми за определенную "долю малую" закрывать глаза на некоторые машины.

"Причина (того, почему силовики не могут справиться с контрабандой. — Прим. ред.) общеизвестна — коррупция. Любой руководитель учреждения, ответственного за борьбу с контрабандой, мог бы утверждать обратное лишь с розовыми очками на глазах", — заявил директор Таможенного криминального управления Службы госдоходов Латвии Эдийс Цейпе. Ввозом сигарет занимаются не только одиночки, но и хорошо организованные группировки. "К сожалению, они действуют не без помощи коррумпированных чиновников — ведь эти сокрушительные для репутации сотрудников системы внутренних дел черные схемы выявить не так легко, как может показаться", — сетовал Цейпе.

В свою очередь, глава парламентской комиссии по защите, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнарс Латковскис на вопрос о том, почему торговцам нелегальных сигарет много лет не мешают заниматься сбытом товара на рижском Центральном рынке, ответил, что их задержание ничего бы не дало. "Это всего лишь посредники, за которыми стоят прекрасно организованные группировки. Необходимо выявлять и блокировать эти цепочки. Но чтобы работа шла гладко, следует повышать мотивацию правоохранителей и пресекать коррупцию в их среде", — сказал латвийский депутат, намекая на низкие зарплаты работников госорганов. Поэтому ее, мотивации, не всегда хватает.

По данным МВД, за первые семь месяцев 2018 года число преступлений экономической направленности, связанных с производством, хранением и сбытом немаркированной продукции, на территории столицы выросло на 94 процента по сравнению с прошлым годом. По оценкам экспертов, из-за нелегального оборота табачной продукции только в этом году российский бюджет может недосчитаться более 50 миллиардов рублей.

Крупные задержания

По сообщению пресс-службы ФТС, 21-22 августа в ходе оперативно-розыскных мероприятий на территории продовольственного центра «Фуд Сити» на юге Москвы сотрудниками ведомства был обнаружен крупный склад табачной продукции. В ходе рейда было изъято более 2 млн единиц контрабандной табачной продукции весом около 123 тонн. На изделиях отсутствовали российские акцизные марки, а на части товаров была нанесена маркировка магазинов беспошлинной торговли Duty free. По предварительным данным, общая стоимость партии задержанной табачной продукции составляет около 245 млн рублей.

Торговля контрабандной продукцией осуществлялась в 13 торговых павильонах. В незаконном обороте находилось более 80 наименований сигарет и табачной продукции иностранного производства: 330 тысяч пачек сигарет, более 8 тысяч коробок снюса, более 1 млн 700 тысяч упаковок кальянного табака.

Также в августе сотрудниками МВД была пресечена деятельность организованной группы на юго-востоке столицы. На территории складских помещений полиция обнаружила и изъяла 2 млн пачек сигарет без акцизных марок общей стоимостью около 10 млн рублей. Среди задержанной продукции оказались сигареты марок Non Stор, «Золотой пляж», NZ, RT, «Беломорканал», Western, Avalon, Credo. «Тамбовский вожак люкс», «Прима», М1 и другие. По факту проведенной проверки возбуждено уголовное дело по ст.171.1 УК РФ.

Это далеко не единичные случаи задержания крупных оптовых партий нелегальных сигарет на территории Москвы и области.

Согласно данным МВД, в январе — июле 2018 года из 36 экономических преступлений, связанных с производством, хранением и сбытом немаркированной продукции, 33 были квалифицированы как совершенные в особо крупном размере. В целом с января по июль их количество увеличилось на 94% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а на территории Москвы и области было обнаружено несколько организованных групп, занимающихся хранением и распространением немаркированной табачной продукции.

Откуда берется нелегальный табак

Как показывают аналитические исследования, основными поставщиками нелегальной табачной продукции являются страны ЕАЭС, преимущественно — Белоруссия и Казахстан. По данным Kantar TNS, доля нелегальных сигарет из этих стран составляет около 37 процентов. Кроме того, большой объем нелегальной продукции поступает из Сербии и Арабских Эмиратов транзитом через страны ЕАЭС. Они обеспечивают еще 25 процентов нелегального рынка в России. Часто сигареты реализуются без российской акцизной марки, а также предупредительных надписей и иных атрибутов, предусмотренных техническим регламентом Таможенного союза.

В целом, по данным Kantar TNS, доля нелегального рынка сигарет увеличилась практически вдвое: с 4,6% в 2017 году до 7,7% в I квартале 2018 года.

«Низкая цена обеспечивает поставщикам нелегальных сигарет стабильный спрос на их продукцию. Из 7,7% табачного рынка, которые занимают нелегальные сигареты, две трети приходится на недорогие (40-50 рублей) марки из Белоруссии, Сербии и Объединенных Арабских Эмиратов. Это ниже минимальной суммы акциза и других налогов, выплачиваемых легальными российскими производителями государству с каждой пачки», — говорит вице-президент JTI по корпоративным отношениям и коммуникациям в России Сергей Головко .

Причиной роста доли контрабандных сигарет специалисты называют значительную разницу акцизных ставок в России и странах ЕАЭС.

«Сегодня основной объем нелегальной продукции поступает в Россию с территории стран-участниц Евразийского экономического союза, где ставки акциза (и, соответственно, стоимость сигарет) значительно ниже российских. К примеру, еще в начале года при средней стоимости сигарет в России 89 рублей средняя цена пачки в Казахстане составляла 67 рублей, а средняя стоимость пачки сигарет белорусской Гродненской фабрики не превышала 29 рублей», — комментирует генеральный директор Совета по вопросам развития табачной промышленности Эдуард Воронцов .

По мнению Сергея Головко, для эффективного противодействия дальнейшему распространению нелегальных сигарет необходим комплекс мер, включающий сохранение утвержденных ставок акциза на 2019-2021 годы, унификацию ставок акциза на табачную продукцию в России и странах ЕАЭС, а также ужесточение правоприменительной практики.

Задача на миллиарды

Как отмечают аналитики Kantar TNS, Москва остается одним из немногих городов, где наблюдается низкий уровень нелегальной торговли сигаретами в сравнении с другими городами и регионами. По данным агентства, во II квартале 2018 года доля нелегальных сигарет оценивалась в 1,1%.

Наиболее высокий уровень нелегальной торговли сигаретами отмечается в приграничных районах. В Брянской и Смоленской областях доля нелегальных сигарет превышает общероссийские показатели почти в три раза: в первом квартале 2018 года она достигла 21,4%. Среди городов-миллионников наиболее высокий уровень нелегальной торговли отмечается в Омске (29%), Ростове-на-Дону (26%), Красноярске (15%) и Новосибирске (12%).

«В Москве потребление может быть маленьким из-за того, что сам потребитель не хочет курить нелегальную продукцию», — считает руководитель отдела «БАТ Россия» по противодействию нелегальной торговле табачными изделиями Максим Курганский .

Кроме того, невысокий уровень распространенности нелегальных сигарет в столице может быть связан с более пристальным вниманием к проблеме со стороны правоохранительных органов и ФТС.

«Уровень нелегальной торговли у нас растет, соответственно, ущерб для экономики также растет. По нашим оценкам, в этом году минимальный ущерб будет не менее 50 млрд рублей, а может быть, и больше», — уверен Курганский.

Загрузка...