docgid.ru

Как побороть страхи у взрослых. Что такое страх? Интуитивное восприятие ситуации, страх наказания

Источник: Захаров А. И. "Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз", 2004.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.

Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты, неудачи, поражения и т. д.).

Гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие ребенка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждении и др.), которые непроизвольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: "Не подходи - упадешь", "Не бери - обожжешься", "Не гладь - укусит", "Не открывай дверь - там чужой дядя" и т. д.

Маленькому ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха, как регулятор его поведения. Но если запугивать "без нужды", так, на всякий случай, то дитятя полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограничений, а ребенок становится все более напряженным, скованным и осторожным.

К числу внушенных можно также отнести страхи, которые возникают у чересчур беспокойных родителей. Разговоры при ребенке о смерти, несчастьях и болезнях, пожарах и убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике.

Все это дает основание говорить об условно-рефлекторном характере воспроизведения страха, даже если ребенок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, так как последний когда-то сопровождался неприятным переживанием. Подобное сочетание осталось в памяти в виде определенного эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.

Так же часто, как термин "страх", встречается термин "тревога". И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги - ужас.

Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать неприятными последствиями.

Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности, долга, сверхчувствительным к своему положению и признанию окружающих. В связи с этим тревога выступает и как пропитанное беспокойством чувство ответственности за жизнь (и благополучие) как свою, так и близких людей.

Следовательно, если страх - аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога - это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

Тревога, в отличие от страха, - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, она может проявиться и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если предчувствия не пропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение. В некоторых случаях страх представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащей под ним тревоги, подобно лаве, вытекающей из жерла вулкана.

Если человек начинает бояться самого факта возникновения страха (страх страха), то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее, опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.

В самом общем виде страх условно делится на ситуативный и личностный. Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого человека или ребенка обстановке, например, при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленный страх предопределен характером человека, например, его повышенной мнительностью, и способен появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми. Ситуативно и личностно обусловленные страхи часто смешиваются и дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хронический. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности.

Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх - в виде боязни, тревога - в виде тревожности. Общей основой всех этих реакций и состояний является чувство беспокойства. Если страх и отчасти тревога - скорее, ситуативно обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, личностно мотивированы и, соответственно, более устойчивы.

Несмотря на то что страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни.

Обычно страх кратковремен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Более того, некоторые формы страха имеют защитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

На патологический страх указывают его крайние, драматические формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение) или затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, как и неблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения и приспособление человека к социальной действительности. Как же проявляется страх?

Иногда выражения страха так очевидны, что не нуждаются в комментариях, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. О других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление избегать посещения ряда мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость при общении.

Поскольку объединяющим началом для страха и тревоги будет чувство беспокойства, то рассмотрим проявления последнего.

При остром чувстве беспокойства человек теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит невпопад, невнятным, дрожащим от волнения голосом и часто замолкает совсем. Взгляд отсутствующий, выражение лица испуганное. Внутри все "опускается", холодеет, тело становится тяжелым, ноги ватными, во рту пересыхает, дыхание перехватывает, "сосет под ложечкой", щемит в области сердца, ладони становятся влажными, лицо бледнеет, и человек "обливается холодным потом". Одновременно он совершает много липших движений, переминается с ноги на ногу, поправляет без конца одежду или становится неподвижным и скованным. Перечисленные симптомы острого беспокойства говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма, их расстройстве.

При состояниях беспокойства (тревожности и боязни) страх прячется в различных темных закоулках психики, выжидая подходящего момента для проявления. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательное возбуждение, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звонки, что создает видимость занятости, ощущение нужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.

Стремление все согласовать, предусмотреть направлено на предупреждение самой возможности появления какой-либо неприятной ситуации. В связи с этим новое отрицается, риск исключается, поведение приобретает консервативный характер, поскольку все новое воспринимается как неизвестное.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны медлительность, скованность и "топтание на одном месте". Речь невыразительна, мышление инертно, на сердце "тяжесть", настроение временами мрачное и подавленное. В отличие от депрессии нет тоски, апатии, идей самоуничижения, мыслей о самоубийстве, сохраняется достаточная активность в других, не затронутых страхом сферах жизнедеятельности.

Следовательно, тревожность напоминает в чем-то проявления холерического, а боязнь - флегматического темперамента. В ряде случаев длительно действующие аффекты тревоги и страха действительно способны заострить крайние типы темперамента.

При состояниях хронического беспокойства и страха человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Он не может полностью расслабить мышцы, излишне устает, ему свойственны преходящие головные боли и спазмы в различных участках тела.

Несмотря на усталость, не удается сразу заснуть, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки, предчувствия. Сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения, в которых человек воюет, по существу, сам с собой, со своим неосознаваемым "я".

Характерны внезапные пробуждения с ясным сознанием, обдумыванием беспокоящих вопросов и нередко их решением. Нет "чувства сна", а есть стремление как можно раньше проснуться, при этом возникают спешка, страх не успеть, и все начинается снова.

Общение у беспокойных и боязливых людей становится избирательным, эмоционально неровным и, как правило, ограничивается старым кругом привязанностей. Затрудняются контакты с незнакомыми людьми, трудно начать разговор, легко возникают замешательство и торможение при внезапных вопросах. Особенно это заметно приразговоре по телефону, когда невозможно сразу ответить, собраться с мыслями и сказать самое главное.

Мы видим, что хронический страх отражается почти на всех сферах жизнедеятельности человека, заметно ухудшая его самочувствие и осложняя отношения с окружающими людьми.

Еще Ларошфуко сказал: "Мы обещаем согласно своим надеждам, а поступаем согласно своим страхам". Последствия страхов разнообразны, и, по существу, нет ни одной психической функции, которая не могла бы претерпеть неблагоприятные изменения. В первую очередь это относится к эмоциональной сфере, когда страх пропитывает все чувства тревожной окраской. В ряде случаев страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств, а сам страх, подобно опухоли, разрастается в психике человека, затормаживая ее.

Это проявляется в исчезновении ряда положительных эмоций, особенно смеха, жизнерадостности, ощущения полноты жизни. Вместо них развиваются хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, неспособность радоваться, тревожно-пессимистическая оценка будущего. Подобное состояние эмоционального перенапряжения проявляется не только общей заторможенностью и раздражительной слабостью, но и в виде импульсивных, внезапно возникающих, труднопредсказуемых действий.

Вспоминается очень послушный, тихий, серьезный мальчик 6 лет, который в больнице нечаянно разбил термометр. Ребята, будучи с ним в одной палате, дружно заявили, что медицинская сестра накажет его, и страх перед этим у чрезмерно исполнительного, а фактически боящегося, мальчика был настолько велик, что он, не задумываясь, разжевал градусник вместе с ртутью и проглотил, скрывая следы своего "преступления".

Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пугаются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить "разгулявшиеся" чувства. Невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая еще больше жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм.

Тем самым страх, как мина замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно бороться, отстаивать свои права, у него развивается пораженческая психология, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражения, все больше и больше убеждаясь в своей неспособности и никчемности. В этих условиях возрастает потребность в успокаивающих средствах, в том числе заглушающих остроту переживаний.

Но самое главное - взрослый человек, который в свое время не избавился от страхов, став мужем или женой, отцом или матерью, испытывает трудности в установлении нормальных семейных отношений и скорее всего передаст свои волнения, тревоги, страхи ребенку.

Если, например, мать боится пожара, уколов, ездить в лифте, она старается предостеречь и ребенка, а на самом деле - передает ему испытанные в своем детстве страхи.

Страх уродует и мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях оно теряет гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности.

Из-за нарастающей эмоциональной напряженности и боязни показаться смешным, сделать не то и не так, как требуется, уменьшаются познавательная активность, любознательность, любопытство. Все новое, неизвестное воспринимается с известной долей настороженности и недоверия, а поведение приобретает пассивный и излишне осторожный характер.

В некоторых случаях люди настолько устают от страхов, что отказываются от любых проявлений инициативы и внешне производят впечатление равнодушных и безразличных людей. Фактически же это говорит о развитии защитного торможения, предохраняющего психику от дальнейших эмоциональных перегрузок.

Однако при сильном или длительном страхе торможение может стать настолько устойчивым и труднообратимым, что психологически человек начнет умирать еще молодым, превращаясь в свою тень, как это и произошло с одной девочкой 14 лет: она перестала проявлять интерес к учебе, много спала, была пассивной и безучастной. Раньше эта эмоционально чувствительная и впечатлительная девочка росла достаточно энергичной и любознательной. Но в течение своей жизни она перенесла ряд сильных психических потрясений.

В 5 лет врач-стоматолог серьезно повредил слизистую оболочку ее рта; в 7 лет расплющило палец дверью лифта, и она, истекая кровью, полдня ждала прихода матери с работы; с 7 до 10 лет имели место семейные эксцессы, закончившиеся разводом родителей, разделом имущества и "ее самой", затем переездами и сменой четырех школ.

Нарастающая эмоциональная заторможенность, усиленная проблемами подросткового возраста, возрастной застенчивостью, явилась откликом на психотравмирующие условия ее жизни и могла быть устранена только после направленного психологического и психотерапевтического вмешательства.

Состояние эмоциональной заторможенности - это жизнь в сумерках, в комнате с плотно задернутыми шторами, когда нет притока свежих сил, бодрости и оптимизма. Жить в страхе - это все равно что постоянно оглядываться назад, исходить из своего травмирующего прошлого и не видеть будущего, его жизнеутверждающего начала.

Возникающий в этих условиях тревожно-пессимистический настрой приводит к тому, что все случайное, неприятное приобретает роковое значение, становится постоянным знаком опасности. Человек уже не способен, там, где нужно, пойти на риск, следовать непроторенными путями, не пугаться тайн и сомнений, то есть он не способен ко всему тому, что составляет основу новаторского и, в более широком плане, созидательного процесса.

При длительно действующем страхе, искажающем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается все более неадекватным образом. Кажется, что они не так относятся, как раньше, не понимают, осуждают... Это говорит уже не только о тревожности, но и о мнительности.

Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной, творчески активной и насыщенной жизнью.

Всему живому, будь то животное или человек, присуще испытывать страх в тех или иных ситуациях. Первое, что хочется сделать, когда мы боимся, - закричать, убежать и т.п. Какова же природа страха, и какие его виды можно выделить? Обо всем этом вы узнаете, прочитав данный материал.

Что такое страх?

Он представляет собой эмоцию, возникающую в ситуациях, когда имеется угроза социальному или биологическому существованию индивида, и направленную на источник как действительной, так и воображаемой опасности.

Функционально страх является предупреждением о наступлении опасной ситуации. Это чувство позволяет человеку сосредоточиться на ее источнике, эпицентре, и побуждает к поиску путей ее избегания. В том случае, когда страх достигает стадии аффекта (ужаса, паники), он навязывает нам такие поведенческие стереотипы, как оцепенение или, наоборот, бегство, крик, защитная агрессия.

Причины страха

Когда мы боимся, нашим гипоталамусом начинает выделяться особый нейросекрет, стимулирующий гипофиз на то, чтобы тот выделял адренокортикотропный гормон - именно им и вызывается синдром страха.

Что такое страх: симптомы страха

Данное чувство влияет как на нашу психику, так и на физическое тело, что может проявляться в виде повышенного сердцебиения, дрожания конечностей, резкого повышения уровня сахара в крови, сухости во рту и др. Эта эмоция оказывает сильное воздействие на все органы нашего организма и может привести к гипертоническому кризу, язве, инфаркту, инсульту. У некоторых индивидов следствиями испытанного страха являются следующие: учащенное мочеиспускание, поносы или, наоборот, запоры.

Что такое страх: основные виды

Принято выделять такие типы, как реальный и невротический (фобии и комплексы). При этом первый является для индивидов чем-то понятным и рациональным - это стандартная реакция на внешнюю опасность. Реальный страх является выражением заложенного в нас самой природой. Мы с оружием в руке, боимся во время пожара и т.п. Страх дает нам сигнал - опасность близко, приготовьтесь к бегству или обороне.

Невротические страхи могут быть как беспредметными, так и, наоборот, связанными с конкретными объектами, ситуациями. Принято говорить, что люди, которые боятся чего-то или кого-то определенного (высоты, собак, крыс, замкнутых пространств, летать на самолете, плавать), страдают теми или иными фобиями, коих на сегодняшний день существует много. От реального этот вид страха отличается не столько проявлением, сколько интенсивностью.

Беспредметные (свободные) страхи - это наши с вами комплексы, которые могут сопровождать нас с самого детства либо появляться в силу тех или иных жизненных обстоятельств. Ниже рассмотрим более подробно, чего боятся современные индивиды чаще всего.

Что такое страх: самые распространенные примеры

1. Страх самоотдачи проявляется тогда, когда человек открывается кому-то и очень при этом боится быть непонятым. К примеру, некоторые люди, у которых за плечами уже был какой-то опыт несчастной любви, могут достаточно долгое время быть закрытыми для новых отношений, опасаясь, что их предадут, обманут, отвергнут.

2. Страх смерти в той или иной степени присущ каждому из нас. Правда, для некоторых это чувство порой перерастает в настоящую фобию.

3. Страх одиночества вытекает из социальных потребностей индивида в том, чтобы его уважали, любили, ценили. Человеку просто необходимо общение, чтобы ощущать себя полноценной личностью. Конечно, иногда нам хочется побыть наедине с собой, и одиночество тут приходится очень кстати. Но когда оно начинает носить затяжной характер и превращается в изоляцию, это может привести в социопатии и другим психическим проблемам.

4. Все в нашей жизни течет, все меняется. И мы боимся этой неопределенности, которую подразумевает будущее. Очень часто опасность грядущего трактуется человеком как опасность, поскольку влечет за собой хоть и временную, но потерю стабильности.

5. Страх обязательств. Мы боимся потерять свою свободу, независимость и нередко воспринимаем в штыки, что необходимо зависеть от некоторых окружающих людей, вещей, обстановки.

Выше были перечислены лишь немногие страхи, которые в той или иной степени присущи людям. Следует понимать, что отрицательное значение этого чувства намного шире, нежели положительное. Помните, что многие страхи заставляют нас пребывать в постоянном нервном напряжении, порождая неуверенность в своих силах и не позволяя нам реализовать себя.

Гнев, подобно другим базовым эмоциям, является выражением эго.

Пара эмоций - гнев и страх - связана с переживанием или предвосхищением боли. Их возникновение совпадает с развитием мышечной системы.

Уже на первом году жизни ребенок начинает реагировать на боль и недомогание произвольными движениями. Этому предшествуют исключительно непроизвольные реакции в виде плача, изгибаний и извиваний тела и беспорядочных ударов ногами.

Эти действия выражают чувство раздражения, которое позднее сменяется гневом. Эмоция гнева постепенно вытесняет плач как средство разрядки напряжения. Однако гнев маленького ребенка, как правило, не способен повлиять на ситуацию и обычно переходит в плач, который является базовым механизмом высвобождения напряжения.

* Вообще, гнев является более эффективной реакцией, чем плач, поскольку он направлен на устранение причины боли . Для этого соответственно необходимо обладать способностью распознавать причину и понимать, на какой именно объект следует направить гнев. В то время как плач сопровождается ощущением собственной беспомощности в сложившейся ситуации, гнев преодолевает это чувство .

* В состоянии гнева мышцы вдоль спины заряжаются возбуждением, мобилизуя тело для атаки. Гнев ощущается как волна, движущаяся вверх по спине, к голове и рукам. Такой прилив эмоции сопровождается мощным притоком крови к этим частям тела. При наличии торможений и напряжений, блокирующих этот поток чувства, может возникнуть головная боль.

С другой стороны, плач переживается как отток. Во время плача заряд покидает мышечную систему и напряжение выходит наружу через конвульсивное рыдание. Гнев во многих отношениях подобен грозе: после разрядки чувства через интенсивные движения сознание проясняется и возвращается хорошее самочувствие, тогда как плач можно сравнить с тихим дождем .

* Гнев и страх относятся к эмоциям, возникающим в чрезвычайных ситуациях, они активируют симпатико-адреналовую систему, чтобы обеспечить дополнительную выработку энергии для борьбы или бегства. В том и другом эмоциональном состоянии мышечная система заряжается и мобилизуется к действию. В случае гнева организм готовится к нападению на источник боли. При возникновении страха организм настраивается на отступление и бегство от опасности.

Эти два противоположных направления движения отражают то, что происходит в теле.

Движение, направленное вверх вдоль спины, которое у собаки поднимает шерсть дыбом вместе с подачей головы вперед и опусканием плеч, представляет собой подготовку к нападению. Результатом движения вниз вдоль спины становится втягивание нижнего отдела позвоночника и заряжение ног к бегству.

В состоянии страха человек разворачивается и бежит. Если бегство невозможно, то возбуждение застревает в области спины и шеи, плечи поднимаются, глаза широко раскрываются, голова отводится назад, таз поджимается. Являясь типичным выражением страха, такая поза тела указывает на то, что человек находится в постоянном состоянии страха, не зависимо от того, сознает он это или нет.

* Движение потока возбуждения вдоль спины к голове в момент гнева, вероятно, объясняется тем фактом, что у человека, как и у большинства млекопитающих, основными средствами выражения агрессии служат рот и зубы. Импульс укусить - это архаичная форма выражения гнева.

Почти все дети в определенном возрасте кусаются, а иногда это делают и взрослые, в основном женщины. Это весьма эффективная форма атаки, поскольку вызывает сильную боль, но ее недостатком является необходимость близкого контакта.

Поэтому удар, который не столь требователен к дистанции и допускает большую маневренность, вытеснил кусание, став основным физическим способом выражения гнева. Тем не менее, когда человек сильно злится, его лицо часто принимает выражение оскала, которое ассоциируется с укусом .

* Я убежден в том, что сдерживание импульса укусить во многом ответственно за многие нарушения в сфере эмоционального выражения . Эти нарушения принимают форму неспособности рассердиться, истерических вспышек и постоянного чувства раздражения.

Гнев, подобно другим базовым эмоциям, является выражением эго. Он не прорывается, подобно истерическим реакциям, вопреки сознательным намерениям, он направляется эго и нацелен на позитивный результат, а именно - устранение причины фрустрации или боли.

Гнев - это не враждебность, ибо разозлиться не значит отвернуться или охладеть. Сдерживание импульса укусить препятствует движению возбуждения в голову и челюсть и блокирует естественное переживание этой эмоции.

* Неспособность человека "хвататься зубами за жизнь" или "вгрызаться в землю" когда это необходимо, является одним из результатов подавления импульса укусить.

Я не призываю поощрять укусы в процессе воспитания детей, однако их не следует наказывать за то, что они кусаются или каким-то иным образом выражают свой гнев.

Человек, которому отказано в праве выразить гнев, оказывается незащищенным. Будучи доведен до состояния страха и беспомощности, он будет пытаться преодолеть их, манипулируя своим окружением. Биоэнергетическая практика ясно показывает, что за хроническими чувствами страха и беспомощности скрывается подавляемый гнев .

* Отношение между страхом и гневом заключается в том, что одно сменяется другим. Если испуганный человек повернется лицом к опасности и решит нападать, то он разозлится и перестанет бояться. Это происходит потому, что поток возбуждения в его теле меняет направление. Его новое чувство - не что иное, как восприятие этой перемены. Когда нападающий человек начинает отступать, он по той же причине становится испуган. Чувство гнева находит разрядку в движениях нападения. Чувство страха разряжается через бегство.

* Страх развивается, когда источник боли представлен превосходящей с виду силой. Предосторожность советует человеку отступить, чтобы избежать боли, однако предосторожность является голосом разума, а эмоции не подчиняются сознательному контролю. Выберет ли человек борьбу или бегство, будет зависеть от его характера и от ситуации.

Несмотря на превосходящие силы агрессора, человек может реагировать на насилие гневом в тех обстоятельствах, когда отступление физически или психологически нецелесообразно. Праведный гнев прибавляет человеку немало сил и часто оказывается достаточным, чтобы компенсировать недостаток роста или веса. Человек, испытывающий гнев, как правило, подкрепляет себя убеждением в справедливости или оправданности своего состояния.

* С другой стороны, в ситуациях, когда гнев не может быть мобилизован, вследствие того что источник опасности неясен, неизвестен или безличен, естественной реакцией оказывается страх.

Так, дети боятся, когда их оставляют в темноте одних. Они чувствуют себя беззащитными и либо убегают, либо начинают плакать. По той же причине взрослые боятся неизвестного. Говорить ребенку, что ему не следует бояться темноты, глупо. Ему можно объяснить, что никакой реальной опасности в данной ситуации не существует, но при этом следует понимать, что его страх является биологической реакцией, которую нельзя подвергать осуждению.

Мы наносим непоправимый вред своим детям, когда называем их трусами и заставляем стыдиться своих естественных реакций. Такое иррациональное отношение со стороны некоторых взрослых - следствие незнания ими сути эмоциональных реакций. Кроме того, это в определенной степени представляет собой отреагирование на своих детях того способа обращения, с которым они столкнулись сами, будучи маленькими и беззащитными.

* Хотя у испуганного человека спонтанно возникает импульс к бегству, он может быть заблокирован усилием воли. Воля является механизмом, действующим в чрезвычайных ситуациях, находящимся под контролем эго и способным иногда брать верх над эмоциональной реакцией. В некоторых ситуациях это даже может спасти человеку жизнь. Воля, тем не менее, не снижает чувство страха. Она позволяет человеку отстаивать свою позицию или двигаться вперед, невзирая на страх. Хотя это может быть и проявлением безрассудства, как в тех случаях, когда посредством воли страх подавляется ради удовлетворения эго.

Хроническое состояние паники

Когда эго идентифицировано с телом, оно поддерживает эмоциональные реакции тела и направляет их в эффективные действия. Если человек испытывает страх, то все действия эго будут направлены на то, чтобы избежать опасности.

В отсутствии контроля эго, который поддерживается благодаря идентификации с собственными чувствами, страх может легко перерасти в панику.

Сходным образом, когда человек разгневан, поставленные эго ограничения сводят его поведение к самым необходимым действиям, обеспечивающим прекращение или предотвращение боли или физического вреда. Эго добавляет элемент рациональности к гневу и не дает ему выйти из-под контроля. Поскольку гнев обычно утихает с прекращением негативного внешнего воздействия, его нельзя считать деструктивным действием.

Иное дело - ярость . Когда идентификация эго с телом снижается, приводя к ослаблению контроля, то волна гнева часто прорывается в виде ярости, часто оказывающей разрушительное воздействие на самого человека и его окружение.

* Подобно большинству других проявлений личности, паника и ярость полярно взаимосвязаны друг с другом. В обоих случаях человек чувствует себя словно в ловушке. Столкнувшись с непреодолимой опасностью, на которую нельзя ответить бегством или борьбой, человек почувствует панику или ярость.

  • Если это паника, его порывом будет отчаянное, бесконтрольное желание убраться прочь от опасности любой ценой. Если такая возможность возникнет, он побежит без оглядки, даже не пытаясь оценить возникшую ситуацию; налицо полное отсутствие контроля со стороны эго.
  • Если бегство невозможно, его реакцией будет ярость.

* Ярким примером паники является поведение людей, оказавшихся в горящем помещении. Ослепленные стремлением выбраться из угрожающей ситуации, они часто не замечают имеющихся путей спасения и действуют саморазрушительным способом.

Паника часто наблюдается во время военных действий, когда люди слепо бегут от приближающегося врага.

Но нам сложно представить, что паника может охватить ребенка, которому угрожает разгневанный родитель. Он буквально оказывается в ловушке, поскольку ни борьба, ни бегство для него невозможны. В такой ситуации паника может принять форму истерического крика.

* Дети, живущие в условиях постоянной угрозы, развивают хроническое состояние паники . С возрастом они научаются подавлять это чувство, но эффективность подобного подавления весьма относительна. Подавленное чувство прорывается позднее, причем в ситуациях, которые, хоть и являются стрессовыми, не оправдывают, с рациональной точки зрения, такой интенсивной реакции.

Некоторые люди настолько близки к состоянию паники, что боятся выходить из дома в одиночку. Мне приходилось сталкиваться на практике с несколькими подобными случаями. У других паника скрыта внутри. Это, как правило, проявляется в чрезмерно поднятой, надутой грудной клетке и затрудненном дыхании. Человек в состоянии паники чувствует, что ему не хватает воздуха. И наоборот, когда человек чувствует, что не получает достаточно воздуха, он впадает в панику. Затрудненное дыхание скрывает за собой заблокированный крик.

Если с помощью терапии крик выпустить на свободу, то дыхание становится свободнее и чувство паники снижается.

* Реакцией человека на угрожающую ситуацию также может быть ярость, особенно при наличии объекта, на который ее можно направить. При этом мышечное возбуждение становится чрезмерным, и человек теряет контроль над своими действиями. Подобно панике, ярость слепа. Человек в ярости бросается в атаку очертя голову, не осознавая деструктивных последствий своего поведения. В отличие от гнева, ярость связана не столько с конкретным внешним стимулом, сколько с внутренним ощущением безвыходности.

* Как можно объяснить ярость, которую некоторые родители иногда направляют на своих детей? Трудно представить, что ребенок может стать для родителя причиной подавляющего страха. Объяснение следует искать в предположении, что ребенок может вызвать у родителя чувство безысходности .

Прежде всего, мать привязана к своему ребенку. Она знает, что обязана обеспечить ему постоянный уход и внимание, в которых тот нуждается. Если уровень ее энергии снижен, то ребенок станет для нее непосильной ношей. В ситуации неблагополучно складывающихся отношений с супругом ребенок станет для нее цепью, удерживающей ее в этих отношениях и, стало быть, причиной ее страданий.

Если ее собственные детские потребности не удовлетворялись, она будет с возмущением отвергать исходящие от собственного ребенка требования любви.

Если материнство не становится для нее источником удовольствия и радости, она будет чувствовать себя в пойманной в ловушку взятых на себя обязательств. И в моменты сильного стресса она будет направлять на ребенка свою ярость.

* Родительская ярость повергает ребенка в ужас. К подробному описанию этого состояния я перейду ниже, а сейчас хотел бы заметить, что не только открытое выражение ярости или насилие оказывает подобное воздействие.

Скрытая жестокость родителя, которую чувствует ребенок, воздействует на него точно так же. Выражение ярости на родительском лице - это то, что ребенок не в силах понять и с чем не способен справиться. Это прямая угроза его существованию.

Мне приходилось видеть выражение лиц родителей, с яростью глядящих на своих детей. При этом родители, которые находились в этот момент в моем офисе, даже не осознавали того, что написано у них на лицах. Лица матери становилось темным, как если бы черная туча нависла у нее над бровями. В положении челюсти читалась беспощадность. Глаза были холодны и жестоки. Это был взгляд убийцы. При встрече с таким взглядом ребенка парализует ужас.

* В подобном состоянии наступает паралич мышечной системы, исключающий любой вид борьбы или бегства. Ужас представляет собой еще более интенсивную форму страха, чем паника, и развивается в ситуациях, когда любое усилие, направленное на сопротивление или бегство, кажется безнадежным.

Ужас - это одна из форм шока; ощущения отводятся от периферии тела, снижая чувствительность организма в ожидании наступления последней агонии. Это уход в себя.

* У ребенка, испытывающего ужас в отношениях с собственными родителями, формируется шизоидная личность. В его теле проявляются все соответствующие признаки: оно становится жестким и скованным или дряблым, со слабым мышечным тонусом. Поверхность тела недостаточно заряжена. Глаза обычно пустые, на лице застывшее, словно маска, выражение. Дыхание сильно ограничено спазмами мышц горла и бронхов. Вдох поверхностный, а грудная клетка удерживается в позиции выдоха. Недостаток движения приводит к деперсонализации, то есть отделению восприятия эго от тела.

* Этот спектр простых эмоций и их описание не являются полными и всесторонними. Это лишь схема, представляющаяся удобной для того, чтобы обрисовать существующую биологическую систему и показать механизм ее функционирования. опубликовано

©Александр Лоуэн из книги «Удовольствие: Творческий подход к жизни»

Каждый человек чего-то боится. Он может скрывать это от окружающих или отрицать боязнь даже перед самим собой, но это не меняет того факта, что фобии в разных их проявлениях живут в голове у каждого. О том, откуда берутся страхи, как с ними бороться знает психология. Специалисты в этой области помогают справиться с фобиями или ослабить их влияние на личность.

Страхи есть у каждого человека

Любой страх представляет собой естественную реакцию организма на потенциальную опасность. А вот что является опасным, каждый выбирает сам. Фобии бывают как иррациональными, так и вполне обоснованными.

Природа страха

Страх является одной из базовых реакций. Её основа – инстинкт самосохранения. Это несознательное явление, т. к. сложно объяснить, почему то или иное нас пугает. Причиной появления паники являются события прошлого. Фиксация на объекте, вызвавшем сильное эмоциональное потрясение, порождает то, что зовётся фобиями.

Существует огромное количество фобий. Одни из них практически не влияют на жизнь субъекта, а другие – делают её невыносимой. Такое психологическое давление рано или поздно приведёт к эмоциональному истощению, депрессии и заболеваниям внутренних органов. Люди часто стесняются признаться в своих чувствах и переживают свой страх наедине. Это только усложняет сложившуюся ситуацию.

Вся информация, что поступает человеку из окружающего мира, посылается в кору головного мозга с помощью нервных импульсов. Там она обрабатывается, и если расценивается как потенциально опасная, то в работу включается эмоциональное ядро мозга. Именно миндалина отвечает за эмоциональное восприятие происходящего и при опасности включает режим тревоги. У человека проявляются характерные признаки страха:

  • повышение артериального давления и учащение сердечного ритма;
  • головокружение, пульсация в районе висков, а также головная боль;
  • повышенное потоотделение;
  • потемнение в глазах, расширение зрачков;
  • тремор конечностей;
  • удушье, прерывистое дыхание;
  • расстройство пищеварительной системы.

Помимо вербальных проявлений страха, существуют также невербальные признаки. Они проявляются в виде скрещивания пальцев рук или постукивания ими по какой-то поверхности. Мимика также может выдать человека, испытывающего страх. Он может закусывать губы, тереть лоб и щёки, «бегать» глазами из стороны в сторону. Эти реакции возникают непроизвольно, человеку трудно их контролировать.

Когда опасность исчезает, то префронтальная зона коры головного мозга инициирует выброс надпочечниками норадреналина. Субъект после этого ощущает облегчение и успокоение, но при повторной встрече с внешним пугающим раздражителем механизм самозащиты нервной системы активируется снова.

Люди с социальными страхами, вынужденные находиться в обществе других людей, испытывают постоянный стресс, что может закончиться депрессией и другими более сложными психическими расстройствами. Они не могут рассказать никому о своих чувствах и переживаниях, т. к. никому не доверяют.

Причины возникновения страха

Существует довольно много причин, по которым человек может испытывать страх. Всё зависит от индивидуальных особенностей характера, возраста, пола и социальной среды. Даже самые иррациональные боязни имеют причины своего существования.

Условно причины страха разделяют на несколько групп.

  1. Врождённые – фобии, связанные с коллективным бессознательным. На протяжении многих веков у человека формировались различные боязни. Они были вызваны инстинктом самосохранения и помогали виду выжить. Так появилась боязнь хищников, огня, воды, погодных явлений и т. д. Все эти страхи находится в подсознании каждого человека, ведь опыт предков никуда не исчез. Иногда врождённые фобии определяются социальными маркерами. При благоприятных условиях фобия не даёт о себе знать.
  2. Приобретённые – фобии, спровоцированные каким-либо событием в прошлом. Сильный испуг или негативные эмоции становятся травмирующим фактором, «якорем». Это может быть встреча с животным или неприятным человеком, а также ситуации, опасные для жизни.
  3. Воображаемые – страх того, с чем сам субъект ни разу не сталкивался. Фобии такого характера развиваются, опираясь на рассказы окружающих или сообщения в СМИ. Воображаемым страхам подвержены дети и очень впечатлительные личности.

Травмирующий фактор определяет, как именно среагирует человек в экстремальных ситуациях. Внешнее проявление страхов у взрослых может значительно отличаться от детского, что тоже нужно учитывать. До возникновения первых видимых признаков страха может пройти не один месяц внутренней борьбы с фобией.

Разновидности страха

Борьба со страхами

Для того чтоб бороться с фобиями и страхами, нужно понять, каковы основные причины их появления. Перечислите их для себя. Иногда под боязнью люди подразумевают естественный, обоснованный страх в критических ситуациях.

Для того что понять, является ли страх беспочвенным, психологи предлагают пациентам несколько утверждений:

  1. я просыпаюсь ночью от страха и приступов паники;
  2. я не могу сосредоточиться на работе из-за тревоги;
  3. у меня возникают панические атаки, сопровождаемые удушьем и сильным сердцебиением.

Если хотя бы на одно из утверждений человек даёт положительный ответ, то психолог может предположить наличие фобии, а позднее – определить диагноз. После этого можно приступать к лечению страхов.

Вымышленные страхи могут приводить к ночным приступам паники

Психотерапия

Для того чтобы избавиться от фобии и пробить барьер, её создавший, необходимо найти квалифицированного специалиста. Самолечение в этом случае не будет иметь никакого результата.

Обычно используется несколько основных методик. Они представлены ниже.

  1. Психотерапия фобий, вызванных травматическим стрессом. Психотерапевт вместе с пациентом разбирает прошлую жизнь и пытается нащупать ту нить, что связывает его с проблемами в настоящем. Результат такого лечения довольно стойкий, но из-за эмоционального потрясения может произойти откат, и работу придётся начинать сначала.
  2. Когнитивная методика – идёт путём от противного. Многие специалисты вынуждены признаться, что регулярные столкновения с объектом страха вырабатывают в организме обратные защитные механизмы. Чем больше человека пугают, тем меньше он реагирует на происходящее.
  3. Гипноз – необычный, но довольно действенный способ. Он применяется для лечения взрослых и детей. Специалист программирует пациента на положительную или нейтральную реакцию на раздражитель, вызывающий страх. При условии, что психотерапевт в идеале владеет техникой гипноза, результат будет быстрым и стойким.
  4. Рационализация применима лишь при лёгкой степени фобии. Метод заключается в осознании иррациональности боязни и борьбы с ней посредством заполнения негативного отношения к раздражителю нейтральным.

Симптомы фобии исчезнут после нескольких сеансов с психотерапевтом, а для закрепления результата необходима поддержка близких людей. Так пациент сможет поведать о своих чувствах кому-то, кому доверяет.

Время, которое займёт лечение, зависит от степени тяжести фобии и квалификации врача

Фармакотерапия

Помимо психотерапии в тяжёлых случаях назначается также приём лекарственных препаратов, влияющих на общее психофизическое состояние человека. Фармакотерапия даёт хорошие результаты при условии, что препараты были подобраны корректно.

В лечении страхов используют:

  • транквилизаторы – «Афобазол», «Феназепам», «Тенотен», «Триоксазин»;
  • антидепрессанты – «Амизол», «Ребоксетин», «Ауторикс»;
  • гипнотики – «Зопиклон», «Релаксон», «Золпидем»;
  • нейролептики – «Аминазин», «Клопиксол», «Эглонил».

Дозировка и продолжительность курса определяется лечащим врачом. Превышать её не рекомендуется, т. к. препараты имеют множество побочных эффектов, к ним быстро привыкают.

В сочетании с психотерапией лечение даёт неплохие результаты.

Транквилизатор «Афобазол» применяется для лечения страхов

Фитотерапия

В лечении страхов у взрослых и детей отлично показали себя фитопрепараты. Они отличаются от других успокоительных природным составом и минимальным количеством побочных эффектов. Стоит отметить, что лекарства на травяной основе не вызывают привыкания.

Симптомы страха, а также общее эмоциональное напряжение снимают:

  • ромашка;
  • валериана;
  • пустырник;
  • тысячелистник;
  • зверобой;
  • мята;
  • липа;
  • мелиса.

Из этих компонентов приготавливают отвары и спиртовые настойки. Также существует более удобная форма выпуска – таблетки. Фитотерапия, в отличие от медикаментозной, не даёт моментального результата, т. к. действие трав имеет накопительный характер.

Поведение ребёнка с фобическим расстройством нормализуется через 2-3 недели приёма лекарств. Наблюдается нормализация сна и повышение аппетита.

Тысячелистник — природное успокаивающее средство

Заключение

Существует заблуждение, что страхи свойственны лишь слабым и мнительным людям, но это не так. Боязнь проявляется в любой критической ситуации, и это нормально для нервной системы человека. Для предотвращения возникновения фобий или борьбы с ними активно используются психотерапия и медикаментозное лечение, но главным фактором является желание самого пациента.

Подсознание человека изучено не до конца и остаётся величайшей загадкой мира. Сложные процессы, происходящие в головном мозге, позволяют защитить человека от внешней среды. Именно по этой причине и возникают психические отклонения, фобии и неврозы.

Загрузка...