docgid.ru

Нейросенсорная тугоухость у детей. Тугоухость - не приговор: диагностика и лечение нарушений слуха у детей первого года жизни. Классификация по уровню поражения

Снижение слуха различной степени у детей вызывается целым рядом причин. Так, врожденная глухота у детей причины, как правило, имеет следующие:

  • генетическая предрасположенность;
  • травмы во время родов;
  • различные перенесенные инфекции у мамы во время вынашивания младенца;
  • сложное течение беременности.

В целом, как у детей, так и у взрослых, различные степени глухоты могут вызвать следующие причины:

  1. Травмы головы или уха. В этом случае заболевание поддается лечению, главное, начать его вовремя.
  2. Регулярное воздействие чрезмерных шумов. Например, громкой музыки или шумов на производстве. Они повреждают волосковые клетки и вызывают признаки нейросенсорной глухоты.
  3. Хроническая ушная инфекция.
  4. Наличие инородного предмета или серной пробки в ухе. Можно ли вылечить глухоту такого рода? Конечно, причем быстро и просто.
  5. Хронический воспалительный процесс в среднем ухе. Глухота у детей, причины которой – воспаления, встречается довольно часто.
  6. Перенесенные инфекционные заболевания, которые вызывают кондуктивное нарушение слуха различной степени у взрослых и у детей из-за избытка жидкости в слуховом проходе.
  7. Прием некоторых медикаментов, оказывающих негативное влияние на слух.
  8. Возрастные изменения. Они вызывают дегенерацию в сенсорных клетках, которые не могут обновляться.
  9. Аутоимунные заболевания. Например, системная красная волчанка.
  10. Отосклероз.
  11. Злокачественные и доброкачественные опухоли.

Прогноз лечения глухоты

На вопрос о том, можно ли вылечить глухоту, ответ однозначен – своевременное комплексное лечение значительно увеличивает шансы на успех, особенно у детей. Это утверждение касается острой или внезапной глухоты. Лечение практически не приносит результатов, если патология хроническая. Можно ли вылечить глухоту у людей с атеросклерозом, гипертонией и нарушениями кровоснабжения? Только в исключительных случаях. Лечение возрастной глухоты и патологии, вызванной перечисленными состояниями, практически не оказывает эффекта. Такие нарушения можно скорректировать с помощью слуховых аппаратов.

Профилактика глухоты

Предупредить развитие врожденной патологии у детей помогает соблюдение всех рекомендаций врача в период беременности будущей мамы. В первый год жизни ребенка важно тщательно следить за его здоровьем, обследоваться у специалистов. Признаки патологии у детей, выявленные своевременно, могут быть полностью устранены.

Тугоухость – это заболевание, характеризующееся снижением слуха, вплоть до полной его потери. Встречается патология среди людей различных возрастных категорий, может быть врожденной или приобретенной проблемой. Тугоухость у новорожденных чаще всего появляется как результат перенесения женщиной каких-либо инфекционных или вирусных заболеваний во время беременности.

Проблема нарушений слуха у новорожденных очень актуальна как с социальной, так и с медицинской точки зрения. Все дело в том, что снижение слуха у малыша приводит к наличию отклонений речевого развития, влияет на интеллект и формирование личности.

Поэтому еще до выписки во многих современных родильных домах каждый малыш проходит тест на тугоухость у новорожденных с помощью специального автоматизированного оборудования. Если тест не был пройден, выдается направление к узкому специалисту для дальнейшего обследования и тестирования слуха.

Симптомы врожденной тугоухости

Главным симптомом тугоухости у новорожденных является отсутствие какой-либо реакции на звуки. При нормальном слуховом развитии малыши уже в возрасте двух недель вздрагивают от внезапных или слишком громких звуков.

Даже если не обнаружена врожденная тугоухость, врачи рекомендуют не терять бдительность. Так как болезнь бывает и приобретенной, глухота может стать следствием какого-либо заболевания.

Причины и группы риска по тугоухости у новорожденных

К числу наиболее вероятных причин тугоухости у новорожденных относятся:

  • грипп, токсоплазмоз, герпес и краснуха, перенесенные во время беременности матерью;
  • прием алкоголя и курение;
  • недоношенность малыша, вес менее 1500 гр.;
  • плохая наследственность.

Также риск тугоухости у новорожденных повышается, если беременной женщиной осуществлялся прием токсичных медикаментов (стрептомицин, фуросемид, аспирин, гентамицин и др.)

Для своевременного обнаружения проблемы, родители должны внимательно следить к здоровью детей и реагировать на любые изменения в их состоянии. Дети, перенесшие корь и грипп в младенческом возрасте попадают в группу риска по тугоухости у новорожденных.

Степени нарушения слуха у новорожденных

Различают три степени нарушения слуха у новорожденных. Первая степень заболевания считается самой легкой, при ней человек может воспринимать шепот на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь средней громкости с 4х метров. Затруднения слухового восприятия наблюдаются при искажении речи собеседника, а также при наличии постороннего шума.

При наличии второй степени тугоухости у ребенка возникают затруднения при распознавании шепота на расстоянии больше метра. При этом разговорная речь лучше всего воспринимается, когда собеседник удален не более чем на 3,5-4,0 метра. Однако и при таком удалении некоторые слова могут восприниматься неразборчиво.

Самой тяжелой является третья степень тугоухости. При таком нарушении слуха шепот практически неразличим даже на очень близком расстоянии, а разговорная речь может восприниматься только на расстоянии не более 2 метров.

Лечение обычной и врожденной нейросенсорной тугоухости

Начинать лечение тугоухости у новорожденного следует с определения причин ее возникновения. Сделать это сможет только опытный врач, который по результатам исследований впоследствии назначит адекватное лечение.

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего долингвального возраста.

В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Cчитается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, сведения о распространенности слабых и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000.

Неопределенность и разноречивость данных во многом зависят от трудностей, возникающих при исследовании слуха у ребенка, неточности ретроспективных оценок, отсутствия стандартов при определении различных форм тугоухости, флюктуирующей природы некоторых форм нарушения слуха.

Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий.

Выявление врожденной (ранней) тугоухости в период новорожденности чрезвычайно важно, так как время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1-2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%. Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую — с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18-30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.

В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5-6 лет жизни ребенка.

Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарном сенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха — от незначительного снижения до полной глухоты — зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.

В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% — кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.

Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные — к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.

Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.

При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.

Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:

  • патологическое течение беременности (токсикозы I и II половины, нефропатия, угроза прерывания, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, холестеринемия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими препаратами — антибиотиками (аминогликозидовый ряд), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение, воздействие ряда сельскохозяйственных и промышленных веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным причинам относятся:

  • действие неблагоприятных факторов в процессе родов, приводящих к асфиксии новорожденного, внутричерепной родовой травме;
  • стремительные или затяжные, преждевременные роды;
  • ягодичное, тазовое или лицевое предлежание;
  • хирургические пособия в родах (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, кесарево сечение);
  • кровотечение в родах, отслойка плаценты, угроза разрыва матки и др.

Постнатальные причины формирования тугоухости у детей раннего возраста оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребенка уже после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, сепсис, менингиты, менингоэнцефалиты, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и др.

Большинство из перечисленных выше факторов приводят к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, вызывает нарушение кровообращения во внутреннем ухе. Развивающаяся в результате этого ишемия нейросенсорной области лабиринта приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу, нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие продуктов нарушенного метаболизма вызывает развитие микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, осуществляющих трофические, обменные и другие процессы, важные для полноценного функционирования улитки, а также поражение рецепторного аппарата спирального ганглия, высокочувствительного к гипоксии.

Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут вызывать нарушение гемодинамики внутреннего уха, поражение сосудистой полоски, дегенеративные изменения спирального ганглия, в результате чего возникает поражение сенсоневрального участка органа слуха за счет морфологических изменений его периферического отдела. Кроме того, возможно поражение и центральных отделов слухового анализатора.

Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это осложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного лечения и профилактики.

Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.

Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного — метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5-15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон. Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20-50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.

Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.

Лечение как острой, так и хронической сенсоневральной тугоухости до настоящего времени представляет серьезную проблему. Недостаточная изученность патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит к неоправданному применению лекарственных средств или вообще к отказу от лечения.

Успех последнего, в свою очередь, зависит от степени сохранности элементов внутреннего уха и обратимости патологических сдвигов. Считается, что при стойкой, длительно существующей сенсоневральной тугоухости в связи с разрушением морфологического субстрата звуковосприятия медикаментозное лечение неэффективно.

Однако, если на фоне лечения пороги восприятия слуха остаются стабильными, слуховое восприятие у больных улучшается. Замечено, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью улучшаются память, процесс обучения речи, адаптация к слуховому аппарату, разборчивость речи. Поэтому лечение таких больных направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Сроки начала лечения и его адекватность являются одними из основных факторов, определяющих успех терапии.

Медикаментозная терапия тугоухости должна быть направлена на улучшение состояния рецепторных структур, нормализацию кровообращения и лимфоциркуляции во внутреннем ухе и головном мозге, на нормализацию тканевого и клеточного метаболизма ЦНС. Комплексное лечение включает средства, избирательно воздействующие на каждое звено патогенеза.

К препаратам, оказывающим сосудорасширяющее действие и улучшающим кровообращение в головном мозге и внутреннем ухе, а также приводящим к нормализации метаболизма, относятся компламин и кавинтон. Аналогично действуют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Положительной динамике нервных процессов в головном мозге способствуют препараты аминалон и энцефабол. Также при лечении таких больных можно использовать но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим действием. Улучшение тканевого обмена достигается применением кокарбоксилазы, пирогенала, витаминов группы В и Е (додекс, витрум витамин Е, допппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).

К средствам, стимулирующим проведение нервных импульсов за счет увеличения образования ацетилхолина, относятся галантамин и стрихнин (у детей эти препараты применяются преимущественно в виде электрофореза). Также для улучшения проведения импульса по нервному волокну используют антихолинэстеразные средства: прозерин, оксазил, дибазол.

Широко применяются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, калия йодид и др.

В остром периоде заболевания дополнительно используют умеренную дегидратацию в режиме форсированного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидную терапию для улучшения условий кровообращения во внутреннем ухе, детоксические препараты — унитиол, гемодез.

Применение антигипоксантов способствует повышению резистентности тканей к кислородному голоданию.

В условиях острой дисциркуляции и ишемии лабиринта патогенетически обоснованным явилось включение в курс реабилитационного лечения фармакофизической ангиоактивной терапии с использованием магнитного, лазерного воздействия, гипербарической оксигенации.

Комплексная реабилитация включает в себя электроакустическую коррекцию слуха индивидуальными слуховыми аппаратами, дефектологическую и сурдопедагогическую помощь, двигательную реабилитацию, развитие коммуникативной функции и социальной ориентации. Несмотря на предложенные многочисленные схемы и методы лечения, у большинства детей с сенсоневральной тугоухостью единственным способом реабилитации является слухопротезирование.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.

Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва

Слух – одна из главных составляющих нормального развития ребенка. От слуха зависит, как малыш сможет усвоить знания необходимые в жизни, сумеет приобрести навыки и умения. Слух необходим для развития абстрактно-логического мышления.

Но случается, что вследствие определенных причин, способность воспринимать звуки ослабевает или вовсе утрачивается. Частичная потеря слуха, называемая тугоухостью, встречается чаще. Полная потеря слуха, глухота, когда ребенок не слышит вообще ничего, наблюдается реже и может быть связана с разными причинами.

Почему происходит полная потеря слуха у ребенка, как определить глухоту у ребенка? Как проводится лечение? Поговорим об этом. А также уточним, как научить полноценному общению ребенка с патологией слуха:

Причины глухоты у детей

Причины патологии подразделяют на три основные группы:

Наследственность: Хромосомные нарушения передаются от родителя.

Врожденная глухота у детей: Возникает от негативного воздействия на плод в период беременности. К таким факторам, в частности относят: курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные процессы матери, а также повреждения во время рождения: гипоксия, либо наложение щипцов и др.

Приобретённая глухота: Может развиться вследствие травм, длительного шумового воздействия. Причиной могут быть заболевания, перенесенные в раннем возрасте: паротит, отит, а также корь или менингит.

Признаки глухоты у ребенка

Глухота заметна у младенца с самого рождения. Ее признаки можно определить без специальных приборов. Перечислим их коротко:

Слышащий ребенок вздрагивает от внезапного звука, громкого голоса.
Если малыш не слышит, он на это никак не реагирует, на замирает, прислушиваясь к спокойному голосу.

В возрасте 4 мес малыш не реагирует на источник звука, не поворачивает в его сторону голову, не ищет глазами. У него не появляется гуление (произнесение малышом различных звуков);

До 5 мес не появляется лепет. К 6 мес он никак не реагирует на произнесение его имени.

К 10 мес он не может произносить слоги, не говорит простые слова к году жизни.

Если ребенок страдает тугоухостью в той или иной степени, то есть, слух не утрачен полностью, малыш старше года часто переспрашивает, как можно ближе подходит к источнику звука, чтобы лучше его расслышать.

Лечение глухоты у детей

Лечение тугоухости в большинстве случаев проводится весьма успешно. С полной потерей слуха все гораздо сложнее.

Если возможно устранить причинный фактор, проводят комплексную терапию с применением лекарственных препаратов и методов физиотерапии. Нормализуют поврежденные структуры уха, проводят дезинтоксикацию.

Используют терапевтические методики, направленные на улучшение кровообращения структур мозга и слухового анализатора. Используют специально разработанные методики, упражнения на приобретение и улучшение речевых навыков.

Кохлеарная имплантация

Данную технологию часто используют для реабилитации глухоты или тяжелой нейросенсорной тугоухости. При проведении операции, ребенку вживляют кохлеарный имплантант, который доставляет на область слухового нерва электрические импульсы. После этого слух частично, либо полностью, но восстанавливается.

Как общаться с ребенком ?

Родителям, родственникам и всем людям, которые общаются с не слышащим, либо слабо слышащим малышом очень важно разговаривать с ним, как можно активнее. Следует прикладывать как можно больше усилий, чтобы преодолеть барьер непонимания и наладить контакт. Вот что советуют специалисты:

Никогда не кричите на глухого малыша. Он не слышит, что вы ему говорите, но видит искаженное криком лицо и это может его сильно испугать.

При разговоре используйте жесты. Жестикулируйте не резко, а обычно, но более подробно, чтобы малыш научился понимать что вы от него хотите. Впоследствии он научиться соотносить артикуляцию с жестами и ему будет проще научиться общаться.

Старайтесь говорить не обрывочными фразами, а произносите полные предложения. Встаньте или сядьте так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, после чего четко артикулируйте каждое произнесенное слово.

Посещайте занятия с сурдопедагогом. Этот специалист обучит ребенка и вас технике чтения по губам и жестам, что значительно облегчит общение.

Если вы обнаружили, что ваш малыш полностью не воспринимает звуки, либо очень слабо слышит, обратитесь к врачу. После проведенного обследования врач определит, какое лечение необходимо.

Сурдопедагоги в детском дошкольном учреждении для глухих, либо слабо слышащих детей помогут научить малыша общаться с окружающими, читать и писать, использовать голос для общения.

Патологическое нарушение слуха, при котором восприятие звуков сохраняется частично, носит название тугоухость. Такое отклонение является довольно распространенным, особенно у детей в возрасте до 5 — 7 лет. Это состояние очень опасно, поскольку именно со слухом связано развитие речи, памяти и интеллекта. При отсутствии слуха нарушается абстрактно-логическое мышление, плохо усваиваются навыки, знания и умения, значительно снижается умственная активность.

Тугоухость в медицине называется брадиакузия или гипоакузия. Это нарушение слухового восприятия различной степени, которое может возникнуть неожиданно либо развиваться постепенно. Данная патология вызвана расстройством функции звуковоспринимающих и звукопроводящих отделов уха. Наиболее тяжелым осложнением тугоухости является глухота. Если человек с тугоухостью может слышать громкие звуки или речь, то при глухоте отмечается абсолютная невозможность различать звуки, даже самые громкие.

Характеристика тугоухости свидетельствует о том, что эта патология может поразить одно ухо или оба, ее тяжесть на разных ушах может быть различной. Она обусловлена поражением звукопроводящих структур — это органы среднего и наружного уха, либо звуковоспринимающего аппарата — органов внутреннего уха и головного мозга. Нередко тугоухость вызвана нарушением функций обеих структур, для оценки ситуации необходимо разобраться в их строении и функциях.

Многие знают, что слуховой анализатор — это ухо, слуховой нерв и слуховая кора мозга. Когда человек слышит звук, сигнал передается с помощью слухового нерва в мозг, а уже там происходит его обработка. С помощью мозга человек распознаёт звук, то есть происходит «раскодировка» сигнала.

Человеческое ухо не только служит для передачи сигнала, но и принимает активное участие в его «распаковке». Ушные структуры, такие как барабанная перепонка и слуховые косточки, несут ответственность за восприятие и распознавание звуков. Во внутреннем ухе происходит переформировка звука в электрические нервные импульсы, которые далее, по нервным волокнам, поступают в мозг.

Из этого видно, что наружное и среднее ухо играет роль звукопроводника, внутреннее ухо, слуховой нерв и кора головного мозга выполняет звуковоспринимающие функции. Соответственно, тугоухость может возникнуть либо из-за нарушения структур наружного и среднего уха, либо из-за расстройств функции внутреннего уха и слухового нерва.

Причины нарушение слуха у детей

Причины тугоухости у детей могут быть различными. Она может быть приобретенной или врожденной, это зависит от того, когда она появилась. Ранняя (врождённая) может быть у новорождённого, либо сформироваться в раннем возрасте. Тугоухость у ребенка после 5 лет считается поздней или приобретенной. Причиной тугоухости у ребенка до 3 лет может стать:


Причины тугоухости у детей старшего дошкольного возраста, то есть приобретённой, могут быть:

Возникновение тугоухости зависит от особенностей детского организма, этот процесс сугубо индивидуальный и может быть следствием, как единичного фактора, так и их совокупности.

Признаки тугоухости у ребенка

Распознать тугоухость в самом начале совсем несложно, поскольку она имеет довольно красноречивые признаки:


Следующий, очень важный симптом — это неустойчивая походка. У многих детей, страдающих этой патологией, периодически появляется головокружение, звон и жужжание в ушах.

Степени тугоухости

Существует 4 степени тугоухости, они показывают насколько нарушено слуховое восприятие.

Тугоухость 1 степени позволяет ребенку довольно хорошо слышать разговорную речь, находясь при этом в 4 — 5 метров от источника звука. Если разговор происходит шепотом, ребенок может расслышать его не более чем с 2 метров. Находясь дальше, различать звуки он уже не сможет, звуковой диапазон в этой степени составляет не более 40 дБ.

Тугоухость 2 степени — это примерно 45 — 55 дБ, ребёнок воспринимает звук на расстоянии от 2 до 4 метров, тихий голос — на расстоянии 1 метра.

При 3 степени тугоухости 60 — 70 дБ, слышать источник звука ребенок может только на расстоянии 1- 2 метров, а шепот он не слышит вообще.

При тугоухости 4 степени малыш не различает нормальную разговорную речь даже на расстоянии одного метра, звуковой предел составляет от 70 до 91 дБ.

Тугоухость первой и второй степени — начальные, поэтому не считаются опасными и подлежат лечению, невосприятие звуков свыше 91 дБ уже считается глухотой.

Классификация тугоухости у детей

Это заболевание по длительности распределяется на несколько форм:

  • внезапное — оно возникает неожиданно и развивается буквально за несколько часов;
  • острая — это когда с момента ухудшения слуха прошло не больше месяца, обычно является следствием инфекционных заболеваний, черепно-мозговых травм или нарушения кровообращения;
  • подострое — болезнь длится более 2 месяцев;
  • хроническое — ребёнок болен больше 3 месяцев, недуг плохо поддается терапии, положительная динамика не прослеживается.

В зависимости от того, какая структура слухового анализатора повреждена, тугоухость классифицируются на:

  1. При кондуктивном виде тугоухости происходит нарушение структуры внешнего уха, барабанной перепонки, либо косточек среднего уха. При данном виде наблюдается 1 или 2 степень тяжести заболевания, причиной может служить большая серная пробка, воспалительные заболевания среднего уха, механические повреждения барабанной перепонки или продолжительный шумовой фон.
  2. Сенсорные вид тугоухости меняет анатомическую структуру улитки внутреннего уха. Она является костным каналом, имеющим спиралевидный вид, сужающийся к концу. Этот канал заполнен жидкостью, внутри находятся ворсинки, передающие сигнал слуховому нерву, а затем в мозг. Тугоухость этого вида может появиться из-за разрушения ворсинок улитки, в этом случае диагностируется 1 степень заболевания.
  3. При невральной тугоухости происходит поражение непосредственно слухового нерва либо коры головного мозга. Импульсы, поступающие из внешней среды, перестают передаваться или обрабатываться. К такой категории относится слуховая нейропатия — это когда возбуждение волокон слухового нерва не синхронизируется. При невральной тугоухости поражение может задевать сразу несколько отделов.
  4. При сенсоневральной тугоухости у детей поражается один либо сразу несколько отделов уха. Этот вид характеризуется комбинированием сенсорного и неврального видов слухового нарушения. Чаще всего бывает поражено внутреннее ухо, слуховой нерв, или слуховой центр в мозгу. Возникает на фоне интоксикации, аллергии, вирусов или инфекции. Чтобы отличить сенсоневральную тугоухость от кондуктивной, медиками проводится специальное обследование, после чего выясняют, какая именно структура повреждена. Нейросенсорная группа риска по тугоухости лечится только при помощи слуховых аппаратов либо кохлеарных имплантов.
  5. Смешанная тугоухость может появиться при совмещении кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. В этом случае лечение должно быть комплексным и включать в себя не только применение слухового аппарата и имплантов, но и прием медикаментов.

В более 80% случаях диагностируется сенсоневральная тугоухость, на остальные виды этого заболевания приходится чуть более 10%.

Аденоиды — причина тугоухости

Аденоиды играют немаловажную роль — они служат защитным барьером, не позволяя болезнетворным бактериям проникнуть в организм. Но при этом они могут стать источником инфекции, поскольку накапливают в себе массу микроорганизмов. Аденоиды воспаляются обычно в возрасте от 2 до 7 лет, в период, когда формируется иммунная система.

Во время полового созревания они значительно уменьшаются в размерах, к совершеннолетию они уже практически отсутствует. Но пока ребенок маленький, аденоиды увеличиваются вовремя всех простудных заболеваний, особенно это касается малышей с пониженным иммунитетом.

Когда аденоиды увеличиваются, они перекрывают отверстие слуховой трубы, тем самым ограничивая доступ воздуха в среднее ухо. Вследствие этого понижается подвижность барабанной перепонки, и может развиться тугоухость.

Лечение тугоухости

Лечение тугоухости у детей должно быть своевременным, иначе она может повлечь за собой полную глухоту. Если причиной стали аденоиды, специалист может удалить их с помощью лазера. При различных видах тугоухости применяется разные виды лечения.

  1. Микротоковая рефлексотерапия. Помогает лечить деток с нейросенсорной тугоухостью, воздействуя на многие области ЦНС:
  • активизирует отделы головного мозга, распознающие речь;
  • нормализует кровообращение в слуховом нерве и улитке;
  • стабилизирует тонус сосудов головного мозга, что приводит к меньшему выделению ликвора, это в свою очередь приводит в норму внутричерепное давление;
  • понижает возбудимость у особо невротизированных детей.
  1. Лечение медикаментами. Это терапия назначается в строго индивидуальном порядке, всё зависит от причин, вида, степени заболевания и реакции на микротоковую рефлексотерапию. Тугоухий ребёнок в перерывах между сеансами рефлексотерапия должен принимать:
  • витамины группы В и средства с фосфолипидами;
  • ноотропы для восстановления нервной системы;
  • сосудистые препараты для улучшения кровообращения;
  • мочегонные средства, такие как фенхель или брусничный лист, для снижения внутричерепного давления.

Во время комплексной терапии крайне важно проводить с ребенком занятия для улучшения речи, памяти, внимания и закрепления других навыков, лучше, если их будет проводить логопед-дефектолог и детский психолог. Дополнительно родители могут бесплатно скачать специальную программу и проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Будьте здоровы!

Загрузка...