docgid.ru

Праздник Международный день глухонемых

Каждый год в последнее воскресенье первого месяца осени во всем мире отмечается праздник - День глухих, утвержденный в 1951 году в связи с созданием Международной Ассоциации глухонемых. Теперь он отмечается 27-29 сентября ежегодно.

Согласно статистическим данным, каждый девятый человек на Земле имеет сложности со слухом. Причины данного заболевания совершенно разные: последствия болезни, несчастных случаев, врожденные пороки. Во всем мире насчитывается порядка 30 миллионов глухонемых, причем на Россию приходится порядка 40%, 5% из которых - дети, не достигшие совершеннолетия. Большое количество людей, объединенных одной общей проблемой, реализовало идею определить Международный день глухих.

История международного сообщества глухих берет свое начало еще в 18 веке во Франции.

Методика обучения Шарль-Мишеля де л’Эпе

У истоков Ассоциации глухих лежит объединение выпускников Парижского института для глухонемых в начале 18 века. Как и большинство учебных заведений, данное училище было создано священнослужителем, а именно аббатом Шарль-Мишелем де л’Эпе. Он не только создал первое в мире специализированное учебное заведение для глухих, но и являлся основоположником жестовой педагогики, основанной на работах европейских философов Д. Дидро и

Сурдопедагогика включала в себя использование различных речевых средств: вербальные (письменная и устная речь) и невербальные (язык жестов) способы. Последний был основным. Таким образом, была разработана мимическая методика обучения, которая впоследствии и стала способом общения глухонемых.

Свои умозаключения Шарль де л’Эпе изложил в трудах "Обучение глухонемых посредством методики знаков" и "Истинный способ обучения глухонемых, подтвержденный опытом".

День глухих во Франции

Королем Франции была одобрена деятельность священника и оказана финансовая поддержка школе, которая получила широкую известность во всей Европе. Но помощи было недостаточно, и аббату приходилось тратить все свои доходы на содержание учебного заведения, что в конечном итоге его разорило.

С начала 19 века выпускниками Института глухонемых в Париже ежегодно отмечается день рождения Шарль-Мишеля де Л"Эпе, празднования в его честь стали традиционными. Это тоже своеобразный день глухих во Франции.

Позже во Франции появилось еще три специализированных учреждения для глухонемых - в Бордо, Меце, Шамбери, а в Париже существует и по сей день. Глухих не выделяют во Франции в отдельную категорию, к ним нет особенного отношения - они ведут нормальный обычный образ жизни.

Языки жестов

2,5 тысячи языков существует на Земле. Но язык взглядов и жестов - одна из интереснейших форм общения. Всемирной Федерацией глухих еще в 50-м году была разработана система жестов - жестуно. Необходимость в данном языке возникла для обслуживания таких мероприятий как конгрессы, симпозиумы, конференции, олимпиады.

Жестуно не был идеальным языком и имел ряд недостатков:

  • отсутствовали грамматические правила;
  • жесты сложно было использовать в контексте;
  • в основе лежало только 4 языка - британский, итальянский, американский и русский.

Впоследствии возникла необходимость возникновения языка, способного обойти данные проблемы. Так и появилась международная жестовая коммуникация, которая развилась естественно, без искусственного научного вмешательства. Данная система позволила общаться глухонемым из разных стран.

Отношение к глухонемым в России

Сегодня в России Всемирный день глухих также отмечается, но немногие знают, что первая российская школа для глухонемых была открыта в 1802 г. при Александре I. При нем же было основано первое высшее учебное заведение для глухонемых по европейским стандартам.

В начале 20 века в Москве появился первый не только в России, но и в Европе детский сад для неслышащих детей. В то время учреждения обучения для дошкольников были в единичном количестве. Специальное образование сложилось в систему и получило развитие лишь в начале 30-х гг. прошлого столетия. Так к середине 90-х гг. 20 века насчитывалось порядка 84 школ для глухих (в которых обучалось до 11 500 человек), 76 школ для слышащих, но слабо (в них обучалось 10 000 человек). В настоящее время количество специальных образовательных институтов, где преподают квалифицированные учителя, значительно увеличилось. А Международный день глухих в таких образовательных центрах является одним из основных праздников.

Для родителей детей с проблемами со слухом в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге) есть возможность устроить своего ребенка учиться в специальных образовательных учреждениях и посещать данные заведения на стандартной основе каждый день. Глухого человека с рождения под свою опеку и контроль государство взяло еще в советские времена. Действовала четко выстроенная система обучения: начало в детском саду, продолжение в школе-интернате, далее ПТУ и вуз.

Система обучения глухих детей

Данная система сохранена и сегодня. Сады способны принимать детей от 1,5 лет. В городах, где отсутствуют спец. заведения для глухих детей, открываются специальные группы в обыкновенных учебных учреждениях. Детей учат не только читать тексты, адаптированные под их возможности, писать, общаться, используя дактильную азбуку, но и работают с правильным восприятием ребенка мира, развитием своего собственного "Я". С ними играют, устраивают всевозможные развлекательные мероприятия. В том числе ежегодно отмечается День глухих. Для детей это действительно настоящий праздник.

Всероссийское общество глухих (ВОГ)

Всероссийское общество людей с образованное в 1926 г., существует и по сей день. Глухих, объединенных в одно большое сообщество, насчитывается уже более 90 000.

В составе Всероссийского общества глухих 76 региональных и почти 900 местных отделений, которые обслуживают неслышащих граждан, проживающих на территории Российской Федерации.

Данное общество включает более 340 учреждений культурного значения (как регионального, так и местного уровня), Московский театр мимики и жеста, реабилитационные центры и организации.

Главные задачи ВОГ

Защитить права и повысить качество жизни глухого человека - вот главные задачи ВОГ. Общество активно взаимодействует с государственными структурами власти и как результат - новый федеральный перечень реабилитационных мероприятий, а также техника и услуги, которые предоставляются людям с ограниченными возможностями бесплатно: слуховые аппараты, специальные мобильные телефоны, факсы, сигнализаторы, телевизоры, услуги сурдоперевода и т.д.

Еще одна из задач ВОГ - информировать общество о жизни инвалидов, их проблемах, способах решения. Социально ориентированный подход к празднованию в нашей стране такого мероприятия, как Международный день глухих - это тоже отчасти их заслуга.

Законодательное утверждение языка жестов в РФ

Не без активного участия ВОГ в России законодательно утвердили язык жестов в конце 2012 года, а также одобрили изменения в ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», уточняющем статус жестового языка в русской транскрипции, определяющем его в качестве языка общения при наличии проблем со слухом и/или речью. По данному ФЗ при получении слабослышащим образования государство обязано обеспечить его специальными учебниками, пособиями и иной учебной литературой, а также услугами сурдопереводчика.

К сожалению, в действительности закон не претворяется в жизнь на сто процентов. В настоящее время пока только изменилось отношение к жестовому языку, но и переводчиков, и квалифицированных преподавателей не хватает. Остается надеяться, что ситуация в скором времени изменится. Конечно, все понимают, что на это потребуется не один день. Глухих людей услышат, рано или поздно! Не зря глухонемым за всю историю цивилизации удавалось посредством других органов чувств передавать собственные мысли и эмоции. Среди них немало выдающихся и действительно талантливых личностей.

Международный день глухонемых - праздник отмечается в последнее воскресенье сентября.

Праздник Международный день глухих (англ. International Deaf Day) - международный день, учреждённый в 1951 году в честь создания Всемирной федерации глухих (World Federation of the Deaf, WFD). Ежегодно в последнюю полную неделю сентября в мире отмечается Международная неделя глухих, которая в последнее воскресенье сентября завершается Международным днём глухих.
В России первое училище для глухонемых было открыто в 1802 году.

История сообществ глухих свидетельствует о том, что начало становления и развития социумов глухих во многих странах явилось возможным благодаря различным встречам и объединению выпускников школ глухих.

Наиболее ярким примером послужил вклад глухих Франции, чей язык развил аббата де ЛЭпе, превратив созданный глухими простой язык в богатый язык, породивший множество других. Он был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка.
В начале XIX века выпускники Парижского института глухих начали отмечать день рождения Шарля-Мишеля де ЛЭпе. На двухсотлетний юбилей рождения великого француза, было приглашено множество глухонемых из различных стран, и это стало первой международной встречей сообществ, положившей начало контактам.

На планете около двух с половиной тысяч языков, но есть одна форма общения - язык взглядов и жестов. В 50-е годы Всемирной Федерацией глухонемых в целях обслуживания международных мероприятий глухих, была разработана специальная система жестов, которую назвали Жестуно. В первом словаре Жестуно, опубликованном в 1965 году зафиксировано 300 жестов, в третьем издании уже 1500.

В отличие от Жестуно, международный язык жестов развивался естественным путём, в ходе изучения которого отмечается использование естественных и иконических жестов, большое количество повторов, применение рисунков и надписей, лексических и грамматических элементов национальных жестовых языков. Чем свободнее глухонемой человек владеет национальным языком жестов, тем проще ему даётся интернациональное общение.

Огромный вклад в развитие языка жестов внёс Генеральный секретарь Всемирного Союза Глухих Магов, Саймон Кармел. Кармел долгое время изучает быт и культуру глухих в разных странах мира и в совершенстве владеет жестовым языком. Также он является автором книги под названием «Международная ручная азбука Глухих», в которой описывается 43 дактильных алфавита, используемые в 59 странах мира.

27 марта 1805 года 28-летний император Александр I своим указом основал первый в России институт глухонемых на территории селения Романово Волынской губернии. Первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. В 1862 году были изданы “Узаконения о глухонемых и немых”, основанные на Своде законов 1833 г. и составленные выпускником Санкт-Петербургского училища глухонемых А. Соколовым.
В 1885 году в Астрахани основано училище глухонемых выпускницей Санкт-Петербургского училища глухонемых уроженкой города Астрахани А.В. Тимофеевой, глухонемой с детства. В июне 1886 года оно вошло в государственную систему обучения. В 1900 году в Москве был открыт первый детский сад для неслышащих (он был и первым в Европе).

Всероссийское общество глухих (ВОГ), образованное 21-25 сентября 1926 года.
В составе Всероссийского общества глухих - 76 региональных и почти 900 местных отделений, которые обслуживают не слышащих граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
Главная задача Всероссийского общества глухих - защита прав глухого человека, повышение качества его жизни. ВОГ сотрудничает с Федеральным Собранием, Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами, органами и организациями государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, различными профильными организациями, решающими проблемы инвалидов по слуху и инвалидности.

В Москве собрались люди, изучающие язык, на котором в столице говорит каждый десятый, а в России - 13 миллионов человек. Это язык жестов. Фестиваль приурочен к Международному дню глухих, который в 2017 году отмечается 24 сентября

Столичный парк. Выходной. Для одних громкий и шумный, вокруг музыка, поют птицы. Другие - едва слышат мелодию. Слуховой аппарат спасает. То, что не могут сказать, прокричать, пропеть, они покажут. Свой мир и своя музыка. На кончиках пальцев.

Фестиваль жестового языка в Москве - это когда в парке прямо посреди аллеи Вас остановят и научат говорить без слов. Здороваться или произносить свое имя.

«Пусть слышащие люди, которые говорят, пусть увидят, какой у нас праздник большой для всех, не только для глухих; с большим желанием мы сюда пришли», - говорит участница фестиваля Елена Лапенкова.

Ничего не слышать. Ничего не говорить. В России больше 13 миллионов человек, которые знают, каково это. На языке жестов общается каждый десятый житель Москвы, например. Пять лет назад он был признан в России государственным.

«Мы стараемся как раз сказать о том, что у глухих и у слабослышащих есть большие возможности, несмотря на имеющиеся трудности. Но чтобы контактировать с глухими и слабослышащими, нужно знать жестовый язык. Если все будут знать жестовый язык, то не будет проблем в общении, не будет барьеров», - отмечает председатель Московской городской организации Всероссийского общества глухих Владимир Базоев.

Этот язык можно выучить на курсах или на базе специальных факультетов, где готовят сурдопереводчиков. Быть своего рода проводником от мира тишины к миру звука - непростая работа, которая меняет и твой собственный мир, говорят студенты.

«Мне это помогло раскрыться в каком-то артистическом плане. На первом курсе мы стеснялись, а сейчас хлебом не корми - дай что-нибудь показать», - рассказывает студентка.

Но меняется еще кое-что - отношение к тем, кто говорит на этом языке. Максим Исаев не слышит. А его сын Милан главный папин помощник.

«Он не стесняется жестового языка. Мы с ним в школе общаемся на жестовом языке. Есть такие дети, которые не хотят говорить о том, что у них родители плохо слышат, не афишируют это. Это стереотипы, которые не позволяют людям нормально относиться к инвалидам по слуху», - говорит участник фестиваля Максим Исаев.

Именно чтобы стереотипов стало меньше, дни жестового языка устраивают каждый год в разных парках Москвы. Мечта организаторов, чтобы и в других городах хотя бы раз в году зрители благодарили артистов на их языке поднятыми вверх руками. Чем больше этих самых рук, чем они выше, тем громче звучат овации в мире тишины.

Ежегодно последняя полная неделя сентября отмечается как Международная неделя глухих (International Week of the Deaf), которая завершается Международным днем глухих (International Day of the Deaf), отмечаемым в воскресенье. В 2017 году этот день приходится на 24 сентября.

Международный день глухих был установлен в 1958 году в память создания в сентябре 1951 года Всемирной федерации глухих (World Federation of the Deaf), которая является одной из старейших международных организаций людей с ограниченными возможностями. В настоящее время Всемирная федерация глухих (ВФГ) объединяет 133 национальные организации всех пяти континентов.

Всемирная федерация глухих — одна из ведущих организаций мира, занимающаяся решением проблемы уравнивания в правах глухих и слышащих людей.

По данным ВОЗ, более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от инвалидизирующей потери слуха (потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 40 дБ у взрослых людей и 30 дБ у детей). Большинство таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода.

Примерно каждый третий человек в возрасте старше 65 лет страдает от инвалидизирующей потери слуха. Самая высокая распространенность этого состояния в данной возрастной группе отмечается в Южной Азии, Тихоокеанском регионе Азии и в Африке к югу от Сахары.

Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и приводить к трудностям в слуховом восприятии разговорной речи или громких звуков.

Понятие "тугоухости" применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно они общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантатами (протез, позволяющий компенсировать потерю слуха) и другими вспомогательными средствами, а также субтитрами.

"Глухие" люди, в основном, страдают от глубокой потери слуха, при которой они слышат очень мало или не слышат вообще. Часто для общения такие люди используют язык жестов.

Потеря слуха может развиваться по генетическим причинам , в качестве осложнений во время родов, а также в результате некоторых инфекционных болезней, хронических ушных инфекций, употребления некоторых лекарственных средств, воздействия чрезмерного шума и старения.

В России более 13 миллионов людей с нарушением слуха , в том числе более 1 миллиона — дети.

По данным Всероссийского общества глухих , численность глухих, которые являются носителями жестового языка, — более 300 тысяч человек. В эту статистику попали те, кто потерял слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха.

Среди известных личностей, потерявших слух в различном возрасте , поэт эпохи Возрождения Пьер де Ронсар, композитор Людвиг ван Бетховен, писатели Виктор Гюго, Жан Жак Руссо и Карел Чапек; итальянский художник Антонио Станьоли, французский скульптор Клод-Андре Десен и др.

Но никто из людей, не имеющих слуха, не считает себя немым — у глухих есть язык жестов, такой же полноценный и богатый, как язык вербального общения. Первая школа для глухих людей — Парижский институт глухонемых — был основан в 1760 году во Франции аббатом де Л"Эпе.

В России первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. В 1900 году в Москве был открыт первый в Европе детский сад для неслышащих. В начале ХХ века учреждения для детей с проблемами слуха, зрения или развития были лишь единичными. В начале 1930-х годов в России начала складываться система специального образования. В середине 1990-х годов в России было 84 школы для глухих. За последние годы количество специальных учреждений увеличилось , выросла квалификация педагогов.

В 2012 году в России был законодательно . Президент РФ Владимир Путин 30 декабря 2012 года одобрил изменения в закон о социальной защите инвалидов, который уточнил статус русского жестового языка и определил его как язык общения при наличии нарушений слуха и(или) речи. Согласно закону, при получении образования инвалидам по слуху должны бесплатно предоставляться специальные учебники, учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков.

В настоящее время дошкольные и средние образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха работают во многих регионах РФ ; в ряде регионов есть средние специальные и высшие учебные заведения, где дети с нарушением слуха могут продолжить образование.

В Москве к таким вузам относятся Московский государственный медико-стоматологический университет , Российский государственный социальный университет, Московский педагогический государственный университет, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Российский государственный гуманитарный университет, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Загрузка...