docgid.ru

Боязнь сойти с ума, и потерять над собой контроль, внушение. Страх перед страхом: фобофобия

ГЛАВА 4 Страх потери контроля над ситуацией

Под воздействием склада характера или негативного опыта в прошлом многие из нас перестают доверять другим. Этот простой факт имеет колоссальное значение для вашего ощущения во время полета. Полет, будучи явлением непонятным и потенциально опасным, активирует в нашем сознании недоверие, неумение передать ответственность за вашу жизнь и здоровье другим людям, причем активирует в гипертрофированной форме. Если вы можете идентифицировать подробную проблему у себя, вам необходимо заменить привычку НЕ ДОВЕРЯТЬ на привычку ДОВЕРЯТЬ. Как это сделать? Это не сложно, хотя и не совсем приятно. Подробные инструкции я приведу ниже, в разделе «Что же делать со своим страхом».

Реальные опасности и то, что таковыми только КАЖЕТСЯ.

У вас будет продолжать развиваться аэрофобия, до тех пор пока вы не заставите себя мыслить фактами, а не предположениями. Согласитесь, ваши предположения вполне могут быть ошибочны, в отличие от ФАКТОВ. Любая фобия основана на ПРЕДПОЛОЖЕНИЯХ, а для победы над ней нужны только факты.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Пример № 1

Вы со своими друзьями отдыхаете на природе. Погода прекрасна, у вас восхитительное настроение, шашлык уже почти готов и ничего не предвещает беды. В этот момент один из ваших друзей вскрикивает от испуга и говорит, что ему показалось, что он только что видел в траве змею.

Все ваши чувства и эмоции поменяются в ту же секунду, вы будете напряжены, ваше прекрасное настроение сменится желанием покинуть то место, где вы находитесь. Все для того, чтобы обеспечить вашу личную безопасность. Факта наличия змеи нет, однако ваш отдых – испорчен, так как вам КАЖЕТСЯ, что вы в опасности.

Пример № 2 Маленький ребенок боится, что в туалете живет Бармалей. Его поведение сопряжено со страхом Бармалея, посему он обходит туалет стороной, просит держать ночью свет включенным, сопровождать его в туалет и т. д. Факта наличия Бармалея нет, но для мозга малыша этот вымысел о Бармалее – почти свершившийся факт.

Следовательно,

Из книги Ступени к божественному автора Лазарев Сергей Николаевич

Из книги Дети с небес автора Грэй Джон

8. НОВЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СИТУАЦИЕЙ Когда ребенок не слушается или отвергает контроль со стороны старших, позитивное воспитание не определяет его поведение как плохое или неправильное, но просто констатирует, что ребенок вышел из-под контроля - из-под

Из книги Тип Один автора Кьюрри Алан Роджер

автора Холлис Джеймс

Глава 2. ПЕЧАЛЬ, ПОТЕРИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Исцели свое сердце! автора Хей Луиза

Глава 6 Другая любовь, другие потери Кроме расставаний, разводов и смерти существуют и другие виды потерь, и некоторые из них более очевидны, чем другие. Легко распознать такие виды потерь, как выкидыш или потеря работы. Другие не так просто увидеть – например, неудача в

Из книги Я ничего не боюсь! [Как избавиться от страхов и начать жить свободно] автора Пахомова Анжелика

Глава 2 Страх как полезный сигнал. Как происходит манипуляция людьми через страх? В предыдущей главе мы начали говорить о пользе страха, вернее, о его гражданской и общественной функции. Давайте сейчас рассмотрим нашего врага еще ближе, может быть он уже и не покажется

Из книги Поддержание порядка в душе [Практическое руководство по достижению эмоционального комфорта] автора Кэррингтон-Смит Сандра

Глава 1 Страх смерти как основа всех наших страхов. Страх столкновения с потусторонним миром Сегодня утром я проснулась в холодном поту. Мне снилось, что все вокруг вдруг стало подчиняться не привычным нам законам природы и разума, а какой-то неведомой силе, которая

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Глава 1. Отпираем входную дверь Страх перемен, страх неизвестного Не смотрите в прошлое с печалью. Оно не вернется. С умом улучшайте настоящее. Оно – ваше. Идите вперед, навстречу туманному будущему, без страха. Генри Уордсворт Лонгфелло Стоя в открытых дверях, мы, наконец

Из книги Неудача – путь к успеху [Как заставить прошлые ошибки работать на нас] автора Ридлер Билл

Самостоятельность и ощущение контроля над ситуацией Помимо тревоги от ощущения неопределенности Эмили испытала стресс. Она вдруг поняла, что теперь меньше контролирует собственную работу, чем раньше, и это стало для нее настоящим шоком. Теперь ей нужно согласовывать

Из книги Дрессировка твоей девушки автора Садковский Сергей

Глава 3 Вы можете справиться с любой ситуацией? Как научиться не отступать перед трудностями Наша жизнь определяется не тем, что с нами происходит, а тем, как мы реагируем на это; не тем, что преподносит нам жизнь, а тем, как мы к этому относимся. Позитивное отношение влечет

Из книги Душевные омуты [Возвращение к жизни после тяжелых потрясений] автора Холлис Джеймс

Глава 17. Признаки потери интереса Как узнать, что девушка теряет к тебе интерес? Этот вопрос мне часто задают парни, у которых появляется такое внутреннее чувство. Я сам проходил через это, и знаю, что мое предчувствие часто оказывалось правильным на

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

Глава 2. Печаль, потери и предательство

Из книги Живи сейчас! Уроки жизни от людей, которые видели смерть автора Кюблер-Росс Элизабет

Глава 17. Старение, потери и сексуальное развитие Процесс старения накладывает на развитие непреодолимый отпечаток инволюции. Болезни и общее ухудшение здоровья могут преждевременно положить конец сексуальной жизни, однако при отсутствии конкретных заболеваний это

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Глава 4. Потери ДЭВИДМолодой человек, заканчивавший писать диссертацию по психологии, боролся за жизнь тяжело больного деда, который с детства помогал растить его. По его словам, частью этой борьбы был выбор: брать ли ему отсрочку на последнем курсе, чтобы больше времени

Из книги автора

Страх потери контроля «Мы полагаем… что управляем своими жизнями; мы строим планы и заводим записные книжки, а затем, когда оборачиваемся, чтобы взглянуть на себя, понимаем, что у жизни своя структура, свой вектор». * * *В один прекрасный день в конце марта я возвращалась на

Вы уставали настолько, что боялись сойти с ума, перестать управлять ситуацией и собой? Страх сумасшествия (лисофобия) – крайняя форма боязни потерять контроль над собой. Но эта фобия встречается редко, чаще люди боятся впасть в гнев, истерику, ярость и совершить непоправимую ошибку. Или оказаться в состоянии беспомощности, стать заложником ситуации.

В психологии под контролем над ситуацией подразумевается уверенность человека в себе и своей безопасности. В ситуации, когда человек не чувствует достаточного контроля, возникает в реальном или воображаемом порядке. Так развивается , стремление к составлению списков, попытки контролировать других людей, .

Страх потери контроля – тревожное состояние, сопровождающееся волнением. Наверняка вам приходилось сдавать экзамены, и думаю, не всегда вы были готовы на 100 %. Что чувствует неподготовившийся студент? . Он боится потерять контроль и завалить экзамен. Вот и человек, не готовый к жизни, боится потерпеть неудачу.

Потребность в порядке заставляет искать иллюзорные способы контроля. Так рождается увлеченность гороскопами, гаданиями, вера в приметы и суеверия, амулеты и прочее.

Потребность в контроле и безопасности – первичная, физиологическая потребность. Она есть у любого человека. Потому в кризисной ситуации социальной, политической или экономической нестабильности общества люди растеряны и запуганы.

Кстати, таким сознанием проще управлять. Иногда ради этого народ запугивают специально, транслируя в СМИ провокационные новости. В эти моменты нужно обязательно помнить о внутренних Это позволяет сохранить рациональность и снова почувствовать контроль.

Причины страха

Страх потери контроля не является самостоятельной проблемой. Это вид панического или или следствие , .

На развитие страха беспомощности влияет ряд факторов:

  • неуверенность;
  • повышенная тревожность;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • депрессивные наклонности;
  • перегрузки нервной системы;
  • чувство неопределенности будущего;
  • повышенное чувство ответственности;
  • перфекционизм;
  • попытки тотального контроля над миром и собой;
  • неудовлетворенность жизнью;
  • непосильные и многочисленные обязанности.

Люди, подвергшиеся в детстве тирании, чувствующие опасность, больше остальных подвержены паническим атакам, тревогам и страхам. Негативно отражается в условиях требовательности, повышенной моральной ответственности и ожиданий. Как один случай жестокого наказания за ошибку, так и систематические условия напряжения в будущем формируют страх потери самообладания или утраты контроля над ситуацией.

Что вызывает страх у ребенка:

  • алкоголизм, драки и скандалы родителей (он не способен контролировать их поведение, никогда не знает, чем закончится очередной скандал);
  • жесткие наказания за забытую чашку или испачканную рубашку;
  • требования сидеть с младшим братом и наказание при неудачах (например, малыш ударился).

Страх потери контроля формируется после повторяющихся стрессовых ситуаций. Если в каких-то условиях человек испытал сильное волнение, с трудом сохранил самообладание, например, вышел с достоинством из , то при повторяющихся похожих ситуациях внутреннее напряжение нарастает. Индивид боится, что ситуация повторится, но он не сможет с ней совладать.

Другой пример – на улице девушка столкнулась с неадекватным подвыпившим человеком и чудом от него спаслась. В этом случае для формирования страха будет достаточно одного случая. Аналогично действует ДТП. Авария или занос машины, не закончившийся аварией, закладывает страх повторения ситуации с неблагоприятным исходом.

Собственный негативный опыт потери самообладания – еще одна причина страха потери контроля. Кроме этого, фобия развивается в ситуации наблюдения (человек видел, как кто-то потерял контроль над собой или ситуацией).

Страх потери контроля усугубляется в ситуации нестабильности, в периоды кризисов личности, внутренних или внешних изменений, не поддающихся объяснению. Когда человек ощущает, что внутри него что-то изменилось, например, резко меняются интересы или из-за хронической усталости заметно ухудшилась память, то страх дальнейших ухудшений и полной потери контроля над собой усугубляется.

Как избавиться

Осознайте, что страх потери контроля базируется на недоверии к себе, миру, конкретным людям. На самом деле речь идет не о страхе, а об ответственности, планировании, способностях и возможностях. При каких условиях человек не становится заложником обстоятельств:

  • он уверен в себе;
  • у него адекватная ;
  • он хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках;
  • человек умеет преодолевать ;
  • он знает, в каком направлении двигается и каков ;
  • у него есть жизненный план.

Похож ли этот портрет на вас? Если нет, то определите, какой пункт нуждается в доработке. Начните работать.

Причина страха потери контроля – и , вытекающее из нее. Каждый, кто боится потерять контроль, винит себя за что-то в прошлом, не простил ошибку.

Если это ваш случай, то осознайте причину вины. Теперь подумайте, виновны ли вы на самом деле? Вероятно, в той ситуации вы не обладали должными знаниями или умениями. Но теперь вы опытны и умны. А если нет, то приобретите недостающий навык. Так люди, боящиеся подвергнуться нападению, идут на курсы самообороны. А студент, попавший однажды впросак, активно расширяет кругозор и развивает эрудицию. Теперь он с кем угодно вступит в полемику, но уже не будет высмеян.

С травмами самостоятельно справиться получается не всегда. Если корни заложены в детстве, то устранение неуверенности или повышение самооценки – маскировка, а не решение. Список возможных психотравм бесконечен. Но если выделить их общую суть, то речь идет о предательстве, утрате доверия, унижениях, одиночестве, обвинениях.

Для полноценного избавления от страха потери контроля нужно обратиться к психотерапевту, так как это элемент расстройства или состояние, предшествующее ему.

Наиболее частое проявление навязчивого состояния, являющегося следствием проявления тревожного расстройства – или потерять над собой контроль. Чаще всего они проявляются в виде страха нанести вред кому-то или самому себе, страха потерять контроль и начать делать какие-то глупые вещи, и вообще . Соответственно, большинство людей, которые подверженных этим фобиям, верят, что они могут сойти с ума. Страх побуждает их совершать определенные действия, которые удерживают их в их же проблеме. Поэтому важно поговорить об этой проблеме подробнее, затронуть причины ее возникновения. Выяснить, почему это состояние удерживается, и что нужно делать, чтобы от него избавиться.

Страхи сойти с ума или потерять над собой контроль: как с ними бороться?

Как известно, в целом причиной навязчивого состояния является повышенный уровень тревожности, к которому приводит искаженное мировоззрение человека, его особенности мировосприятия. И в определенные моменты у человека возникают мысли, которые его пугают. Причем, эти мысли могут быть разного характера. Например, связанные с богом: человека преследуют какие-то богохульные мысли, и он начинает пугаться того, что он так думает. Или, к примеру, появляется мысль, что у него есть острый предмет, которым он может нанести вред себе или другому человеку. Эти мысли пугают человека, заставляя считать себя сумасшедшим или маньяком – так возникает .

Из-за страха совершить какое-то неконтролируемое действие, поступок, человек начинает прятать ножи и другие острые предметы. Старается не допускать ситуаций, в которых он может воспользоваться ими как оружием. При этом человек уверен, что таким образом он контролирует себя, свои действия. Ему кажется, что именно этот контроль удерживает его от нанесения вреда себе или кому-то, и именно он гасит . Огромная ошибка заключается в том, что любая попытка сопротивляться навязчивой мысли только усиливает ее, усугубляя состояние тревожности.

Два важных факта, помогающих убрать или потерять контроль

  1. Человек, который действительно сходит с ума, этого не осознает. Это достоверный, научно доказанный факт. А человек, которого одолевает , относится к этому осознанно. Он понимает то, о чем думает и воспринимает свои мысли адекватно. Это говорит о том, что не имеет под собой реальной почвы – просто таким образом проявляется его тревога.
  2. Контролирование тревожных мыслей, стремление не допускать их в свою голову на самом деле ухудшают состояние. Чем больше человек сопротивляется, чем чаще старается не думать тревожащих его мыслях – тем больше он тратит своей энергии, своего внимания и тем сильнее разрастается страх сойти с ума . Чем больше ограничивающих действий человек внедряет в свою жизнь – куда-то не пойти, спрятать ножи, не подходить к балкону, не думать об этом и т.п. – все это только усиливает , постоянно подкрепляя его. Если человек совершает какие-то действия для того, чтобы не чувствовать тревогу – то его мозг это воспринимает так, будто опасность действительно существует. Поэтому он усиливает свой защитный механизм. И все эти ограничивающие действия лишь усугубляют тревожное состояние, и возрастает.

Поэтому одним из лучших упражнений в практике навязчивого мышления является разрешение мыслям этим быть, осознание того, что мысли не являются самим человеком, он просто себя отождествил с ними. Ведь, животные, например, не мыслят. Это первое. Во-вторых, помимо того, что человек мыслит, он еще может осознавать свои мысли. Здесь важно понять, что есть человек, а есть его мысли, за которыми он может просто наблюдать, но при этом не отождествляться с ними.

Как избавиться от страха сойти с ума и потерять контроль?

Главное правило – нужно докручивать до конца сценарий своего страха сойти с ума , как бы человек его ни боялся. От таких мыслей можно избавиться как раз тем, чтобы разрешать им быть. Окончательно понять, что человек не совершит пугающих его поступков, он сможет лишь, опираясь на то, что это просто навязчивые мысли, следствие тревоги. Понижая тревожность (а тревожность начнет понижаться, когда человек перестанет бороться с этими мыслями), он будет впускать их в свою жизнь, начнет проигрывать эти пугающие сценарии. И, в конечном счете, у него пройдет, и останется лишь один страх – страх позора.

Если, например, человек начнет проигрывать свою картину страха до конца (например, картину суицида), то он увидит, что у него в итоге останется страх позора. Страх, что другие будут думать: он был таким нормальным человеком, и что-то с собой сделал. Тут уже абсурд в том, что если человека не станет, какая разница, что о нем будут думать?

Необходимо работать над тем, чтобы перестать бороться с этими мыслями, и тогда они постепенно перестают влиять на человека. И еще один важный момент: по статистике, которую наблюдает психотерапия, можно заметить, что люди, страдающие навязчивыми состояниями в виде страха потерять контроль и страхом сойти с ума – это люди, которые хотят не сойти с ума, а стать свободными.

Как говорил Фрейд: «за страхом маячит желание».

Если посмотреть на людей, подверженных страху сойти с ума , то можно заметить, что большую часть своей жизни они посвящали тому, чтобы стремиться соответствовать ожиданиям других людей. Они надевали маски, не проявляли истинных эмоций, не всегда говорили то, что хотели сказать, сдерживали эмоции. Это все, по сути, страх получить неодобрение. Люди создали определенный образ себя, и решили, что им этот образ необходимо удерживать.

Естественно, они практически постоянно находятся в тревожности, потому что у них есть страх разоблачения, страх, что люди узнают, какие они на самом деле, а не те, которых пытаются удержать в своем представлении. Соответственно, у них присутствует тревога, которая на протяжении жизни возрастает. Возрастает она и в связи с определенными жизненными обстоятельствами. Естественно, это проявляется в виде навязчивых состояний. По сути, через них организм, подсознание человека кричит: «друг, начни жить своей жизнью, начни жить нормально, стань собой!».

Поэтому для того чтобы избавиться от страха сойти с ума и потерять над собой контроль, необходимо начать делать следующее:

Снижать тревожность, убирать действия, которые человек совершает для того, чтобы не было этих мыслей;

Работать над мировоззрением, над самооценкой. Начать, по сути, становиться собой. Убирать ожидания, долженствования, и прочее.

И постепенно человек увидит, что все эти навязчивые мысли будут уходить, его мозг будет успокаиваться, а исчезнет. Но все это происходит постепенно.

Подводя итог, скажем, что существует очень много разных видов навязчивых мыслей. У кого-то, например, они связаны с гомофобией, у кого-то с Богом. Тут важно понять, что если у человека возникает какая-то мысль, и он не хочет о ней думать, – то он начинает сопротивляться. И вот это сопротивление, борьба с ней и рождает у него замкнутый цикл навязчивых страхов сойти с ума или потери контроля, который только раскручивается и растет.


Страх потерять контроль над собой – на самом деле очень распространенный. Он близок:

К страху сумасшествия (распада личности) – “а не сумасшедший ли я, если делаю (вот это)?”

К страху отвержения (“мир / значимые люди отвергнут меня”, “я останусь один”),

К страху смерти (“…и я умру, один”).

И что, правда, умрете?

Страх потерять контроль над собой – очень невротический. Он выполняет очень важную роль – ограничивает людей, удерживает их от:

Физически опасных действий (напиться – убиться),

Социально опасных деяний (неправомерных, вызывающих отвержение и одиночество),

Действий, которые невозможно будет принять как часть собственного опыта (“это как будто не я делал(а) / говорил(а)”).

Итого: страх потери контроля – про границы, которые мы ставим сами себе.

Про пользу страха потери контроля

С одной стороны, такой страх действительно служит добрую службу 99% людей на Земле:

благодаря страху, они воздерживаются от того, чтобы напиться и пойти работать крановщиками, электриками, водителями. Они удерживаются от того, чтобы сделать больно другому человеку.

Даже ссорясь, злясь, конфликтуя, часть ресурсов каждый вменяемый человек использует для отслеживания: а как я выгляжу со стороны? Не перешел ли я границы дозволенного?

“Мебель в офисе от злости швырять можно – или нельзя?” Вероятно, в каком-то проценте случаев не только можно, но и нужно – в качестве способа отстоять себя и свои интересы. Но в подавляющем большинстве случаев все-таки скорее “нельзя”, или даже так – “крайне нежелательно”.

Про вред страха потери контроля

Пока этот страх выполняет определенные функции – “стопоров”, ограничителей, реально необходимых по ситуации – все в порядке. Но как и со многими страхами, может и не получиться дальше “мавр сделал дело, мавр может уходить”.

Этот “мавр”, страх потерять контроль над собой, довольно часто может действовать вопреки пьесе вашей жизни:

Приходить не вовремя, когда вздумается,

Удерживать от серьезных изменений, новой сферы деятельности – даже если вы “просто пробуете” (“ага, щаз!” – говорит страх и пугает: вот как натворишь сейчас этих ужасных вещей! ),

Не уходить в заданное время: когда ссора уже завершилась, или сложный момент прожит, человек продолжает себя “есть поедом”: а не слишком много ли я сказал, а не вышел ли я из себя – и где гарантии, что позволив себе сегодня рявкнуть на секретаршу, я завтра не убью собаку, допустим, а там и до человека недалеко…

Со стороны последняя цепочка выглядит нелогично и неразумно. Но изнутри пугающийся (пугающий себя) человек склонен “накручивать” многие страхи – и страх потерять над собой контроль – не исключение.

Что делать? Как не дать этому страху волю?

Три правильных вопроса “к себе”, если вас волнует, а не слишком ли вы тревожитесь о потере контроля:

1. Сколько в ситуации моей ответственности?

На самом деле, сядьте и прикиньте: сможет ли вас кто-либо остановить, что-то сказать. Кстати, что именно вам скажут в ответ на ваше “фантомас разбушевался”? Подумайте об этом.

Скорее всего, если вы и вправду потеряете контроль, рядом будут люди. А уж они не преминут вам заметить, что вы уже “слишком”, “переборщили” со своими проявлениями – гневными, любовными или любыми другими.

Поразмышляйте о том, что вокруг вас – люди, и на них тоже есть часть ответственности за то, что происходит.

2. Думает ли сумасшедший, что он сумасшедший?

Это вообще шикарная фраза-коан*.

* фраза, над которой в восточных практиках размышляют и медитируют. Например, “представь хлопок одной ладони”.

Как правило, сумасшедшие как раз не осознают своего безумия (а если начинают осознавать – то это путь к выздоровлению). Они уверены, что на 100% адекватны, а “это в мире что-то не так”.

Если вы боитесь потерять контроль над собой – это значит, что вы уже контролируете себя , более или менее, но во всяком случае – достаточно для того, чтобы справляться с обычной социальной ситуацией.

3. Вот потеряете контроль – и что? Что именно случится? Пофантазируйте, поразмышляйте об этом.

Какие другие мысли вам приходят в голову, если отложить страх потери контроля? Вот все случилось: вы невменяемы, вы себя не контролируете. И что произойдет?

Сценариев “в голове” может крутиться очень много. Предугадать, какой вы сейчас выберете, я не в силах. Могу только предложить рассмотреть этот сценарий с точки зрения “и кем я тогда стану”.

Чаще остальных выглядывают такие роли:

- “и вот все увидят, что на самом деле я неспособный, слабый, маленький, беззащитный, разваливаюсь, исчезаю”,

- “всем станет очевидно, какой я ужасный человек, монструозный, кошмарный, огромный, невероятный, порву всех”.

То есть, на самом деле под страхом потерять контроль над собой вполне могут скрываться:

Страх исчезнуть самому (выяснить вдруг , что “я занимаю незаслуженно много места в жизни других”),

Страх уничтожить весь мир (и тут вдруг я начал(а) понимать, что занимаю незаслуженно мало места – и стал(а) раздуваться до нужного /желаемого размера).

“Сладкий бонус” для самых внимательных:

Получается, человек изначально говорит о контроле над собой, имея в виду сомнение в том, кто он есть как .

Все потому, что очень часто бывает страшно столкнуться с собой реальным. Ни большим, ни маленьким. Которого кто-то может уничтожить (а хотя бы и морально, хоть и на время), и который кого-то может уничтожить (сделать больно). В общем, живым человеком.

Именно так и происходит на группах, во время . Сначала в группе много стесняются, смущаются, зажимаются и выглядят “лапочками и зайчиками”. Потом, через какое-то время, начинают позволять себе больше, отыгрывая вторую половину (начинают позволять себе простые, в общем-то, вещи – проявлять себя “таким, какой я есть” – и у многих это четко связано с собственной “монструозностью, кошмарностью”. Мол, неприемлемо выразить самый первый душевный порыв: “а то вдруг я своими проявлениями всех буду крушить, как слон в посудной лавке).

И только потом приходит ощущение:

а) достаточной безопасности мира для того, чтобы быть в нем – собой, а не маской или ролью,

б) того, что “и я раним, чувствителен, сделан не из камня и не из железа”, и такой же способностью раниться об ваши слова обладает другой человек,

в) истинный, настоящий выбор “из глубины души” быть побережнее – как к другому человеку, так и порой – к себе (даже – о ужас! – невзирая на других, в первую очередь побеспокоиться о себе).

К сожалению, по книжкам этому научиться невозможно. Это такое знание-ощущение, которое можно вырастить в себе, к которому можно прийти – как к личному убеждению. Но невозможно принять снаружи. А значит, если вы хотите перестать контролировать себя слишком сильно, или хотите видеть, насколько влияют на вашу жизнь другие, как они тоже полегоньку помогают вам не потерять человеческий вид – то стоит пойти на . Много (около 5-7) участников, много мнений – а в итоге вы лучше увидите, как вы воздействуете на разных по складу и темпераменту людей.

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.

Загрузка...