docgid.ru

Как лечить болезнь квинке. Чем опасен отёк Квинке? Что делать при стремительном развитии отека гортани

Что есть наш интеллект? Адаптивная способность к жизни или способность ориентироваться в школьных науках? Принято определять способности человека и его ум с помощью теста IQ, который, как считают его создатели, способен разносторонне оценить умственный потенциал человека. Но насколько оценка объективна, если задания способны протестировать лишь логико-математический интеллект? А ведь ты знаешь, что образ мышления каждого из нас индивидуален. К слову, в Штатах из-за этой системы оценки интеллекта перед некоторыми детьми закрыты многие дороги, ведь школа оценивает лишь отдельный аспект знаний ребенка.

В 1983 году доктором Говардом Саденером, профессором Гарвардского университета, была разработана теория о , которая объясняет то, как люди взаимодействуют с окружающим миром. Узнав об этих типах интеллекта, ты сможешь понять, где же лежат сильные стороны твоей личности, на которые стоит сделать упор.

Пространственный интеллект

Его еще называют визуальным интеллектом. Это способность воспринимать мир в трех измерениях, иначе говоря, в трехмерной модели. Люди, которые обладают этим интеллектом, часто имеют хорошее воображение и преуспевают в таких областях, как искусство, архитектура, графический дизайн. Людям с подобным мышлением очень легко даются головоломки и задачи с лабиринтами.

Личностный интеллект

Этот интеллект помогает понять себя и дает понимание того, как мы видим мир. Люди с подобным складом ума, как правило, застенчивы, но в то же время они очень мотивированные и предпочитают сами принимать решения касательно собственной жизни. Эта форма интеллекта полезна в областях, где изучают людей, например, психологии или философии, ведь легче понимать других, когда полностью понимаешь самого себя.

Лингвистический интеллект

Если ты любишь изучать языки и , то можно смело говорить, что твой интеллект является лингвистическим. Люди с подобным складом ума могут отлично выразить себя в письменной форме. Как правило, они строят карьеру в области журналистики. В эту категорию попадают писатели, авторы, ораторы, которые могут написать речь, что воодушевит людей на великие свершения или же приведет к определенному выводу.

Телесно-кинестетический интеллект

Этот тип интеллекта относится к людям, которые в совершенстве овладели своими телами. В эту категорию, как правило, попадают спортсмены, танцоры, люди, выполняющие работу, для которой требуется полное владение собственным телом. Как ни странно, но у хирургов тоже широко развит этот , ведь работа требует четких движений.

Межличностный интеллект

Межличностный интеллект особенно сильно развит у тех людей, чья деятельность тесно связана как с вербальным общением, так и невербальным. Эти люди чаще всего становятся учителями, политиками, актерами, тренерами. Иными словами, людьми, которые много времени проводят в общении с массами и поиске общего языка с ними.

Экзистенциальный интеллект

Люди с этим типом интеллекта могут сочетать в себе несколько предыдущих или последующих разновидностей мышления. Как правило, этот тип помогает человеку ответить на такие вопросы, как «Зачем я пришел в этот мир?», «Что я из себя представляю?». То есть он направлен на то, чтобы помочь найти ответы на волнующие нашу душу вопросы.

Логико-математический интеллект

Как не трудно догадаться, эти люди живут в мире чисел и логики, имеют отличные способности к дедукции, так что на любимый Шерлок, вероятно, очень высоко оценил бы этот тип интеллекта. Как правило, этим типом мышления обладают люди, которые трудятся в научных и математических областях, а вот у гуманитариев он развит не так сильно.

Слово «интеллект» берет свое начало из латыни, где оно обозначало понимание или же познание.

Понятие «интеллект» и его свойства

Интеллектом называются способности отдельного человека узнавать что-то новое, учиться и развиваться, а также умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности. К ним относятся:

  • Восприятие (целостная оценка каких-либо проявлений окружающего мира);
  • Память (запоминание, хранение и воспроизведение информацию);
  • Мышление (формирование представлений, понятий и суждений);
  • Ощущение (непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств);
  • Воображение (создание образов, их контроль, формирование выводов).

Интеллект имеет множество определений, каждое из которых пытается полностью отобразить значение данного понятия. Академик Моисеев обозначил интеллект, как процесс анализа имеющихся ресурсов, исходя из которых выстраивается стратегия для достижения поставленной задачи.

Интеллект человека имеет несколько качеств или составляющих:

  • Желание узнавать что-то новое (любопытство);
  • Возможность отсеивать главное от несущественного (глубина разума);
  • Умение использовать полученные знания и опыт (подвижность разума);
  • Способность находить взаимосвязи, приходить к различным выводам по цепочке размышлений (логика);
  • Умение аргументировать (доказательность);
  • Способность адекватно оценивать себя и окружающий мир (критичность);
  • Умение оценивать проблему в целом (широта мышления).

Каждый из видов интеллекта базируется на этих свойствах, развитие которых и определяет уровень интеллекта отдельной личности. Множество игр, направленных на улучшение интеллекта можно найти на сайте Brain.apps в разделе «Игры на развитие мышления ».

Существует врожденное малоумие, которое подразумевает наличие недостаточного базового уровня интеллекта, превысить который человек не способен. Как показывает статистика, примерно десятая часть населения планеты обладает легкой степенью малоумия.

8 видов интеллекта

Теория о разделении интеллекта человека на несколько видов является вызовом известному во всем мире тесту на определение IQ. Согласно этому тестированию определяются количественные показатели уровня интеллекта. Теория о 8 видах интеллекта говорит о том, что каждый человек в той или иной мере развивает каждый из видов, что и формирует его способности к познанию.

Виды интеллекта согласно данной теории:

  • Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве, как большого масштаба, так и маленького. Наиболее развит данный вид интеллекта у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.
  • Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т. д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у всех представителей прикладных профессий.
  • Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувственностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Представителями являются певцы, игроки на различных инструментах.
  • Лингвистический. Развитое восприятие всего, что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Этот вид наиболее доминирует у писателей, поэтов.
  • Логико-математический. Способность улавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых.
  • Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.
  • Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решения для успокоения.
  • Натуралистический. Умение разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и т. д.

Уровень развития каждого из видов интеллекта и их сочетание определяют способности человека к познанию того или иного объекта. Данная теория показывает, например, почему гениальные музыканты плохо усваивали школьную программу.

У всех людей разный интеллект, с разными направлениями. Узнайте, каким видом интеллекта наделил Творец вас. И используйте все, что вам дано в достижении целей и для гармоничной жизни.

1. Природный интеллект

Определяет способность человека чувствовать животных и растения. Эта способность считалась даром в нашем эволюционном прошлом. Великие первобытные охотники и собиратели обладали этим даром. Сейчас этот тип интеллекта продолжает играть важную роль в некоторых отраслях и без него невозможно стать профессиональным ботаником или агрономом. Современное общество уже, конечно, мало заинтересовано в этом типе, потому что мы всё больше отдаляемся от природы.

2. Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект - это способность различать шаг, ритм, тембр и тон. Этот тип интеллекта позволяет нам чувствовать, создавать, воспроизводить музыку. Без него не смогли бы композиторы, дирижеры, музыканты, вокалисты и слушатели с тонким слухом.

3. Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект помогает считать, решать сложные математические и логические задачи. Логический интеллект, как правило, хорошо развит у математиков, ученых и детективов. Молодые люди с этим типом интеллекта не склонны к общению, обычно они замкнуты. Им интереснее цифры, эксперименты и логические задачки.

4. Экзистенциальный интеллект

Интеллект, который потенциально помогает индивидууму в борьбе с глубокими вопросами человеческого существования. Например, такие люди могу выдвинуть новые теории о смысле жизни, возможности бессмертия и как люди появились на планете Земля.

5. Межличностный интеллект

Межличностный интеллект - это способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она включает в себя эффективные вербальные и невербальные коммуникации, возможность быстро замечать различия между людьми.

Учителя, социальные работники, актеры и политики по определению должны обладать этим типом интеллекта, но… Молодые люди с развитым межличностным интеллектом часто становятся лидерами среди своих сверстников, не потому что они сильнее, а потому что с ними интересно общаться, и, кажется, что они понимают чувства каждого.

6. Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект - это способность манипулировать физическими объектами и использовать различные физиологические навыки. Такие люди хорошо ориентируются во времени и пространстве. Спортсмены, танцоры, хирурги должны обладать хорошо развитым телесно-кинестетическим интеллектом.

7. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект важен для поэтов, писателей, журналистов и общественных деятелей. Молодые люди с таким интеллектом любят писать, читать, рассказывать истории и разгадывать кроссворды.

8. Личностный интеллект

Личностный интеллект - это способность понимать себя, а также свои мысли и чувства, и использовать эти знания в процессе планирования жизни. Этот тип интеллекта позволяет человеку здраво оценивать свои возможности и грамотно планировать траты.Очевидно, что такие люди - хорошие психологи. Но при этом эти люди могут быть очень застенчивыми.

9. Пространственный интеллект

Пространственный интеллект - это способность мыслить в трех измерениях. Они с легкостью вспоминают картину, именно картину того места, о котором их спрашивают или о котором они вспоминают в данный момент. Моряки, летчики, скульпторы, художники и архитекторы - носители развитого пространственного интеллекта. Люди с таким интеллектом любят лабиринты и пазлы. Они могут часами сидеть за рисунком.

Выбор профессии - дело сложное и ответственное, особенно когда ваш ребенок никак не может понять, что же ему нравится.

Сегодня мы расскажем вам о 9 видах интеллекта, которые напрямую влияют на склонности и интересы ребенка. Для каждого вида интеллекта мы предлагаем небольшой опросник и список профессий, которые подойдут ребенку, если у него в большей степени развит именно этот вид интеллекта. Все материалы из книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь» .

А если ваш ребенок уже определился с интересами, то , связанные с разными профессиями.

Что такое теория множественного интеллекта

В основе этой книги - теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно этой теории, существует девять видов интеллекта - девять разных способов быть умным. Это вербальный интеллект, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский.

Теория Гарднера доказывает, что все люди умны от природы и у каждого из нас развиты определенные грани ума.

Каждому виду интеллекта присущи определенные черты, которые влияют на выбор профессии.

Вербальный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы, чтобы понять. насколько развит у него вербальный интеллект:

Люди с развитым вербальным интеллектом отличаются повышенной чувствительностью к звучанию слов, их смыслам и вариантам применения. Талантливые поэты и писатели, книголюбы, прекрасные рассказчики, убедительные спорщики, люди со способностями к изучению иностранных языков и те, кто пишет без единой ошибки, - все они наделены вербальным интеллектом.

Если у ребенка развит вербальный интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Музыкальный интеллект

Человек, у которого развит музыкальный интеллект, очень любит музыку. Он различает и улавливает ритм, мелодию и музыкальные тональности. Он слышит, когда музыканты играют фальшиво, и понимает, из каких нот и аккордов складывается песня и как звучат инструменты. Как правило, ему нравятся разные музыкальные стили - любая музыка пробуждает его любопытство. Ему по душе пение и игра на музыкальных инструментах; он любит слушать музыку и ходит на концерты.

Если у ребенка развит музыкальный интеллект, то ему подойдут такие профессии.

Логический интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Те, у кого развит логический интеллект, на лету схватывают все, что связано с числами и математическими понятиями. Им нравится выискивать логические закономерности, они понимают, как работают причинно-следственные связи в науке, любят загадки, головоломки и игры-стратегии, интересуются компьютерами и принципами их работы, увлекаются написанием компьютерных программ. Производя в уме математические вычисления, придумывая собственные секретные шифры, проводя научные эксперименты, изучая языки программирования или пытаясь угадать, кто совершил преступление в детективе, ты задействуешь свой логический интеллект.

Если у ребенка развит логический интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Образный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

У человека с развитым образным интеллектом может быть хорошая память на лица и места, он замечает мелкие детали, которые обычно ускользают от внимания других людей. Такие люди хорошо помнят то, что они выучили на основе картинок, но если учебный материал объясняется на словах, запоминают его плохо. Они чувствуют, как соотносятся предметы в пространстве, например могут мысленно сделать перестановку в комнате несколько раз. Они хорошо ориентируются по карте и находят дорогу в незнакомых местах; легко разбирают вещь и также легко собирают ее.

Образный интеллект хорошо развит у и . Способность создавать образы помогает первым заниматься искусством и дизайном, фотографировать и снимать кино; вторым - создавать архитектурные и инженерные проекты, конструировать модели и изобретать что-то новое.

Если у ребенка развит образный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Телесный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди, наделенные телесным интеллектом, «думают» телом и обучаются с его помощью. Тело помогает им выразить мысли или продемонстрировать свои способности. Как правило, они ощущают себя комфортно «в своей коже». Они много занимаются спортом, любят танцевать, играть в спектаклях, мастерить что-то своими руками, вязать, шить, лепить, строить, чинить и работать с механизмами.

Если у ребенка развит телесный интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Социальный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди с развитым социальным интеллектом любят людей и находят миллионы способов это продемонстрировать. Им нравится быть среди людей: учиться, работать вместе и помогать другим. Они понимают, какие эмоции, желания и потребности есть у окружающих их людей и почему они себя ведут тем или иным образом.

Они легко знакомятся с новыми людьми и как рыба в воде чувствуют себя в любой компании. А еще они искренне заботятся об окружающих. Главная особенность людей, наделенных этим видом интеллекта, - умение понимать других.

Если у ребенка развит социальный интеллект, то ему подойдут такие профессии и .

Внутренний интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Люди, обладающие внутренним интеллектом, точно знают, кто они. Они понимают, что собой представляют и на что способны. Те, у кого развит внутренний интеллект, понимают свой внутренний мир и знают себя намного лучше, чем окружающие. Они умеют устанавливать личные цели, анализировать прошлое, учиться на своем опыте, составлять планы на будущее, осознавать свои сильные и слабые стороны.

Если ты постоянно размышляешь о жизни, регулярно ведешь дневник, анализируешь свои жизненные проблемы, интересуешься психологией, понимаешь и принимаешь самые разные эмоции, которые обуревают тебя изо дня в день, значит, ты наделен внутренним интеллектом.

Если у ребенка развит внутренний интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги.

Природный интеллект

Предложите ребенку ответить на вопросы:

Человек, обладающий природным интеллектом, замечает все, что находится вокруг него, ему нравится определять и классифицировать растения и животных, следить за прогнозом погоды, коллекционировать камни или наблюдать за звездами. Он умеет различать породы деревьев, животных, виды растений, птиц, насекомых, облаков, звезд и горных пород. Тот, у кого развит природный интеллект, всегда с любопытством смотрит на окружающий мир - где бы ни очутился.

Если у ребенка развит природный интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги для биологов

Если ты живой человек, значит философский интеллект у тебя есть. Однако обладать философским интеллектом и быть живым - не совсем одно и то же. Философский интеллект означает понимать, что ты жив, и в глубине души чувствовать, что ты живой. Философский интеллект заставляет человека задавать вопросы о жизни, интересоваться, почему существует Вселенная и как в ней зародилась жизнь.

Если у ребенка развит философский интеллект, то ему подойдут такие профессии и книги .

Если ваш ребенок уже определился с интересами, то , связанные с разными профессиями.

Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, - так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.

Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения людей исключительно количественным способом.

Интеллект – это совокупность качеств и свойств , определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других , недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.

Умственные способности, как и любые другие, проявляются в . Нельзя , если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.

К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером . Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.

Есть еще и – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.

Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)

Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.

Логико-математический интеллект

Он связан с и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:

  • умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
  • способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
  • наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
  • владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
  • способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
  • понимание графиков, схем и таблиц.

Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.

Вербально-лингвистический интеллект

Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.

Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:

  • способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
  • умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
  • владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
  • умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.

В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.

Визуально-пространственный интеллект

В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:

  • умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
  • развитое ;
  • способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.

Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.

Натуралистический интеллект

Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.

В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:

  • умение строить взаимодействие с другими людьми;
  • владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
  • умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
  • способность работать в команде, подчиняться и руководить;
  • организаторские способности.

Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.

Внутриличностный (интраперсональный) интеллект

Этот вид умственных способностей связан с и включает в себя очень важные для человека качества:

  • способность погружаться в свой , анализировать свои чувства, мысли, поступки;
  • склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
  • готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
  • умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.

Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.

Музыкально-ритмический интеллект

Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.

Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:

  • способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
  • умение воспроизводить мелодию на слух;
  • оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
  • различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
  • умение придавать речи яркую интонационную окраской.

Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.

Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.

Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект

Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.

Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.

Эмоциональный интеллект

Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.

О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:

  • Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
  • Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
  • Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.

Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.

Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.

Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.

Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.

Загрузка...