docgid.ru

Развитие межполушарного взаимодействия. Синаптическая передача импульса

Для понимания воздействия кинезиологических упражнений на мозг человека необходимо разобраться в понятиях функциональной асимметрии полушарий и межполушарного взаимодействия.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундамен­тальных свойств: межполушарной специализацией и меж-полушарным взаимодействием, которое обусловлено ста­бильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференцион­ ным торможением.

Функциональная асимметрия полушарий - это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-пси­хических функций между его правым и левым полушариями. Формирование и развитие этого распределения происходит в раннем возрасте под влиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. Функциональная асимметрия полушарий является одной из причин существования у чело­века определенной структуры психики. Так, с явлением би-латеральности (правым и левым полушариями) связан це­лый ряд таких психологических противопоставлений, как конкретно-образное и абстрактно-логическое мышление, конвергентное и дивергентное мышление, первая и вторая сигнальные системы, синтетичность и аналитичность, поле-зависимость и поленезависимость, гибкость и ригидность, экстраверсия и интроверсия и т.д. Разная степень выражен­ности этих психических свойств формирует склонность раз­ных людей к преимущественной опоре на так называемое «левополушарное» и «правополушарное» мышление с харак­терными для них способностями, эмоционально-личностны­ми характеристиками, типичными особенностями адаптаци­онных процессов. Существует гипотеза эффективного била терального взаимодействия как физиологической основы общей одаренности («равнополушарное» мышление).

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального про­филя функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга:

    Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальньй, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за партами.

Правополушарный тип - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: гештальт, творческие контекстные задания, эксперименты, музыкаль­ный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопро­сы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в кол­лективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска - темный мел. Для организации невербального обще­ния правополушарных учащихся в классе их необходимо посадить полукругом.

Равнополушарный тип - отсутствие ярко выражен­ного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодей­ствия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки - это только исход­ные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных кон­тактов, прежде всего семейных.

Интегрированное межполушарное взаимодействие явля­ется основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое. Причем межпо-лушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым. Поэтому при активизации левого полуша­рия правое быстрее вовлекается в работу.

Дифференцированное школьное обучение с учетом функ­циональной асимметрии полушарий головного мозга ребен­ка - один из самых сложных, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, чем поиск совершенных методов, так как ни один метод не подходит сразу для всех учащихся. Ориентированная на ученика система преподава­ния, требующая от учителя внимательного отношения к сти­лям обучения, выходит за рамки метода, за рамки учебника и даже за рамки учителя, так как ориентирована на источ­ник успеха или неуспеха в обучении - на самого ученика. Школьные методики обучения тренируют и развивают глав­ным образом левое полушарие, игнорируя половину ум­ственных возможностей школьника, не учитывают особен­ностей половой латерализации полушарий, оставаясь бес­полыми и массовыми. Образование в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя ле вополушарные и равнополушарные девочки, которые быс­тро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более под­вержены возникновению школьных неврозов.

Автор данной методики провела лонгитюдное исследова­ние динамики психофизиологических особенностей и возрас­тных изменений детей в возрасте от 6 до 11 лет и успешности их обучения в общеобразовательной школе. Всего было иссле­довано 175 человек. Для диагностики функциональной асим­метрии учащихся были использованы аппаратурные методи­ки, для диагностики межполушарного взаимодействия - ней-ропсихологическая батарея тестов. С детьми проводились упражнения кинезиологического цикла, направленные на интефирование работы головного мозга. В классе учащиеся были сгруппированы по типу функциональной асимметрии полу­шарий (правополушарные, левополушарные и равнополушар­ные). К каждой группе были подобраны методики обучения, соответствующие их психофизиологическим особенностям. Сравнительный анализ успешности недифференцированно­го обучения учащихся с разным типом функциональной асим­метрии позволил утверждать, что наиболее высокая успева­емость наблюдается у левополушарных детей, наиболее низ­кая - у правополушарных При дифференцированном обучении правополушарные учащиеся повышают свою успе­ваемость, менее подвергаются невротизации. Занятия с деть­ми по развивающей кинезиологической программе показали ее высокую эффективность. Все показатели творческого и логического мышления, а также интеллектуальной деятель­ности достоверно увеличились после кинезиологических за­нятий. Следовательно, для обеспечения гармонизации мысли­тельной деятельности ребенка и создания ситуации успеха на уроке необходима дифференцированная система подбора ме­тодик обучения и развития в соответствии с психофизиологи­ческим профилем ребенка. Кроме того, интеллектуальная го­товность не должна заменяться информационной.

Если генетически у ребенка облегчен определенный тип мышления (физиологический субстрат - мозг - устроен таким образом, что данному типу мышления обеспечива­ются наилучшие условия), то это не значит, что развивать нужно только его. В различных жизненных ситуациях ребен­ка необходимо научить пользоваться и тем типом мышле­ния, который является менее успешным. Грамотный педа­гог на уроке создает условия для выполнения заданий раз­ными способами, подхватывает идеи, выдвинутые разными детьми: мальчиками и девочками, левополушарными и пра-вополушарными. Деятельность учителя по развитию мысли­тельных процессов школьников должна учитывать не толь­ко врожденные особенности функциональной организации мозга, но и половые различия в латерализации полушарий.

В последнее время отмечается увеличение количества де­тей с различными нарушениями в развитии, с затруднени­ями в обучении, трудностями в адаптации. Для преодоле­ния имеющихся у них нарушений, предупреждения разви­тия патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной психокор-рекционной работы. Одним из составляющих элементов та­кой работы является кинезиологическая коррекция.

Традиционные методы психолого-педагогического воз­действия на ребенка не приносят устойчивого положитель­ного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. В отличие от них, метод кинезиологической кор­ рекции направлен на механизм возникновения психофизи­ологических отклонений в развитии , что позволяет не толь­ ко снять отдельный симптом, но и улучшить функциониро­ вание, повысить продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные пред­ ставления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляе­ мость, повышает способность к произвольному контролю . Учителя, использующие кинезиологические упражнения на уроках, отмечают улучшение почерка , повышение работос­ пособности, активизацию интеллектуальных и познаватель­ ных процессо в.

При таких видах деятельности, как плетение, нанизыва­ние бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги, исполь­зуются движения первых трех пальцев, которые обычно ак­тивны и в быту. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначается как социальная зона руки. Два последних пальца - безымянный и мизинец - находят­ся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обыч­но пассивны. На схеме проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга (гомункулус Пенфильда) ве­личина отображения кисти составляет 1/3 всех двигательных проекций. Так же велика проекция каждого пальца в отдель­ности. Не используя в упражнениях безымянный палец и мизинец, мы на треть снижаем эффективность методики. Это особо сказывается на детях 2-3-летнего возраста.

СХЕМА У.ПЕНФИЛЬДА

    Большой палец ноги, 13 – указательный палец

    Лодыжка, 14 – большой палец руки

    Колено, 15 - шея

    Бедро, 16 - лоб

    Туловище, 17 – веко и глазное яблоко

    Плечо, 18 - лицо

    Локоть, 19 - губы

    Запястье, 20 - челюсть

    Кисть, 21 - язык

    Мизинец, 22 - глотание

    Безымянный палец, 23 - жевание

Кроме того, на занятиях по развитию тонкой моторики необходимо использовать не только движения сжатия, но и растяжения - расслабления, т .е. сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-раз­гибателей. Для получения максимального эффекта упраж­нения должны включать:

    сжатие, растяжение и расслабление кисти;

    изолированные движения каждого из пальцев.

Особое значение имеют упражнения, в которых исполь­ зуются одновременные разнотипные движения рук. В отли­чие от симметричных и содружественных движений, регу­ляция которых в основном происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уров­ня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требует создания принципиально новых ней ронных сетей. Расширяются резервные возможности функ­ционирования головного мозга ребенка.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выра­женная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Со­трудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Основным требованием к квалификационному исполь­ зованию специальных кинезиологических комплексов яв­ ляется точное выполнение движений и приемов. П едагог или психолог обязаны сначала сами освоить под руководством инструктора практической кинезиологии все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, про­исходящих в системах организма. После этого обучить каж­дого ученика, получив обратную информацию о специфике воздействия. Применение специальных кинезиологических упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных уроках кинезиологии. Кинезиологические за­нятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накап­ ливающийся) эффект для повышения умственной работо-способности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Занятия должны проводиться в доброжелательной обстанов­ке, так как наиболее эффективной является эмоционально при­ятная деятельность ребенка. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия. Результатив­ность занятий зависит от систематической и кропотливой рабо­ты: игры и тренинги могут быть индивидуальными или группо­выми. С каждым днем занятия могут усложняться, объем зада­ний увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход ее в зону актуального развития.

Если кинезиологические упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерывать­ ся сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как твор­ ческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагруз­ка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного вос приятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполне­нием специальных упражнений.

РАЗВИВАЮЩАЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 мин в день. Заниматься необ­ходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комп­лексу упражнений - 45-60 дней. Желательно реализовать кинезиологический цикл:

    комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).

    перерыв (2 недели);

    комплекс упражнений для развития правого полушария (6-8 недель);

    перерыв (2 недели);

    комплекс упражнений для развития левого полушария (6-8 недель);

    Развитие межполушарной специализации.

    Развитие межполушарного взаимодействия.

    Развитие комиссур (межполушарных связей).

    Синхронизация работы полушарий.

    Развитие мелкой моторики.

    Развитие способностей.

    Развитие памяти, внимания.

    Развитие речи.

    Развитие мышления.

    Устранение дислексии.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, син­ хронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегча- JOT процесс письма.

Сначала в качестве вступления опишу то, что для некоторых будет очевидно, а дальше будет интереснее.

Функции левого полушария головного мозга: обработка вербальной (языковой) информации, речь, чтение, письмо, запоминание фактов, логика и анализ, оперирование цифрами и математическими понятиями. Информация обрабатывается последовательно по этапам.
Образы из пар бинарных противоположностей: мужское начало, Солнце, рациональность, наука, единица, активность, сознание, верх, дарить, твёрдое и т.д.
В среднем в обществе левое полушарие более развито у мужчин, так как оно связанно в целом с мужскими качествами.

Функции правого полушария головного мозга: интуиция, обработка образной информации, воображение, музыкальные и художественные способности (не связанные с образованием), способности воспринимать музыку (не связанные с образованием), способности понимания метафор и образов воображения других людей, распознавание лиц, пространственная ориентация (интуитивного характера), синтез. Информация обрабатывается целостно без анализа.
Образы из пар бинарных противоположностей: женское начало, Луна, иррациональность, мистика, ноль, пасивность, энергия-материя, низ, принимать, мягко-пластичное и т.д.
В среднем в обществе правое полушарие должно быть более развито у женщин, так как оно связанно в целом с женскими качествами. Однако, в текущей стадии истории, у большинства женщин, развитых дисгармонично, всё равно доминирует правое полушарие, так как они стремятся всем управлять, всё контролировать и т.д. - берут на себя мужские функции.

Внимание! Левое полушарие связано с правой половиной тела, правое полушарие - с левой половиной тела (из-за того, что нервы, связанные со всем телом, перекрещиваются при входе/выходе в мозг). По этой причине очень распространена путаница.

Внимание! У левшей функции полушарий прямо противоположны.
Рассмотрим ситуацию, когда мужчина и женщина (оба правши) идут рядом, взявшись рука об руку. Мужчина берёт за руку женщину своей правой рукой, связанной с его хорошо развитым левым полушарием. Тогда через правую руку он отдаёт энергию, в некотором смысле, связанную с защитой, покровительством, он как бы охватывает её собой. «Я в ней, я полностью проникаю в неё, наполняю её» - так он воспринимает, в некотором смысле, любовный экстаз. Женщина держит мужчину своей левой рукой, связанной с её хорошо развитым правым полушарием. Тогда через левую руку она принимает энергию его защиты и покровительств, впускает его в себя, а также гармонизирует его сердечный центр. «Он во мне, полностью меня наполняет» - так она воспринимает, в некотором смысле, любовный экстаз.
Так создаётся целостное гармоничное сияющее поле.

Рассмотрим ситуацию, когда мужчина и женщина (оба правши) намеренно или неосознанно обмениваются естественными ролями. Он держит её своей левой рукой, она его - своей правой. Она как бы принимает на себя защиту и интеллектуальное покровительство, раскрывая и активизируя в себе мужскую сторону; он как бы позволяет себе принять пассивную позицию, довериться её водительству. Подобный обмен ролями может быть интересной практикой, однако, постоянный такой обмен - показатель перекоса в отношениях.

Рассмотрим ситуацию, когда мужчина и женщина - один правша, другой левша. Тогда они могут либо взяться за руки так, что обе руки будут друг другу отдавать энергию (по моим ощущениям - это вполне гармонично), а могут взяться так, что обе руки будут забирать энергию (по моим ощущениям - это дисгармонично, но как некоторая практика - это тоже может быть интересно).

Если оба - левши, то всё сказанное ранее о том, как держат друг друга за руки правши, будет верно ровно наоборот.

Также можно заметить два дополнительных второстепенных обстоятельства, почему гармонично, когда мужчина-правша держите женщину-правшу своей правой рукой:

1) В средние века и ранее у мужчины слева висели ножны с оружием. Если бы мужчина брал женщину за руку своей левой рукой - ножны бы иногда сталкивались с правой ногой женщины, что было бы неудобно, а также становилось бы затруднительно быстро выхватить оружие из ножен в случае необходимости защитить женщину.

2) При ходьбе по улице с правосторониим движение, мужчина, держащий женщину правой рукой, защищает её от возможного столкновения с кем-либо, идущим навстречу, кто, намерено или неосознанно, ведёт себя агрессивно.
Внимание! В Индии левосторонее движение, так что в данном случае будет всё наоборот.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В реальной жизни мы не задействуем только одно полушарие при одном виде занятия, в реальности происходит частое-частое переключение мозговой активности от полушария к полушарию. В результате развивается эволюционно новая часть мозга - перешеек, который связывает оба больших полушария головного мозга. Этот перешеек - связь между полушариями - отвечает за то, насколько быстро и эффективно происходит обмен информацией от полушария к полушарию, а также за то, насколько легко одно полушарие нарабатывает в себе способности брать на себя функции другого полушария (без потери у одного из полушарий этих функций, как в случае травмы).
Подобный обмен, синхронная работа полушарий, связанная с некоторыми функциями мозга, нарабатывается относительно проще: например, одинаково хорошо владеть обеими половинами физического тела (грамотная практика кручения пои и другие подобные практики, когда все элементы легко делаются в обе стороны; грамотная выстроенная игра на перкуссии, когда любой ритм играется как начиная с правой руки, так и полностью зеркально - начиная с левой; грамотная практика йоги, когда асана, которая выполняется на обе стороны тела, больше времени удерживается в том положении, в котором менее удобно; вышесказанное касается любых грамотно выстроенных по подобным принципам телесно-ориентированных практик).
Синхронное включение (а не последовательное переключение) обоих полушарий, связанное с некоторыми функциями, нарабывается сравнительно сложнее (процессы, связанные с мыслительной деятельностью).
Наработать способность одновременно включать оба полушария также позволяет достаточно известное в узких кругах упражнение «Алфавит» (подробнее - http://newcode.ru/doku.php/alphabet-game) .
Также можно заметить интересный момент - в настоящий период истории сравнительное большие, в некотором смысле, шаги по умению включать одновременно оба полушария делают те народы, у которых используются иероглифы (японцы, китайцы, корейцы). Это связано с тем, что при письме и чтении другим образом задействуются образность и активизируются несколько другие части
головного мозг
Можно встретить часто встречающееся среди левшей суждение - «я амбидекстр, поэтому всё сказанное о полушариях меня не касается». Подобное теоретически возможно лишь на высших запредельных ступенях йоги (об этом ниже), а в реальности подобное суждение является заблуждением. Как левша, так и правша могут настолько хорошо развить тело, что любое физическое действие будет практически одинаково легко выполняться на обе стороны. Однако, это не значит, что и, например, математические способности или ориентирование на местности так же легко будут происходить с задействованием обоих полушарий не последовательно, а одновременно.

Йога - это налаживание канала связи между полушариями. Маломальски развитый йог может при прохождении теста на вращении девушки практически мгновенно менять направление её вращения по своей воле: http://vk.com/wall-42314442_113 (благодаря тому, что делает более активным то или иное полушарие). Впрочем, успешное прохождение этого теста, конечно, не свидетельствует в полной мере, что человек - йог (так как в йоге это лишь один многих важных моментов). Если же йог не может успешно пройти этот тест на быстрое переключение вращения девушки - значит есть причины задуматься о том, что его практика всё же ближе к физкультуре, чем к изначальной йоге.

Функции левого полушария и правой стороны тела, говоря языком йоги, связаны с каналом пингала; функции правого полушария и левой стороны тела - с каналом ида. Когда оба канала (в некотором смысле, читай - полушария головного мозга) работают одинаково интенсивно - энергия переходит в сушумну (в некотором смысле, читай - перешеек между полушариями гармонично и равновесно синхронизирует их работу). Сушумна - срединный самый главный канал тела, его проекция есть позвоночник, спинной мозг, гипофиз и синхронизированные, включенные одновременно (а не последовательное через быстрое-быстрое переключение) полушария головного мозга.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Почему на изображениях индийских богов - Кришны и Радхи, Шивы и Парвати, Вишну и Лакшми, Брахмы и Сарасвати, всегда девушка слева?»

В последние годы проблема естественнонаучного изучения бессознательных психических явлений (в частности, неосознаваемого восприятия, феномена «психологической защиты», безотчетных эмоций, неосознаваемого обучения, неосознаваемых установок) тесно связывается с исследованиями в области структурной и функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека. Решающую роль в этом сыграли замечательные нейропсихологические исследования нобелевского лауреата Р. Сперри и его сотрудников, проведенные с привлечением людей, подвергшихся операции «расщепления мозга».

Такие операции проводились с лечебной целью на больных эпилепсией, судорожные припадки у которых не удавалось купировать медикаментозными средствами. После полного перерезания мозолистого тела, передней и гиппокампальной комиссур анатомические связи между левым и правым полушариями прерываются. Эти люди имеют как бы два мозга - с изолированно друг от друга функционирующими полушариями. Все, что воспринимает или испытывает одно полушарие, остается неведомым для другого. Это было показано в целом ряде остроумных и оригинальных экспериментов, которые проводились в отдаленный послеоперационный период. После операции общие судорожные припадки прекращались и больные возвращались к обычной жизни, а иногда даже к работе. Как показали наблюдения, поведение людей после проведенной операции по расщеплению мозга было в целом нормальным, при обычном клиническом обследовании у них не отмечалось заметных расстройств воли, эмоций, сознания, мышления и речи.

Известно, что у человека нервные импульсы, возникающие в сетчатке глаза от объекта, находящегося в правом поле зрения, поступают в левое полушарие, а из левого поля зрения - в правое полушарие. Такое происходит из-за неполного перекреста зрительных путей, а также еще и потому, что изображение в одном из полей зрения падает на те половины сетчатки глаза, зрительные волокна которых поступают в полушарие, противоположное данному полю зрения (рис. 3 и 4). Эти анатомические особенности зрительных проводящих путей позволяют экспериментально осуществлять зрительную сенсорную стимуляцию отдельного полушария не только у больных с разобщенными полушариями, но и у людей с сохранными межполушарными связями.


Рис. 3. Вследствие неполного перекреста зрительных путей нервные импульсы от стимулов, предъявляемых в левом поле зрения (буквы АБ), поступают непосредственно только в правое полушарие (и наоборот), если субъект не успевает перевести взор с точки фиксации в сторону стимулов.



Рис. 4. Области левого полушария головного мозга человека, участвующие в организации речевых функций: в восприятии зрительной словесной информации, ее обработке и произнесении слов.

1 - двигательный центр речи; 2 - воспринимающий центр речи; 3 - зрительная воспринимающая (проекционная) область коры; 4 - двигательная область коры.

Нейропсихологические исследования с латерализованной подачей зрительной информации в отдельное полушарие у людей с разобщенным мозгом значительно продвинули научные представления о роли левого и правого полушарий в функциях восприятия речи и осознания явлений окружающего мира. При организации таких экспериментов учитывалось также, что афферентные волокна, проводящие нервные импульсы от кожных рецепторов, и нисходящие двигательные пирамидные пути во многом перекрещиваются. Эти анатомические особенности чувствительных, афферентных и двигательных эфферентных проводящих путей в центральной нервной системе позволили изучать возможности и вклад отдельного полушария в организацию не только функции восприятия, но и коркового контроля эмоций, логического мышления, интерпретации человеком собственных поступков и т.д.

В серии опытов исследуемому с разобщенными полушариями, который фиксировал взор на световой точке в центре экрана, на короткое время (30-100 мс) предъявлялись зрительные стимулы в правой или левой части экрана. Как мыуже говорили, этим приемом удается направить зрительную афферентную импульсацию изолированно.



Рис. 5. Исследования функциональной асимметрии полушарии у больной с «расшепленным мозгом»

На экране в левом поле зрения демонстрируется отдельное слово, обозначающее один из предметов, находящихся на столе за перегородкой. Испытуемая должна отобрать соответствующий предмет на ошупь левой рукой, без зрительного контроля, руководствуясь только осязанием. Вся информация поступает в правое полушарие головного мозга, и оно же осуществляет произвольный акт отбора предмета.

Если изображение какого-либо предмета проецировать в левое поле зрения, когда сенсорная информация поступает изолированно в правое полушарие, то человек с разобщенными полушариями, ощупывая левой рукой предметы, лежащие на столе (без зрительного контроля!), может выбрать из них тот, который соответствует изображенному на экране. Но назвать этот предмет он не может. Более того, нередко исследуемый заявляет, что ничего не видел или же произносит какое-либо слово наугад. Если же дать ему возможность взять этот предмет в правую руку, он тотчас правильно его называет.

Следовательно, если зрительная импульсация от стимула в левом поле зрения поступает только в правое полушарие, а у лиц с «расщепленным мозгом» связь между полушариями отсутствует, осознание данного стимула и вербальное обозначение его не происходят. Для этого необходимо, чтобы информация о стимуле поступила в левое, так называемое речевое, полушарие. Однако при изолированном поступлении сенсорной импульсации в правом полушарии создается зрительный образ объекта внешней среды, который может «иррадиировать» в гаптическую сферу. О последнем говорит способность исследуемого отбирать соответствующий предмет на ощупь, т.е. на основе кинестетического образа данного предмета.

Таких экспериментов было проведено немало. В них исследуемые не могли назвать предмет или написать его название, т.е. осознать его, так как у них разрушены связи между полушариями мозга. Аналогичные результаты возможно получить и в том случае, если человеку с разобщенными полушариями завязать глаза и предложить на ощупь взять левой рукой такой же предмет, какой у него находится в правой руке. Это, казалось бы, простое задание исследуемый выполнить не в состоянии. Но если ему позволить произнести вслух название предмета, который он держит в правой руке, то левой он без труда найдет этот предмет.

Последний пример ясно показывает, что в «немом» правом полушарии имеются гностические зоны, воспринимающие речь. Отсутствие вербализации не обусловливается неспособностью правого полушария воспринимать и анализировать речь, т.е. понимать ее (в известных ограниченных пределах). Это неоднократно было показано в экспериментах с привлечением людей, у которых «расщеплен» мозг: при короткой экспозиции в левом поле зрения отдельных слов, например «ключ», «вилка», «карандаш», когда зрительная информация поступает изолированно в правое полушарие, исследуемый не может их назвать, не осознает их, но в состоянии на ощупь отобрать левой рукой соответствующие предметы, которые эти слова обозначают.

Следовательно, как показали исследования Р. Сперри и его сотрудников, правое полушарие, хотя и в ограниченной степени, способно воспринимать и анализировать словесную информацию и адекватно ее семантическому содержанию проводить соответствующие произвольные действия, например отбирать предметы. Дефицит, вернее, ограниченность правого полушария в отношении речи выражается в неспособности «понимать» глаголы и соответственно на них реагировать. Но, что особенно важно для психофизиологии сознания и бессознательного, человек с «расщепленным мозгом» при подаче зрительной информации изолированно в правое полушарие не в состоянии осознать стимулы и дать адекватное объяснение своим двигательным реакциям на них.

Очевидно, для осознания любого явления внешней среды и его словесного определения необходимо, чтобы сенсорная нервная им-пульсация, им вызванная, непосредственно или опосредованно поступила в левое полушарие, в котором находятся «центры речи». Отсутствие в правом полушарии таких речевых центров (точнее, сложного комплекса структурно­функциональных связей между воспринимающими, гностическими и двигательными речевыми зонами) определяет его неспособность к вербализации и осознанию стимулов. Данные, полученные в исследованиях людей с «расщепленным мозгом», показывают: в воспринимающих и гностических зонах обоих полушарий осуществляется семантическое дифференцирование, т.е. корковый анализ и синтез словесных стимулов (в правом полушарии он значительно хуже и весьма ограничен), но они не будут осознаваться, если нервные импульсы из этих зон не поступят в моторную речевую область. Согласно нашей гипотезе, активация означенного комплекса связей воспринимающих и гностических зон левого полушария с моторным речевым центром является решающим звеном в механизмах головного мозга человека, обеспечивающих осознание внешнего явления.

Обращение к феномену «расщепленного мозга» дало множество фактов, подтверждающих точку зрения о том, что у человека в правом полушарии может храниться информация независимо от левого. Можно, например, привести такой факт: молодой девушке с «расщепленным мозгом» среди серии геометрических фигур было подано в правое полушарие изображение обнаженного тела. Девушка при этом вспыхнула и стала хихикать. На вопрос экспериментатора, что она видела, исследуемая ответила: «Ничего, только вспышку света», и захихикала снова, прикрывая рот рукой. «Почему же ты смеешься?» - спросил экспериментатор. «О, доктор Сперри, у вас какая-то машина», - ответила пациентка.

Если не знать ее неврологической истории, пишет Джейлин (1977), то, без сомнения, этот эпизод можно рассматривать как явный пример так называемой защиты по 3. Фрейду (подавления восприятия эмоционально конфликтного сексуального материала). Джейлином была выдвинута гипотеза, согласно которой у здоровых, с интактным головным мозгом людей психические явления в правом полушарии могут функционально изолироваться от левого путем селективного торможения передачи нервных импульсов через мозолистое тело и другие комиссуры головного мозга, соединяющие оба полушария.

Таким образом, при изучении людей, подвергшихся операции анатомического разобщения полушарий головного мозга, получены многочисленные доказательства того, что память о каких- либо явлениях внешней среды, особенно эмоционально значимых для субъекта, хранится односторонне в правом полушарии. Можно провести прямую параллель между функционированием изолированного правого полушария у лиц с «расщепленным мозгом» и неосознаваемыми психическими процессами. Функционально или анатомически изолированное правое полушарие в состоянии осуществлять безотчетное эмоциональное поведение, не согласующееся и даже противоположное по своему характеру поведению, организуемому левым полушарием: например, одной рукой человек с «расщепленным мозгом» может нападать на какой- то объект, а другой рукой защищать его... Люди с разобщенными полушариями в реальной жизни порой испытывают трудности с координацией целенаправленных произвольных действий. Это связано с контролированием двигательных актов, иннервируемых правым полушарием, когда левая рука может производить движения, не согласующиеся с сознательным намерением и поведением субъекта. В подобных случаях, пишет Дж. Экклс (1980), такие люди иногда называют левую руку «проказницей». Возникает вопрос о наличии двух систем мышления человека, двух систем когнитивной деятельности - неречевой и речевой. При этом ощущение целостности личности и свободы воли обеспечивается деятельностью левого полушария, расположенной там системой внутренней и внешней речи, составляющей основу самосознания. Существует мнение, что левое полушарие осуществляет специфическую функцию интерпретатора деятельности правого полушария (Gazzaniga, 1989).

Эта уникальная, присущая только мозгу человека функция интерпретатора позволяет создавать гипотезы о причинах своих действий и поступков и, таким образом, служит основой формирования и видоизменения мнений субъекта об окружающем мире и своих реакциях на него, освобождая тем самым его в какой-то степени от оков внешних сигналов. В качестве яркого примера можно привести результаты нейропсихологического исследования с так называемым стимульным концептуальным тестом больного с полностью разобщенными полушариями. На рис. 6 показана схема эксперимента.



Рис. 6. Концептуальный стимульный тест. Одновременное предъявление на экране различных стимулов правому и левому полушарию испытуемого с «расщепленным мозгом». (Источник: Блум Ф. и др. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988)

Выбирая каждой рукой подходящие изображения, испытуемый делает это в соответствии со стимулом, предъявленным тому или другому полушарию. При его словесном объяснении левое полушарие постоянно стремится дать разумное обоснование тому выбору, который сделало правое полушарие, хотя левое не имеет никакого представления о том, что именно видело правое полушарие и видело ли оно вообще что-нибудь.

На экране испытуемому одновременно показывали две картинки, одна из них (лапа курицы) предъявлялась таким образом, что вся информация поступала в левое полушарие, а другая (снежный пейзаж) - в правое. Затем исследуемого просили выбрать из ряда картинок, располагаемых в центре поля зрения, одну, которая, по его мнению, больше всего ассоциируется с предъявленными ранее картинками. Как мы помним, каждая рука иннервируется противоположным полушарием. В предложенном ряду изображений находились два, которые, очевидно, должны были ассоциироваться с соответствующим латерализованным стимулом: курица (куриная лапа) и лопата (снежный пейзаж). Исследуемый выбрал изображения лопаты левой рукой и курицы - правой. На вопрос, почему отобраны именно эти, он (его левое полушарие) ответил: «О! Это просто. Лапа принадлежит курице, а лопата необходима, чтобы убирать за ней».

В этом опыте левое полушарие, «наблюдая» за реакцией левой руки, которая выбрала лопату (напомним, что до этого в правое полушарие подавалось изображение снежного пейзажа), интерпретирует данное действие в контексте своего объема знаний о ситуации опыта, который не включает в себя правополушарную информацию о снежном пейзаже. В другом опыте тот же испытуемый, которому предъявлялись те же самые изображения, быстро и адекватно выбрал правой рукой картинку с курицей. Затем он левой рукой указал на рисунок с коньком. На вопрос «Что вы видели?» он ответил: «Я видел лапу и выбрал курицу, а курицу нужно чистить от перьев коньком».

По-видимому, может быть оправдано старое определение, данное левому полушарию как доминантному. Оно является таковым по отношению к системе контроля поведения со стороны самосознающей личности, хотя в какой-то степени эта целостность психической деятельности может быть иллюзорной, кажущейся субъекту единством его Я.

Как известно, все нормальные люди испытывают сильное желание избежать дисгармонии между своими поступками и убеждениями. Например, человек, который считает себя добрым и порядочным, совершил необдуманный, неблаговидный поступок, в результате нередко чувствует дискомфорт. Он стремится устранить диссонанс между своими убеждениями, представлениями о себе и сомнительным поступком, а потому пытается объяснить его, ищет оправдание, логику и т.д. Этот механизм защиты, как показывают интереснейшие опыты М. Газзанига, связан с деятельностью левого полушария - так называемой интерпретационной корой.

На основе результатов, полученных в экспериментах с привлечением людей с «расщепленным мозгом», и данных палеопсихологии, Дж. Джейнс (1976) высказал очень интересную, хотя и спекулятивную гипотезу о бикамеральном мышлении, или бикамеральном разуме. Он полагает, что сознание - в современном понимании этого термина - появилось у человека всего около 3 тыс. лет назад, когда стала развиваться письменная речь. Несколько тысяч лет назад у человека не были столь хорошо развиты функции интерпретационной коры левого полушария и оба полушария могли действовать более независимо друг от друга, чем у человека наших дней. Речь у древнего человека, генерируемая правым полушарием, воспринималась левым, но она из-за недостаточно развитого самоанализа, осознания своего Я в качестве источника «слышимых» слов, интерпретировались им как глас Божий. Вспомним древних пророков, так красочно описанных в Библии. Согласно привлекательной гипотезе Джейнса, которую, к сожалению, трудно проверить экспериментально, конец бикамеральному мышлению пришел в результате развития письменности и культуры - около VII в. до н.э.

А как же «голоса», которые слышат многочисленные прорицатели и «божьи люди» начиная со Средних веков и вплоть до наших дней? Очевидно, природа этих голосов имеет психопатологическую основу (истерия, эпилепсия) или же в ее основе лежит осознаваемое желание «сотворить чудо», т.е. обмануть окружающих во имя личных или корпоративных интересов. Древние пророки, создавшие великие философские учения, заложившие нравственные правила жизни, которые определили на все последующие века духовную жизнь людей, были великими мыслителями. Они не могли быть психически больными людьми или обманщиками.

Р. Сперри (1966) считал, что люди с «расщепленным мозгом» обладают двумя независимыми сферами сознания. По его мнению, каждое полушарие имеет свою собственную сферу сознания, касающуюся восприятия, познания, воли, обучения и памяти. Это относится к правому полушарию не в меньшей степени, чем к левому, хотя последнее может «говорить». С таким утверждением не все согласны; например, один из выдающихся нейрофизиологов XX в. Дж. Экклс считал, что правое полушарие, как компьютер, в состоянии осуществлять сложные акты различения, опознания и обучения, но оно полностью лишено сознательного опыта. Эти разногласия двух выдающихся нейрофизиологов обусловлены в основном различиями в понимании «сознания», что еще раз заставляет нас вспомнить одно из основных правил психофизиологии: прежде чем пытаться выяснить физиологическую природу какого-либо психического явления, необходимо четко определить, какое содержание подразумевается под обсуждаемым понятием. Поэтому и первые главы данной книги были целиком посвящены определению терминов и понятий сознания и неосознаваемых психических явлений.

Нейропсихологические исследования на людях с «расщепленным мозгом» дали большой материал, позволяющий связывать неосознаваемые психические функции преимущественно с деятельностью правого полушария. Для обоснования этой точки зрения можно привести также клинические и электроэнцефалографические данные, полученные у людей с сохраненными анатомическими связями между большими полушариями: больные с поражением теменно-затылочной области правого полушария не видят образных снов; в быстрой (парадоксальной) фазе сна, когда имеется наибольшая вероятность сновидений, в правом полушарии наблюдается более выраженная активация ЭЭГ; одностороннее разрушение у человека правого гиппокампа приводит к дефициту невербальной памяти, к нарушению зрительно-пространственной памяти.

В 1970-е гг. была высказана интересная мысль о том, что правое полушарие служит источником бессознательной мотивации, при этом оно вносит свой характерный вклад, «свой голос» в осуществление психических функций на сознательном уровне.

- основные межполушарные комиссуры:

1 - мозолистое тело,

2 - гиппокампальная комиссура, 3 - уздечка, 4 - задняя комиссура, 5 - связи четверохолмия, 6 - мозжечок, 7 - промежуточная масса, 8 - зрительная хиазма, 9 - передняя комиссура, 10 - линия рассечения комиссур мозга (по Р. У. Сперри );

Б - поступление зрительной информации от каждого глаза в оба полушария в норме (а), нарушение взаимодействия полушарий после рассечения хиазмы (б); прекращение взаимодействия полушарий после рассечения и других комиссур (в) (по Д. Брэдшоу и Н. Нетлетону )

Из произведений А. Р. Лурия

...вопрос о совместной работе левого и правого полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности человека является в настоящее время едва ли не наиболее дискутируемым в нейропсихологии.

Начиная с известного открытия Брока считалось, что левое (доминантное у правшей) полушарие связано с речью и оно обеспечивает протекание сложных форм психической деятельности человека, в которых речь играет решающую роль. Функция правого (субдоминантного у правшей) полушария оставалась неясной, и лишь отдельные разнообразные факты указывали на его тесную связь с осуществлением не связанных с речью процессов, в первую очередь с мозговой организацией процессов восприятия.

Однако за последние десятилетия накопилось большое число клинических и психологических фактов, которые заставляют пересмотреть это, в основном верное, положение.

Применяя значительно более точные методы (к которым относятся введения амитала натрия в левую и правую сонные артерии, позволяющее на краткий срок избирательно исключать из работы левое или правое полушарие, метод изучения дихотического слуха, дающий возможность точно оценивать доминантность полушарий, и др.), удалось установить, что доминантность левого полушария у правшей вовсе не столь абсолютна, как это считалось раньше. Было показано, что существует парциальная доминантность левого полушария и что люди, у которых левое полушарие доминантно по функциям речи, могут проявлять признаки доминантности правого полушария по другим показателям. Было обнаружено также, что диапазон людей, занимающих промежуточное место по степени доминантности левого полушария, значительно шире, чем это предполагалось, и что значительная часть людей, которые считают себя правшами, на самом деле должна быть отнесена к ним лишь частично. Эти факты заставили коренным образом изменить, казалось бы, прочно устоявшиеся взгляды. Возникли новые проблемы, подлежавшие исследованию, там, где многое представлялось ранее достаточно ясным. Нет нужды говорить о том, что правильное решение вопроса о степени доминантности полушарий имеет огромное практическое значение и что установление степени доминантности полушария определяет ту уверенность, с которой нейрохирург может оперировать на том или ином полушарии, не рискуя нарушить нормальное протекание высших психических процессов. Исследование функциональной роли обоих полушарий в осуществлении сложных форм психической деятельности имело, однако, и более глубокое теоретическое значение.

Факты, которые были получены за последние годы, показали, что мы должны отказаться от упрощенных представлений, согласно которым одни (речевые) процессы осуществляются только левым (у правшей) полушарием, в то время как другие (неречевые) - только правым полушарием.

Психологический анализ показал, что практически все психические процессы являются сложными по их функциональной организации, ибо они могут совершаться на разных уровнях (непроизвольном и произвольном, неосознанном и осознанном, непосредственном и опосредованном). Это позволяет достаточно обоснованно предполагать, что существует тесное взаимодействие обоих полушарий, причем роль каждого из них может меняться в зависимости от задачи, на решение которой направлена психическая деятельность, и от структуры ее организации.

Факты показали, что даже в речевых процессах есть такие уровни организации, для осуществления которых участие правого полушария представляется необходимым, и что в процессах зрительного восприятия можно выделить такие уровни организации, которые не могут быть обеспечены участием одного лишь правого полушария.

В прежних работах нашего коллектива этот новый подход был представлен лишь фрагментарно. К тем данным, которые продолжают полностью сохранять свою актуальность, относятся факты, говорящие о том, что поражения правого полушария значительно чаще сопровождаются нарушением непосредственного осознания человеком своего дефекта (симптом, известный в клинике под названием «анозогнозии»); к ним относятся и факты, указывающие на значительные различия в структуре нарушений зрительного восприятия, возникающих при поражениях левого и правого полушарий. Эти знания существенно пополнились после анализа тех изменений психических процессов, которые возникают при перерезке мозолистого тела. Материалы, полученные впервые Сперри и его сотрудниками, позволили изолированно наблюдать ту роль, которую играет каждое полушарие в осуществлении сложных форм психической деятельности человека; они дали мощный толчок к дальнейшему развитию исследований в этой трудной области науки. (Предисловие к книге Э. Г. Симерницкой «Доминантность полушарий». - М.-.МГУ, 1978.- С. 5-6.)

В настоящее время проблема полушарной асимметрии мозга по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию (А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, 1975; «Нейропсихологический анализ...», 1986; «Нейропсихология сегодня», 1995; «I Международная конференция...», 1998 и др.). Специфичность левого и правого полушарий по отношению к различным функциям (элементарным и сложным) изучена в разной степени. Если по преимуществу левосторонняя мозговая организация речевых функций, так же как и преимущественное участие правого полушария в обеспечении невербальных гностических процессов являются давно установленными фактами, то функциональная специфичность полушарий по отношению к другим познавательным и эмоциональным процессам изучена меньше. Недостаточно ясна и считавшаяся ранее безусловной связь между ведущей рукой и ведущим по речи полушарием, поскольку целый ряд методов (например, химическая инактивация одного полушария) показал, что и у левшей (как и у правшей) речевые функции часто обеспечиваются преимущественно левым полушарием мозга.

межполушарной асимметрии мозга.

1. Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и

неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических

функций, имеет не глобальный, а парциальный характер.

В различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков. Как известно, выделяют моторные, сенсорные и «психические» асимметрии, причем каждая из них подразделяется на множество видов (Т. А. Доброхотова, Я. Я. Брагина, 1977; Я. Я. Брагина, Т. А. Доброхотова, 1981; «Нейропсихологический анализ...», 1986 и др.). К моторной асимметрии относятся: ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» - асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных). 2. Анализируя соотношение только трех видов асимметрий (рука-глаз-ухо), А. П. Чуприков и его сотрудники (1994 и др.) выделили в нормальной популяции 8 вариантов межполушарной асимметрии мозга. Если учитывать другие виды моторных и сенсорных асимметрий, таких вариантов будет значительно больше. При оценке только элементарных моторных и сенсорных процессов может быть выделено множество вариантов нормальной функциональной асимметрии больших полушарий. Еще большее разнообразие вариантов асимметрии можно выявить, если учесть особенности всех высших психических функций.

Представление о правшах (с ведущей правой рукой) как об однородной группе населения неправомерно. Существуют «чистые» правши (с ведущими правой рукой, ухом и глазом) и праворукие (у которых при ведущей правой руке ведущими ухом и/или глазом являются левые). Сложными и неоднородными представлены также группы левшей (с ведущей левой рукой) и амбидекстров (с ведущими обеими руками) («Нейропсихологический анализ...», 1986; Е.Д. Хомскаяидр., 1977; «I Международная конференция...», 1998; «II Международная конференция...», 2003).

Реальная картина асимметрий и их комбинаций в норме, по-видимому, очень сложна. Безусловно, «профили асимметрий» (т. е. определенные сочетания, паттерны асимметрий разных функций) весьма разнообразны. Их изучение - одна из важнейших задач современного естествознания, в том числе и нейропсихологии.

3. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии некоторые авторы пользуются таким показателем, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными (Т.А.Доброхотова, Я. Я. Брагина, 1994; Е.Д. Хомская и др., 1997).

4. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека - продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях (Э. Г. Симерницкая, 1985 и др.), основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходят усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Это подтверждается показателями биоэлектрической активности мозга, а также экспериментально-психологическими данными, в частности полученными с помощью методики дихотического прослушивания. Раньше других проявляется асимметрия биоэлектрических показателей в моторных и сенсорных, позже - в ассоциативных (префронтальных и заднетеменно-височных) зонах коры головного мозга. Имеются данные о снижении ЭЭГ-показателей асимметрии в старческом возрасте. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

В целом проблема межполушарной асимметрии мозга, восходящая к работам неврологов конца XIX-начала XX веков, в настоящее время разрабатывается с новых теоретических позиций и новыми методами.

Важное место среди научных дисциплин, исследующих эту проблему, занимает нейропсихология.

В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга.

Первое направление - это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных ) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого, или только правого полушарий. Подобное сопоставление показало, в частности, что различные звенья мнестической деятельности связаны с работой разных полушарий. Так, звено отсроченного воспроизведения запоминаемого материала преимущественно связано с работой левого полушария, а непосредственного воспроизведения - с работой правого полушария. Нейропсихологическое изучение нарушений различных психических функций (памяти, интеллектуальной деятельности, произвольных движений и действий и др.) показало, что произвольный уровень управления психическими функциями реализуется преимущественно структурами левого полушария, а непроизвольный, автоматизированный - структурами правого полушария (у правшей). Описаны также латеральные особенности нарушений и других познавательных и эмоциональных процессов (Л. Я. Балонов, В. Л. Деглин, 1976; «Нейропсихологический анализ...», 1986, 1992; «I Международная конференция...», 1998; «II Международная конференция...», 2003 и др.).

Второе направление - сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий. Этот путь исследования является традиционным для нейропсихологии. Как известно, нейропсихологическая синдромология первоначально развивалась на материале анализа особенностей нейропсихологических синдромов, возникающих при локальных поражениях различных структур (преимущественно коры левого полушария). Основные нейропсихологические синдромы и их варианты, описанные в широко известных монографиях А. Р. Лурия «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга» (1962, 1969, 2000), «Мозг человека и психические процессы» (1963, 1970), «Потерянный и возвращенный мир» (1971) и в ряде других, -это преимущественно синдромы поражения левого полушария головного мозга. Систематическое изучение нейропсихологических синдромов правого полушария началось сравнительно недавно. Различие левополушарных и правополушарных нейропсихологических синдромов очевидно, однако точная качественная квалификация и точная количественная оценка нарушений психических функций, возникающих при поражении тех или иных структур правого полушария, встречаются еще с рядом трудностей, что связано с недостаточной разработкой новых теоретических представлений и новых методов, адекватных поставленной проблеме - функциональной специфичности правого полушария.

Разработанные в нейропсихологии методы нейропсихологической диагностики адресуются главным образом к произвольным, осознанным и в значительной мере «оречевленным» (т. е. опосредованным речью) уровням реализации высших психических функций. Однако при анализе правополушарных симптомов и синдромов в ряде случаев требуются новые методические приемы, выявляющие характер реализации функций на непроизвольном или автоматизированном уровнях. Требуют дальнейшей разработки и методы изучения различных звеньев (этапов) психической деятельности, поскольку они по-разному связаны со структурами левого и правого полушарий. Подобный подход показал свою эффективность при изучении мозговой организации мнестической деятельности (Я. К. Киященко и др., 1975; Э. Г. Симерницкая, 1978; Ю. В. Микадзе, 1979; Я. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, 1982 и др.). В настоящее время он распространяется на изучение и других видов психических процессов. Однако в целом для определения специфики правополушарных синдромов необходима дальнейшая разработка проблемы природы нейропсихологических факторов, обусловливающих правополушарные нейропсихологические синдромы, что входит в общие теоретические задачи современной нейропсихологии.

Изучение межполушарной асимметрии, или межполушарных различий мозговой организации психических функций, составляет лишь одну сторону проблемы функциональной специализации полушарий. Второй, не менее важный, но менее исследованный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных, прежде всего высших психических функций. Однако если проблема функциональной специфичности больших полушарий, или межполушарной асимметрии мозга, привлекает внимание большого числа исследователей, то разработка проблемы межполушарного взаимодействия еще только начинается.

Для дальнейшего обсуждения данной проблемы вспомним некоторые анатомические особенности межполушарного взаимодействия.

Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами (см. рис. 14). Левое и правое полушария объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая - мозолистое тело (corpus callosum). Волокна мозолистого тела соединяют все гомотопические области коры левого и правого полушарий (за исключением первичных проекционных полей). В мозолистом теле выделяют клюв, колено, или ствол, валик, а также передние (малые) и задние (большие) щипцы. В белом веществе полушарий волокна мозолистого тела расходятся веерообразно, образуя лучистость мозолистого тела (radiatio corpus callosi). Комиссуральные волокна, идущие в клюве и частично в колене мозолистого тела, соединяют аналогичные участки коры левой и правой лобных долей. Ствол (колено) мозолистого тела содержит волокна, соединяющие аналогичные участки коры центральных извилин, теменной и височной долей обоих полушарий. Валик мозолистого тела состоит из комиссуральных волокон, соединяющих кору затылочных и заднетеменных отделов левого и правого полушарий. Кроме мозолистого тела комиссуры проходят в составе передней спайки и спайки свода. Передняя спайка соединяет передние медиальные участки коры височных долей и супраростральные участки лобной коры обоих полушарий, а спайка свода (гиппокампова комиссура) - гиппокампальные образования, ножки свода, а также височную кору левого и правого полушарий. Изучение механизмов межполушарного взаимодействия значительно продвинулось после публикаций Р. Сперри, М. Газзаниги и их сотрудников (R , W . Sperry , 1966, 1968; M . S . Gazzaniga , 1970, 1987; M . Газзанига, 1974; M. S . Gazzaniga ,]. E . Le Doux , 1978;.J . E . Bogen , 1995; «Хрестоматия по нейропсихологии», 1999 и др.), в которых описывались результаты пересечения мозолистого тела. Подобные операции, проводившиеся сначала на животных, а с 1961 года - на больных людях, позволили выявить роль разных комиссур в реализации психических функций.

Операция по перерезке комиссур (главным образом мозолистого тела) была разработана американскими нейрохиругами с целью хирургического лечения эпилепсии. Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования. Исследование комиссуротомированных больных обнаружило у них целый комплекс нарушений высших психических функций, получивший в литературе название синдрома «расщепленного мозга». После операций на мозолистом теле, как указывают М. Газзанига, Р. Сперри и другие исследователи, нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, личности и общего интеллекта больного. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются при какой-либо другой патологии мозга. Эти данные и послужили основанием для выделения специального синдрома «расщепленного мозга».

Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т. е. проецируемые в правое полушарие), больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т. е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия. Аномия не имеет ничего общего с амнестической афазией, так как те же объекты, «воспринимаемые» левым полушарием мозга (т. е. подаваемые в правое поле зрения или на правую руку), опознаются и называются правильно. Таким образом, аномия - это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием (т. е. предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку) у правшей.

Менее изучены в работах Р. Сперри и М. Газзаниги сенсорные звуковые феномены, характерные для синдрома «расщепленного мозга».

Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т. е. в правое полушарие), или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие), больной может прочесть и написать правильно. Однако исследователи отмечают, что правое полушарие хотя и является «неграмотным», но все же обладает определенными лингвистическими способностями. Если больному предлагается найти предмет, который обозначает предъявленное слово, среди прочих предметов, то он или находит его, или выбирает предмет из того же семантического поля (ручка - карандаш, сигарета - пепельница и т. п.). Отмечается значительная вариабельность лингвистических способностей у разных больных.

Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и др.). Нарушения реципрокных движений наблюдаются и у обезьян с «расщепленным мозгом». Авторы указывают также на отключение внимания больного от

левой руки и в обыденных движениях. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у больных с

«расщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии-дизграфии. Если до операции больной мог писать и рисовать обеими руками (правой - лучше, левой - хуже), то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой - только писать. Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию рисунка по образцу (рис. 15, А, Б ).

Зрительно-конструктивная деятельность (в виде выполнения тестов на комбинирование кубиков и т. п.) существенно лучше выполняется левой, а не правой рукой (как и рисунок). В этой деятельности, так же как при письме и рисовании, отмечаются большие индивидуальные различия.

У больных с синдромом «расщепленного мозга» также отмечены латеральные различия и в эмоциональном реагировании на эмоционально значимые стимулы.

Симптомы «расщепленного мозга» динамичны, со временем выраженность описанных феноменов уменьшается. И главное - у больных исчезают общие эпилептические припадки, для чего и производятся операции по перерезке комиссур.

Изучение модели «расщепленного мозга» впервые со всей очевидностью показало, что полушария

головного мозга представляют собой единый парный орган, нормальное функционирование которого возможно лишь при их взаимодействии.

В клинике локальных поражений головного мозга нарушения межполушарного взаимодействия возникают при различных поражениях мозолистого тела (вследствие опухоли, кровоизлияния и т. д.), а также других спаечных структур, объединяющих оба полушария. Симптоматика поражения мозолистого тела в целом сходна с синдромом «расщепленного мозга». Специальное исследование больных с частичным рассечением передних, средних и задних отделов мозолистого тела (вследствие операции по удалению артериовенозных аневризм, локализованных в этих областях) обнаружило у них разные нарушения высших психических функций (Л. И. Московичюте и др., 1982а, б и др.). Для всех больных с частичной перерезкой мозолистого тела (как и для больных с комиссуротомией, описанных Р. Сперри и М. Газзанигой) характерны явления аномии, игнорирование левой половины тела, левой половины зрительного пространства, явления

дископии дизграфии. Особенностью последствий частичной перерезки мозолистого тела являются нарушения межполушарного взаимодействия лишь в одной модальности (зрительной, тактильной или слуховой). Модально-специфический характер этих нарушений зависит от места и объема перерезки волокон мозолистого тела (передние, средние, задние отделы). Так, при перерезке средне-задних отделов мозолистого тела возникает тактильная аномия в виде нарушения называния стимулов при тактильном восприятии их левой рукой (при сохранности называния тех же объектов при ощупывании их правой рукой), что объясняется разобщением задних отделов больших полушарий. При более каудальной перерезке мозолистого тела нарушения межполушарного взаимодействия проявляются только в зрительной сфере, что иногда сочетается с гомонимной гемианопсией - выпадением полей зрения слева (чаще) или справа. Называние объектов, информация о которых поступает в правое полушарие, также невозможно. Больные могут писать только правой, а рисовать - только левой рукой, хотя до операции они могли выполнять эти действия обеими руками. Нарушение взаимодействия слуховых систем проявляется в виде невозможности воспроизведения слов, подаваемых в левое ухо (по методике дихотического прослушивания), и наблюдается при повреждении передних и средних отделов мозолистого тела.

1. Абашев-Константиновский А. Л. Психические нарушения при органических заболеваниях головного мозга. - К.: Медицина, 1959.

2. Адрианов О. С. О принципах организации интегративной деятельности мозга. - М.: Наука, 1976.

3. Адрианов О. С. Структурные предпосылки функциональной межполушарной асимметрии мозга // Физиология человека. - 1979. - Вып. 5. - № 3.

4. Адрианов О. С. Актуальные проблемы учения об организации функций мозга // Методологические аспекты науки о мозге. - М.: Наука, 1983.

5. Адрианов О. С. О принципах структурно-функциональной организации мозга // Избранные научные труды. - М.: ОАО «Стоматология», 1999.

6. Аладжалова Н. А. Медленные электрические процессы в головном мозге. - М.: Наука, 1962.

7. Аладжалова II. А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. - М.: Наука, 1979.

8. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М.: Педагогика, 1960.

9. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Наука, 1968.

10. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. - М.: Наука, 1971. И. Артемьева Е. IO. Основы психологии субъективной семантики. - М.: Наука; Смысл, 1999.

12. Артемьева Е. IO., Хомская Е. Д. Пространственное соотношение значений асимметрии волн ЭЭГ как показатель функционального состояния в норме // Функциональные состояния мозга. - М.: МГУ, 1975.

13. Асмолов А. Г. На перекрестке путей к изучению психики человека // Бессознательное. - Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. - С. 11-26.

14. Афазия: Тексты / Под ред. Л. С. Цветковой. - М.: МГУ, 1984.

15. Ахутпина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. - М.: МГУ, 1975.

16. Ахутпина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия: Сб. докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. - М.: РПО, 1998а.

17. Ахутпина Т. В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: МГУ, 1989.

18. Ахутпина Т. В. Нейролингвистический подход к диагностике трудностей обучения // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 1998б.

Загрузка...