docgid.ru

С чем связано цветовое зрение у человека. Как видит человек? Бинокулярное и Стереоскопическое зрение

Особенности человеческого зрения

Человек не может видеть в полной темноте. Для того, чтобы человек увидел предмет, необходимо, чтобы свет отразился от предмета и попал на сетчатку глаза. Источники света могут быть естественные (огонь, Солнце) и искусственные (различные лампы).

глаз человека представляет собой радиоприемник, способный принимать электромагнитные волны определенного (оптического) диапазона частот. Первичными источниками этих волн являются тела, их излучающие (солнце, лампы и т.п.), вторичными – тела, отражающие волны первичных источников. Свет от источников попадает в глаз и делает их видимыми человеку. Таким образом, если тело является прозрачным для волн видимого диапазона частот (воздух, вода, стекло и т.п.), то оно не может быть зарегистрировано глазом.

Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире, поэтому глаз - один из важнейших органов чувств. Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача - "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Световая чувствительность человеческого глаза

Способность глаза воспринимать свет и распознавать различной степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения - адаптацией глаза; световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя. Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации.

В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета. За цветовое зрение человека отвечают гены, кодирующие светочувствительные белки опсины. По мнению сторонников трёхкомпонентной теории, наличие трёх разных белков, реагирующих на разные длины волн, является достаточным для цветового восприятия. У большинства млекопитающих таких генов только два, поэтому они имеют черно-белое зрение.

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.[

Изменение зрения с возрастом

У новорожденных и детей дошкольного возраста хрусталик более выпуклый и более эластичный, чем у взрослого, его преломляющая способность выше. Это позволяет ребенку четко видеть предмет на меньшем расстоянии от глаза, чем взрослому. И если у младенца он прозрачный и бесцветный, то у взрослого человека хрусталик имеет легкий желтоватый оттенок, интенсивность которого с возрастом может усиливаться. Это не отражается на остроте зрения, но может повлиять на восприятие синего и фиолетового цветов. Сенсорные и моторные функции зрения развиваются одновременно. В первые дни после рождения движения глаз несинхронны, при неподвижности одного глаза можно наблюдать движение другого. Способность фиксировать взглядом предмет формируется в возрасте от 5 дней до 3–5 месяцев. Реакция на форму предмета отмечается уже у 5-месячного ребенка. У дошкольников первую реакцию вызывает форма предмета, затем его размеры и уже в последнюю очередь – цвет. Острота зрения с возрастом повышается, улучшается и стереоскопическое зрение. Стереоскопическое зрение (от греч. στερεός - твёрдый, пространственный) - вид зрения, при котором возможно восприятие формы, размеров и расстояния до предмета, например благодаря бинокулярному зрению Стереоскопическое зрение к 17–22 годам достигает своего оптимального уровня, причем с 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Поле зрения интенсивно увеличивается. К 7 годам его размер составляет приблизительно 80 % от размера поля зрения взрослого. После 40 лет наблюдается падение уровня периферического зрения, то есть происходит сужение поля зрения и ухудшение бокового обзора. Примерно после 50 лет сокращается выработка слезной жидкости, поэтому глаза увлажняются хуже, чем в более молодом возрасте. Чрезмерная сухость может выражаться в покраснении глаз, рези, слезотечении под действием ветра или яркого света. Это может не зависеть от обычных факторов (частые напряжения глаз или загрязненность воздуха). С возрастом человеческий глаз начинает воспринимать окружающее более тускло, с понижением контрастности и яркости. Также может ухудшиться способность распознавать цветовые оттенки, особенно близкие в цветовой гамме. Это напрямую связано с сокращением количества клеток сетчатой оболочки, воспринимающих оттенки цвета, контрастность, яркость. Некоторые возрастные нарушения зрения обусловлены пресбиопией, которая проявляется нечеткостью, размытостью картинки при попытке рассмотреть предметы, расположенные близко от глаз. Возможность фокусировки зрения на небольших предметах требует аккомодацию около 20 диоптрий (фокусировка на объекте в 50 мм от наблюдателя) у детей, до 10 диоптрий в возрасте 25 лет (100 мм) и уровни от 0,5 до 1 диоптрии в возрасте 60 лет (возможность фокусировки на предмете в 1-2 метрах). Считается, что это связано с ослаблением мышц, которые регулируют зрачок, при этом так же ухудшается реакция зрачков на попадающий в глаз световой поток. Поэтому возникают трудности с чтением при тусклом свете и увеличивается время адаптации при перепадах освещенности.

Так же с возрастом начинает быстрее возникать зрительное утомление и даже головные боли.

Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета - способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета. Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи. Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов. В силу природы глаза, свет, вызывающий ощущение одного и того же цвета (например белого), то есть одну и ту же степень возбуждения трёх зрительных рецепторов, может иметь разный спектральный состав. Человек в большинстве случаев не замечает данного эффекта, как бы «домысливая» цвет. Это происходит потому, что хотя цветовая температура разного освещения может совпадать, спектры отражённого одним и тем же пигментом естественного и искусственного света могут существенно отличаться и вызывать разное цветовое ощущение.

Периферическое зрение (поле зрения ) - определяют границы поля зрения при проекции их на сферическую поверхность (при помощи периметра).

Рассказывает об удивительных свойствах нашего зрения - от способности видеть далекие галактики до возможности улавливать невидимые, казалось бы, световые волны.

Окиньте взглядом комнату, в которой находитесь – что вы видите? Стены, окна, разноцветные предметы – все это кажется таким привычным и само собой разумеющимся. Легко забыть о том, что мы видим окружающий нас мир лишь благодаря фотонам - световым частицам, отражающимся от объектов и попадающим на сетчатку глаза.

В сетчатке каждого из наших глаз расположено примерно 126 млн светочувствительных клеток. Мозг расшифровывает получаемую от этих клеток информацию о направлении и энергии попадающих на них фотонов и превращает ее в разнообразие форм, цветов и интенсивности освещения окружающих предметов.

У человеческого зрения есть свои пределы. Так, мы не способны ни увидеть радиоволны, излучаемые электронными устройствами, ни разглядеть невооруженным глазом мельчайшие бактерии.

Благодаря прогрессу в области физики и биологии можно определить границы естественного зрения. "У любых видимых нами объектов есть определенный "порог", ниже которого мы перестаем их различать", - говорит Майкл Лэнди, профессор психологии и нейробиологии в Нью-Йоркском университете.

Сперва рассмотрим этот порог с точки зрения нашей способности различать цвета - пожалуй, самой первой способности, которая приходит на ум применительно к зрению.

Правообладатель иллюстрации SPL Image caption Колбочки отвечают за цветовосприятие, а палочки помогают нам видеть оттенки серого цвета при низком освещении

Наша способность отличать, например, фиолетовый цвет от пурпурного связана с длиной волны фотонов, попадающих на сетчатку глаза. В сетчатке имеются два типа светочувствительных клеток - палочки и колбочки. Колбочки отвечают за цветовосприятие (так называемое дневное зрение), а палочки позволяют нам видеть оттенки серого цвета при низком освещении - например, ночью (ночное зрение).

В человеческом глазе есть три вида колбочек и соответствующее им число типов опсинов, каждый из которых отличается особой чувствительностью к фотонам с определенным диапазоном длин световых волн.

Колбочки S-типа чувствительны к фиолетово-синей, коротковолновой части видимого спектра; колбочки M-типа отвечают за зелено-желтую (средневолновую), а колбочки L-типа - за желто-красную (длинноволновую).

Все эти волны, а также их комбинации, позволяют нам видеть полный диапазон цветов радуги. "Все источники видимого человеком света, за исключением ряда искусственных (таких, как преломляющая призма или лазер), излучают смесь волн различной длины", - говорит Лэнди.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Не весь спектр полезен для наших глаз...

Из всех существующих в природе фотонов наши колбочки способны фиксировать лишь те, которые характеризуются длиной волн в весьма узком диапазоне (как правило, от 380 до 720 нанометров) – это и называется спектром видимого излучения. Ниже этого диапазона находятся инфракрасный и радиоспектры – длина волн низкоэнергетических фотонов последнего варьируется от миллиметров до нескольких километров.

По другую сторону видимого диапазона волн расположен ультрафиолетовый спектр, за которым следует рентгеновский, а затем - спектр гамма-излучения с фотонами, длина волн которых не превышает триллионные доли метра.

Хотя зрение большинства из нас ограничено видимым спектром, люди с афакией - отсутствием в глазу хрусталика (в результате хирургической операции при катаракте или, реже, вследствие врожденного дефекта) - способны видеть ультрафиолетовые волны.

В здоровом глазе хрусталик блокирует волны ультрафиолетового диапазона, но при его отсутствии человек способен воспринимать волны длиной примерно до 300 нанометров как бело-голубой цвет.

В исследовании 2014 г. отмечается, что в каком-то смысле мы все можем видеть и инфракрасные фотоны. Если два таких фотона практически одновременно попадут на одну и ту же клетку сетчатки, их энергия может суммироваться, превратив невидимые волны длиной, скажем, в 1000 нанометров в видимую волну длиной в 500 нанометров (большинство из нас воспринимает волны этой длины как холодный зеленый цвет).

Сколько цветов мы видим?

В глазе здорового человека три типа колбочек, каждый из которых способен различать около 100 различных цветовых оттенков. По этой причине большинство исследователей оценивает количество различаемых нами цветов примерно в миллион. Однако восприятие цвета очень субъективно и индивидуально.

Джемесон знает, о чем говорит. Она изучает зрение тетрахроматов – людей, обладающих поистине сверхчеловеческими способностями к различению цветов. Тетрахроматия встречается редко, в большинстве случаев у женщин. В результате генетической мутации у них имеется дополнительный, четвертый вид колбочек, что позволяет им, по грубым подсчетам, видеть до 100 млн цветов. (У людей, страдающих цветовой слепотой, или дихроматов, всего два типа колбочек - они различают не более 10 000 цветов.)

Сколько нам нужно фотонов, чтобы увидеть источник света?

Как правило, колбочкам для оптимального функционирования требуется гораздо больше света, чем палочкам. По этой причине при низком освещении наша способность различать цвета падает, а за работу принимаются палочки, обеспечивающие черно-белое зрение.

В идеальных лабораторных условиях на тех участках сетчатки, где палочки по большей части отсутствуют, колбочки могут активироваться при попадании на них всего нескольких фотонов. Однако палочки справляются с задачей регистрации даже самого тусклого света еще лучше.

Правообладатель иллюстрации SPL Image caption После операции на глазе некоторые люди приобретают способность видеть ультрафиолетовое излучение

Как показывают эксперименты, впервые проведенные в 1940-х гг., одного кванта света достаточно для того, чтобы наш глаз его увидел. "Человек способен увидеть один-единственный фотон, - говорит Брайан Уонделл, профессор психологии и электротехники в Стэнфордском университете. – В большей чувствительности сетчатки просто нет смысла".

В 1941 г. исследователи из Колумбийского университета провели эксперимент – испытуемых заводили в темную комнату и давали их глазам определенное время на адаптацию. Для достижения полной чувствительности палочкам требуется несколько минут; именно поэтому, когда мы выключаем в помещении свет, то на какое-то время теряем способность что-либо видеть.

Затем в лицо испытуемым направляли мигающий сине-зеленый свет. С вероятностью выше обычной случайности участники эксперимента регистрировали вспышку света при попадании на сетчатку всего 54 фотонов.

Не все фотоны, достигающие сетчатки, регистрируются светочувствительными клетками. Учитывая это обстоятельство, ученые пришли к выводу, что всего пяти фотонов, активирующих пять разных палочек в сетчатке, достаточно, чтобы человек увидел вспышку.

Самый маленький и самый удаленный видимые объекты

Следующий факт может вас удивить: наша способность увидеть объект зависит вовсе не от его физических размеров или удаления, а от того, попадут ли хотя бы несколько излучаемых им фотонов на нашу сетчатку.

"Единственное, что нужно глазу, чтобы что-то увидеть, - это определенное количество света, излученного или отраженного на него объектом, - говорит Лэнди. – Все сводится к числу достигших сетчатки фотонов. Каким бы миниатюрным ни был источник света, пусть даже он просуществует доли секунды, мы все равно способны его увидеть, если он излучает достаточное количество фотонов".

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Глазу достаточно небольшого количества фотонов, чтобы увидеть свет

В учебниках по психологии часто встречается утверждение о том, что в безоблачную темную ночь пламя свечи можно заметить с расстояния до 48 км. В реальности же наша сетчатка постоянно бомбардируется фотонами, так что один-единственный квант света, излученный с большого расстояния, просто затеряется на их фоне.

Чтобы представить себе, насколько далеко мы способны видеть, взглянем на ночное небо, усеянное звездами. Размеры звезд огромны; многие из тех, что мы наблюдаем невооруженным взглядом, достигают миллионов км в диаметре.

Однако даже самые близкие к нам звезды расположены на расстоянии свыше 38 триллионов километров от Земли, поэтому их видимые размеры настолько малы, что наш глаз не способен их различить.

С другой стороны, мы все равно наблюдаем звезды в виде ярких точечных источников света, поскольку испускаемые ими фотоны преодолевают разделяющие нас гигантские расстояния и попадают на нашу сетчатку.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Острота зрения снижается по мере увеличения расстояния до объекта

Все отдельные видимые звезды на ночном небосклоне находятся в нашей галактике – Млечном Пути. Самый удаленный от нас объект, который человек в состоянии разглядеть невооруженным глазом, расположен за пределами Млечного Пути и сам представляет собой звездное скопление – это Туманность Андромеды, находящаяся на расстоянии в 2,5 млн световых лет, или 37 квинтильонов км, от Солнца. (Некоторые люди утверждают, что особо темными ночами острое зрение позволяет им увидеть Галактику Треугольника, расположенную на удалении около 3 млн световых лет, но пусть это утверждение останется на их совести.)

Туманность Андромеды насчитывает один триллион звезд. Из-за большой удаленности все эти светила сливаются для нас в едва различимое пятнышко света. При этом размеры Туманности Андромеды колоссальны. Даже на таком гигантском расстоянии ее угловой размер в шесть раз превышает диаметр полной Луны. Однако до нас долетает настолько мало фотонов из этой галактики, что она едва различима на ночном небе.

Предел остроты зрения

Почему же мы не способны разглядеть отдельные звезды в Туманности Андромеды? Дело в том, что у разрешающей способности, или остроты, зрения есть свои ограничения. (Под остротой зрения подразумевается способность различать такие элементы, как точка или линия, как отдельные объекты, не сливающиеся с соседними объектами или с фоном.)

Фактически остроту зрения можно описывать так же, как и разрешение компьютерного монитора - в минимальном размере пикселей, которые мы еще способны различать как отдельные точки.

Правообладатель иллюстрации SPL Image caption Достаточно яркие объекты можно разглядеть на расстоянии в несколько световых лет

Ограничения остроты зрения зависят от нескольких факторов - таких как расстояние между отдельными колбочками и палочками сетчатки глаза. Не менее важную роль играют и оптические характеристики самого глазного яблока, из-за которых далеко не каждый фотон попадает на светочувствительную клетку.

В теории, как показывают исследования, острота нашего зрения ограничивается способностью различать около 120 пикселей на угловой градус (единицу углового измерения).

Практической иллюстрацией пределов остроты человеческого зрения может являться расположенный на расстоянии вытянутой руки объект площадью с ноготь, с нанесенными на нем 60 горизонтальными и 60 вертикальными линиями попеременно белого и черного цветов, образующими подобие шахматной доски. "По всей видимости, это самый мелкий рисунок, который еще в состоянии различить человеческий глаз", - говорит Лэнди.

На этом принципе основаны таблицы, используемые окулистами для проверки остроты зрения. Наиболее известная в России таблица Сивцева представляет собой ряды черных заглавных букв на белом фоне, размер шрифта которых с каждым рядом становится все меньше.

Острота зрения человека определяется по тому, на каком размере шрифта он перестает четко видеть контуры букв и начинает их путать.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption В таблицах для проверки остроты зрения используются черные буквы на белом фоне

Именно пределом остроты зрения объясняется тот факт, что мы не способны разглядеть невооруженным глазом биологическую клетку, размеры которой составляют всего несколько микрометров.

Но не стоит горевать по этому поводу. Способность различать миллион цветов, улавливать одиночные фотоны и видеть галактики на удалении в несколько квинтильонов километров – весьма неплохой результат, если учесть, что наше зрение обеспечивается парой желеобразных шариков в глазницах, соединенных с полуторакилограммовой пористой массой в черепной коробке.

ИСПОЛНИТЕЛИ: ШАГАПОВА АЛИНА (4 КЛАСС), ШАГАПОВА Н.М.

РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТЫ: СОЗОНОВА Е. В.

Выбор темы: Зрение - способность воспринимать свет, цвет и пространственное расположение объектов в виде изображения. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Цель работы: подробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.

Задачи:

  • Определить причины нарушения зрения у детей младшего школьного возраста.
  • Определить, как влияет нарушение зрения на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
  • Доказать, что нарушение школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка и предложить свои способы решения проблемы.

Объект, предмет и база исследования:

1. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: человек.

2. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: зрение, как основа здоровья человека.

3. УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 1-4 классов.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Мы предполагаем, что нарушение домашних и школьных условий гигиены зрения вредит здоровью ребенка.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент; работа с интернет-ресурсами; практические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрению должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый - близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

I. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Хорошее зрение у ребенка играет важную роль в его обучении. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. В связи с тем, что многие неприятности со зрением как раз и начинаются в раннем возрасте, очень важно, чтобы ребенок получал должный уход за своими глазами. Запущенные проблемы с глазами могут иметь серьезные последствия, равно как отрицательно влиять на способности к обучению, успеваемость в школе, и даже на особенности характера.

Рассматривая строение глаза (Рис.1) мы видим, что глаз имеет сложную структуру, в которой все части взаимосвязаны и повреждение одной из них ведет к развитию заболеваний глаз.

Рис.1. Строение глаза

Как работает наш глаз? Глазное яблоко, когда мы рассматриваем близко расположенный предмет, вытягивается, а когда мы переводим взгляд вдаль, возвращается к первоначальной круглой форме. Тогда изображение все время фокусируется на сетчатке, независимо от того, далеко оно расположено от глаза или близко (рис.2)

Рис.2. Так видит мир здоровый человек.

Но у части людей склера – оболочка, которая обтягивает глазное яблоко, как чулок, слабая, со временем она перестает возвращать глазному яблоку круглую форму, и человек видит то, что удалено от него, неточно.

Ниже приведем ряд проблем со зрением, с которыми родители могут столкнуться на практике: - врожденная слепота;

- косоглазие (стробизм) – это состояние, когда глаза смотрят в разные стороны и не фокусируются на одном предмете;

- неспособность различать цвета (дальтонизм) – это состояние, когда глаза реагируют на цвет, но имеют сложности с определением отдельно взятого цвета;

- близорукость (миопия) – когда изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, в результате чего отдаленные предметы расплываются;

- дальнозоркость (гиперметропия) – изображение фокусируется за сетчаткой глаза, а не на сетчатке, в результате чего человек плохо видит вблизи. У детей глазной хрусталик приспосабливается к возникшей проблеме и прилагает большие усилия для обеспечения четкого изображения как вдали, так и вблизи, но эти усилия организма часто приводят к утомляемости глаз, и даже к косоглазию;

- дефокусировка (астигматизм) - как правило, является результатом неправильной формы роговицы. Люди с астигматизмом обычно видят вертикальные линии четче, чем горизонтальные, а иногда бывает и наоборот;

- глаукома – повышение внутриглазного давления;

- катаракта - помутнение хрусталика (“живой” природной линзы внутри человеческого глаза);

- воспаление глаз (конъюнктивит) – характеризуется характерными выделениями, слезоточивостью, раздражением глаз;

- слабое ночное зрение (куриная слепота) – человек хорошо видит днем, но в ночное время или в сумерки глаз плохо воспринимает предметы;

- повреждения глаз, связанные с некоторыми видами спорта.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Рассмотрим эти формы нарушения зрения более подробно.

Близорукость (миопия). Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко (рис. 3). Так видит мир близорукий человек (рис.4)

Рис.3. Вытянутое глазное яблоко при близорукости.

Рис.4. Так видит мир близорукий человек.

Различают следующие типы миопии (близорукости). Рис.5.

Рис. 5. Типы миопии.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Дальнозоркость – нарушение, при котором световые лучи фокусируются за сетчаткой. (Рис. 6)

Рис. 6. Дальнозоркость.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой. Так видит мир дальнозоркий человек (рис.7).

Рис.7. Так видит мир дальнозоркий человек.

Астигматизм - это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. (Рис.8)

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Рис. 8. Астигматизм.

Косоглазие - положение глаз (чаще врожденное), при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным. (Рис. 9)

Рис.9. Косоглазие.

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость. (Рис. 10)

Рис. 10. Близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости . Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их степени на 3 группы: слабую до 3,0 D (диоптрий), среднюю до 6,0 D и высокую (сильную) - от 6,0 D и выше. Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопии слабой и средней степени.

Факторы, стимулирующие возникновению близорукости у школьников.

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 - 13,8 %, а среди выпускников школ - 3,5 - 32,2 %.

В городских школах “близорукость”, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно, здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается (Рис.11,12,13):

  1. Недостаточное освещение рабочего места в школе (особенно при искусственном освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.
  2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы и в школе, и дома размеры мебели соответствовали росту детей.
  3. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствует ослаблению зрения.
  4. Увеличение интенсивности зрительных нагрузок.
  5. Доступность электронных средств обучения.

Рис.13.

Вывод: наше зрение зависит от нас самих!!!

Профилактические мероприятия по предупреждению развития заболеваний органов зрения в школе.

Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:

1. Построение учебного дня в школе.

2. Организация уроков и перемен.

3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно - это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмологов показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.

Врачами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Основные гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.

Особая проблема это - ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера .

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14). Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач - офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Рис.14. Правила гигиены при просмотре телевизора.

Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.

Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером (Рис.15). Немаловажное значение имеет посадка за компьютером (Рис.16).

Рис.15. Правила работы за компьютером.

Рис.16. Как правильно сидеть при работе на компьютере.

При выполнении домашних заданий особенно важно соблюдать ряд правил (Рис.17)

Рис.17.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

Наш эксперимент:

1. Изучение различной литературы.

2. абота с детьми.

3. Исследование состояния зрения у детей начальной школы с 2005 по 2012гг.

4. Исследование условий гигиены зрения в школе и дома.

План эксперимента:

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии зрения, опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных классов.

2. Проверить соответствие нормам СанПиНа требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

3. Провести опрос-анкету среди учащихся 1-4 классов.

4. Подвести итоги о выполнении условий гигиены зрения в школе и дома.

Результаты исследований

Для определения % детей с дефектом зрения (миопия) в младших классах нашей школы был проведен анализ результатов диспансеризации учащихся 1-4 классов за период с 2005 по 2012гг. Было определено, что % близорукости у детей в 1 классах практически не наблюдался.

Уже к 4 классу % близоруких детей увеличился с 0 до 12%, что подтверждается результатами обобщенных данных, освещенных в литературе.

Мы считаем, что диагноз “миопия” и диагноз “нарушение осанки” тесно взаимосвязаны. Для подтверждения наших предположений, было подсчитано количество детей с диагнозом “нарушение осанки” и сопоставили с количеством близоруких детей. (Рис 18)

Рис. 18. Результаты изучения медицинских карт детей 1-4 классов.

Из вышесказанного видно, что к 4 классу: семеро детей из 58 имеют диагноз “миопия” и трое из них с диагнозом “нарушение осанки”, тогда как из 51 ребенка со 100% зрением всего двое детей имеют диагноз “нарушение осанки”.

Мы решили узнать, все ли дети понимают важность сохранения зрения, знают ли болезни глаз и причины его ухудшения, выполняются ли необходимые требования гигиены зрения у них дома. Для этого мы провели опрос-анкету в 1-4 классах (Приложение 1 ) . Результаты опроса показали, что:

1) 100% опрошенных детей знают, зачем человеку зрение.

2) Только 22% детей знают основные болезни глаз.

3) 90% детей указали, что причиной ухудшения зрения, они считают компьютер и телевизор, неправильное положение спины во время занятий.

4) Практически все (97%) знают, что нельзя долго находиться у телевизора и компьютера – это может привести к потере зрения.

5) 67,3% указали, что для того чтобы не потерять зрение надо поменьше сидеть за компьютером, правильно питаться (15%), сидеть прямо при выполнении школьных заданий (18%), ходить к врачу (4%).

6) 92% детей делают уроки за столом, остальные, где придется (даже на подоконнике).

7) У 94% детей дома есть свое рабочее место.

8) Только 67,5% пользуются настольной лампой при выполнении домашних заданий.

9) 63% детей хотят сидеть за 1-ой партой, потому что хорошо видно.

Мы решили выяснить причины ухудшения зрения у детей младшего школьного возраста в период обучения в школе. Для этого мы произвели необходимые замеры и согласовали их с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях по СанПиНу (табл.1).

Табл.1 Результаты замеров (приложение 3 ).

Как видно из таблицы, не все требования согласно СанПиНу выполняются, что частично способствует ухудшению здоровья детей, в общем, и зрения в частности.

Исходя из всего, можем дать следующие рекомендации:

1. Почаще давайте глазам отдых.

Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.

Если уже слабая близорукость - через каждые 30 мин

2. Отдых для глаз - это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль. Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения (приложение 2 ).

3. Ограничьте компьютер и телевизор.

4. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.

5. Закаляйтесь, занимайтесь спортом.

6. Ешьте полезные для глаз продукты (творог, кефир, отварная рыба, говядина, морковь, капуста, чернику, зелень), принимайте витамины.

7. Систематически посещайте врача-окулиста.

Список используемой литературы.

1. СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”

2. Интернет-ресурсы

3. “Семейный медицинский справочник” Л.Хахалин

4. “ Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы” Л.А.Обухова

5 . Газета “ Ключи к здоровью” № 2011г.

6. Брошюры Центра микрохирургии глаза “Прозрение” г. Набережные Челны

Цветовое зрение, как способность к различению цветов, функционирует за счет трех разновидностей колбочек, которые находятся в сетчатке и выполняют роль независимых приемников. У каждого типа таких рецепторов имеется своя спектральная чувствительность. Одни воспринимают красный цвет, вторые – зеленый, третьи – синий. У некоторых людей присутствует дихромазия, то есть они страдают врожденным расстройством цветоощущения.

Одна из человеческих способностей – различение цветов. Зрительный анализатор воспринимает разные по длине электромагнитные волны. Их световая часть является цветовой гаммой, которая отличается наличием постепенного перехода от красного к фиолетовому. То есть речь идет о цветовом спектре.

Основные составляющие спектра:

  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый;
  • зеленый;
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

Первые два обладают длинными волнами, два вторых – средними, оставшиеся – короткими. Есть оттенки промежуточные, которые глаз вполне может различать. Подобное свойство является очень важным для повседневной деятельности. Цветовыми сигналами пользуются, к примеру, в промышленной отрасли и транспортной.

Основных цвета – три. Перемеш ивая красный, зеленый и синий, получаются все существующие тона. Томас Юнг в своей работе заявил о том, что цветовое зрение существует благодаря присутствию в сетчатке трех важных элементов. Каждый воспринимает один из основных тонов, хотя могут раздражаться и двумя другими.

О трехкомпонентности цветоощущения говорили также М. Ломоносов и Г. Гельмгольц. Колбочки, находящиеся в сетчатке глаза, обладают пигментом, который оказывается под влиянием определенного монохроматического излучения. Световая волна любой длины будет по-разному воздействовать на три рецептора. Если раздражение присутствует одинаковое, все будет восприниматься в белом цвете.

Цвета могут быть хроматическими и ахроматическими.

  1. Цветовой тон (имеет значение то, насколько длинной является волна светового излучения).
  2. Насыщенность.
  3. Яркость.

Вторая группа отличается лишь яркостью.

Диагностика нарушений цветовосприятия

Расстройства могут иметь как врожденный характер, так и приобретенный. Зачастую врожденные дефекты цветоощущения наблюдаются у мужчин. Женщины от этого страдают намного реже.

Приобретенной патология становится, если возникают проблемы нарушения:

  • сетчатки;
  • зрительного нерва;
  • ЦНС (центральная нервная система).

Когда человек нормально воспринимает 3 основных цвета, его называют трихроматом, если только 2 из них – дихроматом. Тот, кто различает только один цвет, является монохроматом.

Крайне редко удается диагностировать ахромазию, то есть восприятие окружающего мира в черно-белых тонах. Подобное состояние провоцируется тяжелой патологией колбочкового аппарата.

При наличии врожденных нарушений цветоощущения никаких других изменений в зрительных органах обычно не бывает. Человек может узнать о том, что у него нарушено зрение цветное случайно, когда будет проходить медицинское обследование. Медосмотр в обязательном порядке назначается водителям и людям, работа которых связана с движущимися механизмами, а также представителям тех профессий, где нужно уметь отличать один тон от другого.

Наиболее серьезное нарушение – монохромазия. Какую бы окраску предмет ни имел, больной видит все серым. При этом отмечается сильное понижение зрительных функций. Монохроматы страдают от низкой световой адаптации. В дневное время у них практически не получается различать формы предметов, из-за чего возникает фотофобия. Поэтому такие люди вынуждены пользоваться солнцезащитными очками даже при дневном свете.

Гистологическое обследование зачастую никаких аномальных изменений в сетчатке страдающих от монохромазии не выявляет. Существует мнение, что в колбочках монохромата присутствует родопсин, а не зрительный пигмент.

Что касается дихромазии, то, когда происходит выпадение красного компонента, говорят о наличии протанопии. Если не воспринимается зеленый – дейтеранопия. Не различается синий – тританопия.

Оценивается цветоразличительная способность при помощи:

  • специальных приборов – аномалоскопов;
  • полихроматических таблиц.

Зачастую при обследовании пользуются методом Е. Рабкина, суть которого – применение основных цветовых свойств (тон, насыщенность, яркость).

Таблица для диагностики представляет собой совокупность различных по яркости и насыщенности цветных кружков. Ими производится обозначение геометрических фигур, а также цифр, которые необходимо увидеть или прочитать.

Если человек является цветоаномалом, он будет не в состоянии различить определенную фигуру либо цифру, которая выводится кружками одного оттенка.

В процессе тестирования обследуемый сидит, повернувшись спиной к окну. Расстояние от глаз к таблице – от 0,5 до 1 м. На чтение таблицы дается не более 5 секунд. Если таблица сложная, тогда времени отводится больше.

Когда будут обнаружены расстройства цветоощущения, врач заполняет специальную форму. Нормальному трихромату удастся справиться со всеми 25 таблицами, а дихромату только с 7-9.

Следует сказать, что встречается аномальная трихромазия, то есть ослабленное различение основных тонов светового спектра. Человек с аномальной трихромазией справляется минимум с 12 таблицами.

Когда возникает потребность в обследовании большого количества людей, специалисты пользуются самыми трудными для распознавания таблицами. Так можно проверить наличие расстройств сразу у многих людей. Нормальная трихромазия диагностируется в том случае, когда обследуемые правильно распознают используемые тесты при троекратных повторах. Если человек не может пройти даже один тест, тогда диагноз уточняется при помощи имеющихся в запасе таблиц.

Лечение хромотерапией

Цвет может использоваться в качестве лечебного средства. Благодаря хромотерапии в организме происходит много положительных изменений.

Если правильно подобрать оттенки, можно достичь:

  1. Нормализации вещественного обмена и различных физиологических процессов.
  2. Укрепления иммунных сил.

Метод показан для применения в любых условиях – и в больнице, и дома. Если назначается лечение в домашних условиях, понадобится запастись цветными бумажными листами. Необходимо расположить лист на расстоянии 1,5 м и сконцентрироваться на нем. Достаточно 10 минут для одной процедуры, чтобы появились улучшения в эмоциональном и гормональном фонах. Подобное состояние отобразится на внутренних органах.

Если для занятий взять разноцветные лампочки, то процедура может длиться намного дольше – от часа до двух.

Домашняя хромотерапия предполагает использование ванн и душевых кабин, которые отличаются наличием разнообразных цветов. Метод хорош тем, что комбинируется с гидротерапией.

Когда пациент обращается в лечебное учреждение, специалисты применяют специальное оборудование, при этом сами принимают решение, какие оттенки на данный момент будут уместными.

Врач-психотерапевт также может помочь пациенту справиться с определенной проблемой. Для этого используется метод визуализации. Пациент в воображении рисует картины, которые озвучивает врач. Успокоение наступает, если мысленно представить, к примеру, зеленый лес, а над ним голубое небо. Когда нужна активизация, пациент рисует в мыслях предметы красных тонов.

Со временем человек самостоятельно сможет заниматься подобными упражнениями.

Не зря врачи прибегают к хромотерапии. Множественные исследования показали, насколько эффективным может быть воздействие определенного цвета, если его правильно подобрать. Каждый из трех основных цветов дает свои положительные эффекты.

Благодаря влиянию красного происходит:

Действие синего приводит к таким эффектам:

  • уменьшению возбужденности;
  • успокоению, расслаблению;
  • исчезновению тревожности;
  • подавлению активности инфекции;
  • уменьшению сердцебиения;
  • понижению давления, в том числе и внутриглазного;
  • устранению расстройств нервного характера;
  • уменьшению эпилептических припадков, а также воспалительных процессов.

Результат влияния зеленого:

  • внутреннее спокойствие;
  • уменьшение сердцебиения;
  • понижение давления;
  • устранение спазматических явлений;
  • исчезновение возбуждения и эмоционального напряжения.

Как показывает практика, при любой болезни хромотерапия благоприятным образом сказывается на самочувствии пациента.

У большинства людей цветовое зрение находится в нормальном состоянии, что существенно облегчает выполнять ту или иную работу. Однако следует регулярно появляться на консультацию к офтальмологу, чтобы исключить вероятность возникновения приобретенного расстройства цветоощущения. Эффективные методы помогут выявить имеющуюся аномалию.

Глаза помогают нам видеть окружающий мир, но как устроено зрение человека? Статья научит вас отличать центральное зрение от периферического, расскажет о строении слезных органов и . Вы узнаете много нового о цветовой передаче, поймете, что глаза дошкольников и стариков имеют ряд отличий. Что такое сетчатка, слепое пятно и ? Ответы находятся ниже.

Как устроен человеческий глаз

Чтобы воспринимать окружающее, глаз настраивается на солнечные лучи. Оптический диапазон зависит от падающих на роговицу лучей — они проходят сквозь переднюю камеру органа. Дальнейший путь свет проделывает через хрусталик, стекловидное тело и сетчатку — там обрабатываются поступающие образы. Внутриглазная жидкость питает хрусталик, циркулируя между двумя глазными камерами. Мозг воспринимает готовую информацию, поступающую по зрительному нерву. Ведущий глаз видит картинку наиболее четко — за это отвечает желтое пятно, расположенное в середине сетчатки.

Чтобы зрение человека не ослабевало, требуются постоянные «чистки». Роль чистильщиков, являющихся слезными фильтрами, выполняют ресницы. Веки защищают орган чувств от повреждений. Конъюнктива покрывает внутреннюю поверхность век и склеры. Научное определение гласит, что конъюнктива — это слизистая оболочка, препятствующая попаданию внутрь глаза инородных тел. Защитной реакцией служит выделение слезной жидкости.

Известный в психологии факт — человек рождается с недостаточно развитыми глазами. Этот орган чувств окончательно формируется у девятимесячных младенцев.

Особенности зрительного восприятия таковы, что мы наблюдаем не сам объект, а свет, отражающийся от его поверхности. Преломление света называется рефракцией . После того, как свет проецируется на сетчатку, происходит вот что:

  1. свет превращается в электроэнергию;
  2. формируется химический сигнал;
  3. этот сигнал попадает в зрительный нерв;
  4. мозг получает информацию.

Строение глазного яблока

Наш орган чувств крайне восприимчив к свету. Прочность и упругость — главные характеристики глаза. У младенцев, дошкольников и стариков цветовое зрение (и его острота) существенно различаются. Дело не только в строении, но и в этапах развития, которые мы преодолеваем за свою жизнь. Но об этом позже. Итак, глазное яблоко состоит из:

  • стекловидного тела;
  • конъюнктивы;
  • роговицы;
  • хрусталика;
  • зрачка;
  • внутренней камеры;
  • внутриглазного канала.

Само яблоко помещено в костную воронку, имеющую защитную функцию. Воронка называется глазницей. Орган чувств окутан жировым слоем, мышцами и волокнистой тканью. Яблоко окружено склерой, сетчаткой, сосудистой оболочкой, мышцами, связками и кровеносными сосудами. Особенности зрительного восприятия зависят от состояния всех перечисленных органов.

Центральное зрение

У дошкольников и взрослых центральное зрение играет ведущую роль. Центральная ямка отвечает за формы, поэтому мы различаем мелкие детали и очертания предметов. Цветовое зрение тут не играет роли, главная характеристика — острота.

Острота напрямую зависит от угла восприятия. Чем шире угол, тем острота ниже.

Пространственные точки в психологии имеют важное значение. Рассматривая особенности зрения с позиции углов и диапазонов, можно выявлять различные патологии. Ведущий глаз человека предоставляет хороший обзор, но идеальным считается бинокулярное восприятие действительности.

Периферическое зрение

Цветное зрение периферического плана связано с пространственной ориентацией человека. Определение своего местоположения возможно благодаря полю зрения. Вещи расположены в пределах координатной системы, которую наш мозг способен выстраивать.

Особенности зрительного восприятия не позволяют четко видеть все предметы, окружающие нас в пространстве, но при этом мы фиксируем их положение. Если периферическое восприятие пропадает, оптический диапазон резко сужается, и мы не можем свободно ориентироваться в окружающей среде. Такое бывает нечасто, но иногда случается. Поэтому медики разработали ряд тестов для проверки периферического мировосприятия и выявления патологий.

Восприятие цвета

Цветовое зрение человека настолько совершенно, что наши глаза способны воспринимать около 150 тысяч тонов и оттенков. Определение цвета происходит благодаря колбочкам — специальным светочувствительным клеткам, локализующимся в человеческом мозгу. Видеть ночью нам помогают палочки.

Каждый из трех типов колбочек «отвечает» за свой участок спектра, поэтому цветное зрение неоднородно. Первый тип колбочек более восприимчив к синим участкам спектра, второй — к зеленым, третий специализируется на красных оттенках. В психологии адекватное восприятие цветовой гаммы играет значимую роль. Особенно это касается дошкольников.

Мужское и женское зрение

У мужчин и женщин доминирующими являются разные виды зрения. Девушки различают больше оттенков и цветов, зато мужчины лучше концентрируются на отдельных предметах. У мужчин развитие зрительного восприятия тяготеет к центральному типу, у женщин — к периферическому.

Подобные различия обусловлены историческим развитием нашего общество. В древние времена мужчины были охотниками, а женщины заботились о домашнем очаге. Поэтому ведущий глаз мужчины должен выслеживать и поражать добычу на расстоянии. Историческая задача женщины — отслеживать изменения в среде обитания и быстро реагировать на них. К примеру, убить змею, проникшую в пещеру.

В темноте цветовое зрение женщин более эффективно. Ширина обзора помогает девушкам фиксировать большее количество мелких деталей. Зато мужчины хорошо отслеживают движущиеся объекты. На близких дистанциях дамы также чувствуют себя увереннее мужчин.

Как меняется зрение с годами

Острота колеблется в зависимости от возраста. Развитие зрительного восприятия может отнимать до 15 лет нашей жизни. У четырехмесячного младенца параметр остроты составляет 0,06, у годовалого — максимум 0,3 от нормы. Стопроцентное мировосприятие достигается нами в пятилетнем возрасте, иногда — в пятнадцатилетнем.

Приближение старости означает ухудшение зрительной остроты. Мышцы слабеют, размеры зрачков уменьшаются. Отсюда — плохое восприятие светового потока. Старики нуждаются в большем количестве света, чем молодые люди. Перепады яркости ощущаются болезненно, цвета распознаются хуже, снижается контрастность изображений.

В 65-летнем возрасте периферическое цветное зрение резко ухудшается. Поле восприятия образов сужено, боковой обзор размыт. Тут ничего не поделаешь — все человеческие органы подвержены механизмам старения.

Как определяются ведущие глаза

Функциональные особенности зрения человека позволяют утверждать, что наши глаза видят мир по-разному. Ведущий глаз воспринимает реальность лучше ведомого — это проявляется особенно сильно у тех, кто носит контактные линзы. В случае неподвижности зрительной оси ведущий глаз нацеливается на изображение лучше — это происходит благодаря явлению аккомодации. Когда объект надежно «зафиксирован», к процессу подключается ведомый глаз.

Чтобы выяснить, какое глазное яблоко является у вас ведущим, можно провести эксперимент с бумажным листом. Вам потребуются ножницы, лист и предмет для наблюдений. Порядок действий следующий:

  1. в бумаге прорезается небольшое отверстие;
  2. лист удерживается перед глазами на дистанции около 30 сантиметров;
  3. объект фиксируется глазами через вырезанное отверстие;
  4. глаза поочередно закрываются;
  5. если перед одним глазом (правым либо левым) после закрытия века объект продолжает наблюдаться, глазное яблоко считается ведущим.

Согласно данным психологов, у 30% земного населения ведущим является левый глаз.

Эта особенность свидетельствует о слабом психосоциальном здоровье. Такие люди излишне эмоциональны, они не выдерживают борьбу за важные административные должности. Как видите, на человеческое мировосприятие влияет множество факторов — возрастных, психосоциальных и даже гендерных. Тренировки и правильное питание помогут замедлить ослабление глаз, но в целом этот процесс неизбежен.

Загрузка...