docgid.ru

Конспект занятия по ознакомлению детей со здоровым образом жизни «Береги глаза. III. Физминутка для глаз по Базарному

V районная научно-практическая конференция
младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»

Секция «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ»

Береги глаза с детства

Докторов Илья Витальевич,

Котенко Елизавета Вячеславовна,

Буклов Иван Владимирович

ученики 4 класса

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 11»

Научный руководитель:

Воробьёва Светлана Александровна,

учитель начальных классов

2013-2014 уч.год

Оглавление

Введение 1

Основная часть: 2-6

Как видит глаз

Приложение№7

Гимнастика для глаз:

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 сек. (сидя). Затем открыть на такое же время

(6–8 р.).

2. (стоя) Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).

3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.

б) смотреть на конец пальца 3–5 с.

в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.

г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)

4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.

5. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

6. Делать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторить 10 раз.

7. Вытянуть вперёд руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинуть обратно. Повторить 5 раз.

8. Упражнение «Филин». Закрыть глаза на 3-4 сек. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 сек.

9. Упражнение «Весёлые рожицы». Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону)

Затем изобразить Кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

10. Рисование носом. Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

11. Далеко – близко . Учитель (родитель) называет вначале удалённый предмет, а через 2-3сек. – предмет, расположенный близко. Учащиеся должны быстро отыскать взглядом эти предметы.

12. «Взгляд влево-вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть её в сторону вверх под углом 45° так, чтобы, закрыв левый глаз, правым глазом нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого выполняется упражнение в течение 5-7 сек. Смотреть надо на карандаш в левой руке, затем взгляд переводится вперёд, «прямо перед собой» (5-7 сек.).

Упражнение выполнять 3 раза. Затем карандаш взять в правую руку и упражнение повторять .

13. «Горизонтальная восьмёрка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми.

Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмёрку, как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

14. «Глаз-путешественник». Развесить в разных углах и по стенам различные рисунки игрушек, животных и т.д. исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный взрослым.

Эти упражнения не обязательно проводить все в один раз. Можно выбрать несколько и составить из них специальный комплекс упражнений. Упражнения необходимо проводить регулярно. Только тогда можно будет добиться положительного результата.

Приложение№6

Питание.

Основные принципы питания, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить хорошее зрение, вполне просты:

Умеренность в еде

Выбор легкоусвояемых и сочетаемых между собой продуктов

Получение важных для глаз питательных веществ.

Наиболее важные для здоровья глаз витамины – это А, Е и С . Где же их найти? Витамин А содержится в моркови, салате, зеленом горошке, дыне, помидорах, луке, твороге, печени . Витамин Е – в овощах, бобовых, зелени. Витамин С – в шиповнике, смородине, квашеной капусте, цитрусовых. Еще одним важным элементом, необходимым для здоровья глаз, является лютеин. Он содержится в желто-красных овощах и фруктах, в темно-листовых овощах. Это оранжевый перец, морковь, сладкая кукуруза, черный виноград, хурма, брокколи, шпинат, авокадо. Таким образом, каждый ваш прием пищи в идеале должен включать фрукты, овощи, салаты, соки.

Помимо овощей и фруктов, очень полезными для зрения являются морепродукты, в которых содержатся жирные кислоты омега-3. Это тунец, лосось, устрицы, крабы и другие морепродукты. Также не забудьте об удивительном по своей силе препарате – рыбьем жире, который оказывает благотворное влияние на работу органов зрения.

На самом деле полезных продуктов – неимоверное количество и заниматься их перечислением можно очень долго. Важно понять другое: наш организм – единая система, и, если плохо работает один элемент, ухудшается работа всех прочих.

МЫ ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ГЛАЗАМ!

Общий комплекс упражнений

1. Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.

2. Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

3. Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

Упражнения для глаз, приведенные выше, просты и не отнимут у вас много времени. Вы можете выполнять их как дома, так и в школе, а главное – это поможет сохранить здоровье ваших глаз.

Позаботьтесь о своем зрении сегодня, если хотите сохранить его в будущем!

Работа за компьютером

Если вы много работаете за компьютером, обязательно делайте перерыв каждый 2 часа, чтобы ваши глаза могли отдохнуть

Кроме того , вам могут помочь следующие упражнения:

1. Сильно зажмурьтесь, затем широко откройте глаза.

2. Помассируйте закрытые веки круговыми движениями пальцев. Упражнение занимает около минуты.

3. Держите голову прямо. Глазами совершайте круговые движения по часовой стрелке, затем повторите движения в обратную сторону.

4. Для того чтобы снизить негативное воздействие на зрение, не работайте за компьютером напротив не закрытого занавесками или шторами окна – разница в яркости экрана и области за ним может вызвать перенапряжение глаз и чувство дискомфорта.

5. Каждые 20 минут устраивайте 20-секундный перерыв. Сфокусируйте глаза на предмете, который находится на расстоянии как минимум 6-ти метров от вашего монитора. Затем перемещайте взгляд, рассматривая объекты на разных расстояниях.

Приложение №8

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Приложение № 9

Карта ЗИУ

Я знаю

Интересуюсь

Узнал

1. Глаза один из органов чувств. С помощью глаз человек узнаёт окружающий мир.

Почему портится зрение?

Причины ухудшения зрения

(плохое освещение, телевидение, компьютер и т.д.)

2. Глаза воспринимают цвет и свет от окружающих предметов и посылают сигнал в головной мозг. Благодаря этому человек видит.

Как устроен глаз?

Как глаз может различать цвет и форму предметов?

Как устроен глаз. Как работают органы зрения.

3. Глаз имеет форму пули и поэтому называется глазным яблоком.

Почему у людей разный цвет глаз?

Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».

Эта статья про то, насколько безопасно сидеть за компьютером часами, чем это чревато и как этого избежать, но обо всём по порядку.

Наше зрение - совершенный и удивительный механизм. Глаз имеет сложную систему подстройки-аккомодации, которая позволяет быстро и незаметно переходить от дальнего зрения к рассматриванию самых мелких предметов вблизи.

Вступление

Первой угрозой зрению стала поголовная грамотность. Человечество уткнулось в книги, газеты, счета и ведомости. Дальнее зрение все чаще оказывалось ненужным, механизм аккомодации ослабевал, появились первые молодые очкарики. Второй катастрофической войной с глазами стала почти поголовная компьютеризация.

Проблема заключается в следующем: многие из нас проводят до 8 часов в сутки перед компьютером, на работе, дома или в игровом клубе. Даже этот материал Вы сейчас читаете, глядя на монитор. А начинается всё крайне безобидно – с обычной усталости глаз…

Для восприятия плоского изображения бинокулярное зрение не нужно. ЦНС мгновенно адаптируется к ситуации, когда работать двумя глазами нерационально. Подтвердить этот феномен удалось с помощью фотографирования глаз операторов РС. Оказалось, что к концу смены у одного глаза хрусталик становится более выпуклым, зрачок - суженным, а ось глазного яблока повернута несколько внутрь - то есть один глаз трудится изо всех сил. А другой в работе вообще не участвует.

Всё это говорит нам о том, друзья мои, что они глаз просто «выключается».

Симптомы

Как определить что наши глаза перетрудились? Как предупредить самое ужасное?

Есть несколько способов:

Покраснение слизистой
Болевые ощущения в области глаз
Зрительные нарушения (пелена, двоение)
Слезоточивость или сухость глаз
Синдром псевдо присутствия в глазу постороннего предмета

Моргать или нет?
Я более чем уверен что около 55% пользователей если не больше, когда сосредоточены над выполнением какой-то задачи на компьютере забывают моргать. Думаете это не так? Когда я стал специально следить за собой, то приходилось в буквальном смысле заставлять себя моргать, ведь когда вы моргаете, глаза увлажняются и очищаются, что способствует ясному зрению. Также расслабляются мышцы лица и лба, вы не морщите лоб и не ощущаете напряжения.

Если вы моргаете редко, это способствует покраснению глаз, возникновению жжения, зуда и эффекта «песка в глазах», особенно у тех, кто носит контактные линзы. Всё это из-за того, что слизистая глаза, которая действует как смазка довольно быстро высыхает.

Научитесь правильно моргать. Убедитесь, что лоб расслаблен. Моргайте регулярно, каждые 3-5 секунд.

Корректная установка и настройка монитора

Здесь всё банально, тысячу раз сказано и известно каждому. Но поскольку пользователи не очень-то соблюдают всем известные требования, я полагаю, не лишним будет вспомнить о них:

1. Рекомендуемый минимум расстояния до глаз 1-1,5 диагонали дисплея.
2. Центр монитора должен быть на (10-15 см) ниже уровня глаз.
3. Яркость монитора должна быть приглушена, т.е. чуть темнее, чем вам кажется нормой.
4. Свет от настольной лампы не должен падать между вами и монитором - это отвлекает периферическое зрение, в идеале монитор должен стоять рядом со стеной, которая будет подсвечиваться лампой желательно голубоватого цвета с яркостью, примерно равной яркости свечения экрана. Убедитесь, что свет не падает на экран.

Следует также избегать большой контрастности между яркостью экрана и окружающего пространства. Ни в коем случае не следует работать с компьютером в темном или полутемном помещении.

Ваше зрение должно быть «открытым». Это означает, что, глядя на экран, вы должны видеть и окружающие вас объекты - стол, стены, сидящих рядом людей и т. д. Больше внимания уделяйте тому, что видите периферическим зрением, - это значительно снизит зрительное напряжение, физическую и психическую усталость. Когда вы смотрите на объект, не забывая при этом видеть то, что расположено слева и справа от него, поле периферического зрения постепенно расширяется.

Профилактика

Существует множество советов, но самые оптимальные из них следующие четыре правила:

1) Не дожидайтесь боли в глазах - лучше регулярно делайте короткие перерывы .

Распространено мнение, что 5-минутный перерыв в работе каждый час дает глазам достаточно отдыха - это не так ! Короткие зрительные перерывы через каждые 2-3 минуты эффективнее и полезнее, да и времени в сумме они займут меньше. Рекомендуется делать 3 переключения фокуса с ближнего на дальний объект, оно помогает расслабить мышцы глаза.

2) Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд , а затем широко их откройте на 3-5 секунд. Повторите 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение.

3) Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотрите двумя глазами на конец пальца в течение 3-5 секунд , закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, после этого закройте другой глаз. Повторите несколько раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз.

4) Вращения . Причем, все возможные: круговые, в стороны, вверх-вниз.

5) Существует огромное множество программ, которые через определённый промежуток времени (обычно 30-45 мин) предлагают провести гимнастику для глаз. Такие программы, на любителя, мне не хватило терпения - удалил.

Вывод

Глаза - это один из самых важных органов у человека, от него очень многое зависит, в частности полноценность нашей жизни. Зрение можно легко потерять, а вот восстановить вряд ли удастся.

Следите за своим зрением!

Наш эксперт — доцент кафедры офтальмологии ФДПО Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Минздрава России Нина Максимова .

1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже есть небольшая близорукость — через каждые 30. Чем выше близорукость, тем чаще надо делать перерывы. 10-15 минут отдыха — это не сидение с планшетом или телефоном, это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь в окно, делаешь гимнастику для глаз.

2. Книжку или тетрадку надо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Так меньше напрягается глазная мышца, меньше устают глаза.

3. Закаляйте ребёнка, чтобы он как можно меньше болел. Чем чаще ребёнок болеет, тем больше у него шансов получить близорукость. Так что гулять надо не меньше двух часов в день.

За компьютером младший школьник может проводить не больше 15–20 минут в день, старший – не больше часа. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части, и через каждые 15 минут делать для глаз перерыв.

Внимание!

В выходные младшие школьники могут смотреть телевизор не больше 30 минут непрерывно, старшие – не больше часа с расстояния не ближе 2,5 метра.

4. Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву, смородину, больше моркови с капустой и зелени — петрушки, укропа... Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция с витамином D, с фосфором.

5. Если у ребёнка близорукость и врач прописал ему очки, носить их надо обязательно. Надевать — и когда смотришь на школьную доску, и когда идёшь в театр, и когда сидишь у телевизора. Если ребёнок всё время щурится, напрягает глаза от того, что видит плохо, близорукость у него будет прогрессировать быстрее, разовьётся расходящее косоглазие.

6. Не сберегли глаза старшего — подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 4 лет, не отдавайте в 6 лет в школу, особенно если в роду у вас есть близорукие. Цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7-8 годам (среди тех, кто пошёл в первый класс в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в первый класс в 7 лет), не сажайте малышей перед телевизором раньше 2 лет и не больше, чем на 10 минут, не давайте дошкольникам планшеты и смартфоны.

Смотреть телевизор в будние дни школьник может ограниченное время. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз. А близорукость особенно быстро развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет.

Берегите глаза

Вашим глазам будет полезно такое промывание: вскипятите одну ложку семян укропа в двух стаканах воды в течение 10 минут. Взболтайте и остудите. Применяйте (используя обычную ванночку для глаз), когда потребуется, но каждый раз перед употреблением готовьте отвар заново. Это дезинфицирующее средство поможет заодно снять усталость с глаз.

Компресс для глаз: погрузите чистую фланель, кусочек мягкой хлопчатобумажной ткани или кусок марли в отвар для промывания глаз. Смоченную фланель положите на глаза. Сверху накройте компресс полотенцем и подержите до тех пор, пока (минут через 20) не почувствуете облегчение. Такой способ поможет снять напряжение глаз и убирает отечность век.

Из книги Канон врачебной науки автора Абу Али ибн Сина

Общее рассуждение об основных состояниях глаза и его воспалении Анатомия глаза Мы говорим: зрительная сила и материя зрительной пневмы проникает в глаз по пути обоих полых нервов, с которыми ты уже ознакомился в анатомии. По мере того как нервы и оболочки, которые с ними

Из книги Внимание глубина автора В. И. Тюрин

Глава 6. БЕРЕГИТЕ УШИ! Для многих нетерпеливых новичков знакомство с подводным миром начиналось с хорошей “оплеухи”. Она была расплатой за незнание того, что при плохой проходимости евстахиевых труб, а также во время простуды и насморка от ныряния необходимо

Из книги Золотые правила естественной медицины автора Марва Оганян

Из книги Золотые рецепты натуропатии автора Марва Оганян

Из книги Советы потомственной целительницы автора

Берегите почки смолоду! Какую роль играют почки в организме, насколько они жизненно важны для нас, как поступать, если они вдруг заболели? Эти вопросы должен задавать себе каждый человек, и, прежде всего каждый родитель, имеющий маленького ребенка, и ответы на них должны

Из книги Чтобы жизнь была в радость. Оздоровительные советы для тех, кому за 50 автора Лариса Владимировна Алексеева

Берегите глаза (глаукома) Мы начинаем ценить свое здоровье, когда его теряем. А уходит оно от нас потому, что не только в детском возрасте, но и будучи взрослыми, относимся к нему беззаботно, даже пренебрежительно. Поэтому в течение всей жизни обрастаем целым «букетом»

Из книги Путь к здоровью ребенка автора Марва Оганян

Берегите сердце с утра Не торопитесь вскочить с постели. Доказано, что в утренние часы частота развития инфаркта миокарда, инсульта или внезапной смерти выше, чем в другое время суток. Это связано с двумя факторами: резкий утренний подъем артериального давления у

Из книги Золотой ус и другие природные целители автора Алексей Владимирович Иванов

Берегите нервы Зависимость человека от погоды определяется, кроме метеозависимости, еще и таким понятием, как метеоневроз. «Как только увижу, что за окном дождь, так сразу настроение портится, все валится из рук», – вот самое распространенное в этом случае высказывание.

Из книги Радуга прозрения автора Олег Панков

Глава 8 Берегите почки смолоду!

Из книги Дыши по Стрельниковой и молодей. Уникальная методика для здоровья и долголетия автора Михаил Николаевич Щетинин

Берегите ноги!

Из книги 5 наших чувств для здоровой и долгой жизни. Практическое руководство автора Геннадий Михайлович Кибардин

Берегите глаза в год активного солнца! Каждые одиннадцать лет сопровождаются активными всплесками солнечной активности, во время которых происходит рост инфекционных, онкологических и глазных заболеваний. Последние периоды активного Солнца – это 2001 и 2012 гг. В такие

Из книги Дыхание по Стрельниковой для тех, кому за… автора Михаил Николаевич Щетинин

Берегите мышцы от перенапряжения

Из книги Как вылечить себя и близких без лекарств и врачей. Биоэнио для чайников автора Николай Иванович Норд

Берегите свои возможности осязания Рассмотрим общие рекомендации по сохранению своих возможностей осязать окружающий мир. Поскольку тактильная чувствительность человека в первую очередь зависит от состояния кожных покровов, не забывайте о тщательном уходе за кожей,

Из книги Мир современной женщины автора Ирина Николаевна Красоткина

Берегите мышцы от перенапряжения «Движение – основа жизни».Это известно практически всем. И мы везде слышим, что надо двигаться, двигаться и еще раз двигаться! Преждевременное старение – это прежде всего одряхление мышц. Поэтому мышцы нужно правильно использовать, их

Из книги автора

Упражнение 2. Отработка взгляда «глаза в глаза» Желательно это упражнение делать утром, когда мозг еще ничем не загружен. Сядьте в кресло в полуметре от зеркала. Нарисуйте на своей переносице пятно размером с копейку или какой-нибудь другой знак краской либо губной

Из книги автора

Глава 1. Берегите нервы В век больших скоростей увеличивается и темп самой жизни. Большой проблемой для современного человека становится стремление не отстать от жизни, приспособиться к быстро меняющимся событиям и условиям. На женщину идет двойная нагрузка – и

Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему спросу на очки и контактные линзы, вряд ли. Нагрузка же на глаза в наше книжно– компьютерное время всё увеличивается. Это касается не только взрослых, но и детей. Данный урок- это урок валеологии в 4 классе. Материал этого урока может быть использован в разделе “Мы и наше здоровье”. (3 класс, тема: “Органы чувств”, автор А. А. Плешаков).

Цели:

  • дать понятие о глазах – органе зрения, о роли глаз в функционировании организма;
  • познакомить со строением глаза – органа зрения;
  • формировать представления о правилах ухода за глазами;
  • учить детей беречь глаза;
  • разучить комплекс упражнений для глаз (гимнастика для глаз) ;
  • объяснить назначение очков, помочь детям, которые носят очки, избавиться от комплекса неполноценности;
  • активизировать словарь детей;
  • воспитывать бережное и внимательное отношение к своему здоровью, желание заботиться о нём.

Оборудование: плакат строения глаза, правила гигиены органов зрения, зеркала, стихотворение “Как устроен глаз”, памятка с упражнениями для снятия усталости глаз, рекомендации “Береги глаза”, валеологический самоанализ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем с вами в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога.

Кто такой офтальмолог?

Дети. Врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

У. Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). Приглашаю вас всех на медицинский консилиум. Его тема: Береги глаза как зеницу ока.

Почему мы так говорим?

Д. В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.
У. Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить?
Д. Как устроен глаз – орган зрения. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо. Будем учиться беречь глаза. Разучим комплекс упражнений для глаз.
У. Сегодня мы с вами будем говорить о строении глаза и о том, как беречь зрение.

III. Знакомство с новым материалом.

У. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза. Какие части глазного яблока вы видите?
Д. Белок, зрачок.
У. В теме медицинского консилиума прозвучала одна из составляющих частей глаза – зрачок. Из каких ещё частей состоит глаз, вы узнаете из стихотворения “Как устроен глаз”.

На парте у каждого ученика стихотворение.

IV. Совместный поиск решения в диалоге.

У. Назовите части, из которых состоит глаз. А я эти части покажу.

Учитель сопровождает рассказ показом объектов на плакате.

У. Основная часть – глазное яблоко. Это шарик диаметром 2,5 см. Сверху он покрыт оболочкой, которая придаёт ему форму и защищает её прозрачный передний участок. Это?
Д. Роговица, а остальная её часть склера.
У. Под наружной оболочкой находится другая оболочка – сосудистая. Её передний край называется радужкой. Посмотрите на глаза своего соседа. Какого цвета бывают глаза?
Д. Голубые, серые, карие, зелёные.
У. У тебя карие глаза? Это значит, что в твоей радужке много пигмента. Если глаза голубые, серые или зелёные, то пигмента в ней мало.

Почти в самом центре радужной оболочки находится отверстие.

Д. Зрачок.
У. Предложите товарищу закрыть на одну минуту глаза ладонью. Затем уберите его руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?
Д. В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.

У. Сетчатка – место скопления специальных зрительных клеток. Большая часть внутреннего ядра - стекловидное тело. Оно прозрачное и напоминает желе. Между радужкой и стекловидным телом - хрусталик. Он похож на выпуклое с обеих сторон стёклышко.

Глаз окружён шестью мышцами. Благодаря им человек может смотреть в разные стороны, вращать глазами. Вы замечали, что оба глаза двигаются вместе? Попробуйте посмотреть одним глазом вправо, а другим – влево. Не получается. Ещё мышцы помогают получить одно изображение, хотя смотрит человек двумя глазами.

Класс разбивается на группы. У каждой группы рисунок строения глаза.

Д. 1 - склера; 2- роговица; 3 - радужка; 4 - зрачок; 5 - хрусталик; 6 - сетчатка.
У.
Укажите на рисунке глаза все его части. Отметьте их цифрами и подпишите на полях.

Дети выполняют задание.

V. Физкультминутка.

У. Во время чтения глаз напрягается. Чтобы снять напряжение можно выполнить упражнения, которые расслабляют мышцы глаза, улучшают кровообращение, укрепляют мышцы век. Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз – они указаны в памятках, разложенных на ваших партах. У вас на парте памятка для выполнения упражнений для глаз.

VI. Активизация собственного социального опыта.

У. Работа всех частей глаза осуществляется слаженно.

Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нем.
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Помутнеет чудный шарик,
Станет темным дом навек,
И ослепнет человек.

Если цепочку разорвать, то можно потерять или ослабить зрение. Поэтому очень важно уметь защищать глаза.
- Посмотрите друг на друга и скажите, как природа позаботилась о защите наших глаз.

Д. Глаза хорошо защищены. Они спрятаны в глазницах, глубоких ямках в черепе.
У. Какие органы окружают глазное яблоко?
Д. Веки, ресницы.
У. Для чего нужны ресницы ?
Д. Ресницы задерживают пыль и соринки.
У. Зачем нужны веки ?
Д. Веки прикрывают глаза от света во время отдыха.

Они защищают глаза от неблагоприятных воздействий.

У. На границе верхнего века находятся брови .

Брови – это кожные валики, густо покрытые волосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу, и отводят его на другие участки лица – например, на виски, на щеки.

У. В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

VII. Выведение правил охраны зрения.

1. Как беречь глаза.

У. Очень часто ко мне на приём приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

Могли ли они этого избежать?

Есть у Васи старый дед,
Деду 80 лет,
У него глаза болят,
Много – много лет подряд.
Вася к деду приезжал –
С ним в одной кровати спал,
Вместе с дедом умывался –
Полотенцем вытирался,
Полотенцем общим сразу
Вася внёс себе заразу.

Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!

Могли ли они этого избежать? Что бы вы посоветовали этим ребятам?

Д. Осторожным надо быть, чтоб глаза не засорить.

В глаз легко внести заразу. Глаз не трогай рукавом, только чистеньким платком.
- Чтоб не заболеть потом, личным пользуйтесь бельём.

У. В одном из стихотворений прозвучало название заболеваний глаз.
Д. Конъюнктивит.

У. Это воспаление слизистой оболочки глаза. Микробы в глаза заносятся обычно грязными руками или общим полотенцем. Бывают даже случаи, когда конъюнктивитом заражаются сразу несколько детей. У них краснеет слизистая оболочка глаза – роговица. Глаза наполняются слезами, в уголках глаз скапливаются гнойные выделения.

2. Дефекты зрения.

Вы должны знать, что существуют дефекты зрения. Это дальнозоркость и близорукость. Уважаемые участники медицинского консилиума, что вы об этом знаете?

Д. При дальнозоркости люди видят хорошо вдаль, а вблизи плохо.

При близорукости, наоборот, вблизи предметы хорошо видны, а вдаль плохо.

У. Каждый четвёртый школьник имеет нарушения зрения. Офтальмолог проверит, оценит, насколько неправильно работает глаз.

3. Очки в жизни человека.

У. Если глаз работает неправильно, то специалист пропишет нужные очки.

С плохим, ребята, зреньем
Жить без очков – мученье.
Ты по улице прямой
Ходишь робко, как чужой.
На глазах – как пелена,
Как в тумане все дома.
Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет – Наташа? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Трудно даже в мяч играть.

Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательным. У нас в классе есть такие дети, которые носят очки, и они расскажут об уходе за очками.

Д. Регулярно мойте очки тёплой водой с мылом, используйте специальные салфетки для протирания стёкол, используйте специальное место для хранения очков – футляр.

В очках ходит не стыдно,
И вовсе не обидно.
Хоть мы не старички,
Но коль плохое зрение,
Носите без сомнения
Хорошие очки!

У. Если выполнять все предписания врача, то зрение можно улучшить. В таких случаях помогают тренировочные упражнения

VIII. Упражнения для глаз (Метод Бейтса).

  1. Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо непрерывно следить за ним глазами (3 – 5 с).
  2. Встать у стены комнаты и поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комната в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний.
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения.
  4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых.
  5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза.
  6. Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу.
  7. Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на стену, наручные часы.
  8. Вращать глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем – влево.

IX. Предупреждение заболевания глаз. Сотрудничество учителя и учащихся при решении жизненных проблем.

У. Причина снижения остроты зрения от начальных классов к старшим – нарушение гигиенических условий.

Посмотрите на эти рисунки и скажите, о каких гигиенических условиях идёт речь?

Следим за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см.

При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

Не читай лёжа, не читай в движущемся транспорте.

Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль.

Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, работать за монитором компьютера. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов. Сидеть от экрана телевизора надо не ближе, чем на расстоянии 2 – 3 метров.

Детям можно смотреть детские передачи 2–3 раза в неделю.

Смотреть телевизор, нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз.

Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить

Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Никогда не три глаза руками. Так можно занести в них соринку и опасных микробов. Пользуйся чистым носовым платком.

Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

Если заметишь, что у тебя ухудшилось зрение, скажи об этом родителям. Не стесняйся носить очки.

VI. Итог урока.

У. Подводя итог медицинскому консилиуму, мы проведём валеологический самоанализ и выясним, как вы заботитесь о своих глазах. На первый вопрос самоанализа вы ответите дома, расспросив родителей.

Валеологический самоанализ

У. Какие вы пункты отметили для себя? Все органы чувств бесценны для нас.

Кроме знанья и уменья
Всем необходимо зрение
Чтоб верна была рука
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У охотника – стрелка.
Чтоб отправился в полет
Реактивный самолет.
Чтобы смело корабли
По морям студеным шли –
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас.
И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если ходишь ты в кино –
Тоже зрение нужно.
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужно пару зорких глаз.
Прислушайся, когда хотят
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока!”

Подведение итогов урока, благодарность за работу.

Загрузка...