Диспансеризация детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями. Карагандинский государственный медицинский университет Кафедра стоматологии детского возраста и хирургической стоматологии Обследование в профилактическом
Диспансеризация детей у стоматолога — метод стоматологического обслуживания детского населения, направленный на повышение уровня здоровья ребенка. Основные задачи диспансеризации:
—контроль развития челюстно-лицевой области ребенка;
—первичная профилактика стоматологических заболеваний;
—выявление и лечение ранних стадий заболеваний органов и тканей полости рта (вторичная профилактика, санация);
—реабилитация детей с врожденной и приобретенной патологией челюстно-лицевой области.
По сравнению с другими методами организации стоматологической помощи детям (плановой санацией полости рта, санацией по обращаемости) система диспансеризации детей имеет существенные преимущества:
—улучшение стоматологического здоровья населения;
—удешевление стоматологического обслуживания с помощью расширения фрагмента профилактики и увеличения количества здоровых детей;
—уменьшение психологического напряжения врача при работе с детьми и облегчение работы путем уменьшения трудоемких манипуляций;
—изменение содержания работы с детьми в сторону легкопереносимых и безболезненных манипуляций, что улучшает эмоциональное состояние пациентов и их родителей, препятствует появлению детей с паническим страхом перед стоматологом, формирует адекватное отношение населения к стоматологической помощи, снижает общий уровень стоматофобии в обществе.
Сдерживающие факторы внедрения диспансеризации детского населения — кадровая необеспеченность (недостаточное количество детских стоматологов и гигиенистов стоматологических), недостаточность материально-технического обеспечения и финансирования службы детской стоматологии фондами ОМС и местными бюджетами.
Диспансеризация предусматривает динамическое наблюдение за ребенком с индивидуальной частотой посещений врача, индивидуальными профилактическими и лечебными мероприятиями, обусловленными состоянием здоровья пациента. Организация диспансеризации детского населения включает несколько этапов:
—подготовительный — обучение персонала, подготовка документации, изучение эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и ухода за полостью рта детей и др.) и другие организационные мероприятия;
—начальный — первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка;
—основной — диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;
—этап оценки эффективности диспансеризации — ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.
При составлении индивидуальных планов (программ) диспансеризации детей используют три основных блока.
.Информационно-обучающий блок.
—Беседа с родителями и детьми: санитарное просвещение по вопросам профилактики и лечения стоматологических заболеваний, рекомендации по устранению выявленных факторов риска развития стоматологических заболеваний, мотивация к выполнению назначений стоматолога и др.
—Обучение детей и родителей методике чистки зубов, флоссинга и др.
—Обучение методике контроля гигиены полости рта.
—Обеспечение родителей и детей памятками, буклетами, книгами и другими индивидуально ориентированными информационно-наглядными материалами.
.Медико-профилактический блок — медицинские методы индивидуальной профилактики, выполняемые детским стоматологом, гигиенистом стоматологическим или родителями (по назначению стоматолога).
—Назначение средств эндогенной профилактики кариеса (системных фторидов, препаратов кальция и др.).
—Проведение экзогенной профилактики кариеса (локальные фториды, кальций-фосфатные препараты, герметизация фиссур и др.).
—Профессиональная чистка зубов.
—Сошлифовывание нестершихся бугров временных моляров, миогимнастика и другие меры профилактики зубочелюстных аномалий (ЗЧА).
.Лечебный блок — использование современных технологий лечения стоматологических заболеваний (терапевтическое, пародонтологическое, хирургическое, ортодонтическое, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение).
Удельный вес использования каждого блока в индивидуальных программах диспансеризации детей различен и зависит от многих факторов: возраста и стоматологического статуса ребенка, диспансерной группы, материально-технической оснащенности учреждения, уровня подготовленности врача или гигиениста стоматологического и др.
ПЕРСОНАЛ И ДОКУМЕНТАЦИЯ
Диспансеризацию детей осуществляет детский стоматолог совместно со стоматологическим гигиенистом. Детский стоматолог проводит обследование детей, лечит выявленную патологию, составляет индивидуальные программы лечебно-профилактических мероприятий, направляет детей к другим специалистам, оценивает эффективность диспансеризации детей, руководит работой гигиениста. Гигиенист проводит гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей, выполняет профилактические процедуры, ведет документацию. В контрольной карте диспансерного наблюдения (форма № 30) записывают группу диспансеризации ребенка, дату повторного приема. Все сведения о состоянии ребенка, запланированных и выполненных лечебно-профилактических мероприятиях вносят в амбулаторную карту (форма № 43) или в санационную карту (форма № 267). Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать планирование, организацию, мониторинг и оценку эффективности диспансеризации детей у стоматолога.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ДО 3 ЛЕТ)
Диспансеризацию детей раннего возраста целесообразно проводить в стоматологическом кабинете детской соматической поликлиники. Возможно сочетание осмотров и профилактических мероприятий в комнате здорового ребенка соматической поликлиники с направлением детей (по показаниям) на лечение в стоматологическую поликлинику. Негосударственные стоматологические учреждения также могут проводить диспансеризацию обратившихся к ним пациентов раннего возраста. Результаты диспансеризации детей раннего возраста зависят от комплаентности родителей — способности к выполнению рекомендаций и назначений врача. Повышение мотивации родителей к профилактике и лечению заболеваний органов и тканей полости рта ребенка — важное направление работы детского стоматолога и гигиениста стоматологического при проведении диспансеризации детей раннего возраста.
Желательно, чтобы первый стоматологический осмотр ребенок прошел в возрасте до 6 мес. При первом осмотре проводят обследование ребенка, оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска развития основных стоматологических заболеваний (табл. 2-1). Ориентируются преимущественно на данные опроса родителей и стоматологического осмотра ребенка, так как проводить специальные прогностические тесты у детей раннего возраста трудно. Дают родителям рекомендации по устранению и снижению патогенности выявленных у ребенка факторов риска, общие рекомендации по питанию, уходу за зубами ребенка, применению фторидов.
ДИСПАНСЕРНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Родителям детей I группы дают общие рекомендации по профилактике кариеса зубов, ЗЧА, травматических повреждений челюстно-лицевой области (целесообразно использовать памятки для родителей). Ограничение сладкого, достаточное количество твердой пищи, тщательная гигиена полости рта — основные рекомендации для этой группы. Не менее важна мотивация родителей к выполнению рекомендаций стоматолога. Повторно осматривают детей в возрасте 12 мес, затем — после прорезывания первых моляров (в возрасте 14-18 мес) и вторых моляров (в возрасте 20-30 мес), в дальнейшем — через 6 мес. При каждом повторном осмотре ребенка вновь оценивают риск развития кариеса зубов и ЗЧА (см. табл. 2-1). Выявление факторов риска или начальных стадий стоматологических заболеваний обосновывает перевод ребенка во II или в III диспансерную группу соответственно.
Детей II группы осматривают каждые 6 мес. Всем детям независимо от вида и количества факторов риска проводят местное фторирование зубов, герметизацию фиссур временных моляров, профессиональную гигиену полости рта, рекомендуют применять детские фторидные зубные пасты (содержание фторида — 500 ppm). Детям с риском развития кариеса дополнительно назначают системные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Помимо общих рекомендаций, родителям дают конкретные советы по устранению выявленных именно у их ребенка факторов риска развития кариеса зубов и ЗЧА (оптимизация питания и гигиены полости рта ребенка, назначение фторидных зубных паст, устранение вредных привычек, массаж и миогимнастика, по показаниям — консультация педиатра, ортодонта и т.д.). Родителей учат проводить осмотр зубов ребенка, оценивать их состояние и обращаться к врачу сразу после выявления на зубах белых пятен и других изменений. Заранее подготовленные памятки, буклеты и другие раздаточные материалы позволяют упростить и повысить эффективность просвещения и обучения родителей. Во время повторных обследований определяют комплаентность родителей, степень выполнения рекомендаций стоматолога. Если необходимо, повторяют обучение, направленное на повышение мотивации родителей к профилактике основных заболеваний полости рта у ребенка, увеличивают частоту профилактических мероприятий. Например, если не удается обеспечить полноценный гигиенический уход за зубами ребенка, то можно каждый месяц проводить профессиональную гигиену полости рта и фторирование зубов. При выявлении начальных признаков стоматологических заболеваний ребенка переводят в III группу.
Для детей III группы требуется комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Дети этой группы имеют не только определенную стоматологическую патологию, но и различные факторы риска и действующие причины развития заболеваний органов и тканей полости рта, поэтому для них одинаково важны лечебно-реабилитационные и профилактические мероприятия. В этой группе проводят санитарно-гигиеническое просвещение родителей по вопросам питания и ухода за полостью рта детей, устранения выявленных факторов риска, мотивируют родителей к выполнению рекомендаций врача. В связи с повышенной восприимчивостью к кариесу всем детям (независимо от основного заболевания) назначают детские фторидные зубные пасты, профессиональную гигиену полости рта, локальное фторирование зубов, запечатывание фиссур временных моляров, эндогенные фториды, по показаниям — препараты кальция и фосфатов, витамины группы B, D, A, C. Повторные осмотры детей и профилактические мероприятия проводят каждые 3 мес, детям с кариесом зубов и тяжелыми пороками развития твердых тканей зубов — каждые 1-2 мес. При каждом посещении стоматолог осуществляет детям необходимое лечение заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта, корректирует план профилактической помощи. Детей с врожденной патологией (расщелиной губы, неба) направляют на лечение в специализированные центры, детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями, нуждающихся в профилактическом протезировании, направляют на лечение к врачу-ортодонту.
Эффективность диспансеризации детей раннего возраста оценивают по результатам обследования детей в возрасте 36 мес (3 лет). Главный критерий эффективности — количество детей со здоровой полостью рта. Признак хорошо организованной диспансеризации — ежегодное снижение распространенности и интенсивности кариеса временных зубов, распространенности ЗЧА, потребности в санации полости рта, увеличение количества детей в I и II группе, уменьшение количества детей в III группе.
; мануальным навыкам обуча-
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ У СТОМАТОЛОГА помощи. Образовательная программа для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навыкам.
Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межличностного восприятия окружающих людей становятся более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общепринятыми нормами.
Целью занятий со старшеклассниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-популярной литературы по этому вопросу. В образовательной программе для старшеклассников стоматологическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практическим навыкам чистки зубов среди
юношей и девушек осуществляют раздельно.
Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах , где программа профилактики начиналась в дошкольном возрасте и продолжалась в школе.
Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стоматологическим просвещением и гигиеническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фто-ридсодержащими пастами и покрытие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, профессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта.
Важна разработка образовательных программ с учетом типов психологического восприятия информации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формированию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы добиться хороших результатов при обучении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим индивидуальный подход, учитывающий
Раздел 3
3.1. Цели, задачи, принципы и критерии диспансеризации
Диспансеризация населения предусматривает систему охраны здоровья населения, заключающуюся в активном наблюдении за здоровьем разных его контингентов с учетом условий их труда и быта, обеспечении их правильного физического развития, предупреждении заболеваний путем проведения соответствующих социальных , санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий.
Поскольку диспансеризация вносит изменения в характер и организационные формы здравоохранения, сформулированы основные понятия диспансерной системы здравоохранения. Основу диспансерной системы здравоохранения составляют постоянное динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, активное выявление заболеваний на ранней стадии и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий во всех типах лечебных учреждений, а также реализация комп-
тип познавательной деятельности каждого ребенка (см. табл. 2.8).
Применение психолого-педагогических принципов в работе с детьми и подростками способствует проведению стоматологического просвещения в условиях психологического комфорта, делает процесс обучения гигиеническим навыкам интересным и эффективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.
лекса социально-экономических, медицинских и технических мер, направленных на улучшение состояния окружающей среды, условий труда и быта.
Ежегодные диспансерные осмотры населения - активное медицинское обследование разных групп населения врачами одной или нескольких специальностей.
Цель диспансеризации - сохра нение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни людей.
Методы диспансеризации здоровых лиц и больных едины. Диспансеризация здоровых лиц должна обеспечить правильное физическое развитие, укрепление здоровья, выявление и устранение факторов риска возникновения различных заболеваний, предупреждать обострение процесса и его прогрессирование на основе динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Задачи диспансеризации:
Оценка состояния здоровья человека при ежегодных осмотрах;
95
дифференцированное наблюдение за здоровыми лицами, имеющими факторы риска, и больными;
выявление и устранение причин, вызывающих заболевание зубов, борьба с вредными привычками;
своевременное и активное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий;
повышение качества и эффективности медицинской помощи населению путем взаимосвязи и преемственности в работе всех типов учреждений, широкое участие врачей различных специальностей, внедрение новых организационных форм, технического обеспечения, создание автоматизированных систем для осмотров населения с разработкой специальных программ.
В комплексе мероприятий по охране здоровья детей большое значение имеет антенатальная профилактика.
Диспансеризацию детей первых 3 лет жизни проводят врачи-педиатры в дошкольных учреждениях или в поликлиниках по месту жительства. Частота осмотров определяется возрастом детей.
Основными принципами системы диспансеризации является плановость, комплексность, выбор ведущего звена из общего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, которые при том или ином виде патологии являются решающими, и дифференцированный
подход к проведению оздоровительных мероприятий с учетом ситуации.
Для эффективной и качественной диспансеризации необходимы активное выявление больных на начальных стадиях заболевания, раннее и своевременное проведение лечебных и профилактических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности, систематическое наблюдение за состоянием здоровья человека.
3.2. Организация диспансеризации
Система стоматологической диспансеризации базируется на следующих положениях:
диспансеризация является основой стоматологической помощи населению ;
цель диспансеризации - ликвидация некоторых заболеваний зубов и органов полости рта;
диспансеризация должна строиться на принципах охвата организованного населения, в первую очередь детей раннего возраста, и начинаться с лечения болезней, которые могут быть причинами кариеса зубов, заболеваний паро-донта и слизистой оболочки полости рта;
необходимо устранять местные неблагоприятные факторы в полости рта, проводить общие оздоровительные мероприятия совместно с педиатром;
диспансерное наблюдение за стоматологическими больными и лицами с факторами риска осуществляют врачи (детские и взрослые) - стоматологи-терапевты, хирурги, ортодонты, ортопеды;
наиболее рациональным стоматологическим учреждением в качестве организационного центра
Стоматологическая диспансеризация строится на основе санации полости рта, устранений сопутствующих заболеваний, профилактической работы в организованных детских коллективах - яслях, детских садах, школах, гимназиях и др., разработки рекомендаций по рациональному питанию, индивидуальной профилактики и динамического наблюдения за пациентами.
В проведении стоматологической диспансеризации детей выделяют три фазы.
В первой фазе диспансеризации проводятся персональный учет каждого ребенка, дообследование в данном или другом лечебном учреждении, определяют очередность осмотров, оценивают состояние здоровья каждого ребенка и устанавливают группу диспансерного наблюдения.
Различают 3 диспансерные группы наблюдения детей:
1-я группа - здоровые дети, у которых не выявлено какой-либо патологии зубов и слизистой оболочки полости рта; 2-я группа - практически здоровые лица, имеющие в анамнезе какое-либо острое или хроническое заболевание, не сказывающееся на функции жизненно важных органов; 3-я группа - дети с хроническими заболеваниями при компенсированном, суб- и декомпенсированном их течении.
Во второй фазе диспансеризации формируются контингента по группам наблюдения , определяются единые критерии непрерывности и этапности наблюдения, рационально распределяются диспансерные больные между врачами, удовлетворяются потребности диспансеризу-емых контингентов в амбулаторном и стационарном лечении.
Задачи третьей фазы - определение характера и частоты динамического наблюдения за каждым ребенком, коррекция диагностических и лечебных мероприятий в соответствии с изменением в состоянии здоровья, оценка эффективности диспансерного наблюдения.
Медицинские учреждения различаются по степени участия их в диспансеризации: 1-й уровень - стоматологические кабинеты общепрофильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д.; 2-й - стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых); 3-й - детские стоматологические поликлиники; 4-й уровень - отделения челюстно-лице-вой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий.
Очень важно определить и выделить нозологические формы, по поводу которых больные подлежат диспансерному наблюдению у детского терапевта-стоматолога. Для практического решения этой проблемы необходимо формирование перечня стоматологических заболеваний, требующих долговременного специального лечения и наблюдения за пациентом. В выборе нозологической формы для наблюдения у детского врача-стоматолога определяющим фактором является хроническое течение стоматологического заболевания, которое не только вызывает нарушение функции органа ЧЛО, но и создает угрозу развития серьезных патологических процессов в других органах и системах человека. Кроме того, в этот перечень включаются все врожденные заболевания и поражения органов ЧЛО с учетом генетической предрасположенности.
У детского терапевта-стоматолога целесообразно взять под диспан-
серное наблюдение детей, страдающих кариесом зубов и его осложнениями, хроническими заболеваниями слизистой оболочки полости рта, наследственными болезнями твердых тканей зуба и др. Перечень заболеваний и тактика детского врача-стоматолога изложены в «Схеме динамического наблюдения за детьми, подлежащими диспансеризации у детского терапевта-стоматолога» (см. с. 323).
Отбор стоматологических больных, нуждающихся в диспансерном наблюдении, проводят при профилактических осмотрах (предварительные, периодические, целевые, обращения пациентов в стоматологические поликлиники, отделения и т.д.). Его ведут все стоматологи независимо от профиля и места приема пациентов. Больных, нуждающихся в стоматологической помощи, направляют в стоматологические учреждения по месту их жительства, работы или учебы. На каждого больного заполняют амбулаторную карту по форме № 43-А и контрольную карту диспансерного наблюдения - форму № 30 (эту форму чаще заполняет статистик поликлиники на основании амбулаторной карты). Форму № 30 заполняют на всех стоматологических больных , нуждающихся в диспансеризации, соответственно «Схеме динамического наблюдения за детьми, подлежащими диспансеризации у детского врача терапевта-стоматолога». Если у больного серьезная соматическая патология, то ведущими специалистами в лечении являются педиатр, хирург и другие врачи, которые тоже заполняют эту форму и направляют ее в государственное статистическое управление. Диспансеризация детей с хирурги ческими заболеваниями ЧЛО не от личается от системы диспансеризации детского населения у стоматолога-терапевта.
Основные подразделения диспансерного наблюдения этой груп-
пы детей: краевая, областная, городская специализированная детская стоматологическая поликлиника и ее диспансерное отделение: краевая, областная, городская детская многопрофильная клиническая больница, где имеется отделение или выделены койки для лечения детей с патологией ЧЛО, в нее же входят специализированные отделения детской челюстно-лицевой хирургии медицинских университетов и академий. К этой же системе должны относиться специализированные реабилитационные подразделения санаторного типа (их очень мало), которые могут функционировать в соматических детских санаториях.
Все названные выше подразделения должны взаимодействовать между собой.
Необходимо знать, что диспансерное наблюдение объединяет профилактические и лечебные мероприятия, характер, продолжительность и направленность которых зависят от распространенности и степени тяжести болезни. Диспансеризация - наиболее эффективная и действенная система, обеспечивающая предупреждение и раннее выявление заболеваний, лечение и динамическое наблюдение с целью предупреждения рецидивов, регламентацию этапов реабилитационных мероприятий на весь период детского возраста. Будучи действенной, эта система позволит сохранить нормальный уровень здоровья ребенка, снизить «груз» инвалидности пациента, наиболее эффективно обеспечить медико-социальный результат комплексной специализированной помощи ребенку. Под диспансерным наблюдением должны находиться дети от периода новорожденное™ до 18 лет. Для обследования детей этой группы и их лечения требуются совместные усилия стоматологов (терапевта, хирурга, ортодонта), педиатра, рентгенолога, отори-
ноларинголога, эндокринолога, невропатолога, окулиста, нейрохирурга, эндоскописта, аллерголога, логопеда, клинического психолога и др.
Перечень нозологических форм заболеваний, обязательных для диспансерного наблюдения и лечения:
врожденные и наследственные пороки развития мягких тканей лица и шеи, челюстных костей и костей лицевого скелета: врожденные пороки развития верхней губы и неба, синдромы лица, включающие расщелины губы и неба и без них. Дисплазии сосудистых тканей: ангиодисплазии - геман-гиома, венозные дисплазии , арте-риовенозные свищи, лимфангио-мы, нейрофиброматоз (I тип). Дисплазии костной ткани: фиброзная дисплазия, синдром Олбрайта, хе-рувизм;
опухоли мягких тканей и костей лицевого черепа: папилломы, фибромы, миомы, фибромы костей лица (все морфологические варианты), остеокластомы, амелобластомы, опухоли слюнных желез;
заболевания слюнных желез;
заболевания ВНЧС: функциональные (дистензионные) и первично-костные;
травмы зубов (переломы, полные вывихи), мягких тканей, ВНЧС, переломы нижней и верхней челюсти, других костей лица;
дефекты и деформации костей лицевого черепа любой этиологии: врожденные, приобретенные (после воспалений и травм костей лица и челюстных костей).
специалистов, которая определяет неотложность, этапность, комплексность и последовательность лечебных и реабилитационных мероприятий. Принцип комплексности должен быть применен при лечении любой из перечисленных выше нозологических форм, остальные признаки могут варьировать с учетом возраста, объема и вида реабилитационных мероприятий, их продолжительности и индивидуальных факторов.
Комплексная система лечебно-реабилитационной помощи детям, научно обоснованный анализ высокой эффективности диспансеризации в целом позволили перейти к дифференцированному подходу в системе диспансеризации и, опираясь на ее основные признаки (см. выше), создать специализированные центры.
Первыми высокую эффективность диспансеризации показали центры диспансеризации детей с врожденной и наследственной патологией ЧЛО. Их опыт работы (с 50-х годов) с детьми с расщелиной верхней губы и неба стал убедительным маркером качества всей деятельности таких центров (в Российской Федерации их 25). В последние 5-7 лет появились центры краниофациальной хирургии детей (Москва), центры лечения заболеваний ВНЧС (Новосибирск). Наряду с плановой систематической диспансеризацией в таких центрах детально разрабатывается алгоритм лечебных действий соответственно каждой нозологии.
Особенности, характерные для диспансеризации детей с отдельными нозологическими формами, будут дополнительно представлены в соответствующих разделах учебника. В этом разделе изложены только примерные схемы диспансеризации детей с хирургическими заболеваниями ЧЛО (табл. 3.1).
В современных условиях при проведении стоматологической диспансеризации школьников целесообразно, дополнительно выделять группы здоровых детей и детей с факторами риска стоматологических заболеваний.
I группа - здоровые дети, не имеющие никаких стоматологических заболеваний и факторов риска их развития.
II группа - здоровые дети, имеющие факторы риска возникновения любого стоматологического заболевания.
III группа - дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание легкой степени тяжести и факторы риска его утяжеления
IV группа - дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание средней степени тяжести и факторы риска его утяжеления.
V группа - дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание тяжелой степени и факторы риска его утяжеления.
Тестовые задания:
Тесты: 1. Задача врача при диспансеризации детей до 1 года в I диспансерной группе состоит в:
1. устранении факторов риска
2. предупреждении возникновения факторов риска
3. повышении уровня здоровья
4. назначении корригирующих (лечебных) мероприятий
5. выявлении факторов риска
2. Установите соответствие:
Уровни активности кариеса зубов
2. компенсированная
3. субкомпенсированная
Характеристика
а)показатели КПУ, кп, КПУ+кп превышают максимальный уровень
б) показатели КПУ, кп, КПУ+кп больше среднего значения
в) показатели КПУ, кп, КПУ+кп не превышают среднего значения
3. Определите последовательность
Этапы проведения диспансеризации:
1. собственно диспансеризация
2. подготовительный
3. реабилитация в системе диспансеризации
4. профилактика в системе диспансеризации
5. оценка эффективности диспансеризации
4. Установите соответствие:
Модель диспансерного наблюдения для ребенка дошкольного возраста
1. имеющего здоровую полость рта
2. имеющего кариес зубов
3. имеющего порок развития, осложнений и сочетающийся с кариесом
4. имеющего III степень активности кариеса
Осмотр
а) диспансерный осмотр 3 раза в год
б) диспансерный осмотр 1 раз в год
в) диспансерные осмотры по показания с учетом формы активности кариеса
г) диспансерный осмотр 3 раза в год, через каждые 3-4 месяца
5. Обязательными мероприятиями при осуществлении стоматологической диспансеризации школьников являются:
1.прием детей по обращаемости
2.сплошная двухразовая санация детей, начиная с первого класса
3.распределение детей на диспансерные группы с учетом степени активности кариеса 1 раз в году
4.перевод детей из одной диспансерной группы в другую при каждом диспансерном осмотре
5.ежемесячная оценка эффективности диспансеризации
6. Осуществлять диспансерное наблюдение детей с нарушениями функций (речи, дыхания, жевания, глотания) в организованных детских коллективах целесообразнее:
1.заведующему детским стоматологическим отделением
2.врачу-стоматологу амбулаторного поликлинического приема
3.детскому врачу-стоматологу, осуществляющему санацию организованных детских коллективов +
4.детскому стоматологу-ортодонту
5.специально выделенному детскому врачу-стоматологу профилактического отделения
7. Установите соответствие
Различия медицинских учреждений по степени участия их в диспансеризации:
Уровни
1. 1-й уровень
2. 2-й уровень
3. 3-й уровень
4. 4-й уровень
Медицинские учреждения
а)стоматологические отделения ЛПУ (детских поликлиник, стоматологических поликлиник для взрослых)
б) отделения челюстно-лицевой хирургии краевых, областных больниц и институтов, университетов, академий
в) детские стоматологические поликлиники
г) Стоматологические кабинеты обще-профильных детских поликлиник, сельских амбулаторий, школ, гимназий, детских садов, средних учебных заведений и т.д
8. Установите соответствие:
Степень
1. 1 степень П
2. 2 степень П
3. 3 степень П
Активность заболеваний пародонта
а) гингивит как следствие системных заболеваний, а также поражения пародонта с деструкцией костной ткани
б) гингивит, обусловленный местными причинами, которые сложно быстро устранить
в) Гингивит, обусловленный местными причинами, которые легко и быстро устраняются
9. Клинические прогностические критерии для диспансеризации детей школьного возраста III-V группы:
1. плохая гигиена полости рта
2.появление очагов деминерализации эмали постоянных зубов у ребенка в возрасте до 9 лет
3. высокий прирост кариеса постоянных зубов в течение года
4.наличие вредных привычек
5. нет правильных ответов
10. Признаки хорошо организованной диспансеризации:
1. увеличение количества детей I и во II диспансерной группе
2.уменьшение количества детей I и во II диспансерной группе
3. уменьшение количества осложнений кариеса временных зубов
4. снижение значений показателей распространенности и интенсивности кариеса
5. повышение значений показателей распространенности и интенсивности кариеса
11. Осматривать ребенка раннего возраста, имеющего здоровую полость рта - "факторы риска", находящегося на диспансерном учете у стоматологов необходимо:
один раз в год
диспансерный осмотр по показаниям, но не реже 2 раз в год
диспансерный осмотр по показаниям, но не реже 3 раз в год
12. Укажите модель диспансерного наблюдения для ребенка дошкольного возраста, имеющего здоровую полость рта:
диспансерный осмотр 1 раз в год
диспансерный осмотр 2 раза в год
диспансерный осмотр 3 раза в год
диспансерный осмотр по показаниям
диспансерные осмотры не целесообразны
13. Обязательными мероприятиями при осуществлении стоматологической диспансеризации школьников являются:
прием детей по обращаемости
сплошная двухразовая санация детей, начиная с первого класса
распределение детей на диспансерные группы с учетом степени активности кариеса 1 раз в году
перевод детей из одной диспансерной группы в другую при каждом диспансерном осмотре
ежемесячная оценка эффективности диспансеризации
14. Осуществлять диспансерное наблюдение детей с нарушениями функций (речи, дыхания, жевания, глотания) в организованных детских коллективах целесообразнее:
заведующему детским стоматологическим отделением
врачу-стоматологу амбулаторного поликлинического приема
детскому врачу-стоматологу, осуществляющему санацию организованных детских коллективов
детскому стоматологу-ортодонту
специально выделенному детскому врачу-стоматологу профилактического отделения
1.Сунцов В.Г., Леонтьев В.К. Стоматологическая профилактика у детей. - Москва: мед.книга; н.новгород: изд-во НГМА, 2001.
2.Т.В. Попруженко. Т.Н. Терехова Профилактика основных стоматологических заболеваний. М.: МЕДпресс-информ, 2009
3.Персин Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ. Стоматология детского возраста. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006.
Диспансеризация - это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья и повышения трудоспособности диспансеризуемых контингентов (Т.Ф.Виноградова, 1988).
Приступая к организации диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями ортодонт должен обследовать три группы детей (Л.П.Зубкова, Ф.Я.Хорошилкина, 1993):.
1) дети дошкольного и школьного возраста, не имеющие поражения центральной нервной системы, без выраженных стоматологических заболеваний;.
2) дети с хроническими соматическими заболеваниями, обуславливающими необходимость диспансеризации у ортодонта;.
3) дети со стоматологическими заболеваниями, которым показана длительная диспансеризация.
Идея диспансеризации у стоматолога в нашей стране выдвинута А.И.Евдокимовым.
Для успешного проведения профилактических и лечебных мероприятий необходимо организовать диспансеризацию детей в дошкольных учреждениях и школах. Организатором работы в диспансерных группах детей является участковый детский стоматолог. Ортодонт закрепляется за несколькими участками (оптимально - за четырьмя). При диспансеризации детей с зубочелюстными аномалиями и деформациями они группируются по нозологическим формам. Для проведения ортодонтической диспансеризации необходимо от 1,7 до 3,6 должности врача-ортодонта на 10000 детей.
Основные организационные мероприятия при диспансеризации следующие:.
Обследование детей для выявления зубочелюстных аномалий и деформаций и установление предрасполагающих факторов и причин их развития.
Определение диспансерных групп и составление плана профилактических и лечебных мероприятий.
Своевременное направление детей со сформированными аномалиями на лечение.
Контроль за началом и проведением специализированного лечения, контакт с родителями и воспитателями.
Контроль за устранением выявленных факторов возникновения аномалий и деформаций.
Организация и проведение в детских коллективах обучения детей и их родителей, педагогического и медицинского персонала содержанию и методике мероприятий, направленных на воспитание гигиенических навыков и заботу о здоровом состоянии органов полости рта.
Организация и проведение миогимнастики.
При ортодонтической диспансеризации дети, кроме объединения по нозологическим формам, группируются по признаку этапности развития патологии. Рассмотрим наиболее широко применяемую при этом систему.
I ipynna. Дети с нормальным строением жевательного аппарата, правильным смыканием губ, нормальными основными функциями (откусывание и разжевывание пищи, глотание, дыхание, речь). Возможные незначительные отклонения в строении жевательного аппарата можно рассматривать как вариант нормы. Этим детям проводится прививание гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта. Дети этой группы осматриваются участковым стоматологом-педиатром один раз в год.
II группа Дети, не имеющие существенных морфологических изменений зубочелюстной системы, но имеющие нарушения функций (осанки, способа дыхания, речи, мимики, положения и артикуляции языка, iy6, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области). Сюда же относятся дети, имеющие вредные привычки. То есть у детей второй группы имеются "факторы риска”, предрасположение к развитию зубочелюстных аномалий. Эти дети нуждаются в устранении причинных факторов. В комплексе проводимых мероприятий значительное место у детей этой группы должно быть отведено миогимнастике. Назначаются как миогимнастические упражнения общего характера, так и специальные, устраняющие нарушенную функцию у данного ребенка.
Дети второй диспансерной группы активно наблюдаются в течение трех месяцев. После полного устранения причин, способствующих развитию зубочелюстных аномалий и нормализации всех функций они, как правило, переводятся в первую группу. К сожалению, некоторая часть детей переходит в третью диспансерную группу.
III группа. Дети, имеющие не сильно выраженные зубочелюстные аномалии: неправильное положение зубов, изменения формы зубных рядов, небольшие отклонения в соотношении челюстей. При этом у них имеются активно действующие причинные факторы. Дети этой группы нуждаются в устранении причинных факторов и несложном лечении с помощью простых ортодонтических аппаратов и миогимнастики. Если во второй диспансерной группе миогимнастика является самостоятельным методом лечения, то в третьей - комбинируется с аппаратурным методом. После устранения причин и признаков аномалий эти дети осматриваются, как и дети первой группы один раз в год.
IV группа. В нее входят дети с выраженными зубочелюстными аномалиями. Причинные Дикторы у них устраняются по методике, определенной для детей второй и третьей групп, и проводится весь комплекс ортодонтического лечения. Перевод из этой группы проводится после окончания ретенционного периода. Миогимнастика в этой группе может применяться как в период активного лечения, так и в ретенционный период (в комбинации с аппаратурными и хирургическими методами).
При такой структуре диспансерных групп имеется возможность по мере излечения или улучшения переводить больного из группы в группу с последующим постоянным преобладанием признаков первой группы, то есть в группу здоровых детей.
Не всегда врач-ортодонт сразу после осмотра может принять больного на активное лечение. В таком случае ребенок попадает в иреддиснансерпую группу, где он также находится под контролем и ему рекомендуется ряд профилактических мероприятий (консультация и лечение у оториноларинголога, общеукрепляющая гимнастика, занятия с логопедом детской стоматологической поликлиники, консультация и лечение у окулиста и др.).
Медицинская карта стоматологического больного ф.043/у оформляется в то посещение больного, когда начинается активное лечение. На каждого ребенка заполняется контрольная карта диспансерного наблюдения ф.ОЗО/у, утвержденная приказом М3 СССР от 04.10.80 г. № 1030, которая остается в картотеке врача до тех пор, пока ребенок находится на учете в поликлинике.
В процессе ортодонтического лечения иногда меняется его план, что ведет к изменению конструкции ортодонтического аппарата, а также к необходимости дополнительного вмешательства терапевтов, хирургов, помощи логопедов. Все это, в свою очередь, влияет на продолжительность сроков лечения. Длительность лечения и последующее наблюдение больного не дает возможность врачу-ортодонту в короткие сроки изыскать возможность приема на активное аппаратурное лечение большого количество больных.
Ежемесячно врач, работающий в отделении 2-3 года, заканчивает лечение от 6 до 8 детей, они снимаются с диспансерного учета, переводятся в группу здоровых детей и остаются под наблюдением. Постоянно из 3-4 групп часть детей с улучшением переходит в группу 2 и 1, оаюбож.1ая место для вновь выявленных.
Таким образом, метод диспансеризации, не только метод лечебной работы, но и организационная форма, помогающая рационально построить работу врача-стоматолога ортодонта.
Для оценки организации и эффективности диспансеризации используются показатели, предложенные И.Д.Богатыревым с некоторыми изменениями их применительно к стоматологической практике. Акодис З.М. (1973) предлагает различать два этапа диспансеризации:.
Отбор больных для диспансерного наблюдения.
Непосредственно диспансерное наблюдение.
Соответственно и анализ работы проводится в двух направлениях: организация диспансерного наблюдения и эффективность диспансеризации.
Методика анализа первого этапа диспансеризации выражается следующими показателями (%):.
а) выполнение плана стоматологических (ортодонтических) осмотров;.
б) выявление больных на 1000 осмотренных;.
в) активность выявления больных (число активно выявленных больных с различными заболеваниями, число активно выявленных больных данным заболеванием);.
г) полнота охвата диспансерным учетом;.
д) своевременность выявления заболевания (ранней профилактической направленности).
Второй этап диспансеризации (диспансерного наблюдения) оценивается на основе таких показателей как:.
а) соблюдение сроков осмотров (плановость наблюдения);.
б) активность патронажной работы врача-ортодонта на участке;.
в) полнота проведенных профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий;.
г) активность в оказании комплексной лечебной помощи и применение современных конструкций лечебных аппаратов в целях сокращения лечения.
Расчеты эффективности диспансеризации в ортодонтии производятся на 100 детей "среднегодового" контингента. При этом необходимо принять во внимание количественный сдвиг в диспансерных группах. Под сдвигом в диспансерных группах подразумеваются количественные изменения за счет детей, переведенных в группу здоровых. Это так называемые "бывшие больные", закончившие активное аппаратурное лечение или ряд профилактических мероприятий. В этой же группе находятся все диспансерные больные, у которых в течение последних двух лет и более не наблюдалось рецидивов, у которых в результате клинических, рентгенологических и других исследований не было выявлено патологических отклонений. Далее учитывается стойкое улучшение состояния зубочелюстной системы, состояния без изменений и ухудшение состояния. Для анализа и изучения диспансерной работы необходимо, чтобы каждый врачортодонт представлял сведения об имеющихся данных за определенный период.
В диспансерную группу детей у стоматолога входят дети:
С врожденными пороками развития лица, челюстей и зубов.
С множественным кариесом и поражением ТТЗ некариозного происхождения (гипоплазия, флюороз).
С заболеваниями пульпы и периодонта постоянных зубов с несформированными корнями.
С заболеваниями пародонта и с хроническими заболеваниями СОПР.
С заболеваниями слюнных желёз.
С опухолями и опухолеподобными процессами (сосудистая, фиброзная дисплазия, эозинофмльная гранулома, миома языка).
С дефектами костей лица после перенесенных заболеваний лицевого скелета (травмы, остеомиелит, заболевания ВНС).
С патологиями прикуса, аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.
Для обследования и лечения детей этой группы требуются усилия многих специалистов:
педиатров;
рентгенологов;
стоматологов - терапевтов, хирургов, ортопедов, ортодонтов, пародонтологов;
невропатологов;
эндокринологов.
Поэтому учёт детей этой группы ведут в стоматологических поликлиниках. Стоматолог определяет сроки контрольных осмотров, обследования и лечения. К примеру с пульпитом зуба с несформированными корнями, явка через 1-2 года, а некоторые заболевания требуют наблюдения до передачи ребёнка во взрослую поликлинику.
По показаниям дети направляются в стоматологические клиники для прохождения хирургического лечения.
Под наблюдением стоматологов находятся дети с общими заболеваниями, такими как ДЦП и другими поражениями ЦНС, т.к таким детям нельзя иметь дополнительный очаг инфекции и они должны в сроки проходить санацию.
Детей делят по группам:
I группа - КПУ до 5-6: санация 1 раз в год, покрытие зубов фторлаками 2 раза в год.
II группа - КПУ до 8-9: 3 раза санируют, 2 раза в год проводят ремтерапию.
III группа - КПУ до 9 и выше: 4 раза санируют, 4 раза проводят ремтерапию.
Диспансеризация детей является высшей формой профилактики на современном этапе развития стоматологии. На диспансерное обслуживание должно быть взято все детское население.
Диспансеризация – это метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий комплекс социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, предупреждение развития заболеваний. В основе – динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения.
Диспансеризация детей у стоматолога подразумевает проведение во все возрастные периоды:
плановая санация полости рта.
профилактика кариеса и аномалий прикуса
создание благоприятных условий для формирования тканей зубов, пародонта и всей з/ч системы.
воспитание правильных гигиенических навыков.
Этапы диспансеризации.
Знакомство с участком.
Составляется список детей по возрастным группам: дети до 1года; дошкольники; школьники начальной группы 7-10 лет; старшей 11-18 лет. Определяются детские сады и школы, относящиеся к участку, проводится оборудование рабочих мест стоматолога в каждом учреждении.
Специализированный осмотр и санация полости рта каждого ребенка.
Проведение санации полости рта: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зубов пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний пародонта, подготовка к ортодонтическому лечению, протезированию.
Санация:
По обращаемости. Проводится по инициативе пациента.
Плановая санация. Проводится всем детям в организованных коллективах: д/с и школах. Кратность плановой санации определяется интенсивностью развития кариеса, степенью его активности.
Существуют 2 метода санации:
Централизованный метод.
Осущ-ся в поликлинике, куда детей приводят учителя или воспитатели в составе целого класса или группы.
Децентрализованный метод.
Санация осуществляется на месте (в школе или в д/с), где есть стационарный или передвижной стоматологический кабинет.
3 степени активности кариеса.
1 степень. Индекс КПУ +кп не превышает показателей средней интенсивности кариеса соответствующей возрастной группы. Отсутствуют начальные формы кариеса, выявленные специальным методом. Обнаруженные кариозные полости локализуются на типичных для кариеса поверхностях, кариозный процесс имеет тенденцию к ограничению. Ребенок относится к 1и 2 группам здоровья или имеет компенсированное состояние хронического заболевания. Допустимый срок м/у осмотрами – 13 мес.
2 степень. КПУ+кп не превышает среднего значения интенсивности кариеса для данной возрастной группы. Кариозный процесс в типичных зонах, тенденция к ограничению процесса, дентин в меру пигментирован, нет начального кариеса в пришеечной области и в области иммунных зон, ГИ меньше 2. Допустимый срок м/у осмотрами – 7 мес.
3 степень. Показатели КПУ+кп превышают максимальный показатель. Обнаруживаются множественные меловые пятна, активное развитие кариеса (в обл-ти иммунных зон, светлый мягкий дентин, патологический процесс не имеет тенденции к ограничению). Допустимый срок м/у осмотрами – 3 мес.
Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, служат основой для формирования групп диспансеризации.
Эффективность санации оценивают по следующим показателям: охват санацией детей, высокий процент санированных из нуждающихся и соблюдение кратности санации по степени кариеса.
3 группы диспансеризации:
Первая группа.
Здоровые и практически здоровые дети, не имеющие заболеваний зубов и пародонта.
Дети имеющие компенсированную форму кариеса, гингивиты, обусловленные плохой гигиеной полости рта, аномалии уздечки губы, языка, мелкое преддверие полости рта.
Состояния после травматического повреждения ч/л области, исключая повреждения зубов с несформированными корнями. Первую группу осматривают 1 раз в год.
Вторая группа.
Дети, имеющие заб-я внутренних органов, не имеющие заб-ий зубов и пародонта, аномалий прикуса.
Дети, имеющие субкомпенсированную ф-му кариеса, гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, зубы, леченные по поводу осложненного кариеса.
Дети, перенесшие остеомиелит, одонтогенный лимфаденит, операцию удаления сверхкомплектного зуба, операцию удаления доброкачественного новообр-я. 2-ю группу осматривают 2 раза в год.
Третья группа.
Дети с хроническими заб-ми внутренних органов, суб- и Декомпенсированная форма кариеса.
Здоровые и практически здоровые дети, имеющие: декомпенсированную ф-му кариеса, начальные ф-мы кариеса, обнаруженные специальным методом, локализованный или генерализованный пародонтоз/Пародонтит, заб-я пародонта, обусловленные заб-ми внутренних органов, травмы зубов с несформированными корнями, активно действующие причины аномалий прикуса (нар-е глотания, дыхания, речи, вредные привычки).
Дети, находящиеся на комплексном лечении стоматологических заб-ий с патологией в тяжелой ф-ме.
Находящиеся на диспансерном наблюдении по поводу онкопатологий.
На каждого ребенка заводится карта диспансерного наблюдения (форма №30), и санационная карта (форма № 267).