docgid.ru

Эклектический подход. Эклектическая психотерапия. Смотреть что такое "эклектический" в других словарях

С увеличением количества психотерапевтических методов значительно возросло и число тех, кто считает себя эклектиками. Опрос клинических психологов, к примеру, показал, что примерно 40% называют себя эклектиками (Kelly, 1961), то есть не являются приверженцами какого-то одного направления. В опросе, проведенном впоследствии на аналогичной выборке (Garfield & Kurtz, 1976), обнаружилось, что 55% клинических психологов предпочитают эклектический подход. Опрос консультирующих и клинических психологов показал, что более 41 % данных специалистов считают себя эклектиками (D. Smith, 1982).

В одном из последних исследований 68 "„ выборки, состоявшей из 423 психиатров, клинических психологов, социальных работников, семейных и супружеских психотерапевтов, отдали предпочтение эклектическому подходу к психотерапии (Jensen et al., 1990). Обзор десяти подобных исследований, результаты которых свидетельствовали о пред почтении психотерапевтами эклектического подхода, можно найти также в работе, посвященной эклектизму и интеграции в психотерапии (Garfield, 1994а).

Одна из последних разработок - интеграция связана с попыткой теоретического объединения двух и более психотерапевтических подходов (Norcross & Goldfield, 1992). Таким образом, несмотря на существование огромного количества школ психотерапии, наиболее популярным направлением оказался эклектизм.

Хотя приобретение знаний и навыков в период обучения и повышения квалификации, как правило, происходит в рамках одного направления, в определенный момент возникает желание расширить свои взгляды на психотерапевтический процесс и начать использовать приемы и методы, разработанные в других направлениях. Так осуществляется переход к эклектизму.

Хотя это может объясняться разными причинами, я предполагается, что большинство переходит к эклектизму с целью повышения собственной эффективности как психотерапевтов Может обнаружиться, что использовавшиеся ранее подходы не столь эффективны, как ожидалось, или, что они работают только с ограниченной группой пациентов. Как следствие, психотерапевт начинает модифицировать свои процедуры, вводить новые приемы, делиться впечатлениями с другими психотерапевтами и постепенно использовать все более широкий диапазон методов.

Таким образом, появляется возможность адаптировать терапию к отдельному пациенту для достижения оптимальных результатов. Считается, что отказываться или отклоняться от оформленной, внутренне согласованной теоретической системы, служа щей для психотерапевта своего рода системой координат, не безопасно. Однако психотерапевты, использующие эклектический подход, утверждают, что гибкость поведения позволяет лучше приспособиться к нуждам отдельного пациента. Психотерапевт адаптирует свой метод к пациенту, а не требует, чтобы пациент приспосабливался к определенному психотерапевтическому подходу.

Однако не все психотерапевты-эклектики действуют одинаково. В исследовании 154 специалистов-эклектиков оказалось, что эклектизм объединяет в себе целый ряд психотерапевтических взглядов, некоторые из них по существу противоположны друг другу (Garfield & Kurtz, 1977). Классифицировать ответы, полученные в выборке, оказалось действительно трудной задачей. Однако в большинстве своем эклектические клинические психологи используют любую теорию и методы, которые, по их мнению, лучше всего могут помочь конкретному клиенту. То есть эклектический психотерапевт отбирает методы, руководствуясь особенностями личности и с учетом проблем клиента, а не приверженностью определенным теоретическим взглядам.

Вывод, который следует из результатов этого обзора, довольно ясен. Ни одна психотерапевтическая система не является универсальной. Поэтому психотерапевт должен отбирать и адаптировать методы, которые, по его мнению, лучше всего подходят для конкретного клиента. Если вспомнить то, что мы знаем об индивидуальных различиях, такая позиция покажется вполне оправданной. Однако сказать легче, чем сделать. Клиентов можно классифицировать но разным критериям: по возрасту, полу, образовательному уровню, социоэкономическому статусу, этнической принадлежности, типу существующих проблем, тяжести расстройства, социальным навыкам, заинтересованности в психотерапии, способности устанавливать отношения с другими людьми и т. и. (Garfield, 1994с).

Можно также руководствоваться диагнозом в соответствии с действующей на данный момент системой классификации психических расстройств. Если идти этим путем, лицам, страдающим агорафобией, к примеру, следует порекомендовать такую процедуру, как систематическая десенсибилизация в воображении и in vivo. Однако при других расстройствах одинаково эффективны практически все психотерапевтические подходы, и пока не существует четко сформулированных критериев для предпочтения того или иного метода. Более того, если одни психотерапевты в своей работе руководствуются преимущественно психиатрическим диагнозом, особенно сегодня, то другие полагают, что такая дифференциация слишком приблизительна, и уделяют больше внимания личностным качествам клиента. Пациенты с одним диагнозом не обязательно одинаковы.

Уникальность каждого отдельно взятого клиента, а также психотерапевта делает затруднительным четкое формулирование показаний к определенным видам терапии, особенно для специалиста-эклектика. Одни скажут, что используют те приемы, которые им кажутся подходящими для данного клиента, но не смогут объяснить, чем конкретно обусловлен их выбор. Другие более определенно формулируют свой подход, как в следующем примере: «Каждому - свое. Теория научения - для разрешения поведенческих проблем. Психодинамичесий подход - при мотивационных конфликтах. Концепция группового процесса - для людей с межличностными трудностями» (Garfield & Kurtz, 1977, p. 80). Третьи подчеркивают, что подходит любой эффективный метод и что «клиническая работа практически требует определенного эклектизма».

Согласно последним утверждением, хотя многие клиницисты, наверное, это поддержат. Некоторые предпочитают называть себя представителями определенного теоретического направления, так как полностью принимают идеи, составляющие его основу, и чувствуют себя увереннее, придерживаясь одной системы. Однако действия психотерапевта могут не отражать центральные идеи направления, к которому он себя относит, а используемые процедуры и расстановка акцентов могут не соответствовать официальной позиции его школы.

Иными словами, то, что психотерапевт декларирует, может не совпадать с тем, что он делает. Более того переменные, значение которых подчеркивается в определенном психотерапевтическом подходе, могут оказаться не столь существенными с психотерапевтической точки зрения. Например, после пятидневного наблюдения сеансов поведенческой терапии, которые проводили Джозеф Вольпе и Арнольд Лазарус, наблюдатели прокомментировали увиденное следующим образом: «Наверное, больше всего нас поразило то, насколько часто поведенческие психотерапевты дают пациентам рекомендации и манипулируют их ожиданиями и установками» (Klein, Dittman, Parloff, & Gill, 1969). Наблюдатели также подчеркивали существенные расхождения между теоретическими постулатами поведенческой терапии и практическим применением психотерапевтических методов в реальной клинической ситуации.

Даже психотерапевты, не являющиеся приверженцами эклектизма, иногда ведут себя в эклектической манере и используют методы, не предусмотренные направлением, которого они придерживаются. В этом нет ничего предосудительного, если психотерапевт осознает, что он делает, и имеет на то веские основания. В противном случае психотерапевт не будет в полной мере осведомлен о том, что происходит и какие переменные, оказывают психотерапевтическое влияние. Такое может случиться и, несомненно, иногда случается также с психотерапевтами-эклектиками, однако они более тонко чувствуют (или должны более тонко чувствовать), когда следует применить тот или иной метод.

Хотя потенциально более высокий уровень гибкости эклектического подхода как нельзя лучше отвечает требованиям краткосрочной терапии, описаний подобного подхода немного. Удивительно, но в обзоре, который подготовили Косе и Бу-чер (Koss & Buncher, 1986), психодинамических, когнитивно-поведенческих и кризисно-ориентированных форм психотерапии значительно больше, чем эклектических.

Так, перечислено 23 вида психодинамической краткосрочной терапии, 12 - когнитивно-поведенческой и только одна форма эклектической краткосрочной терапии - «интегративная краткосрочная психотерапия», которую разработали Бадман и Гурман (Budman & Gurman, 1983). С другой стороны, некоторые виды психотерапии, обозначенные как когнитивно-поведенческие, по широте охвата скорее напоминают эклектические.

Однако мы не будем вдаваться в семантические противоречия. В одном из последних обзоров видов краткосрочной психотерапии (Koss & Shiang, 1994) эклектической краткосрочной психотерапии уделяется определенно больше внимания; рассматривается уже несколько ее типов, в том числе и та форма терапии, которая описывается в предыдущем издании этой книги.

Придерживаясь эклектического подхода, который предполагает приспособление психотерапевтического метода к конкретным потребностям определенного клиента и принятие того факта, что, за очень редкими исключениями, ни одна психотерапевтическая система не имеет явного превосходства над другими. Представители официальных психотерапевтических школ часто недооценивают значение многих психотерапевтических переменных.

Более того, поскольку разные виды психотерапии дают сопоставимые результаты, можно сделать пред положение, что в большинстве форм психотерапии действует ряд общих психотерапевтических переменных или факторов, которые обусловливают значительную долю достигаемых позитивных изменений, как утверждают Лэмберт и Берджин (Lambert & Bergin, 1994):

Накопление данных, свидетельствующих о наличии специфических эффектов, связанных с отдельными методами, и эффектов, общих для разных форм лечения, заставило большинство психотерапевтов обратиться к эклектическому направлению. Этот факт отражает нормальную реакцию на эмпирические данные и отказ от жесткой приверженности определенной теоретической школе.

Таблица 1. Другие подходы в психотерапии

НАЗВАНИЕ

НАПРАВЛЕННОСТЬ

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ

Гештальт-терапия

Осознание личности в целом путем разработки неразрешенных конфликтов и раскрытия тех аспектов бытия индивида, которые недоступны сознанию. Акцент на силе осознания своих чувств и поведения в данный момент.

Терапия проводится в окружении группы, но терапевт каждый раз работает с одним индивидом. Лучшее осознание достигается разыгрыванием содержания фантазий, снов или представлением двух сторон конфликта. Сочетание психоаналитического акцента на разрешении внутренних конфликтов с бихевиористским акцентом на осознании своего поведения и гуманистическими соображениями о самоактуализации.

Реалистическая терапия

Выяснение ценностей индивида, оценка текущего поведения и будущих планов в их связи с этими ценностями. Принуждение индивида к тому, чтобы принять на себя ответственность.

Терапевт помогает индивиду увидеть последствия возможного хода действий и выбрать реалистичное решение или цель. После того как план действий выбран, можно подписывать контракт, в котором клиент соглашается пройти курс терапии.

Рационально-эмотивная терапия

Замена некоторых иррациональных идей (важно, чтобы все всегда меня любили и мной восхищались; я должен быть компетентен во всем; у человека нет контроля над своей печалью и несчастьем) реалистичными. Предполагается, что когнитивные перемены вызовут эмоциональные изменения.

Терапевт критикует идеи индивида и выдвигает противоречащие им (иногда тонко, иногда прямо), пытаясь убедить его взглянуть на ситуацию более рационально. Близка к когнитивной терапии Бека, но здесь терапевт более прямо противостоит клиенту.

Трансактный анализ

Осознание намерений, с которыми индивид вступает в общение, снятие уверток и обмана, так чтобы он смог верно интерпретировать свое поведение.

Групповая терапия. Отношения внутри брачной пары или между членами группы анализируются в терминах личностной компоненты говорящего -- «родителя», «ребенка» или «взрослого» (аналогично фрейдовским суперэго, оно и эго) и намерения, стоящего за сообщением. Выявляются деструктивные социальные взаимодействия и игры на предмет выяснения того, что они собой представляют.

Гипнотерапия

Снятие болезненных симптомов и укрепление процессов эго путем оказания помощи индивиду в отвлечении от реальности и конструктивном использовании воображения.

Терапевт применяет различные гипнотические процедуры, чтобы ослабить переживание конфликта и сомнений путем переключения внимания человека, скорректировать симптомы прямым внушением или вытеснением и укрепить способность индивида к преодолению ситуации.

Эклектическая психотерапия (eclectic psychotherapy)

Исслед. деятельности совр. психотерапевтов показали, что большинство из них имеет тенденцию к эклектичности используемых теорий и методик, а не к идентификации с какой-то одной школой или направлением. Эта тенденция представляет собой отход от ситуации, характерной для 1940-1950-х гг., когда большинство психотерапевтов идентифицировало себя с ранними психоаналитическими или антипсихоаналитическими подходами. Существует огромное число психотерапевтов, считающих себя «эклектиками», начиная от прагматических эклектиков, просто использующих все, что работает, и заканчивая систематическими эклектиками, стремящимися установить принципы и методы, общие для всех эффективных методов терапии.

М. Голдфрид попросил ведущих представителей различных направлений (гуманистически-экзистенциального, аналитического и поведенческого) подробно ответить на два важных клинических вопроса: «Какова роль нового опыта в содействии изменению?» и «Каким, с вашей т. зр., должно быть «отношение терапевт-клиент», чтобы оно облегчало этот процесс изменения?» Он обнаружил выраженное совпадение ответов по неск. аспектам.

1. Важность нового опыта.

2. Значение терапевтического взаимодействия.

3. Акцент на заботливом, доверительном отношении терапевта к клиенту, осн. на уверенности в своих силах.

Голдфрид полагает, что общие для всех психотерапевтических подходов принципы м. б. обнаружены в стратегиях или принципах динамики всех уровней, начиная от высшего уровня абстрагирования (философия каждой терапии) до самого низшего (конкретные технические приемы каждой терапии). Голдфрид считает, что эти стратегии функционируют в качестве «клинических эвристик, к-рые имплицитно руководят нашими усилиями в ходе терапии». Задача систематической Э. п. может быть описана как превращение имплицитного в эксплицитное.

Систематическая эклектическая терапия Фредерика Торна. Одним из первых усилия по формулированию совр. системы эклектицизма предпринял Ф. Торн, к-рый посвятил всю свою деятельность разраб., описанию и распространению эклектического подхода к психотер. и консультированию. Он полагал, что образцом для психотер. должна быть клиническая медицина и что «терапия должна быть привязана к диагнозу, с ясным формулированием показаний и противопоказаний к использованию всевозможных методов».

«Ведение больного» было для Торна более широким термином, чем «терапия». Он определял «ведение психол. пациента» как «родовой термин для обозначения всех операций, проводимых компетентным персоналом, имеющим психол. подготовку, с целью помочь клиентам улучшить свою жизнь». Торн понимал, что психотер. - это лишь один из неск. выборов, к-рые м. б. использованы врачами.

Хотя Торн весьма высоко ставил мед. модель, он расширил ее далеко за границы объективистских форм, к-рые она иногда принимает в приложении к психологии. Торн утверждал, что личностный рост должен быть целью всех людей и что психологи должны развивать навыки и теории, способствующие психол. здоровью. Он предложил очень широкое видение психол. здоровья, к-рое «зависит от того, в какой степени чел. преуспел в актуализации своего потенциала, чтобы научиться справляться со всеми стандартными жизненными ситуациями, жить активно и творчески и хорошо выполнять большое количество ролей».

Историческая основа систематического эклектицизма. Харт утверждает, что первичным источником систематической Э. п. был У. Джемс. Джемс занимает особое положение в истории психологии благодаря своей теории сознания, уделяющей внимание подсознательным процессам. В рамках формулировок Джемса психотер. становится практ. поиском условий, вызывающих индивидуальные изменения в сознательном функционировании.

Функциональная Э. п. обеспечивает теорет. связь между поведенческим, гуманистически-экзистенциальным и психоаналитическим подходами к терапии. Харт выделяет 7 аспектов, общих для всех представителей функционального эклектицизма.

1. В центре внимания клинициста находится актуальный момент, причем особое значение придается пробелам в сознании.

2. Чувства считаются сознательными регуляторами поведения; регуляция достигается путем выражения чувств, а не одного только инсайта относительно эмоций.

3. Я-концепция и связанные с ней Я-образы всегда тщательно изучаются.

4. Произвольные выборы, планы действия, филос. и моральные соображения включаются в сферу терапии.

5. Модели роста и здоровья придается, по крайней мере, не меньшее значение, чем моделям психопатологии.

6. Сознательные, подсознательные и бессознательные процессы рассматриваются, но именно в таком порядке.

7. Предпочтение отдается прагматической установке на приемы терапии и использованию значительного разнообразия методик и стратегий.

Примеры эклектических подходов. Программа тренинга соц. навыков, к-рую разраб. в госпитале Ливермор П. Трауэр, Б. Брайант и М. Аргайл, объединяет идеи и методы психодрамы, соц. психологии, теории коммуникации, лингвистики, психиатрии, эксперим. и клинической психологии. Они тж упоминают об особом влиянии на построение их программы таких авторов как Э. Берн, К. Роджерс, К. Юнг, З. Фрейд, Я. Л. Морено, а тж концепций когнитивно-поведенческой терапии и терапии средой.

В качестве своей унифицированной модели они использовали образ психотерапевта как учителя, задачей к-рого яв-ся не только диагностика, выявление показаний и лечение отклонений, но и идентификация зон неудовлетворенности жизнью, постановка целей и обучение навыкам.

Аналогичная эклектическая программа тренинга соц. навыков, в большей мере ориентированная на работу со здоровыми лицами, была описана Ф. Зимбардо, к-рый подчеркивал наряду с ценностью понимания застенчивости и ее причин важность совершения конкретных, доступных измерению, постепенных шагов к ее преодолению. В его программе для преодоления нежелательной застенчивости используются такие методы, как самотестирование, ведение личных дневников, релаксация, направленное воображение, разыгрывание ролей и участие в группах взаимопомощи.

Иной тип эклектического подхода, осн. на мед. модели, описан Дж. Эверли и Р. Розенфельдом. Эти авторы предлагают комбинацию многоуровневого анализа реакции на стресс, куда входят биохимические, психофизиологические и психол. измерения с мультимодальным терапевтическим подходом, включающим воспитание у клиента чувства ответственности перед собой, обучение различным приемам релаксации, рекомендации по диете, фармакологическое лечение, методики биолог. обратной связи, гипноз и физ. упражнения. Заявленная ими цель - «представить уникальное и клинически полезное обсуждение вариантов выбора многочисленных и разнообразных терапевтических приемов».

Иган предлагает эклектическую модель развития для консультантов или руководителей тренинговых групп (тренеров), к-рая охватывает специфические методики самоанализа и самоисследования клиента, методики интегративного понимания себя и методы фасилитации действий. Отличительной особенностью подхода Игана яв-ся то, что как клиенты, так и начинающие консультанты могут учиться, наблюдая за работой опытных специалистов и практикуясь под руководством супервизора.

При исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных школ . По сути происходит интеграция разных представлений о психических процессах в общую концепцию. Интеграция (от лат. integer – целый) представляет собой процесс объединения частей в целое. Для эклектизма, в отличие от интеграционизма, характерна ориентация на эмпирическую эффективность выбранных методов из различных психотерапевтических систем. Эклектическая психотерапия ориентирована на реальный результат, который не всегда теоретически осмыслен и чаще не подвергается научной рефлексии. Следует отметить, что большинство из современных психотерапевтических направлений (число которых насчитывается по разным источникам от 250 до 400), относятся к сугубо практической деятельности, очень отдаленно связанной с теоретической. Это свидетельствует об объективной необходимости синтеза разнородного и чрезмерного по масштабам психотерапевтического материала в некой общей теоретической системе, отличающейся более высокой степенью абстракции, чем предыдущие, и опирающейся на ясную методологическую базу. Таких интегративных моделей так же может быть достаточно много, но все же их предположительное число будет значительно меньше существующего, что значительно облегчит усвоение психотерапевтических знаний и создаст условия для взаимопонимания между представителями различных школ и направлений.

Существует принципиальное отличие интегративной психотерапии от эклектической:

 эклектическая психотерапия ориентирована на метод и ситуативный результат;

 интегративная психотерапия ориентирована на идею, стоящую за любым методом, и предвосхищаемый результат.

Другими словами, интегративная психотерапия не работает с методом отдельно от идеи.

Представления о человеке в разных психологических школах неоднородно и напрямую связано с выбором основополагающей концепции личности и её развития. Наиболее ярко выделяются три направления: психоаналитическое, бихевиоральное и гуманистическое .

Психологи бихевиорального направления сделали объектом научного изучения стимулы внешней среды и соответствующие им ответные реакции организма – поведение.

В психоанализе объектом изучения являются врожденные бессознательные инстинкты и возникающие вследствие попыток их реализации конфликты.

Гуманистическая психология – психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека.

Отечественные психологи за основу изучения личности человека принимают понятие деятельности, которая определяет специфику общественной жизни людей, и состоит в целенаправленном преобразовании объективной природы и социальной действительности.

По существу, каждый из этих различных подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но сейчас они постепенно затихают. Все больше и больше психологов избирают эклектический подход.

Помимо рассмотренных нами, существует и много других разновидностей психотерапии. Некоторые из них приведены в табл. 16.5. Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода. Скорее, их подход - эклектический, вобравший в себя элементы из многих методов, которые они считают наиболее подходящими с учетом личности данного клиента и его конкретных симптомов. Хотя теоретическая ориентация представителей эклектического направления склоняется к тому или иному методу или школе (например, скорее к психоанализу, чем к бихевиоризму), они чувствуют себя вправе отбросить представления, которые сочтут не слишком полезными, или заимствовать методику у других школ. Кроме того, при работе с клиентами, имеющими серьезные проблемы, многие психотерапевты пользуются как психотерапевтическими приемами, так и лекарственной терапией (психотерапевты, не являющиеся врачами, работают в сотрудничестве с психиатрами, прописывающими лекарства их пациентам).

Таблица 16.5. Другие подходы в психотерапии

Название

Направленность

Основные методики

Гештальт-терапия

Осознание личности в целом путем проработки неразрешенных конфликтов и раскрытия тех аспектов бытия индивида, которые недоступны сознанию. Акцент на силе осознания своих чувств и поведения в данный момент.

Терапия проводится а окружении группы, но терапевт каждый раз работает с одним индивидом. Лучшее осознание достигается разыгрыванием содержания фантазий, снов или представлением двух сторон конфликта. Сочетание психоаналитического акцента на разрешении внутренних конфликтов с бихевиористским акцентом на осознании своего поведения и гуманистическими соображениями о самоактуализации.

Реалистическая терапия

Выяснение ценностей индивида, оценка текущего поведения и будущих планов в их связи с этими ценностями. Принуждение индивида к тому, чтобы принять на себя ответственность.

Терапевт помогает индивиду увидеть последствия возможного хода действий и выбрать реалистичное решение или цель. После того как план действий выбран, можно подписывать контракт, в котором клиент соглашается пройти курс терапии.

Рационально-эмоциональная терапия

Замена некоторых иррациональных идей (важно, чтобы все всегда меня любили и мной восхищались; я должен быть компетентен во всем; у человека нет контроля над своей печалью и несчастьем) реалистичными. Предполагается, что когнитивные перемены вызовут эмоциональные изменения.

Терапевт критикует идеи индивида и выдвигает противоречащие им (иногда тонко, иногда прямо), пытаясь убедить его взглянуть на ситуацию более рационально. Близко к когнитивной терапии Бека, но здесь терапевт более прямо противостоит клиенту.

Трансактный анализ

Осознание намерений, с которыми индивид вступает в общение, снятие уверток и обмана, так чтобы он смог верно интерпретировать свое поведение.

Групповая терапия. Отношения внутри брачной пары или между членами группы анализируются в терминах личностной компоненты говорящего - «родителя», «ребенка» или «взрослого» (аналогично фрейдовским суперэго, оно и эго) и намерения, стоящего за сообщением. Выявляются деструктивные социальные взаимодействия и игры на предмет выяснения того, что они собой представляют.

Гипнотерапия

Снятие болезненных симптомов и укрепление процессов эго путем оказания помощи индивиду в отвлечении от реальности и конструктивном использовании воображения.

Терапевт применяет различные гипнотические процедуры, чтобы ослабить переживание конфликта и сомнений путем переключения внимания человека, скорректировать симптомы прямым внушением или вытеснением и укрепить способность индивида к преодолению ситуации.

Приведены некоторые виды психотерапии, не обсуждающиеся в тексте.

Работая, например, с индивидами, страдающими сильной тревожностью, психотерапевт-эклектик может сначала прописать им транквилизаторы или релаксационную тренировку для снижения тревожности (с таким подходом не согласились бы, однако, большинство психоаналитиков, поскольку они считают, что тревожность необходима для мотивации клиента к исследованию его конфликтов). Чтобы помочь клиенту понять истоки его проблем, «эклектичный» психотерапевт может обсудить с пациентом определенные аспекты его истории, но не сочтет необходимым изучать его детские переживания так глубоко, как это сделал бы психоаналитик. Такой терапевт может прибегать к просвещению пациента, давая, например мальчику-подростку, который чувствует вину за свои сексуальные импульсы, сведения о сексе и репродуктивной деятельности, чтобы снять его беспокойство, или объясняя работу автономной нервной системы, чтобы уверить встревоженную женщину, что некоторые ее симптомы, такие как сердцебиение и дрожание рук, - не признак болезни.

Все больше психотерапевтов, признавая, что зачастую никакой отдельно взятый терапевтический подход не приносит успеха по всем аспектам проблемы, начинают специализироваться на конкретных проблемах. Например, некоторые клиницисты специализируются на проблемах сексуальных дисфункций. Они узнают все, что могут, о физиологических процессах, ведущих к оргазму; о воздействии препаратов (таких как алкоголь, транквилизаторы и другие лекарства) на сексуальную деятельность; и о том, как беспокойство, сексуальные травмы и плохое общение между партнерами способствует сексуальным дисфункциям. После того как специализирующийся на сексе терапевт усвоил все, что известно о нормальном и аномальном сексуальном поведении, он изучает различные терапевтические системы, чтобы посмотреть, что можно использовать для решения конкретных проблем. Хотя сексолог может привлекать все обсуждавшиеся нами подходы, при сексуальных дисфункциях чаще всего применяются биологические и когнитивно-поведенческие методы.

Другие терапевты специализируются на тревожности, депрессии, алкоголизме и проблемах брака. Некоторые сосредоточились на определенных возрастных группах, стремясь узнать все, что можно, о проблемах детей, подростков и пожилых. В своих специальных областях терапевты обычно применяют эклектический, или интегративный, подход.

Помимо рассмотренных нами, существует и много других разновидностей психотерапии. Некоторые из них приведены в табл. 16.5. Большинство психотерапевтов не являются абсолютными приверженцами какого-то одного метода.

Скорее, их подход - эклектический, вобравший в себя элементы из многих методов, которые они считают наиболее подходящими с учетом личности данного клиента и его конкретных симптомов. Хотя теоретическая ориентация представителей эклектического направления склоняется к тому или иному методу или школе (например, скорее к психоанализу, чем к бихевиоризму), они чувствуют себя вправе отбросить представления, которые сочтут не слишком полезными, или заимствовать методику у других школ. Кроме того, при работе с клиентами, имеющими серьезные проблемы, многие психотерапевты пользуются как психотерапевтическими приемами, так и лекарственной терапией (психотерапевты, не являющиеся врачами, работают в сотрудничестве с психиатрами, прописывающими лекарства их пациентам).

Таблица 16.5. Другие подходы в психотерапии

Название Направленность Основные методики
Гештальт-терапия Осознание личности в целом путем проработки неразрешенных конфликтов и раскрытия тех аспектов бытия индивида, которые недоступны сознанию. Акцент на силе осознания своих чувств и поведения в данный момент. Терапия проводится а окружении группы, но терапевт каждый раз работает с одним индивидом. Лучшее осознание достигается разыгрыванием содержания фантазий, снов или представлением двух сторон конфликта. Сочетание психоаналитического акцента на разрешении внутренних конфликтов с бихевиористским акцентом на осознании своего поведения и гуманистическими соображениями о самоактуализации.
Реалистическая терапия Выяснение ценностей индивида, оценка текущего поведения и будущих планов в их связи с этими ценностями. Принуждение индивида к тому, чтобы принять на себя ответственность. Терапевт помогает индивиду увидеть последствия возможного хода действий и выбрать реалистичное решение или цель. После того как план действий выбран, можно подписывать контракт, в котором клиент соглашается пройти курс терапии.
Рационально-эмоциональная терапия Замена некоторых иррациональных идей (важно, чтобы все всегда меня любили и мной восхищались; я должен быть компетентен во всем; у человека нет контроля над своей печалью и несчастьем) реалистичными. Предполагается, что когнитивные перемены вызовут эмоциональные изменения. Терапевт критикует идеи индивида и выдвигает противоречащие им (иногда тонко, иногда прямо), пытаясь убедить его взглянуть на ситуацию более рационально. Близко к когнитивной терапии Бека, но здесь терапевт более прямо противостоит клиенту.
Трансактный анализ Осознание намерений, с которыми индивид вступает в общение, снятие уверток и обмана, так чтобы он смог верно интерпретировать свое поведение. Групповая терапия. Отношения внутри брачной пары или между членами группы анализируются в терминах личностной компоненты говорящего - «родителя», «ребенка» или «взрослого» (аналогично фрейдовским суперэго, оно и эго) и намерения, стоящего за сообщением. Выявляются деструктивные социальные взаимодействия и игры на предмет выяснения того, что они собой представляют.
Гипнотерапия Снятие болезненных симптомов и укрепление процессов эго путем оказания помощи индивиду в отвлечении от реальности и конструктивном использовании воображения. Терапевт применяет различные гипнотические процедуры, чтобы ослабить переживание конфликта и сомнений путем переключения внимания человека, скорректировать симптомы прямым внушением или вытеснением и укрепить способность индивида к преодолению ситуации.

Приведены некоторые виды психотерапии, не обсуждающиеся в тексте.

Работая, например, с индивидами, страдающими сильной тревожностью, психотерапевт-эклектик может сначала прописать им транквилизаторы или релаксационную тренировку для снижения тревожности (с таким подходом не согласились бы, однако, большинство психоаналитиков, поскольку они считают, что тревожность необходима для мотивации клиента к исследованию его конфликтов). Чтобы помочь клиенту понять истоки его проблем, «эклектичный» психотерапевт может обсудить с пациентом определенные аспекты его истории, но не сочтет необходимым изучать его детские переживания так глубоко, как это сделал бы психоаналитик. Такой терапевт может прибегать к просвещению пациента, давая, например мальчику-подростку, который чувствует вину за свои сексуальные импульсы, сведения о сексе и репродуктивной деятельности, чтобы снять его беспокойство, или объясняя работу автономной нервной системы, чтобы уверить встревоженную женщину, что некоторые ее симптомы, такие как сердцебиение и дрожание рук, - не признак болезни.

Все больше психотерапевтов, признавая, что зачастую никакой отдельно взятый терапевтический подход не приносит успеха по всем аспектам проблемы, начинают специализироваться на конкретных проблемах. Например, некоторые клиницисты специализируются на проблемах сексуальных дисфункций. Они узнают все, что могут, о физиологических процессах, ведущих к оргазму; о воздействии препаратов (таких как алкоголь, транквилизаторы и другие лекарства) на сексуальную деятельность; и о том, как беспокойство, сексуальные травмы и плохое общение между партнерами способствует сексуальным дисфункциям. После того как специализирующийся на сексе терапевт усвоил все, что известно о нормальном и аномальном сексуальном поведении, он изучает различные терапевтические системы, чтобы посмотреть, что можно использовать для решения конкретных проблем. Хотя сексолог может привлекать все обсуждавшиеся нами подходы, при сексуальных дисфункциях чаще всего применяются биологические и когнитивно-поведенческие методы.

Другие терапевты специализируются на тревожности, депрессии, алкоголизме и проблемах брака. Некоторые сосредоточились на определенных возрастных группах, стремясь узнать все, что можно, о проблемах детей, подростков и пожилых. В своих специальных областях терапевты обычно применяют эклектический, или интегративный, подход.

Еще по теме Эклектический подход:

  1. 7. Диагностический подход на основе теории созревания, теории трех ступеней развития К.Бюлера; нормативный подход к исследованию развития Л.Термена.
Загрузка...