docgid.ru

Психотерапевты лечащие когнитивно поведенческой терапией. Основные задачи, методики когнитивной психологии. Пример из практики А. Бека

Когнитивная психология изучает и работает с познавательными процессами людской психики. Чаще всего психологи работают с памятью, вниманием, особенностями мышления, принятием решений и многим другим.

История возникновения

Когнитивная психология зародилась не в один момент. Этот раздел впервые появился в 60-х годах в ответ на ставшим популярным движением бихевиоризма. Родоначальником поведенческой психологии считают Ульрика Найссера. Его монография «Когнитивная психология» стала началом развития и популяризации этого раздела науки.

Огромным прорывом в сфере изучения познавательных процессов стала разработка голографической модели не просто человеческого мозга, а функционирования психики. Авторами ее стали нейрофизиолог Карл Прибрам и физиолог Карл Спенсер Лешли. Она является материальным доказательством того, что память индивидуума сохраняется даже после резекции отдельных участков мозга. С помощью этого изобретения ученые получили подтверждение того, что память и другие познавательные процессы не «закреплены» за отдельным участком.

В настоящее время когнитивная психология достаточно успешно практикуется клиническим психологом Яковом Кочетковым. Он организовал огромный психологический центр, в котором применяются методы когнитивной терапии для лечения многих расстройств. Он автор многих статей на тему рационального лечения панических атак, обсессивно-компульсивных расстройств, депрессии и многих других проблем.

Когнитивная психология в современной науке тесно связана с нейробиологией. Многие познавательные процессы не представляется возможным изучить без понимания тончайших материй нейрофизиологии. Такая связь породила экспериментальную науку – когнитивную нейробиологию.

Основные задачи

Когнитивная психология рассматривает человека как объект, деятельность которого направлена на поиск и переработку новой информации. Все познавательные процессы (восприятие, память, рациональное мышление, принятие решений) задействуются на разных этапах переработки информации. Ученые проводят аналогию между работой головного мозга и работой компьютерного процесса. Психологи даже заимствовали термин «переработка информации» у программистов и успешно применяют ее в своих научных трудах.

Для практического применения часто используют модель переработки информации. С ее помощью непосредственно процесс запоминания раскладывается на несколько отдельных составляющих. Таким образом, можно изучить весь процесс: от получения информации до выдачи определённой на нее реакции.

Практикующие специалисты с помощью методик когнитивной психологии стараются доказать, что знание в первую очередь влияет на поведение и реакцию индивидуума на окружающие раздражители. Также изучается разница восприятия вербальных и невербальных раздражителей, длительность и силу эффекта того или иного образа.

На этом и основывается когнитивная терапия. Она зиждется на мнении, что причины всех нарушений психических процессов, а также ряда заболеваний нервной системы, кроются в ошибочных процессах мышления и восприятия.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная терапия нередко используется в качестве комплексного лечения многих психических заболеваний. Принято различать несколько целей:

  • Борьба с симптомами болезни (устранение или уменьшение проявлений);
  • Предупреждение возникновения рецидива;
  • Улучшение эффекта от назначенного медикаментозного лечения;
  • Помочь пациенту адаптироваться в обществе;
  • Изменение дезадаптивных психологических паттернов и неверных «якорей».

В процессе лечения врач старается объяснить пациенту силу влияния его собственных мыслей и суждений на поступки и поведение. В когнитивной терапии большую роль играет умение различать автоматические мысли, то есть те, которые появляются достаточно быстро и не фиксируются подсознанием. Они не отражаются во внутреннем диалоге, но могут сильно повлиять на реакцию и поступки. Чаще всего определенный автоматизм приобретают те мысли, которые часто повторялись близкими людьми или самым пациентом. Очень сильны аффирмации, которые вложились в самом детстве родителями или близкими людьми.

Пациент должен научиться не только выявлять такие негативные образы, но и научиться их анализировать. Некоторые могут быть полезны, особенно если их рассмотреть и оценить с другой стороны. Это в дальнейшем помогает заменить ошибочные суждения правильными и конструктивными.

Когнитивная психология выделяет два вида «схем» или мыслей: адаптивные, то есть те, которые ведут к конструктивному поведению, и неадаптивные. Последние только мешают жить и приводят к возникновению когнитивных расстройств.

Взаимоотношения пациент-врач

Когнитивная терапия и ее методы эффективны только в тех случаях, когда устанавливаются корректные отношения между лечащим врачом и его пациентом. Они вместе должны определиться в той проблемой, которую хотят решить. Психотерапевт должен уметь не только правильно выстроить беседу, но и обладать определённой долей эмпатии.

Одним из самых распространённых упражнений для поиска проблематики является так называемый «сократический диалог». Врач задает пациенту ряд вопросов для того, чтобы выяснить проблему и помочь больному идентифицировать эмоции и ощущения. Психотерапевт таким образом определяет способ мышления больного и старается подобрать максимально эффективную тактику ведения дальнейших бесед.

Методики

Есть ряд основных методик, которые вывел и структурировал Аарон Бек.

  • Записывание мыслей. Регулярная запись помогает пациенту структурировать свои ощущения и выделять основное. Также с их помощью можно ретроспективно проследить за очередностью мыслей и соответствующих им поступков;
  • Ведение дневника. С его помощью можно выявить те события или ситуации, на которые пациент реагирует достаточно остро;
  • «Отдаление». С помощью этой методики пациент может посмотреть на свои мысли со стороны и постараться дать им объективную оценку. Становится легче отделить продуктивные мысли и порывы от неадаптивных, то есть тех, которые вызывают страх, тревогу и другие негативные эмоции;
  • Переоценка. Врач просит пациента найти альтернативные варианты развития той или иной ситуации;
  • Целенаправленное повторение. Пациента просят проиграть ситуацию много раз подряд, подыскивая новые варианты ее развития. Такое упражнение позволяет укрепить новые аффирмации в сознании пациента.

Когнитивно-бихевиориальная психотерапия

Этот вид терапии возник на основе когнитивной психологии и некоторых тезисах бихевиоризма. Когнитивно-поведенческая терапия или когнитивно-бихевиориальная основывается на мнении, что реакция на определенную ситуацию (ощущение и выбор поведения) зависит целиком и полностью от восприятия этой ситуации. То есть имеет значение только то, как индивидуум реагирует на проблема, а не сама проблема. Когнитивно-поведенческая терапия ставит перед собой определенную задачу: скорректировать мысли и восприятие пациента и направить их в правильное русло. Врачи стараются выявить негативные мысли и реакции. Важно то, какую оценку этим мыслям готов дать сам пациент и то, насколько объективными и реалистичными он их считает.

Помимо всего необходимо смоделировать ритм жизни пациента и постараться избавиться от негативных факторов. В первую очередь важна нормализация питания, отказ от негативных привычек (даже при внешней их привлекательности) и чрезмерной загруженности. Часто синдром хронической усталости приводит пациентов к неверному восприятию окружающей действительности.

Когнитивно-поведенческая терапия построена таким образом, что достаточно большую часть работы приходится выполнять самому пациенту. Психолог дает ему «домашние задания». Хорошие результаты приносит ведение подробных записей и последующий разбор их на психотерапевтическом сеансе.

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) занимается корректировкой мыслей и чувств, которые определяют поступки и действия, влияют на образ жизни человека. Базируется на принципе, что внешнее воздействие (ситуация) вызывает определенную мысль, которая переживается и находит свое воплощение в конкретных поступках, то есть мысли и чувства формируют поведение личности.

А потому, чтобы изменить свое негативное поведение, нередко ведущее к серьезным жизненным проблемам, нужно в первую очередь изменить свой стереотип мышления.

Например, человек панически боится открытого пространства (агорафобия), при виде толпы испытывает страх, ему кажется, что с ним обязательно случится что-то нехорошее. Он неадекватно реагирует на происходящее, наделяет людей совсем не присущими им качествами. Сам становится замкнутым, избегает общения. Это приводит к разладу психики, развивается депрессия.

В таком случае могут помочь методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии, которые научат преодолеть панический страх перед большим скоплением людей. Иными словами, если нельзя изменить ситуацию, можно и нужно изменить свое отношение к ней.

КПТ вышла из недр когнитивной и поведенческой психотерапии, сочетает в себе все основные положения этих методик и ставит перед собой конкретные цели, которые необходимо решить в процессе лечения.

К ним следует отнести:

  • Купирование симптомов расстройства психики;
  • Стойкая ремиссия после курса терапии;
  • Низкая вероятность повторного проявления (рецидива) болезни;
  • Результативность лекарственных средств;
  • Коррекция ошибочных когнитивных (умственных) и поведенческих установок;
  • Разрешение личностных проблем, послуживших причиной психического заболевания.
Исходя из указанных целей, врач-психотерапевт помогает пациенту решить в ходе лечения следующие задачи:
  1. Выяснить, как его мышление влияет на эмоции и поведение;
  2. Критически воспринимать и уметь анализировать свои негативные мысли и чувства;
  3. Научиться заменять негативные убеждения и установки на позитивные;
  4. На основе выработанного нового мышления скорректировать свое поведение;
  5. Решить проблему своей социальной адаптации.
Этот практический метод психотерапии нашел широкое применение при лечении некоторых видов психических расстройств, когда необходимо помочь пациенту пересмотреть свои взгляды и поведенческие установки, наносящие непоправимый вред здоровью, разрушающие семью и причиняющие страдания близким.

Эффективен, в частности, при лечении алкоголизма и наркомании, если после медикаментозной терапии организм очищен от токсического отравления. В ходе реабилитационного курса, занимающего 3-4 месяца, пациенты учатся справляться со своим деструктивным мышлением и корректируют свои поведенческие установки.

Важно знать! Когнитивно-поведенческая психотерапия будет действенна только тогда, когда этого желает сам пациент и устанавливает доверительный контакт с психотерапевтом.

Основные методы когнитивно-поведенческой терапии


Методы когнитивно-поведенческой психотерапии исходят из теоретических задач когнитивной и поведенческой (бихевиоральной) терапии. Психолог не ставит себе цель докопаться до корней возникших проблем. Посредством наработанных методик, применяя конкретные техники, он учит позитивному мышлению, чтобы поведение пациента изменилось в лучшую сторону. В ходе психотерапевтических сеансов также используются некоторые приемы педагогики и психологического консультирования.

Наиболее значимыми методиками КПТ являются:

  • Когнитивная терапия . Если человек неуверенный и воспринимает свою жизнь как полосу неудач, нужно закрепить в его сознании положительные мысли о себе, которые должны вернуть ему уверенность в своих силах и надежду, что все у него обязательно получится.
  • Рационально-эмотивная терапия . Направлена на осознание пациентом того факта, что свои мысли и поступки нужно согласовывать с реальной жизнью, а не витать в своих мечтах. Это оградит от неизбежных стрессов и научит принимать верные решения в различных жизненных ситуациях.
  • Реципрокная ингибиция . Ингибиторами называют вещества, которые замедляют течение различных процессов, в нашем случае речь идет о психофизических реакциях в организме человека. Страх, например, может быть подавлен гневом. В ходе сеанса пациент может представить, что свою тревогу он может подавить, допустим, полным расслаблением. Это ведет к угасанию патологической фобии. На этом основаны многие специальные техники данного метода.
  • Аутогенная тренировка и релаксация . Используется как вспомогательный прием при проведении сеансов КПТ.
  • Самоконтроль . Основывается на методе оперантного обусловливания. Подразумевается, что желательное поведение в тех или иных условиях должно закрепляться. Актуален при трудностях в жизненных ситуациях, допустим, учебе или работе, когда возникают разного рода зависимости или неврозы. Помогают поднять самооценку, контролировать немотивированные вспышки ярости, гасят невротические проявления.
  • Самонаблюдение . Ведение дневника поведения, один из способов «остановки» для прерывания навязчивых мыслей.
  • Самоинструкции . Пациент должен сам задавать себе задания, которых необходимо придерживаться для положительного решения своих проблем.
  • Метод «Стоп-кран» или триада самоконтроля . Внутреннее «стоп!» негативным мыслям, релаксация, положительное представление, мысленное его закрепление.
  • Оценка чувств . Производится «шкалирование» чувств по 10-бальной или иной системе. Это позволяет пациенту определить, допустим, уровень своей тревожности или, наоборот, уверенности, где на «шкале чувств» они находятся. Помогает объективно оценить свои эмоции и предпринять шаги для снижения (увеличения) их присутствия на мысленном и чувствительном уровне.
  • Исследование угрожающих последствий или «что если» . Способствует расширению ограниченного кругозора. При вопросе «А если произойдет что-либо ужасное?» пациент должен не переоценивать роль этого «ужасного», что ведет к пессимизму, а найти оптимистический ответ.
  • Преимущества и недостатки . Пациент с помощью психолога разбирает преимущества и недостатки своих мысленных установок и находит пути сбалансированного их восприятия, это позволяет решить проблему.
  • Парадоксальная интенция . Методику разработал австрийский психиатр Виктор Франкл. Суть ее в том, что если человек чего-то очень боится, нужно, чтобы в своих ощущениях он возвращался к этой ситуации. Например, человек страдает страхом бессонницы, ему нужно посоветовать, чтобы он и не старался уснуть, а как можно дольше бодрствовал. И вот это стремление «не заснуть» вызывает, в конце концов, сон.
  • Тренировка контроля тревоги . Используется в том случае, если человек в стрессовых ситуациях не может совладать с собой, оперативно принять решение.

Техники когнитивно-поведенческой терапии при лечении неврозов


Техники когнитивно-поведенческой терапии включают спектр самых разнообразных конкретных упражнений, с помощью которых пациент должен решить свои проблемы. Вот лишь некоторые:
  1. Рефрейминг (англ. - рамка) . С помощью специальных вопросов психолог заставляет клиента сменить негативные «рамки» своего мышления и поведения, заменить их на позитивные.
  2. Дневник мыслей . Пациент записывает свои мысли, чтобы понять, что тревожит и влияет на его мысли и самочувствие в течение дня.
  3. Эмпирическая проверка . Включает несколько способов, которые помогают найти правильное решение и забыть негативные мысли и аргументы.
  4. Примеры художественной литературы . Доходчиво объясняют выбор положительного суждения.
  5. Позитивное воображение . Помогает избавиться от отрицательных представлений.
  6. Смена ролей . Больной представляет, что утешает своего товарища, оказавшегося в его положении. Вот что бы он смог ему посоветовать в таком случае?
  7. Наводнение, имплозия, парадоксальная интенция, вызванный гнев . Применяются при работе с детскими фобиями.
Сюда же относят выявление альтернативных причин поведения, а также некоторые другие техники.

Лечение депрессии методами когнитивно-поведенческой психотерапии


Когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии широко используются в настоящее время. В основе лежит метод когнитивной терапии американского психиатра Аарона Бека. По его определению «депрессия характеризуется глобально пессимистическим отношением человека к собственной персоне, внешнему миру и своему будущему».

Это тяжело сказывается на психике, страдает не только сам больной, но и его близкие. В наши дни более 20% населения в развитых странах подвержено депрессии. Она снижает в разы трудоспособность, и высока вероятность суицидального исхода.

Симптомов депрессивного состояния много, они проявляются на умственном (мрачные мысли, нет концентрации внимания, трудности с принятием решения и др.), эмоциональном (тоска, угнетенное настроение, тревога), физиологическом (нарушение сна, потеря аппетита, снижение сексуальности) и поведенческом (пассивность, избегание контактов, алкоголизм или наркомания как временное облегчение) уровне.

Если такая симптоматика наблюдается не менее 2-х недель, можно с уверенностью говорить о развитии депрессии. У одних болезнь протекает незаметно, у других приобретает хронический характер и тянется годами. В тяжелых случаях больной помещается в стационар, где проходит лечение антидепрессантами. После медикаментозной терапии необходима помощь психотерапевта, используются методики психодинамической, трансовой, экзистенциальной психотерапии.

Положительно зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая психотерапия депрессии. Изучаются все симптомы депрессивного состояния, и с помощью специальных упражнений пациент может от них избавиться. Одной из эффективных методик КПТ является когнитивное реконструирование.

Пациент с помощью психотерапевта работает со своими негативными мыслями, которые отражаются на поведении, проговаривает их вслух, анализирует и по мере необходимости меняет свое отношение к сказанному. Таким образом он удостоверяется в истинности своих ценностных установок.

Методика включает целый ряд техник, наиболее распространенными являются следующие упражнения:

  • Инокуляция (прививка) стресса . Пациента обучают умениям (копинг-навыкам), которые должны помочь в борьбе со стрессом. Сначала нужно осознать ситуацию, потом выработать определенные навыки борьбы с ней, далее следует закрепить их посредством определенных упражнений. Полученная таким образом «прививка» помогает пациенту справиться с сильными переживаниями и тревожными событиями своей жизни.
  • Приостановка мышления . Человек зациклен на своих иррациональных мыслях, они мешают адекватно воспринимать действительность, служат причиной для появления тревоги, как следствие возникает стрессовая ситуация. Психотерапевт предлагает пациенту воспроизвести их в своем внутреннем монологе, потом громко произносит: «Стоп!» Такой вербальный барьер резко обрывает процесс негативных суждений. Этот прием, неоднократно повторенный в ходе терапевтических сеансов, вырабатывает условный рефлекс на «неправильные» представления, старый стереотип мышления корректируется, появляются новые установки на рациональный тип суждений.

Важно знать! Нет такого метода лечения депрессии, который в одинаковой мере подходит всем. Что подходит одному, может совсем не работать с другим. Чтобы найти для себя приемлемую методику, не нужно зацикливаться на одной только на том основании, что она помогла кому-то из близких или знакомых.


Как лечить депрессию методом когнитивно-поведенческой терапии - смотрите на видео:


Когнитивно-поведенческая терапия (психотерапия) доказала свою эффективность при лечении различных неврозов. Если человек чувствует разлад в душе, связанный с негативной оценкой самого себя, нужно обратиться к специалисту, который поможет изменить отношение (мысли и поведение) к себе и окружающей действительности. Ведь недаром поется: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» Такой «закалкой» от различных неврозов, в том числе и депрессии, являются методы и техники весьма популярной в наши дни КПТ.

Когнитивная психотерапия

Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy ) - одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии , разработанное А. Беком и опирающееся на положение об определяющей роли познавательных процессов (и в первую очередь мышления) в возникновении различного рода психологических проблем и психических отклонений (например, депрессии).

Создатель системы

Джудит С. Бек. Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. - М.: ООО "Изд. дом "Вильямс", 2006. - С. 19.

Цели и задачи когнитивной терапии

В предисловии к известной монографии «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» Бек заявляет о своем подходе как о принципиально новом, отличном от ведущих школ, посвятивших себя изучению и лечению эмоциональных нарушений - традиционной психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии. Эти школы, несмотря на существенные различия между собой, разделяют общее фундаментальное допущение: пациента терзают скрытые силы, над которыми он не властен. …

Эти три ведущие школы утверждают, что источник расстройства пациента лежит вне его сознания. Они мало обращают внимания на сознательные понятия, конкретные мысли и фантазии, то есть когниции . Новый подход - когнитивная терапия - полагает, что к эмоциональным расстройствам можно подойти совершенно другим путем: ключ к пониманию и решению психологических проблем находится в сознании пациентов.

Александров А. А. Современная психотерапия. - СПб.: Академический проект, 1997. - С. 82.

Выделяют пять целей когнитивной терапии: 1) уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства; 2) снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения; 3) повышение эффективности фармакотерапии; 4) решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению); 5) устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений (схем), коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи: 1) осознать влияние мыслей на эмоции и поведение; 2) научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними; 3) исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, их поддерживающие и опровергающие («за» и «против»); 4) заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли; 5) обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

Из указанных задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных четырёх задач используются специальные техники, описание наиболее популярных из них приведено далее.

Методология и особенности когнитивной психотерапии

На сегодняшний день, КТ находится на стыке когнитивизма , бихевиоризма и психоанализа . Как правило, в учебных пособиях, изданных в последние годы на русском языке, не рассматривается вопрос о существовании различий между двумя наиболее влиятельными вариантами когнитивной терапии - КТ А. Бека и РЭПТ А. Эллиса. Исключением является монография Г. Кассинова и Р. Тафрейта с предисловием Альберта Эллиса .

Как основателя рациональной эмотивной бихевиоральной терапии (РЭБТ/REBT), первой когнитивной бихевиоральной терапии, … меня, естественно, привлекли 13-я и 14-я главы этой книги. В 13-й главе описываются методы когнитивной терапии Аарона Бека, а в 14-й представлены некоторые основные методы РЭБТ. … Обе главы отлично написаны и раскрывают как многие сходные моменты, так и основные различия этих подходов. … Но я бы хотел также отметить, что РЭБТ-подход определенно в большей степени, чем когнитивная терапия, делает упор на эмоционально-воспоминательно-(эвокативно-)эмпирические способы.

Предисловие / А. Эллис // Кассинов Г., Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - С. 13.

Несмотря на то что этот подход может показаться похожим на когнитивную терапию Бека, все же есть существенные различия. В модели РЭБТ первоначальное восприятие раздражителя и автоматических мыслей не обсуждается и не подвергается сомнению. … Психотерапевт не обсуждает достоверность, а выясняет, как клиент оценивает раздражитель. Таким образом, в РЭБТ основной акцент делается на … оценке раздражителя.

Кассинов Г., Тафрейт Р. Ч. Психотерапия гнева. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. - С. 328.

Особенности КТ:

  1. Естественнонаучный фундамент: наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии .
  2. Высокая эффективность, подтвержденная многочисленными исследованиями, проведенными на разных нозологических группах (клиническая направленность): депрессии , тревожно-фобические расстройства, психосоматические заболевания , одиночество , анорексия , булимия , личностные расстройства , шизофрения .
  3. Мишене-ориентированность и технологичность: для каждой нозологической группы существует психологическая модель, описывающая специфику нарушений; соответственно выделены «мишени психотерапии», ее этапы и техники.
  4. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от психоанализа): от 20-30 сеансов.
  5. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объектные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).

Основные теоретические положения

  1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства. Т.о., в центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии.
  2. Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов (см. пункт № 3). Центральный фактор - «частные владения (личное пространство)» (personal domain ), в центре которого лежит Эго : эмоциональные нарушения зависят от того, воспринимает человек события как обогащающие, как истощающие, как угрожающие или как посягающие на его владения. Примеры:
    • Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.
    • Эйфория - ощущение или ожидание приобретения.
    • Тревога - угроза физиологическому или психологическому благополучию.
    • Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) или нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.
  3. Индивидуальные различия. Они зависят от прошлого травматического опыта (например, ситуация длительного пребывания в замкнутом пространстве) и биологической предрасположенности (конституциональный фактор). Е. Т. Соколова предложила концепцию дифференциальной диагностики и психотерапии двух видов депрессии, основанную на интеграции КТ и психоаналитической теории объектных отношений:
    • Перфекционистская меланхолия (возникает у т. н. «автономной личности», по Беку). Провоцируется фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении, автономии. Следствие: развитие компенсаторной структуры «Грандиозного Я». Т.о., здесь речь идет об нарциссической личностной организации. Стратегия психотерапевтической работы: «контейнирование» (бережное отношение к обостренному самолюбию, уязвленной гордости и чувству стыда).
    • Анаклитическая депрессия (возникает у т. н. «социотропной личности», по Беку). Связана с эмоциональной депривацией . Следствие: неустойчивые паттерны межличностных отношений, где эмоциональное избегание, изоляция и «эмоциональная тупость» сменяются сверхзависимостью и эмоциональным прилипанием к Другому. Стратегия психотерапевтической работы: «холдинг» (эмоциональное «до-питывание»).
  4. Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса . Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и проч.
  5. Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия - утрата, тревожное расстройство - угроза или опасность и т. п.
  6. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, ее неадаптивные когниции ещё более усиливаются.

Ключевые понятия

  1. Схемы . Это когнитивные образования, организующие опыт и поведение, это система убеждений, глубинные мировоззренческие установки человека по отношению к самому себе и окружающему миру, влияющие на актуальное восприятие и категоризацию. Схемы могут быть:
    • адаптивными/ неадаптивными
    • позитивными/негативными
    • идиосинкразическими/универсальными. Пример: депрессия - неадаптивные, негативные, идиосинкразические.
  2. Автоматические мысли . Основные характеристики автоматических мыслей:
    • Рефлекторность
    • Свернутость и сжатость
    • Неподвластность сознательному контролю
    • Быстротечность
    • Персевераторность и стереотипность. Автоматические мысли не являются следствием размышлений или рассуждений, субъективно они воспринимаются обоснованными, даже если они представляются окружающими нелепыми или противоречат очевидным фактам. Пример: «Если я получу оценку „хорошо“ на экзамене, я умру, мир вокруг меня разрушится, после этого я не смогу ничего сделать, я окончательно стану полным ничтожеством», «Я разрушила жизнь своих детей разводом», «Всё, что я делаю, я делаю некачественно».
  3. Когнитивные ошибки . Это сверхвалентные и аффективно-заряженные схемы непосредственно вызывающие когнитивные искажения. Они характерны для всех психопатологических синдромов. Виды:
    • Произвольные умозаключения - извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению.
    • Сверхобобщение - умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их генерализацией.
    • Избирательное абстрагирование - фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей.
    • Преувеличение и преуменьшение - противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий. Субъект преувеличивает сложность ситуации, одновременно приуменьшая свои возможности с ней справиться.
    • Персонализация - отношение индивида к внешним событиям как к имеющим к нему отношение, когда этого нет на самом деле.
    • Дихотомичное мышление («чёрно-белое» мышление или максимализм) - причисление себя или какого-либо события к одному из двух полюсов, положительному или отрицательному (в абсолютных оценках). В психодинамическом ключе данный феномен можно квалифицировать как защитный механизм расщепления, что свидетельствует «диффузности самоидентичности».
  4. Когнитивные содержания («темы»), соответствующие тому или иному виду психопатологии (см. ниже).

Теория психопатологии

Депрессия

Депрессия - это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической утраты. Когнитивная триада депрессии :

  • Негативные представления о себе: «Я неполноценен, я неудачник, как минимум!».
  • Негативная оценка окружающего мира и внешних событий: «Мир беспощаден ко мне! Почему именно на меня всё это наваливается?».
  • Негативная оценка будущего. «А что тут говорить? У меня просто нет будущего!».

Кроме того: повышенная зависимость, паралич воли, суицидальные мысли , соматический симптомокомплекс. На базе депрессивных схем формируются соответствующие автоматические мысли и имеют место когнитивные ошибки практически всех видов. Темы :

  • Фиксированность на реальной или мнимой утрате (смерть близких, крушение отношений, потеря самоуважения и проч.)
  • Негативное отношение к себе и окружающим, пессимистическая оценка будущего
  • Тирания долженствования

Тревожно-фобические расстройства

Тревожное расстройство - это преувеличенное и хроническое переживание реальной или гипотетической опасности или угрозы. Фобия - преувеличенное и хроническое переживание страха. Пример: страх утраты контроля (например, перед своим организмом, как в случае страха заболеть). Клаустрофобия - боязнь замкнутых пространств; механизм (и при агорафобии): страх того, что в случае опасности помощь может не подойти вовремя. Темы:

  • Предвосхищение отрицательных событий в будущем, т. н. «антиципация всевозможных несчастий». При агорафобии: страх умереть или обезуметь.
  • Расхождение между высоким уровнем притязаний и убежденностью в собственной некомпетентности («Я должен получить оценку „отлично“ на экзамене, но ведь я же неудачник, ничего не знаю, ничего не понимаю»)
  • Опасение потерять поддержку.
  • Устойчивое представление о неизбежном провале в попытке наладить межличностные отношения, оказаться униженным, осмеянным или отвергнутым.

Перфекционизм

Феноменология перфекционизма . Основные параметры:

  • Высокие стандарты
  • Мышление в терминах «все или ничего» (или полный успех, или полное фиаско)
  • Концентрация на неудачах

Перфекционизм очень тесно связан с депрессией, но не с анаклитической (из-за утраты или потери), а с той, которая связана с фрустрацией потребности в самоутверждении, достижении и автономии (см. выше).

Психотерапевтические взаимоотношения

Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным , естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы :

  • Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления. Пример: клиент: «Когда я иду по улице, на меня все оборачиваются», терапевт: «Попробуйте пройтись по улице и посчитать, сколько человек обернулось на вас». Естественно, что автоматическая мысль не совпадает с реальностью! Суть: есть гипотеза, она должна быть проверена эмпирическим путем.
  • Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели:
    1. Прояснить или определить проблемы
    2. Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений
    3. Исследовать смысл событий для пациента
    4. Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения.
  • Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.

Техники и методики когнитивной психотерапии

КТ в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

  • Обнаруживать свои негативные автоматические мысли
  • Находить связь между знаниями, аффектами и поведением
  • Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей
  • Подыскивать более реалистичные интерпретации для них
  • Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.

Конкретные методы выявления автоматических мыслей:

  1. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:
    • Найти аргументы «за» и «против»
    • Построение эксперимента для проверки суждения
    • Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике
    • Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.
  2. Методика переоценки . Проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события.
  3. Децентрация . При социофобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.
  4. Самовыражение . Депрессивные, тревожные и проч. пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания , постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец. Сознательное самонаблюдение.
  5. Декатастрофикация . При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.
  6. Целенаправленное повторение . Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности.
  7. Использование воображения . У тревожных пациентов преобладают не столько «автоматические мысли», сколько «навязчивые образы», то есть дезадаптирует скорее не мышление, а воображение (фантазия). Виды:
    • Методика прекращения: громкая команда «прекратить!» - негативный образ воображения разрушается.
    • Методика повторения: многократно ментально прокручиваем фантазийный образ - он обогащается реалистическими представлениями и более вероятными содержаниями.
    • Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному и даже позитивному, тем самым, понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля.
    • Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.
    • Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует ожидаемое событие, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности.

Эффективность когнитивной психотерапии

Факторы эффективности когнитивной терапии :

  1. Личность психотерапевта : естественность, эмпатийность, конгруэнтность . Терапевт должен уметь получать обратную связь от пациента. Поскольку КТ является довольно директивным (в определенном смысле слова) и структурированным процессом, как только хороший терапевт чувствует серость и обезличенность терапии («решение задач по формальной логике»), он не боится самораскрытия, не боится использования воображения, притч, метафор и т. п.
  2. Правильные психотерапевтические отношения . Учёт автоматических мыслей пациента о психотерапевте и о предлагаемых заданиях. Пример: Автоматическая мысль пациента: «Буду делать записи в моём дневнике - через пять дней стану самым счастливым человеком на свете, все проблемы и симптомы исчезнут, я начну жить по-настоящему». Терапевт: «Дневник - это всего лишь отдельное подспорье, мгновенных эффектов не будет; ваши записи в дневнике - мини-эксперименты, дающие вам новую информацию о себе и своих проблемах».
  3. Качественное применение методик , неформальный подход к процессу КТ. Техники должны применяться согласно конкретной ситуации, формальный подход резко снижает эффективность КТ и часто может сформировать новые автоматические мысли или фрустрировать пациента. Систематичность. Учёт обратной связи.
  4. Реальные проблемы - реальные эффекты . Эффективность снижается, если терапевт и клиент занимаются всем чем угодно, игнорируя реальные проблемы.

Литература

  • Бек А., Джудит С. Когнитивная терапия: полное руководство = Cognitive Therapy: Basics and Beyond - М .: «Вильямс», 2006. - С. 400. - . .
  • Александров А. А. Современная психотерапия. - СПб., 1997. - . (Лекции по когнитивной терапии №№ 5, 6 и 13).
  • Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. - СПб.: Питер, 2003. - .
  • Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб.: Питер, 2002.
  • МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. - СПб., 2001.
  • Васильева О. Б. Список литературы по когнитивно-поведенческой психотерапии
  • Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании: Хрестоматия / Сост. Т. В. Власова. - Владивосток: ГИ МГУ, 2002. - 110 с.
  • Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - Гл. 8.
  • Соколова Е. Т. Психотерапия: Теория и практика. - М.: Академия, 2002. - Гл. 3.
  • Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. - СПб.: Питер, 2002. - .
  • С.В. Харитонов Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии.-М.: Психотерапия, 2009.
  • А. Б. Холмогорова. Актуальные тенденции современной когнитивной психотерапии. (Лекция, прочитанная 18 ноября 2009 г. в МГППУ).
  • Статьи проф. А. Б. Холмогоровой по когнитивной терапии в эл. библ-ке МГППУ (доступны для бесплатного скачивания), в том числе: "Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. - 2001. - № 4".
  • Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии / Под. ред. А. М. Боковикова - М .: Когито-центр, 2000. - С. 224-267. - (Современная психотерапия). - 5000 экз . - .
  • Московский психотерапевтический журнал - № 3/1996; № 4/2001. (Спецвыпуски по когнитивной терапии).
  • Милтон Дж. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва? // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - № 4.
  • Электронные книги по когнитивно-бихевиоральной психотерапии на

См. также

Примечания

Интернет-ресурсы

  • Сообщество Когнитивно-Поведенческих Психотерапевтов (cbt.depressii.net)
  • Когнитивная психотерапия http://cognitive-therapy.ru
  • Институт Бека (Beck Institute for Cognitive Therapy and Research)

Изучая мир, мы смотрим на него сквозь призму уже полученных знаний. Но подчас может оказаться, что наши собственные мысли и чувства могут искажать происходящее и травмировать нас. Такие стереотипные мысли, когниции, возникают неосознанно, показывая реакцию на происходящее. Однако, несмотря на их непреднамеренное появление и кажущуюся безобидность, они мешают жить в гармонии с собой. От таких мыслей необходимо избавляться с помощью когнитивно-поведенческой терапии.

История терапии

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), называемая также когнитивно- бихевиоральная терапия, зародилась в 50-60х годах двадцатого века. Основоположниками когнитивно-поведенческой терапии являются А. Бэк, А. Эллис и Д. Келли. Ученые изучали восприятие человеком различных ситуаций, его мыслительную деятельность и дальнейшее поведение. В этом и заключалось новшество – слияние принципов и методов когнитивной психологии с бихевиористскими. Бихевиоризм – направление в психологии, специализирующееся на изучении поведения человека и животных. Однако, открытие КПТ не означало, что подобные методы никогда не применялись в психологии. Некоторые психотерапевты использовали когнитивные возможности своих пациентов, разбавляя и дополняя таким образом поведенческую психотерапию.

Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии не случайно начало развиваться именно в США. В то время в США была популярна поведенческая психотерапия – позитивно настроенная концепция, считающая, что человек может создавать себя сам, а в Европе, напротив, господствовал пессимистичный в этом плане психоанализ. Направление когнитивно-бихевиоральной психотерапии было основано на том, что человек выбирает поведение, основываясь на собственных представлениях о действительности. Человек воспринимает себя и других людей исходя из собственного типа мышления, который, в свою очередь, получается посредством обучения. Таким образом, неверное, пессимистичное, негативное мышление, которому человек обучился, несет за собой неправильные и негативные представления о действительности, что приводит к неадекватному и разрушительному поведению.

Модель терапии

Что такое когнитивно-поведенческая терапия и в чем она заключается? Основой когнитивно поведенческой терапии являются элементы когнитивной и поведенческой терапии, направленные на корректировку действий, мыслей и эмоций человека в проблемных ситуациях. Ее можно выразить в виде своеобразной формулы: ситуация – мысли – эмоции – поступки. Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации и понять свои собственные действия, нужно находить ответы на вопросы – что вы подумали и почувствовали, когда это произошло. Ведь в итоге получается, что реакцию предопределяет не столько сложившаяся ситуация, сколько ваши собственные мысли по этому поводу, из которых складывается ваше мнение. Именно эти мысли, порой даже бессознательные, и приводят к появлению проблем – страхов, тревог и других болезненных ощущений. Именно в них и находится ключ к разгадке многих проблем людей.

Главной задачей психотерапевта является выявление ошибочного, неадекватного и неприменимого к происходящему мышления, которое необходимо скорректировать или полностью изменить, прививая пациенту приемлемые мысли и схемы поведения. Для этого проводится терапия из трех этапов:

  • логический анализ;
  • эмпирический анализ;
  • прагматический анализ.

На первом этапе психотерапевт помогает больному анализировать возникающие мысли и чувства, находит ошибки, которые нужно скорректировать или убрать. Второй этап характеризуется обучением пациента принятию наиболее объективной модели реальности и сравнению воспринятой информации с действительностью. На третьем этапе пациенту предлагаются новые, адекватные жизненные установки, исходя из которых нужно научиться реагировать на события.

Когнитивные ошибки

Неадекватные, болезненные и отрицательно направленные мысли бихевиоральный подход рассматривает как когнитивные ошибки. Такие ошибки достаточно типичны и могут возникать у разных людей в разных ситуациях. К ним можно отнести, например, произвольные умозаключения. В этом случае человек извлекает выводы, не имея подтверждений или даже при наличии противоречащих этим выводам фактов. Существует также сверхобобщение – обобщение на основе нескольких происшествий, подразумевающее выделение общих принципов действия. Однако, ненормальным здесь является то, что подобное сверхобобщение применяется и в таких ситуациях, в которых этого делать не следует. Следующей ошибкой идет селективное абстрагирование, при котором избирательно игнорируется определенная информация, а также происходит выдергивание информации из контекста. Наиболее часто такое происходит с негативной информацией в ущерб позитивной.

К когнитивным ошибкам также относится и неадекватное восприятие значимости события. В рамках этой ошибки может происходить как преувеличение, так и преуменьшение значимости, что, в любом случае, не соответствует действительности. Такое отклонение, как персонализация, также не приносит ничего положительного. Люди, склонные к персонализации, расценивают как связанные с ними действия, слова или эмоции других людей, когда на самом деле они не имели к ним никакого отношения. Максимализм, который называют также черно-белым мышлением, также считается ненормальным. При нем человек разграничивает произошедшие вещи на полностью черные или полностью белые, что мешает видеть суть действий.

Базовые принципы терапии

Если вы хотите избавиться от отрицательных установок, следует запомнить и понять некоторые правила, на которых основывается КПТ. Самое главное – это то, что ваши отрицательные чувства в первую очередь вызваны именно вашей оценкой того, что происходит вокруг, а также самого себя и всех окружающих. Значение произошедшей ситуации не стоит преувеличивать, нужно смотреть внутрь себя, в стремлении понять движущие вами процессы. Оценка действительности обычно субъективна, поэтому в большинстве ситуаций можно кардинально переменить отношение с отрицательного на положительное.

Важно осознать эту субъективность даже тогда, когда вы уверены в правдивости и правильности ваших умозаключений. Это частое явление несоответствия внутренних установок с действительностью нарушает ваше спокойствие, так что лучше постараться избавиться от них.

Также очень важно для вас понимать, что все это – неправильное мышление, неадекватные установки – можно изменить. Типичное мышление, выработанное вами, можно подвергнуть коррекции в случае небольших проблем, а в случае серьезных – полностью исправить.

Обучение новому мышлению проводится с психотерапевтом на сеансах и самостоятельных занятиях, что в последствии обеспечивает умение пациента адекватно реагировать на возникающие события.

Методики терапии

Наиболее важным элементом КПТ в психологическом консультировании является обучение пациента правильному мышлению, то есть критической оценке происходящего, использованию имеющихся фактов (и их поиску), пониманию вероятности и анализу собранных данных. Этот анализ также называют опытной проверкой. Такую проверку пациент осуществляет самостоятельно. Например, если человеку кажется, что все постоянно оборачиваются на него на улице, стоит просто взять и посчитать, а сколько людей действительно это сделают? Эта несложная проверка позволяет достигать серьезных результатов, но только в том случае, если ее выполнять, и выполнять ответственно.

Терапия психических расстройств подразумевает использование психотерапевтами и других методик, например, методики переоценки. При ее применении пациент выполняет проверку на вероятность возникновения данного события из-за других причин. Проводится как можно более полный анализ множества возможных причин и их влияния, что помогает трезво оценить произошедшее в целом. Деперсонализация используется в когнитивно-поведенческой терапии для тех пациентов, которые чувствуют себя постоянно в центре внимания и страдают от этого.

С помощью заданий они понимают, что окружающие чаще всего увлечены своими делами и мыслями, а не пациентом. Важным направлением является также устранение страхов, для которого используют сознательное самонаблюдение и декатастрофикацию. Такими методами специалист добивается от больного понимания, что все плохие события заканчиваются, что их последствия мы склонны преувеличивать. Еще бихевиоральный подход подразумевает повторение нужного результата на практике, его постоянное закрепление.

Лечение неврозов с помощью терапии

Когнитивно-поведенческая терапия используется для лечения разнообразных заболеваний, чей список обширен и необъятен. В целом, используя ее методы, лечат страхи и фобии, неврозы, депрессии, психологические травмы, панические атаки и другую психосоматику.

Методов когнитивно-поведенческой терапии очень много, а их выбор зависит от конкретного человека и его мыслей. Например, существует техника – рефрейминг, при котором психотерапевт помогает больному избавиться от жестких рамок, в которые он себя загнал. Для того, чтобы лучше понимать себя, больному может предлагаться ведение своеобразного дневника, в который записываются чувства и мысли. Такой дневник будет полезен и доктору, так как он сможет таким образом подобрать более подходящую программу. Психолог может обучать своего пациента позитивному мышлению, заменяющему сформировавшуюся негативную картину мира. Бихевиоральный подход имеет интересный способ – смену ролей, при которой пациент смотрит на проблему со стороны, как будто она происходит у другого человека, и старается дать советы.

Для лечения фобий или панических атак поведенческая психотерапия использует имплозивную терапию. Это так называемое погружение, когда больного намеренно заставляют вспомнить произошедшее, как бы пережить заново.

Также используют систематическую десенсибилизацию, которая отличается тем, что пациента предварительно обучают способам релаксации. Такие процедуры направлены на уничтожение неприятных и травмирующих эмоций.

Лечение депрессии

Депрессия – распространенное психическое расстройство, одним из ключевых симптомов которой является нарушение мышления. Поэтому необходимость применения КПТ в лечении депрессий неоспорима.

В мышлении людей, страдающих от депрессий, были обнаружены три типичные схемы:

  • мысли о потере близких людей, разрушении любовных связей, потере самоуважения;
  • отрицательно направленные мысли по поводу самого себя, ожидаемого будущего, окружающих;
  • бескомпромиссное отношение к себе, предъявление неразумно жестких требований и рамок.

В решении проблем, вызванных подобными мыслями, и должна помогать поведенческая психотерапия. Например, для лечения депрессий применяются техники инокуляции стресса. Для этого пациента учат осознавать происходящее и разумно бороться со стрессом. Врач учит больного, а потом закрепляет результат самостоятельными занятиями, так называемыми домашними заданиями.

А вот с помощью техники реатрибуции можно показать больному несостоятельность его отрицательных мыслей и суждений и дать новые логические установки. Применяются для лечения депрессий и такие методы КБТ, как стоп техника, при которой больной учится останавливать негативные мысли. В момент, когда человек начинает возвращаться к подобным мыслям, нужно возводить условный барьер для негатива, который не будет их допускать. Доведя технику до автоматизма, можно быть уверенным – такие мысли больше не будут вас беспокоить.

Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова () и Скиннера (Skinner В. F.), ().

По мере того как новые поколения врачей применяли поведенческие техники, стало выясняться, что ряд проблем пациентов гораздо сложнее, чем сообщалось в прежних публикациях. Обусловливание адекватно не объясняло сложный процесс социализации и научения. Интерес к самоконтролю и саморегуляции в рамках поведенческой психотерапии приблизил «средовой детерминизм» (жизнь человека определяется прежде всего его внешним окружением) к реципрокному детерминизму (личность - не пассивный продукт среды, а активный участник своего развития).

Публикация статьи «Психотерапия как процесс научения» в 1961 г. Бандурой (Bandura А.) и его последующие работы были событием для психотерапевтов, ищущих более интегративные подходы. Бандура представил в них теоретические обобщения механизмов оперантного и классического научения и одновременно подчеркнул важность когнитивных процессов в регуляции поведения.

Модель обусловливания человеческого поведения уступила дорогу теории, основанной на когнитивных процессах. Эта тенденция была очевидной в реинтерпретации систематической десенсибилизации Вольпе (Wolpe J.) как противообусловливающей техники с точки зрения таких когнитивных процессов, как ожидание, копинг-стратегия и воображение, что привело к подобным специфическим направлениям терапии, как скрытое моделирование (Cautela J., 1971), тренинг навыков и умений. В настоящее время существует по меньшей мере 10 направлений психотерапии, делающих акцент на когнитивном научении и подчеркивающих значение того или иного когнитивного компонента (Beck A.T., 1976; Ellis A., 1977; Meichenbaum D., 1986). Приведем их общие принципы.

1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании. Чтобы помочь пациенту изменить неадаптивное поведение, психотерапевт должен знать, как проходило психосоциальное развитие пациента, видеть нарушения семейной структуры и различных форм коммуникации. Этот метод высокоиндивидуализирован для каждого пациента и семьи. Так, у пациента с личностным расстройством обнаруживаются в сильной степени развитые или недоразвитые поведенческие стратегии (например, контроль или ответственность), преобладают однообразные аффекты (например, редко выражаемый гнев у пассивно-агрессивной личности), а на когнитивном уровне представлены ригидные и генерализованные установки в отношении многих ситуаций. Эти пациенты с детства фиксируют дисфункциональные схемы восприятия себя, окружающего мира и будущего, подкрепляемые родителями. Психотерапевту необходимо изучить историю семьи и понять, что поддерживает поведение пациента в дисфункциональной манере. В отличие от пациентов, имеющих диагноз 1-й оси, у лиц с личностными расстройствами труднее формируется «доброкачественная» альтернативная когнитивная система.
2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Отклонения в нормальном функционировании поддерживаются в основном подкреплением случайных событий в среде (например, стиль воспитания ребенка). Выявление источника нарушений (стимулов) - важный этап метода. Это требует функционального анализа, т. е. детального исследования поведения, а также мыслей и ответов в проблемных ситуациях.
3. Нарушения поведения являются квазиудовлетворением базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.
4. Моделирование поведения представляет собой одновременно обучающий и психотерапевтический процесс. Когнитивно-поведенческая психотерапия использует достижения, методы и техники классического и оперантного научения по моделям, когнитивного научения и саморегуляции поведения.
5. Поведение пациента, с одной стороны, и его мысли, чувства и их следствия - с другой, оказывают друг на друга взаимное влияние. Когнитивное не является первоисточником или причиной неадаптивного поведения. Мысли пациента в такой же степени влияют на его чувства, как чувства - на мысли. Мыслительные процессы и эмоции рассматриваются как две стороны одной медали. Мыслительные процессы - лишь звено, часто даже не основное, в цепи причин. Например, когда психотерапевт пытается определить вероятность рецидива униполярной депрессии, он может сделать более точное предсказание, если поймет, насколько критичен супруг пациента, вместо того чтобы опираться на когнитивные показатели.
6. Когнитивное может рассматриваться как совокупность когнитивных событий, когнитивных процессов и когнитивных структур. Термин «когнитивные события» относится к автоматическим мыслям, внутреннему диалогу и образам. Это не означает, что человек постоянно ведет разговор с самим собой. Скорее можно сказать, что поведение человека в большинстве случаев неосмысленно, автоматично. Ряд авторов говорят, что оно идет «по сценарию». Но бывают случаи, когда автоматизм прерывается, человеку необходимо принять решение в условиях неопределенности, тогда и «включается» внутренняя речь. В когнитивно-бихевиористской теории считается, что ее содержание может оказать влияние на чувства и поведение человека. Но, как уже было сказано, то, как человек чувствует, ведет себя и взаимодействует с окружающими, также может существенно влиять на его мысли. Схема - когнитивная репрезентация прошлого опыта, негласные правила, организующие и направляющие информацию, касающиеся личности самого человека. Схемы влияют на процессы оценки событий и процессы приспособления. В силу такой важности схем основной задачей когнитивно-поведенческого психотерапевта является помощь пациентам в понимании того, как они истолковывают реальность. В этом отношении когнитивно-поведенческая психотерапия работает в конструктивистском ключе.
7. Лечение активно вовлекает пациента и семью. Единицей анализа в когнитивно-поведенческой психотерапии в настоящее время являются примеры отношений в семье и общие для членов семьи системы убеждений. Более того, когнитивно-поведенческая психотерапия также заинтересовалась тем, как принадлежность к определенным социальным и культурным группам влияет на системы убеждений и поведение пациента, включает практику альтернативного поведения на психотерапевтическом занятии и в реальной среде, предусматривает систему обучающих домашних заданий, активную программу подкреплений, ведение записей и дневников, т. е. методика психотерапии структурирована.
8. Прогноз и результативность лечения определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения. Если раньше поведенческая психотерапия ставила основной своей задачей устранение или исключение нежелательного поведения или ответа (агрессии, тиков, фобии), то в настоящее время акцент смещен на научение пациента позитивному поведению (уверенность в себе, позитивное мышление, достижение целей и т. д.), активизацию ресурсов личности и ее окружения. Иными словами, происходит смещение с патогенетического на саногенетический подход.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (моделирование поведения) является одним из ведущих направлений психотерапии в США, Германии и ряде других стран, входит в стандарт подготовки врачей-психиатров.

Моделирование поведения - метод, легкоприменимый в амбулаторных условиях, он ориентирован на проблему, его чаще называют обучением, что привлекает клиентов, которые не хотели бы именоваться «пациентами». Он стимулирует к самостоятельному решению проблем, что очень важно для пациентов с пограничными расстройствами, в основе которых нередко лежит инфантилизм. Кроме того, многие приемы когнитивно-поведенческой психотерапии представляют конструктивные копинг-стратегии, помогая пациентам приобрести навыки адаптации в социальной среде.

Когнитивно-поведенческая психотерапия относится к краткосрочным методам психотерапии. Она интегрирует когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии для изменений личности; подчеркивает влияние когниций и поведения на эмоциональную сферу и функционирование организма в широком социальном контексте. Термин «когнитивный» используется потому, что нарушения эмоций и поведения нередко зависят от ошибок в познавательном процессе, дефицита в мышлении. В «когниций» входят убеждения, установки, информация о личности и среде, прогнозирование и оценка будущих событий. Пациенты могут неправильно интерпретировать жизненные стрессы, судить себя слишком строго, прийти к неправильным выводам, иметь о себе негативные представления. Когнитивно-поведенческий психотерапевт, работая с пациентом, применяет и использует логические приемы и поведенческие техники для решения проблем совместными усилиями психотерапевта и пациента.

Когнитивно-поведенческая психотерапия нашла широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.

Тревога может быть нормальным и адаптивным ответом на множество ситуаций. Способность распознавать угрожающие события и избегать их является необходимым компонентом поведения. Некоторые страхи исчезают без всякого вмешательства, но длительно существующие фобии могут оцениваться как патологический ответ. Тревожные и депрессивные расстройства нередко связаны с псевдовосприятием окружающего мира и требованиями среды, а также жесткими установками по отношению к себе. Депрессивные пациенты оценивают себя как менее способных, чем здоровые лица, в связи с такими когнитивными ошибками, как «селективная выборка», «сверхобобщение», «принцип все или ничего», минимизация позитивных событий.

Поведенческая психотерапия служит средством выбора при обсессивно-фобических расстройствах и по необходимости дополняется фармакотерапией транквилизаторами, антидепрессантами, бета-блокаторами.

Следующие поведенческие лечебные цели осуществляются у пациентов с обсессивно-фобическими расстройствами: полная элиминация или редукция навязчивой симптоматики (мысли, опасения, действия); перевод ее в социально приемлемые формы; устранение индивидуальных факторов (чувство малоценности, недостаток уверенности), а также - нарушений контактов по горизонтали или вертикали, потребности в контроле со стороны значимого микросоциального окружения; устранение вторичных проявлений болезни, таких как социальная изоляция, школьная дезадаптация.

Когнитивно-поведенческая психотерапия при нервной анорексии преследует следующие кратко- и долгосрочные лечебные цели. Краткосрочные цели: восстановление преморбидного веса тела как необходимого условия для психотерапевтической работы, а также восстановление нормального пищевого поведения. Долгосрочные цели: создание позитивных установок или развитие альтернативных интересов (других, чем соблюдение диеты), обновление поведенческого репертуара, постепенно заменяющего анорексическое поведение; лечение фобии или страха потери контроля над весом, нарушений схемы тела, заключающееся в способности и потребности распознавать собственное тело; устранение неуверенности и беспомощности в контактах, в отношении полоролевой идентичности, а также проблем отделения от родительского дома и принятие роли взрослого. Это ключевые задачи психотерапии, которые приводят не только к изменениям веса (симптомоцентрированный уровень), но и к разрешению психологических проблем (личностно-центрированнный уровень). Распространен следующий алгоритм психотерапевтических мероприятий: когнитивно-ориентированная поведенческая психотерапия вначале в индивидуальной форме. Она состоит из приемов самоконтроля, шкалирования целей, тренинга уверенного поведения, тренинга решения проблем, подписания контрактов по восстановлению веса, прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона. Затем пациент включается в групповую психотерапию. Практикуется интенсивная поддерживающая психотерапия. Параллельно с этим проводится системная семейная психотерапия.

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). При проведении психотерапии определяется распределение обоих видов подкреплений при оценке психического статуса пациента. Позитивное подкрепление включает удовольствие от приема психоактивного вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абстиненции в начальный период приема веществ, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, иногда условную приятность роли больного. Негативные последствия аддиктивного поведения - более частая причина обращения к специалисту. Это появление физических жалоб, ухудшение когнитивных функций. Для включения такого пациента в лечебную программу необходимо найти «замещающее поведение» без приема психоактивных веществ или других видов девиантного поведения. Объем психотерапевтических вмешательств зависит от развития социальных навыков, степени выраженности когнитивных искажений и когнитивного дефицита.

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии представляются следующим образом:
1) проведение функционального поведенческого анализа;
2) изменение представлений о себе;
3) коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок;
4) развитие компетентности в социальном функционировании.

Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в поведенческой психотерапии. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние). Помощь в сборе информации оказывает наблюдение за поведением в естественных ситуациях и экспериментальных аналогиях (например, ролевой игре), а также вербальные сообщения о ситуациях и их последствиях.

Цель поведенческого анализа - функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование терапии и ее ход, а также учитывает влияние на поведение микросоциального окружения. При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем: 1) описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа - это чересчур глобальные описания. Необходима более тонкая дифференцировка; 2) отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психотерапевту; 3) выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение; 4) наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физиологические поведенческие признаки. Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) малоприменимо для последующей психотерапии. Необходимо качественное и количественное описание признаков; 5) оценить количественные и качественные последствия поведения.

Другим вариантом функционального поведенческого анализа является составление мультимодального профиля (Лазарус (Lazarus А. А.)) - специфически организованный вариант системного анализа, проводимый по 7 направлениям - BASIC-ID (по первым английским буквам: bechavior, affect, sensation, imagination, cognition, interpersonal relation, drugs - поведение, аффект, ощущения, представления, когниции, интерперсональные отношения, лекарства и биологические факторы). В практике это необходимо для планирования вариантов психотерапии и для обучения начинающих врачей-психотерапевтов методам когнитивно-поведенческой психотерапии. Использование мультимодального профиля позволяет лучше войти в проблему пациента, соотносится с многоосевой диагностикой психических расстройств, дает возможность одновременно наметить варианты психотерапевтической работы (см. Мультимодальная психотерапия Лазаруса).

В работе над типичной проблемой необходимо задать пациенту серию вопросов для прояснения имеющихся трудностей: правильно ли пациент оценивает события? Являются ли ожидания пациента реалистичными? Не основана ли точка зрения пациента на ложных выводах? Адекватно ли в этой ситуации поведение пациента? Есть ли на самом деле проблема? Сумел ли пациент найти все возможные решения? Таким образом, вопросы позволяют построить психотерапевту когнитивно-поведенческую концепцию, из-за чего пациент испытывает трудности в той или иной области. В ходе интервью, в конечном счете, задача психотерапевта состоит в выборе одной или двух ключевых мыслей, установок, поведения для психотерапевтического вмешательства. Первые сеансы обычно нацелены на присоединение к пациенту, идентификацию проблемы, преодоление беспомощности, выбор приоритетного направления, обнаружение связи между иррациональным убеждением и эмоцией, выяснение ошибок в мышлении, определение зон возможного изменения, включение пациента в когнитивно-поведенческий подход.

Задача когнитивно-поведенческого психотерапевта - сделать пациента активным участником процесса на всех его этапах. Одна из фундаментальных задач когнитивно-поведенческая психотерапия - установление партнерских отношений между пациентом и психотерапевтом. Это сотрудничество происходит в форме терапевтического договора, в котором психотерапевт и пациент соглашались вместе работать над устранением симптомов или поведения последнего. Такая совместная деятельность преследует по меньшей мере 3 цели: во-первых, она отражает уверенность, что оба имеют достижимые цели на каждом этапе лечения; во-вторых, взаимопонимание уменьшает сопротивление пациента, возникающее нередко как следствие восприятия психотерапевта агрессором или идентификации его с родителем, если он пытается контролировать пациента; в-третьих, договор помогает предупредить непонимание между двумя партнерами. Недоучет мотивов поведения пациента может заставить психотерапевта двигаться вслепую или привести первого к ложным выводам по поводу тактики психотерапии и ее срыву.

Так как когнитивно-поведенческая психотерапия представляет собой краткосрочный метод, необходимо тщательно использовать это ограниченное время. Центральная проблема «психотерапевтического обучения» - определение мотивации пациента. Для усиления мотивации к лечению учитываются следующие принципы: совместное определение целей и задач психотерапии. Важно работать только над теми решениями и обязательствами, которые вербализируются через «Я хочу», а не «Я хотел бы»; составление позитивного плана действий, его достижимость для каждого пациента, тщательное планирование этапов; проявление психотерапевтом интереса к личности пациента и его проблеме, подкрепление и поддержка малейшего успеха; усилению мотивации и ответственности за свой результат способствует «повестка дня» каждого занятия, анализ достижений и неудач на каждом этапе психотерапии. При подписании психотерапевтического контракта рекомендуется записать план или повторить его, используя приемы положительного подкрепления, сообщая, что это хороший план, который будет способствовать осуществлению желаний и выздоровлению.

В начале каждого занятия во время интервью совместными усилиями принимается решение, какой перечень проблем будет затронут. Формированию ответственности за свой результат способствует «повестка дня», благодаря которой удается последовательно прорабатывать психотерапевтические «мишени». «Повестка дня» обычно начинается с короткого обзора опыта пациента с последнего занятия. Она включает обратную связь психотерапевта по поводу домашних заданий. Затем пациента стимулируют высказываться, над какими проблемами он хотел бы работать на занятии. Иногда психотерапевт сам предлагает темы, которые считает целесообразным включить в «повестку дня». По окончании занятия суммируются (иногда письменно) наиболее важные выводы психотерапевтического сеанса, анализируется эмоциональное состояние пациента. Совместно с ним определяется характер самостоятельной домашней работы, задачей которой служит закрепление знаний или умений, полученных на занятии.

Поведенческие приемы ориентированы на конкретные ситуации и действия. По контрасту со строгими когнитивными приемами поведенческие процедуры нацелены на то, как действовать или как справляться с ситуацией, а не как ее воспринимать. Когнитивно-поведенческие техники основаны на изменении неадекватных стереотипов мышления, представлений, которыми личность реагирует на внешние события, часто сопровождаемых тревогой, агрессией или депрессией. Одна из принципиальных задач каждой поведенческой техники - изменить дисфункциональное мышление. Например, если в начале терапии пациент сообщает, что его ничего не радует, а после проведения поведенческих упражнений меняет эту установку на позитивную, то задача выполнена. Поведенческие изменения часто возникают как результат когнитивных изменений.

Наиболее известными являются следующие поведенческие и когнитивные приемы: реципрокная ингибиция; методика наводнения; имплозия; парадоксальная интенция; методика вызванного гнева; метод «стоп-кран»; использование воображения, скрытого моделирования, тренинга самоинструкций, методов релаксации одновременно; тренинг уверенного поведения; методы самоконтроля; самонаблюдение; прием шкалирования; исследование угрожающих последствий (декатастрофизация); преимущества и недостатки; опрос свидетельских показаний; исследование выбора (альтернатив) мыслей и действий; парадоксальные приемы и др.

Современная когнитивно-поведенческая психотерапия, подчеркивая значимость принципов классического и оперантного научения, не ограничивается ими. В последние годы она абсорбирует также положения теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем, вследствие чего модифицируются и интегрируются методики и техники этого направления в психотерапии.

Загрузка...